а не хотел он принять такого участия. вероятно, потому, что ему не нравилось, что инициатива и мысль в этом деле принадлежала исключительно Дионисию. Авраамию настолько это не нравилось, что об этом подвиге преподобного он вовсе не упоминает в своем «Сказании», не смотря на то, что рассказ о таком великом деле сострадания и истинно-христианского милосердия мог много послужить славе монастыря. Но он с удовольствием рассказывает, как, напр., вывозил на базар Троицкий хлеб для продажи его по дешевой цене, потому что действующим являлся тут один он и его никто не засторанивал. Сравнительно слабое участие Авраамия в составлении Дионисием патриотических грамот, кроме некоторых причин, указанных нами выше, может быть, отчасти имело в своем основании опять тоже нежелание Авраамия трудиться в таком деле, в котором главным был не он, а Дионисий, – и след., чести ему от того было мало. Наконец, темное дело Иосифа Панина, совершенное в отсутствие Дионисия и скорое удаление из монастыря Авраамия по возвращении туда Дионисия во всяком случае не свидетельствует о доброте и искренности отношений келаря к архимандриту. Впрочем, мы не простираем своих догадок дальше. Вследствие отсутствия положительных и ясных данных мы постарались только сделать возможные и вероятные соображения о взаимных отношениях двух известных исторических личностей – Дионисия и Авраамия, сведенных судьбою в жизни, – и вовсе не думаем придавать этим соображениям значения несомненной истины 658 . Не имея на то твердых оснований, мы вовсе не хотим напр., признать, что Авраамий был даже среди «клеветников» на Дионисия, как делают некоторые исследователи. Г. Смирнов думает, что Авраамий был сослан на Соловки за оклеветание Дионисия пред патриархом вместе с калугером Рафаилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Оку и Волхов заменяет озеро Неро, по которому святитель плывет на своей мантии от неблагодарных ростовцев к далекому берегу, где основывает свой монастырь. Заключение беса в сосуд (без путешествия в Иерусалим) и клеветы беса на святого, хотя и в другой форме, входят в состав жития преподобного Авраамия Ростовского, первая половина которого повествует о его чудесной борьбе с язычеством. Житие св. Авраамия принадлежит к памятникам поздним и совершенно легендарным. Оно настолько изобилует историческими и хронологическими несообразностями (говорит, например, о стольном городе Владимире при князе Владимире), что нет возможности даже, хотя бы в пределах столетия, определить время жизни святого. Историки колеблются между XI и XIV столетиями. Первые известия о почитании св. Авраамия восходят к концу XV века. К тому же времени или к началу XVI века относятся древнейшие списки одной из трех редакций его жития. Древние, хотя тоже не исторические жития св. Леонтия и Исаии, епископов ростовских, повествуют о их борьбе с язычеством. Житие преподобного Авраамия, не упоминая о них, переносит их подвиги на Авраамия. В Ростове на Чудском конце стоит идол каменный, именуемый Велесом. В нем живет бес и «творит мечты» мимоходящим. Авраамий молился о ниспослании сил для одоления идола «и не возможе». Некий старец посылает его в Цареград для молитвы в церкви Иоанна Богослова, но по дороге в окрестностях Ростова Авраамий встречает самого апостола – «человека страшна, благоговейна образом, плешива, возлыса, брадою круглою великою, и красна суща зело». Страшный муж дает ему свою трость, чтобы ею «избодать» идола. Идол рассыпается в прах. На месте его Авраамий воздвигает монастырь Богоявления, а на месте встречи с апостолом – церковь Святого Иоанна Богослова. И церковь и монастырь известны в Ростове. В церкви Богослова сохранилась и та самая трость, которой Авраамий избодал Велеса. Борьба Авраамия с идолом, несомненно, вдохновляется апокрифическим житием апостола Иоанна, а трость Иоанна в Ростовском уезде соответствует посоху апостола Андрея в Новгородском (в известном селе Грузине). Ростовцы, так много перенявшие из новгородских легенд, не хотели уступить новгородцам чести видеть одного из апостолов во плоти на своей земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Однако преподобный продолжает оставаться под запрещением. Обещанная «епитимия» приходит в виде страшной засухи. Молитвы епископа и всего народа остаются неуслышанными. Тогда по совету третьего, не названного по имени иерея Игнатий призывает св. Авраамия, снова расследует обвинения против него «и испытав, яко все лжа», прощает его и просит молиться о страждущем граде. Бог услышал молитву святого: «Еще преподобному не дошедшу своея келия, одожди Бог на землю дождь», и с этого времени возобновилось почитание Авраамия и стечение к нему народа. Последние годы святого прошли мирно на игуменстве в новом, третьем по счету монастыре его. Епископ Игнатий хотел построить монастырь во имя своего святого и уже поставил церковь за городом на месте скупленных им огородов, но потом почему-то се разрушил и перенес на новое место, освятив во имя Пресвятой Богородицы, «положения честныя ризы и пояса». Этот монастырек, где питалось несколько старцев щедротами епископа, не пользовался, по-видимому, особым уважением. Охотников идти в игумены не было. «По мнозе же времени» Игнатий вызывает с Селища Авраамия и дает ему благословение: дом Богородицы. Авраамий с радостью принимает игуменство, продолжая «пребывать в первом подвизе» учительства и духовничества для сограждан. Пользуясь общей любовью, преподобный пережил своего епископа и преставился от болезни после пятидесяти лет подвижничества. Необычайность подвига св. Авраамия и перенесенных им гонений ставит пред нами вопрос о их источнике. Биограф его св. Ефрем неоднократно подчеркивает, что преподобный стал жертвой смоленского духовенства. Его ученость и дары пастырства противополагаются «невежам, взимающим сан священства». На суде «князю и властителем умягчи Бог сердце, игумном же и ереем, аще бы мощно, жива его пожрети».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Мы хотим сказать о кресте преподобного Авраамия Ростовского, основателя монастыря его имени, современника Владимира Мономаха (1113–1125). Мощи Авраамия обретены при внуке Мономаха, великом князе Всеволоде (1176 – 1212) 83 . На этот крест ссылаются и мнимые старообрядцы в доказательство того, что на кресте не должно писать титлы Пилатовой – I Н Ц I. Вот что они говорят по этому поводу: «Апостол Христов и евангелист Иоанн Богослов даде жезл с распятием преподобному Авраамию Ростовскому Чудотворцу, имже повеле сокрушити Влеса идола, творяща многи напасти мимоходящим людям, еже и бысть, на нем же распятии несть Пилатово написание. Имать же воображено: IC ХС HIKA. Сие же распятие в монастыре преподобного Авраамия имеется, о дании же жезла и о сокрушении идола в житии Авраамове написано». На это мы прежде всего должны сказать, что ссылка их не совсем справедлива: в житии Авраамия сказано, что св. Иоанн Богослов дал преподобному жезл не с Распятием, а – простой, обыкновенный жезл, или палку, без Распятия, что можно видеть между прочим на самом этом жезле, который, кажется, будучи взят из монастыря Иоанном IV, и теперь, говорят, находится в Московской Оружейной палате. Старообрядцы смешивают жезл с крестом Авраамия, что не одно и то же. О надписи мы не спорим, но и об ней должны сказать, что она не совсем в том виде, в каком находят ее старообрядцы: на изображении креста видно только три буквы: HIK, а слов: IC ХС нет; есть только два слова: ца, идущие вдоль креста. Что же касается формы креста и формы разных меньших изображений, сделанных в нем, то самый крест – шестиконечный; два поперечника его, из коих один короче, а другой длиннее, находятся в большом расстоянии друг от друга, так что, если бы разрезать крест в средине между двумя поперечниками, то вышло бы два правильных креста – и, по всей вероятности, потому он представляет из себя два соединенных креста, а не один.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прозорливый святитель отговаривал Авраамия от этого путешествия и предсказал ему, что он будет игуменом, архимандритом, наконец, и епископом, но пользы от этого не получит. Предсказание это, по словам жизнеописателя, в точности исполнилось: Авраамий сделался Потом митрополитом Рязанским, но по клевете одного из бывших при нем клириков отрешен от управления епархией 8 . На основании этого краткого сообщения, разумеется, трудно делать какие-нибудь прочные выводы. Но, в связи с приведенною выше записью, возможна догадка, что клириком этим был именно иподиакон Афанасий Тимофеев, возивший письма от Авраамия к патриарху 9 . Весьма вероятно, что изъявляя на бумаге полное согласие подчиниться воле патриарха, Авраамий, в то же время, поручил иподиакону лично ходатайствовать пред патриархом об отмене указа, тем более, что в первой грамоте патриарха не назван был определенный монастырь для жительства Авраамия, и потому последний мог считать свое дело еще не решенным окончательно. Но иподиакон Афанасий Тимофеев, может быть, не только не защитил своего владыку, а, наоборот, засвидетельствовал пред патриархом о недостатках епархиальной деятельности престарелого Рязанского владыки. Как бы то ни было, но приведенными сейчас сведениями из жития митроп. Илариона еще раз подтверждается, что увольнение на покой было для Авраамия печальною неожиданностью. Затем, сопоставляя хронологические даты приведенной выше записи с другими сведениями, нужно придти к тому заключению, что Авраамий продолжал еще жить в Рязани в то время, когда уже патриарх готовился к поставлению Стефана Яворского . Дело шло очень быстро. Как мы видели, 11 марта отправлена была в Москву ризница с архиерейской свитой. А 15 марта, по приказу патриарха, Стефану Яровскому объявлено на следующий день готовиться к наречению.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Авраамий Смоленский (+ 1221 ), архимандрит , преподобный . Память 21 августа и в Соборе Смоленских святых . Родился в Смоленске от богатых и благочестивых родителей. В школе он отличался способностями и любознательностью и очень любил ходить в церковь петь и читать. От брака он уклонился и по смерти родителей раздал их имение церквам и бедным, а сам решил вести жизнь нищего, прося при этом Бога указать ему путь к спасению. По внушению свыше он поступил в Богородичную обитель в 6 верстах от Смоленска (ныне с. Богородицкое ), где сохранились его пещера и остатки посаженного им дуба. Здесь он, исполняя послушание, изучал Священное Писание и жития святых и, окружив себя писцами, составлял назидательные статьи и сборники. Став иеромонахом , он ежедневно служил литургию и проповедовал, привлекая множество людей своим даром слова. Так прошло 30 лет. Его влияние на людей вызывало зависть. Игумен сначала воспретил ему проповедовать, а потом изгнал его из обители. Тогда он ушел в Смоленский монастырь Святого Креста . Но и здесь зависть не оставила святого мужа в покое: на него восстало все городское духовенство. Он отвратил от нас наших детей духовных ,- вопияли они и огласили его пред народом еретиком, чернокнижником, волхвом и лжепророком. Его схватили и представили на суде к смоленскому епископу Игнатию , куда прибыл и смоленский князь. Игнатий, желая прекратить мятеж народный, отослал Авраамия в прежний Богородицкий монастырь, воспретив ему литургисание. Тогда начались засуха и болезни. Молебны не помогали. Священник Лазарь сказал епископу, что, если не разрешать Авраамия, будут еще худшие беды. Епископ разрешил, просил у Авраамия прощения, и, по молитвам Авраамия, пошел обильный дождь. Так была доказана его правда, а епископ основал обитель в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы и настоятелем ее назначил Авраамия.

http://drevo-info.ru/articles/13623.html

Так как очень многие и из горожан приходили к нему для назидания, то некоторые из городских священников и даже из монастырской братии начали завидовать ему, вымышлять разные клеветы на него и делать ему неприятности. Восстановили против пего даже игумена, так что святой должен был перейти в другой монастырь, в самом городе. Но здесь возбудили против святого Авраамия самого епископа, говоря, что он проповедует еретическое учение и живет нечисто, прикрывая темные дела наружной святостью. Собран был суд над преподобным, и он был осужден: ему запрещено было совершать богослужение и говорить с людьми. Авраамий все переносил благодушно, говоря о своих врагах: «Бог – им судья!» Но вследствие осуждения Авраамия произошло много вреда для города: люди слабые, которых святой удерживал своими наставлениями от пороков, предались снова порокам; а многие из учеников его, иноки, возвратились из монастыря к мирской жизни; в городе открылись разные беды: засуха, болезни. Тогда благочестивый священник Лазарь (впоследствии епископ) пришел в епископу Игнатию и сказал, что город еще строже будет наказан, если жители не раскаются в своей несправедливости против Авраамия. Игнатий разрешил Авраамию священнодействие, просил у него прощения городу и молитв о дожде. «Кто я, грешный, – смиренно говорил он епископу, – что ты возлагаешь на меня такое повеление? Помолись ты сам о вверенном тебе стаде, да послушает тебя Господь». Однако ж, затворясь в келлии, помолился, и пролился сильный дождь. Тогда все поняли свой ошибку и начали высоко уважать Авраамия, а святитель Игнатий построил близ города новый монастырь в честь «Положения ризы Богородицы» и поставил его здесь настоятелем. Тогда снова и безбоязненно отовсюду толпами начали стекаться к святому, чтобы поучаться благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика ( Пигин. 2001). С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» ( Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого. Согласно Житию, П. род. «от благородных и благочестивых родителех» и получил хорошее образование. Когда он достиг совершеннолетия, родители попытались найти ему невесту, однако юноша решительно отверг возможность брака и в возрасте 22 лет покинул родительский дом. Он ушел в мон-рь в честь Рождества Христова на Волге (вероятно, находился на месте совр. с. Прилуки Угличского р-на Ярославской обл.). Рождественский монастырь был связан с Троице-Сергиевым, возможно, прп. Сергий Радонежский был его основателем. Здесь П. принял постриг и вел аскетический образ жизни. Не найдя себе в обители духовника, он попросил разрешения у настоятеля покинуть ее. П. ушел к прп. Сергию, к-рый принял монаха с «великою любовью» и взял его под свое руководство. В Троице-Сергиевом мон-ре П. трудился на различных монастырских службах неск.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Монастырь стал обогащаться. Враг рода человеческого не мог выносить всего этого и здесь восстал на него чрез завистливых людей. Многие из мирян и из духовных позавидовали славе преподобного и стали распускать молву, будто Авраамий проповедует еретическое учение и совращает в свое лжеучение молодых людей, живет нечисто, прикрывая темные дела наружною святостью. Такие толки дошли до епископа. Весь город пришел в волнение, все стали совещаться, чем бы наказать Авраамия. Некоторые советовали сослать его в заточение, другие – сжечь на костре, третьи говорили, что нужно Авраамия водить по городу с побоями и затем утопить в реке. Наконец над Авраамием был учрежден из духовных лиц на владычном дворе суд. Послали за обвиняемым. Авраамий в это время молился. С бранью и бесчестием повели его к епископу. Авраамий молчал и всю дорогу молился. Спокойно он предстал на суд. В это время одному иноку, по имени Лука, совершавшему в келлии девятый час молитвы, был слышан голос об Авраамии, что его невинно ведут на суд. Лука поспешил на суд, вздумал было защищать преподобного, но его не послушали. Хотя ни одна клевета, ни один донос на него не все-таки для общего успокоения умов преподобный был ему воспрещено было совершать богослужение и беседовать с народом. Но Сам Господь вступился за беззащитного и вразумлял его клеветников: появилась засуха, бездождие. Напрасно совершались молебствия, ничто не помогало. Одних из обвинителей преп. Авраамия постигли болезни, другие были поражены внезапной смертью. Сам же преподобный все переносил безропотно и свое дело предавал суду Божию. «Бог им говорил он про своих врагов. Сознал свой грех и епископ. Он теперь призвал всех игуменов и священников города и строго запретил им еще чем-нибудь оскорблять Авраамия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить избрание протоиерея Иоанна Шо, клирика Чикагской и Средне-Американской епархии, епископом Манхэттенским, викарием Восточно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви, с наречением и хиротонией по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита. 2. Утвердить избрание архимандрита Георгия (Шейфера), насельника Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, епископом Мейфилдским, викарием Восточно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви. 3. Утвердить избрание архимандрита Феодосия (Иващенко), клирика Западно-Американской епархии, епископом Сиэтлийским, викарием Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , председателя Отдела внешних церковных связей , о поступившем обращении Преосвященного архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Русская Зарубежная Церковь). Справка: Преосвященный архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк обратился с просьбой благословить переход иеромонаха Авраамия (Диркса), заштатного клирика Иваново-Вознесенской епархии , в клир Германской епархии Русской Зарубежной Церкви. Личное дело иеромонаха Авраамия поступило в Отдел внешних церковных связей. ПОСТАНОВИЛИ: Иеромонаха Авраамия (Диркса), заштатного клирика Иваново-Вознесенской епархии, направить в распоряжение Преосвященного архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах зарубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Протоиерея Алексия Байкова освободить от должности клирика Корсунской епархии , согласно прошению, и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА

http://patriarchia.ru/db/text/425654.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010