Сотворив над ним молитву и по обычаю устроив все, необходимое для погребения, старец поспешил удалиться в пустыню... Очень часто он переходил большую реку Нил - по колена в воде... В другое время он являлся братии в их высоких келиях " дверям заключенным. " Очень часто также появлялся мгновенно в какой угодно было ему, хотя бы и весьма дельней, местности... Еще в самое первое время после его обращения, после недельного поста в пустыне встретился ему человек с хлебом и водой и просил его принять пищу, сказав, что это ниспослано ему свыше... В другое время явился ему диавол и, указывая ему одно место на земле, уверял, что здесь скрыто огромное количество золота, принадлежавшего фараону. Патермуфий ему ответил: сребро твое с тобою да будет в погибель! (Деян. 8,20). Вот что да и многое другое, подобное сему, совершил чрез него Господь! - Были и до нас многие другие отцы, совершавшие небесные знамения и чудеса, - отцы, ихже не был достоин весь мир (Евр. 11,38). Что же удивительного, если мы, смиренные и недостойные сравнительно с ними, исцеляем хромых и слепых? Не удается ли это иногда, при помощи искусства, так же и врачам? Так беседовал с нами старец Коприй. Во время его рассказов один из нашей братии как бы от невероятности событий начал зевать и наконец дремать от скуки. Крепко заснув, он видит в сновидении книгу, исписанную золотыми письменами. Книга - в руках старца Коприя, и он из ней берет свои повествования. И стоял тут же некто - светоносный, украшенный сединами. Грозно взглянув на него, явившийся сказал невнимательному: - Что ж ты без внимания слушаешь то, о чем здесь читают, - напротив дремлешь от безверия? Смутившись он вдруг пробуждается и тотчас по-латыни на ухо рассказывает свое сновидение... Мы заметили, как среди разговора подошел ко входу в пещеру какой-то крестьянин, держа в руках наполненный песком сосуд. Он поджидал окончания беседы старца. Мы спросили пресвитера: - Что нужно этому крестьянину, который стоит здесь и держит сосуд с песком? - Ах, чада мои, отвечал старец, следовало бы мне воздержаться от подробного объяснения... Боже сохрани нас - подпасть как-нибудь тщеславию и потерять вечную награду... Но вы совершили столь дальний путь, чтобы посетить нас... Ради вашего назидания и пользы душевной не утаю от вас, но поведаю вам дела Божии, которые Он удостоил совершить среди нас. |
24 ), кисть винограда (cap. 21 ), бочка для воды (cap. 22 ) 554 и т. д. Существуют, однако, два интересных «разночтения» в греческой и латинской версиях, позволяющие, на первый взгляд, усмотреть развитие «рыночной» установки под внешне «автаркическим» описанием. Во-первых, в рассказе про авву Коприя (cap. 10 ) обе версии «Истории монахов» упоминают о саде, которым он владел и содержал его для нужд приходивших к нему монахов. В греческой версии говорится, что этот сад находится в ближайшей хоре, и что его обрабатывает один бедный человек 555 . Можно ли предполагать здесь аренду этого сада бедняком за деньги? Скорее всего, эта земля принадлежала самому Коприю, а бедняк обрабатывал её за часть урожая. Второй пример связан с упоминанием в латинской версии, что монахи аввы Серапиона (сар. 18) получают за свою поденную работу не зерном, как это указано в греческой версии, а деньгами, уже затем покупая на них зерно. При этом Руфин дает цифру (80 модиев зерна), намного превышающую данные греческого текста (12 артаб) 556 . Однако такая схема взаиморасчетов, когда монах-поденщик за жатву получает деньги, на которые в свою очередь приобретает зерно, представляется нам слишком сложной и неестественной. В любом случае, делать какие-либо серьезные выводы на таком зыбком основании, как подобные «разночтения» – это означит впадать в крайность и демонстрировать гиперкритический подход к нашим источникам. Мы уже упоминали о спорной интерпретации указания фискального кодекса, где упомянуты «тавеннисиоты». Нам представляется, что четкого статуса монастырских земель в IV в. в Египте не существовало. Земли, скорее всего, официально принадлежали их собственникам, перешедшим в монашество, вне зависимости от того, какие правила на их счет существовали в монашеских общинах. Дальнейшее же укрепление статуса монастырской собственности могло привести к более «рыночному» обращению с землей, на что указывают уже упомянутые нами папирусы VI–VIII вв. Таким образом, наличие эволюции от «автаркии» к «рынку» в хозяйстве египетских монастырей на протяжении IV–VII вв. представляется более правдоподобным, нежели ее отсутствие. |
Сотворив над ним молитву и по обычаю устроив все, необходимое для погребения, старец поспешил удалиться в пустыню... Очень часто он переходил большую реку Нил — по колена в воде... В другое время он являлся братии в их высоких келиях «дверям заключенным.» Очень часто также появлялся мгновенно в какой угодно было ему, хотя бы и весьма дельней, местности... Еще в самое первое время после его обращения, после недельного поста в пустыне встретился ему человек с хлебом и водой и просил его принять пищу, сказав, что это ниспослано ему свыше... В другое время явился ему диавол и, указывая ему одно место на земле, уверял, что здесь скрыто огромное количество золота, принадлежавшего фараону. Патермуфий ему ответил: сребро твое с тобою да будет в погибель! (Деян. 8:20). Вот что да и многое другое, подобное сему, совершил чрез него Господь! — Были и до нас многие другие отцы, совершавшие небесные знамения и чудеса, — отцы, ихже не был достоин весь мир (Евр. 11:38). Что же удивительного, если мы, смиренные и недостойные сравнительно с ними, исцеляем хромых и слепых? Не удается ли это иногда, при помощи искусства, так же и врачам? Так беседовал с нами старец Коприй. Во время его рассказов один из нашей братии как бы от невероятности событий начал зевать и наконец дремать от скуки. Крепко заснув, он видит в сновидении книгу, исписанную золотыми письменами. Книга — в руках старца Коприя, и он из ней берет свои повествования. И стоял тут же некто — светоносный, украшенный сединами. Грозно взглянув на него, явившийся сказал невнимательному: — Что ж ты без внимания слушаешь то, о чем здесь читают, — напротив дремлешь от безверия? Смутившись он вдруг пробуждается и тотчас по-латыни на ухо рассказывает свое сновидение... Мы заметили, как среди разговора подошел ко входу в пещеру какой-то крестьянин, держа в руках наполненный песком сосуд. Он поджидал окончания беседы старца. Мы спросили пресвитера: — Что нужно этому крестьянину, который стоит здесь и держит сосуд с песком? |
И это не единственный пример необыкновенного послушания, сохранившийся в летописях иночества. XVII. Коприй, авва в Нижней Фиваиде Патермуфий настолько способствовал духовному развитию Коприя, что он был впоследствии рукоположен в священники и в свою очередь стал руководителем иноков. Он получил от Бога дар творить чудеса — исцелять слепых и увечных, изгонять демонов из бесноватых и проч. Но по смирению своему он считал себя гораздо ниже своего наставника и других праведных иноков, которые жили раньше него и о добродетелях которых он рассказывал Руфину и его товарищам. Ему удалось обратить к Христу несколько язычников, живших в селениях недалеко от монастыря; и так как его забота обнимала также и земные их нужды, то он, узнав, насколько бесплодна их земля, благословлял песок, который они перемешивали с семенами, и это благословение старца обеспечивало ежегодно обильный урожай. Он сам возделывал маленький сад, где насадил пальмы, фруктовые деревья и травы, чтобы кормить своих посетителей. Один язычник ухитрился однажды украсть у него из сада эти травы, но, когда он хотел их сварить, это ему никак не удалось, хотя он развел сильный огонь. Несмотря на долгое кипячение, они оставались такими же свежими, какими он их сорвал. Это чудо заставило его опомниться. Он принес святому свою покражу и стал христианином. В соседнем городе отшельник встретил ученого, принадлежавшего к ереси манихеев, который уловлял в свои сети жителей, и вступил с ним в спор. Еретик, человек тонкого ума, ловко вывертывался в трудных местах спора, не будучи в состоянии отвечать прямо. Но Коприй, чтобы одолеть его более действительным и прямым образом, сказал ему, что надо решить дело каким-нибудь чудом; и предложил зажечь сильный огонь, в который они должны были оба войти. Решено было признать правым учение того, кого не повредит пламя. Все присутствовавшие, бывшие в большом количестве, одобрили это предложение. Зажгли огонь, и Коприй взял манихея за руку, чтобы вместе войти в него. Но тот упирался, говоря, что они должны подвергнуться испытанию отдельно и так как он бросил вызов, то он должен и начать: Коприй, уверенный в правоте своего дела и в покровительстве Божием, тотчас согласился и, осенив себя крестным знамением и призвав имя Иисуса Христа, смело бросился в пламя, в котором пробыл приблизительно полчаса, не получив от того никакого вреда, потому что пламя раздалось в ту минуту, как он в него вступил, и весь народ, свидетель этого чуда, громкими криками прославлял Бога. |
Тогда сумма цифр выражала бы число 6009, т.е. 501-й год по Р.Х. К сожалению, и так не выходит. Этому году соответствовал 9-й, а не 13-й индиктион. Для охотников хронологических вычислений мы передаём в точном fac-simile всю надпись 257 . Странно слышать христианское имя (очевидно Латинского происхождения), имеющее такой не хороший смысл. Spureus значит: нечистый, мерзкий... Если и предположить, что носивший его, живший и вероятно воспитавшийся на греческом востоке, не разумел смысла, заключающегося в его имени, то дававший оное ему должен был знать о том, ибо выбирал, конечно, таковое из множества других. Может быть, по христианскому смирению и самоукорению назвал так себя человек впоследствии? Имеем же мы пример Св. Коприя... Имя, прямо бьющее в греческий слух. Спуркион, как видно, был не из великих мира, – простой солдат, и не должен был обижаться своим нехорошим именем. Но, сделанное ему, такое сердечное и полное уважения надгробие показывает, что не по низкой доле, а скорее по высокой доброй воле своей он носил и любил своё мерзостное имя. Вечная ему память! Возвратившись из последнего своего археологического похода в Румелии, мы употребили остаток дня на приготовление к дороге. Завтра неотложно едем в старую Болгарию, а по-древнему Иллириду, а там за нею... что Бог даст. Последний вечер под гостеприимным кровом близкого нам человека, немало лет делившего с нами своё доброе сердце, имел оттенок грусти. – И останусь завтра один... с канарейками, проговорил он, прощаясь и желая нам доброй ночи. Хотел по обычаю подшутить над собою, но тон шутки был фальшивый. В нём слышались, как говорится в музыке, «три бемоля», вовсе нерасполагающие к веселью, – одиночества, немощи и старости. Порывистый ветер и зловещий дождь долго смущали сердце страхом, пока на месте их не появилась великолепная ясная погода с теплом и прохладой, с цветами, птичками, мотыльками... Она принадлежала уже сновидению. 1 Позднее появление в печати настоящего труда одного из русских старожилов Востока зависело от целого ряда причин, не имеющих интереса для читателя. |
– Молю вас, господа мои, спасите меня грешного! Ангелы отвечали: – Для того мы и посланы сюда от Бога, дабы спасти тебя. И они взяли душу его ко Господу, а тело его мертвое осталось в огне совершенно целым. После него вошли и преподобные отцы Патермуфий и Коприй, также не поврежденные от огня, и пребывали близ тела Александрова, воспевая хвалу Богу. Когда печь погасла, святые были выведены к императору живыми и невредимыми, нисколько не пострадавшими от огня, а тело святого Александра было вынесено также не поврежденным от огня, и от него шло великое благоухание. Император с удивлением сказал тогда: – Наши боги – велики, а Христос – ничто! Потом опять стал принуждать святых к поклонению идолам. Преподобный же Патермуфий сказал ему: – Так как ты идешь на сражение не для прославления имени Божия, то не воротишься назад, но будешь ранен смертельно и умрешь страшною смертию. Тогда император сильно разгневался и повелел усечь их мечом. И выведены были святые из города на место усекновения. Там они, пред кончиною своею, обратились с молитвою к Богу, и вот с неба раздался голос, который восхвалял Патермуфия, прощал Коприя и обоих их призывал к вечному успокоению. Тогда они с радостью преклонили под меч свои головы и скончались, положив за Господа жизнь свою. Нечестивый же Юлиан, отправившийся на войну с персами, был побежден персидским войсками и, как предсказал святой Патермуфий, не вернулся в свою землю. Кончина святых преподобномучеников Патермуфия и Коприя, а с ними и святого Александра последовала в июне месяце в девятый день 4505 . В то время над римлянами царствовал законопреступник Юлиан, а над христианами – Господь наш Иисус Христос, Емуже со Отцом и Святым Духом подобает честь, слава и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 4505 Кончина святых преподобномучеников Патермуфия и Коприя последовала во второй половине IV века. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. |
Скачать epub pdf Память преподобного Коприя Память 9 июля Святой Коприй, самовидец святого Патермуфия и повествователь о чудесах его, был саном пресвитер и также имел от Бога благодать чудотворения. Он жил в тех же египетских странах, исцеляя различные болезни в людях и изгоняя злых духов. Когда однажды он рассказывал собравшимся к нему братьям на пользу душ их, о жизни преподобного Патермуфия и о других святых, то один брат, не доверяя его рассказам, не слушал его и задремал. Но вот во время сна своего он увидел в руках святого Коприя книгу, написанную золотыми письменами, из которой он и рассказывал нечто братии. Около него стоял светозарный муж, почтенного вида, украшенный сединами. Этот муж, грозно взглянув на дремавшего, сказал: – Почему ты не веришь тому, что говорится, и, не слушая, дремлешь! Брат, воспрянув в ужасе от сна, тотчас сказал другим о том, что видел, и с тех пор стал с верою и вниманием слушать все беседы святого Коприя. Однажды у преподобного находились странствующие иноки, пришедшие к нему послушать его бесед на спасение души. В это время к дверям келлии подошел один поселянин с сосудом, наполненным песком, и стал дожидаться, когда старец окончит свою беседу. Братия же, увидев человека и песок спросили старца: – Для чего принесен этот песок? Старец ответил: – Не следовало бы мне, о чада, говорить вам об этом, чтобы не показаться тщеславящимся делами Божиими и чтобы не потерять воздаяния за труды свои. Но так как я вижу, что вы предприняли долгое и трудное путешествие к нам, то не скрою от вас того, а для вашей пользы поведаю вам дела Божии, какие Бог благоизволил совершить через нас грешных. Земля того селения, которое находится поблизости от нас, была весьма неплодородна, и от хлеба, какой сеяли на нивах, едва-едва получалось обратно посеянное. Какой-то червь поедал прозябения и подгрызал колосья, прежде чем они созревали. Жители того селения все были идолопоклонниками, но с помощью Божией благодати, мы всех их обратили в святую веру и окрестили. Ставши христианами, они явились к нам и стали умолять нас, чтобы мы помолились за них Христу Богу, дабы Он послал их земле плодородие. Мы им сказали: |
Св. Кирилл в течение пятидесяти лет был епископом города Гортины на острове Крите. Он ревностно и успешно проповедовал христианство между язычниками. Когда ему исполнилось восемьдесят четыре года, его схватили по приказанию местного игемона, и принуждали принести языческим богам жертву. Св. Кирилл отказался. Тогда игемон велел сжечь его, но святой, брошенный в огонь, к великому изумлению язычников, остался жив. Игемон отпустил его, но, узнав, что Кирилл продолжает проповедовать слово Божие, велел убить его мечем. Это было около половины 3 века. (Четьи-Минеи). Св. преподобномучч. Патермуфия и Коприя и св. муч. Александра воина В царствование Иулиана отступника (361–363) в пустыне египетской жили преподобные Патермуфий и Коприй. Император Иулиан, узнав о существовании подвижников, приказал привести их к себе. Патермуфию в это время было семьдесят пять лет, а Коприю сорок пять. Иулиану особенно хотелось подействовать на Коприя и он начал говорить ему о том, что он и сам когда-то служил Христу, но понял, что спасение только в языческих богах. Коприй прельстился мирскими благами и изменил христианству. На другое утро Иулиану представили Патермуфия. Горько заплакал святой, увидев своего друга в дорогих одеждах, приобретенных ценою измены своим убеждениям, и стал умолять его снова возвратиться к вере во Христа. Слова друга пробудили раскаяние в сердце Коприя; он сбросил с себя дорогую одежду и сказал, что он снова раб Христа. Император Иулиан не принадлежал к числу гонителей христианства, но на этот раз раздосадованный неудачею решился прибегнуть к пыткам. Св. Патермуфий подкреплял своими словами терпение Коприя и – удивительно – самые жестокие пытки он переносил, не испытывая страданий. Один из присутствовавших воинов, по имени Александр, свидетель этой сцены, умилился духом и принял христианство. Коприй научил его св. вере. Он добровольно принял муки за Христа и умер. Свв. Патермуфий и Коприй были убиты мечем. (Четьи-Минеи). Св. преподобномучч. Патермуфия и Коприя, подвижников в Египте |
Муч. Филикс († IV в.) считал таинство св. причащения необходимой принадлежностью христианина, почему и говорил: «како христианин без литургии может быти?» (Барон, лето 303). 7. Препп. Фомы, иже в Малеи, и Акакия, иже в лествице; преставление Евдокии, во инокинях Евфросинии, княгини московская; пм. Епиктета пресвитера и Астиона монаха, мц. Кириакии; м: Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Сагпорнина, Германа и Евангела. 8. Явление Казанской ик. Б. М.; вм. Прокопия, блаж. Прокопия Христа ради юродивого, устюжск. чудотв., прв. Прокопия усьянск. О св. вм. Прокопии, пострадавшем в Кесарии Палестинской в начале IV в., известно, что он носил на груди Св. Крест из золота и серебра, по подобию явившегося ему на небе ночью на пути в Антиохию Сирскую (Мин. Чет. мес. июль 8 день). А сектанты с гр. Толстым говорят, что это суеверие – выдумка попов нашего времени. На Казанской иконе Божией Матери Спаситель изображен с обращенной несколько книзу ладонью руки, благословляющей именословно. 9. Свм.: Панкратия, еп. таороменийского, Кирилла, еп. гортинского, св. п. Феодора, еп. едесского. преп. Патермуфия и Коприя, пмуч.: Патермуфия и Коприя мч. Александра воина. В доказательство своей мысли о возможности получить спасение без причащения св. Танн раскольники-безпоповцы указывают на пример преподобномуч. Коприя (IV в.) и муч. Александра (IV в.) которые будто бы никогда не причащались, однако находятся в лике святых. Муч. Александр, действительно, не причашался ни разу в своей жизни, но он не был и крещен, потому что после исповедания себя христианином сразу же был брошен в разженную печь; однако на основании его примера безпоповцы не утверждают, что креститься не нужно. Что же касается пр. муч. Коприя, то относительно его нельзя решительно утверждать, что он ни разу в жизни не причашался; напротив, вместе с пр. Иосифом Волоцким нужно сказать, что он и другие святые причащались, а в житиях их умолчено об этом, как о деле общеизвестном и необходимом (Слово II, о иноч. жит. стр. 494–5. Казань, 1857). |
Преподобномученики Патермуфий и Коприй пострадали от богоотступника Иулиана. Когда император-отступник узнал о них, то велел привести их к себе и начал совращать в язычество, говоря, что и он тоже служил Христу, но понял, что спасение могут дать только одни языческие боги. Коприй прельстился обещаниями царя и изменил Христу. На другой день привели к Иулиану Патермуфия, и он, увидев друга своего Коприя в дорогих одеждах, стал умолять его снова возвратиться ко Христу. Коприй был тронут словами старца, сбросил с себя царский подарок – одежды и объявил себя снова христианином. Царь разгневался и приказал мучить Коприя. Св. Патермуфий подкреплял его в терпении. Один из воинов, по имени Александр, видя терпение Коприя, принял христианство, и они все трое были усечены мечом. Преподобные Патермуфий и Коприй жили оба в одно время, в IV веке, и подвизались в Египте. Патермуфий был сначала предводителем разбойнической шайки, но раскаялся и даже получил дар чудотворения. Любимым его подвигом было служить больным и погребать умерших. Коприй был учеником и подражателем Патермуфия. Колочская (Колоченская) икона Пресвятой Богородицы явилась в 1413 г. в 15 верстах от города Можайска, в местечке Колоча. Явилась она крестьянину в лесу, близ его жилища, на дереве. Икона с двумя затворами, из которых на первом изображен святитель Николай, а на другом – св. пр. Илия. Многие больные получили исцеление по молитве пред этой иконой. Крестьянин собрал много денег и соорудил церковь . Коложская икона Пресвятой Богородицы находится в Борисо-Глебском монастыре в г. Гродно. Называется так от места первого своего нахождения в церкви предместья г. Гродно, Коложи, построенной в XII в. О Кипрской иконе Богородицы читать под 20 апреля. Кроме Кипрской, на острове Кипре находятся еще следующие чудотворные иконы Богородицы, коим празднуется 9 июля: 1) Ястребская, обретенная одним из князей острова через ястреба, во время охоты, в терновом кусте, почему так и называется. Князь основал обитель на месте ее явления. Замечательно, что в храм, где находится эта икона, ни одна женщина не может войти, – какая-то невидимая сила отталкивает их, и они молятся вне храма, в притворе. |
| |