В видах прекращения дальнейшей тяжбы за право на мельницу на р. Другусне, он согласился с своей стороны, чтобы спорную мельницу отдать обществу «в неотъемлемое и вечное владение с платежом монастырю по 60 рублей в год. Управление о. Иосифа продолжалось только один год; по болезни он испросил себе увольнение от строительской должности. III. Состояние пустыни при митр. Платоне и первых калужских архипастырях В 1796 году Преосвященный Митрополит Платон, лично посетив Оптину Пустынь, нашел местоположение ее для пустыннообщежительства очень удобным, и потому решил учредить здесь общежитие на подобие Пешношского монастыря; для этой цели он просил у Пешношского настоятеля о. Макария, чтобы тот дал совершенно способного и вполне благонадежного для сего человека. О. Макарий с обычною для него монашеской простотой, ответил сначала Митр. Платону; «да у меня нет таких, владыко святый; а вот разве дать Тебе огородника Авраамия»? Преосвященный, поняв ответ, приказал представить к себе о. Авраамия. Спустя нисколько времени, архимандрит Макарий, призвав к себе о. Авраамия, приказал ему приготовиться к поездке в Москву, для покупок; а преехав в Москву, представил его Митрополиту. Тогда только узнал о. Авраамий о своем назначении. Сознавая свое болезненное состояние и тяжесть налагаемого бремени, о. Авраамий, по чувству монашеского смирения, отпрашивался было у своего старца Макария об освобождении его от предстоящей обязанности; но советы Голутвинского старца Самуила и Пешношского Ионы вызвали в нем решимость не уклоняться настойчиво от звания Божия и потому он вскоре отправился в Оптину Пустынь. С прибытием о. Авраамия, Оптина Пустынь, почти близкая тогда к упразднению, едва сохранившая жизнь только трех монахов глубокой старости, чтобы поступить в руки о. Авраамия еле дышущею, вновь возродилась в тихое пристанище, предуготовляя средства для последующих обитателей – подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завистники собирались к Авраамию, затевали споры, желая поймать его на слове, но споры кончались их посрамлением. Враги Авраамия распускают о нем дурные слухи в городе «и везде», стараясь повредить его популярности. Даже игумен монастыря позавидовал Авраамию и стал на сторону его врагов. Пять лет он терпел гонения от игумена, братии и монастырских рабов и ушел из монастыря только после того, как игумен запретил ему силой учить народ. Авраамий перешел тогда уже в самый город, в монастырь св. Креста. Слава его росла. Еще прежде говорили, что Авраамий обратил к себе весь город; теперь пошло к нему еще более народа. В чем же лежала причина этих необыкновенных успехов смоленского духовника кн. XIII в.? Главным образом в его «дарах слова», по выраженно жития. Авраамий не любил ходит по пирам, – что, как мы знаем, было в обычае у духовников древней Руси, потому что на пирах было много неудовольствий из-за мест. Духовные дети сами шли к Авраамию. Пришедшим он читал святоотеческие книги, для не понимающих толковал прочитанное так ясно, что всякий мог повторит наизусть его объяснения. Любимой темой бесед Авраамия был страшный суд 162 . Его уста не умолкали ко всем малым и великим, к рабам и свободным. И он так увлекал «души и смысл» своих слушателей, что им не хотелось уходить. Многие из них выбирали Авраамия в духовные отцы, иные переходили к нему от других духовников. Покаяльная семья Авраамия была очень обширна – «весь город»; в нее входили князья и бояре с семействами, рабы и ремесленники. Но в смоленском монастыре преп. Авраамий прожил недолго. Его успехи усиливали недоброжелательство смоленского духовенства. Почитатели Авраамия, а главное, его духовные дети приносили ему «утешение на потребу» и даже больше потребы и свои остатки преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Авраамий провел здесь 20 или 30 лет, живя в строгом воздержании и посвящая время молитве и, может быть, мистическому созерцанию. Монах Ефрем, ученик Авраамия и составитель его жития, сообщает, что великие палестинские подвижники, такие как Иларион, игумен Савва или Евфимий, были ему примерами для подражания. Это сообщение, равно как и другие подробности жития Авраамия, позволяют считать его приверженцем палестинской традиции, в чем его можно сравнить со Игнатий, в ту пору Смоленский епископ, не мог не заметить и рукоположил его в иеромонаха. Это произошло уже после Дальше Ефрем пишет, что Авраамий каждый день совершал Божественную литургию, за которой всегда произносил проповедь. Сила и яркость его слова привлекали к нему толпы людей. Популярность Авраамия вызвала зависть и недоброжелательство у настоятеля монастыря и у монахов, так что Авраамий подвергся притеснениям. Тогда он перешел в монастырь Святого Креста в Смоленске и продолжал там свое проповедничество и пастырское служение. В своих поучениях Авраамий говорил в основном о Страшном суде, которому посвящены и две написанные им иконы. Может быть, к этому времени относится его «Слово о небесных интересный пример древнерусской ученой письменности. С большой убедительностью, с немалым даром слова рассуждает он здесь о спасении верующих, о покаянии и о приближающемся конце света. При этом Авраамий выказывает себя ревностным сторонником древнерусских эсхатологических учений. Вскоре, однако, и на новом месте у Авраамия появились завистники и недоброжелатели, которые обвинили его перед епископом в ереси, в чтении еретических книг («Голубиной», или «Глубинной», книги). Суд, в котором участвовал и представитель смоленского князя, обнаружил, что обвинение было клеветой, но для успокоения сумятицы, вызванной клеветниками, епископ отправил Авраамия в монастырь, в котором тот некогда начал свой иноческий путь, запретив ему совершать Божественную литургию, а также принимать и поучать посетителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

21. Св. ап. Кодрата. мР. А. У. Н. 26 мая. 22. Св. Фоки вертоградаря. Екл. Св. Петра мытаря. Петр. 22. Св. муч. Фоки, еп. синопийского. Иерон. Б. мР. Р. В. А. У. Н. 14 июля. Св. муч. Фоки вертоградаря. А. У. 5 мар. (Иерон. В Антиохии). 22. Св. Петра прежде мытаря. Пр. Ионы отца Феофана и Феодора начертанного. 23. Мучч. Андрея, Иоанна, Петра, Антонина. Петр. 23. Зачатие Иоанна Предтечи. Иерон. Анги. Б. и все 24 сент. 24. Пр. Коприя. 1293. 24. Св. первомуч. Феклы. Иерон. Англ. Б. и все 23 сент. Иерон. Р. Н. втор. 22 февр. Иерон. еще 20 дек. 24. Пр. Коприя. 25. Преп. Евфросинии. Иерон. Б. В. А. У. Н. 1 янв. мР. А. У. Н. 11 февр. 26. Св. Иоанна Богослова. Карф. Алляц. Б. мР. Р. В. У. 27 дек. Иерон. мР. В. А. У. 6 мая. Иерон. Галлик. Р. Н. 24 июня. Иерон. еще 25 мая. 27. Пр. Игнатия, игум. обители Глубокой реки. 1295. Свв. ап. Марка и Зины. 1295. 27. Пр. Игнатия, игумена обители Глубокой Реки. Св. ап. Зины. 28. Св. пророка Варуха. 1295. 28. Свв. мучч. Зосимы и Александра с 3 другими в Антиохии. Иерон. 28. Св. прор. Варуха. Пр. Харитона исповедника. 29. Мучч. Дады, Гаведдая, Каздои. Петр. Св. Феофана милостивого из Газы. 239. 29. Св. Феофана милостивого из Газы. Откябрь 1. Св. Анании от 70. мР. А. У. 25 янв. Св. муч. Домнина солунск. мР. Р. У. 30 марта. 1. Преподобномуч. Михаила, игумена обители. Зовийской. Пр. Романа, творца кондаков. 2. Св. Андрея, Христа ради юродивого. 239. 2. Свв. мучч. Киприана и Иустины. Б. и все 26 сент. 2. Св. Андрея, Христа ради юродивого. 3. Пр. Исихия Хоривита. Пролог. 3. Св. Дионисия Ареопагита . мР. А. У. Н. Свв. Дионисия другого парижского и с ним Рустика и Елевферия. Иерон. Англ. Б. мР. Р. В. А. У. 9 окт. 3. Пр. Иоанна Хозевита. Пр. Исихия Хоривита безмолвника. 4. Муч. Домнины и дочери ее Вереники и Просдоки. Петр. 4. Свв. мучч. Давикта и дщери его Каллисфении. Пр. Аммона египетского. 6. Св. ап. Фомы. Иерон. мР. Р. В. А. У. 21 дек. Бандин. 20 дек. Перенесение мощей его в Едессу. Б. Англ. мР. Р. А. У. 3 июля. Иерон. 28 дек. 7. Мучч. Иулиана и Кесария. 1295. Мучч. Полихрония. Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Житие прп. Авраамия было написано Е., по-видимому, после 1237 г., поскольку автор просит Бога «рассыпать и расточить... измаилтескыя языкы» (очевидно, речь идет о монг. нашествии на Русь в 1237-1242). Житие известно в 2 редакциях в списках не ранее кон. XV в. Первая редакция представлена 13 списками, из них самый ранний - ГИМ. Увар. 350. Вторая редакция насчитывает 11 списков, наиболее ранние и исправные из них - ГИМ. Син. 997, РНБ. Соф. 1492. Обе редакции восходят к недошедшему протографу Жития. Житие прп. Авраамия известно также в сокращенном варианте в Прологах. В лит-ре неоднократно отмечалась зависимость Жития прп. Авраамия от трудов прп. Нестора (Житие прп. Феодосия Печерского, Чтение о Борисе и Глебе, поучение «о казнях божиих» в ПВЛ под 1068 г.). Кроме того, Е. постоянно обращается к Свящ. Писанию, использует сюжеты переводных и оригинальных Житий (Житий свт. Иоанна Златоуста, прп. Саввы Освященного, прп. Авраамия Затворника и др.), ссылается на сб. «Златая чепь», делает выписку из «Повести некоего духовного отца к духовному сыну» (выписка не отождествлена). В заключительной части сочинения Е. противопоставляет праведность прп. Авраамия греховности своей жизни. Агиограф укоряет себя за то, что он бывал «пиан, и веселяся, и глумяся в неподобных делех, иже в правду бых празден», слишком часто находился в «дремании» и «многе сне», посещал пиры, предавался «плясаниам» с бубнами и сопелями. Одной из целей самообвинения является желание подчеркнуть строгость подвига прп. Авраамия: «Он рогоже положи и постелю жестоку, аз же постелю мяхъку и теплу» (ПЛДР. С. 98). В Житии прп. Авраамия Е. проявил себя как искусный ритор, талантливый и свободно использующий традицию агиограф. На миниатюре в утраченной смоленской рукописи XVII в., изображающей прп. Авраамия и Е. ( Розанов. 1912. Вклейка), последний представлен как схимник. О схиме Е. также свидетельствует иконописный подлинник: «Преподобныи Ефрем, Смоленскии чюдотворец: в схиме, сед, брада Антония Римлянина Новгородскаго, ризы преподобническия, а инде пишет: аки Сава Освященныи» (Там же. С. 164).

http://pravenc.ru/text/182093.html

Патриарший визит митрополию. Посещение храма мученика Авраамия Болгарского в 20 мая 2023 года 20 мая 2023 года, в рамках Первосвятительского визита Татарстанскую митрополию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм мученика Авраамия Болгарского в Болгаре (Спасский район Республики Татарстан). Со Святейшим Владыкой в храм митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл , управляющий делами Московской митрополит Воскресенский Дионисий , Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда делегации, сопровождающей Патриарха. Предстоятеля Русской Православной Церкви епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий ; Чистопольской епархии митрополии иерей Виктор Тихонов; благочинный Спасского церковного округа протоиерей Андрей Зиньков; настоятель храма мученика Авраамия Болгарского иерей Сергий Павлов; благочинные и духовенство Чистопольской епархии и многочисленные прихожане. Также присутствовал глава Спасского муниципального района Республики Татарстан Ф.В. Мухаметов. На ступенях храма Святейшего Владыку приветствовали учащиеся воскресной школы, каждый из них подарил из них подарил Его Святейшеству по одной белой розе. Святейший Патриарх Кирилл благословил детей и прошел в храм, где поклонился раке с перстом мученика Авраамия Болгарского. Затем на крыльце храма епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Пахомий! Дорогие отцы, братья и сестры! Очень рад посетить это место, вместе с вами помолиться, прикоснуться к вашей духовной жизни и почувствовать сильную веру нашего православного народа.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

В 1240 году пострадала вместе с Киевом и Печерская Лавра. Общее бедствие отражается и на жизни Церкви. Монастырская жизнь замирает. Ее возрождение принадлежит следующим векам. Из выдающихся в этом XIII столетии имен назовем преп. Авраамия Смоленского и преп. Варлаама Хутынского. Житие преп. Авраамия Смоленского около 1220 г.), составленное его учеником Ефремом, сохранилось в списках XVI-XVII вв. Автор жития, как ученик преподобного, живший, следовательно, также в XII или в начале XIII вв. самым этим житием живо показывает нам содержание, объем и направление литературного образования того времени, притом, на отдаленном северо-западе, в Смоленске, где, по некоторым известиям было и тогда прекрасно устроенное училище, основанное правнуком Вл. Мономаха Романом Ростиславичем (1160– 1181). Из Смоленска был родом и второй русский митрополит Климент Смолятич, о котором летописец говорит: «бысть книжник и философ так, якоже в Русской земли не бяшет», писал «от Омира, от Аристотеля и от Платона». Митр. Климент – автор послания к пресвитеру Фоме экзегетического содержания, это собрание пояснений темных мест в Библии и Св. Отцах. Из этого послания явствует, что в Смоленске существовал кружок лиц, посвятивших себя ученым занятиям, которые при этом разделялись на разные экзегетические направления. Ввиду сказанного, ученость преп. Авраамия не является исключительным явлением. Связав эти сведения с другими данными, относящимися к тому времени, можно судить о большой высоте духовно-богословского образования на Руси в древнейший период ее церковной истории. Высокая степень начитанности преп. Авраамия в святоотеческой литературе, опытность его и мудрость дали ему возможность проявлять учительную деятельность, и он становится наставником большинства горожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Однажды Патермуфий зашел к болящему брату и застал его мертвым; облобызав тело его, он спросил мертвого: «что лучше для тебя, – отшедши, жить со Христом, или еще с нами в теле пребывать?» Инок воскрес сел и стал говорить: «для чего ты меня возвратил? Для меня лучше, отшедши, жить со Христом, а во плоти жить не хочу». «Спи же с миром и о мне молись», отвечал старец. Тот лег и уснул на веки. Надобно заблаговременно каяться Придя к одному больному иноку и видя, что он, умирает, Патермуфий сказал ему: «почему не готов ты к смерти? Думаю, что совесть, обличительница твоя, с тобою туда идти хочет». «Прошу тебя, отче, сказал инок, помолись за меня Богу, чтоб Он дал мне еще времени для покаяния». Старец отвечал: «теперь ли ищешь времени для покаяния? а прошедшее время где? И что делал ты во все дни иночества твоего? Разве ты не мог прежних язв уврачевать? Напротив, ты новейшие еще прилагал». Инок болящий усилил свою просьбу к старцу. «Пожалуй, если не станешь прилагать злые дела к злым, помолюсь; ибо благ Господь, человеколюбив и долготерпелив, и подаст тебе несколько времени для очищения грехов твоих.» Став на колени, помолился и потом сказал; «вот три года Господь дает тебе в сей жизни, только покайся,» – и, взяв за руку его, поднял здоровым. Чрез три года покаявшийся явился в собрание иноков, беседовал с ними о плодах покаяния, – потом, как бы вздремнув, предал душу свою в руки Божии без болезни и без страха, – уснул как бы сладким сном. Преп. Коприй пресвитер Вера в писания отцов полезна Преп. Коприй часто рассказывал братии о чудесах из жизни св. Петермуфия, но один инок не верил тому. Воздремавши, он увидел в руках Коприя книгу, написанную золотыми буквами, и близ него увидел светлого старца, который, грозно воззрев на дремавшего, сказал: «почему ты не веришь сказываемому и не внимая дремлешь?» После сего инок слушал с верою и вниманием. Вера оплодотворяет землю Близ монастыря было идолопоклонническое село, Обращенное потом в христианство; но земля около его была бесплодна. Люди стали молить преп. Коприя, чтобы он молитвами к Иисусу Христу испросил плодородие земле. Святой сказал: «мы помолимся, только бы была вера с вашей стороны»; поселяне набрали около келлии песку, который, по благословению Коприя смешивали с зернами хлеба; от того был великий урожай. Впоследствии поселяне часто брали у святого благословенный песок. Еретика жжет огонь

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

второго перенесения мощей в 1711 году. 104. МДА. 201. Л. 312об.-313 Авраамия Болгарского 1798 года, опубликованное Л. Кавелиным из РНБ. Погод. 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в. по Воскресенскому списку (1075-1353 гг.), ПСРЛ, том VII, стр. 136 - ; Львовская летопись (свод 1518); Мученик Авраамий Болгарский 1229) / Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. - Кн. дополнительная 2 [Русские святые, январь-апрель]. - М.: Синодальная типография, 1916. // Репринт.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. - С. 506, ; Перенесение мощей святого мученика Авраамия Болгарского / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт. - М.: Сибирская благозвонница, 2011. - Т. 1. - С. 354-355. За 6 марта высказывался и Александр Пономарев, профессор СПбДА, издатель-редактор журнала Странник (см. ПБЭ, т.1, тб. 189 - 190, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003960155#?page=111 ) и архим. Сергий (Спасский) , Полный месяцеслов Востока , т. II, стр. 60, 26 апреля 1899 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) был утверждён «Порядок празднования памяти Свв[ятителей] Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана», согласно которому в качестве дней памяти святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского утверждались 1 апреля - «день страдальческой кончины мученика» и 9 марта - «день перенесения честных мощей мученика из селения Болгар, Казанской епархии, в г[ород] Владимир» . - Игорь Алексеев, Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. -

http://drevo-info.ru/articles/9944.html

Следующего за этим приступом жизнеописания преподобного Авраамия мы пересказывать не будем, потому что сущность его уже изложена нами в своем месте. Заметим только, что здесь преподобный Ефрем почти вовсе не подражает преподобному Нестору, кроме некоторых оборотов речи, по естественному различию самих предметов и что жизнеописание Авраамия составлено современником. Так, говоря о месте пострижения преподобного Авраамия, жизнеописатель выражается: «Острижеся, яко мнози видят, святыя Богородицы монастырь к востоку, Селище нарицают е». Свидетельствуя далее, что, сделавшись пресвитером, Авраамий ежедневно совершал Божественную службу, замечает: «Яко же и мнози ведят его бывша и до самое смерти». Описав наружный вид праведника, просит извинения у братии, оправдываясь тем, что сделал это собственно «многих ради, иже его не видеша и не слышаша». Упомянув, что преподобный Авраамий украсил свой монастырь иконами, завесами и свечами, прибавляет: «Якоже и ныне есть видети всем притекающим...» и проч. Заключение после жития Авраамиева очень обширно и написано без всякого подражания Нестору. Здесь читаем: «Я, грешный и недостойный Ефрем, пребываю в великой лености и не совершил никаких добрых дел; называюсь именем черноризца, но злыми делами далеко отстою от того... И при жизни преподобного Авраамия я был последним из его учеников, потому что нимало не следовал его житию, терпению, смирению, любви, молитве и всем его благим нравам и обычаям... Он в умилении плакал, а я веселился; он с ревностию спешил на молитву, на чтение Божественных книг и славословие в церкви Божией, а я предавался дреманию и глубокому сну... он не празднословил и не осуждал, а я осуждал и празднословил; он любил памятовать Страшный день суда, а я помышлял о трапезах и пирах...

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010