Когда Коприй вышел из огня, предложили манихею в свою очередь войти в него. Но он не мог на это решиться; и, видя его отказ, его бросили туда силой. Хотя он тотчас выскочил обратно, он оказался наполовину обожженным. Народ в негодовании выгнал его из города с бранью и крича ему вслед, что он безбожник, что его надо сжечь живьем. Коприй состарился в своем уединении. Ему было за 80 лет, когда его посетил Руфин, то есть в 394 году. К тому времени уже умер его наставник Патермуфий. Точно так же не было в живых и других иноков, о которых Коприй рассказывал Руфину. Не следует смешивать нашего Коприя с другим Коприем, иноком и мучеником. Тот Коприй жил также в египетской пустыне и принял мученичество при Юлиане Отступнике. Он сперва поддался льстивым словам этого императора, но потом пришел в себя благодаря увещаниям своего наставника. Их обоих бросили в раскаленную печь, из которой они вышли невредимыми. Это послужило причиной обращения к Христу одного солдата по имени Александр. Им всем троим отрубили головы. Вот несколько сведений, данных Коприем Руфину, о некоторых иноках. Онуфий имел радость быть исповедником имени Иисуса Христа в гонение Диоклетиана. С этих пор он строго наблюдал за движениями своего сердца и за языком из страха, чтобы с языка не сорвалось слово, сколько-нибудь несогласное с истиной. Он удалился в уединение, где и жил не как человек этого мира, но как Небесный житель. Его часто посещали блаженные духи; и он получал с неба обильные откровения. В его затруднениях ему часто подавал советы его Ангел-хранитель. Три отшельника, по имени Сир, Исаия и Павел, привлеченные молвой о его святости, встретились однажды на берегу Нила с намерением всем троим посетить Коприя. Это были люди весьма строгой жизни, высокого благочестия и наделенные от Бога чрезвычайными дарами. Так как надо было плыть вверх по реке, чтобы достигнуть пустыни Онуфия и так как не было видно лодки, то они пали ниц на землю и просили Господа дать им способ доехать к Онуфию. Их молитва была тотчас услышана. Сейчас же причалила лодка со всеми необходимыми принадлежностями, и, что было еще чудеснее, когда они вошли в нее, она понесла их с такой быстротой вверх по течению, что они в течение одного часа совершили путь, который рассчитывали сделать лишь в три дня. |
ОБ АВВЕ КОПРИИ • По словам аввы Пимена, авва Коприй достиг такого совершенства, что хотя был болен и лежал в постели, но благодарил Бога, отвергнув собственную волю. 2. Авва Коприй говорил: «Блажен, кто переносит труд с благодарением!» 3. Собрались однажды скитские братия рассуждать о Мелхиседеке и позабыли позвать авву Коприя. Спустя несколько времени позвали его и спрашивали о Мелхиседеке. Коприй трижды ударил себя поустам и каждый раз приговаривал: «Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставил то, что Бог заповедал тебе делать, а испытуешь то, чего Он не требует от тебя». Братия, услышав сие, разбежались по своим кельям. ОБ АВВЕ КИРЕ • Некто спросил авву Кира Александрийского о блудном помысле. Он отвечал: «Если у тебя нет помысла, то нет и упования. Если нет помыслов, то есть дело. Это значит, кто не борется со грехом в уме и не восстает против него, тот совершает его телом. Кто имеет дело, на того не нападают помыслы». При этом старец спросил брата: «Не имеешь ли ты привычки беседовать с женщиной?» — «Нет, — отвечал брат, — но мне приходят на мысль древние и новые живописцы. Памятники и изображения женщин возмущают меня». Старец сказал ему: «Мертвых не бойся, но бегай живых и чаще упражняйся в молитве». ОБ ABBE КСОЕ • Брат спросил авву Ксоя: «Если где мне случится съесть три хлеба, не много ли это?» — «Разве на гумно пришел ты, брат?» — отвечал ему старец. Тот еще спросил его: если я выпью три чаши вина, не много ли это?» — Авва отвечал: «Если нет диавола, то не много; а если есть, то много, ибо вино — враг монахам, живущим по Богу». 2. Один из отцов рассказывал об авве Ксое Фивейском: «Ходил он однажды на гору Синайскую. Когда возвращался оттуда, встретился с ним брат и сказал ему со вздохом: “Авва! мы страдаем от бездождия”. Старец говорит ему: “Почему же вы не молитесь и не просите Бога?” Брат отвечает ему: “И молимся, и просим — а дождя все нет”. Старец говорит ему: “Верно, не усердно молитесь? Хочешь ли знать, что это так?” — И, простерши руки к небу, начал молиться. Тотчас пошел дождь. Видя это, брат ужаснулся, пал на лице свое и поклонился старцу А старец убежал. Брат рассказал всем о случившемся. Все слышавшие прославили Бога». |
— С такою тщательностию избегали отцы славы мира сего и удобств временной жизни. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Этот Кроний, очевидно, жил очень спустя после первого Крония, ученика Антония Великого. Алфавитный Патерик. Авва Коприй 1. Поведал авва Пимен о авве Коприи: он достиг такого преуспеяния, что будучи болен и лежа неподвижно на постели, воссылал благодарение Богу за болезнь и постоянно отсекал свою волю. Приходившим к нему братиям он советовал переносить скорби с благодарением Бога, и говорил: «Блажен, кто переносит скорби с благодарением». 2. Однажды скитские братия собрались для рассуждения о Мелхиседеке; пригласить же авву Коприя в собрание свое позабыли. Спустя несколько времени они позвали его и предложили ему вопрос о Мелхиседеке. Коприй трижды положил руку на уста, говоря при каждом разе: «Горе тебе, Коприй! горе тебе, Коприй! горе тебе, Коприй! ты оставил делание, заповеданное тебе Богом, и исследываешь то, чего Он не требует от тебя». Братия, услышав это, разошлись по келлиям. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Авва Кир Авва Кир дал совет брату, боримому блудными помыслами и мечтаниями, убегать общества женщин и прилежнее заниматься молитвою. Учащенная, внимательная молитва, при удалении от знакомства и свиданий с женщинами, есть средство сильное и действительное против блудной брани. Авва Ксой 1. Брат спросил авву Ксоя: «Если я выпью три чаши вина, — не много ли этого?» Авва отвечал: «Если нет диавола, то не много; если же он тут, то много. Вино — враг монахов, живущих по Богу». Виноградное вино в жарких климатах имеет совсем иное значение, нежели в климате умеренном. В жарком климате употребление вина часто бывает необходимостию. Диавол понуждает употреблять вино для наслаждения и по прихоти. По этому признаку познается его присутствие и действие. От такого употребления вина проистекает многообразный вред, особливо возбуждаются страсти, блудная и гневная. Монаху дозволяется употребление вина только в случаях нужды. |
Когда же мальчик пришел в возраст, то в братии возник из-за него ропот. Услышав о том, авва Карион сказал своему сыну: Захария! встань, уйдем отсюда: отцы ропщут. Мальчик отвечал ему: авва! все знают здесь, что я сын твой; но если перейдем в другое место, там не будут называть меня сыном твоим. – Вставай, пойдем отсюда, сказал старец; и отправились в Фиваиду. Поместившись в келье, они провели здесь несколько дней; но и тут поднялся такой же ропот из-за отрока. Тогда отец сказал сыну: Захария! возвратимся в Скит. – Приходят в Скит; но чрез несколько времени возобновился ропот. Тогда отрок Захария пошел на селитряное озеро, разделся, взошел в него и, погрузившись до самых ноздрей, пробыл в нем долгое время, сколько мог. Тело его потеряло свой вид, и он стал как бы прокаженный. Вышед из озера, он надел свое платье и пришел к отцу. Но тот едва узнал его. Когда же, по обыкновению, Захария приступил к Святому Приобщению, поступок его был открыт пресвитеру скитскому, святому Исидору. Посмотрев на него с удивлением, пресвитер сказал: отрок Захария в прошедшее воскресенье приходил и приобщался как человек, а ныне он стал как Ангел. Об авве Коприи По словам аввы Пимена, авва Коприй достиг такого совершенства, что хотя был болен и лежал в постели, но благодарил Бога, отвергнув собственную волю. 2. Авва Коприй говорил: блажен, кто переносит труд с благодарением! 3. Собрались однажды скитские братия рассуждать о Мелхиседеке и позабыли позвать авву Коприя. Спустя несколько времени позвали его и спрашивали о Мелхиседеке. Коприй трижды ударил себя по устам и каждый раз приговаривал: горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставил то, что Бог заповедал тебе делать, а испытуешь то, чего Он не требует от тебя. – Братия, услышав сие, разбежались по своим кельям. Об авве Кире Некто спросил авву Кира Александрийского о блудном помысле. Он отвечал: если у тебя нет помысла, то нет и упования. Если нет помыслов, то есть дело. Это значит: кто не борется с грехом в уме и не восстает против него, тот совершает его телом. |
Дева прекрасная, Нина благородная, По Промыслу стала Апостолам сродная. И, презрев гонения Диоклетиана, Крестом окрестила царя Мириана, И Нану-супругу, и Бекара-сына, За ними следом – каждого грузина. Всех их окрестила крестом Бога славного, Нина благородная, Апостолам равная. С детства она Бога молила безмерно – Чтоб цветущей ниве Христа возвестить; Подал ей Господь по молитве усердной: Дал ей всю Иверию во славу крестить. Воссиял Честной Крест в руце святой Нины Там, где он всехвально блистает и ныне – В Грузии кроткой, что Нины рука Благословила на вечные века. Там и сегодня она почивает, В храме Господнем дивно сияет. Славят народы, славят окрест Нину святую и Господень Крест. Рассуждение Если для тебя догматы веры иногда покажутся [слишком] твердой пищей, то постарайся сначала исполнить догматы христианской нравственности – и тебе откроется разумение догматов веры. Пытливое исследование высоких предметов без трудов по исправлению своей жизни не приносит никакой пользы. Однажды египетские монахи рассуждали о Мелхиседеке и, не будучи в состоянии прийти к ясному осознанию загадочной личности сего древнего царя и первосвященника, пригласили на свое собрание авву Коприя и предложили ему этот вопрос. В ответ на это авва Коприй трижды ударил себя по устам и сказал: «Увы тебе, Коприй! Оставил ты то, что повелел тебе Бог, исследуешь же то, чего Бог от тебя не [по]требует». Услышав это, монахи постыдились и разошлись. Св. Златоуст пишет: «Если и блюдем мы правые догматы, но не заботимся о благонравии, то не будем иметь никакого плода. Точно так же если заботимся о благонравии, но пренебрегаем истинными догматами, [то] не стяжем ничего полезного для нашего спасения. Если хотим мы избежать геенны и приобрести Царство, то надлежит нам украситься с обеих сторон: и правотой догматов, и честностью жизни». Созерцание Да созерцаю милосердие Господа Иисуса, а именно: 1) [Его милосердие] к [людям] грешным и больным; 2) [Его милосердие] к народу, который был [рассеян и] смущен, как стадо без пастыря; |
Авва Даниил сказывал, что авва Арсений никогда не хотел говорить о каком-либо спорном месте из Писания, хотя и мог, если бы захотел. Даже и письма редко писывал. Собрались однажды скитские братия рассуждать о Мелхиседеке и позабыли позвать авву Коприя. Спустя несколько времени позвали его и спрашивали о Мелхиседеке. Коприй трижды ударил себя по устам и каждый раз приговаривал: «Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставил то, что Бог заповедал тебе делать, и испытуешь то, чего Он не требует от тебя». Братия, услышав сие, разбежались по своим келиям. К авве Зенону пришли братия и спрашивали: «Что это написано в книге Иова: небо же нечисто пред Ним ( Иов. 15, 15 )?». Старец сказал им в ответ: «Братия оставили грехи свои и исследуют небеса. А значение слов такое: поскольку один Бог чист, потому он и сказал: небо же нечисто». Один брат, придя к авве Феодору, начал говорить и рассуждать о таких делах, которых он еще не делал. Старец говорит ему: «Ты не приобрел корабля, не положил на него своих пожитков и прежде плавания уже прибыл в город. Не так надобно, а когда наперед сделаешь дело, тогда приходи говорить о том, о чем говоришь теперь». Брат спросил авву Пимена: «Если я увижу что-нибудь, то позволишь ли мне рассказать об этом?». Старец отвечал: «Писание говорит: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение ( Притч. 18, 13 ). Если спросят тебя, говори, а если не спросят, молчи». Авва Евпрепий, еще в начале своего подвижничества, пришел к одному старцу и говорит ему: «Авва! Дай наставление: как мне спастись?». Старец отвечал ему: «Если ты хочешь спастись, то когда придешь к кому, не начинай говорить, пока не спросят тебя». Авва Евпрепий, пораженный сим словом, поклонился старцу и сказал: «Много читал я книг, но такого наставления я еще не знал». И пошел, получив большую пользу. Авва Иосиф спросил авву Нистероя: «Что мне делать с языком моим? Не могу удержать его». Старец спросил его: «А когда говоришь, имеешь ли покой?». Авва Иосиф отвечал: «Нет». Старец сказал: «Если не находишь покоя, для чего же ты говоришь? Лучше молчи; и если тебе случится с кем беседовать, то более слушай, нежели говори». |
Ашмунейн). По дороге они сделали остановку и посетили авву Ора. Из Гермополя паломники спустились по Бар-Юсуфу к Оксиринху, навестив по пути авву Бена. Недалеко от Оксиринха они повидали авву Феону, а затем двинулись обратно по направлению к Нилу. Достигнув реки, паломники поплыли против течения мимо Ахориса к Антиное. Из Антинои они совершили паломничество к монаху Илии. До этого группа разделилась: возможно, путешествие в «ужасную пустыню», чтобы повидать Илию, было слишком утомительным для части братии. Затем автор еще с двумя спутниками пошли к монастырю Аполлона в Бауит. После недели пребывания с Аполлоном они отправились в пустыню с сопровождающим, дабы посетить других отцов. Почти случайно они встретили авву Коприя. Наконец, они прибыли в Ахорис, который лежал в 45 милях к северу от Бауита по прямой. В Ахорисе автор и его спутники повидали Апеллеса и присоединились к оставшейся группе паломников, которые благоразумно воспользовались простым путем вниз по Нилу до Антинои. Из Ахориса группа продолжила путешествие, и спустилась по Нилу к Гераклеополю (совр. Ихнасья эль-Мадина), чтобы посетить авву Пафнутия. Затем паломники прошли пешком или проплыли еще 20 миль вниз по течению к Писпиру (совр. Дейр эль-Меймун), где они встретились с аввой Питирионом. Из Писпира они прошли по суше до Арсинои, которая лежит в 25 милях к западу от Писпира в Фаюме. Далее монахи достигли дельты Нила. Они проплыли по левому рукаву Нила, а затем по каналу, известному как Ликус и высадились возле деревни Нитрии (совр. Эль-Барнуджи). Пока группа оставалась в пределах Нитрии, автор, вероятно, посетил Келлии. Из Нитрии путешественники пересекли озеро Мареотис и, как полагает Уорд, посетили Александрию, расположенную на противоположном берегу. Покинув Александрию, они прошли по побережью к Диолку, встретившись по пути с разбойниками. После чего они, вероятно, сели на корабль до какого-то палестинского порта. Реконструкция Уорд представляется нам достаточно правдоподобной. В любом случае, было ли реальное путешествие или нет, историческую ценность «Истории монахов» трудно переоценить, поскольку она, как и «Лавсаик», доносит до нас (непосредственно или в опосредованном виде) сведения о начальных этапах египетского подвижничества 143 . |
– Мы помолимся, но вы должны иметь непоколебимую веру в Бога. Тогда они обещали содержать твердую веру и, набравши в пазухи песку с той земли, по коей ходят наши грешные ноги, стали просить меня, чтобы я именем Господним благословил им этот песок как семена. Я сказал им: – Да будет вам по вере вашей! Они же, придя домой, смешали тот песок с хлебными семенами и посеяли всё на полях. И вот тогда уродилось столько хлеба, сколько не получается ни в одной местности Египта. С тех пор всякий год земледельцы приходят к нам и приносят нам для благословения песок. Вера их не обманывает и они всегда имеют урожай. Преподобный Коприй, однажды вступив в пререкание о вере пред народом с еретиком манихеем 4508 , и видя, что он не может смиренными и кроткими словами своими одолеть велеречивого гордеца, захотел делом показать правоту своей веры. Он велел развести большой огонь и звал с собою туда еретика, чтобы выяснилось, чья вера правая: кто не сгорит, говорил святой, тот, значит, верует правильно. Манихей же сказал ему: – Сначала войди ты! Святой вошел в огонь, но пламя пред ним расступилось на обе стороны и он в течение получаса времени стоял на угольях как на траве, без всякого вреда для себя; он вышел из пламени невредимым – даже и одежд его не коснулся огонь. Увидя это, народ весьма удивлялся и прославлял Христа Бога. Еретик же не хотел входить, но народ бросил его в пламя и он тотчас начал сгорать там. Однако, весь обожженный, он успел выскочить из огня и побежал. Народ, схватив его, кричал: – Пусть еретик будет сожжен! Преподобный Коприй успокоил народное волнение и отпустил еретика, обгоревшего как головня, живым. Около своей келлии старец имел небольшой сад; в этом саду он разводил хлебные злаки и плоды, которые шли на пропитание приходивших к нему странников. Один же идолопоклонник, зайдя ночью в этот сад, украл плодов столько, сколько мог унести, и часть их, придя домой, стал варить на котле на огне. Но прошло более трех часов, много дров было им сожжено, а плоды не только не сварились, но даже и вода в котле не согрелась. Это необычайное обстоятельство привело в сильное удивление грабителя и он, сознавая свой грех и уразумев силу Христову, действующую в христианах, взял всё украденное и даже то, что уже было в котле, и снес к ногам старца, признаваясь в совершенной им краже. При этом он просил у старца прощения и умолял сделать его христианином. Случилось, что в то время у старца было много странников; все они возрадовались о чудесном обращении того человека ко Христу, вкусили от тех плодов и возблагодарили Бога. Кроме этих чудес преподобный Коприй, благодатью Христовою, совершил и много других и почил с миром 4509 . Он удостоился одинаковой части с преподобным Патермуфием в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает честь и слава со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь. |
И песок по вере плодоносит В «Лавсаике» приводится повествование аввы Коприя: «Соседняя сторона была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, собирали его разве что вдвое против посеянного. Ибо червь, зарождаясь в колосе, повреждал всю жатву. Земледельцы, оглашенные нами и сделавшиеся христианами, просили нас помолиться о жатве. Я сказал им: “Если вы имеете веру в Бога, то и этот пустынный песок будет приносить вам плод”. Они немедленно набрали вот этого песка, по которому мы ходим, и принесли к нам, прося нашего благословения. Когда я помолился, чтобы было по вере их, они посеяли песок на полях вместе с хлебом, и земля их стала плодороднее всякой земли в Египте». Если же обыкновенный песок принес такой плод – благодаря вере христиан в Бога, то тем более кающаяся во грехах душа принесет плод духовный – благодаря надежде на Бога. Как нежная мать желает своему ребенку только самого лучшего, так и Господь, Творец всех людей, хочет, чтобы человек был счастлив. Но за счастье необходимо сражаться с теми грехами и дурными привычками, которые отнимают нас у нашего Небесного Отца, приковывают к себе. И пусть первой победой станет искренняя исповедь, с раскаянием в своих грехах. Плод этого раскаяния – радость души, а плод расставания с грехом – жизнь вечная! Рейтинг: 9.3 Голосов: 100 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей Васильев 25 апреля 2015, 15:18 Очень!!! Галина 17 апреля 2015, 20:55 Спаси Господи! И наставь на путь истинный! Владислав 9 апреля 2015, 23:32 Всегда настораживает первая история некоторой недоговоренностью и, соответственно, опасностью... Есть примеры - секты, где люди скачут от радости, благодаря Бога за то, что он их спас (от бедности и т.д. и т.п.), а есть наоборот - то что в статье написано об унынии. Так вот, как пишут святые отцы, правильная духовная жизнь - это не два противоположных пути (как на примере этих 2-х иноков), а один путь - соединяя благодарение и покаяние в одной жизни, в даже в одном молитвенном правиле. |
Рассказывали об авве Зеноне, что сначала он ни от кого ничего не хотел принимать. И поэтому делавшие ему приношение уходили от него недовольные. А другие приходили к нему, желая получить что-нибудь как от великого старца. Но ему нечего было давать им, и они отходили тоже печальные. Видя это, старец сказал: «Что мне делать? И те скорбят, которые приносят, и те, которые хотят получить. Лучше будет, если кто принесет – взять, а если кто попросит – отдать». Делая так, и сам он был спокоен, и все были им довольны (97, 80). Однажды скитские братия собрались для рассуждения о праотце Мелхиседеке. Пригласить же в собрание авву Коприя позабыли. Спустя некоторое время они позвали его и предложили ему вопрос о праотце Мелхиседеке. Коприй трижды приложил палец к устам, говоря каждый раз: «Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставил делание, заповеданное тебе Богом, и исследуешь то, чего Он не требует от тебя». Братия, услышав это, разошлись по кельям (106, 307). Когда спрашивали Памво о чем-либо из Писания или касательно жизни, он никогда не отвечал на вопрос тотчас, но говорил, что еще не нашел ответа. Часто проходило месяца три, а он не давал ответа, говоря, что еще не знает, что отвечать. Памво, из страха Божия, был весьма осмотрителен в своих ответах, так что их и принимали с благоговением, как бы изречения Самого Бога. Говорят, этими добродетелями, т. е. рассудительностью и осмотрительностью в слове, он превосходил даже Антония Великого и всех святых (97, 228). Источник. Пустынник Авит, узнав о великих подвигах подвижника Маркиана, пришел его навестить. Когда они насладились беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, а Евсевий, ученик Маркиана, вошел к ним, неся еду и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: «Пойди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы». Он же отвечал: «Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи». Великий Маркиан сказал: «Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера». |
| |