Один набожный новобранец пренебрег этим страхом. В первую же ночь перед сном он стал у койки на колена и молился. Что за шум тут поднялся! Он – на коленах, а в него бросают фуражками, кушаками, свищут, хохочут, кричат ему в уши. Но новичек не сдался. На третий вечер шум уменьшился, а на шестой совсем прекратился. Таинства. Каждое таинство есть чудо и при том чудо тайное, прикровенное. Чудеса милосердия Божия, чудеса Спасителя и святых, чудеса от мощей и икон имеют убедительную силу фактов, которая заставляет задумываться и колебаться даже отъявленных Неверов. Но чудесное действие таинств не воспринимается чрез зрение и слух и даже не всегда ощущается тем, над которыми таинство совершается. Только тот может непоколебимо веровать в таинства, кто переживал и перечувствовал неоднократно действие благодати на свою душу. Поэтому, бесполезно доказывать логическим путем действенность таинств, бесполезно разсуждать о ней. Авва Коприй преподал прекрасный урок желающим проникнуть в тайны веры. Однажды иноки скитские собрались решить вопрос, кто был Мелхиседек, таинственное лицо, жившее вэ времена Авраама. Всякий высказывал свои догадки. Когда дошла очередь до Коприя, он, трижды ударив себя по устам, произнес: – Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставляешь дела, которые повелел человеку творить Бог, и испытуешь то, чего Он от тебя не требует. Услышав это, братия поспешно разошлась по келлиям. Наследственный грех . В немецкой земле, в одном пасторском собрании юный пастор горячо отвергал учение о первородном грехе. Более опытный товарищ спросил отрицателя: – У вас есть дети? – Пока нет. – Ну, когда будут, вы перемените свой взгляд на природу человека. Предсказание это через несколько лет оправдалось. Ч. Дарвин пишет: «У восьмидневного ребенка перед криком образовались складки вокруг глаз (выражение гнева); но это, быть может, происходило от боли и нездоровья при отсутствии гнева. Когда ему было около 10 недель, он однажды получил довольно холодное молоко, и во время питья у него появилась слабая морщина на лбу, так что он совсем походил на взрослого, который недоволен тем, что ему надо делать противное его желанию. |
2. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ Пример Пресвятой Богородицы, пришедшей в храм для исполнения церковного обряда в 40 день по рождении Ею Богомладенца, научает всех свято чтит обряды Церкви и обличает суемудрие наших сектантов, отвергающих обряды. 3. Св. праведн. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; прр. Азарии; м: Адриана, Еввула, Власия (Вукола), Папия, Диодора, Клавдиана кн. Романа углиц. (1285 г.), п. Симеона тверск. (1289). Св. муч. Власий (III в.), как видно из Пролога, окрестим уверовавших в Христа воинов, покропив их водою из котла, в который был ввержен. Значит, полиеательное крещение в случае нужды дозволительно. Св. прор. Анна своим примером указывает, что мы должны, как можно чаще, посещать храм Божий, поститься и молиться, и обличает тех отщепенцев Церкви, которые отвергают храмы и не признают постов. 4. П. Исидора пелусгота, Николая испов. студийского; свм. Авраамия, еп. арвильск.; м. Иадора, Кирилла новоезерск., вкн. Георгия (1238 г.); п. Авраамия и Коприя печенгских. 5. Свят. Феодосия, архиеп. черниговск., мц. Агафии, Феодулии и с нею м.: Елладия, Макария, Евагрия, ик. Б. М. «Взыскание погибших». Славное для Российской Церкви, в 1896 г. совершившееся, событие открытия мощей святители Феодосия, скончавшегося в 1690 г., и неоскудно совершающиеся у раки его, по молитвам святого, чудотворения служат явным доказательством, как для раскольников, так и сектантов, святости нашей православной Церкви и непререкаемости истины нетления мощей св. угодников Божиих. 6. Пр. Вукола, еписк. смирнскаго, м. Иулиана, мц. Фавсты и с нею м: Евиласия и Максима, мц. Марвы, Марии, пм. Ликариона отрока, мц. Дорофеи девы и с нею: Христины, Каллисты, Феофила. 7. П: Парфения лампсакийского, Луки елладского; мч. 1003 никомидийских. 8. Вмч. Феодора стратилата; пр. Захарии серповидца, св. Саввы архиеп. сербского. 9. М. Никифора, свмч. Маркелла, еп. сицилийск., Филагрия, еп. кипр., Панкратия, еп. тавроменийского, мч. Петра дамаскина , п: Никифора и Геннадия важезерских. 16. М. Памфила, Валента, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии; п. Маруфа, еп. мартиропольск.; мч. персидских в Мартирополе. |
21. Отдание праздника Воздвижения. Обр. мощ. св. Димитрия, митр. рост. (1752 г.); ап. Кодрата; свм. Ипатия, Андрея; п., Псаакия, Мелетия; м. Евсевия, Приска; п. Иосифа заоникиевск., Даниила. Св. Димитрий Ростовский († 1709 г.) своими нетленными мощами ясно доказывает раскольникам, что наша православная Церковь есть истинная Христова Церковь , полная благодати Святого Духа; а своим сочинением «Розыск о раскольнической Брынской вере», не потерявшим цены и доселе, убеждает в том, что вера их не права, учение душевредно и дела не богоугодны. В сочинениях святителя Димитрия находится убедительнейшее раскрытие и неправды сектантской. Св. муч. Приск († 260 г.), не будучи священником, совершал крещение, но – по нужде, во время гонений, а у раскольников-безпоповцев такой нужды нет; поэтому пример его ничуть не оправдывает их практики. Мученики Ипатий и Андрей из Лидии были два друга с детства. Ипатий сделался иноком, а впоследствии епископом Ефесским, Андрей пресвитером. За иконопичитание, при Льве Исаврянине, влачили их по городу и наконец заклали (ок. 730). 22. Свм. Фоки, еп. синопийск. (117); прр. Ионы, м. Фоки вертогр.; п. Петра, Ионы яшсозерск.; памятъ преп. отец, почивающих в Киеве, в ближней Антониевой пещере. 23. Зачатие св. Иоанна Крестителя; мч: Андрея, Иоанна, Петра, Антонина; мц. Ироиды; п. Ксанфиппы, Поликсении. 24. Первом. равноап. Феклы; п.: Коприя, Никандра псковск.; п. Авраамия мирожск. (1158 г.) Галактиона волог.; св. Симона (Стефана, 1224 г.), Давида и Владислава серб. (1239 г.). Св. первомуч. Фекла осенила крестом «множество дров и хврастия, собранного под нею на сожжение ее», и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу. Вот какую силу имеет крест Христов! 25. Преставл. преп. Сергия радонежск. (1392 г.); пм. Пафнутия; п. Евфросинии александр. (5 в.) и Евфросинии суздальск.; пер. мощ. Германа, архиеп. казанск. (1395 г.). 26. Преставление св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова (98–117 г.); п. Ефрема перекомского. Св. ап. Иоанн Богослов явил нам один из бесчисленных примеров силы креста: он, по сказанию Прохора, ученика его, знамением креста некогда исцелил лежавшего при пути больного человека. |
На территории Вологодской епархии до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,— в Благовещенской ц. в Усть-Выме, прп. Герасима Вологодского — в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого монастыря, прмч. Галактиона — в вологодском Свято-Духовом монастыре, прп. Петра, блж. Василия — в Спасо-Каменном монастыре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей — в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия — в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского — в Обнорском Троицком монастыре, прп. Сергия Нуромского — в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского монастыря, прп. Стефана — в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского монастыря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия — в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия — в Корнилиевом Комельском монастыре, преподобных Авраамия и Коприя — в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского монастыря Грязовецкого у., прп. Арсения — в Арсениевом Комельском монастыре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия — в Глушицком Сосновецком монастыре, прп. Макария — в Глушицком Покровском монастыре, прп. Григория Пельшемского — в Лопотовом монастыре Кадниковского у., прп. Александра Куштского — в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского монастыря, преподобных Евфимия, Харитона — в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского монастыря Кадниковского у., прп. Марка пустынника — в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия — в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского монастыря Кадниковского у., прп. Филиппа — в Преображенской ц. бывш. Рабангского монастыря Вологодского у., прп. Вассиана — в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана — в приходской Троицкой ц. бывш. Авнежского монастыря, прп. |
Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц. |
– Сколько тебе лет, старец? Он же отвечал: – Семьдесят пять лет уже моей временной жизни на земле. Взглянув на Коприя, император сказал: – Скажи теперь ты, младший, сколько тебе лет? Коприй отвечал: – Мне от роду сорок пять лет. Тогда император повелел отвести в темницу старца Патермуфия, а Коприя оставил и так стал говорить с ним: – Принеси, человек, жертвы богам, чтобы избегнуть ожидающих тебя мук. Оставь обманчивую христианскую веру, которая не приносит тебе никакой пользы. Вот и я прежде верил Христу, но пользы от этого не видел никакой. Теперь же, веруя в бессмертных богов, сподобился от них получить много великих благодеяний. Советую и тебе отказаться от Христа и принести жертву богам; тогда я приближу тебя к себе и ты получишь от меня много милостей. Коприй, затаив дыхание, слушал императора. Он впал в самозабвение и, увлекшись его пагубными обещаниями, сказал Юлиану: – Доброму ты учишь меня, государь! Хорошо, что я нашел в тебе учителя и доброго наставника. Потом он громко воскликнул: – Отныне я Юлианов ученик, а не христианин, и как я прежде заблуждался, пребывая в обманчивой вере христианской, так теперь постараюсь всё исправить – я поклонюсь богам и принесу жертву. Услышав эти слова, император чрезвычайно обрадовался и сказал: – Счастлив человек этот более всех других тем, что он познал древних отеческих богов, дающих вечную жизнь миру! После этих слов Коприй поклонился и принес жертву идолу Аполлону и, отступив от Бога, принял в себя диавола. Святые ангелы отступили от него, бесы же окружили его и радовались. Узнавши, что Коприй отступил от Христа, преподобный Патермуфий чрезвычайно опечалился, плакал и рыдал о нем и, преклонив колена, так молился: – Господи, Боже сил! Не погуби грешника, преступившего Твою заповедь! Помяни о трудах, какие он совершил в юности своей по любви к Тебе, не отвергай его от лица Твоего, так как он обольщен речами законопреступника. Помилуй Твое создание и взыщи дело рук Твоих! Наутро император сел на престол свой, а Коприй стоял около него с правой стороны. На нем был пурпурный плащ. Когда Патермуфий, по повелению императора, был приведен на допрос, Коприй, увидав его, сказал: |
— Молю вас, господа мои, спасите меня грешного! Ангелы отвечали: — Для того мы и посланы сюда от Бога, дабы спасти тебя. И они взяли душу его ко Господу, а тело его мертвое осталось в огне совершенно целым. После него вошли и преподобные отцы Патермуфий и Коприй, также не поврежденные от огня, и пребывали близ тела Александрова, воспевая хвалу Богу. Когда печь погасла, святые были выведены к императору живыми и невредимыми, нисколько не пострадавшими от огня, а тело святого Александра было вынесено также не поврежденным от огня, и от него шло великое благоухание. Император с удивлением сказал тогда: — Наши боги — велики, а Христос — ничто! Потом опять стал принуждать святых к поклонению идолам. Преподобный же Патермуфий сказал ему: — Так как ты идешь на сражение не для прославления имени Божия, то не воротишься назад, но будешь ранен смертельно и умрешь страшною смертию. Тогда император сильно разгневался и повелел усечь их мечом. И выведены были святые из города на место усекновения. Там они, пред кончиною своею, обратились с молитвою к Богу, и вот с неба раздался голос, который восхвалял Патермуфия, прощал Коприя и обоих их призывал к вечному успокоению. Тогда они с радостью преклонили под меч свои головы и скончались, положив за Господа жизнь свою. Нечестивый же Юлиан, отправившийся на войну с персами, был побежден персидским войсками и, как предсказал святой Патермуфий, не вернулся в свою землю. Кончина святых преподобномучеников Патермуфия и Коприя, а с ними и святого Александра последовала в июле месяце в девятый день В то время над римлянами царствовал законопреступник Юлиан, а над христианами — Господь наш Иисус Христос, Емуже со Отцом и Святым Духом подобает честь, слава и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Память преподобного Патермуфия Патермуфий, как сообщает о нем Коприй был сначала идолопоклонником. Он стоял во главе шайки разбойников, воровал и даже снимал одежды с погребенных, совершал и всякие другие злодеяния и мерзости, и молва о его злодействах распространялась по всем странам египетским. Обращение его к Богу совершилось по следующей причине. |
– Неправильно. Наконец, он спросил авву Иосифа: – А ты как понимаешь это? – Не знаю, – ответил тот. – Поистине, – воскликнул Антоний, – авва Иосиф обрел истинное понимание, потому что сказал, что не знает! 7 . Авва Даниил рассказывал, что авва Арсений никогда ни с кем не обсуждал вопросы толкования Писания, хотя был в состоянии говорить на эту тему, если бы только захотел. Если ему приходилось отвечать на письмо, то он довольно долго обдумывал ответ. А когда он приходил в церковь на службу, становился за колонной, чтобы никто не видел его, и самому ни на кого не смотреть. 8 . Как-то скитские отцы собрались вместе и стали говорить о Мелхиседеке, но забыли позвать авву Коприя, но через некоторое время привели его и спросили, что он думает об этом деле. Тот трижды ударил себя ладонью по устам и сказал: – Горе тебе, Коприй, горе тебе, Коприй, ты оставил то, что Бог тебе заповедал, и исследуешь то, что Бог от тебя не требует. Услышав эти слова, братья разошлись по кельям. 9 . Брат пришел к авве Феодору Фермийскому и принялся говорить и рассуждать о вещах, о которых действительно сам ничего не знал. Старец сказал ему: – Ты еще не нашел корабль, не собрал вещи, не готов в дорогу, а уже считаешь, что приплыл в столицу. Сначала сделай дело, а уж потом можешь говорить о том, о чем говоришь сейчас. 2. Из аввы Исайи Любопытствующее исследование Писания порождает вражду и ссоры. А плач о грехах устанавливает мир. 2 . Грех монаху, сидящему в келье, оставлять свои грехи и допытываться смысла Писания. 3 . Кто заполняет сердце свое тем, почему в Писании сказано так-то и так-то, не успев еще стяжать самого себя, тот любопытствует сердцем и отдает себя в плен помыслам. 4 . А кто бодрствует, чтобы не попасть в плен, тот любит повергать себя пред Богом. 5 . Не ищи понимания высот Божиих, но молись и проси Его о помощи, чтобы Он пришел к тебе и спас тебя от греха. А понимание Бога приходит само тогда, когда место понимания становится чистым и нескверным. 6 . Кто утверждается на собственном познании и держится своей воли, навлекает на себя вражду и уже не может скрыться от духа, вселяющего скорбь в сердце. |
Потом, обратившись к императору, Коприй сказал: – Зачем ты, диавол прельстил меня? Зачем, законопреступник, ты и меня увлек в свою погибель? И снявши с себя пурпурную одежду, он бросил ее перед ним, говоря: – Возьми себе ту славу, какую ты мне дал, а я опять возьму то, что потерял. Бог мой благо и сотворит меня хотя как одного из Своих «наемников» ( Лк.15:19 ). Император, увидев, что Коприй снова обратился ко Христу, разгневался и повелел тотчас же раскалить большую железную сковороду. Коприй же, слыша это повеление, сказал: – Хорошо ты поступаешь, император! Сожги меня, рассеки на части, чтобы мне многочисленными мучениями искупить свое падение. Прежде же всего, казни язык мой, потому что он прежде всего согрешил, отказавшись от Христа. Тогда император повелел раскалить небольшую железную ложку и положить ее на язык Коприю. Последний же, увидев ложку, раскаленную как уголь, сказал святому Патермуфию: – Молись за меня Богу, отец, ибо я прихожу в ужас при мысли об ожидающем меня мучении. Старец сказал ему: – Терпи, чадо, с радостью, и Господь тебе поможет! И вот, когда ложка дотронулась до языка Коприя, то показалась ему холодною как лед, и язык Коприя не получил никакого ожога. Император сказал тогда: – Эти люди волшебники, ведите их на раскаленную сковороду. Когда их повели, Коприй сказал старцу: – Молись за меня, мой учитель, ибо я весьма страшусь мучения. Старец сказал: – Не бойся, чадо! Будь мужествен, вспомни о своих, принятых тобою на себя с самого детства твоего в пустыне, постнических подвигах и трудах, мужественно подъятых во славу Божию. Помнишь ли, как ты провел без пищи тридцать пять дней? Помнишь ли еще, как, сраспинаясь Христу ( Гал.2:19 ), ты стоял в течение двенадцати дней неподвижно с распростертыми крестообразно руками? Разве ты забыл, как ты ложился на жесткие камни и на острые черепки? Если всё это в течении твоей жизни ты охотно терпел ради Христа, то зачем ты боишься теперь этой муки, продолжающейся один только час? Коприй, утвердившись этими словами, с просветленным лицом, без боязни, пошел вместе с старцем к сковороде. Когда они всходили на нее, Патермуфий сказал: |
Скачать epub pdf Старец См. также: Блудная брань . 49–51, 59–60; Воля своя . 168; Воровство . 173; Грех смертный . 202; Демонские козни . 236; Любовь к ближним . 379–403; Любовь к Богу , 404–409; Непослушание . 648, 651, 653; Помыслы хульные . 828; Послушание . 843; Самонадеянность . 961; Слово Божие . 1020; Смирение . 1040; Судьбы Божии . 1118; Терпение . 1141. 1084. О необходимости исполнять слова старца См. также: Непослушание ; Слово праведника . Братия пришли к авве Филиксу в сопровождении некоторых мирян и просили его, чтобы сказал им слово. Старец молчал. Когда же они сильно упрашивали, сказал им: “Вы хотите слышать слово? Ныне нет слов. Когда братия спрашивали старцев и исполняли то, что старцы говорили им, тогда Сам Бог наставлял их, как сказать слово. А ныне только спрашивают, но не делают того, что слышат. Потому Бог отнял у старцев благодать слова, и они не знают, что говорить, потому что нет исполняющего (их слова).” Братия, услышав это, вздохнули и сказали: “Помолись о нас, авва!” (Древний патерик. 1914. С. 12. 5). 1085. Вразумление инока, невнимательно слушавшего слова старца См. также: Внимание к словам старца . Во время рассказов старца Коприя один из братий как бы от невероятности событий начал зевать и, наконец, дремать от скуки. Крепко заснув, он видит в сновидении книгу, исписанную золотыми письменами. Книга – в руках старца Коприя, и он из нее берет свои повествования. И стоял тут же некто – светоносный, украшенный сединами. Грозно взглянув на него, он сказал иноку: “Что ж ты без внимания слушаешь то, о чем здесь читают? Дремлешь от безверия.” Смутившись, он пробудился. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 62). 1086. Авва Памво сказал посетителям, что тот, кто живет в послушании у старца, выше тех, кто подвизается подвигом поста, нестяжательности и любви См. также: Послушание . Пришли однажды к Великому Памво из скита четыре брата, одетые в кожу, и каждый из них рассказывал ему о добродетели другого. Один много постился, другой был нестяжателен, третий стяжал великую любовь, о четвертом они говорили, что он уже двадцать два года прожил в повиновении старцу. Авва Памво отвечал им: “Скажу вам, что выше всех добродетель четвертого. Каждый из вас по своей воле приобрел ту добродетель, которую имеет, а тот, отвергшись своей воли, исполняет волю другого. Такие люди подобны исповедникам, если они до самого конца пребудут в послушании.” (Достопамятные сказания. С. 227. 3). |
| |