4 ноября 1937 года на закрытом судебном заседании выездной сессии специальной коллегии Верховного суда УАССР архиеп. Авраамий был приговорен к десяти годам тюремного заключения. 22 июня 1939 года архиепископ Авраамий (Дернов), продолжавший томиться в Ижевской тюрьме, отправляет на имя прокурора РСФСР краткую жалобу: Совместно с Модестовым и Пепеляевым по ст. 58/10 ч.1. УК в ноябре месяце 1937 года я осужден на 10 лет тюремного заключения. В отношении этих двух лиц состав преступления как будто на суде был доказан, а в отношении меня никакого состава преступления как предварительным, так и судебным следствием установлено не было. Хотя я уже дряхлый старик, но напрасно сидеть в тюрьме не хочется... Прошу истребовать от Верховного суда Удмуртской АССР дело по обвинению меня, Дернова Авраамия Ивановича, Модестова и Пепеляева... и опротестовать приговор в отношении меня, добиваясь его отмены и прекращения дела за отсутствием состава преступления... Однако Прокуратура УАССР, ссылаясь на то, что виновность всех осужденных установлена показаниями свидетелей... и частичным признанием всех обвиняемых, в том числе Дернова, подтвердившего на суде, что расстрелянного как врага народа Тухачевского он сожалел как человека», постановила: в принесении протеста отказать . 30 августа 1938 года последовало распоряжение о ссылке в северо-восточные лагеря . В 1939 году он был отправлен в лагерь и на этапе скончался. Место погребения неизвестно. В 1970-е годы его имя было внесено Церковью на вечное поминовение в Троице-Сергиевой лавре . 27 апреля 1992 года был реабилитирован прокуратурой Удмуртии по делу 1930 года. 10 июня 1992 года реабилитирован прокуратурой Кировской области по делу 1925 года. |
Спасибо вам, но вперед так много не расходуйтесь. Сухарики, видимо, сдобные, хотя мы еще и не пробовали их. Будем вспоминать вас на Пасху. На письмо ваше я вам уже ответил раньше. Получили ли вы его? Всегда молитвенно вспоминаем любовь вашу. Храни всех вас Господь от всякого зла. Любящий вас любовию во Христе Епископ Виктор 1/14 апреля 1924 года. Дорогая во Христе сестра Валя с Зоей, Надей и Шурой и боголюбезнейшей мамой Александрой Феодоровной! Мир вам от Господа. Благодать Божия да хранит всех вас от всякого зла. Всегда сердечно вспоминаю всех вас, уверен, что и вы меня помните. Давно только не получал от вас ни одной строчки. Если есть время, то пишите, как живете, какие скорби и какие у вас радости, ибо ваши скорби и радости – мои скорби и радости. Пишите, ничего не опасаясь, только не надо никогда подписывать фамилию, а только одно имя. Я ведь и так всех вас знаю и руки ваши знаю. Я живу милостию Божией хорошо. Только все опасаюсь, как бы опять куда на не попасть. Враги Православной Церкви – обновленцы – ведь не дремлют, а, наверное, опять какие-либо козни против нас строят. Бог им судья. Не ведят, что творят. Они ведь, пожалуй, думают, что, предавая нас на страдания, как об этом предсказывал Сам Господь во Святом Евангелии… Любящий всех вас Епископ Виктор 6 декабря 1924 года» . Тем временем события в Вятской епархии стремительно развивались. 1923 года Вятская Трифоновская община направила прошение Патриарху Тихону с просьбой рукоположить находившегося в это время в Вятке архимандрита Авраамия (Дернова) во епископа Уржумского, викария Вятской епархии, благословив ему временно управлять и всей Вятской епархией. 1923 года Патриарх одобрил эту просьбу и благословил прибыть архимандрита Авраамия для рукоположения во епископа в Москву. |
Благодаря взаимодействию властей и духовенства процесс изъятия церковных ценностей в Глазове проходит спокойно и без эксцессов В 1924-м году о. Василий был награжден саном протоиерея. В марте 1925 года он покидает Глазов и получает назначение на место священника Покровской церкви села Селег, в 80 верстах от города. Согласно Клировой ведомости 1915 года, приход Селеговского храма состоял из 384 дворов и 3000 прихожан . В апреле 1927 года протоиерей Сатрапинский решением епископа Глазовского Виктора (Островидова) был удостоен ко дню Св. Пасхи новой награды – палицы . Спустя полгода владыка Виктор не принял «Декларацию об отношении Церкви к советской власти» заместителя местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского). Оценив ее как «отречение от Самого Господа Спасителя», епископ становится одним из вождей «правой» церковной оппозиции «непоминающих». К епископу Виктору присоединились множество приходов Вятской епархии и Северной Удмуртии. Одним из сторонников епископа считали и о. Василия. Однако согласно его показаниям, данным на допросе в 1937-м году, «викторианского течения» в конце 1920-х годов он не придерживался, а «при службе в церкви поминал Виктора до 1931 года», не желая идти против своих прихожан, большей частью примкнувших к бывшему епископу Глазовскому . Раскол в Глазовской епископии был преодолен только в 1929–1930-е годы, когда под влиянием сосланного в Глазов епископа Уржумского Авраамия (Дернова) местное духовенство принесло покаяние и перешло в подчинение Московской Патриархии. О. Василий, сохранив свой высокий авторитет, в 1931-м году становится духовником духовенства 5-го округа Глазовской епископии. В июле 1931 года, по представлению епископа Авраамия, настоятель храма села Селег был награжден «ко дню Св. Пасхи... |
14 февраля 2021 года. + Православный Церковный календарь Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска Православный Церковный календарь 2021 Календарь Месяцеслов Сегодня Завтра Посты и праздники 2019 Библия Молитвы Иконы По именам святых Общий список Праздники и посты в 2021 году. Новый стиль Старый стиль Седмица сплошная. Глас 4. Поста нет. Прп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла , учителя Словенского (869). Прп. Марона , пустынника Сирийского (ок. 433). Свт. Авраамия , еп. Каррийского (V). 12-ти греков , строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Прп. Исаакия , затворника Печерского (ок. 1090). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина Феодора (1578). Прп. Илариона Грузина, Святогорца (1864) (Груз.). Сщмч. Павла Дернова пресвитера и сыновей его мчч. Бориса , Григория и Симеона (1918). Сщмч. Онисима , еп. Тульского (1937). Сщмч. Трифона диакона (1938). Евангельские Чтения 2 Тим., 295 зач., III, 1-9. Лк., 103 зач., XX, 45 - XXI, 4. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года ( 2 Тим. 3, 1-9 ). Кто такие имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ? И кто другие всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины ? Первые те, которые держат все внешние порядки, в которых выражается благочестная жизнь; но не имеют столько крепкой воли, чтоб и внутренние свои расположения держать так, как требует истинное благочестие. Идут в храм охотно, и там стоят охотно. Но не делают напряжения, чтоб и умом своим стоять перед Богом неотходно и благоговейно припадать к Нему, а помолившись немного, выпускают бразды правления ума, и он парит, обтекая весь мир. И выходит, что тогда как по внешнему их положению они в храме, по внутреннему состоянию их нет там: остался у них один образ благочестия, а силы его нет. Так и о всем другом разумевай. Вторые это те, которые, вступив в область веры, только и делают, что вопросы изобретают, - что то, что это, почему так, почему этак. Люди, страждущие пустой пытливостью. За истиною не гонятся, а лишь бы пытать и пытать. И решение нашедши вопросам, недолго останавливаются на нем, а скоро чувствуют нужду приискивать другое решение. И так кружатся день и ночь, пытая и пытая, и никогда вполне не удовлетворяясь допытанным. Иной за удовольствиями гоняется, а они за удовлетворением пытливости своей. |
Синод сделал выговор архиерею, затем последовал указ о его назначении епископом Шадринским с правом управления Свердловской епархией, к-рому еп. Виктор не подчинился. 15 дек. на Ижевскую кафедру был назначен еп. сщмч. Онисим (Пылаев) с поручением временного управления Вятской епархией. Еп. Виктор не признал этого назначения, вскоре был запрещен в священнослужении, однако прещениям не подчинился и продолжал управлять приходами Вятской и Ижевской епархий. 22 дек. 1927 г. Глазовское духовное управление признало еп. Виктора своим архиереем, на территории Ижевской епархии приходы викториан действовали также в Ижевске и Воткинске. Решением Синода 11 апр. 1928 г. по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях», в частности, было подтверждено запрещение еп. Виктора. 4 апр. того же года архиерей был арестован в Глазове, приговорен к 3 годам лагеря. В 1929-1937 гг. Глазовская кафедра, по-видимому, не входила в Ижевскую епархию, но существовала самостоятельно. 22 февр. 1929 г. Заместитель Патриаршего местоблюстителя назначил епископом Глазовским, временно управляющим Вятской епархией, Авраамия (Дернова) , 7 янв. 1937 г. возведенного в сан архиепископа. 10 мая 1937 г. архиерей был арестован, после чего Глазовская епархия слилась с Ижевской. В 1930 г. к викторианам присоединился отделившийся от митр. Сергия Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . 26 фев. 1930 г. постановлением Синода еп. Синезий был уволен от управления епархией, но продолжал служить в Успенской ц. Ижевска без согласия временно управлявшего тогда Ижевской епархией Нолинского еп. Георгия (Анисимова) . Определением Заместителя Патриаршего местоблюстителя от 4 июня 1930 г. еп. Синезий был запрещен в священнослужении, покаяния не принес, продолжал служить в Успенской и Свято-Троицкой церквах в Ижевске, пользовался любовью правосл. |
В возрожденной Глазовской епархии поднят вопрос о канонизации владыки как подвижника благочестия в лике местночтимых святых. Литература Сведения о репрессированных клириках и мирянах Русской Православной Церкви по Ижевско-Удмуртской епархии в советский период ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.73. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 93; УКГБ Удмуртской АССР. Арх. 1141. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.1. с. 25. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. с. 924, 927, 952, 957. Ведомость о монастырях за 1915 г. Пг., 1915. с.15. Семибратов В. К. Всех близких нам вятичей поминаем - писал из сибирской ссылки епископ Виктор (Островидов) // Вятский епархиальный вестник. 1996. N 8 (76). с.5. Шумилов Е. Ф. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии, ХХ в. Ижевск, 1996. Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.2. Киров (Вятка), 2004. 64с. с. 6-7. ФМП 2, с. 1. ФПС I, 175, с. 7, II, с. 4, IV, с. 1, V, ? 3. ФАМ I, 4, с. 1. Заметки и дополнения Е.М. Использованные материалы Андреев Николай, свящ., Подвиг исповедничества в жизни архиепископа Авраамия (Дернова) Официальный сайт Вятского духовного училища: Дамаскин (Орловский), игум., Шумилов Е. Ф., Авраамий (Дернов) Православная энциклопедия, т. 1, с. 169 (электронная версия от 22 октября 2007): http://www.pravenc.ru/text/62916.html Биография на сайте Русское Православие : http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-3853.html Глеб Кочин Архиепископ Глазовский Авраамий (материал использован частично) Выпускники Казанской духовной академии 1901 года , генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html утверждению краеведа Глеба Кочина, эта ошибка происходит от первой части каталога «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы», составленного митрополитом Куйбышевским и Сызранским Мануилом (Лемешевским) к 1966 г., и опубликованного в Германии в 1979 г., См. Глеб Кочин Архиепископ Глазовский Авраамий - Редакция текста от: 02.08.2019 21:59:59 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. |
Значит в Выборгскую... Так и есть, перед ней остановились... Обычная канцелярия, обычные формальности, и вручают меня некоему субъекту, с указанием отвести на 4-й этаж в свободную камеру. Камера – обычная одиночка со всеми принадлежностями для безвыходного в ней пребывания. Осмотрелся, и поворот мысли к семье. А знают ли там, где я. Будут справляться на Гороховой, но за краткостью моего там пребывания, вероятно, не имеется там надлежащих сведений обо мне. Как же дать знать им о себе? Но Бог и добрые люди повсюду. Для каждого этажа полагался свой староста из арестованных; он пользовался правом на относительную свободу в своем этаже: отмечал и вновь прибывающих, и уходящих; следил за порядком и тишиной и т.п. Вот этот человек и пришел мне на помощь. Не помню, в этот ли день к вечеру, или на другой, он, подойдя к оконцу двери моей камеры, сообщил, что сюда в тюрьму привезли еще двух священников и поместили в нашем же этаже, – Дернова и Пашулина, что обоих их уже отпускают на свободу; быть может, видя некоторую мою беспомощность, он сам предложил мне, чтобы я написал записочку для семьи и попросил бы о. Дернова переправить ее к моей семье, а он эту записочку отдаст о. Дернову. Нечего говорить, как я обрадовался этому предложению. Записка скоро была готова, передана по назначению, как узнал впоследствии, дочерью о. Дернова в этот же вечер была доставлена моей семье. А на другой день или через лень я уже получил передачи от Пахомовых и от семьи. Радостно бывает в тюрьме не от передач самих по себе, а от того, что они свидетельствуют об известности для семьи твоего нахождения в том или ином месте. |
На основе второй редакции в середине XVII в. была составлена новая пространная редакция . Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского оказалась менее изученной. Митрополит Макарий (Булгаков) проложную редакцию не выделял, отметив лишь, что первая «кратчайшая» редакция, наиболее распространенная в списках, сходна с текстом, напечатанным в Прологе под 29 О том, что в Прологе помещен текст первой редакции Жития «с малыми переменами», упомянул и архиепископ Филарет А вот М. И. Соколов, А. П. Кадлубовский и Е. Е. Голубинский оказались более категоричны и, либо не изучив текст, либо не приняв во внимание его специфику, указали, что в печатном Прологе находится первая (по Голубинскому, вторая) редакция Голубинский рассматривал последнюю как проложное сокращение более пространной редакции, традиционно считающейся второй (по сообщению Т. Л. Никитиной, Краткая редакция Жития Авраамия Ростовского переписывалась в том числе в составе ). О существовании собственно Проложной редакции Жития Авраамия Ростовского впервые упомянула Т. В. Буланина, указав, что «н а основании первой редакции была составлена проложная память (издана По-видимому, здесь речь идет о редакции в составе печатного Пролога, поскольку Пономарев при публикации статей из Пролога в «Памятниках древнерусской церковно-учительной литературы» брал за основу издание Пролога 1675 – 1677 (На данный момент это единственная публикация текста Проложной редакции Жития Авраамия Ростовского.) Замечу, что других проложных редакций Жития пока не выявлено. Первое описание Проложной редакции Жития Авраамия Ростовского в составе печатного Пролога принадлежит Т. Л. Никитиной, которая работала с текстом из второго (первого полного) издания Пролога 1642–1643 гг. (Житие помещается под 29 октября и входит в первый том, на сентябрьскую половину года, вышедший в 1642 Никитина также пришла к выводу, что источником Проложной редакции послужила первая, Краткая, редакция Жития, которая была переработана в XVII в. специально для включения в печатный Однако, как выяснилось, последний вывод нуждается в существенной корректировке, позволяющей по-новому взглянуть на историю рассматриваемой Проложной редакции . Этой теме и посвящена настоящая статья. |
В дальнейшем вторичный вид Проложной редакции Жития Авраамия Ростовского, представленный текстом во втором издании Пролога 1642 г., переиздавался в составе последующих изданий Пролога, кроме того, он известен в списках-копиях с изданий Таким образом, Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского, вошедшая в печатный Пролог, была создана не специально для включения в печатный Пролог в начале XVII в., а гораздо ранее – вероятно, в 30–40-х гг. XVI в. Эта редакция, по-видимому, была составлена в рамках подготовки комплекса проложных редакций в связи с упорядочением богослужебной практики и унификацией общецерковного почитания русских и славянских святых при митрополите Макарии. В значительной части этот комплекс проложных редакций через рукописные Прологи перешел, подвергшись правке, во второе (первое полное) издание Пролога 1642–1643 гг. Так оказалась там и Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского, представленная новым, стилистически отредактированным вариантом. Именно этот вторичный вид Проложной редакции получил широкое распространение после включения в печатный Пролог и именно он был введен в научный оборот наряду с другими статьями из печатного Пролога (по изданию 1675–1677 гг.) в конце XIX в. (причем это издание осталось единственным), тогда как первичный вид Проложной редакции пока не публиковался. Текст первичного вида Проложной редакции Жития Авраамия Ростовского публикуется по старшему выявленному списку РГБ, ф. 92, собр. С. О. Долгова, 39, 30–40-е гг. XVI в., л. 122а, 354а–355в ( Долг. 39 ), с указанием лексических, морфологических и синтаксических разночтений (включая ошибочные чтения) с текстом списков Рум. 397, Егор. 1299 , Тит. 1220 и печатного Пролога 1642 г., л. 274 об.–277 (П-1642). Текст списка Долг. 39 передается в упрощенной орфографии с сохранением буквы и с современной пунктуацией, без сохранения построчного деления. Киноварные написания выделены полужирным шрифтом. Разночтения в печатном Прологе обозначены в примечаниях полужирным шрифтом. |
Отец Авраамия умер еще до рождения святого. Когда же младенцу было около года, он лишился и матери. Авраамия, оставшегося круглым сиротой, взяла на воспитание подруга его матери – монахиня. Эта благочестивая женщина имела огромное влияние на своего воспитанника: он, видя ее подвижничество, старался подражать ей в постах и молитвах. А она, заметив в нем желание благих назиданий, усердно старалась посеять как возможно более семян благочестия. Авраамий рос тихим мальчиком: скромность во всем его поведении, благочиние, понятливость, далеко не по годам разумность, великое воздержание были его отличительными чертами. Уже в раннем детстве он любил играть не в царей и полководцев, а в монашествующих. Воспитательница Авраамия, питая сердце его благочестивыми назиданиями, не пренебрегала и образованием его ума, отдав его учиться. Обладая от природы хорошими умственными способностями, он быстро и легко усваивал уроки. Однако вскоре Авраамий вновь осиротел – его приемная мать скончалась. Попечение о мальчике взял на себя некий таможенный чиновник – евнух. Видя желание Авраамия получить хорошее образование, он решает отвезти его в Константинополь. Едва Авраамию минуло пятнадцать, они отправились в столицу Византийской империи. Там евнух устроил юношу в училище известного ритора по имени Афанасий. Учась у Афанасия, юный Авраамий, при счастливых умственных способностях, быстро шел вперед в своем образовании и в короткое время обладал уже многими сведениями по всем частям преподаваемых ему наук. Но при своем старании об образовании ума Авраамий не оставлял в небрежении и образования нравственного. В столице Византии Авраамий также обрел покровителей – одна его дальняя родственница вышла замуж за сына военачальника Зефиназера. Она упросила своего мужа приютить юношу в их доме. Авраамий, опасаясь соблазнов, подстерегающих его в богатом доме, долго отказывался, но в конце концов вынужден был согласиться. Поселившись у родственников, Авраамий по-прежнему соблюдал строгое воздержание в пище и сне. Все, что давали ему родственники, он старался раздавать нищим. |
|