Древнейший из московских месяцесловов полных нам известный есть христианский календарь на лето от Р. X. 1784, изданный в университетской типографии иждивением Н. Новикова и компании; составлен архимандритом Аполлосом Байбаковым. В нем собраны имена святых из печатных славянских книг с большею полнотою, но без исторических сведений о святых. Немного таких имен, которые находятся в полных месяцесловах послед него времени и не находятся в Аполлосовом. Некоторые издатели полных месяцесловов помещали в них краткие исторические сведения о святых по образцу древних старопечатных святцев 1646 и 1648 годов и следованной псалтири. Таков любопытный месяцеслов Московский и Всероссийские церкви, изданный в моск. университетской типографии 1794 года. В нем летопись взята главным образом из древних святцев славянской печати с теми же недовольно определенными хронологическими и историческими показаниями и дополнена в отношении к тем святым, коих нет в означенных святцах. В отношении к самым памятям в основание сего месяцеслова положен Аполлосов календарь, который дополнен только немногими памятями и особенно богородичными праздниками. В этом месяцеслове показаны еще царские дни, панихиды и крестные ходы. Он повторен изданием в 1795 году с ничтожными прибавлениями; так 1 апреля прибавлена память Авраамия болгарского, июля 6 пренесение мощей Иулиании ольшанской. В сем же 1795 г. вышел в Москве полный месяцеслов всех.... праздников и всех святых в типографии Решетникова. Памяти в нем те же, что и в любопытном месяцеслове 1794 года, но имена переведены в нем и на русский язык и сделаны указания против каждого имени, где подобное имя встречается в том же месяцеслове в другие дни; наприм. |
Августовской иконы Божией Матери Храмы в Каталоге написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под Августово, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Августы Храмы в Каталоге Мученица Августа (Василисса) Римская, императрица. Приняла христианское учение от Екатерины Александрийской Авентина Бигоррского Храмы в Каталоге Аверкия Иерапольского Храмы в Каталоге Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Авраамия Болгарского Храмы в Каталоге Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец Авраамия Галичского Храмы в Каталоге Авраамий Галичский (также Галицкий, Чухломский, Городецкий) Авраамия Затворника Храмы в Каталоге Авраамий Затворник, инок Киево-Печерского монастыря, пресвитер. Почитается в лике преподобных Авраамия Смоленского Храмы в Каталоге Преподобный Авраамий Смоленский Авраамия, архимандрита Ростовского Храмы в Каталоге Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий Автонома Храмы в Каталоге Священномученик Автоном, епископ Италийский Агапита Маркушевского Храмы в Каталоге Преподобномученик Агапит Маркушевский, основатель Маркушевского Николаевского монастыря, был сподвижником преподобного Лонгина Коряжемского. |
дата съёмки: Аэровидеосъёмка храма мученика Авраамия Болгарского в городе Болгар Спасского района республики Татарстан. дата съёмки: Аэровидеосъёмка церкви Троицы Живоначальной в селе Танкеевка Спасского района республики Татарстан. дата съёмки: Аэровидеосъёмка церкви Рождества Христова в селе Шуран Лаишевского района Республики Татарстан. На кадрах также видна соседняя малая церковь Богоявления Господня. дата съёмки: Аэровидеосъёмка церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Смолдеярово Лаишевского района республики Татарстан. дата съёмки: Служба в Успенской церкви села Калинино Нерчинского района Забайкальского края. дата съёмки: Установка купола в церкви Димитрия Донского в Керчи. дата съёмки: Патриарх Кирилл посетил психоневрологический интернат в пос. Луговой Дмитровского района Московской области. дата съёмки: Праздник святых Петра и Февроньи в селе Белое Кимрского района Тверской области. дата съёмки: Освящение Троицкого храма в г. Усть-Лабинске Краснодарского края. дата съёмки: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери Знамение в Ховрине (г. Москва). дата съёмки: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил строящийся православный молодежный центр и Казанский храм в пос. Янтарный Зеленоградского района Калининградской области. дата съёмки: Патриарх Кирилл освятил плавучую часовню-маяк на месте слияния рек Иртыша и Оби. дата съёмки: О строительстве часовни на территории завода Курганстальмост в г. Курган. дата съёмки: Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма святого великомученика Георгия Победоносца в Сургуте и Божественную литургию в новоосвященном храме. дата съёмки: Освящение храма Свято-Троицкого Трифоно-Печенгского монастыря в Луостари Печенгского района Мурманской области. дата съёмки: Патриарх Кирилл освятил храм преп. Германа Аляскинского на о. Байонный в Карелии. дата съёмки: Пожар Покровской церкви в Лядинах Каргопольского района Архангельской области. |
Мощи вмц. Варвары действительно попали в Киев при князе Святополке (бывшем строителем Златоверхо-Михайловского монастыря), но привезены были неизвестным лицом, так как дочери с именем Варвара у Алексея Комнина не было – Прим. ред.]. Были у нас и такие реликвии, как например, частицы и креста Господня, срачица святого Димитрия Солунского. Открывались, наконец, мощи и русских святых. Таковы мощи святых мучеников, князей Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского , святых Леонтия и Исайи, епископов Ростовских, святого Игоря Ольговича, великого князя Киевского, убитого киевлянами в 1147г., святого Всеволода-Гавриила, псковского князя 1138 г.), святого мученика болгарского Авраамия. Уважение к святым мощам выражалось в том необычном стечении народа, которым сопровождалось перенесение святых мощей из одного места в другое 269 , в тех путешествиях, которые предпринимали многие из отдаленных мест на поклонение святым мощам, и в том усердии, какое прилагали к украшению рак для святых мощей; например, суздальский тысяцкий Георгий, сын варяга Шимона, прислал в Печерскую обитель для окования раки преподобного Феодосия 500 гривен серебра и 50 гривен золота (приблизительно на сумму 18 тыс. руб.) 270 . Владимир Мономах оковал раки святых мучеников Бориса и Глеба и клетки, где они помещены, золотом и серебром, поставил перед ними украшенные золотом подсвечники и повесил серебряные вызолоченные лампады, так что многие из греков говорили, что такого украшения рак они нигде не видели 271 . 21. Храмы имели очень большое значение для народа как в религиозном, так и гражданском отношении. Ввиду неразвитого культа русских язычников они невольно привлекали к себе их внимание и вместе с организованным богослужением, открыто совершавшимся в храмах, наглядно говорили им о внутренней силе и стойкости христианской религии. |
Все эти честные мученики чтутся во Владимире местно. Святой же вел, князь Георгий был причислен к лику святых, чтимых всей Российской Церковью. В 1645 г. святые мощи его были обречены нетленными и переложены в драгоценную раку — дар благоговейно чтившего его Патриарха Иосифа. Мать св. блгв. Георгия — дочь богемского князя Шварна, основанный ею Успенский Княгинин монастырь находился во Владимире, в нем она приняла постриг с наречением ей имени Марфа. В Успенском соборе монастыря почивают мощи мученика Авраамия Болгарского (память его 6 марта) и погребены княгиня Александра, первая супруга св. Александра Невского (память его 30 авг.), княгиня Васса, вторая его супруга, и дочь Евдокия. Исторически боевые действия русских князей связаны с набегами восточных соседей — камских болгар и мордвы, а после — с татаро-монгольским нашествием; княжеская междоусобица усугубила поражение русских войск на р. Сити от хана Батыя. Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская (+ 1243) Память ее празднуется 16 окт. в день мученической гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Евпраксия, в миру Евфросиния, была дочерью полоцкого князя Рогвольда и псковского князя изменника, передавшегося ливонским рыцарям. Она основала в Пскове Иоанно-Предтеченский монастырь, постриглась и была, как думают, его В 1243 г. она была убита своим пасынком в городе Оденпе (Медвежья Голова) и была погребена в своей обители. Около ее гроба стоял до наших дней посох и лежало описание ее чудес. Муж княгини Евфросинии, в иночестве Евпраксии, бежал в Ливонию и женился вторично там на немке. Вместе с немецкими рыцарями он участвовал в набегах на русские земли. В 1243 г. св. блгв. княгиня приняла постриг в основанном ею монастыре во имя Иоанна Предтечи. Блаженная Великая княганя Феодосия (+ 1244) Память ее празднуется 5 мая в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Блаженная вел. княгиня Феодосия, в иночестве Евфросиния, дочь Мстислава Храброго, супруга вел. князя Ярослава, мать св. Александра Невского (память его 30 авг.) и св. Феодора Новгородского (память его 5 июня), местно чтимая как святая. Преставилась она в 1244 г. и погребена Юрьевом первой Новгородской летописи сказано: «Преставилась княгиня Ярославова, постригшаяся у Святого Георгия в монастыре; тут же и положена была, рядом с сыном своим Феодором, наречено было ей имя Евфросиния». |
В этом храме находится икона св. мученика Авраамия, замечательная по глубокой древности; она современна, как гласит предание, годам страдания самого мученика. Некогда она служила вместо гробовой крышки над гробом страстотерпца, а теперь помещается на столбе, за левым клиросом храма. Православные жители Казанской епархии имеют особенную причину почитать мученика Христова Авраамия. Он первый пролил за Христа и за учение Евангельское кровь свою в стране Казанской и показал нам пример, что и мы должны твердо содержать в своем сердце веру во Иисуса Христа, как Спасителя Мира, жить согласно с предписаниями христианской веры и непостыдно исповедовать перед другими и усердно проповедовать всем неверующим учение Христово, содержащееся в Евангелии и Писаниях Апостольских. В Казанском Кафедральном Благовещенском соборе, в правом приделе на стене между окнами, находится икона св. мученика Авраамия. Икона помещается в особом киоте, устроенном в 1892 году полковником Павлом Ивановичем Плиханковым, который вскоре потом поступил в число монашествующих в один из монастырей. Упомянутую икону св. Авраамия мученика Болгарского написали и прислали из города Владимира в Казань по усиленной просьбе бывшего в Казани Архиепископа Антония, особенно ревновавшего о распространении Христовой веры среди инородцев. В 1873-м году 4 мая Архиепископ Антоний обращался по этому случаю с письмом к тогдашнему Высокопреосвященному Владимирскому, Архиепископу Антонию, который и прислал икону св. мученика Авраамия с частицей св. мощей его. Частица этих св. мощей вложена в маленький серебряный позлащенный ковчежец, который врезан в упомянутую икону мученика. Праздник в память св. Авраамия, мученика Болгарского, в Казани совершается также, как и в городе Владимире, в 4-ю неделю по Пасхе, т. е. в неделю о расслабленном. В этот день совершается божественная литургия особенно торжественно, архиерейским служением, а после литургии служится молебен св. мученику Авраамию перед его иконой, вынимаемой из киота и поставляемой на аналое перед амвоном. По окончании молебствия, все молящиеся благоговейно целуют на иконе изображение св. мученика Авраамия и самую частицу мощей его. |
Там, где прежде был город Булгар, теперь на месте развалин его находится село Болгары с христианским храмом. И там, как и в самой Казани, празднуется память св. мученика Авраамия Болгарского. В апреле 1878 г. Владимирский Архиепископ Феогност прислал в село Болгары икону св. мученика Авраамия также с частицей мощей его. А в 1892 г. 14 января Священный Синод, по ходатайству доверенного православных обывателей села Болгар Филиппа Мордвишина, разрешил, для удовлетворения благочестивого желания прихожан церкви села Болгар, перенести из города Владимира деревянную раку, в которой почивали мощи св. мученика Авраамия до 1815 г. и поставить оную в церкви села Болгар, в приделе, посвященном имени св. мученика Авраамия, с тем, чтобы над верхней частью сей раки была положена икона св. мученика Авраамия. Епархиальное начальство города Владимира изъявило свое согласие на передачу упомянутой деревянной раки в село Болгары и 30 мая 1892 года гробница св. мученика Авраамия, или деревянная рака, торжественно была перенесена от пристани на Волге «Спасский Затон» с крестным ходом в церковь села Болгар. Два обстоятельства случились в селе Болгары во время торжественного перенесения гробницы св. мученика Авраамия. 1) Когда церковная процессия проходила уже самым селом Болгарами, то в многочисленной толпе оказался подкинутым некрещенный младенец мужского пола. Скоро нашлись желающие быть восприемниками этого младенца от св. купели. Того же 30 мая 1892 года младенец наречен Авраамием и был просвещен св. крещением. 2) Крестьянин села Болгар Андрей Тимофеев Суходов, незадолго до принесения гробницы св. мученика, отправился продать воз извести. Соседи говорили ему, чтобы он отложил эту продажу до другого времени, что он не успеет положить на воз известь, как гробницу принесут в село и в храм Божий, но Андрей не послушался. И, если вы спросите: что же случилось с ним за это? А вот что: он, продавая известь, свалился в яму, где была известь, и обжегся до смерти. Когда церковная процессия с гробницей св. мученика Авраамия была уже в селе, привезли в Болгары и Андрея Тимофеева Суходова, но уже мертвым. Это поразило всех благочестивых богомольцев и жителей села Болгар. Святые мученики Казанские Иоанн, Стефан и Петр |
Святые Иоанн, Стефан и Петр, обагрившие своей кровью землю Казанскую, причислены православной христианской церковью к бесчисленному сонму мучеников, пострадавших за веру в распятого за нас Господа нашего Иисуса Христа. Святая церковь установила праздновать память Святого января, а Святых Стефана и Петра 24 марта. В эти числа, по сказанию рукописных святцев, пострадали мученики и новые страстотерпцы Иоанн, Стефан и Петр – первый в 1529 году, а последние в 1552 году. Высокопреосвященным Арсением, Архиепископом Казанским и Свияжским, в распоряжении о порядке празднования памяти местных святых Казанских предложено праздновать дни памяти святых мучеников Казанских Иоанна, Стефана и Петра таким образом 5 : 24-го января – в день страдальческой кончины святого мученика Иоанна во всех церквях города Казани должна отправляться праздничная служба, т. е. литургия, после оной молебен святому мученику Иоанну, а накануне, 23-го января, всенощное бдение с величанием. 24-го марта – в день страдальческой кончины Святых мучеников Стефана и Петра, ввиду того, что этот день падает почти всегда на дни Великого Поста и только в чрезвычайно редких случаях на первые дни Пасхи, нарочитая праздничная служба в честь святых мучеников Стефана и Петра может быть отправляема только постольку, поскольку это допускает богослужебный устав. Во всяком случае в этот день после дневного богослужения должен быть отправлен молебен святым мученикам. Кроме сего, имена святых мучеников Иоанна, Стефана и Петра, пострадавших в пределах Казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда в отпустах церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских чудотворцев, и мученика Авраамия Болгарского. |
При преемниках Ярослава средства к образованию еще более умножились. Сын Ярослава Святослав Черниговский имел у себя полны клети книг, из которых до нас дошли два сборника, известных под его именем, один, переведенный с греческого языка в Болгарии для болгарского царя Симеона в составленный в Любовью к образованию известны так же Всеволод Переяславский и сын его Владимир Мономах. Есть известия, хотя и не вполне доказанные, что дочь Всеволода Янка (Анна) завела при Андреевском женском монастыре в Киеве училище для обучения девиц, что во Владимире Волынском в конце были училища, ради «смотрения» которых был назначен некто Василий, повествователь об ослеплении князя Василька, что Роман Ростиславич Смоленский, строя училища, держал при них учителей даже греческих и латинских и истощил на них все свое имение, что Галицкий князь Ярослав Осмомысл распорядился, чтобы школы и учителей содержали на свой счет монастыри, что Константин Всеволодович Ростовский постоянно держал при себе ученых людей, покупал греческие книги и составил у себя библиотеку, в которой было до 1000 книг. Некоторые из князей сами лично занимались перепиской книг, например Владимир Василькович Галицкий и княжна Ефросиния Полоцкая. Но главными ревнителями и распространителями христианского образования были, конечно, люди духовные, между которыми всего более было людей, по выражению летописей, «хитрых книгам и учению». Оттого и самые средоточия школы и были при церквах и монастырях. Кроме упомянутых школ в Киеве, Новгороде и на Волыни, в житиях Авраамия Смоленского и Феодосия Печерского упоминаются еще школы в Смоленске и в Курске; наверное, были они и в других местах, где были церкви и монастыри. Духовные же лица заботились главным образом и об умножении книг, усердно занимаясь их перепиской. |
в своем всемирно-историческом прологе к житию вызывает в памяти всю историю искупления человечестна для того, чтобы в последние дни ввести в Церковь народ русский как работников одиннадцатого часа . Эти работники сумели с гениальной простотой младенцев плениться образом Христа и абсолютной красотой евангельского пути. Такое же, но более бледное отражение евангельского света мы видим и в святых сомнениях князя Владимира казнить разбойников. Епископы-греки, разрешившие сомнения св. Владимира: Достойно тебе казнить разбойников , – едва ли потребовали бы у сыновей его бесцельной жертвенной смерти. Святые Борис и Глеб сделали то, чего не требовала от них Церковь, как живое христианское предание, установившее перемирие с миром. Но они сделали то, чего ждал от них, последних работников, Виноградарь и отняли поношение от сынов русских . Чрез жития святых страстотерпцев, как чрез Евангелие, образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня... Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургически выявленный чин страстотерпцев – самый парадоксальный чин русских святых. В большинстве случаев представляется невозможным говорить о вольной смерти: можно говорить лишь о непротивлении смерти. Непротивление это, по-видимому, сообщает характер вольного заклания насильственной кончине и очищает закланную жертву там, где младенчество не дает естественных условий чистоты. что возлюбившая страстотерпцев Русская Церковь ничем не выделила из ряда святых своих мучеников, которые в Греческой Церкви, (как и в Римской) всегда занимают первое место и в литургическом, и в народном почитании. Большинство русских мучеников за веру или местно чтутся, или забыты русским народом. Много ли православных людей знают варягов Федора и Иоанна, печерского инока Евстратия, Кукшу, просветителя вятичей, Авраамия, мученика болгарского, литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия или казанских Иоанна, Стефана и Петра? Никто из них никогда не мог сравняться в церковном прославлении с Борисом и Глебом – страстотерпцами. Это означает, что Русская Церковь не делала различия между смертью за веру во Христа и смертью в последовании Христу, с особым почитанием относясь ко второму подвигу. |
|