Мы хотим сказать о кресте преподобного Авраамия Ростовского, основателя монастыря его имени, современника Владимира Мономаха (1113—1125). Мощи Авраамия обретены при внуке Мономаха, великом князе Всеволоде (1176 — 1212) . На этот крест ссылаются и мнимые старообрядцы в доказательство того, что на кресте не должно писать титлы Пилатовой — I Н Ц I. Вот что они говорят по этому поводу: «Апостол Христов и евангелист Иоанн Богослов даде жезл с распятием преподобному Авраамию Ростовскому Чудотворцу, имже повеле сокрушити Влеса идола, творяща многи напасти мимоходящим людям, еже и бысть, на нем же распятии несть Пилатово написание. Имать же воображено: IC ХС HIKA. Сие же распятие в монастыре преподобного Авраамия имеется, о дании же жезла и о сокрушении идола в житии Авраамове написано». На это мы прежде всего должны сказать, что ссылка их не совсем справедлива: в житии Авраамия сказано, что св. Иоанн Богослов дал преподобному жезл не с Распятием, а — простой, обыкновенный жезл, или палку, без Распятия, что можно видеть между прочим на самом этом жезле, который, кажется, будучи взят из монастыря Иоанном IV, и теперь, говорят, находится в Московской Оружейной палате. Старообрядцы смешивают жезл с крестом Авраамия, что не одно и то же. О надписи мы не спорим, но и об ней должны сказать, что она не совсем в том виде, в каком находят ее старообрядцы: на изображении креста видно только три буквы: HIK, а слов: IC ХС нет; есть только два слова: ца, идущие вдоль креста. Что же касается формы креста и формы разных меньших изображений, сделанных в нем, то самый крест — шестиконечный; два поперечника его, из коих один короче, а другой длиннее, находятся в большом расстоянии друг от друга, так что, если бы разрезать крест в средине между двумя поперечниками, то вышло бы два правильных креста — и, по всей вероятности, потому он представляет из себя два соединенных креста, а не один. |
Тот факт, что некоторые проложные редакции из Рум. 397 совпадают с редакциями в составе печатного Пролога, отметил уже в XIX в. А. Х. Востоков при описании рукописи (указав параллели для житий Саввы Вишерского, Петра и Февронии, Сказания о Знамении иконы Богородицы в Эта связь была выявлена также для житий Александра Георгия и Макария К проложной редакции, включенной в Рум. 397 , восходит и редакция Жития Стефана Пермского в составе печатного Как оказалось, в этот сборник входит и рассматриваемая Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского. Интересно, что список Жития Авраамия Ростовского из Рум. 397 (л. 338г–341б) давно известен ученым. Его упоминал уже митрополит Макарий (Булгаков), относя к первой «кратчайшей» редакции Жития (со ссылкой на описание собрания Н. П. Барсуков вслед за Макарием поместил его в перечень списков первой редакции Жития Авраамия (вероятно, специально к данному списку исследователи не обращались, ограничившись, возможно, лишь его инципитом, который почти дословно совпадает с инципитом первой редакции). Однако В. О. Ключевский отметил, что в Рум. 397 представлено сокращение первой редакции (другой информации об этом списке не В дальнейшем указание Ключевского осталось без внимания, и списком не занимались. Этим объясняется тот факт, что его связь с редакцией в составе печатного Пролога никем не была замечена. Рум. 397 комплексному анализу не подвергался, но исследователи неоднократно обращались к нему при изучении отдельных служб или житий. Сборник был создан, вероятно, в он включает ряд произведений псковского в языке встречаются псковские диалектные черты. Первая часть Рум. 397 (л. – гимнографическая, ее составляют 37 служб, в число которых вхадят службы почти всем святым, канонизированным на Соборе 1547 и части святым, канонизированным, как традиционно считается, на Соборе 1549 а также службы некоторым святым, канонизированным до и после Макарьевских соборов 1547 и 1549 в том числе и Авраамию Ростовскому, канонизация которого, как считается, состоялась до 1547 Кроме того, сборник включает службы Знамению иконы Богородицы в Новгороде, Мирожской иконы Богородицы и иконы Богородицы в Чирсках, Службу на праздник Всемилостивого Спаса (1 августа). |
Так один из мирских слушателей монастырской службы, совершавшейся по уставу Евфросина Псковского, утомившись обратился к монастырскому клирику с такимъ заявлением: «скажи ми брате, что есть бываемое се ликопения, ово псалтырь, ово же каноны глаголашеся, ово же продолжение чтения, и если сему престатие? уже более полночи приидоша и конец мя постиг от многого стояния» 312 . Но несомненно, участие в этом богослужении было для народа школою нравственной дисциплины и источником религиозно-нравственного просвещения. Приходя в монастырь, богомольцы вступали в беседу с иноками. Так, Макарий Желтоводский, будучи отроком, имел обычай «от родителей своих ходити во святый великий печерский монастырь, яже отстоящу ему три поприща от града того, иже есть на Волзе. Любляше же отрок той беседовати со етеры и вопрошати их о спасении человечестем» 313 . Под влиянием этих бесед с печерскими иноками Макарий и принимает затем монашество. Некоторые из приходящих заходили в келии монахов, по крайней мере к игумену, о чем говорит следующее замечание агиобиографа Пафнутия Боровского: «и пакы седящим некогда у блаженного братиям и неким от мира благоговейным, возвестиша ему, яко сущий тогда архимандрит на Симонове остави архимандрию». К Авраамию Ростовскому (ок. 1073 – 1077 г.), известному просветителю Ростова, по свидетельству жития, его «начата ходити крещенные им на славословие Божие и на всенощное пение жены же и отроцы; святый же почитанием книжным наслаждаше сердце их 314 и поучением духовным» 315 . К Авраамию Смоленскому (нач. XIII в.) так много стали «от мира притекати, от него утешение приимати от святых книг» 316 , что это возбудило зависть среди окрестного духовенства и мирян. |
Глава I Воцарение Михаила Романова. – Подвиг Сусанина. – Возвращение из плена митрополита Филарета. – Деятельность его в сане патриаршем: народная перепись; патриаршие приказы; исправление Богослужебных книг. – Труды и страдания преподобного Дионисия. – Учреждение сибирской епархии. – Сношения с Грузией. – Принесение ризы Господней в Москву. – Преставление Филарета. – Отношения его к папству и протестантству. – Патриархи Иоасаф I и Иосиф. – Кончина царя Михаила. Слово Авраамия Палицына при единодушном избрании на царство Михаила Романова – «Се бысть по смотрению Всевышняго Бога» – оказалось вещим и сбылось на деле. Новый царь, »излюбленный всею землею», стал залогом успокоения Церкви и государства. При ближайших потомках Михаила укрепилось царство Русское, и до наших дней, по милости Божией, на престоле обширной и сильной Империи сияют доблестями и славою державные отрасли дома Романовых. Провозгласив царем шестнадцатилетнего Михаила Феодоровича Романова, Земский Собор назначил ехать к нему в челобитчиках» Феодориту, архиепископу Рязанскому, с Владимирскою иконою Богоматери и образом Московских чудотворцев, троим архимандритам: Чудовскому, Новоспасскому и Симоновскому, – Троицкому келарю Авраамию Палицыну, троим протопопам, боярам Феодору Ивановичу Шереметеву, родственнику молодого царя, и князю Владимиру Ивановичу Бохтеярову Ростовскому с несколькими окольничими, стольниками и выборными людьми из городов. Посольство выехало из Москвы 2 марта; но еще прежде разосланы были грамоты по городам с известием об избрании Михаила. (Фрагмент) Содержание Глава I. Воцарение Михаила Романова. – Подвиг Сусанина. – Возвращение из плена митрополита Филарета. – Деятельность его в сане Патриаршем: народная перепись; Патриаршие приказы; исправление богослужебных книг. – Труды и страдания преподобного Дионисия. – Учреждение Сибирской епархии. – Сношения с Грузией. – Принесение Ризы Господней в Москву. – Преставление Филарета. – Отношения его к папству и протестантству. – Патриархи Иоасаф I и Иосиф. – Кончина царя Михаила. |
Здание сильно испорчено позднейшей тесовой обшивкой, окраской в темнокоричневый цвет и железными кровлями. В 1894 г. под консоли галлереи были подведены кирпичные столбы. Церковь в высшей степени интересна внутри. Она сохранила резной наличник двери, подражающий каменным порталам, древнюю личину замка, подложенную красным сукном, потолок «вкосяк» в помещении церкви, древние клиросы, иконостас с расписными тяблами, древними иконами и исключительными по тонкости и изяществу резьбы царскими вратами Эти врата были исполнены в 1562 г. монахом Исаией для Авраамиевского монастыря в Ростове и позднее переданы в церковь на Ишне. Царские врата находятся в музее Ростовского кремля, в храме установлена копия. По материалам Русское деревянное зодчество , изданной Академией наук СССР в 1942г. Источник: сайт Архнадзор Богослов, казенное село, при реках Ишне и Гороховке, в полуторах верстах от Ростова. 17 дворов, 48 душ и 49 наделов. Одноглавая деревянная, в связи с небольшой шатровою колокольнею, церковь во имя св. ап. и еванг. Иоанна Богослова построена в 1687 г. архимандритом Ростовского Богоявленского монастыря Герасимом на том самом месте, где, по преданию, св. ап. Иоанн Богослов явился преп. Авраамию ростовскому чудотв. и вручил жезл для сокрушения идола Велеса, но была ли здесь ранее означенного года церковь – неизвестно. Почти все образа современны с постройкой церкви, но из этого должна быть исключена икона св. Иоанна Богослова, которая гораздо древнее и особенно почитаема прихожанами. Иконостас и вообще вся внутренность церкви сохранились без всяких поправок со времени сооружения. Особенно замечательны царские врата, по резьбе и оригинальности рисунка. Как эти врата, так равно и церковь были неоднократно срисовываемы и напечатаны во многих снимках в разных изданиях. |
Храм святого Иоанна Богослова построен, как принято говорить, без единого гвоздя в 1689 году архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Церковь построена на месте старой. Существует легенда, что её не строили, а она сама приплыла по реке. Но это всего лишь легенда. Возможно, сплавили всего лишь готовый сруб церкви по реке до места его установки, так часто поступали строители в то время. Массивные брёвна, образующие его сруб, не соединены металлическими креплениями, а держатся за счёт собственной тяжести, тщательной обработки и поразительно точной подгонки. Силуэт церкви красив и гармоничен. Если посмотреть на храм с севера или юга, он напоминает корабль, раскинувший паруса, а если взглянуть на него со стороны алтаря, он похож на высокую горящую свечу. В начале XIX века к храму с западной стороны была пристроена колокольня, которая заменила собой древнее высокое церковное крыльцо. Её колокола, небольшие, но благозвучные, сохранились до наших дней. Гульбище сохранилось с правой части храма. Левая часть была за ветхостью разобрана в XIX веке. Тогда же храм был обшит тёсом. После разборки левого гульбища симметрия храма нарушилась и пришлось под оставшуюся часть гульбища подвести фундамент. В 1888 году великий русский художник С. В. Верещагин во время своей поездки по Русскому северу запечатлел гульбище на своей картине Паперть в Русской церкви. Ожидание исповеди . Как выглядел храм во время Верещагина, можно увидеть на его картине Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888 г. Этот храм в своё время посетили: Его Императорское Высочество, Великий князь Константин Константинович 25 мая 1901 года и 22 мая 1913 года Государь Император Николай II с наследником Цесаревичем Алексеем Николаевичем, Августейшими дочерьми Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной, Марией Николаевной и Анастасией Николаевной , о чём свидетельствуют памятные таблички, прикреплённые сбоку от входа в храм. |
Нетрудно заметить, что в приведенных примерах присутствуют словосочетания, аналогичные или тождественные тем, которые мы видели в К5. 1.3. И11. Здесь в большинстве акафистов мы встречаем корень «свет-»: либо в асболютном начале строфы (чаще), либо (реже) с некоторым сдвигом вправо, вглубь строфы: « Светоносным Троическим сиянием горе озаренный ... просвети и наша сердца, тьмою греховною покровенная» (акафист преподобному Авраамию Смоленскому [АРС 1: 53]), « Светоподательный светильник являешися по смерти» (акафист преподобному Антонию Печерскому [АРС 1: 244]), «Светозарнаго дне всеобщаго воскресения ... чающе, ужасаемся лютых наших деяний» (акафист мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию Виленским [АРС 1: 301]), « Светоприемная свеща бысть житие твое» (акафист преподобной Вассе Псково-Печерской [АРС 1: 480]), « Светосияющую свещу сущим во тьме явленную зрим раку святых мощей твоих» (акафист преподобному Евфимию Суздальскому [АРС 2: 168]), « Светоносныя лучи божественных милостей сокровенно нам изливаеши» (акафист святителю Иакову Ростовскому [АРС 2: 212]), «Лучезарным светильником , на свещнице поставленным, явился еси стране Чухломстей» (акафист преподобному Авраамию Городецкому [АРС 1: 82]) и др. Напомним, что нечто аналогичное мы видели в К5 (см. 1.1.5, 1.1.6); однако там подобные случаи были исключением, а здесь это правило. К2, И5 Помимо рассмотренных выше трех строф есть и другие строфы, где мы можем встретить лексемы, связанные с семантикой света, сияния. Собственно, подобные лексемы рассыпаны по всем строфам довольно случайным образом . Однако есть две строфы, где тема света может возникнуть с большей вероятностью. Это К2 и И5 — обе эти строфы-близнецы начинаются с корня «вид-», а свет и его источники (светило, звезда и проч.) — вполне естественные объекты зрительного восприятия . 2.1. К2. 2.1.1. «Видя благоверный князь Георгий светлость ума твоего и святое житие твое, избра тя ... во епископа града своего Мурома» (акафист святителю Василию Рязанскому [АРС 1: 461]), «Видим тя ... яко звезду мысленно возсиявшую на тверди церковней» (акафист святителю Моисею Новгородскому [АРС 2: 652]), «Видяще свет добродетелей твоих ... просвещаемся» (акафист преподобному Павлу Обнорскому [АРС 3: 175]), «Видя ... обитель, яко звезду сияющую и небесным сиянием освещающую путь земнаго жития нашего, прославляем труды и моления ваша» (акафист собору Псково-Печерских преподобных [АРС 3: 448]); ср. также: «Ведый Господь велика тя быти, светильника во стране языков, благоволи сокрыти род и отечество твое» (1-й акафист святителю Иннокентию Иркутскому [АРС 2: 254]). |
Многопридельных храмов тех лет в России сохранилось немного – по пальцам перечесть. Самые известные из них – Покрова на Рву в Москве (он же Собор Василия Блаженного), построенный также в память о Казанской победе в 1555-1561 годах; и в подмосковном Дьяково - Иоанно-Предтеченский храм, тоже датируемый 1550-ми годами. К сожалению, о такой роскошной реставрации, какой удостоились упомянутые два памятника архитектуры, наш Богоявленский собор может только мечтать – зато у нас есть возможность увидеть, так сказать, воочию древние камни, помнящие самого Иоанна Грозного. И камней будет даже слишком много. Частично реставрационные работы в соборе, параллельно с научными исследованиями, проводились в 1960-х годах, частично в 1980-х, и хотя в результате специалисты вернули к жизни ряд исторических архитектурных форм, на общее катастрофическое состояние памятника их деятельность почти не повлияла. Юго-восточный шатровый придел Богоявленского собора посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, основателю древней обители, и представляет собой высокий четверик, каждая стена которого разделена лопатками на три части, увенчанные килевидными кокошниками, над которыми возвышается пониженный восьмерик, декоративное оформление оконных проёмов которого повторяет профиль кокошников. В 1820-30-х годах в монастыре осуществлялись масштабные ремонтные работы, сопровождавшиеся перестройкой и поновлением всего и вся, в ходе которых в шатре были пробиты оконца-люкарны, выглядящие по меньшей мере странно на фоне архитектуры XVI века. В 1960-х годах советские реставраторы вернули шатру первоначальную форму. Два четырехгранных западных придела изначально имели одинаковую высоту, двухъярусную структуру, три ряда кокошников и барабаны равных пропорций в завершениях. Сходность их облика заметна и сейчас. Кардинально отличался второй ярус – в приделе Иоанна Богослова (справа) в нём располагалась – то есть, колокольня с обустроенным в ней полноценным часовым механизмом (упоминается уже в монастырской описи 1629 года – на церкви колокольня, да оным приделом колокольня об одной главе… На оной колокольне десять колокол болших и малых…Поверх оных колоколов часы боевые во своё время бьют в ымеющияся на той колокольне Циферблат располагался на южной стене второго яруса, на месте заложенной правой арки. |
Западная, южная и северная стены храма поделены на 6 ярусов, два верхних из которых занимают фрески, относящиеся к евангелическому циклу из 12 сюжетов. Следом за ним помещены росписи из цикла жития Иоанна Богослова, которые насчитывают 36 композиций. Внизу находятся фрески, посвященные местному святому Авраамию Ростовскому. Цикл росписей, посвященных Иоанну Богослову, основан на литературном источнике «Житие и хождение апостола Иоанна Богослова», составленном его учеником Прохором. На фресках имеется изображение Прохора с книгой, рядом со святым... В цикле жития Иоанна Богослова, изображенном на стенах храма, освещается тема столкновения истинного и ложного учений. Иконописцы изобразили огромное количество бесов, что является уникальной особенностью церкви Иоанна Богослова. Их фигуры и одежды похожи на человеческие, однако они выше ростом. Бесы смешались с толпой и почти неразличимы, но их выдает цвет лица (белый, багровый, серый, зеленый), его злое выражение, а также небольшие крылья. Авраамий Ростовский — святой, живший на Ростовской земле в XII веке. По преданию, он сокрушил языческого идола Велеса. На стенах церкви помещена история, основанная на его житии. На первой фреске изображена сцена пострижения Авраамия в монахи. Далее рассказывается о том, как он собрался ехать в Царьград, чтобы обратиться с молитвой за помощью к Иоанну Богослову. Однако по дороге Царьград, недалеко от Ростова, Иоанн явился Авраамию. Апостол дал Авраамию жезл с крестом, которым можно было повергнуть идола. И Авраамий сокрушил этим жезлом Велеса. Идол изображен на постаменте в виде фигуры мужчины в короне. На месте, где был повержен Велес, святой основал Богоявленский монастырь. На фресках церкви Иоанна Богослова также изображен сюжет, в котором демон, превращаясь в воина, оговаривает Авраамия перед ростовским князем Владимиром, рассказывая о том, что святой утаил от князя огромные богатства. |
Авраамия доставляют на суд, по пути его подвергают позору. На фреске художник изобразил Авраамия в женских сапогах на высоких каблуках. Авраамий предстает перед князем на суде. Завершения этой истории в росписи храма нет. В житии сказано, что во время молитвы святого демон открывает свою истинную сущность. Князь просит прощения у Авраамия и щедро его одаривает. Исследователи отмечают, что «во всех трех циклах росписи стен прослеживается единая линия повествования. Жизнь и учение Христа получают продолжение в деяниях его учеников, а продолжателем дела апостола становится, в свою очередь, преподобный Авраамий Ростовский. Так создатель программы росписи подчеркивает преемственность местной ростовской священной истории от истории общехристианской». Выражением преемственности становится явление Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Благодаря этому событию ближайший ученик Иисуса Христа становится у истоков крещения жителей Ростовских земель. Роспись галереи, окружающей церковь Иоанна Богослова с трех сторон, к сожалению, плохо сохранилась. Некоторые из фрагментов полностью утрачены. На стенах галереи изображены Деяния и Страдания апостолов. Надвратная церковь Иоанна Богослова построена в 1683 г. над воротами западной кремлёвской стены. Храм поставлен на высоком подклете, с трёх сторон окружён галереей. Барабаны пятиглавия (средний световой, боковые - глухие) сделаны выше и поставлены теснее, чем у второй надвратной церкви Ростовского кремля - Воскресенской. В подклете церкви сделан коленчатый в плане проезд. Каждый фасад расчленён лопатками на три части и завершён тремя щипцами-фронтонами. На западном фасаде в среднем членении сделан большой киот для фресковой иконы. Четверик опоясан аркатурным поясом, окна устроены в неглубоких нишах. На апсидах алтаря окна оформлены нарядными наличниками. |
|