001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Св. Феодору Сикеоту диавол явился в образе юноши, друга Геронтия, который вместе с ним учился в училище. Гуляя с Феодором, он поставил его на высочайший холм над пропастью и предлагал ему показать свое мужество и соскочить вниз.«Боюсь, – отвечал Феодор, – очень высоко». «В училище ты был мужественнее всех нас, – стыдил его диавол, – а теперь робеешь, вот я не боюсь, если и соскочу». Феодор уговаривал его, опасаясь, как бы не разбился он. «Никакой беды не будет, не бойся». – «Если ты первый бросишься, и я увижу тебя целым, тогда и я сделаю то же». Диавол бросился вниз, встал прямо и звал к себе Феодора. Пока еще Феодор стоял в изумлении от подвигов Геронтия, явился к нему св. великомученик Георгий и, взявши его за руку, сказал ему: «Иди отсюда: это не Геронтий, но враг рода нашего». Иногда бесы для прельщения свв. подвижников являлись в образе благочестивого человека. Преп. Авраамию затворнику, во время его молитвы, бес поставил светильник и пел псалмы. Множество бесов однажды пришло ночью к преп. Макарию Египетскому и говорили ему: «Вставай, Макарие, и пой с нами, зачем спишь?» Преподобный, познав бесовскую прелесть, вопиял: «Христе Боже! Помози ми и избави мя от обошедших мя», – и бесы с шумом исчезли. Принимали бесы и образы различных животных. Во время молитвы святого Илариона, диавол появлялся то волком воющим, то лисицей скачущей. Преподобного Сергия бесы устрашали, преобразуясь в зверей и змей. Святому Трифону диавол явился в образе большого пса. Даже люди, имеющие общение с бесами, могут производить бесовские мечтания, например, переменять воздух, производить ветры, гром и дождь, возмущать морские волны, наносить вред в садах и полях. Киприан волхв на юношу, уязвившегося нечистою похотью к святой Иустине, возложил птичий образ со способностью летать по воздуху.

https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/angely-i-...

Тропарь Авраамию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах + Православный Церковный календарь Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ Календарь Месяцеслов Имена мужские А КАЛЕНДАРЬ Месяцеслов Чудотворные иконы Божией Матери Имена мужские Имена женские Общий список Сегодня Завтра Праздники Пасха Христова Двунадесятые непереходящие Двунадесятые переходящие Великие праздники ИКОНЫ По именам святых Общий список МОЛИТВЫ СВ. ПИСАНИЕ Библия Словарь церковных терминов Чтения каждого дня года ХРАМЫ и МОНАСТЫРИ Храмы Москва Общий Список по ближайшему метро по благочиниям Московская область Общий Список Санкт-Петербург Общий Список Часовни Ленинградская область Общий Список Храмы и часовни в учреждениях УИН Престолы храмов Монастыри Москва Санкт-Петербургская епархия Ставропигиальные Общий список Святыни КАЛЕНДАРЬ ИКОНЫ МОЛИТВЫ СВ. ПИСАНИЕ ХРАМЫ и МОНАСТЫРИ Вебмастеру Подписка О сайте Тропарь Авраамию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах Дни Сентябрь 28 (Печер.(Б)) , Октябрь 29 , Сентябрь 28 Тропарь Авраамию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах Велия веры исправления, / в пещернем затворе, яко на воде упокоения, / преподобне отче Авраамие, радовался еси, / огнем бо любве Божественным распалаемь, / бдением и молитвою безстрастия достигл еси / и явился еси равноангельный на земли, / того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. [ Житие] [ Иконы] [ Молитвы ] [ Храмы] [ Святыни] ПРАВОСЛАВИЕ.RU

http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT38.htm

XIV в. (ЯМЗ. 154466. Л. 105). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в к-рой краткое житие А. Р. приводится под 12 окт., а 29 окт. указывается только память А. Р. (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. - Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 160, 165). Во 2-й редакции нестишного Пролога, сформировавшейся на Руси к нач. XIII в., под 29 окт. вместо жития А. Р. содержится краткое житие Анастасии Узорешительницы, а под 30 окт. помещено житие Анастасии Солунской, к-рое тождественно по содержанию житию А. Р., за исключением места кончины мученицы (ГИМ. Син. 244, Син. 247, кон. XIV в.). В ВМЧ под 29 окт. кроме проложных житий включено пространное житие А. Р. (BHG, N 76z), озаглавленное как Житие Анастасии Солунской (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120 (1-я паг.)). Совр. календарь греч. Церквей указывает память только А. Р. (29 окт.), календарь РПЦ 30 окт. отмечает также память Анастасии Солунской. П. Б. М., О. В. Лосева Гимнография Согласно разным редакциям Студийского устава - Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 302) и Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 45) - 29 окт. совершается служба прп. Авраамию Затворнику и А. Р., причем Евергетидский Типикон указывает службу с Аллилуия , а Мессинский - отпустительные общие тропари обоим святым, т. е. службу 2 святым без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Первопечатный слав. Типикон 1610 г. и Типикон, употребляемый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 233), также предписывают совершение 29 окт. службы 2 святым без знака. В печатных богослужебных греч. и слав.

http://pravenc.ru/text/114936.html

Харитону Исповеднику, 28 сент. (этот канон в совр. Минеях надписан именем Иоанна Монаха, но прот. В. Рыбаков настаивает на авторстве И. П.); 98 сщмч. Григорию, просветителю Вел. Армении, 30 сент.; 99 мц. Харитине, 5 окт.; 100 мч. Евлампию и мц. Евлампии, 10 окт.; 101 ап. Филиппу, единому от 7 диаконов, 11 окт.; 102 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; 103 священномученикам Карпу, еп. Фиатирскому, Папиле диакону, 13 окт.; 104 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию, Келсию, 14 окт.; 105 мч. Лонгину сотнику, 16 окт.; 106 мч. Уару, 19 окт.; 107 вмч. Артемию, 20 окт.; 108 равноап. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт.; 109 7 отрокам Ефесским, 22 окт.; 110 мученикам Маркиану и Мартирию, 25 окт.; 111 на воспоминание землетрясения, бывшего в К-поле в 740 г., 26 окт.; 112 прмц. Анастасии Римляныне, 29 окт.; 113 прп. Авраамию затворнику, 29 окт.; 114 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 115 апостолам от 70 Стахию, Амплию и др., 31 окт.; 116 мч. Епимаху, 31 окт.; 117 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 нояб.; 118 мученикам Акепсиме, Иосифу и Аифалу, 3 нояб.; 119 на обновление храма вмч. Георгия в Лидде, 3 нояб.; 120 прп. Иоанникию Великому, 4 нояб.; 121 священномученикам Никандру и Ермею, 4 нояб.; 122 Мелитинским мученикам, 7 нояб.; 123 мученикам Онисифору и Порфирию, 9 нояб.; 124 прп. Матроне, 9 нояб.; 125 апостолам от 70 Ерасту, Олимпу, Родиону и др., 10 нояб.; 126 мч. Оресту врачу, 10 нояб.; 127 свт. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; 128 прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб.; 129 на предпразднство Введения во храм Пресв. Богородицы, 20 нояб.; 130 апостолам от 70 Филимону, Архиппу и мц. равноап.

http://pravenc.ru/text/673697.html

303 Древние отцы и учителя церкви подробно выясняли библейское воззрение на язычество, т. е. как на происшедшее под влиянием демонов и в его целом как на область действий и господства сатаны. См. обзор древнеотеческого учения об этом у еп. Хрисанфа. Рел. древн. мира III т. 533 стр. и след. 304 Слова ев. Луки, что в пустыне И. Христос сорок дней Он был искушаем от диавола… а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол… и пр. дают основание для заключения, что невидимым образом диавол искушал И. Христа во все время Его пребывания в пустыне, но после безуспешности сорокадневных невидимых искушений употребил последнее и самое дерзкое средство – явился ко Христу видимым образом. 305 Так, напр. для обольщения Симеона Столпника диавол преобразился в ангела светла и сошел к нему с неба на огненной колеснице (Чет. Мин. 1 сент.). В образе же ангела явился Никите и Федору печерским (Ч.-Мин. 31 янв.; 11 авг.). Преп. Авраамию затворнику и Макарию бесы являлись в образе благочестивого человека (Ч.-Мин. 29 окт. и 19 янв.), Феодору Сикеоту – в образе его друга юноши (Ч.-Мен. 22 апр.), Феодору Печерскочу – в образе подвижника печерского Василия (Патер. Печ. 181 стр.). Феодоре – в образе мужа ее (Чет.-Мин. 11 сент.), другим – в образе мужей и жен вообще и даже животных (так, напр. преп. Илариону, преп. Сергию, муч. Трифону – Ч.-Иин. 21 окт. 25 сент. 1 февр.). Преп. Пахомию явившийся в светлости демон говорил: «радуйся, Пахомие! я – Христос и пришел к тебе, как другу» (Ч.-Хин. 15 мая). – Подобное же явление в образе И. Христа было Исааку, печерскому затворнику (Патер. Печ. 136 стр.). Вообще, по словам И. Дамаскина, падшие духи «по попущению Божию принимают и переменяют, какой хотят, мечтательный образ» (Точн. изл. в. II, 4). 307 Довольно подробное разъяснение разных вопросов, касающихся беснования, можно находить в ст. «О библейских бесноватых» (Воскр. Чт. 1874 г. 23). См. также у Тренча, Чудеса И. Христа. 121 стр. и след. и у Светлова Оп. аполог, изл. христ. вероучения I. ч. 196–208 стр.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malinovskij/pra...

Феодор было и склонился на то; но Бог послал к нему преп. Василия, который разоблачил прельщения диавола и спас душу его (Ч.-М. август. 11 д.). 3. Иногда бесы для прельщения св. подвижников являлись в образе благочестивого человека. Преп. Авраамию Затворнику, во время его молитвы, бес поставил светильник и пел. псалмы (Ч.-М, окт. 29 д.). Множество бесов однажды пришло ночью к преп. Макарию Египетскому и говорили ему: вставай, Макарие, и пой с нами, – зачем спишь? Преподобный, познав бесовскую прелесть, вопиял: Христе Боже! помози ми и избави мя от обошедших мя – и бесы с шумом исчезли (Ч.-М. генв. 19 бесы и образы различных животных. Во время молитвы св. Илариона диавол появлялся ему то волком воющим, то лисицей скачущей (Ч.-М. окт. 21 д.). Сергия бесы устрашали преобразуясь в зверей и змей (Ч.-М. сент. 25 д.). 4. Даже люди, имеющие общение с бесами, могут производить бесовские мечтания, напр., переменять воздух, производить ветры, гром и дождь, возмущать морские волны, наносить вред в садах и полях (Ч.-М. окт. 2 д.).5. Могут бесы знать будущее, как духи бесплотные, на основании долговременного опыта и наблюдения над вещами и делами человеческими, но также часто лгут и обманывают. ли ты, спрашивал св. Пахомий явившегося к нему беса, что, по кончине нашей, братия не так усердно будет служить Господу, как – Знаю, верно, отвечал бес. ты на свою скверную голову; знать будущее принадлежит одному Богу, а ты одна – Во мне нет предведения, сознавался бес, я и сам по себе ничего не знаю; знаю, что случится в будущем посредством знания прошедших и настоящих вещей (Ч.-М. мая 15 д.).6. Нападая и злодействуя человеку во время его земной жизни, злые духи не оставляют его и по кончине его.

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/3077

Тропарь. Памве, пустыннику Нитрийскому, глас 5:. Памва (Памво), Нитрийский, пустынник В пустыни живый в толстинных и многошвенных твоих ризах, / и без тщеславия и мятежа внутрь поя Богови, / и человеча деяния собою прообразовав в наказание, отче Памво, / моли Христа Бога, / да спасет души наша. Тропарь. Памве, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 1:. Памва Печерский, затворник, исповедник, иеромонах Неленостным послушанием / и отвержением воли своея / крепко себе обуздав, / вдался еси за Христа Бога на муки и раны, / от Негоже сугубо, всечестне отче Памво, венчався, / молися о душах наших. Тропарь. Панкратию Печерскому, в Дальних пещерах, глас 2:. Панкратий Печерский, затворник Панкратие Богомудре,/ священниче Господень изрядне, / и чудес многих самодетелю, / молися Господеви, / во еже спасти души наша. Тропарь. Параскеве Сербской, глас 4:. Параскева Петка, Сербская, Болгарская, прп. Пустынное и безмолвное житие возлюбивши, / и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши, / и Того благое иго во юности твоей вземши, / Крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися, / постническими подвиги, постом, и молитвами, и слезными каплями / углие страстей угасила еси, достославная Параскево: / и ныне в Небеснем чертозе / с мудрыми девами предстоящи Христу, / моли о нас почитающих честную память твою. Тропарь. Пафнутию Боровскому, глас 4:. Пафнутий Боровский, игумен Жития светлостию просветив твое отечество, / в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнился еси, / и, во временней сей жизни добре подвизався, / милость благоутробия всем скорбящим отверзл еси, / и нищим был еси заступник. / Тем молим тя, отче Пафнутие, / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь. Пафнутию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 2:. Пафнутий Печерский, затворник Велия веры исправления, / в пещернем затворе, яко на воде упокоения, / преподобне отче Пафнутие, радовался еси, / огнем бо любве Божественныя распаляемь, / бдением и молитвою безстрастия достигл еси / и явился еси равноангельный на земли, / того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

http://days.pravoslavie.ru/Trop/tr18.htm

Так, например, в вопросах встречаются выражения: «и зде в соборных церквах того не поют» (вопр. 9-й); а здеся в соборной церкви и во всех церквах пред обеднею в царских дверях отпуста не глаголют» (вопр. 12-й). Последний вопрос (12-й) мог быть предложен Феодосием, архиепископом Новгородским, судя по указанию в этом вопросе на церковную практику Новгородской епархии. Ему же, совместно с Гурием, епископом Смоленским, принадлежит 5-й вопрос об установлении празднования св. Ефросину Псковскому и св. Авраамию Смоленскому, так как оба эти святые подвязались в их епархиях. 231 Вторая группа вопросов обличает беспорядки в жизни белого духовенства. Сюда прежде всего относятся вопросы 2-й и 3-й, направленные против невежества и суеверия некоторых тогдашних священников, которые клали на престолы сорочки новорожденных детей и держали их там до шести недель (2-й вопр.). Так же поступали они и с мылом, которое приносили миряне на освящение церкви (вопр. 3-й). Оба эти вопроса вероятно составлены иерархией, которой вообще присуще было стремление к обличению недостатков белого духовенства. Вопрос 4-й предлагает собору установить одинаковый для всех владык размер пошлин, взимаемых в пользу казны архиереев и их чиновников с белого и черного духовенства при выдаче грамот благословенных, отпускных, настольных, епитрахильных и орарных. Г. Лебедев приписывает 232 этот вопрос царю, так как последний и в первых своих вопросах обращал внимание на злоупотребления архиерейских должностных лиц при выдаче антиминсов (в. 2-й) и венечных знамен (в. 4-й). Да и странно было бы предполагать, что иерархия сама задала себе вопрос о своих финансах. В ответ на этот вопрос, после определения размера пошлин, совершенно неожиданно говорится о том, что митрополит, архиепископы, епископы, архимандриты и игумены не должны держать при себе в монастырях своих детей и племянников.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/stogla...

Брат же начал увещевать его и говорит: — Нет. Брат, не губи своего труда. Тот же говорит ему: — Или иди вместе со мною, чтобы я сотворил дело, или отпусти меня уйти. Брат же, не желая отпустить его, ушел с ним в город. Ну, вошел в притон блудницы подвергшийся брани брат; а другой брат, стоя наружи, персть взяв от земли, начал сыпать на свою голову и сокрушал себя сильно. Ну, когда вышел вошедший в блудилище, сотворив дело, говорит ему другой брат: — Что пользы, брат мой, получил ты от этого греха? Не повредил ли ты себе, наоборот? Пойдем обратно в свое место. — Он же говорит ему: — Уж более не могу я идти в пустыню. Ты, значит, ступай. Ведь я останусь в миру. Ну, когда после многих стараний он все–таки не убедил его следовать за ним в пустыню, то и сам остался с ним в миру, и оба начали они работать, чтобы кормиться. В то время авва Авраамий, недавно состроивший свою обитель, так называемых, «авраамитов», сделавшись затем архиепископом и кроткий созидал свой так называемый, «византийцев». Ну, отойдя, оба брата стали работать там и получали плату. И впавший в блуд получал плату обоих и отправлялся каждый день в город, и тратил ее на распутство. Другой каждый день постился к с великим молчанием был, делая не говоря ни с кем. Мастера, видя его каждодневно не едящим, не разговаривающим, но всегда сосредоточенным, говорят о нем и об его образе жизни иже во святых авве Авраамию. Тогда великий Авраамий призывает труженика в свою келлию и спрашивает его, говоря: — Откуда ты, брат? и какое у тебя занятие? Он же все исповедал ему и говорит: «ради брата я все терплю, чтобы Бог, видя скорбь мою, спас брата моего».

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183910

В этом перетекании псалмодии в широкую распевность и в свертывании этой распевности в псалмодию достигнуты удивительная гармоничность и изящество. Целенаправленное возрастание от кафизмы к кафизме распевного мелодического материала свидетельствует о едином замысле всего комплекса. В мелодизме кафизм нет ничего лично сочиненного Маркеллом, и весь он построен на гласовых и внегласовых попевках знаменного и путевого распевов, перемежающихся с псалмодическими построениями. Это образует некую новую мелодическую данность, интонационно связанную с попевочным фондом знаменного и путевого распевов, и структурно развивающую традицию пения 140-го и 141 -го псалма на «Господи, воззвах». Таким образом, весь комплекс кафизм естественно вырастал из общей певческой системы и составлял с нею единое целое, не превращаясь в некую замкнутую, обособленную структуру, но представляя собой структуру разомкнутую, каждым своим элементом сообщающуюся и соприкасающуюся со всей системой. И все же на комплексе этих кафизм лежит, очевидно, отпечаток личности Мар-келла, который можно усмотреть в стройности и особой продуманности общего целого. Эта изящная стройность и продуманность, переходящие порой в утонченную интеллектуальную игру, характерны для всего творчества Маркелла и для составленных им канонов святителю Никите Новгородскому и святому Никите Переяславскому Затворнику, а также для службы Вар-лааму и Иоасафу, Индийскому царевичу, и проявляются, в частности, в хитроумно составленных акростихах, один из которых проходит даже в противодвижении – МРКЛ – ЛЕКРАМ. Умер Маркелл Безбородый на покое в новгородском Антониевом монастыре. Двумя другими прославленными представителями новгородской школы являлись братья Роговы – Василий и Савва, карелы по происхождению.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010