001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Причтя Филарета к мученикам, изобразив его первым из страдальцев, Палицын противопоставляет этих правых виноватым: «Многие тогда из священного чина, мня вечным творимое зло, на места изгнанных взятками и клеветой восходили. Некоторые же, не стерпев бедствий, и к врагам причастны . Обеление Филарета построено тут Авраамий не уступает современнейшим но мы должны констатировать, что Ростовский митрополит стал в Тушине наиглавнейшим среди «к врагам причастных» священнослужителей. Именно он возглавил православное духовенство в русских землях, временно подчинявшихся самозванцу, в то время как патриарх Гермоген управлял Церковью на территориях, контролируемых администрацией В. И. Шуйского. Сам чин «нареченного», то есть назначенного государем на еще занятую кафедру (или не посвященного в сан) патриарха, по справедливому замечанию митрополита Московского и Коломенского Макария (М. П. Булгакова), происходил из обычаев литовских, чуждых Русской православной . «Нареченный» патриарх и митрополит Ростовский Филарет, как он сам себя называет в единственном сохранившемся послании этого времени, отдавал распоряжения и посылал грамоты «за нашею печатью» духовенству не только своей старой , ставил (по сведениям А. Смирнова) в чины. Зато православные Ростовской и Ярославской митрополии, не подчинявшиеся Лжедмитрию II, не признавали над собой и власти Филарета. Действия «нареченного» патриарха, как можно предположить, простирались даже на сбор даней с духовенства в пользу . Наивно полагать, что Филаретом можно было манипулировать, как марионеткой, когда подавляющее большинство сторонников Лжедмитрия было православным. Никитич мог отказаться от предложенной ему роли и пострадать, подобно Феоктисту, Иосифу, множеству безвестных священнослужителей. Однако он пользовался по крайней мере видимыми почестями и властью, жил в роскоши и обменивался любезностями с Лжедмитрием: по словам Конрада Буссова, даже подарил ему «свой посох, в котором был восточный рубин ценою в бочку .

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=72707

39). Далее 3, стр. 18–27) автор пытается изобразить воспитание наших древних подвижников, побуждения, приводившие их в пустыню, характер и виды их аскетических подвигов, влияние на общество, происхождение и размеры братств, около них собиравшихся. Главным источником этой части исследования, как видно из примечаний, служили жития. Все это очень любопытно, когда является плодом внимательного изучения житий, bio так как автор не изучал подлинных житий, то у него встречаются положения, не выдерживающие легкой поверки. Он, например, говорит (стр. 19): «Влияние аскетических идей путем книжным или образовательным заметно на том факте, что большая часть представителей отшельничества оставила мир в юных летах, то есть в период обучения». Но он не доказывает и не докажет, что большая часть представителей древнерусского отшельничества оставляла мир в период обучения, в юности; точно так же не докажет, что для большей части их существовал самый период обучения, в который они могли бы книжным путем воспринимать влияние аскетических идей, ибо некоторые из них, действительно учившиеся грамоте в юных летах, едва ли имели пред собою что-нибудь, кроме псалтири и часослова-В числе подвижников, «воспитавшихся с детства под влиянием книг созерцательного характера», помещен автором преп. Авраамий Ростовский, о детстве которого по древнейшей, заслуживающей некоторого доверия редакции жития ровно ничего не известно, а в позднейших, малонадежных, не встречаем ничего подобного известию автора Еще произвольнее другое положение: «Среда, из которой выходили подвижники, преимущественно дворянская или вообще зажиточная». В доказательство этого из всего числа древнерусских подвижников приводится в примечании до 40 имен, из коих о многих самый внимательный исследователь не решится сказать, по недостатку оснований, из какой среды вышли люди, их носившие.

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/pr...

АВРААМИЙ ИГУМЕН между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 175-176 АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) 176-178 178-179 АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 180-181 АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества 181-182 182-183 183-184 АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно 186-190 190-198 АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада 198-199 АВТОКЕФАЛИЯ церковная, автокеф. Церкви - самостоятельные, не зависящие ни от какой иной поместной Церкви, но являющиеся частями Церкви Вселенской 199-202 202-203 203-204 204-205 АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости 205-210 АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров

http://pravenc.ru/vol/i.html

Августовской иконы Божией Матери Храмы в Каталоге написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под Августово, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Августы Храмы в Каталоге Мученица Августа (Василисса) Римская, императрица. Приняла христианское учение от Екатерины Александрийской Авентина Бигоррского Храмы в Каталоге Аверкия Иерапольского Храмы в Каталоге Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Авраамия Болгарского Храмы в Каталоге Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец Авраамия Галичского Храмы в Каталоге Авраамий Галичский (также Галицкий, Чухломский, Городецкий) Авраамия Затворника Храмы в Каталоге Авраамий Затворник, инок Киево-Печерского монастыря, пресвитер. Почитается в лике преподобных Авраамия Смоленского Храмы в Каталоге Преподобный Авраамий Смоленский Авраамия, архимандрита Ростовского Храмы в Каталоге Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий Автонома Храмы в Каталоге Священномученик Автоном, епископ Италийский Агапита Маркушевского Храмы в Каталоге Преподобномученик Агапит Маркушевский, основатель Маркушевского Николаевского монастыря, был сподвижником преподобного Лонгина Коряжемского.

http://sobory.ru/lib/names.php

… изречения Отцов наших мы употребляем сообразно с лукавою волею нашей и к погибели душ наших. Проповедник Дорофей. Старая надпись на памятнике «Премудрость возлюбих и поисках от юности моея. Познав же, яко не инако дерзну, аще не Господь даст, приидох ко Господу». «Узрят кончину премудраго и не уразумеют, что уготова о нем Господь». 29 марта Послушанием истине через Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца… 1 Петр. (1,22) 1 апреля «Святыня под спудом». с. Умер в первом часу ночи 14 января игумен Авраамий. «Духовное завещание» …отнележе бо приях снятый иноческий образ и постригохся в Московской епархии, в Николаевском Пешношском монастыре в тридесять третье лето возраста моего и обещах Богови нищету изволенную имети, от того времени даже до приближения моего ко гробу не стяжах имения и мшелоимства, кроме книг и сорочек с карманными платками. Не собирах злата и сребра, не изволих имети излишних одежд, ни каких-либо вещей, кроме самых нужных и то для служения: две ряски — теплая и холодная и один подрясник; но нестяжание и нищету иноческую духом и самим делом по возможности моей соблюсти тщахся, не пекийся о себе, но возлагаяся на Промысл Божий, иже никогдаже мя остави. Входящие же в руце мои от благодетелей святыя обители сея подаяния и тыя истощевах на монастырские нужды для братии и на разные постройки; также иждевах на нужды нуждных, идеже Бог повеле. 6 апреля Пострижены в рясофор послушники Вячеслав и Михаил и наречены Михаилом и Гавриилом. 7 апреля Благовещение. Служил митрополит Владимир, Ростовский и Новочеркасский, упр. делами Московской Патриархии. 13 апреля Возвеличенного величием в Господе, яко умилостивше от злых чадца Твои, достойная воздаем Ти, святый Отче; но яко имеяй милосердие пречудное от грядущих нас бед свободи да зовем Ти: Радуйся, преподобие Амвросие, щедрый наследниче любви Христовой. 14 апреля

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523575

Св. епископ поселился за городом и построил здесь небольшой храм; он собирал вокруг себя детей, научал их вере и крестил. Затем он возвратился в город и в соборном храме снова обличал неверующих. Язычники заволновались и огромною толпою, с оружием в руках направились к собору, чтобы убить святителя. Твердый и спокойный вышел к ним свт. Леонтий в полном архиерейском облачении; пораженные язычники пали перед ним на землю и после легко убеждались и крестились. Однако впоследствии озлобленные язычники ростовского края убили своего просветителя. В том же Ростове просвещал язычников после свт. Леонтия свт. Исаия, епископ Ростовский (15 мая) и преп. Авраамий (29 октября); разрушивший в г. Ростове последнего идола Велеса. Больше всех потрудился, проповедуя Евангелие язычникам, свт. Стефан, просветитель Пермского края (26 апреля). Он с юных лет имел желание просвещать Евангелием язычников зырян. Постригшись в монахи в Ростовском монастыре Затвор, он десять лет готовился к своему подвигу: изучил греческий и зырянский языки, составил зырянскую азбуку, перевел некоторые церковные книги на зырянский язык. В 1379 году с благословения митрополита и с грамотой московского князя он пошел по реке Вычегде, проповедуя веру Христову, крестил многих зырян, строил храмы и часовни, ставил кресты, совершал богослужение на зырянском языке. Зыряне были идолопоклонники: поклонялись деревьям, камням, изображениям животных и т.п. Особенно почиталась у них одна огромная старая «прокудливая» береза. Свт. Стефан срубил и сжег это дерево; зыряне сбежались толпами и хотели убить его, но страх перед московским князем, невольное уважение к мужественно ожидавшему смерти святому и его проповедь спасли проповедника. Более ожесточенные язычники много раз хотели убить его и делали ему всякие неприятности, но кротость подвижника, прощение обид, а главное, полное безкорыстие, которого они не видели в своих волхвах, побеждали зырян, и они стали креститься в большом числе.

https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketik...

40 000 священнослужителей. 7500 церквей, 16 монастырей, 3 семинарии, 2 Духовные академии. 26 марта От уныния – 101 псалом, 36, 90; при кознях человеческих – 3, 53, 58, 142. 28 марта «…Правильная нравственность не может процветать на неправильном догмате…» «…изречения отцов наших мы употребляем сообразно с лукавою волею нашею и к погибели душ наших». Прп. Дорофей Старая надпись на памятнике И. В. Киреевского: «Премудрость возлюбих и поисках от юности моея. Познав же, яко не инако дерзну, аще не Господь даст, приидох ко Господу». У С. Четверикова: «Узрят кончину премудрого и не уразумеют, яко уготова о нем Господь». 29 марта Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите другдруга от чистого сердца… (1 Пет. 1, 22). 1 апреля «Святыня под спудом» С. Нилус: «Умер в 12-м часу ночи 14 января игумен Авраамий». «Духовное завещание»: «…отнелиже бо приях святый иноческий образ и постригохся в Московской епархии, в Николаевском Пешношском монастыре в тридесят третье лето возраста моего и обещах Богови нищету, изволенную имети, от того времени даже до приближения моего ко гробу не стяжах имения и мшелоимства, кроме книги сорочек с карманными платками. Не собирах злата и сребра, не изволих имети излишних одежд, ни каких-либо вещей, кроме самых нужных, и то для служения: две ряски – теплая и холодная и один подрясник; но нестяжание и нищету иноческую духом и самим делом по возможности моей соблюсти тщахся, не пекийся о себе, но возлагаяся на Промысл Божий, иже никогдаже мя остави. Входящия же в руце мои от благодетелей святыя обители сея подаяния и тыя истощевах на монастырские нужды для братий и на разные постройки; также иждивах на нужды нуждных, идеже Бог повеле». 6 апреля Пострижены в рясофор посл. В. М. . 7 апреля Благовещение. Служил митр. Владимир Ростовский и Новочеркасский, управляющий делами Моск. Патриархии. 13 апреля Возвеличенного величием в Господе, яко упокоившася от злых, достойная воздаем ти, чадца твоя, святый отче; но яко имеяй милосердие безмерное (пречудный), от грядущих нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, преподобне Амвросие, щедрый наследниче любви Христовой. 14 апреля

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524953

III. Будем, братия, благодарны Господу и за Его благодеяние и за посылаемые Им скорби, воспитывающие нас для Царствия Божия. Аминь. (Составлено по указанным источникам). Поучение 3-е. Преп. Авраамий Ростовский (О необходимости и благотворности подвижничества) Авраамий Ростовский воспоминаемый ныне Церковью, был родом из Костромской области и до крещения назывался Ивериком. Родители его были богатые язычники. До 18-летного возраста Иверик лежал в расслаблении. Однажды некоторые из новгородских христиан по делам были в доме отца его и беседовали о вере во Христа, исцелявшего больных и воскрешавшего мертвых; Иверик слышал эту беседу и решился уверовать во Иисуса Христа, если получит исцеление; времени он стал понемногу оправляться и выздоровел. Оставив родительский дом, он отправился к пределам Новгорода; на пути встретились ему другие верующие, которые наставили его в истинах христианства. Первоначально Иверик поступил в монастырь на острове Валааме и принял имя Авраамия. Остальное время жизни Авраамий провел в основанном им монастыре близ Ростова и деятельно распространял христианство между язычниками Ростовской области. Язычники не раз собирались сжечь монастырь Авраамия, но кротость и вместе твердость духа преподобного каждый раз обезоруживали их. Жизнь Авраамия служила для иноков его обители образцом трудолюбия; преподобный участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы и исполнял всякие другие работы. За свои труды Авраамий первый в России был почтен саном архимандрита. Преп. Авраамий скончался в глубокой старости и был погребен в основанной им Богоявленской обители, где его мощи почивают и ныне. II. Преп. Авраамий своим примером научает нас той истине, что подвижничество весьма необходимо и благотворно для развития и возрастания христиан в жизни духовной, жизни христианской. Подвижничество в наше время не только не пользуется уважением и сочувствием, но и признается весьма многими несовременным, не имеющим никакой цены, даже противоестественным, насилующим природу человеческую. А между тем подвижничество составляет существенную, необходимейшую стихию в жизни христианской.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522234

Ученики преподобного Сергия знаменитейшие суть следующие: 1) Никон, игумен и преемник Преподобного; 2) Михей, келейник его; 3) Исаакий молчальник; 4) Симон безмолвник; 5) Василий Сухий; 6) Иоанникий; 7) Макарий; 8) Онисим, дьякон, родом Ростовец, вельможа бывый прежде в Ростове, Елисеев отец; 9) Яков посольник; 10) Елисей, сын дьякона; 11) Епифан, дьякон, иже написа о житии и чудесах преподобного Сергия; 12) Наум; 13) Варфоломей: оные погребены в Троицкой лавре; 14) Савва, игумен монастыря на Дубенке; 15) Мефодий, игумен Николаевского монастыря, скончася в 1392 году июня 4-го дня; 16) Роман, игумен монастыря на Кержаче; 17) Феодор, архимандрит Симонова монастыря, потом архиепископ Ростовский, братич преподобного Сергия, скончался ноября 28-го дня 1395 года; 18) Серий Обнорский; 19) Афанасий пустынник, зовомый Железный Посох, Устюжны Железнопольской; 20) Авраамий, игумен Галицкий, скончался июля 20-го дня 1375 года; 21) Евфимий, архимандрит Спасского монастыря в Суздале, скончался апреля 1-го дня 1401 года; 22) Афанасий, родом Ростовец, игумен Высоцкого монастыря в Серпухове, в 1384 году иде с Киприаном митрополитом из Москвы в Киев, в 1392 году чрез послов греческого императора Иоанна Андрониковича Палеолога наречен константиноградским патриархом; 23) Григорий, игумен Голутвина Богоявленского монастыря, в пяти верстах от града Коломны, при устье Москвы-реки, впадающей в Оку; 24) Андроник, родом Ростовец, игумен Спасского монастыря в Москве; 25) Пересвет, во св. крещении Александр, и 26) Ослябя, во св. крещении Родион, два брата инока, родом из Брянских бояр, убиены за веру и отечество на брани с Мамаем 8 сентября 1381 года, погребены за Симоновым монастырем в слободе при церкви Рождества Богородицы под колокольнею, в особливой палатке; 27) Леонтий, игумен монастыря на Дубенке, иже бысть духовник всему братству. О прочем житии и чудесах преподобного игумена Сергия смотри Минеи-четии и иные многие книги печатные и рукописные; за множеством же зде неудобовозможны вмещаемы быти.

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitie...

Другое объяснение того, почему спустя год после перехода в Троицкий монастырь Мартиниана продолжают именовать ферапонтовским игуменом в той же грамоте Софьи Витовтовны от 4 августа 1448 года, читаем в хронологической справке Актов: «Августовская же грамота 1448 г., где Мартиниан наименован снова игуменом ферапонтовским, показывает, что Мартиниан не сразу осел на игуменство в Троицком монастыре; может быть, был момент отказа или некоторый срок формального совместительства» 78 . Так или иначе, но поставление нового игумена Мартиниана в Троицком монастыре должно быть было обставлено достаточно торжественно и происходило, по нашему предположению, в присутствии самого великого князя Василия Темного, пребывавшего в монастыре со своей матерью, великой княгиней Софьей Витовтовной, летом 1447 года. Исключительное место, которое занимал Троице-Сергиев монастырь среди других русских монастырей, ставило его игумена в высокое сановное положение, вводило в круг духовной аристократии. В Троице-Сергиевом монастыре для игумена Мартиниана начиналась совсем другая жизнь, исполненная попечения не только о вверенном ему монастыре, но и о судьбах Русской Церкви и великого княжения. Борьба между князьями еще не была закончена и грозила новыми братоубийственными схватками. Даже в самом Троицком монастыре не было единства, и часть братии продолжала тайно сочувствовать сторонникам Шемяки, быть может, потому, что многие из насельников сами происходили из звенигородских земель и до поступления в монастырь служили удельному князю. Игумену Мартиниану предстояло срочно разобраться в сложной политической ситуации, сложившейся вокруг великого князя Василия. Как и другие русские церковные иерархи, Мартиниан понимал, что великокняжеская власть теперь стала единственной опорой и защитой Православной Церкви. Вместе с виднейшими представителями Русской Церкви Мартиниан 29 декабря 1447 года подписал «Послание Российского духовенства Углицкому Князю Димитрию Юрьевичу» 79 . В составлении Послания участвовали многие выдающиеся иерархи Русской Церкви, все наиболее авторитетные и влиятельные церковные деятели: владыка ростовский Ефрем, владыка суздальский Авраамий, владыка рязанский Иона, владыка коломенский Варлаам, владыка пермский Питирим, архимандрит Симонова монастыря Геронтий и игумен Троице-Сергиева монастыря Мартиниан. Другие архимандриты, игумены, священники святых обителей поименно не указывались, но их согласие также подразумевалось. Таким образом, в этом Послании Церковь засвидетельствовала свое единство в поддержке власти великого князя Василия Васильевича.

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/pamjat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010