06.09.2012 Саратовский архиерей просит восстановить уничтоженный кафедральный собор-мемориал участникам войны с Наполеоном - Древо Нет войне! Заявление редакции энциклопедии Древо Представиться Энциклопедия Новости Форум Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать Древо Поддержать Помощь Обсуждение Изменить Версии Саратовский архиерей просит восстановить уничтоженный кафедральный собор-мемориал участникам войны с Наполеоном 06.09.2012 Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) призвал верующих поддержать идею возрождения в Саратове Александро-Невского кафедрального собора - мемориала участникам народного ополчения в Отечественной войне 1812 года. Ныне на месте этого величественного храма, который являлся не только духовным центром, но и архитектурной доминантой красивого, благоустроенного, передового города, каким был до революции Саратов, стадион Динамо , - говорится в послании архиерея, опубликованном на сайте митрополии. В этом году день основания Саратова, 8 сентября, совпал с еще одной значимой памятной датой - днем Бородинской битвы, когда в России широко отмечается 200-летие победы в войне 1812 года. По благословению патриарха Кирилла в этот день во всех православных храмах страны, в том числе в Саратовской митрополии, будут служиться благодарственные молебны Однако соборно отметить этот праздник, годовщину одного из важнейших событий в истории нашего государства в Саратове, по сути, негде. Живым, действующим памятником этой замечательной победе до революции был кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в центре Саратова , - сказано в послании. Строительство храма с главным престолом в честь небесного покровителя Александра I началось в 1815 году и велось на пожертвования представителей всех сословий. В соборе хранились знамена саратовских ополчений 1812 и 1855 годов, совершались молебны за русских воинов. По решению властей храм был уничтожен в 1930-1940-е годы. В крипте собора были похоронены два саратовских архипастыря - епископ Евфимий (Беликов) и епископ Авраамий (Летницкий). После разрушения храма их могилы оказались под беговыми дорожками спортивной арены. |
Саратовский архиерей просит восстановить кафедральный собор-мемориал участникам войны 1812 года Саратов, 7 сентября 2012 г. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин призвал верующих поддержать идею возрождения в Саратове Александро-Невского кафедрального собора - мемориала участникам народного ополчения в Отечественной войне 1812 года, сообщает информационное агентство Интерфакс . Ныне на месте этого величественного храма, который являлся не только духовным центром, но и архитектурной доминантой красивого, благоустроенного, передового города, каким был до революции Саратов, стадион Динамо , - говорится в послании архиерея, опубликованном на сайте митрополии. В этом году день основания Саратова, 8 сентября, совпал с еще одной значимой памятной датой - днем Бородинской битвы, когда в России широко отмечается 200-летие победы в войне 1812 года. По благословению патриарха Кирилла в этот день во всех православных храмах страны, в том числе в Саратовской митрополии, будут служиться благодарственные молебны Однако соборно отметить этот праздник, годовщину одного из важнейших событий в истории нашего государства в Саратове, по сути, негде. Живым, действующим памятником этой замечательной победе до революции был кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в центре Саратова , - сказано в послании. Строительство храма с главным престолом в честь небесного покровителя Александра I началось в 1815 году и велось на пожертвования представителей всех сословий. В соборе хранились знамена саратовских ополчений 1812 и 1855 годов, совершались молебны за русских воинов. По решению властей храм был уничтожен в 1930-1940-е годы. В крипте собора были похоронены два саратовских архипастыря - епископ Евфимий (Беликов) и епископ Авраамий (Летницкий). После разрушения храма их могилы оказались под беговыми дорожками спортивной арены. Это вызывает огромную боль и у меня лично, и у всех верующих людей. Думаю, такое положение не может считаться нормальным ни для кого из наших сограждан, кто обладает здоровым нравственным чувством и уважением к отечественной истории, к самим себе , - говорится в документе. |
АВРААМИЙ Том I , С. 169-170 опубликовано: 2 октября 2007г. АВРААМИЙ Авраамий (Летницкий), еп. Саратовский (Летницкий Александр Иванович; 1838, Астрахань - 24.10.1893, Саратов), еп. Саратовский и Царицынский. Род. в семье диакона. Учился в Астраханском ДУ, в 1851-1858 гг.- в Астраханской ДС, с 1858 г.- в КазДА, к-рую окончил в 1862 г. по первому разряду. 14 янв. 1863 г. назначен помощником инспектора Смоленской ДС, 19 янв. 1863 г.- помощником ректора. 4 мая 1863 г. пострижен в монашество, 8 мая 1863 г. рукоположен во иеродиакона, 9 мая 1863 г.- во иеромонаха. В том же году получил степень канд. богословия, 25 февр. 1865 г.- магистра богословия с наложением магистерского креста. 9 окт. 1865 г. был переведен на должность инспектора Тверской ДС, а 30 окт. 1868 г.- ректора Вологодской ДС. 28 нояб. 1868 г. возведен в сан архимандрита. 20 окт. 1874 г. назначен ректором Тифлисской ДС, 23 дек. 1879 г.- ректором Калужской ДС. 8 сент. назначен и 2 нояб. 1880 г. хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. С 27 июня 1881 г. епископ Брестский, викарий Литовской епархии, с 9 марта 1885 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 16 дек. 1889 г. епископ Саратовский и Царицынский. Заботливый и нестяжательный архипастырь, А. во время общественных бедствий, голода и холеры жертвовал собственные средства, призывал духовенство разъяснять населению меры предохранения от эпидемий. В старших классах Саратовской ДС ввел уроки медицины, основ пчеловодства. Устраивал церковные б-ки, книжные склады, дешевые книжные распродажи, во время поездок по епархии сам раздавал книги. Учредил рукодельные классы при 2 саратовских храмах; положил начало епархиальной б-ке в Саратове. Особое внимание уделял развитию церковноприходских и инородческих школ, устроению народных чтений и внебогослужебных собеседований клира и паствы. Летом 1891 г. А. открыл в Саратове учительские курсы для ознакомления учителей церковноприходских школ и духовных уч-щ с совр. средствами обучения. В том же году курсы посетили обер-прокурор К. П. Победоносцев и В. К. Саблер . В Тобольске в 1886 г. основал специальную комиссию для перевода богослужебных книг на инородческие языки. Открыл в Саратове Братство для борьбы с расколом, в к-ром было 5 отделений и 35 миссионерских кружков, школу при Братстве, готовившую миссионеров из крестьян. А. обладал даром действенной, сердечной речи, его проповеди печатались в издававшемся в Саратове ж. «Братская помощь»; являлся цензором религ. отдела журнала. Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 3-й степени. Погребен 28 окт. 1893 г. в нижней церкви кафедрального саратовского собора. Лит.: Приб. ЦВед. 1891. 37. С. 1264-1269; Некролог // Саратовские ЕВ. 1893. 21 (неофиц. отд.). С. 603-622; ЦВед. 1893. 44, 45, 47, 51; Устимович П. А. Епископ Саратовский и Царицынский Авраамий // Братская помощь. 1893-1894. 86-88. С. 52-53; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 26-27. Т. А. Богданова |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ предыдущая статья Т. 1 , С. 169-170 опубликовано: 2 октября 2007г. АВРААМИЙ Авраамий (Летницкий), еп. Саратовский Авраамий (Летницкий), еп. Саратовский (Летницкий Александр Иванович; 1838, Астрахань - 24.10.1893, Саратов), еп. Саратовский и Царицынский. Род. в семье диакона. Учился в Астраханском ДУ, в 1851-1858 гг.- в Астраханской ДС, с 1858 г.- в КазДА, к-рую окончил в 1862 г. по первому разряду. 14 янв. 1863 г. назначен помощником инспектора Смоленской ДС, 19 янв. 1863 г.- помощником ректора. 4 мая 1863 г. пострижен в монашество, 8 мая 1863 г. рукоположен во иеродиакона, 9 мая 1863 г.- во иеромонаха. В том же году получил степень канд. богословия, 25 февр. 1865 г.- магистра богословия с наложением магистерского креста. 9 окт. 1865 г. был переведен на должность инспектора Тверской ДС, а 30 окт. 1868 г.- ректора Вологодской ДС. 28 нояб. 1868 г. возведен в сан архимандрита. 20 окт. 1874 г. назначен ректором Тифлисской ДС, 23 дек. 1879 г.- ректором Калужской ДС. 8 сент. назначен и 2 нояб. 1880 г. хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. С 27 июня 1881 г. епископ Брестский, викарий Литовской епархии, с 9 марта 1885 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 16 дек. 1889 г. епископ Саратовский и Царицынский. Заботливый и нестяжательный архипастырь, А. во время общественных бедствий, голода и холеры жертвовал собственные средства, призывал духовенство разъяснять населению меры предохранения от эпидемий. В старших классах Саратовской ДС ввел уроки медицины, основ пчеловодства. Устраивал церковные б-ки, книжные склады, дешевые книжные распродажи, во время поездок по епархии сам раздавал книги. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» предыдущая статья Т. 9 , С. 270-271 опубликовано: 25 июня 2010г. «ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» начали издаваться 1 окт. 1864 г. по предложению Вологодского еп. Христофора (Эммаусского) . Выходили 2 раза в месяц до дек. 1917 г. (последние 5 номеров сдвоенные), 9-24 за 1917 г. имели подзаголовок «Православный церковно-общественный вестник». Журнал неизменно включал офиц. и неофиц. части (последняя называлась «Прибавление к «Вологодским епархиальным ведомостям»»). В 1864-1902 гг. и офиц. и неофиц. части издавала Вологодская ДС, с 1902 г. офиц. часть издавала консистория. Обе части периодически редактировали разные церковные и светские деятели: в 1864-1867 гг. (до 7) офиц. часть редактировал И. Г. Кузнецов, а неофиц. с 1864 до сер. 1865 г.- ректор ДС архим. Полиевкт (Пясковский; впосл. епископ Рязанский), затем - преподаватель ДС Н. И. Суворов. С 1867 (с 8) по 1868 г. (по 19) обе части подписывал новый ректор семинарии архим. Павел (Попов; впосл. епископ Тотемский), а с 24 за 1868 г. по 3 за 1874 г.- сменивший его архим. Авраамий (Летницкий ; впосл. епископ Саратовский). С 1874 (с 5) до кон. 1881 г. офиц. часть снова редактировал Кузнецов, а неофиц. (с 4 за 1874) - Суворов, к к-рому с 1882 г. перешла и офиц. часть. Краевед и исследователь памятников церковной старины и письменности, Суворов был самым деятельным редактором и занимал эту должность дольше других, определяя лицо издания (последние номера за 1917 имели указание в подзаголовке: «Основ. Н. И. Суворовым»). После его кончины (1896) редактором стал его сын И. Н. Суворов, с 6 за 1894 г. бывший помощником редактора. Он подписывал неофиц. часть до самого конца издания, а офиц. часть до кон. 1901 г., после чего она была передана в духовную консисторию. Ее редактировали секретари консистории: в 1902-1915 гг. (до 14) - П. В. Лебедев, в 1915 (с 22)-1917 гг.- Н. П. Сигорский. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вышла в свет книга «Истоки русского раскола: инок Авраамий» Инок Авраамий - соратник протопопа Аввакума Вышла в свет книга «Истоки русского раскола: инок Авраамий». Демидова Л. Д. Истоки русского раскола: инок Авраамий. — СПб.: Нестор-История, 2022. — 352 с. ISBN 978-5-4469-2023-5 Личность инока Авраамия, соратника протопопа Аввакума, долгое время была заслонена фигурой его именитого современника. Биография инока по-прежнему остаётся тайной за семью печатями, но многое говорят о нём его сочинения. Самое знаменательное из них — полемический сборник «Христианоопасный щит веры...» (1667–1669 гг.). Призвав на борьбу с церковной реформой древних христианских писателей и своих единомышленников-современников, Авраамий, намеренно пожелавший остаться анонимным, тем не менее заставил их говорить своим собственным голосом. Яростная полемика в защиту «старой веры» позволила ему занять место одного из идейных вождей старообрядчества и стать своеобразным «серым кардиналом» движения. В тот краткий срок, что был отведён ему на свободе, Авраамий, не имея реальных рычагов влияния на власть, предпринял попытку воздействовать на неё силой убеждения. Тонкий расчёт полемиста был основан на понимании того, что является основным нервом государственной политики. Это делает инока не только книжником и одним из основателей старообрядческого движения, но позволяет увидеть в нём полноценного общественного деятеля, боровшегося за изменение церковного курса. Подробности о книге можно почитать по ссылке Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Православная Энциклопедия, 2001–2022. Все права защищены Сделано в Stack Group , 2008–2022 |
Отец Авраамия умер еще до рождения святого. Когда же младенцу было около года, он лишился и матери. Авраамия, оставшегося круглым сиротой, взяла на воспитание подруга его матери – монахиня. Эта благочестивая женщина имела огромное влияние на своего воспитанника: он, видя ее подвижничество, старался подражать ей в постах и молитвах. А она, заметив в нем желание благих назиданий, усердно старалась посеять как возможно более семян благочестия. Авраамий рос тихим мальчиком: скромность во всем его поведении, благочиние, понятливость, далеко не по годам разумность, великое воздержание были его отличительными чертами. Уже в раннем детстве он любил играть не в царей и полководцев, а в монашествующих. Воспитательница Авраамия, питая сердце его благочестивыми назиданиями, не пренебрегала и образованием его ума, отдав его учиться. Обладая от природы хорошими умственными способностями, он быстро и легко усваивал уроки. Однако вскоре Авраамий вновь осиротел – его приемная мать скончалась. Попечение о мальчике взял на себя некий таможенный чиновник – евнух. Видя желание Авраамия получить хорошее образование, он решает отвезти его в Константинополь. Едва Авраамию минуло пятнадцать, они отправились в столицу Византийской империи. Там евнух устроил юношу в училище известного ритора по имени Афанасий. Учась у Афанасия, юный Авраамий, при счастливых умственных способностях, быстро шел вперед в своем образовании и в короткое время обладал уже многими сведениями по всем частям преподаваемых ему наук. Но при своем старании об образовании ума Авраамий не оставлял в небрежении и образования нравственного. В столице Византии Авраамий также обрел покровителей – одна его дальняя родственница вышла замуж за сына военачальника Зефиназера. Она упросила своего мужа приютить юношу в их доме. Авраамий, опасаясь соблазнов, подстерегающих его в богатом доме, долго отказывался, но в конце концов вынужден был согласиться. Поселившись у родственников, Авраамий по-прежнему соблюдал строгое воздержание в пище и сне. Все, что давали ему родственники, он старался раздавать нищим. |
Октября 29. Старец Авраамий «сочетался с женой», но потом, когда вник в семейную жизнь, то она ему не понравилась – он нашел, что домом жить очень хлопотно и беспокойно, и вообще это гораздо труднее отшельничества, к которому он уже привык. Тогда Авраамий опять оставил жену и, «отшед, затворился в мале хлевине». Теперь ему не о ком было заботиться; но когда Авраамий просидел в затворе девять лет, умер его брат и оставил семилетнюю дочку. Волей-неволей Авраамию пришлось взять племянницу на свое попечение. Авраамий вышел из «хлевины», сделал тут же рядом другую такую же «хлевинку» и замуровал туда дитя. Девочка прожила замурованная в затворе на глазах у дяди тринадцать лет и никаких дурных примеров не видала, но когда пошел ей двадцатый год, «она завистию бесовскою впала в падение». Неизвестно, как она, замурованная, чрез оконце «познакомилась с блудницами», выкарабкалась из затвора и ушла с этими своими знакомками в такую «гостиницу», где собирались в досужное время военные люди. Военные же люди в той стране так любили женское общество, что везде подманивали к себе девиц, а обратно получить от них девушку было уже очень трудно. Они отпускали женщину разве только тогда, когда она им надокучит и они сами ее прогонят. Старец их усовещевал и кричал на них и угрожал им из своего затвора, но военные смеялись, и его молоденькой затворницы ему не отдали, а увели ее и не возвращали. Зная это, старец Авраамий обратился к хитрости, которою и достиг желанного успеха. В один день он сам вышел из своего затвора, достал себе верхового коня, добыл воинские доспехи, «во образ воинский оболкся» и поехал верхом в ту же самую гостиницу, где веселились с женщинами военные, к которым ушла из затвора его племянница. |
Прошло несколько лет - старец молиться не прекращал, и вдруг в разговоре с проходившим мимо путником, Авраамий совершенно точно узнает, где находится его бывшая воспитанница и чем она занимается. Как мы помним, Авраамий практически был затворником, он всего себя посвятил Богу, уже 50 лет (!) строго постился и не оставлял места своих молитв. Но в этой ситуации он пошел на опаснейший - не только с физической, но и с духовной точки зрения - шаг. Никаких богатств старец за свою жизнь не скопил. Но у него хранилась одна золотая монета - ценившаяся очень дорого. Старец взял монету. И переодевшись в военную форму, надев на голову шлем с забралом, прикрывающим лицо, преп.Авраамий отправился в город Асе, в ту гостиницу, где жила и была блудницей Мария. ...Наверное, трудно представить себе удивление хозяина и прислуги, когда дряхлый старик-ветеран, приехавший издалека, велел не просто закатить пирушку, но и позвать себе красивую девушку Марию, о прелестях которой он много наслышан . Впрочем, и это его чудачество было немедленно исполнено, как только старик заплатил за все удовольствия драгоценнейшей золотой монетой! При виде своей духовной дочери Марии преп.Авраамий едва не разрыдался. Но он подавил в себе рыдание - больше всего он боялся, что девушка, узнав его, убежит прочь. Поэтому он не давал ей отвлечься, усиленно ухаживал за Марией, поил, угощал, пил и ел сам, обнимал и даже целовал ее. (Наверное немногие из сегодняшних читателей понимают, что означало в сознании старца - христианина, отшельника, всю жизнь боровшегося с грехом - провести вот так хоть один вечер своей оставшейся жизни! Это могло означать духовную гибель, но преп.Авраамий шел на это - из христианской любви к своей воспитаннице). Наконец, старец начал настаивать, чтобы Мария провела его к себе. Она исполнила эту просьбу. И вот закрылась дверь, они остались наедине... Старец сел на широкую кровать и попросил женщину разуть себя. Пока она делала, Авраамий снял с себя шлем, а потом крепко сжал ее руки в своих руках, чтобы Мария не могла убежать. И только в этот момент Мария с изумлением и ужасом поняла, что перед ней - сам ее старец, святой Авраамий! |
Авраамий родом был Булгарин и язык его был не русский, т. е. и говорил он не по-русски, а по-булгарски или по-татарски; воспитан был в мухаммеданской вере, которую исповедовали соотечественники его – Волжске Булгары. Надобно предположить, что Волжские Булгары во время взаимного сожительства с ними русских христиан в городе Булгаре, занимающихся торговлей, и во время взаимных сношений с этими последними, имели возможность не только слышать о единой истинной и спасительной Христианской религии, но и убеждаться в высоте христианской веры, видя доброе поведение, благожелательное отношение христиан ко всем и т. п. Были там, поэтому, хотя редкие примеры обращений мухаммедан к христианской религии. К новообращенным из булгар христианам принадлежал и Авраамий Булгарин. Милость или благодать Божия коснулась его сердца, и он познал истину святой веры Христовой. Тогда, оставив лжеучение Мухаммеда, Авраамий принял христианство . Будучи богатым купцом, он в 1229 году прибыл для торговых сношений в главный булгарский город, называемый Великим и здесь, сподвигнувшись апостольской ревностью, стал проповедовать своим единоплеменникам св. веру Христову. Но фанатики мухаммедане не только не изъявили сочувствия к проповеди св. мужа, не только не могли спокойно послушать его, но раздражились на проповедника, особенно когда увидели его непреклонность, после многократных с их стороны увещеваний и советов, оставить христианскую веру. Когда Булгары – мухаммедане увидели, что никакие мучительные истязания не могут заставить Авраамия изменить Христу, так как он решился претерпеть все страдания за христианскую истинную веру, они отсекли ему сперва руки, потом ноги и наконец честную главу его. Это было в 1-й день апреля 1229 года. |
|