001    002    003    004    005    006    007    008   009     010
Свойства нашей Вселенной критичны к численным значениям ряда фундаментальных физических констант. Даже небольшое их изменение повлекло бы далеко идущие последствия, которые сделали бы проблематичным само существование человечества. Данные науки свидетельствуют о том, что наша Вселенная не является ни единственно ни даже наиболее вероятной из всех возможных; наоборот, она может быть самой невероятной из всех . 15.01.01 Федор Достоевский. Post Scriptum. Славянская идея. [ Достоевский Ф.М., отрывок из дневника ] ...Даже, может быть, и ничему не верующие поняли теперь у нас наконец, что значит, в сущности, для русского народа его Православие и Православное дело ? Они поняли, что это вовсе не какая-нибудь лишь обрядная церковность, а с другой стороны, вовсе не какой-нибудь fanatisme religieux /религиозный фанатизм/ (как уже и начинают выражаться об этом всеобщем теперешнем движении русском в Европе), а что это именно есть прогресс человеческий и всеочеловечение человеческое, так именно понимаемое русским народом, ведущим все от Христа, воплощающим все будущее свое во Христе и во Христовой истине и не могущим и представить себя без Христа... [ далее > > ] 15.01.01 - Почему каждому образованному человеку необходимо узнать Православие / статья Когда-то в древности жил (не у нас - в Сирии) христианин Авраамий. Он пошел проповедовать свою веру жителям одного языческого поселка - а они его избили и вывезли вон. Авраамий лишь только чуть-чуть поправился - снова пошел в поселок, и его избили буквально до полусмерти и пообещали в следующий раз просто убить. Но прошло недолгое время, и старец опять был в поселке - чтобы рассказать людям о своей вере или умереть от их рук.- И тогда язычники задумались: что же это за вера такая, что человек готов умереть ради возможности рассказать о ней? Решили выслушать Авраамия.

http://zavet.ru/bhr0101.htm

Но блаженный Авраамий, не желая баловать свой вкус роскошными вельможными блюдами, уговаривал прислужников, чтоб они те снеди продавали и покупали для него только ячменный хлеб; да и ячменный хлеб вкушал он чрез два дня, с сырыми зелиями, питием же его была одна вода; редко когда к малому утешению своей природы вкушал он некоторые из плодов. Чтобы умерщвлять таким образом плоть свою, он никогда не насыщал чрева и считал истинным питанием воздержание, находя невыразимое наслаждение в частых и долгих постах. Не более этого был он снисходителен к себе и в отношении сна, считая истинною для себя жизнью бодрствование. Для борьбы со сном он наполнял таз водой, полагал в нее снегу (если он был) и, когда одолевала его дремота, мыл свое лицо этой холодной водою. Малый же сон, допускаемый по необходимому требованию природы, принимал он, успокоиваясь не на одре, а сидя на стуле. Будучи таким немилосердным врагом своей плоти, Авраамий к нищим своим братиям был, напротив, необыкновенно милостив и сострадателен, так что все, получаемое от сродников и друзей, передавал в руки убогих и бедных; если же не имел ничего, что мог бы дать им, то снимал с себя нижнее платье и отдавал оное в милостыню, а сам оставался в одном верхнем одеянии, лишь бы только прикрыть свое тело. Слуги, видя это, докладывали своей госпоже, и она присылала ему новую одежду, но и с этой поступал он так же, считая наготу своего тела царским одеянием, а приятной теплотой. Так, державно подчиняя плоть и душу свою урокам мудрости и светло просвещаясь ими, он еще прежде облечения в иноческий образ оказывался уже истинным иноком и прежде пастырского совершенным пастырем. За такую дивную свою жизнь, за сладость и утешение в беседах, за богатство мудрости он пользовался любовью и уважением всех.

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/afonsk...

Кроме того, изменение структуры монастыря, усложнение его институтов порождало усложнение механизмов управления братией, превращало обитель в сложную духовно-административную систему, жизнь и деятельность которой требовала от насельника (в совозрастающей занимаемому им прогрессии интенсивности) выработки стратегии сдержек и противовесов в обретении того баланса сил и воль, который мог бы обеспечить хотя бы некоторую свободу управленческого маневра, и, несмотря на то что таковая в критические моменты у Дионисия находилась, все это превращало будни архимандрита в непрерывную борьбу с сановными интриганами по всем правилам таинственного мадридского двора. По тому, как последовательно и целенаправленно противопоставляют агиографы Дионисия, талантливейшие книжники своего времени Симон Азарьин и Иван Наседка, своего героя небезызвестному келарю Троице-Сергиева монастыря Авраамию (Палицыну), составившему знаменитое сказание о героической обороне лавры, осажденной поляками в самом начале бунташного века, становится ясно многое из того, что было сокрыто от глаз стороннего наблюдателя. Сокрыто высокими и крепкими стенами монастырской ограды, осенившей насельников обители и простецов, нашедших пристанище внутри нее в те трагические дни. По уверению Наседки, масштабная благотворительная деятельность, которая велась внутри монастыря в то время, была инициирована именно Дионисием, тогда как Авраамию, занявшему теплое местечко Троицкого архимандрита в тяжелую для Дионисия минуту, выпала роль административного статиста, исполнителя благой (и железной) воли архимандрита. Несмотря на то что открытого противостояния между Дионисием и Авраамием не было, скрытая враждебность и, во всяком случае, готовность «подсидеть» не менее харизматичного, нежели сам Авраамий, монастырского администратора и даже видного политика своего времени, налицо.

https://pravoslavie.ru/113183.html

Среди русской знати возникла идея пригласить на престол Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. Царь Василий был свергнут с престола летом 1610 г. и насильно пострижен в монахи, Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит в конце 1610 года. Московский престол снова оказался пустым. Для переговоров с польским королем в Смоленск выехало посольство во главе с Филаретом и боярином В. Голицыным. Выяснилось, что Владислав готов стать царем, но отказывается принять православие. Католик на русском престоле был просто немыслим - так считали послы. Переговоры затягивались. Во главе государства находились тогда семь бояр пропольской ориентации. Они постепенно приводили к присяге Владиславу население, впустили в столицу польские войска, арестовали Василия Шуйского и отправили его в Польшу, расхищали казну. Такое сложение позволило Сигизмунду III арестовать членов смоленского посольства и отправить их в Польшу. Сам король встал во главе своих войск, направлявшихся в Москву, чтобы силой захватить царский трон. В это крайне тяжелое для страны время ее патриотические силы сумели объединиться и дать отпор притязаниям захватчиков. Войска Первого ополчения отбросили армию короля и осадили Кремль, где находились правительство семибоярщины и их польские союзники. Среди осажденных находились и Михаил с матерью. Это было еще одно испытание, выпавшее на его долю. Осада была длительной, запасы пищи в Кремле иссякли. Многие стали умирать от голода. Дело дошло до того, что ели засоленные в бочках трупы людей. Авраамий Палицын писал, что когда Кремль освободили, то обнаружили множество трупу человеча разсечены от человекоядец онех в сосудех лежащих 5. Только в октябре 1612 г. войска Второго ополчения освободили Кремль. Михаил с матерью получили возможность выехать в свою вотчину - с. Домнино около Костромы.

http://sedmitza.ru/text/638662.html

Авторитет прп. Исаака был настолько велик, что парадоксальным образом его писания были востребованы и несторианами, и монофизитами. Каждая конфессия редактировала тексты Преподобного по-своему. Это отражено в западно-сирийских списках. Монофизитская редакция показана Беджаном в его предисловии к Первому тому, а православной редакции, которую выполнили монахи «философы-исихасты» Патрикий и Авраамий, суждено было завоевать весь мир. Особенности этой переводческой редакции были освещены бельгийским ученым М. Пираром. Критическое исследование Первого и Третьего собрания помогло выявить трактаты, которые не принадлежат прп. Исааку Сирину. В Первом томе это Слова 8, 9, 20, 68, написанные Иоанном Дальятским (55 Слово принадлежит Филоксену Маббутскому); в Третьем томе это 10 трактат, который в ряде рукописей встречается с атрибуцией Ефрему Нисивинскому, но Кьяло приписывает его Исааку Антиохийскому. Кроме того, ряд трактатов итальянский ученый считает Такого же мнения придерживается и П. Хагман. Однако, над Вторым томом нависло «критическое молчание». Композиция трактатов второго собрания Так называемый Второй том состоит из 41 трактата, он включает в себя Письма или Послания, Сентенции, состоящие из 400 сотниц: Главы о знании, Молитвы, Беседы, которые записывали ученики, как это видно из контекста «есть из собравшихся здесь человек» (30:11); полемические и догматические сочинения, содержащие в себе ересь. Уже одна только эта разножанровая и многотематическая полифония трактатов Второго собрания должна была сподвигнуть исследователей к более критическому анализу и идентификации каждого трактата. Но современная наука обошла эти вопросы стороной. Хотя более внимательное чтение позволяет уже с первого трактата обнаружить противоречия. Так, в 1-й Беседе прп. Исаак, которому усваивается это послание, предупреждает своего адресата, какие сочинения он не должен читать. «Не читай, — поучает он, — что содержит ложь, или то, что рассказывает тебе о событиях и столкновениях, происходивших в Церкви, или полемические слова и опровержения мнений той или иной стороны» (1:45).

http://bogoslov.ru/event/5218633

Известно, что низшее духовенство русское и создало староверческое движение. Это первое противоцерковное движение на Руси, проникшее в народ, имело здесь успех тоже благодаря духовенству. В своей проповеди старой веры ея ревнители опирались между прочим на свои пастырские права и средства: Иван Неронов совратил в раскол прихожан и детей своих духовных, протопоп Аввакум имел своими детьми духовными завлеченных ими лиц (боярыни Морозова и Урусова, юродивый Феодор, старец Авраамий и мн. др.). Московский священник Кузьма бежит на Ветку со всеми детьми духовными. Неизвестно знал ли об этом Посошков, но он отметил другое немаловажное явление, содействовавшее живучести и успехам раскола – «потачку поповскую». Православные священники, в большинстве бедные и жадные, взглянули на раскол как на доходную статью и за мзду начали укрывать раскольников. «Полно вам плутати и попом окупь давати», говорили раскольникам проповедники самосожжения 10 . Это явление отмечено в официальных актах начала XVIII в. У Посошкова мы встречаем только очень яркие бытовые черты его. Он проектирует, чтобы священник, исповедуя другого священника, непременно справлялся у него: «не оберегает ли раскольников и не называет ли отвергшихся от святыя церкви раскольников, кои мерзят Телом Христовым, детьми духовными» 11 . «Мерзение Телом Христовым» состояло в следующем: «есть у раскольников тот проклятый обычай, еже приличия ради тело Христово принимают, дабы от правоверных христиан непознанно было их зловерие, а отшед прочь извергают». Детей своих к причащению раскольники не носили «паче крещения от святого причащения бегают; и естьли ради соседей и понесут раскольницы больного своего младенца, яко бы причастить, и, вынесши из двора, за углом постоит, да и принесет домой, и скажет соседям, яко причащала, и таковым образом сокрывают свое раскольничество» 12 . И вот священники содействовали этому обману православных, называя того или другого раскольника своим духовным сыном, т.е.

https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/rets-na-...

архипастырская благодарность (1883, еп. Василий (Левитов), за труды в христианском просвещении и назидании своих пасомых поучениями и собеседованиями ) набедренник (3 июня 1888, еп. Авраамий (Летницкий), за деятельность по Больше-Бакланской школе грамоты) архипастырская благодарность через напечатание в епарх. ведомостях (20 декабря 1891, еп. Иустин (Полянский), за усердное отношение к обязанностям законоучителя Ашлыкского сельского училища) скуфья (1893) архипастырское благословение со внесением в формуляр (4 января 1894, еп. Агафангел (Преображенский), за усердное и ревностное отношение к делу церковно-народного образования и полезную деятельность по благоустроению церковно-прихоских школ и школ грамот ) архипастырская благодарность через напечатание в епарх. ведомостях (4 января 1895, еп. Агафангел (Преображенский), за примерное усердие по преподаванию Закона Божия в Ашлыкском министерском училище) камилавка (1897, Св. Синод) архипастырское благословение со внесением в формуляр (11 декабря 1897, еп. Антоний (Каржавин), за постоянное усердие и успешность в преподавании Закона Божия в Ашлыкской сельской школе) книга Библия (1898, Училищный Совет при Св. Синоде, за особое усердие и ревность в деле благоустройства церковно-приходских школ ) благодарность архипастыря с напечатанием в епарх. ведомостях (1898, еп. Антоний (Каржавин), за заботливое и усердное исполнение обязанностей по Больше-Баклановской церковно-приходской школе) архипастырская благодарность (1900, еп. Антоний (Каржавин), за труды и усердие в важном и святом деле обучения и воспитания детей в церковных школах ) наперсный крест (1901, Св. Синод, за заслуги по духовному ведомоству ) благословение архипастыря (1901, еп. Антоний (Каржавин), за усердие и любовь к школьному делу ) благодарность Тобольского епархиального училищного совета (10 декабря 1901, за усердное и ревностное отношение к церковно-школьному делу ) архипастырское благословение (8 января 1903, еп. Антоний (Каржавин), с усердием и пользою потрудившемуся в школьном деле ) орден св. Анны III степени (3 февраля 1905, Св. Синод, за 12-летнее прохождение должности благочинного ) орден св. Анны II степени (к 6 мая 1910 - дню рождения ЕИВ, Св. Синод) орден св. Владимира IV степени (к 6 мая 1914 - дню рождения ЕИВ, Св. Синод) палица (к 29 июня 1917)

https://drevo-info.ru/articles/21030.html

Тут Глеб вынул топор и разрубил кудесника, а люди, видя его мертвым, разошлись. В 1091 году явился опять волхв в Ростове, но скоро погиб. Из этих рассказов видно, что волхвы вставали и имели успех преимущественно на севере, в странах финских; так, встали волхвы в Ярославле, в стране финского племени мери; в Чудь, издавна славную своими волхвами, ходил гадать новгородец; в Ростове св. Авраамий низвергнул последнего каменного идола Велеса; в Муроме искоренение язычества приписывается князю Константину. Из славянских племен позднее других приняли христианство вятичи, удаленные вначале от главных дорог, вследствие чего после всех племен они подчинились русским князьям, после всех подчинились и христианству: во второй половине XI века скончался у них мученическою смертию проповедник христианства св. Кукша, монах киевопечерский; в XII веке, по словам летописца, вятичи еще сохранили языческие обычаи, сожигали мертвецов и проч. Что на юге, в Киеве, христианство было крепче утверждено, чем на севере, доказывает рассказ летописца о волхве, который было явился в Киеве, но не имел здесь такого успеха, как ему подобные на севере; этот волхв проповедовал, что через пять лет Днепр потечет вверх и страны поменяются местами своими: Греческая земля станет на месте Русской, а Русская на месте Греческой. Люди несмысленные, говорит летописец, слушали его но верные насмехались над ним говоря: «Бес играет тобою тебе же на пагубу», что и сбылось: в одну ночь пропал волхв без вести. В каких слоях общества крепче была утверждена новая религия, в каких слабее, можно видеть из рассказа о новгородском волхве: князь и дружина пошли на сторону епископа, все остальное народонаселение, простые люди пошли к волхву. Несмотря, однако, на все эти препятствия, христианство распространялось постоянно по областям, подчиненным Руси; если в начале описываемого времени все низшее народонаселение Новгорода стало на сторону волхва, то в конце, именно в 1227 году, в Новгороде сожгли четырех волхвов.

https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev/istorija...

Отечественная война словно была предупреждением Божиим России о зле «галломании», охватившей русское общество с XVIII столетия. Колоссальный рост национального самосознания требовал возвращения к историческим ценностям. Главное же, что в те годы национальная идея благодарственного храма уже требовала и воплощения в национальных формах архитектуры. Это стало причиной победы архитектора Константина Тона на конкурсе: Николаю I была близка его идея традиционности и величественности, лежавшая в основе замысла храма. И место для него выбрали символическое, по словам одного современника, «где случилось решение Бога быть России». В 1612 году здесь находился штаб князя Пожарского: отсюда он с воинами переправился в Замоскворечье и там бился насмерть с гетманом Ходкевичем, стремясь не допустить его армию на помощь к осажденным в Кремле польским интервентам. А знаменитый келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын совершил тут молебствие «о побеждении на враги». Храм Христа Спасителя по проекту Константина Тона был не только воплощением национального зодчества, но и истинным символом русской национальной идеи. Архитектора при жизни называли отцом национального русско-византийского (или как тогда говорили, «византийского») стиля, в котором был построен московский храм. Пятиглавый исполин с огромными золотыми куполами, похожими на корону, напоминавший москвичам пасхальный кулич, оказался необыкновенно органичен духу старой Москвы. Интересно, что, несмотря на столь долголетнее строительство, проект ни разу не претерпел никаких изменений. Множество критики обрушилось на этот храм. Тона осуждали за неудачный проект, за «патриархальный» византийский стиль, за воплощение казенной теории официальной народности. Говорили, что храм похож то ли на самовар, у которого чаевничает какой-нибудь замосквореченский купец, то ли на гриб, то ли на чернильницу — эпитеты менялись в зависимости от времени критики. Художественной ценности не представляет — таков был вывод-причина его разрушения. Всем памятны и недавние споры о «новоделе» и его целесообразности, с апелляцией к тем самым доводам об отсутствии художественной ценности.

https://pravoslavie.ru/362.html

Господь же наш яко Отец и чадолюбец волю боящихся Его творит, и сего со смирением и слезами молящегося Ему Создателю своему скоро услыша, ибо по кончине отца своего схимонаха Досифея и сам вскоре занемог, и при кончине его монах един у него в болящего в келлии был для послужения в болезни его. И сей бо монах Савватий, ученик схимонаха Досифея, такожде не за многи дни Святых Таин Христовых приобщился до кончины своея, и как стал весьма изнемогать болезнию тако служащего себе монаха отослал его от себя из келлии своея к святой Литургии, возжелав чтобы наедине в тайне помолитися Господу Богу и Его Богоматери со слезами по обыкновению своему, приготовлял бо себе к смертному исходу. И егда оный монах служа/л. 21/щей больному, еще не достояв Святой Литургии, паки возвратился в келлию болящего брата и едва жива застал его, при нем бо в ту же минуту и скончался пред образом Богоматери с Предвечным на руку Ея держимым Младенцем, и пред Святым Ея образом, склонил главу свою тако седе никем же не поддержим был точию единою страною к стене склонился, а лицем к святому Богоматерню образу обратясь, скончался. Но и се чудно, яко уже по преставлении его слезам от очию текущим, яко от жива человека, ибо он велие усердие в жизни своей имел к Богу и Его Богоматери. Таковая бо честная кончина была и сего представльшагося монаха Савватия, ученика представльшагося схимонаха Досифея, ибо по его представлении во вторый надесять день монах Савватий скончался июня в 28 день, а схимонах Досифей в 16 день в том же месяце 1757 года. /л. 22/ Житие иеромонаха Авраамия Саровская пустынь Да еще в том же июне месяце иеромонах Авраамий преставился, сей еще млад бысть, от рождения ему было тридесять лет, и в прошедшем 1751 году сентября 1 го числа брат его старейший именем Феофилакт иеромонах преставился лет двадесяти девяти.

http://www.pravoslavie.ru/put/3380.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010