Августовской иконы Божией Матери Храмы в Каталоге написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под Августово, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Августы Храмы в Каталоге Мученица Августа (Василисса) Римская, императрица. Приняла христианское учение от Екатерины Александрийской Авентина Бигоррского Храмы в Каталоге Аверкия Иерапольского Храмы в Каталоге Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Авраамия Болгарского Храмы в Каталоге Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец Авраамия Галичского Храмы в Каталоге Авраамий Галичский (также Галицкий, Чухломский, Городецкий) Авраамия Затворника Храмы в Каталоге Авраамий Затворник, инок Киево-Печерского монастыря, пресвитер. Почитается в лике преподобных Авраамия Смоленского Храмы в Каталоге Преподобный Авраамий Смоленский Авраамия, архимандрита Ростовского Храмы в Каталоге Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий Автонома Храмы в Каталоге Священномученик Автоном, епископ Италийский Агапита Маркушевского Храмы в Каталоге Преподобномученик Агапит Маркушевский, основатель Маркушевского Николаевского монастыря, был сподвижником преподобного Лонгина Коряжемского. |
Сергию при совершении Евхаристии. Симеон екклесиарх зрел духовными очами небесный огнь на св. престоле, когда Сергий совершал Литургию 279 . 35. Ученики Сергия по его благословению устрояют обители Сергий был распространителем монашества. Сам Святитель Алексий, устрояя в Москве обитель во имя Спаса, по обету, данному в бурное плавание в Царьград, испросил себе у Сергия ученика его Андроника в настоятели; равно и для другой обители своей, посвященной памяти чуда Арханг. Михаила, Святитель вызвал несколько учеников Сергия 280 . Феодор, племянник Сергия, постриженный им на 14 году от рождения, и обученный подвигам поста и молитвы, получил от Сергия благословение на желание построить обитель; Сергий сам ходил благословить место для Симоновской обители на берегу р. Москвы, и Феодор был игуменом и архимандритом ее. По желанию благ. Князя Владимира Андреевича, Сергий в 1374 г. заложил близ Серпухова монастырь Высотский, пришед туда иноком, и оставил игуменом новой обители ученика своего Афанасия, того, который отличался любовию к просвещению. Мефодий, после нескольких лет обучения монашеству у Сергия, по его благословению, удалился за Дмитров в самое глухое лесное уединение; когда стали стекаться к нему ученики, Сергий благословил ему перейти на другое, более удобное место. Мефодий стал сам трудиться при построении церкви и кельи, и основалась обитель Пешношская, во имя Свят. Николая 281 . Быв на родине своей в Ростове, Сергий благословил двух иноков Феодора и Павла устроить обитель и, избрав место, посвятил ее свят. муч. Борису и Глебу. Вел. Кн. Димитрий, отправляясь на войну против Мамая, обещал посвятить новую обитель имени Богоматери. Преп. Сергий, по просьбе благочестивого Князя, нашел для нее удобное место на реке Дубенке, и Леонтий, иерей Сергиевой обители, был по благословению Сергия первым ее наставником 282 . He раз отправляясь, и всегда пешком, умиротворять беспокойного Кн. Рязанского, Сергий на устье Москвы и на берегу Оки устроил Голутвин монастырь, оставив в нем игуменом ученика своего Григория. Авраамий Галичский, постриженник Радонежского наставника, построил на урочище Чухломе близ озера Галичского обитель, и передал братии те благие начала, которыми исполнил душу его Сергий. |
Перевод с иконы «Русские святые», написанной в 1814 г. иконописцем- старообрядцем Петром Тимофеевым, интересен тем, что в этой композиции представлено одновременно 189 святых Древней Руси. 67 В середине иконы изображены (сверху вниз): Святая Троица, крест и престол с орудиями страданий Иисуса Христа, пророк Самуил, София Премудрость Божия. 68 Вправо и влево от середины расположено по 11 рядов святых и подвижников, обращенных к центру иконы. Весь перевод разделен на 8 таблиц (Атлас, 224 – 231 ), каждая из которых публикуется в Атласе под собственным номером. Мы даем перечень всех персонажей иконы, начиная с нижнего ряда от центра вправо и влево. Атлас, 224 . Изображены справа налево: Антоний Печерский, Феодосий Печерский , Антоний Римлянин, Кирилл Белозерский, Зосима Соловецкий, Савватий Соловецкий, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий . Атлас, 225 . Изображены слева направо: Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Никон Радонежский, Кирилл Новоезерский, Димитрий Прилуцкий, Александр Свирский , Антоний Сийский, Максим Грек . Атлас, 226 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Моисей Угрин, Алимпий Печерский, Иоанн Многострадальный, Марк Гробокопатель, Прохор Печерский, Исаия Печерский, Феодор Печерский, Василий Печерский, Агапит Печерский. 2-й ряд снизу: Авраамий Ростовский, Авраамий Смоленский, Макарий Желтоводский, Пафнутий Боровский, Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский, Кирилл Челмский (Челмогорский), Диодор Юрьегорский. 3-й ряд снизу: Даниил Переяславский, Амфилохий Глушицкий, Иринарх Ростовский, Герман Соловецкий, Трифон Печенгский, Варлаам Керецкий, Евфимий Архангелогородский, Мартирий Зеленецкий, Антоний Дымский. Верхний ряд: Александр Вологодский (Куштский), Корнилий Палеостровский, Паисий Галичский, Иринарх Соловецкий, Савва Сторожевский, Ферапонт Белозерский, Мартиниан Белозерский, Филипп Белозерский, Варлаам Важский. |
После того как святитель похоронил благочестивого князя Андрея и оставил управление епархией, он удалился в Боголюбов Рождественский Богородицкий монастырь (в 10 верстах от Владимира) и там принял схиму. Преподобный Авраамий Галичский, или Чухломский (+ 1375) Память его празднуется 20 июля в день преставления и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Авраамий поступил в юности в Радонежскую обитель под руководство прп. Сергия и принял от него постриг. Отличительным его качеством было смирение. Став иеромонахом, с благословения прп. Сергия он удалился в Костромскую страну и там, в окрестностях городов Галича и основал несколько имели самое доброе влияние на местные финские племена, которые хотя и были крещены, но отличались грубыми нравами и языческим суеверием. Однажды во время молитвы у подножия горы Авраамий услышал таинственный голос: «Авраамий, взойди на гору. Здесь стоит икона Матери Моей!» На вершине горы Авраамий увидел на дереве икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Он пал ниц. Голос повторился: «Авраамий, встань!» Он встал, и святая икона сама сошла к нему в руки. Авраамий остался жить на горе. Он поставил здесь келью. Сухой хлеб утолял голод его, и чистая вода источника прохлаждала жажду. Сперва он основал скит, а потом и монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская обитель вскоре процвела и стала многолюдною. Преподобный, ища прежнего уединения, удалился в пустынь. Спустя некоторое время ученики нашли своего любимого учителя. Часть из них преподобный оставил жить с собой и построил им храм в честь Положения пояса Богоматери. Вскоре здесь устроилась общежительная обитель, которая Великою пустынью Избегая многолюдства, Авраамий удалился еще глубже, на реку Вочу. Ученики нашли его и здесь и стали ставить вокруг его хижины и свои кельи. Таким образом, третья обитель, в честь Собора Богоматери, была основана прп. Третий раз скрылся от учеников своих пустыннолюбивый муж, и в третий раз ученики последовали за своим учителем. Здесь была им основана последняя, четвертая обитель в Покрова Божией сам на своих старческих плечах носил землю для укрепления крутого берега и ревностно трудился вместе с учениками при устроении обители. Скоро в новой Покровской обители собралась многочисленная братия. День своей кончины он предузнал. Скончался он 20 июля 1375 г. Святые мощи его до наших дней почивали в Покровском монастыре, под спудом. |
В иконографии Авраамий Галичский изображается с иконой Богородицы «Умиление» в руках. По этой скупой и суховатой агиографической канве и вышивает Б. К. Зайцев неповторимый узор своей новеллы. На очень ограниченном (в неполные четыре страницы) пространстве возникает поэтичная и мудрая притча о спасительном умилении грешного человеческого сердца. Каноническое Житие ни слова не говорит о былой мирской жизни святого, известно лишь, что он принял монашество в юном возрасте. Новелла, напротив, посвящена описанию долгого и мучительного пути Авраамия к его духовному подвигу, и путь этот целиком создан творческим воображением писателя Бориса Зайцева 227 . Крестьянин Ростовской земли, Авраамий был щедро наделен физической силой и трудолюбием, жил зажиточно и имел верную и любящую жену. Но жизнь не приносила ему радости – «по причине тяжести души». Его постоянно мучили зависть к жизни других и недовольство своей собственной, это недовольство он вымещал на жене Марии, которая тоже казалась ему хуже чужих жен, некрасивой, болезненной и слабой. Не выдержав попреков, жена зачахла и умерла, перед смертью попросив прощения у мужа и обещая и за гробом молить Бога об облегчении его тяжелого сердца. После смерти жены тоска Авраамия стала совсем невыносимой. Тщетно моля Бога о знамении, он забросил свое хозяйство и пошел за советом к старцу-пустыннику. Тот объяснил, что причина страданий Авраамия сокрыта в его тяжком сердце («Пока сердца не смелешь, счастлив не будешь»), и посоветовал послужить Богу в миру, чтобы найти свое подлинное призвание. Но переменив множество занятий (он собирал деньги на церкви, служил батраком и даже был послушником в монастыре), Авраамий так и не нашел покоя душе, отчего и оставил монастырь. |
Мы дали обещание не ангелу и не царю или князю земному, а обещались Царю царствующих. С сим исповеданием нашим Господь явится в день суда и воздаст каждому, чего кто стоит. Молю вас крепко внимать сему исповеданию и ограждать себя словом Христовым: Никто же, руки возложа на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Небеснем. Молю вас, потщитесь совершать подвиг свой по званию своему; старайтесь сохранить ризу спасения и шлем нелицеприятия чистыми и вас самих представить непорочными Владыке Своему. Будьте неколебимыми воинами Христовыми, мужественно и смело боритесь с крепкими борцами духовными. Супостат наш дьявол не хочет спасения нашего, раскидывает сети и козни против нас, ловит в свою волю и не терпит того, чтобы возвышались мы над тлением» . Какова была самая жизнь наших иноков — ответом на это служат прежде всего сказания о подвижниках, которые большею частию были основателями и первыми настоятелями тогдашних наших монастырей, а затем и уцелевшие свидетельства, по крайней мере, о некоторых из этих монастырей. Мы видим тогда во всех странах России достойных представителей монашества. В Галиции действовали преподобный Григорий Полонинский, человек, по выражению летописца, такой святой, какого ни прежде не было, ни после не будет , и святой Петр, игумен ратский, впоследствии митрополит Московский. Из Киево-Печерского монастыря вышли святой Арсений Тверской и святой Стефан Махрицкий. В пределах московских положил начало новой эпохе в истории русского монашества великий Сергий Радонежский, сам непосредственно и чрез своих многочисленных учеников, каковы были: Андроник, Феодор Симоновский, Афанасий Серпуховской, Савва Звенигородский, Авраамий Галичский, Мефодий Песношский, Иаков Железноборский и другие. Из Нижнего Новгорода воссиял своими добродетелями святой Дионисий Печерский со своими учениками Евфимием Суздальским и Макарием Унженским. |
В псковском Снетогорском монастыре бывали черноризцы, которые небрегли о своих монашеских обетах, жили не по-чернечески, не повиновались игумену, не приступали даже к таинству покаяния и приобщения Святому Телу и Крови Христовой и, удаляясь из монастыря, возбуждали мирских людей судить игумена и старцев . Само собою разумеется, что это были не единственные монастыри, в которых случались подобные нестроения и беспорядки. Весьма важным недостатком тогдашнего нашего монашества было и то, что многие иноки имели обычай самовольно, без благословения начальства переходить из обители в обитель и навыкали своеволию и бродяжничеству, так что митрополит Киприан для искоренения этого обычая подвергал таких иноков запрещению и не дозволял удостоивать их священства и даже святого причастия . Вместе с любовию к монастырской жизни во многих избранных сильна была любовь к отшельничеству. Известнейшие из наших подвижников — святой Сергий Радонежский, Стефан Махрицкий, Кирилл Белоезерский, Дионисий Суздальский, Сергий Обнорский, Иаков Железноборский, Александр и Евфимий Куштские — прежде нежели основали собственные монастыри и сделались в них начальниками, были строгими отшельниками и трудились уединенно, кто в лесу, кто в пустыне, кто в пещере или убогой хижине, и некоторые очень долгое время. Другие, и основав свои монастыри, не оставались в них сами с братиею, а продолжали прежний отшельнический образ жизни, иногда вблизи этих монастырей, а иногда и в отдаленности, до самой своей кончины, таковы были: Авраамий Галичский, Павел Обнорский, Савва Вишерский, Дионисий Глушицкий, Макарий Унженский. Святой Иосиф Волоколамский рассказывает об одном старце Варсонофии, который после пяти лет игуменства своего в тверском Саввином монастыре, отошел в пустыню и провел там сорок лет в безмолвии, богомыслии, молитве и чтении книг. |
На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября обретение мощей 5 июля (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия ноября Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь мая преподобный Симон экклесиарх 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей мая преподобный Нектарий, вестник память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей память 11/24 июня); преподобный Наум память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий память 4/17 ноября); преподобный Игнатий 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец ноября преподобный Авраамий Галичский, Чухломский июля преподобный Сильвестр Обнорский апреля преподобный Сергий Обнорский, Нуромский октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский января преподобный Андроник Московский июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский 17 ноября память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский 17 ноября память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский июля преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший сентября преподобный Леонтий Стромынский 1380; память 20 июля/ |
Это было время подъема защищенной глухими лесами Москвы как центра государственной и церковной жизни. И поднималась Москва конечно же вместе с Троице-Сергиевой обителью, где преп. Сергий Радонежский (1313/14—1392 гг.) поставил Троицкий храм, чтобы, «взирая на Святую Троицу, одолеть страх перед ненавистной рознью мира сего». Эта диавольская, ненавистная рознь постепенно одолевалась преп. Сергием и его сподвижниками. Начинается золотой век монашества — период подлинного миссионерства, подлинного монашества, подвижничества. Весть о житии и подвигах преп. Сергия быстро распространялась по всей Руси и собирала к нему множество иноков и мирян, ищущих руководства духоносного старца. «Так Бог прославил угодника своего не только в том месте, где жил святой, но и в других городах, и в дальних краях, и у всех народов от моря до моря, не только в Царьграде, но и в Иерусалиме… И многие к нему приходили, не только от ближних мест, но издалека, и из дальних городов и краев, желая увидеть его и услышать поучение его, и великую пользу, и душевное спасение получали от поучения и дел его» С. 252]. Преп. Сергий и его ученики основали монастыри вокруг Москвы: Симонов монастырь — за Москвой-рекой, Зачатьевский Высоцкий монастырь — в Серпухове, недалеко от Коломны — Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин, в Звенигороде — Саввино-Сторожевский, Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову — вблизи Дмитрова, Борисоглебский — неподалеку от Ростова Великого, и др. Ученик преп. Сергия преп. Авраамий Галичский 1375) стал просветителем двоеверов крещенного Чухломского края, где жила галичская чудь, державшаяся язычества и волхвования. Переходя с места на место, Авраамий основал в этом крае четыре монастыря, причем Городецкий монастырь основал вблизи Чудского города — «гнезда старого чудского суеверия». Вскоре в обители было около ста братий, а Чудский город стал православным С. 185]. Вологодский край просвещали ученики и сотаинники преп. Сергия — Павел и Сильвестр Обнорские, Сергий Нуромский, Стефан Махрищский (со своими учениками Григорием и Кассианом он основал Авнежский Троице-Сергиев монастырь). |
Иоанн, который тайно приносил хлеб подвижнику. Вскоре после его прибытия на Галичское озеро совершилось чудесное обретение им иконы Божией Матери «Умиление». Согласно житию, когда Преподобный находился на берегу озера у подножия горы, он услышал глас с вершины: «Авраамие! Взойди на гору, там стоит икона Матери Господней». Он посмотрел на гору и заметил чудный сияющий свет, с молитвой и благоговением пошел на него и увидел стоявший на дереве образ Божией Матери «Умиление». Через некоторое время слух об отшельнике и чудесно явившейся иконе дошел до Галичского князя Димитрия Федоровича, который пригласил Авраамия посетить Галич. После этого князь прислал в его монастырь мастеров и помог возвести церковь Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с храмом выросли иноческие келии, и таким образом возник Новозаозерский Авраамиев монастырь. Сюда пришли иноки из других обителей, в том числе и Сергиевой. Миряне принимали здесь постриг. Вокруг проживали чудские племена, многие из которых, будучи крещены, держались языческих обычаев и занимались волхвованием. Прп. Авраамий явился для Чудского края просветителем и добрым пастырем. Покровский монастырь «на Городке» над Чухломским озером сделался одним из важнейших центров духовной жизни Костромского края. Как повествует житие, еще при жизни Авраамия число братии обители достигло 100 человек. Личность основателя монастыря и благоустроенность его обители привлекали и других подвижников благочестия: сюда приходил его собеседник прп. Александр Вочский, вблизи Покровской обители поселился ученик прп. Сергия – прп. Павел Обнорский, который потом ушел в вологодские пределы, где основал Павло-Обнорский Троицкий монастырь. Тогда же Авраамия посещал и новый галичский князь Юрий Дмитриевич, сын св. благоверного великого Московского князя Димитрия Иоанновича Донского. До глубокой старости прп. Авраамий не оставлял богослужения и не ослаблял молитвенного правила. За год до своей кончины он поручил игуменство ученику Иннокентию, а сам удалился для безмолвия и молитвы. Преподобный мирно отошел ко Господу 20 июля 1375 г., в день памяти пророка Божия Илии. |
|