001   002     003    004    005    006    007    008    009    010
в первый раз в 1806 г., в Бухаресте), был очень долгое время любимейшей книгой для простого болгарского народа и даже еще в настоящее время встрчается в обращении среди него. Находясь в Бухаресте, Софроний, первый из болгар, выступил и на политическом поприще, содействуя болгарскому освобождению из подтурецкого гнета. С 1806–1812 гг. происходила русско-турецкая война. В 1810 г. русские войска перешли через Дунай. Популярный болгарский епископ явился посредником между русскими и болгарами. По словам Ваковскаго, он находился среди русских войск и призывал народ оказывать радушие и доверие к освободителям. Им было составлено воззвание на болгарском языке, в печатном виде распространявшееся в то время среди болгар. Вот полный текст этого воззвания в русском переводе: «Воззвание к болгарскому народу. Милостию Божиею Софроний, архиерей Болгарский. Отечески молитствую о вас, любезные чада мои, род болгарский! Христиане, что живете в Болгарской земле, здравствуйте! Радуйтесь, ибо вот теперь приходитъ радость общая для всей Болгарии, вотъ приближаются теперь спасение и избавление ваше. Вот мы видим и наблюдаем теперь, как изливается милость Божия на бедный род наш, – как внушил Бог на сердце благочестивейшему и великому Государю Императору Александру Павловичу и подвигнул его избавить нас от такового турецкого варварского мучительства. И вот приближается к вам крестоносное его воинство – ваши братья христиане, чтобы избавить вас от столь великого несчастья; вот наступает тот светлый день, которого вы ожидаете более 400 лет! Но, о род храбрый, болгары и верные христиане! Стойте, крепитесь и не бойтесь, любезно и усердно примите этих христиан, ваших братьев, которые идут по воле Божьей избавить вас.

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuzhskij/ist...

Поповщинский толк, как и беспоповщинский, рассеян по многим местам России и за границей. В Нижегородской области первыми насадителями раскола поповщинского толка были иеромонах Авраамий, монах Ефрем и старец Сергий. Авраамий и Ефрем отказались от своих заблуждений и собором 1866 1 г. воссоединены с Прав. Церковью , но оставленные ими ученики не последовали их примеру. Укрываясь в лесах, они основали несколько скитов, известных под именем керженских, из которых особенную известность получил скит старца Онуфрия. Старец Онуфрий увлекся сочинениями известного раскольника Аввакума Петрова, наполненными многими нелепыми и прямо еретическими мыслями. Когда другие раскольники стали убеждать старца отказаться от усвоенных им взглядов Аввакума, он не хотел и слушать и отделился с своими единомышленниками в особый толк. Только по смерти Онуфрия, в 1717 г., его последователи решились отвергнуть, как еретические, сочинения Аввакума и даже постановили всякого, кто станет держаться мнения Аввакума, отлучать от своего общества. Таким образом согласие между керженскими скитами восстановилось. Впрочем, последователи Онуфрия, отвергая сочинения Аввакума, самого его продолжали почитать как святого, поклонялись его иконе и пели молебны. Поповцы, живущие на Дону и Кубани, на первых же порах заявили себя разбоями, которые они производили на Волге; а когда в 1705 г. сюда прибыли сосланные на поселение московские раскольники из взбунтовавшихся стрельцов, то соединенными силами они разграбили Астрахань, Саратов и Царицын. Спасаясь от посланного против них войска, они бежали за Кубань, отдались в подданство крымского хана и потом перешли в Турцию. Эти беглецы известны под именем некрасовцев, по имени своего предводителя Игнатия Некрасова.

https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravda...

Переодетый воином, затворник держал себя в гостинице так искусно, что никто его не узнал, и даже не заподозрил, что это затворник, а все сочли его за настоящего военного. Даже и племянница его не узнала, а он, увидя это, сам притворился разбитным гулякой и стал звать не узнающую его девушку, чтобы она шла с ним отсюда препроводить дальнейшее время, за что Авраамий обещал ей дать по обычаю «дар». Молодая девушка, еще недавно только пустившаяся в гулевую жизнь, ничего хитростного не подозревала и ушла с Авраамием из гостиницы, в полном убеждении, что ей сопутствует настоящий воин. А когда они остались вдвоем, тогда Авраамий ей себя обнаружил и укорил ее и уж на свободу не выпустил, а посадил опять «в малу хлевину», где она, после долгих стенаний и плача, «покаялась, а послежди, чудеса творяше, скоро почила». Октября 29. Была женщина Анна, которой хотелось спасти себя, живучи в мужских монастырях. Она назвала себя Ефимьяном и стала жить с монахами. Бороды у нее не росло, но это никого не соблазняло: монахи все думали, что Ефимьян – скопец, и нимало этим не смущались. Но один из монахов того монастыря на свое несчастие был «воображенник». Ему непременно хотелось дознаться: отчего у Ефимьяна не растет борода? К этому еще прибавилось и искушение: невдалеке от их монастыря жила женщина, которая знала тайну Ефимьяна и притом была болтлива; она сказала «воображеннику»: не скопец, а жена-бесстрастница? (Сказавшая сама сейчас же и исчезла.) А «воображеннику» с этой поры вступило в голову во что бы то ни стало «подсмотреть Ефимьяна». Он об этом и начал стараться, «тщашася низринути Ефимьяна» и «сотвори сие, но бысть божественною силой до полу-сух».

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112120

Равным образом презрел он и сумасбродство Аполлинария. Мужественно боролся и с единомышленниками Савеллия, сливающими три Божественные Ипостаси в одну. Совершенно отвращался он и так называемых евхитов, которые под видом монашества страдали манихейством. 17. Он имел столь горячую ревность о догматах церковных, что вступил в справедливый спор с одним достоуважаемым и дивным мужем. В той же пустыне жил некий старец Авраамий, у которого были белые волосы и еще более светлый разум; он сиял всякой добродетелью и постоянно проливал слезы сокрушения. По своей детской простоте он первоначально придерживался давнего обычая празднования Пасхи: оставаясь, видимо, в неведении относительно того, что определено правилом отцами в Никее, он продолжал древний обычай своей страны. В то время и многие другие страдали таким же неведением. Великий Маркиан много раз многими убеждениями пытался привести старца Авраамия (так называли его местные жители) в согласие с Церковью . Однако, увидев его непреклонность, он открыто порвал с ним общение. Спустя некоторое время благочестивый Авраамий, пренебрегая бесчестием и дорожа согласием в совершении Праздника, отказался от прежнего обычая и искренно воспел: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни» ( Пс.118:1 ). И это было плодом вразумления великого Маркиана. 18. Многие люди повсюду устроили для Маркиана надгробные часовни, как-то: в Кире – его племянник Алипий, в Халкидоне – некая Зиновиана, славная своим происхождением, отличающаяся добродетелью и весьма богатая; и многие другие сделали то же, стараясь привлечь к себе этого победоносного подвижника. Человек же Божий, узнав об этом, призвал дивного Евсевия и обязал его клятвой, чтобы он положил его тело в тайном месте и чтобы никто, кроме двух ближайших его сообщников, не знал, где он похоронен до тех пор, пока не пройдет значительное число лет.

https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/istori...

Брат же начал увещевать его и говорит: — Нет. Брат, не губи своего труда. Тот же говорит ему: — Или иди вместе со мною, чтобы я сотворил дело, или отпусти меня уйти. Брат же, не желая отпустить его, ушел с ним в город. Ну, вошел в притон блудницы подвергшийся брани брат; а другой брат, стоя наружи, персть взяв от земли, начал сыпать на свою голову и сокрушал себя сильно. Ну, когда вышел вошедший в блудилище, сотворив дело, говорит ему другой брат: — Что пользы, брат мой, получил ты от этого греха? Не повредил ли ты себе, наоборот? Пойдем обратно в свое место. — Он же говорит ему: — Уж более не могу я идти в пустыню. Ты, значит, ступай. Ведь я останусь в миру. Ну, когда после многих стараний он все–таки не убедил его следовать за ним в пустыню, то и сам остался с ним в миру, и оба начали они работать, чтобы кормиться. В то время авва Авраамий, недавно состроивший свою обитель, так называемых, «авраамитов», сделавшись затем архиепископом и кроткий созидал свой так называемый, «византийцев». Ну, отойдя, оба брата стали работать там и получали плату. И впавший в блуд получал плату обоих и отправлялся каждый день в город, и тратил ее на распутство. Другой каждый день постился к с великим молчанием был, делая не говоря ни с кем. Мастера, видя его каждодневно не едящим, не разговаривающим, но всегда сосредоточенным, говорят о нем и об его образе жизни иже во святых авве Авраамию. Тогда великий Авраамий призывает труженика в свою келлию и спрашивает его, говоря: — Откуда ты, брат? и какое у тебя занятие? Он же все исповедал ему и говорит: «ради брата я все терплю, чтобы Бог, видя скорбь мою, спас брата моего».

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183910

Услыхав это Божественный Авраамий говорит ему: — И Господь даровал тебе душу брата твоего! Ну, как только отпустил авва Авраамий брата и тот вышел из келлии, как вот пред брат его, восклицая: — Брат мой, возьми меня в пустыню, чтобы спастись мне! Немедленно, значит, взяв его он удалился в пещеру, близ святого Иордана, и затворил его там, и немного времени спустя, весьма продвинувшись вперед к Богу духом, тот скончался. Оставался же брат в той пещере согласно клятве, чтобы и самому скончаться там же». Вот еще несколько черточек дружбы, обрисовываемых самою После смерти одного из близких, мне достался его дневник. Среди многих других жизненных затруднений покойный мучился этим трагизмом дружбы, этой необходимостью положить душу свою за собственно и кажущеюся бессмысленностью такой жертвы. И, думается, было много взаимного непонимания. Мне думается также, что покойный так и не сумел смириться до конца. Но, для пояснения мысли моей, для конкретности представлений o дружбе, его заметки дают довольно ценный материал. Привожу чуть ни наудачу несколько отрывков из разных мест этого дневника, почти в их сыром виде: спит еще, высыпается от заутрени и обедни. Но моя мысль непрестанно возвращается к нему и гонит сон. положительно беспокоит меня. я для него делаю? я даю ему? Он и телом и душою. Он скучает, ему пусто на душе. И ни одной крупинки содержания я ему доселе. А ведь хорошо чувствую я должен буду ответить за него Богу… Я даже о ближнем не умею пещись. Ведь Евангелие отменило то метафизическое понимание ближнего, согласно которому «ближний, есть родственник и одним словом, человек связанный не воззрительно–пространственными связями, а иными, более онтологичными, и установило геометрическое понимание ближнего.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183910

Провозглашение акта о «воссоединении Церквей». 6 июля 1439 г. в кафедральном соборе Флоренции Санта Мария дель Фиоре, существующем и по сию пору, был торжественно провозглашен акт о «воссоединении Церквей». Это постановление собора, зачитанное кардиналом Джулиано Чезарини на латинском и Виссарионом Никейским на греческом языках, было подписано присутствовавшими членами собора. С греческой стороны на нем значились подписи императора, 4 заместителей патриархов, 16 митрополитов, 4 дьяконов, послов ряда греческих князей. Решительно, несмотря на убеждения и угрозы, отказался поставив свою подпись Марк Эфесский . Со стороны римокатоликов соглашение об унии подписал папа, 8 кардиналов, 8 латинских патриархов, 61 архиепископ и епископ, 40 аббатов, 4 генерала монашеских орденов, послы герцога бургундского (остальная Франция, по требованию короля Карла VII, запретившего в 1438 г. своим епископам принять участие во Флорентинском соборе, не признала этого собора и заключенной на нем унии). В знаменитой библиотеке – музее Лоренцо Медичи во Флоренции и сейчас можно видеть оригинал этого акта. Наряду с греческими и латинскими подписями стоит и русская подпись: «смиренный епископ Авраамий Суздальский». Впоследствии Авраамий клятвенно заверял, что подписать постановление собора его заставил насильно Исидор в качестве киевского митрополита. Исидор был церковным политиком, организатором и вдохновителем греческой пролатинской партии. Он умел воздействовать на людей, вынуждая их к согласию не столько глубиной догматических принципов, сколько умением выдвинуть на первый план насущные практические интересы. Так, по рассказу современника, когда в конце марта 1439 г. среди греков все еще не было согласия по вопросу об унии, и многие склонялись к тому, чтобы уехать из Флоренции, ссылаясь на соображения догматического характера, не позволяющие принять условия католиков, Исидор выступил с краткой речью, в которой отчетливо показал безвыходное положение греков, подчеркнув при этом, что у них нет даже денег, чтобы добраться домой. «Нет ничего легче, как уехать, – говорил он, – но куда? Когда и как отправиться? Я не знаю!»

https://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikitin/russka...

Гиперэстетический уровень возникает там, где еще сохранилась живая память о соприкосновении с Красотой самой по себе, достигаемой в процессе аскетического подвига, но где утрата аскетических традиций не дает возможности осуществления нового реального соприкосновения. Наличие живой памяти о соприкосновении с Источником всяческой красоты не позволяет сознанию окончательно ниспасть в область красивого, или красоты мира. Невозможность же нового реального соприкосновения с источником всяческой красоты вынуждает мыслить и воссоздавать это соприкосновение в большей степени уже в категориях красивого, или красоты мира, то есть в категориях той области, которая реально доступна сознанию, утратившему аскетические традиции. Сохранение живой памяти об истинных плодах аскетического подвига в условиях забвения аскетических традиций не может быть продолжительным, а потому не может быть исторически продолжительным период господства гиперэстетики. Правильность этой мысли подтверждается сравнительной непродолжительностью исторического существования полных форм греческого, киевского и болгарского распевов. Появившись в Московском государстве где-то в середине XVII века, эти три распева в полных своих формах прекратили свое существование, судя по всему, уже в начале XVIII века. Могут возразить, что в западных областях русских территорий такие распевы, как киевский и болгарский, появились гораздо раньше и что песнопения киевского распева можно встретить в западных и южнорусских рукописях уже в конце XVI века. На это следует ответить, что, возникнув в своем родном регионе раньше, чем в Московском государстве, киевский и болгарский распевы также и вышли гораздо раньше из употребления, ибо широкое и активное распространение партесного концертного пения делало очень проблематичным использование полных форм каких-либо распевов вообще.

https://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-ikonosfer...

Болгарский экзархат В 1870 году османское правительство под давлением России разрешило учредить Болгарский экзархат . Главной целью экзархата было создание национального духовенства, призванного заменить иностранное (греческое). Многие болгары и болгаризованные македонцы использовали новую церковную организацию для создания школ с обучением на болгарском языке. После 1890 года в Македонии соперничали Греческая, Болгарская, Сербская и Румынская православные церкви. В 1876 году восстание христианского крестьянства Боснии и Герцеговины распространилось также на районы Македонии и Болгарии, но было жестоко подавлено турками. В Салониках были убиты французский и германский консулы, которых считали подстрекателями восстаний. Русско-турецкая война 1877–1878 завершилась подписанием Сан-Стефанского мира, который предусматривал создание Великой Болгарии с включением в нее почти всей Македонии (без Салоник). После вмешательства Великобритании и Австрии условия Сан-Стефанского мира в том же году подверглись пересмотру на Берлинском конгрессе, и Македония осталась в составе Турции. Раздел Македонии В 1912 году Сербия , Болгария , Греция и Черногория образовали военный союз против Турции , и 9 октября 1912 года вспыхнула 1-я Балканская война, за которой последовали война Турции с Италией в Триполитании и антиосманское восстание в Албании . Союзники добились крупных военных успехов, и Македония была освобождена от османского ига. Однако победители не смогли договориться о разделе территорий после окончания войны 30 мая 1913 года. Сербия, выходу которой к Адриатическому морю препятствовала Австрия, хотела получить долю Македонии; часть ее, как предполагалось, должна была отойти Болгарии по секретному сербско-болгарскому договору 1912 года. В соответствии с условиями договора для разрешения сербско-болгарского территориального спора Сербия намеревалась обратиться к русскому царю.

https://drevo-info.ru/articles/13671484.html

Болгарский народ не может отказаться от своего прошлого, он не может забыть, у кого находил опору и ободрение в борьбе за свое историческое существование во время тяжелых веков рабства, не может забыть и тех великих жертв, которые великий русский народ принес для его умственного пробуждения и политического освобождения. Болгарский народ имеет достаточно благородства, чтобы быть признательным за сделанное ему добро, да и здравый смысл говорит, что для сохранения его существования и его настоящей свободы и независимости, для его светлого будущего, для укрепления державного престола и короны ему необходимо быть в добрых отношениях с теми, кто помог в его пробуждении и освобождении, а такие высоконравственные и исторические отношения, которые связывают два братских народа, не могут быть никогда уничтожены» 40 . Что же касается проповедей, то Климент отвечал: «Наш долг, от которого мы никогда не откажемся, проповедывать слово Божие, поучать добру, благочестию и терпению, утешать и ободрять в несчастиях, обличать лжецов, клеветников, безчестных, развратников, бичевать неустанно пороки, кто бы их ни совершал; так мы делали до сих пор, так и будем продолжать и впредь. Не мы виноваты, если некоторым не нравятся наши проповеди, а другее их толкуют по своему усмотрению, а третьи их принимают на свой счет. Церковные проповеди не могут совершаться в угоду того или другого». В конце 1892 г. стало извстным о предстоявшей помолвке князя с княжной Марией Луизой Бурбонской – католичкой. Стамбулов намеревался даже изменить соответствующий конституции в таком смысле, что и первый престолонаследник может быть неправославным. Болгарские иерархи – блаж. экзарх Иосиф, митрополиты – Варненский Симеон, Вратчанский Константин и Терновский Климент протестовали.

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuzhskij/ist...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010