Августовской иконы Божией Матери Храмы в Каталоге написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под Августово, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Августы Храмы в Каталоге Мученица Августа (Василисса) Римская, императрица. Приняла христианское учение от Екатерины Александрийской Авентина Бигоррского Храмы в Каталоге Аверкия Иерапольского Храмы в Каталоге Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Авраамия Болгарского Храмы в Каталоге Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец Авраамия Галичского Храмы в Каталоге Авраамий Галичский (также Галицкий, Чухломский, Городецкий) Авраамия Затворника Храмы в Каталоге Авраамий Затворник, инок Киево-Печерского монастыря, пресвитер. Почитается в лике преподобных Авраамия Смоленского Храмы в Каталоге Преподобный Авраамий Смоленский Авраамия, архимандрита Ростовского Храмы в Каталоге Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий Автонома Храмы в Каталоге Священномученик Автоном, епископ Италийский Агапита Маркушевского Храмы в Каталоге Преподобномученик Агапит Маркушевский, основатель Маркушевского Николаевского монастыря, был сподвижником преподобного Лонгина Коряжемского. |
2-й ряд снизу: Кирилл учитель словенский, Стефан Пермский, Герасим Пермский, Иона Пермский, Питирим Пермский, Иоанн Суздальский, Феодор Суздальский, Арсений Суздальский. 3-й ряд снизу: Василий Блаженный, Максим Блаженный, Иоанн Московский юродивый, Исидор Ростовский, Симон Юрьевецкий, Феогност митрополит Московский, Аркадий епископ Новгородский, Акакий епископ Тверской, Арсений епископ Тверской. Верхний ряд: Никола Кочанов, Прокопий Устюжский, Иоанн Устюжский, Георгий Новгородский, Иаков Боровичский, Иоанн Яренгский, Лонгин Яренгский, Артемий Веркольский, Прокопий Устьянский. Атлас, 231 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Дмитрий царевич Московский, Петр царевич Ростовский, князь Константин Муромский, Михаил и Феодор – чада Константина, Василий Ярославский, Константин Ярославский, Глеб Всеволодович (Смоленский), Андрей Муромский. 2-й ряд снизу: князь Феодор Новгородский, Роман Ольгович (Рязанский), Даниил Александрович (Московский), Игнатий Угличский, Владимир Новгородский, Анна «мати Владимирова», Евфросиния Московская, Елена Московская игумения. 3-й ряд снизу: Меркурий Смоленский, Исидор Ливонский, Иоанн Казанский, Стефан Казанский, Авраамий Владимирский (Болгарский), княгини Анна Кашинская, Анастасия Василевская (Ярославская), Иулиания Муромская (Лазаревская), Феодора Нижегородская. Верхний ряд: Антоний Виленский, Иоанн Виленский, Евстафий Виленский, Иоанн Киевский (Варяг), Евфросиния Суздальская, София Суздальская, Евфросиния Полоцкая, Парасковия Ржевская, Васса Псково-Печерская. Иконография Сергия Радонежского столь многократно подвергалась исследованиям, что трудно добавить к известному материалу нечто новое. Образ преподобного Сергия относится к числу наиболее чтимых икон Древней-Руси. Однако среди просмотренных нами коллекций прорисей изображений Сергия Радонежского, относящихся к древнерусской традиции, оказалось не так много. Так, всего две прориси с поясным изображением преподобного чудотворца можно отнести к иконографии XVI в. (Атлас, 233 ). Остальные восходят к более поздним образцам. |
ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института Русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. Алфавитный указатель имен А Авраамий Смоленский, преподобный Авраамий Ростовский, преподобный Агафодор, священномученик, епископ Херсонесса Аганит, преподобный – безмездный врач Акиндин Печерский, архимадрит Алексей I Комнин, император Алексей II Комнин, император Алексий, патриарх Алипий, преподобный, иконописец Аль-Идриси Аль-Магреби Анастас Корсунянин Анастасий Синаит , преподобный Анна Иоанновна, императрица Анна Царевна, великая княгиня Киевская Анна, княжна, дочь Ярослава Андрей Боголюбский, князь Андрей, епископ Болгарский Андрей, апостол св. Андрей Кесарийский св. Антоний Печерский, преподобный Антоний, епископ Новгородский Антоний Римлянин, преподобный Антоний, епископ Черниговский Аркадий, епископ Новгородский Аскольд, князь Афанасий Александрийский , архиепископ, св. Б Байер А. Болеслав I, Храбрый, король Болеслав II, король Болдуин, император Болотов В. В. Борис, князь, св. Борис, царь Болгарский Бравалин, воевода Брайчевский Ю. Брячеслав, князь Булан-Бек В Варда Склир Варда Фока Варлаам, преподобный, (сын боярина Иоанна) Варлаам Хутынский, преподобный Василий I Македонянин, император Василий II Македонянин, император Василий Великий св. Василько Рогволдович, князь Василько Требовьский, князь Вернадский Г.В. Владимир, святой, равноапостольный, великий князь Владимир Володарович, князь Владимир Мономах , великий князь Владимир Всеславович, князь Владимир Ярославович, князь Вольсомон Всеволод Владимирович, князь Всеволод Мстиславович, князь Всеволод Ольгович, князь Всеволод Святославович Чермный, князь Всеволод Юрьевич князь Всеволод Ярославович, князь Всеслав Полоцкий, князь Вышеслав Владимирович, князь Вышата, воевода Вячеслав Владимирович, князь Г Генрих I, король Генрих II, император Генрих IV, император Георгий Амартол Георгий Амастридский, св. Георгий, митрополит Георгий Угрин, преподобный Геродот Галакарнасский Глеб, князь, св. благоверный |
Празднование в честь святого Леонтия установлено было спустя несколько (20–30) лет после обретения его мощей епископом Ростовским Иоанном (1190–1194гг.) и совершалось 23 мая, вероятно, в одной Ростовской области. Помимо этих, установленных, праздников в честь канонизованных святых, практически вводилось и существовало чествование лиц, свято почитавших. Таковы Владимир и Ольга, Мстислав-Феодор Владимирович, Игорь Ольгович, Всеволод-Гавриил Мстиславич, Антоний Печерский, Авраамий Смоленский, Исаия Ростовский, Авраамий Болгарский и другие, внесенные впоследствии в церковный синодик. В воспоминание событий праздновались в домонгольский период следующие дни: 1 октября, 9 мая, 1 августа, 27 ноября, 26 ноября и др. 1 октября воспоминается чудесное видение Божией Матери Андреем Юродивым в константинопольской Влахернской церкви; в первый раз праздник этот встречается в святцах второй половины XIII в., но установление его относится, по всей вероятности, к концу периода домонгольского, и русские, вспоминая бывшее Андрею видение Божией Матери в Греции и помощь, оказанную Ею Константинополю, вместе с тем, вероятно, возносили Божией Матери благодарность за все благодеяния, оказанные Ею России, и таким образом расширяли содержание и значение празднуемого события, придавая ему русский колорит. 9 мая воспоминалось перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из города Мир (в Ликии) в Бари (в южной Италии) в 1087 г. Праздник этот явился вскоре после самого события и стал праздником всей России, получив так же, как и праздник Покрова, чисто русскую окраску: к воспоминанию о перенесении мощей святого Николая присоединились воспоминания о благодеяниях, так щедро даруемых им русскому народу; за этими воспоминаниями в народе даже забывался и повод к установлению праздника. |
В сонном видении ему было открыто, как он может получить исцеление. Св. Феврония родам из д. Ласковой, что в земле Рязанской. Мученик Авраамий Болгарский (+ 1229) Память его празднуется 1 апр. в день мученической кончины, день торжественного второго перенесения мощей во Владимире (переходящее празднование в Неделю по Пасхе), 6 марта в день первого перенесения мощей из Великого Болгара во Владимир, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. мученик Авраамий был родом приволжских занимался торговлей. За исповедание им христианства его сограждане магометане подвергли его тяжким пыткам в его родном Великие наконец отрубили ему голову. Русские купцы привезли его нетленные мощи в Россию, в город Владимир, где они и почивали Княгинином Успенском женском вел. княгиней Марией (1237; см. 4 февр.—житие блгв. вел. князя Георгия Всеволодовича). На гробнице его лежали вериги, которые он носил под одеждой, свидетельствующие о его высокой аскетической настроенности. С народам приволжских болгар связано первое государственное образование народов Поволжья и Прикамья в X в., к XII в. оно охватило территорию от Самарской луки до Северной Чувашии, мусульманство они приняли в X в. Столицей Волжско-Камской Болгарии был г. Булгар, крупный торговый центр, называемый на Руси Болгары Великие (остатки города находятся около с. Болгары в Татарстане). Место мученической гибели святого находится в полутора верстах от с. Успенское (бывшие Болгары Великие). Погребен он был на христианском кладбище этого города, и менее чем через год мощи его были перенесены во Владимир на Клязьме (6 марта), встречали их св. блгв. вел. князь Георгий Всеволодович (память его 4 февр), княгиня Мария с детьми, духовенство и народ. |
Благочестивые жители Казани еженедельно по воскресным дням очень в большом количестве приходят в Спасо-Преображенский собор к вечерне, после которой, обыкновенно, в этот день читается акафист святителю Варсонофию. Всем притекающим с теплой мольбой к угоднику Божию Варсонофию, он служит помощником и защитником, недугующим же щедро подает исцеления. Св. мученик Авраамий Болгарский За триста с лишним лет до завоевания Казани Русскими и даже прежде основания самой Казани, на левой стороне Волги, где Кама сливается с Волгой, существовало Болгарское царство, столицей которого был город Булгар, называемый Великим. В этом городе жили народы разноплеменные: и евреи, и славяне или русские, и народы финского племени, и сами булгаре. Они производили между собой торговлю. Равным образом и вера жителей Булгара была различна. В начале XIII века там усилилась религия мухаммеданская. Мухаммедане булгарские не раз обижали русских людей, как в самом городе Булгаре, так и в пределах земли русских князей. Не надобно забывать, что враждебная христианству, воинственного характера вера мухаммеданская возбуждала булгар-мухаммедан к нападениям на русских. Конечно, булгарским мухаммеданам желалось распространить свою мухаммеданскую веру и среди русских, но они распространяли ее не убеждением, а огнем и мечом, по примеру своего Мухаммеда, которого и они, подобно арабам, ошибочно считали за пророка. Таким образом, христианам приходилось терпеть и страдать от булгарских мухаммедан. Правда, христиане русские не раз вразумляли их своими поражениями и даже разорениями города их Булгара, но мухаммедане мало вразумлялись. Особенно они не терпели тех, кто обращался к христианской вере из их веры мухаммеданской. Таков был именно св. Авраамий. |
По благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина Содержание От издательства Часть I. Сопоставление некоторых понятий христианства и ислама Образ рая Представление о грехе Существо греха Первый грех Покаяние Понятие чуда Чудеса в Коране, Ветхом и Новом Завете Чудеса святых Причины расхождения Вопрос о православном отношении к чудесам внехристианского мира Часть II. Апологетика наших дней Религия сильного человека: христианство или ислам? Женщина в исламе и христианстве: новые вымыслы Протестантская идея всеобщего равенства и православное учение об иерархии Женщина в христианстве: мусульманские вымыслы Новый Завет и полигамия Отношение к матери в Новом Завете Ветхий Завет и прелюбодеяние Женщина в исламе: о чем умалчивают апологеты? Часть III. От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX-X веках по свидетельству арабских хроник Примеры ярких единичных случаев Примеры массовых обращений Святые Православной церкви, обратившиеся из ислама Из истории христианской миссии среди мусульман Святой Константин Агарянин Святой Ахмед Калфа (Писец) Святой Омир Святой Иоанн Албанский Святой Абу Тбилисский Святой Варвар (бывший разбойник) Святой Антоний-Равах Дамасский Преподобномученик Христофор Савваит Святой Авраамий Болгарский Святые Петр и Стефан Казанские Преподобный Серапион Кожеозерский Приложения Приложение 1. Святые жены православной церкви и ислам Приложение 2. Почему из христианства переходят в ислам? Припожение 3. «Русский ислам» в интернете – школа новых янычар? Приложение 4. Христиане и мусульмане: диалог о диалоге От издательства Об исламе сейчас пишут практически все, о взаимоотношениях (чаще о противостоянии) христианства и ислама – очень многие. Но не часто можно встретить тексты, в которых даже современные реалии, имеющие ярко выраженную политическую окраску, последовательно трактовались бы с позиций православного богословия. Именно к такого рода текстам принадлежит предлагаемая читателю книга. Ее автор достаточно свободно владеет как историческим, так и современным материалом, что позволяет ему привлекать к рассмотрению обширный круг текстов – от Священного Писания и святоотеческих творений до статей, циркулирующих в Интернете. Его знакомство с исламом вряд ли можно счесть исчерпывающим, но оно достаточно серьезно и глубоко, о чем свидетельствуют количество и разнообразие привлекаемых источников. |
Упоминаются еще болгарский Софийский архиепископ Неофит, который в 1612 г. освятил в Межигорском монастыре три церкви, а в Киево-Печерской лавре рукоположил несколько иеромонахов и иеродиаконов ; Стагонский греческий епископ Авраамий, проживавший по крайней мере с 1612 г. в Дерманском монастыре, рукополагавший священников; Монемвасийский митрополит Иоасаф, экзарх Иерусалимского патриарха, который в 1616–1617 гг. благословил Кирилла Транквиллиона потрудиться над составлением «Учительного Евангелия» и дал Межигорскому монастырю подтвердительную грамоту на ставропигию; Далматский епископ Павел, проживавший около 1620 г. у княгини Корецкой в ее монастыре . Значение этих и других православных владык, приходивших к нам с Востока, очень хорошо понимали униатские архиереи. «Немало вредят унии в нашем королевстве,— писал митрополит Рутский,— иноземные владыки: греки и сербы, которые, когда хотят, приезжают, когда хотят, уезжают, никому не являясь и никому не предъявляя своих охранных листов; они рукополагают попов и совершают все епископское в наших епархиях» . Еще более вреда причиняли унии православные братства, по сознанию самого Рутского с его епископами в том же донесении. «Схизматики,— писал он,— создали себе во всех городах братства, в которые привлекают под предлогом дел благочестия; написали себе уставы, поставляют себе старост и после первой складчины, в которой участвуют все братчики в самом начале по мере своих средств, делают еще приношения каждую неделю, собираясь вместе. Когда же случается какая-либо чрезвычайная нужда, то производят чрезвычайную контрибуцию и, объявляя об этом народу с церковного амвона, одних убеждают, а других, которые состоят братчиками, обязывают давать столько, сколько бывает назначено советом братским. |
Преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) Феодосия (в иночестве Евфросиния) Евфросиния Суздальская Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская София Феодосия Муромская Мученики: Авраамий Болгарский Митрофан архиепископ Патрикий священномученик Праведные: Георгий и Иулиания Муромские Карп Медушский, Ковровский Савва Мошокский Блаженные, Христа ради юродивые: Киприан Евдокия Парфений пол. Суздальские. Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобные Преподобные Антоний и Иоанникий подвизались в обители преподобного Иосифа Заоникиевского сентября и были после него игуменами. Июнь 24 Иаков и Иоанн Менюжские, Новгродские, праведные отроки Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские были братьями по плоти, дети благочестивых супругов Исидора и Варвары, живших в 60-ти верстах от Новгорода. В рукописных святцах праведные братья названы мучениками; по обстоятельствам времени и места это означает, что они умерщвлены были злодеями: святой Иаков в трехлетнем возрасте, а святой в пятилетнем. Мученическая кончина их последовала около 1566–1569 гг., при святом митрополите Московском Филиппе Между 1682–1689 гг. обретены их нетленные мощи и положены под спуд в Троицкой церкви села Менюж на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря. В этом храме был устроен придел во имя святых праведных отроков Иакова и Иоанна. Антоний Дымский, Новгородский, преподобный Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф. 16, 24). Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого преподобный Варлаам Хутынский память 6/19 ноября) постриг его в монашество. |
Местное празднование было установлено блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому (память 13/26 августа), благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору Муромским (память 21 мая/3 июня), Петру и Февронии Муромским (память 25 июня/ . 8 июля), святителю Арсению Тверскому (память 2/15 марта), блаженным Прокопию и Иоанну, юродивым Христа ради, Устюжским (память 8/21 июля). Условием причисления к лику святых на Соборе служило прославление этих подвижников даром чудотворений. После Собора 1547 года архиереям Русской Церкви было поручено собирать в монастырях и пустынях «и во всех весях» сведения о подвижниках, чудесах, мощах, а также собирать жития, каноны, молитвы. В результате были изучены многие материалы о русских местно чтимых или со временем забытых святых. На Соборе 1549 года были причислены к лику святых святители Нифонт, Иона, Евфимий Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский, Арсений Сербский; благоверные князья Всеволод Псковский и Михаил Тверской; преподобные Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вишерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский; мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские и Иоанн Болгарский. Так как документы Собора 1549 года не сохранились, список имен канонизированных на этом Соборе установлен по другим источникам и может быть неполным. Возможно, что на Соборе 1549 года были также канонизированы преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские и другие святые. Современник по поводу Соборов 1547 и 1549 гг. замечает: «С того времени церкви Божии в Русской земле не вдовствуют памятями святых и Русская земля сияет Православием, верою и учением…» Соборы, созванные митрополитом Макарием, стали особенно известными в истории Русской Церкви, после этих Соборов с особой силой проявилось почитание русских подвижников. Появилось много рукописных сборников, в которых были объединены и помещены службы новым святым. Святые, внесенные в диптих Русской Церкви на этих Соборах, были названы новыми чудотворцами. Прославление новых святых вызвало стремительное развитие агиографии и гимнографии. В XVI веке была составлена служба, в которой соборно прославлялись все русские святые. В каноне после перечисления имен всероссийских святых, прославленных еще прежде, следуют имена святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. С прославлением подвижников вновь написанные жития были внесены во вторую и третью редакции Великих Успенский и Царский списки. Жития новых чудотворцев читались в храмах во время богослужений и были «самым лучшим родом проповеди в XV–XVI вв.». |
|