КЛЮЧЕВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Ключевская Казанская пустынь Располагается близ посёлка Тургенева и входящего в его состав села Четвертакова . Из предания, подтверждаемого древней надписью, записанной уставом на деревянной доске и хранящейся в Ключевской церкви, видно, что в роднике или ключе недалеко от села Четвертакова в 1707 году явилась Казанская икона Божией Матери . Населявшая окрестности этого села мордва , пребывавшая в то время в язычестве , видя бывшие от явленной иконы чудотворения, уверовала в истинного Бога и приняла святое крещение. Вскоре было решено основать тут пустынь. Место было удобным: владельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовом тракте Саранск - Алатырь , а уездная столица Ардатов - в пяти верстах. Пустынь создавалась как загородный двор Алатырского Свято-Троицкого монастыря , приписанного, в свою очередь, к Троице-Сергиевой Лавре . Уже в 1708 году на ключе, по указу Троицкого монастыря, была построена первая деревянная Казанская церковь. В том же году 29 августа церковь была освящена приходским священником Иоанном. В 1767 году обветшавшую церковь заменили на другую, тоже деревянную. Третий храм, каменный, строился с 1806 года уже не на источнике, а выше его, на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь, опирался на местную благотворительность, на приходы Тургенева и Четвертакова. Освящение летней части храма состоялось в 1807 по благословению епископа Казанского Павла (Зернова) . Пустынь скоро стала центром паломничества и внесла свою лепту в христианское просвещение народов Поволжья. В первой половине XIX века почитание явленной Казанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В 1848 году, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеля Свято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандрит Иезекииль подчинился. Икона с крестным ходом отправилась в Алатырь, её обнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре после чего болезнь начала стихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа в Алатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служился благодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили по домам и отправляли в путешествия по уезду. |
Третий храм, каменный, строился с 1806 уже не на источнике, а выше его, на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь, опирался на местную благотворительность, на приходы с. Тургенева и Четвертакова, считавших Ключ частью своего духовного мира. Освящение летней части храма состоялось в 1807 по благословению епископа Казанского Павла. В начале 1840-х четверик храма был дополнен трапезной, увеличившей его площадь почти вдвое. В конце XIX в. в Казанской пустыни собралась иноческая община, которая прошла официальную регистрацию и была признана монашеским братством, приписанным к Алатырскому Свято-Троицкому монастырю. В первой пол. XIX почитание явленной Казанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В 1848, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеля Свято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандрит Иезекииль подчинился мнению общественности. Икона с крестным ходом отправилась в Алатырь, чтобы остаться там навсегда. Знаменитый образ обнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре болезнь начала стихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа в Алатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служился благодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили «в дома» и отправляли в путешествия по уезду. Бывшая деревянная церковь над родником превратилась в часовню. В XIX веке ее перестраивали дважды, а после революции уничтожили большевики. За последние несколько десятилетий Казанская церковь пришла в аварийное состояние: во многих местах кладка оказалась разрушенной протечками, внутреннее пространство деформировано, росписи испорчены, глава снесена, кровля наполовину сорвана. Однако почитание святого источника продолжалось и в эпоху вульгарного атеизма. С учреждением Саранской епархии был поставлен вопрос о возрождении Ключевской пустыни: в 1993 году в Тургеневе была открыта мужская обитель, вскоре получившая широкую известность не только в Мордовии. Пустынь возглавляет архимандрит Иларион. Сегодня в пустыни подвизается около 20 человек. Храм, славящийся своим благолепием, восстановлен и украшен, возведена колокольня, два деревянных корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью. Имеются гостиничные номера для паломников, число которых постоянно растет. Над источником поставлена деревянная часовня с купальней. На праздники в Тургенево съезжаются массы паломников со всех райнов Мордовии, из Чувашии, Ульяновской и Нижегородской областей. |
Общее собрание представителей духовенства и мирян церквей Ульяновска прошло 15 февраля 1926 года в зимнем помещении Ульяновского кафедрального собора. На повестку дня были вынесены все вышеизложенные вопросы. В ответ на доклад епископа Виссариона о сформировании «Высшего Староцерковного Совета» в Москве собрание постановило: «Так как из доклада преосвященного Виссариона о церковных событиях видно, что преемство церковной власти от митрополита Петра, местоблюстителя Патриаршего престола, достаточно выяснено, то доклад его принять к сведению к дальнейшему руководству в епархиальном строительстве (единогласно)» . Епископ Виссарион сумел убедить собрание в своей каноничности и преемстве церковной власти ВВЦС. Он действительно обладал силой убеждения и умел «притягивать» к себе людей. Но теперь, действуя обманом, он совращал людей в новый раскол, история которого продлится десятилетие. Следующим вопросом повестки дня стали выборы епархиального архиерея. «Так как преосвященный Виссарион назначен в Ульяновск еще Святейшим Патриархом Тихоном, так как по резолюции местоблюстителя митрополита Петра преосвященный Виссарион благословляется отправиться на епархию, то считать епископа Виссариона каноническим епископом Ульяновским, будучи в полной уверенности, что и все уезды примкнут к этому решению настоящего собрания» . Далее были избраны кандидаты в члены временного епархиального совета; составлена смета на его содержание (400 рублей на первый месяц и по 300 рублей на последующие два); избран благочинным для церквей староцерковного течения в Ульяновске протоиерей Ахматов и кандидат к нему – священник Красовский. Своим следующим постановлением собрание поручило епископу Виссариону ходатайствовать перед ГАО о принесении Жадовской Казанской иконы Божией Матери в Ульяновск . В это время приходы в массовом порядке стали примыкать к григорианам, а в скором времени григорианской стала фактически вся епархия. Между тем у патриаршей Церкви в Ульяновске был только один викарный епископ – Алатырский Герман (Коккель), который, будучи под подпиской о невыезде, не мог полноценно управлять епархией. В конце февраля ему на помощь прибыл епископ Авраамий (Чурилин), который был определен на Сызранское викариатство. |
Для постройки на нем мельницы, двора, избы и амбара дано было монастырю три льготные года, а по истечении этого срока монастырь за пользование доходами с мельницы должен платить известный оброк «смотря по меливу» 590 . От частных лиц в 1619 г. поступили в монастырь две лавочки на Москве – в торгу в Серебряном ряду, а в 1623 году на гостином, на рыбном дворе амбарное место 591 . . Вотчинныя владения и другие доходные места возрастали у Троицкого монастыря благодаря еще тому обстоятельству, что к нему были приписаны и вновь приписывались многие монастыри. Во время архимандритства Дионисия было приписано таковых вряд-ли не более, чем когда-либо. Прежде всего в 1612 году во время самых смут передан Троицкому монастырю в Холмогорском уезде Никольский Чухчеремский монастырь. Передача его произошла при следующих обстоятельствах. Архимандрит Дионисий и келарь Авраамий били челом царю, «а сказали: в Холмогорском де уезде монастырь Николы чудотворца Чухчеремский запустел; и того монастыря старцы и служки били челом на Москве боярам и воеводам во 120 году (т. е. 1611–12), чтобы они тот монастырь велели ведать к Троицкому монастырю, и по их де челобитью дана им грамота; а велено тот Никольский монастырь строить и братью и служек покоити, и того монастыря вотчин крестьян ведати им Троицкого монастыря архимандриту, да келарю старцу Авраамию Палицыну» 592 . Затем в 1615 году переданы в ведение архимандриту Дионисию три монастыря и одна пустынь, а именно: монастырь современника преподобного Сергия Стефана Махрищского и вместе с ним Авнежский Троицкий монастырь, основанный учениками преподобного Стефана, – и потом еще Троицкий Алатырский монастырь, который, нуждаясь в деятельной помощи, сам просил о приписке его к Троицкому монастырю. |
ВИССАРИОН ЕГИПЕТСКИЙ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН ЕГИПЕТСКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 8 , С. 551 опубликовано: 19 апреля 2010г. ВИССАРИОН ЕГИПЕТСКИЙ 25 нояб. 466 г.), св. подвижник. Упоминается, что он был учеником прп. Исидора Пелусиота и совершил путешествие в Иерусалим, где видел прп. Герасима Иорданского и др. палестинских монахов ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 212). Сведения о нем были объединены с данными о др. егип. подвижнике - прп. чудотворце Виссарионе , жившем в IV в. Эта «объединенная» традиция нашла свое отражение в «Житиях святых» свт. Димитрия (Туптало) , митр. Ростовского под 6 июня (ЖСв. Июнь. С. 103-108). А. А. В. Рубрики: Подвижники благочестия РПЦ Ключевые слова: Подвижники благочестия Виссарион Египетский 25 нояб. 466 г.), святой подвижник См.также: АВЕРКИЙ (Котомкин Андрей Данилович; 1847 - 1918), архим., подвижник благочестия Марийской епархии АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ 1837), настоятель алатырского в честь Святой Троицы мужского монастыря АВРААМИЙ ЖИЗДРИНСКИЙ 1855), пустынник АВРААМИЙ РАНЕНБУРГСКИЙ 1871), подвизался в Раненбургской Петропавловской пустыни Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ предыдущая статья Т. 1 , С. 172 опубликовано: 2 октября 2007г. АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ 11.08.1837), настоятель алатырского в честь Св. Троицы муж. мон-ря . Подвизался в Саровской пуст. , был другом прп. Серафима . В 1796 г. был возведен в сан игумена алатырского Свято-Троицкого мон-ря, в 1798 г.- в сан архимандрита. Ввел в мон-ре строгий Саровский устав. В 1801 г. построил ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом свт. Димитрия Ростовского, освященным в 1814 г., перестроил в 1805-1808 гг. храм Св. Троицы и пристроил к нему трехъярусную колокольню высотой ок. 50 м. В 1803 г. особо почитаемая в обители чудотворная Казанская икона Божией Матери его стараниями была украшена золоченым киотом и серебряной ризой; в 1806 г. в Ключевской пуст. , приписанной к мон-рю с 1764 г., был построен каменный храм, освященный в честь этой иконы. В 1818 г. А. А. были построены настоятельские покои и помещение для братии и послушников, в 1825 г. к ним пристроено каменное двухэтажное здание братских келий. В 1827 г. по причине слепоты А. А. вышел за штат. Отличался строгой подвижнической жизнью. Лит.: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь. М., 1906; ЖПодв. Сентябрь. С. 5. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский |
Старец-строитель советовал «сидети иноку хотящему спастися в келии своей», подвизаться в непрестанной молитве, «воздерживати чрево свое от брашен» и «язык от многоречия» ( Авель (Ванюков). 1853. С. 101-103). В 1803 г. штат монашествующих был увеличен на 20 чел., общее число с 13 больничными монахами составило 63 чел. (кроме послушников). При И. Саровская пустынь стала славиться как «рассадник истинного монашества», ежегодно опытные саровские насельники отзывались в другие российские монастыри. Так, в 1796 г. прп. Серафиму предложили возглавить алатырский во имя Св. Троицы мон-рь с возведением в сан архимандрита. Он отказался ехать в эту обитель, и туда был послан иером. Авраамий Алатырский . После перевода в 1796 г. казначея иером. Маркеллина настоятелем новгородского Клопского мон-ря 28 июля того же года И. писал Тамбовскому еп. Феофилу, что скорбит о «лишении первого и лучшего своего помощника, разделявшего с ним тягость первых годов настоятельства». В ответ еп. Феофил порадовался, что Саровская пуст. «прославляется примерным образом жизни», и провидчески поскорбел, «что обители небезопасно страшным упадком, если избранных разберут, которых везде, по слову евангельскому мало, и оставят только званых» (Саровская общежительная пуст. 1908. С. 100-101). За советом к И. (а не к саровскому игум. Исаии II (Путилову) , с которым его иногда отождествляют) обращалась первоначальница екатеринбургского (Новотихвинского) мон-ря Т. А. Митрофанова (игум. Таисия). В нач. XIX в. И. передал Митрофановой Саровский устав и отправил Пермскому еп. Иустину (Вишневскому) ходатайство об учреждении в г. Екатеринбурге общежительной жен. обители. В 1802 г. Митрофанова передала привезенный ей Саровский устав еп. Пермскому Иустину, к-рый утвердил его. |
В 1806 г. недалеко от источника, на холме, над родником, алатырский архим. Авраамий (Соловьёв) заложил каменный Казанский храм. Строительство началось по указам имп. Александра I Павловича от 3 июня 1804 г. и от 11 сент. 1806 г. и осуществлялось на средства М. Ф. Кикиной 1819), вдовы секунд-майора, проживавшей в имении близ Алатыря, И. П. Тургенева с сыновьями и др. благотворителей. Освящение храма состоялось 29 июня 1807 г., в день празднования апостолов Петра и Павла, по благословению еп. Казанского и Симбирского Павла (Зернова). Освящение совпало с открытием местной Ключевской, или Четвертаковской, ярмарки, это событие привлекло множество паломников. В нач. 40-х гг. XIX в. к четверику храма пристроили трапезную, а во 2-й пол. XIX в.- звонницу (по др. сведениям, колокольню). В 1851 г. установили иконостас, перенесенный из Сергиевского храма алатырской обители. По описи 1856 г., церковь (9 саж. в длину, 5 саж. в ширину, 12 саж. в высоту) имела 23 окна, железную крышу, окрашенную «медянкою». У родника, на месте старой Казанской ц. (1767-1768), стояла часовня с купальней, несколько раз перестраивавшаяся, деревянный келейный корпус (1809). Согласно ведомости 1848 г., составленной алатырским архим. Иезекиилем, загородный двор владел 10 дес. 816 кв. саж. земли, в т. ч. 9 дес. 2092 кв. саж. огородной и порожней, 350 саж. «под разным строением», 75 саж. «под церковью и часовней над ключом», 480 саж. «под проселочною дорогою», 219 саж. «под ручьем, вытекающим из ключа». С 1856 г. в хозяйстве имелись ульи. 12 июля 1911 г. алатырский архим. Назарий (Андреев) произвел опись и алатырского Троицкого мон-ря, и загородного двора, на территории к-рого располагалась Казанская ц., крытая железом (длина 14 саж. |
Поиск по ключевому слову «Настоятели монастырей Русской Православной Церкви» АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВКСЕНТИЙ 1857), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пустыни АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ 1837), настоятель алатырского в честь Святой Троицы мужского монастыря АГАФАНГЕЛ ОЛОНЕЦКИЙ (Амосов Алексей Иванович; 1841-1909), архим. АЛЕКСАНДР (Павлович Андронник Иванович; 1798–1874), еп. Полтавский и Переяславский, организатор обороны Соловков в 1854 г. АНАТОЛИЙ (Ключарёв Андрей; 1827-1886), архим., церковный историк, краевед АНТОНИЙ РИМЛЯНИН 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865-1903), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Денисов Василий Порфирьевич; 1804 - 1873 г.), архиеп. Черниговский и Нежинский ВАРНАВА (Накропин Василий; 1859 - 1924), архиеп. Тобольский и Сибирский ВАРСОНОФИЙ (Василий Арефьевич; 1694 - 1759), архиеп. Архангелогородский и Холмогорский ВЛАДИМИР (Ужинский Владимир Кононович; 1777 - 1855), архиеп. Казанский и Свияжский ВЛАДИМИР (Филантропов Василий; 1842 (1841?) - 1916), еп. Ковенский, вик. Литовской епархии ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН [Зосимовский] (Гомзин Гавриил Семенович; 1844 - 1923), схиигум., прп. (пам. 17 янв.) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вышла в свет книга «Истоки русского раскола: инок Авраамий» Инок Авраамий - соратник протопопа Аввакума Вышла в свет книга «Истоки русского раскола: инок Авраамий». Демидова Л. Д. Истоки русского раскола: инок Авраамий. — СПб.: Нестор-История, 2022. — 352 с. ISBN 978-5-4469-2023-5 Личность инока Авраамия, соратника протопопа Аввакума, долгое время была заслонена фигурой его именитого современника. Биография инока по-прежнему остаётся тайной за семью печатями, но многое говорят о нём его сочинения. Самое знаменательное из них — полемический сборник «Христианоопасный щит веры...» (1667–1669 гг.). Призвав на борьбу с церковной реформой древних христианских писателей и своих единомышленников-современников, Авраамий, намеренно пожелавший остаться анонимным, тем не менее заставил их говорить своим собственным голосом. Яростная полемика в защиту «старой веры» позволила ему занять место одного из идейных вождей старообрядчества и стать своеобразным «серым кардиналом» движения. В тот краткий срок, что был отведён ему на свободе, Авраамий, не имея реальных рычагов влияния на власть, предпринял попытку воздействовать на неё силой убеждения. Тонкий расчёт полемиста был основан на понимании того, что является основным нервом государственной политики. Это делает инока не только книжником и одним из основателей старообрядческого движения, но позволяет увидеть в нём полноценного общественного деятеля, боровшегося за изменение церковного курса. Подробности о книге можно почитать по ссылке Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Православная Энциклопедия, 2001–2022. Все права защищены Сделано в Stack Group , 2008–2022 |
|