При названии статьи, если оно является иноязычным или заимствованным, дается этимологическая справка. При наличии ряда статей об одноименных персоналиях этимологическая справка помещается в первой статье, открывающей ряд, организованный следующим образом: 1) лица, упоминаемые в Библии; 2) святые – апостолы, равноапостольные, святители, благоверные князья, преподобные, священномученики, преподобномученики, мученики, исповедники, праведные и бессребреники, блаженные; 3) Патриархи – Русские, Константинопольские, Александрийские, Антиохийские, Иерусалимские, Грузинские, Сербские, Румынские, Болгарские; 4) папы Римские; 5) Предстоятели Поместных православных Церквей, не обладающие титулом Патриарха; 6) католикосы и предстоятели восточных неправославных Церквей; 7) православные и инославные архиереи; 8) императоры римские и византийские; 9) великие князья, цари и императоры российские; 10) иностранные монархи в алфавитном порядке названия стран. Названия монастырей в заголовках статей Энциклопедии начинаются с прилагательных, которые образованы от топонимов – названий крупных населенных пунктов: городов, сел (если монастырь расположен в данном населенном пункте), рек, озер (на берегах которых находится монастырь), напр.: Ивановский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (в г. Иваново). Если известно имя основателя, название монастыря начинается с прилагательного, образованного от этого имени, напр.: Авраамиев Городецкий мужской монастырь. Если монастырь расположен вдали от крупных населенных пунктов, то название монастыря начинается с прилагательного, называющего престольный праздник, напр.: Троицкий мужской монастырь, в пос. Холки Чернявского р-на Белгородской обл. Если обитель имеет устойчивое общецерковное именование, то оно является названием статьи, напр.: Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужская пустынь. |
Пароходное сообщение с Санкт-Петербургом открыто в 1843 г. 21 игумену Вениамину… – Игумен Вениамин, бывший настоятель Валаамского монастыря, был переведен в Костромской первоклассный кафедральный Ипатьевский монастырь на иеромонашескую вакацию. Затем он один месяц управлял Железноборовским Предтечевым монастырем Костромской епархии. В 1841 г. назначен настоятелем в Авраамиев Городецкий Покровский монастырь, в 10 верстах от г. Чухломы Костромской Епархии 1845). 22 В апреле 1837 г. в одном из монастырей Новгородской епархии был убит архимандрит Пахомий. Гражданские власти дважды начинали следствие, но обнаружить виновных не могли. В 1839 г. началось третье следствие. На этот раз Митрополит Серафим решил послать на следствие отца Игнатия, который пользовался у всех большим уважением. Прибыв на место, где совершилось убийство, Архимандрит своим участием дал делу правильное направление. В июне того же года дело закончилось, виновных раскрыли 23 Преосвященного Викария. – Венедикт (Григорович), епископ Ревельский 1850). Переведен из ректоров Санкт-Петербургской Духовной академии в 1833 году, назначен Архиепископом в Олонецкую епархию в 1842 г. Ревельская кафедра Викарных архиереев, с пребыванием в Санкт-Петербурге, учреждена в 1817 г.; в 1865 – причислена к Рижской и Митавской епархии. 24 иеродиакону Иосифу… – Вот что пишет о нем архимандрит Игнатий в письме к Митрополиту Серафиму: «Ужасным и достойным сожаления образцом отчаяния служат два подначальных иеродиакона – Иосиф и Матфей. Никогда они не исповедуются и не причащаются Святых Тайн. Никогда, ниже в Светлый праздник Пасхи нельзя их понудить придти в церковь . Лица их – подобные только случалось мне видеть между каторжанами в Динабургской крепости». |
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Прп. Авраамий Галичский с иконой Божией Матери Умиление Прп. Авраамий Галичский. Икона XVII в. (ЦАК МДА) В 1608-1631 годах над находящимися под спудом в монастыре мощами прп. Авраамия был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе которого находилась гробница преподобного (св. Авраамий скончался в Ильин день). В 1857 г. придел разобрали, и в 1857-1867 гг. над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1896 г. над мощами освятили серебряную раку. В XVI-XIX вв. преподобный Авраамий являлся одним из наиболее почитаемых святых Костромской земли, в это время в крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь. Первые три из четырех монастырей, основанных прп. Аврамием Городецким в XVIII в., были упразднены и обращены в приходские церкви (в 1773 и два - в 1764), однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподобного закрыт не был. Рака преподобного Авраамия была изъята в 1922 г., но мощи в советское время никогда не вскрывались. Иконография Иконография преподобного Авраамия Галичского сложилась к нач. XVII в. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. облик святого описан так: «Сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерскаго , ризы преподобническия и схима, в руках образ Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем Иисусом Христом» ; в др. руководстве сказано: «Сед, брада космачками, как у Предтеча, власы с ушей, ризы преподобническия» . На иконе второй пол. XVII в. (ЦАК МДА) он изображен в рост, с благословляющей десницей и Галичской (Умиление) иконой Божией Матери в левой руке. В среднике иконы «Преподобный Авраамий Галичский, с 12 клеймами жития» (вторая пол. |
Зеленецкий Зеленецкий Троицкий монастырь, основанный преподобным Мартирием в XVI в., расположен в 180 верстах от Петербурга (ныне действующий. Адрес: поселок Зеленец Волховского района Ленинградской области). Софрониевская Путивльская Софрониева пустынь, Курской губернии. В XVII веке старец Софроний добился указа Патриарха Никона о самостоятельности Пустыни от Путивльского монастыря и своими трудами послужил возвышению обители. С тех пор Пустынь называли Софрониевой, или Софрониевской. Саровская пустынь основана иноком Исаакием в 1706 году. Находится на границе Нижегородской и Тамбовской губерний. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Николай Александрович Протасов (1798–1855). …Сердобольскому Город Сердоболь (с 1918 г. ближайший к Валааму город на материке, через который монастырь поддерживал связь с миром. Пароходное сообщение с Санкт-Петербургом открыто в 1843 г. …игумену Игумен Вениамин, бывший настоятель Валаамского монастыря, был переведен в Костромской первоклассный кафедральный Ипатьевский монастырь на иеромонашескую вакацию. Затем он один месяц управлял Железноборовским Предтечевым монастырем Костромской епархии. В 1841 г. назначен настоятелем в Авраамиев Городецкий Покровский монастырь, в 10 верстах от г. Чухломы Костромской Епархии апреле 1837 г. в одном из монастырей Новгородской епархии был убит архимандрит Пахомий. Гражданские власти дважды начинали следствие, но обнаружить виновных не могли. В 1839 г. началось третье следствие. На этот раз Митрополит Серафим решил послать на следствие отца Игнатия, который пользовался у всех большим уважением. Прибыв на место, где совершилось убийство, Архимандрит своим участием дал делу правильное направление. В июне того же года дело закончилось, виновных раскрыли. …Преосвященного Венедикт (Григорович), епископ Ревельский Переведен из ректоров Санкт-Петербургской Духовной академии в 1833 году, назначен Архиепископом в Олонецкую епархию в 1842 г. Ревельская кафедра Викарных архиереев, с пребыванием в Санкт-Петербурге, учреждена в 1817 г.; в причислена к Рижской и Митавской епархии. |
Храмы России Ножкино, село Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь Фотографии Сортировать изображения в хронологическом порядке Выбрать категорию > Общий вид Интерьер Предметы Персоналии Всего изображений 13 Описание: Панорама Авраамиева Городецкого монастыря, находящегося в Чухломском районе Костромской области. Вид с юго-востока. Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Панорама Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Вид через озеро со стороны г. Чухломы. Период: 22 июля 2007 года Автор снимка: Категория: Панорама Описание: Вид с северо-запада на Авраамиево-Городецкий мужской монастырь, расположенный в Чухломском районе Костромской области. Период: 12 августа 2010 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Вид с северо-запада на Авраамиево-Городецкий мужской монастырь, расположенный в Чухломском районе Костромской области. Период: 12 августа 2010 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Авраамиев Городецкий монастырь (Чухломской район Костромской области). Общий вид монастыря с юго-востока. Период: 19 июля 2010 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Вид со стороны села Ножкина. Период: 15 января 2008 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь у села Ножкино Чухломского района Костромской области. Период: 29 июля 2006 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь в селе Ножкино Чухломского района Костромской области. Слева направо: Покровский собор, собор иконы Божией Матери Умиление, келейный корпус, монастырская колокольня. Период: Лето 2001 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Колокольня Авраамиева Городецкого монастыря, расположенного в Чухломском районе Костромской области. Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Колокольня Авраамиева Городецкого монастыря в Чухломском районе Костромской области. |
Храмы России Уильям К. Брумфилд. Библиография: «Открывая Россию» Переславль-Залесский=Pereslavl-Zalesskii: архитектурное наследие в фотографиях: [фотоальбом] (на рус. и англ. яз.). / Уильям К. Брумфилд - М.: Три квадрата, 2018. - 128 с.: ил. Шестнадцатый выпуск серии «Открывая Россию / Discovering Russia» посвящен Переславлю-Залесскому, одному из главных центров средневековой русской духовной и художественной культуры. Расположенный на главном пути из Москвы на северо-восток на обширные просторы Русского Севера, Переславль-Залесский на протяжении веков пользовался царскими милостями и был центром паломничества. Первая часть книги содержит анализ архитектурных памятников в их историческом контексте. В центре находится Спасо-Преображенский собор середины XII века, один из самых ранних русских белокаменных храмов. Расположенный рядом с остатками городских крепостных валов, собор окружен церквами, построенными в XVI-XVIII веках. Текст продолжается подробным обзором пяти главных монастырей города, каждый из которых демонстрирует целый ряд архитектурных и декоративных форм. Особо следует отметить Троице-Данилов монастырь, чей Троицкий собор XVI века содержит цикл фресок на тему Апокалипсиса, который является одним из наиболее значительных образцов средневекового русского искусства. В заключительном разделе рассматриваются приходские церкви и светская архитектура. Вторая часть состоит из подробного фотографического обзора архитектурных памятников, упомянутых в тексте. Все подписи содержат точные даты, как запись документальной полевой работы автора, которая длится три десятилетия с 1984 по 2013 годы. Чухломский край=Chukhloma Region: архитектурное наследие в фотографиях: [фотоальбом] (на рус. и англ. яз.). / Уильям К. Брумфилд - М.: Три квадрата, 2016. - 128 с.: ил. Пятнадцатый выпуск серии «Открывая Россию / Discovering Russia» посвящен Чухломскому району Костромской области. Этот регион обладает своей долей архитектурных сокровищ, некоторые из которых входят в ряд наиболее самобытных в России. Деревенские церкви вблизи Асташово, заброшенный собор в деревне Верхняя Пустынь, село Судай с его ансамблем каменных церквей и замечательными деревянными домами, знаменитый Авраамиев Покровский Городецкий монастырь и пышно декорированный деревянный особняк начала ХХ века в деревне Асташово, реставрация которого подходит к завершению - все это смогут для себя открыть ценители русского зодчества. |
Храмы России Фотографии Ножкино, село: все фотографии всего найдено фотографий: 50 Келейный корпус Авраамиево-Городецкого мужского монастыря, расположенного в Чухломском районе Костромской области. Период: 12 августа 2010 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Келейный корпус Авраамиево-Городецкого мужского монастыря, расположенного в Чухломском районе Костромской области. Период: 12 августа 2010 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Слева часовня в память рода Лермонтовых, справа виден собор иконы Богоматери Умиление. Период: 10 мая 2013 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Часовня в память рода Лермонтовых. Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Авраамиев Городецкий монастырь (Чухломской район Костромской области). Общий вид колокольни. Период: 19 июля 2010 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Колокольня Авраамиева Городецкого монастыря в Чухломском районе Костромской области. Период: 12 августа 2010 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Колокольня Авраамиева Городецкого монастыря, расположенного в Чухломском районе Костромской области. Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Вид на главный иконостас соборного храма во имя иконы Богоматери Умиление . Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Интерьер Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Главный иконостас соборного храма во имя иконы Богоматери Умиление . Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Иконостасы соборного храма во имя иконы Богоматери Умиление . Период: 5 июля 2012 года |
достояние преп. Сергия. Около 180 монастырей возникает в это время, главным образом, в северных пределах Руси. Большинство из них связано с традицией Троице-Сергиева монастыря. Среди наиболее знаменитых обителей, чье появление связано с кругом преп. Сергия следует отметить основанные им самим Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове; Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин - вблизи Коломны; Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову - вблизи Дмитрова; Борисоглебский - неподалеку от Ростова Великого. Преп. Никон Радонежский явился продолжателем дела своего учителя, став еще в последний год его жизни вторым по счету игуменом Троице-Сергиева монастыря. Другие ближайшие ученики преп. Сергия дали начало множеству новых обителей. Уже упоминавшийся препп. Сергий Нуромский и Павел Обнорский основали одноименные монастыри в вологодских пределах, в обширном Комельском лесу. Здесь же подвизался еще один ученик Сергия - преп. Сильвестр Обнорский. Преп. Авраамий Чухломский основал несколько обителей в Костромских и Галичских землях, где наиболее известен Покровский Авраамиев Городецкий монастырь на Чухломском озере. Неподалеку отсюда возникла и Галичская Предтечева обитель преп.Иакова Железноборского. Преп. Мефодий Пешношский основал свою Никольскую обитель вблизи Дмитрова. Преп. Савва Сторожевский, третий по счету Троицкий игумен, позднее перебрался под Звенигород, где создал знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь. Родственник Сергия - преп. Никита - основал свою Богоявленскую обитель в Костроме. Другой сродник Игумена, его племянник Феодор, о котором мы уже упоминали как об архиепископе Ростовском, - основал в окрестностях Москвы Симонов мужской монастырь, а позднее - Ростовский Богородице-Рождественский девичий. Из Симоновой обители вышел преп. Кирилл Белозерский, который не являясь непосредственным учеником Сергия, был его близким другом и собеседником. Духовное родство Кирилла с Игуменом всея Руси также ставит его в число ближайших преемников Сергия. Кирилл основал свой знаменитый Кириллов-Белозерский монастырь, который в течение всего XV столетия продолжал воспитывать подвижников, основывавших новые обители. В их числе был и преп. Зосима, положивший начало Соловецкому монастырю. Сподвижник преп. Кирилла - преп. Ферапонт, - вышедший также из Симонова монастыря, дал начало Ферапонтову монастырю на Белом озере и Лужецкому вблизи Можайска. |
Первое известное нам графическое изображение Никольской церкви приведено в журнале «Живописный сборник» 1, 2, СПб, 1858 г.) – в статье С. В. Максимова «Авраамиев Городецкий монастырь в г. Чухломе». Это гравированный рисунок с натуры К. О. Красовского с видом монастыря с северо-запада, сделанный им в 1849 г. Стоящая на перед нем плане Никольская церковь ещё не имеет пристройки с юга, её вид соответствует более поздним (1908 г.) фотографиям В. Кларка – за исключением арочных проёмов Святых ворот (заложенных – на поздней фотографии), каменного двухэтажного корпуса, примкнувшего к древнему зданию с юга, и конька кровли, продолжающегося (как показано на рисунке 1849 г.) несколько к северу от венчающего церковь завершения и отсутствующего на фотографии (форма кровли изменена при расширении здания к югу, происшедшем, скорее всего, в 60-е гг. XIX в., в период больших реконструктивных работ в монастыре; тогда же кровля, взамен тёса, была покрыта железом). Вот что сказано о той церкви в книге Д. Ф. Прилуцкого (стр. 22): «На западной стороне ограды над святыми вратами каменный же трехэтажный (очевидно, описка. – Л. В.) храм во имя Николая Чудотворца с приделом Великомученицы Параскевы и трапезою, четвероугольный, об одной главе, покрытый, кроме сей последней, тесом. Пол в алтарях и церкви кирпичный, а в трапезе деревянный. Иконостасы об одном ярусе, столярной работы, с резьбою, вызолоченною по гульфарбе двойником, соединены между собою по прямой линии; царские врата столярныя, вызолоченныя. Стены алтарей и храма убраны лепною работою по штукатурке. Св. иконы письма не древняго. Внизу под сею церковию, кроме св. ворот, устроены две кельи с коридором». Очевидно, нижняя келья была перегорожена надвое коридором. В 60-х годах XIX в., со строительством колокольни и устройством под нею нового главного въезда в монастырь, Святые ворота закладываются с обеих сторон и обращаются в добавочные помещения; с востока нижний этаж засыпают землёй, в уровень с монастырским двором. После упразднения Авраамиево-Городецкого монастыря в 1929 г. здание Никольской церкви использовалось частью под сельмаг, частью под столовую. Внутреннее убранство церкви было уничтожено, крест с маковицы сорван. Наконец, в пожар начала 1960-х годов здание лишилось кровли и началось его разрушение: разобрано кирпичное завершение, выломаны полы и заполнения проёмов, разобрана пристройка 60-х годов XIX в., разбираются стены самого древнего здания. |
В состав Галичской провинции, которая принадлежала к Архангелогородской губернии, входило 7 городов и уездов. В Галиче насчитывалось 13 приходских церквей и один женский Николаевский Староторжский монастырь. В Галичском уезде – 5 мужских монастырей: Паисиев, при городе Галиче, Новозаозерский Авраамиев, Флоровский, Иаково-Предтеченский Железноборовский и Ферапонтов. В Унже было 3 церкви, Унженском уезде – Макариев мужской монастырь и 2 пустыни: Варнавина и Николаевская Кажирова; в Чухломе – 1 церковь, в Чухломском уезде – мужской Авраамиево-Городецкий монастырь и Авраамиева Великая пустынь. В Соли Галичской (Солигаличе) стояло 6 церквей и 2 монастыря: Воскресенский мужской и Рождественский женский; Усольском уезде – 2 пустыни: Голдовская Жукова и Александрова на Воче. В Судае, Парфентьеве и Кологриве было по 2 церкви. С перемещением епископа Симона (Тодорского) на Псковскую кафедру в Кострому был назначен ректор Киевской Духовной академии архимандрит Сильвестр (Кулябка), рукоположенный во епископа Костромского и Галичского в Санкт-Петербурге 10 ноября 1745 года. Новый епископ прибыл в Кострому в конце января 1746 года и поселился в кафедральном Свято-Троицком Ипатьевском монастыре, который с того времени до 1918 года стал официальной резиденцией костромских архиереев. Одним из выдающихся дея- ний Преосвященного Сильвестра стало открытие в 1747 году Костромской Духовной семинарии, разместившейся в Ипатьевском монастыре. За годы существования семинарии ее выпускниками стали многие выдающиеся ученые, церковные и государственные деятели – митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), профессор Московской Духовной академии протоиерей Ф.А. Голубинский, академики Ф.И. Успенский, Н.В. Покровский и Е.Е. Голубинский, ректоры Московской Духовной Академии протоиерей А.В. Горский и епископ Феодор (Поздеевский) известный востоковед и путешественник, первый начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский), маршал А.Г. Василевский и многие другие. Согласно сведениям, поданным епископом Сильвестром Святейшему Синоду в 1747 году, в Костромской епархии на то время числилось 13 соборов, 741 приходской храм, штатных: 3 протопопа, 1 ключарь, 960 священников, 1 протодиакон, 251 диакон; заштатных: 225 священников и 20 диаконов. |
|