001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
При названии статьи, если оно является иноязычным или заимствованным, дается этимологическая справка. При наличии ряда статей об одноименных персоналиях этимологическая справка помещается в первой статье, открывающей ряд, организованный следующим образом: 1) лица, упоминаемые в Библии; 2) святые – апостолы, равноапостольные, святители, благоверные князья, преподобные, священномученики, преподобномученики, мученики, исповедники, праведные и бессребреники, блаженные; 3) Патриархи – Русские, Константинопольские, Александрийские, Антиохийские, Иерусалимские, Грузинские, Сербские, Румынские, Болгарские; 4) папы Римские; 5) Предстоятели Поместных православных Церквей, не обладающие титулом Патриарха; 6) католикосы и предстоятели восточных неправославных Церквей; 7) православные и инославные архиереи; 8) императоры римские и византийские; 9) великие князья, цари и императоры российские; 10) иностранные монархи в алфавитном порядке названия стран. Названия монастырей в заголовках статей Энциклопедии начинаются с прилагательных, которые образованы от топонимов – названий крупных населенных пунктов: городов, сел (если монастырь расположен в данном населенном пункте), рек, озер (на берегах которых находится монастырь), напр.: Ивановский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (в г. Иваново). Если известно имя основателя, название монастыря начинается с прилагательного, образованного от этого имени, напр.: Авраамиев Городецкий мужской монастырь. Если монастырь расположен вдали от крупных населенных пунктов, то название монастыря начинается с прилагательного, называющего престольный праздник, напр.: Троицкий мужской монастырь, в пос. Холки Чернявского р-на Белгородской обл. Если обитель имеет устойчивое общецерковное именование, то оно является названием статьи, напр.: Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужская пустынь.

http://pravenc.ru/text/73090.html

Пароходное сообщение с Санкт-Петербургом открыто в 1843 г. 21 игумену Вениамину… – Игумен Вениамин, бывший настоятель Валаамского монастыря, был переведен в Костромской первоклассный кафедральный Ипатьевский монастырь на иеромонашескую вакацию. Затем он один месяц управлял Железноборовским Предтечевым монастырем Костромской епархии. В 1841 г. назначен настоятелем в Авраамиев Городецкий Покровский монастырь, в 10 верстах от г. Чухломы Костромской Епархии 1845). 22 В апреле 1837 г. в одном из монастырей Новгородской епархии был убит архимандрит Пахомий. Гражданские власти дважды начинали следствие, но обнаружить виновных не могли. В 1839 г. началось третье следствие. На этот раз Митрополит Серафим решил послать на следствие отца Игнатия, который пользовался у всех большим уважением. Прибыв на место, где совершилось убийство, Архимандрит своим участием дал делу правильное направление. В июне того же года дело закончилось, виновных раскрыли 23 Преосвященного Викария. – Венедикт (Григорович), епископ Ревельский 1850). Переведен из ректоров Санкт-Петербургской Духовной академии в 1833 году, назначен Архиепископом в Олонецкую епархию в 1842 г. Ревельская кафедра Викарных архиереев, с пребыванием в Санкт-Петербурге, учреждена в 1817 г.; в 1865 – причислена к Рижской и Митавской епархии. 24 иеродиакону Иосифу… – Вот что пишет о нем архимандрит Игнатий в письме к Митрополиту Серафиму: «Ужасным и достойным сожаления образцом отчаяния служат два подначальных иеродиакона – Иосиф и Матфей. Никогда они не исповедуются и не причащаются Святых Тайн. Никогда, ниже в Светлый праздник Пасхи нельзя их понудить придти в церковь . Лица их – подобные только случалось мне видеть между каторжанами в Динабургской крепости».

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/p...

АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Прп. Авраамий Галичский с иконой Божией Матери Умиление Прп. Авраамий Галичский. Икона XVII в. (ЦАК МДА) В 1608-1631 годах над находящимися под спудом в монастыре мощами прп. Авраамия был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе которого находилась гробница преподобного (св. Авраамий скончался в Ильин день). В 1857 г. придел разобрали, и в 1857-1867 гг. над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1896 г. над мощами освятили серебряную раку. В XVI-XIX вв. преподобный Авраамий являлся одним из наиболее почитаемых святых Костромской земли, в это время в крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь. Первые три из четырех монастырей, основанных прп. Аврамием Городецким в XVIII в., были упразднены и обращены в приходские церкви (в 1773 и два - в 1764), однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподобного закрыт не был. Рака преподобного Авраамия была изъята в 1922 г., но мощи в советское время никогда не вскрывались. Иконография Иконография преподобного Авраамия Галичского сложилась к нач. XVII в. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. облик святого описан так: «Сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерскаго , ризы преподобническия и схима, в руках образ Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем Иисусом Христом» ; в др. руководстве сказано: «Сед, брада космачками, как у Предтеча, власы с ушей, ризы преподобническия» . На иконе второй пол. XVII в. (ЦАК МДА) он изображен в рост, с благословляющей десницей и Галичской (Умиление) иконой Божией Матери в левой руке. В среднике иконы «Преподобный Авраамий Галичский, с 12 клеймами жития» (вторая пол.

https://drevo-info.ru/articles/25107.html

Зеленецкий Зеленецкий Троицкий монастырь, основанный преподобным Мартирием в XVI в., расположен в 180 верстах от Петербурга (ныне действующий. Адрес: поселок Зеленец Волховского района Ленинградской области). Софрониевская Путивльская Софрониева пустынь, Курской губернии. В XVII веке старец Софроний добился указа Патриарха Никона о самостоятельности Пустыни от Путивльского монастыря и своими трудами послужил возвышению обители. С тех пор Пустынь называли Софрониевой, или Софрониевской. Саровская пустынь основана иноком Исаакием в 1706 году. Находится на границе Нижегородской и Тамбовской губерний. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Николай Александрович Протасов (1798–1855). …Сердобольскому Город Сердоболь (с 1918 г. ближайший к Валааму город на материке, через который монастырь поддерживал связь с миром. Пароходное сообщение с Санкт-Петербургом открыто в 1843 г. …игумену Игумен Вениамин, бывший настоятель Валаамского монастыря, был переведен в Костромской первоклассный кафедральный Ипатьевский монастырь на иеромонашескую вакацию. Затем он один месяц управлял Железноборовским Предтечевым монастырем Костромской епархии. В 1841 г. назначен настоятелем в Авраамиев Городецкий Покровский монастырь, в 10 верстах от г. Чухломы Костромской Епархии апреле 1837 г. в одном из монастырей Новгородской епархии был убит архимандрит Пахомий. Гражданские власти дважды начинали следствие, но обнаружить виновных не могли. В 1839 г. началось третье следствие. На этот раз Митрополит Серафим решил послать на следствие отца Игнатия, который пользовался у всех большим уважением. Прибыв на место, где совершилось убийство, Архимандрит своим участием дал делу правильное направление. В июне того же года дело закончилось, виновных раскрыли. …Преосвященного Венедикт (Григорович), епископ Ревельский Переведен из ректоров Санкт-Петербургской Духовной академии в 1833 году, назначен Архиепископом в Олонецкую епархию в 1842 г. Ревельская кафедра Викарных архиереев, с пребыванием в Санкт-Петербурге, учреждена в 1817 г.; в причислена к Рижской и Митавской епархии.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=71592

Храмы России Ножкино, село Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь Фотографии Сортировать изображения в хронологическом порядке Выбрать категорию > Общий вид Интерьер Предметы Персоналии Всего изображений 13 Описание: Панорама Авраамиева Городецкого монастыря, находящегося в Чухломском районе Костромской области. Вид с юго-востока. Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Панорама Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Вид через озеро со стороны г. Чухломы. Период: 22 июля 2007 года Автор снимка: Категория: Панорама Описание: Вид с северо-запада на Авраамиево-Городецкий мужской монастырь, расположенный в Чухломском районе Костромской области. Период: 12 августа 2010 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Вид с северо-запада на Авраамиево-Городецкий мужской монастырь, расположенный в Чухломском районе Костромской области. Период: 12 августа 2010 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Авраамиев Городецкий монастырь (Чухломской район Костромской области). Общий вид монастыря с юго-востока. Период: 19 июля 2010 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Вид со стороны села Ножкина. Период: 15 января 2008 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь у села Ножкино Чухломского района Костромской области. Период: 29 июля 2006 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь в селе Ножкино Чухломского района Костромской области. Слева направо: Покровский собор, собор иконы Божией Матери Умиление, келейный корпус, монастырская колокольня. Период: Лето 2001 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Колокольня Авраамиева Городецкого монастыря, расположенного в Чухломском районе Костромской области. Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Колокольня Авраамиева Городецкого монастыря в Чухломском районе Костромской области.

http://temples.ru/gallery.php?CardID=10716

Храмы России Уильям К. Брумфилд. Библиография: «Открывая Россию» Переславль-Залесский=Pereslavl-Zalesskii: архитектурное наследие в фотографиях: [фотоальбом] (на рус. и англ. яз.). / Уильям К. Брумфилд - М.: Три квадрата, 2018. - 128 с.: ил. Шестнадцатый выпуск серии «Открывая Россию / Discovering Russia» посвящен Переславлю-Залесскому, одному из главных центров средневековой русской духовной и художественной культуры. Расположенный на главном пути из Москвы на северо-восток на обширные просторы Русского Севера, Переславль-Залесский на протяжении веков пользовался царскими милостями и был центром паломничества. Первая часть книги содержит анализ архитектурных памятников в их историческом контексте. В центре находится Спасо-Преображенский собор середины XII века, один из самых ранних русских белокаменных храмов. Расположенный рядом с остатками городских крепостных валов, собор окружен церквами, построенными в XVI-XVIII веках. Текст продолжается подробным обзором пяти главных монастырей города, каждый из которых демонстрирует целый ряд архитектурных и декоративных форм. Особо следует отметить Троице-Данилов монастырь, чей Троицкий собор XVI века содержит цикл фресок на тему Апокалипсиса, который является одним из наиболее значительных образцов средневекового русского искусства. В заключительном разделе рассматриваются приходские церкви и светская архитектура. Вторая часть состоит из подробного фотографического обзора архитектурных памятников, упомянутых в тексте. Все подписи содержат точные даты, как запись документальной полевой работы автора, которая длится три десятилетия с 1984 по 2013 годы. Чухломский край=Chukhloma Region: архитектурное наследие в фотографиях: [фотоальбом] (на рус. и англ. яз.). / Уильям К. Брумфилд - М.: Три квадрата, 2016. - 128 с.: ил. Пятнадцатый выпуск серии «Открывая Россию / Discovering Russia» посвящен Чухломскому району Костромской области. Этот регион обладает своей долей архитектурных сокровищ, некоторые из которых входят в ряд наиболее самобытных в России. Деревенские церкви вблизи Асташово, заброшенный собор в деревне Верхняя Пустынь, село Судай с его ансамблем каменных церквей и замечательными деревянными домами, знаменитый Авраамиев Покровский Городецкий монастырь и пышно декорированный деревянный особняк начала ХХ века в деревне Асташово, реставрация которого подходит к завершению - все это смогут для себя открыть ценители русского зодчества.

http://temples.ru/brumfield004.php

Храмы России Фотографии Ножкино, село: все фотографии всего найдено фотографий: 50 Келейный корпус Авраамиево-Городецкого мужского монастыря, расположенного в Чухломском районе Костромской области. Период: 12 августа 2010 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Келейный корпус Авраамиево-Городецкого мужского монастыря, расположенного в Чухломском районе Костромской области. Период: 12 августа 2010 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Слева часовня в память рода Лермонтовых, справа виден собор иконы Богоматери Умиление. Период: 10 мая 2013 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Часовня в память рода Лермонтовых. Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Общий вид Описание: Авраамиев Городецкий монастырь (Чухломской район Костромской области). Общий вид колокольни. Период: 19 июля 2010 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Колокольня Авраамиева Городецкого монастыря в Чухломском районе Костромской области. Период: 12 августа 2010 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Колокольня Авраамиева Городецкого монастыря, расположенного в Чухломском районе Костромской области. Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Вид на главный иконостас соборного храма во имя иконы Богоматери Умиление . Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Интерьер Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Главный иконостас соборного храма во имя иконы Богоматери Умиление . Период: 5 июля 2012 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Авраамиево-Городецкий монастырь в Чухломском районе Костромской области. Иконостасы соборного храма во имя иконы Богоматери Умиление . Период: 5 июля 2012 года

http://temples.ru/photo_tree.php?ID=5942

достояние преп. Сергия. Около 180 монастырей возникает в это время, главным образом, в северных пределах Руси. Большинство из них связано с традицией Троице-Сергиева монастыря. Среди наиболее знаменитых обителей, чье появление связано с кругом преп. Сергия следует отметить основанные им самим Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове; Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин - вблизи Коломны; Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову - вблизи Дмитрова; Борисоглебский - неподалеку от Ростова Великого. Преп. Никон Радонежский явился продолжателем дела своего учителя, став еще в последний год его жизни вторым по счету игуменом Троице-Сергиева монастыря. Другие ближайшие ученики преп. Сергия дали начало множеству новых обителей. Уже упоминавшийся препп. Сергий Нуромский и Павел Обнорский основали одноименные монастыри в вологодских пределах, в обширном Комельском лесу. Здесь же подвизался еще один ученик Сергия - преп. Сильвестр Обнорский. Преп. Авраамий Чухломский основал несколько обителей в Костромских и Галичских землях, где наиболее известен Покровский Авраамиев Городецкий монастырь на Чухломском озере. Неподалеку отсюда возникла и Галичская Предтечева обитель преп.Иакова Железноборского. Преп. Мефодий Пешношский основал свою Никольскую обитель вблизи Дмитрова. Преп. Савва Сторожевский, третий по счету Троицкий игумен, позднее перебрался под Звенигород, где создал знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь. Родственник Сергия - преп. Никита - основал свою Богоявленскую обитель в Костроме. Другой сродник Игумена, его племянник Феодор, о котором мы уже упоминали как об архиепископе Ростовском, - основал в окрестностях Москвы Симонов мужской монастырь, а позднее - Ростовский Богородице-Рождественский девичий. Из Симоновой обители вышел преп. Кирилл Белозерский, который не являясь непосредственным учеником Сергия, был его близким другом и собеседником. Духовное родство Кирилла с Игуменом всея Руси также ставит его в число ближайших преемников Сергия. Кирилл основал свой знаменитый Кириллов-Белозерский монастырь, который в течение всего XV столетия продолжал воспитывать подвижников, основывавших новые обители. В их числе был и преп. Зосима, положивший начало Соловецкому монастырю. Сподвижник преп. Кирилла - преп. Ферапонт, - вышедший также из Симонова монастыря, дал начало Ферапонтову монастырю на Белом озере и Лужецкому вблизи Можайска.

http://sedmitza.ru/lib/text/436269/

Первое известное нам графическое изображение Никольской церкви приведено в журнале «Живописный сборник» 1, 2, СПб, 1858 г.) – в статье С. В. Максимова «Авраамиев Городецкий монастырь в г. Чухломе». Это гравированный рисунок с натуры К. О. Красовского с видом монастыря с северо-запада, сделанный им в 1849 г. Стоящая на перед нем плане Никольская церковь ещё не имеет пристройки с юга, её вид соответствует более поздним (1908 г.) фотографиям В. Кларка – за исключением арочных проёмов Святых ворот (заложенных – на поздней фотографии), каменного двухэтажного корпуса, примкнувшего к древнему зданию с юга, и конька кровли, продолжающегося (как показано на рисунке 1849 г.) несколько к северу от венчающего церковь завершения и отсутствующего на фотографии (форма кровли изменена при расширении здания к югу, происшедшем, скорее всего, в 60-е гг. XIX в., в период больших реконструктивных работ в монастыре; тогда же кровля, взамен тёса, была покрыта железом). Вот что сказано о той церкви в книге Д. Ф. Прилуцкого (стр. 22): «На западной стороне ограды над святыми вратами каменный же трехэтажный (очевидно, описка. – Л. В.) храм во имя Николая Чудотворца с приделом Великомученицы Параскевы и трапезою, четвероугольный, об одной главе, покрытый, кроме сей последней, тесом. Пол в алтарях и церкви кирпичный, а в трапезе деревянный. Иконостасы об одном ярусе, столярной работы, с резьбою, вызолоченною по гульфарбе двойником, соединены между собою по прямой линии; царские врата столярныя, вызолоченныя. Стены алтарей и храма убраны лепною работою по штукатурке. Св. иконы письма не древняго. Внизу под сею церковию, кроме св. ворот, устроены две кельи с коридором». Очевидно, нижняя келья была перегорожена надвое коридором. В 60-х годах XIX в., со строительством колокольни и устройством под нею нового главного въезда в монастырь, Святые ворота закладываются с обеих сторон и обращаются в добавочные помещения; с востока нижний этаж засыпают землёй, в уровень с монастырским двором. После упразднения Авраамиево-Городецкого монастыря в 1929 г. здание Никольской церкви использовалось частью под сельмаг, частью под столовую. Внутреннее убранство церкви было уничтожено, крест с маковицы сорван. Наконец, в пожар начала 1960-х годов здание лишилось кровли и началось его разрушение: разобрано кирпичное завершение, выломаны полы и заполнения проёмов, разобрана пристройка 60-х годов XIX в., разбираются стены самого древнего здания.

http://sobory.ru/article/?object=05160

В состав Галичской провинции, которая принадлежала к Архангелогородской губернии, входило 7 городов и уездов. В Галиче насчитывалось 13 приходских церквей и один женский Николаевский Староторжский монастырь. В Галичском уезде – 5 мужских монастырей: Паисиев, при городе Галиче, Новозаозерский Авраамиев, Флоровский, Иаково-Предтеченский Железноборовский и Ферапонтов. В Унже было 3 церкви, Унженском уезде – Макариев мужской монастырь и 2 пустыни: Варнавина и Николаевская Кажирова; в Чухломе – 1 церковь, в Чухломском уезде – мужской Авраамиево-Городецкий монастырь и Авраамиева Великая пустынь. В Соли Галичской (Солигаличе) стояло 6 церквей и 2 монастыря: Воскресенский мужской и Рождественский женский; Усольском уезде – 2 пустыни: Голдовская Жукова и Александрова на Воче. В Судае, Парфентьеве и Кологриве было по 2 церкви. С перемещением епископа Симона (Тодорского) на Псковскую кафедру в Кострому был назначен ректор Киевской Духовной академии архимандрит Сильвестр (Кулябка), рукоположенный во епископа Костромского и Галичского в Санкт-Петербурге 10 ноября 1745 года. Новый епископ прибыл в Кострому в конце января 1746 года и поселился в кафедральном Свято-Троицком Ипатьевском монастыре, который с того времени до 1918 года стал официальной резиденцией костромских архиереев. Одним из выдающихся дея- ний Преосвященного Сильвестра стало открытие в 1747 году Костромской Духовной семинарии, разместившейся в Ипатьевском монастыре. За годы существования семинарии ее выпускниками стали многие выдающиеся ученые, церковные и государственные деятели – митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), профессор Московской Духовной академии протоиерей Ф.А. Голубинский, академики Ф.И. Успенский, Н.В. Покровский и Е.Е. Голубинский, ректоры Московской Духовной Академии протоиерей А.В. Горский и епископ Феодор (Поздеевский) известный востоковед и путешественник, первый начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский), маршал А.Г. Василевский и многие другие. Согласно сведениям, поданным епископом Сильвестром Святейшему Синоду в 1747 году, в Костромской епархии на то время числилось 13 соборов, 741 приходской храм, штатных: 3 протопопа, 1 ключарь, 960 священников, 1 протодиакон, 251 диакон; заштатных: 225 священников и 20 диаконов.

http://sedmitza.ru/text/957834.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010