001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Так же, как опытный педагог, был тотчас же по своем приезде назначен членом бывшего при Академии комитета для рассмотрения курса семинарских наук. 20 августа 1844 архимандрит Софония был назначен ректором и профессором богословия Ярославской Семинарии и настоятелем Ростовского Авраамиева первоклассного монастыря. Предположительно в этот период архимандрит Софония посетил в Сергиевой пустыни друга своего архимандрита Игнатия (Брянчанинова), бывшего в то время в апогее своей славы. Слышав много рассказов о роскошной будто бы жизни отца Игнатия и видя действительно богатую обстановку его келий, архимандрит Софония спросил своего друга: Что же, отец Игнатий? Где наши мечты о пустыне, о строгих подвигах, о лишениях? Архимандрит Игнатий молча повел его в одну из отдаленных комнат своего настоятельского дома. И что же увидел там вопрошавший? – Голые стены, одну небольшую икону с неугасимой лампадой перед ней, убогую рогожку на полу и только!.. Архимандрит Софония понял этот безмолвный ответ своего друга: вся роскошь, все великолепие жизненной обстановки отца Игнатия были только наружные, в действительности же он был аскет в подлинном значении этого слова. По неисповедимым путям Промысла Божия, мечтам молодых друзей о пустыне не суждено было осуществиться: их обоих ожидали святительские кафедры. Разные служебные назначения и поручения, делаемые отцу Софонии начальством, заставляли его, по его собственному выражению, обтекать слишком много не только городов и областей, но и земель, и народов . Но принимаемые им с покорностью и смирением, за иноческое послушание, они невольно и неизбежно отвлекали и отдаляли на неопределенное время любимую мечту его об удалении на покой, а внезапная смерть, затем, неожиданно переселила утружденного старца в иной уже вечный и блаженный покой.

http://pravoslavie.ru/36553.html

38) Иосиф, из Архимандритов Снетогорского монастыря, член Псковской Духовной Консистории и ректор семинарии, с 1753 г. по Февраль 1785 г.; скончался и погребен в сем монастыре. 105 По его ходатайству указом Консистории, от 11 Сентября 1758 г., позволено соборную Успенскую церковь обновить, а поверх оной, в имеющейся палате (по преданию судебной), устроить церковь , во имя Покрова Пресвятыя Богородицы; в следующем году она уже и была освящена. При нём, в 1774 году, был в монастыре пожар; погорели наместнические и братские кельи. В 1775 г. кельи были построены вновь, а с ними, в одной связи сооружена, вместо прежней, новая церковь, во имя Димитрия, Митрополита Ростовского, теперь не существующая. 39) Варлаам (Головин), член Псковской Консистории и Псковской семинарии ректор, переведенный в 1785 г., из Снетогорского монастыря. В 1792 году, 13 Апреля переведён отсюда в Московский Воскресенский монастырь. Скончался в Новоспасском монастыре. 40) Пётр (Можайский) Псковской Духовной Консистории член и семинарии ректор, из Архимандритов Смоленского Авраамиева училищного монастыря. Он управлял Печерским монастырём с 1792 по 1800 г.; а в этом году переведён в Смоленский Бизюков монастырь и там скончался. 41) Венедикт (Постников), из Архимандритов Спасо-Мирожского монастыря, член Псковской Духовной Консистории, переведённый в Печерский монастырь в 1800 году. Незабвенную память о себе оставил он в монастыре построением Михаило-Архангельского собора и украшением многих икон серебряно-позолоченными ризами. Обширная переписка его, по построению храма, с Графом Витгенштейном и Псковским Губернатором Князем Шаховским хранится в особой книге монастырской библиотеки. Скончался он в 1835 году, и похоронен в «Богом зданных пещерах» 106 42) Антоний II (Благовещенский), по 12 Декабря 1844 г. В Псково-Печерский монастырь переведён этот Архимандрит из Грузии, где был настоятелем Давидогореджийской пустыни и членом Синодальной Конторы.

https://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyaev/pervokl...

49 . Варлаам II, Митрополит, посвящен в 1619 г. и был при венчании на Царство Царя Михаила, скончался в Москве 2-го Июля, 1632 г., при встрече мощей Св. Филиппа Митрополита, принесенных из Соловецкой обители. 50 . Сисоевич, Митрополит, посвящен Патриархом Никоном , 15-го Августа, 1652 г., из Архимандритов Ростовского Авраамиева монастыря; был местоблюстителем Патриаршего престола во время удаления Никона в Новоиерусалимскую обитель; скончался 20-го Декабря, 1691 года. 51 . Иосаф II Лазаревих, Митрополит, поставлен 5-го Июля, 1691 года, последним Патриархом Андрианом, из Архимандритов Чудовских; скончался 10-го Ноября, 1701 года. 52 . Димитрий Туптало, Святой, см. в III-й Главе. 53 . Досифей II Глебов, Епископ, хиротонисан в 1711 г. из Архимандритов Новоспасских, с разрешением служить в саккосе и с назначением ему первой степени после Архиепископов 203 . В 1718 г., за участие в деле Царицы Евдокии Феодоровны и Царевича Алексея Петровича, лишен сана и казнен. 54 . Георгий Дашков, Строитель Астраханского Троицкого монастыря, оказал важные услуги в 1705 и 1706 годах, при укрощении в Астрахани Стрелецкого бунта, что обратило на него внимание Петра Великого 204 . После того был Келарем и Архимандритом (1711 –1718) Сергиевой Лавры; Епископ Ростовский в 1718 г.; Член Св. Синода в 1725 г.; Архиепископ в 1726 г. По злобе Бирона, и под предлогом медленности в производстве дела о Льве, Епископе Воронежском, лишен сана в 1731 г. и послан в заточение в Вологодский Спасокаменный монастырь, где пред кончиною (1733) посхимился под именем Гедеона. 55 . Иоаким, из Иеромонахов Александроневской Лавры, хиротописан Епископом в Астрахань (1716), переведен Викарным в Новгородскую Епархию, к Архиепископу Феодосию, с наименованием Корельского и Ладожского (в Апреле 1723); Ростовский Епископ (13-го Апреля, 1731) и Архиепископ (16-го Июля того же г.). Скончался 25-го Декабря, 1741 г. Им учреждена (в 1739 г.), при Архиерейском доме, Славяно-Латинская Школа, для которой учители вызваны были из Малороссии 205 . Эта Школа существовала до 1742 г., а с того времени, по учреждении Семинарии в Ярославле, пришла в упадок 206 .

https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj/drevnie-...

За тем определен был Ректором в Херсонскую Семинарию, что в г. Одессе, и Настоятелем Одесского Успенского монастыря, куда прибыл 5 октября, 1841 г. В 1845 г. перемещен был в Курскую Семинарию, что в Белгороде, Ректором же и Настоятелем Рыльского Николаевского монастыря. В 1850 году переведен также Ректором в Ярославскую Семинарию, с назначением в управление Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. В конце 1853 г., Указом Свят. Синода, был вторично вызван в С.-Петербург для исправления чреды священно-служения и проповеди слова Божия; в следующем году, 29 января, Св. Синодом избран, и 30-го Высочайше утвержден, во Епископа Чебоксарского, Викария Казанской Епархии. Во Епископа посвящен 14 февраля, того же 1851 года, С.-Петербургским Митрополитом Никанором в со-участии 5-ти Архиереев. В Казань прибыл 21 Марта и водворился в Спасо-Преображенском монастыре, где и прожил почти 7 лет, до 1861 года, при двух Архиепископах Казанских Григории и Афанасии 4 . В 1859 году, по распоряжению Св. Синода, в течении 10-ти месяцев управлял Вятской Епархией, по случаю отбытия в Синод Елпидифора, Епископа Вятского. 5 Наконец в 1861 году, по Высочайшему повелению на докладе Св. Синода, назначен в новооткрытую Енисейскую Епархию Епископом, с помещением Архиерейской кафедры в г. Красноярск, куда покойный Преосвященный прибыл 5 января, 1862 года. В это жестокое морозами время, ехавши почти всегда день и ночь, Преосвященный получил страшный ревматизм, который мучил его во все остальное время жизни. В 1870 г., согласно прошению, по расстроенному здоровью, Высочайше уволен от управления Епархией, с дозволением поместиться в одном из монастырей Московской Епархии по соглашению с Митрополитом Московским.

https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/o-fi...

Иосиф IV с марта 1785 по 22 февраля 1788. После разных должностей в Тверской епархии, архимандрит Переславского Даниловского монастыря и ректор семинарии, затем андрониковский архимандрит, в 1788 он был уволен с пенсией в Сергиеву Лавру на покой, но в 1793 году мая 23 определен настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, где и скончался в 1798 г., января 9 дня и погребен при церкви Иоанна Богослова. Епископ: Сильвестр Строгородский с 22 февраля 1788 по 19 октября 1803 (о нем в описан. монастыря см. XVIII век). Архимандриты: Феофан Некрасов в 1803 переведен из Лужецкого монастыря, был благочинным епархиальных московских монастырей до 1813 года, в который за болезнию от должности благочиния уволен, потом сделан первоприсутствующим в московской духовной консистории; скончался в сей обители, после двухлетней болезни, 25 августа 1817 года. После временного управления монастырем казначея иеромонаха Виктора с августа до 31 декабря назначен с сего числа. Авраам, архимандрит Златоустова монастыря, член консистории, а с 5 февраля 1818 г. и благочинный монастырей, в июле сего же года епископ тульский. Гермоген с 19 августа 1818 по 1845 июля 19 (о нем в опис. монастыря см. XIX век). Гавриил с 22 сентября 1845 по 13 августа 1848. Погребен в приделе Успения, в углу паперти собора. Платон. Кончив курс учения в тверской семинарии, после разных послушаний, с 1824 декабря 21-го игумен Троицкого Селижаровского монастыря, в 1829 настоятель и архимандрит Можайского Лужецкого монастыря, с 29 апреля 1831 г. – Даниловского монастыря, в 1848 г. причислен к ордену св. Анны 2 степени, с 10 сентября благочинный московских и ближайших монастырей, с 16 сентября архимандрит Спасо-Андроникова монастыря. Скончался 28-го января 1863 года. Иннокентий, кончивший курс в калужской семинарии в 1820 году, из вдового священника, иеромонах Троицкой Лавры, в 1841 г. архимандрит Можайского Лужецкого второклассного монастыря, с 1852 г. благочинный уездных московских монастырей, с 1854 архимандрит Знаменского, с 1859 Богоявленского монастырей, с 1860 благочинный монастырей московских, с 3-го июня 1863 года настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Приложение В. Синодик

https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/istoric...

ГЛЕБ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Свв. блгвв. кнн. Василько и Глеб Ростовские (фрагмент иконы Собор Ростовских святых , автор А. Полещук, 2006 г.). Свято-Троицкий Варницкий монастырь, Ростов Великий Глеб Василькович (Васильевич) ( 1237 - 1278 ), князь Ростовский и Белозерский , родоначальник белозерских князей, благоверный , местночтимый святой Память 13 декабря (Белозерск.) и в Соборах Вологодских и Ростово-Ярославских святых Родился 2 мая 1237 года (или в 1236), младший сын ростовского князя Василько (Василия) Константиновича (+ 1238) и княгини Марии Михайловны (+ 1271), дочери черниговского князя Михаила Всеволодовича . Неизвестно, когда в составе обширного Ростовского княжества был выделен для Глеба Васильковича Белозерский удел: по завещанию отца, мученически погибшего от рук татар в 1238 году, либо позже - по инициативе матери (управлявшей княжеством в годы малолетства сыновей) или старшего брата Глеба - Бориса Васильковича , который, повзрослев, начал княжить в Ростове. Самостоятельное правление князя Глеба началось, видимо, в 1251 году, под которым летописи сообщают, что он поеха… на Белоозеро в свою отчину . Будучи белозерским князем, Глеб Василькович сохранял тесную связь с Ростовом, часто бывал там и, по-видимому, играл важную роль в политической и церковной жизни Ростовской земли. Вместе с братом и матерью он выступил инициатором прославления князя-мученика Михаила Черниговского и строительства посвященного ему храма в Ростове, в 1261 году по благословению Киевского митр. Кирилла III вместе с братом и блгв. кн. Александром Ярославичем Невским принимал участие в определении архим. ростовского Авраамиева Богоявленского монастыря Игнатия в помощники состарившемуся Ростовскому еп. Кириллу II . Активными были контакты Глеба Васильковича с ордынскими властями.

https://drevo-info.ru/articles/13678478.html

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм. В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского. С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные. В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года. 4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева. С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.

http://www.patriarchia.ru/db/text/50517.html

Преподобная Евпраксия упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни Иулиания, ни Евпраксия не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита» и в синодике Московского Новинского Введенского монастыря . В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева Ростовского Богоявленского монастыря, появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» . В синодиках Переяславль-Залесского Горицкого Успенского монастыря второй половины XVII в., Нижегородского Благовещенского монастыря кон. XVII в., Коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря 1708 г. и других имя Иулиании опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии» . Возможно, имя Иулиании было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В некоторых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр. в синодике Возмицкого Богородице-Рождественского муж. монастыря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия» . В Троицкой летописи сообщается, что Иулиания была погребена «подле церковь», по всей видимости, в Алексеевском монастыре. Л. А. Беляев считает, что Алексеевский монастырь был создан на месте, где в настоящее время находится Московский Зачатьевский монастырь (близ Остоженки), основанный в первой половине 1580-х годов . Со времени основания Зачатьевского монастыря (1580-е годы) в нем чтилась память преподобных Иулиании и Евпраксии. В начале 1590-х годов, вероятно в 1592 г., над местом погребения преподобных в юго-западной части обители возвели каменную поминальную палатку (ее фундамент был обнаружен в ходе археологических работ в 2002). Древняя каменная палатка над погребениями преподобных Иулиании и Евпраксии упоминается в офицерской описи Зачатьевского монастыря 1763 г. . В 1766-1768 гг. вместо палатки на средства А. М. Аничковой была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной.

https://drevo-info.ru/articles/13672325.html

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия об утверждении монахини Ангелины (Кузоятовой) настоятельницей Параскево-Вознесенского женского монастыря с. Пайгарма Рузаевского района Республики Мордовия. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Ангелину (Кузоятову) настоятельницей Параскево-Вознесенского женского монастыря с. Пайгарма Рузаевского района Республики Мордовия с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Саратовского и Вольского Лонгина об утверждении монахини Феодосии (Бессоновой) в должности настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Феодосию (Бессонову) настоятельницей Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова с возложением наперсногокреста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумений Миропии (Юрченковой) от должности настоятельницы Покровского женского монастыря с. Быково Некоузского муниципального округа Ярославской области и назначении ее настоятельницей Авраамиева Богоявленского женского монастыря г. Ростова Великого. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Миропию (Юрченкову) настоятельницей Авраамиева Богоявленского женского монастыря г. Ростова Великого, освободив ее от обязанностей настоятельницы Покровского женского монастыря с. Быково Некоузского муниципального округа Ярославской области. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О праздновании 75-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 10 июня с.г. ПОСТАНОВИЛИ: С благодарностью Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу, в ознаменование 75-летия со дня рождения Патриарха Алексия, Священный Синод Русской Православной Церкви просит принять Его Святейшество, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II орден святителя Алексия, Митрополита Московского, I степени. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О вызове Преосвященных для присутствия в Священном Синоде на летней сессии 2004 года.

http://www.patriarchia.ru/db/text/425642.html

12 марта 1779 года Екатерина II подписала указ об отпуске на построение собора в уездном городе Петровске из экономических сборов 8000 рублей. К 1782 году на строительство было истрачено 7760 рублей 70 копеек с полтиной. Авторство проекта собора приписывалось губернскому архитектору Ивану (Эвану) Михайловичу Левенгагену, однако документально это предположение не подтверждено. Контракт на строительство заключил подрядчик Савельев. Строительство началось в 1780 году, в августе 1783 года собор освидетельствован ключарем Ростовского Успенского собора иереем Владимиром и освящён 10 сентября 1783 года архимандритом Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Авраамом. На устройство интерьера было уделено особое внимание, выделены средства на приобретение церковной утвари. Иконостас и царские врата, работы первой половины XVIII века, были присланы в Петровский собор по указанию самой императрицы Екатерины II из Троице-Сергиевой Лавры. Впоследствии в 1836 году старый иконостас был заменён новым с разрешения преосвященного Авраама, архиепископа Ярославского и Ростовского, на собранную от добровольных пожертвований сумму. В 1818 году по благословению преосвященного Антония, архиепископа Ярославского и Ростовского, в храме исполнено стенное писание и настлан чугунный пол. В 1872 и 1873 годах старостою собора купцом Фёдором Николаевичем Яхонтовым были покрыты белым железом купол и шпиль колокольни, установлены башенные английские часы (часовой механизм был изготовлен в Букингеме) и устроена каменная входная лестница. В 1877 году был позолочен иконостас, благодаря щедрой поддержки петровских купцов, торговавших в Санкт-Петербурге: Абатурова, Коровина, Запевалова и Баранова. Четырёхъярусный, вызолоченный червонным золотом иконостас с колоннами, обвитыми рядами виноградных гроздьев и листьев, ещё долгое время блистал своим изяществом и красотой.

https://sobory.ru/article/?object=03765

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010