Так же, как опытный педагог, был тотчас же по своем приезде назначен членом бывшего при Академии комитета для рассмотрения курса семинарских наук. 20 августа 1844 архимандрит Софония был назначен ректором и профессором богословия Ярославской Семинарии и настоятелем Ростовского Авраамиева первоклассного монастыря. Предположительно в этот период архимандрит Софония посетил в Сергиевой пустыни друга своего архимандрита Игнатия (Брянчанинова), бывшего в то время в апогее своей славы. Слышав много рассказов о роскошной будто бы жизни отца Игнатия и видя действительно богатую обстановку его келий, архимандрит Софония спросил своего друга: Что же, отец Игнатий? Где наши мечты о пустыне, о строгих подвигах, о лишениях? Архимандрит Игнатий молча повел его в одну из отдаленных комнат своего настоятельского дома. И что же увидел там вопрошавший? – Голые стены, одну небольшую икону с неугасимой лампадой перед ней, убогую рогожку на полу и только!.. Архимандрит Софония понял этот безмолвный ответ своего друга: вся роскошь, все великолепие жизненной обстановки отца Игнатия были только наружные, в действительности же он был аскет в подлинном значении этого слова. По неисповедимым путям Промысла Божия, мечтам молодых друзей о пустыне не суждено было осуществиться: их обоих ожидали святительские кафедры. Разные служебные назначения и поручения, делаемые отцу Софонии начальством, заставляли его, по его собственному выражению, обтекать слишком много не только городов и областей, но и земель, и народов . Но принимаемые им с покорностью и смирением, за иноческое послушание, они невольно и неизбежно отвлекали и отдаляли на неопределенное время любимую мечту его об удалении на покой, а внезапная смерть, затем, неожиданно переселила утружденного старца в иной уже вечный и блаженный покой. |
38) Иосиф, из Архимандритов Снетогорского монастыря, член Псковской Духовной Консистории и ректор семинарии, с 1753 г. по Февраль 1785 г.; скончался и погребен в сем монастыре. 105 По его ходатайству указом Консистории, от 11 Сентября 1758 г., позволено соборную Успенскую церковь обновить, а поверх оной, в имеющейся палате (по преданию судебной), устроить церковь , во имя Покрова Пресвятыя Богородицы; в следующем году она уже и была освящена. При нём, в 1774 году, был в монастыре пожар; погорели наместнические и братские кельи. В 1775 г. кельи были построены вновь, а с ними, в одной связи сооружена, вместо прежней, новая церковь, во имя Димитрия, Митрополита Ростовского, теперь не существующая. 39) Варлаам (Головин), член Псковской Консистории и Псковской семинарии ректор, переведенный в 1785 г., из Снетогорского монастыря. В 1792 году, 13 Апреля переведён отсюда в Московский Воскресенский монастырь. Скончался в Новоспасском монастыре. 40) Пётр (Можайский) Псковской Духовной Консистории член и семинарии ректор, из Архимандритов Смоленского Авраамиева училищного монастыря. Он управлял Печерским монастырём с 1792 по 1800 г.; а в этом году переведён в Смоленский Бизюков монастырь и там скончался. 41) Венедикт (Постников), из Архимандритов Спасо-Мирожского монастыря, член Псковской Духовной Консистории, переведённый в Печерский монастырь в 1800 году. Незабвенную память о себе оставил он в монастыре построением Михаило-Архангельского собора и украшением многих икон серебряно-позолоченными ризами. Обширная переписка его, по построению храма, с Графом Витгенштейном и Псковским Губернатором Князем Шаховским хранится в особой книге монастырской библиотеки. Скончался он в 1835 году, и похоронен в «Богом зданных пещерах» 106 42) Антоний II (Благовещенский), по 12 Декабря 1844 г. В Псково-Печерский монастырь переведён этот Архимандрит из Грузии, где был настоятелем Давидогореджийской пустыни и членом Синодальной Конторы. |
49 . Варлаам II, Митрополит, посвящен в 1619 г. и был при венчании на Царство Царя Михаила, скончался в Москве 2-го Июля, 1632 г., при встрече мощей Св. Филиппа Митрополита, принесенных из Соловецкой обители. 50 . Сисоевич, Митрополит, посвящен Патриархом Никоном , 15-го Августа, 1652 г., из Архимандритов Ростовского Авраамиева монастыря; был местоблюстителем Патриаршего престола во время удаления Никона в Новоиерусалимскую обитель; скончался 20-го Декабря, 1691 года. 51 . Иосаф II Лазаревих, Митрополит, поставлен 5-го Июля, 1691 года, последним Патриархом Андрианом, из Архимандритов Чудовских; скончался 10-го Ноября, 1701 года. 52 . Димитрий Туптало, Святой, см. в III-й Главе. 53 . Досифей II Глебов, Епископ, хиротонисан в 1711 г. из Архимандритов Новоспасских, с разрешением служить в саккосе и с назначением ему первой степени после Архиепископов 203 . В 1718 г., за участие в деле Царицы Евдокии Феодоровны и Царевича Алексея Петровича, лишен сана и казнен. 54 . Георгий Дашков, Строитель Астраханского Троицкого монастыря, оказал важные услуги в 1705 и 1706 годах, при укрощении в Астрахани Стрелецкого бунта, что обратило на него внимание Петра Великого 204 . После того был Келарем и Архимандритом (1711 –1718) Сергиевой Лавры; Епископ Ростовский в 1718 г.; Член Св. Синода в 1725 г.; Архиепископ в 1726 г. По злобе Бирона, и под предлогом медленности в производстве дела о Льве, Епископе Воронежском, лишен сана в 1731 г. и послан в заточение в Вологодский Спасокаменный монастырь, где пред кончиною (1733) посхимился под именем Гедеона. 55 . Иоаким, из Иеромонахов Александроневской Лавры, хиротописан Епископом в Астрахань (1716), переведен Викарным в Новгородскую Епархию, к Архиепископу Феодосию, с наименованием Корельского и Ладожского (в Апреле 1723); Ростовский Епископ (13-го Апреля, 1731) и Архиепископ (16-го Июля того же г.). Скончался 25-го Декабря, 1741 г. Им учреждена (в 1739 г.), при Архиерейском доме, Славяно-Латинская Школа, для которой учители вызваны были из Малороссии 205 . Эта Школа существовала до 1742 г., а с того времени, по учреждении Семинарии в Ярославле, пришла в упадок 206 . |
За тем определен был Ректором в Херсонскую Семинарию, что в г. Одессе, и Настоятелем Одесского Успенского монастыря, куда прибыл 5 октября, 1841 г. В 1845 г. перемещен был в Курскую Семинарию, что в Белгороде, Ректором же и Настоятелем Рыльского Николаевского монастыря. В 1850 году переведен также Ректором в Ярославскую Семинарию, с назначением в управление Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. В конце 1853 г., Указом Свят. Синода, был вторично вызван в С.-Петербург для исправления чреды священно-служения и проповеди слова Божия; в следующем году, 29 января, Св. Синодом избран, и 30-го Высочайше утвержден, во Епископа Чебоксарского, Викария Казанской Епархии. Во Епископа посвящен 14 февраля, того же 1851 года, С.-Петербургским Митрополитом Никанором в со-участии 5-ти Архиереев. В Казань прибыл 21 Марта и водворился в Спасо-Преображенском монастыре, где и прожил почти 7 лет, до 1861 года, при двух Архиепископах Казанских Григории и Афанасии 4 . В 1859 году, по распоряжению Св. Синода, в течении 10-ти месяцев управлял Вятской Епархией, по случаю отбытия в Синод Елпидифора, Епископа Вятского. 5 Наконец в 1861 году, по Высочайшему повелению на докладе Св. Синода, назначен в новооткрытую Енисейскую Епархию Епископом, с помещением Архиерейской кафедры в г. Красноярск, куда покойный Преосвященный прибыл 5 января, 1862 года. В это жестокое морозами время, ехавши почти всегда день и ночь, Преосвященный получил страшный ревматизм, который мучил его во все остальное время жизни. В 1870 г., согласно прошению, по расстроенному здоровью, Высочайше уволен от управления Епархией, с дозволением поместиться в одном из монастырей Московской Епархии по соглашению с Митрополитом Московским. |
Иосиф IV с марта 1785 по 22 февраля 1788. После разных должностей в Тверской епархии, архимандрит Переславского Даниловского монастыря и ректор семинарии, затем андрониковский архимандрит, в 1788 он был уволен с пенсией в Сергиеву Лавру на покой, но в 1793 году мая 23 определен настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, где и скончался в 1798 г., января 9 дня и погребен при церкви Иоанна Богослова. Епископ: Сильвестр Строгородский с 22 февраля 1788 по 19 октября 1803 (о нем в описан. монастыря см. XVIII век). Архимандриты: Феофан Некрасов в 1803 переведен из Лужецкого монастыря, был благочинным епархиальных московских монастырей до 1813 года, в который за болезнию от должности благочиния уволен, потом сделан первоприсутствующим в московской духовной консистории; скончался в сей обители, после двухлетней болезни, 25 августа 1817 года. После временного управления монастырем казначея иеромонаха Виктора с августа до 31 декабря назначен с сего числа. Авраам, архимандрит Златоустова монастыря, член консистории, а с 5 февраля 1818 г. и благочинный монастырей, в июле сего же года епископ тульский. Гермоген с 19 августа 1818 по 1845 июля 19 (о нем в опис. монастыря см. XIX век). Гавриил с 22 сентября 1845 по 13 августа 1848. Погребен в приделе Успения, в углу паперти собора. Платон. Кончив курс учения в тверской семинарии, после разных послушаний, с 1824 декабря 21-го игумен Троицкого Селижаровского монастыря, в 1829 настоятель и архимандрит Можайского Лужецкого монастыря, с 29 апреля 1831 г. – Даниловского монастыря, в 1848 г. причислен к ордену св. Анны 2 степени, с 10 сентября благочинный московских и ближайших монастырей, с 16 сентября архимандрит Спасо-Андроникова монастыря. Скончался 28-го января 1863 года. Иннокентий, кончивший курс в калужской семинарии в 1820 году, из вдового священника, иеромонах Троицкой Лавры, в 1841 г. архимандрит Можайского Лужецкого второклассного монастыря, с 1852 г. благочинный уездных московских монастырей, с 1854 архимандрит Знаменского, с 1859 Богоявленского монастырей, с 1860 благочинный монастырей московских, с 3-го июня 1863 года настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Приложение В. Синодик |
ГЛЕБ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Свв. блгвв. кнн. Василько и Глеб Ростовские (фрагмент иконы Собор Ростовских святых , автор А. Полещук, 2006 г.). Свято-Троицкий Варницкий монастырь, Ростов Великий Глеб Василькович (Васильевич) ( 1237 - 1278 ), князь Ростовский и Белозерский , родоначальник белозерских князей, благоверный , местночтимый святой Память 13 декабря (Белозерск.) и в Соборах Вологодских и Ростово-Ярославских святых Родился 2 мая 1237 года (или в 1236), младший сын ростовского князя Василько (Василия) Константиновича (+ 1238) и княгини Марии Михайловны (+ 1271), дочери черниговского князя Михаила Всеволодовича . Неизвестно, когда в составе обширного Ростовского княжества был выделен для Глеба Васильковича Белозерский удел: по завещанию отца, мученически погибшего от рук татар в 1238 году, либо позже - по инициативе матери (управлявшей княжеством в годы малолетства сыновей) или старшего брата Глеба - Бориса Васильковича , который, повзрослев, начал княжить в Ростове. Самостоятельное правление князя Глеба началось, видимо, в 1251 году, под которым летописи сообщают, что он поеха… на Белоозеро в свою отчину . Будучи белозерским князем, Глеб Василькович сохранял тесную связь с Ростовом, часто бывал там и, по-видимому, играл важную роль в политической и церковной жизни Ростовской земли. Вместе с братом и матерью он выступил инициатором прославления князя-мученика Михаила Черниговского и строительства посвященного ему храма в Ростове, в 1261 году по благословению Киевского митр. Кирилла III вместе с братом и блгв. кн. Александром Ярославичем Невским принимал участие в определении архим. ростовского Авраамиева Богоявленского монастыря Игнатия в помощники состарившемуся Ростовскому еп. Кириллу II . Активными были контакты Глеба Васильковича с ордынскими властями. |
Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм. В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского. С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные. В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года. 4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева. С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского. |
Преподобная Евпраксия упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни Иулиания, ни Евпраксия не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита» и в синодике Московского Новинского Введенского монастыря . В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева Ростовского Богоявленского монастыря, появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» . В синодиках Переяславль-Залесского Горицкого Успенского монастыря второй половины XVII в., Нижегородского Благовещенского монастыря кон. XVII в., Коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря 1708 г. и других имя Иулиании опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии» . Возможно, имя Иулиании было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В некоторых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр. в синодике Возмицкого Богородице-Рождественского муж. монастыря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия» . В Троицкой летописи сообщается, что Иулиания была погребена «подле церковь», по всей видимости, в Алексеевском монастыре. Л. А. Беляев считает, что Алексеевский монастырь был создан на месте, где в настоящее время находится Московский Зачатьевский монастырь (близ Остоженки), основанный в первой половине 1580-х годов . Со времени основания Зачатьевского монастыря (1580-е годы) в нем чтилась память преподобных Иулиании и Евпраксии. В начале 1590-х годов, вероятно в 1592 г., над местом погребения преподобных в юго-западной части обители возвели каменную поминальную палатку (ее фундамент был обнаружен в ходе археологических работ в 2002). Древняя каменная палатка над погребениями преподобных Иулиании и Евпраксии упоминается в офицерской описи Зачатьевского монастыря 1763 г. . В 1766-1768 гг. вместо палатки на средства А. М. Аничковой была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной. |
СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия об утверждении монахини Ангелины (Кузоятовой) настоятельницей Параскево-Вознесенского женского монастыря с. Пайгарма Рузаевского района Республики Мордовия. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Ангелину (Кузоятову) настоятельницей Параскево-Вознесенского женского монастыря с. Пайгарма Рузаевского района Республики Мордовия с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Саратовского и Вольского Лонгина об утверждении монахини Феодосии (Бессоновой) в должности настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Феодосию (Бессонову) настоятельницей Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова с возложением наперсногокреста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумений Миропии (Юрченковой) от должности настоятельницы Покровского женского монастыря с. Быково Некоузского муниципального округа Ярославской области и назначении ее настоятельницей Авраамиева Богоявленского женского монастыря г. Ростова Великого. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Миропию (Юрченкову) настоятельницей Авраамиева Богоявленского женского монастыря г. Ростова Великого, освободив ее от обязанностей настоятельницы Покровского женского монастыря с. Быково Некоузского муниципального округа Ярославской области. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О праздновании 75-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 10 июня с.г. ПОСТАНОВИЛИ: С благодарностью Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу, в ознаменование 75-летия со дня рождения Патриарха Алексия, Священный Синод Русской Православной Церкви просит принять Его Святейшество, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II орден святителя Алексия, Митрополита Московского, I степени. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О вызове Преосвященных для присутствия в Священном Синоде на летней сессии 2004 года. |
12 марта 1779 года Екатерина II подписала указ об отпуске на построение собора в уездном городе Петровске из экономических сборов 8000 рублей. К 1782 году на строительство было истрачено 7760 рублей 70 копеек с полтиной. Авторство проекта собора приписывалось губернскому архитектору Ивану (Эвану) Михайловичу Левенгагену, однако документально это предположение не подтверждено. Контракт на строительство заключил подрядчик Савельев. Строительство началось в 1780 году, в августе 1783 года собор освидетельствован ключарем Ростовского Успенского собора иереем Владимиром и освящён 10 сентября 1783 года архимандритом Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Авраамом. На устройство интерьера было уделено особое внимание, выделены средства на приобретение церковной утвари. Иконостас и царские врата, работы первой половины XVIII века, были присланы в Петровский собор по указанию самой императрицы Екатерины II из Троице-Сергиевой Лавры. Впоследствии в 1836 году старый иконостас был заменён новым с разрешения преосвященного Авраама, архиепископа Ярославского и Ростовского, на собранную от добровольных пожертвований сумму. В 1818 году по благословению преосвященного Антония, архиепископа Ярославского и Ростовского, в храме исполнено стенное писание и настлан чугунный пол. В 1872 и 1873 годах старостою собора купцом Фёдором Николаевичем Яхонтовым были покрыты белым железом купол и шпиль колокольни, установлены башенные английские часы (часовой механизм был изготовлен в Букингеме) и устроена каменная входная лестница. В 1877 году был позолочен иконостас, благодаря щедрой поддержки петровских купцов, торговавших в Санкт-Петербурге: Абатурова, Коровина, Запевалова и Баранова. Четырёхъярусный, вызолоченный червонным золотом иконостас с колоннами, обвитыми рядами виноградных гроздьев и листьев, ещё долгое время блистал своим изяществом и красотой. |
|