9 . В 1654 году, когда с 1 сентября начала свирепствовать моровая язва в окрестностях, тогдашний архиепископ Маркелл 18 сентября совершил в Прилуцкий монастырь крестный ход «за Бога молить» перед мощами Прилуцких вкладом в монастырь 45 рублей денег да 50 золотых. 10 . В XVII столетии в монастыре соблюдался обычай «кликанья» многолетий накануне праздников Рождества на «Царских» часах с полным царским титулом; за немало-трудный подвиг провозглашения многолетий, разумеется высоким гласом и особым распевом, выдавалась иеродиаконам особая плата. 11 . В XVII столетии был соблюдаем в Прилуцком монастыре обычай после монастырского праздника 11 февраля, ездить игумену в Москву для поднесения семейству освященной на праздничном молебне вынутой за здравее царского дома. 12 . 1811 года, сентября 17 числа, в третьем часу по полудни, загорелась внутри от забытой свечки соборная церковь . Вся внутренность ее сделалась добычей пламени; повредились некоторые главы. Но образ Преподобного Димитрия, возвращенный в монастырь Иоаином Васильевичем, спасен усердием одного из монастырских служителей, который пренебрег видимую из пламени этот драгоценный залог Царского благочестия. 13 . В 1812 году, при вторжении Французов в Москву, в продолжении почти трех месяцев сохраняемы были в выгоревшей соборной церкви Спасоприлуцкого монастыря драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Сергиевой лавры 24 , Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичья, Вознесенского Московских соборов. Московский архиепископ Августин вверил Московские сокровища особому попечению двух лиц: 1) протоиерея Московск. Арханг. собора Алексея Шумилина, принявшего потом монашество с именем Авраама и скончавшегося в сане архиепископа (с 1824 г. по 1836 г.); 2) ректора Моск. дух. Академии архимандрита Симона (впоследствии с 1821 по 1824 год тоже архиепископ Архимандрит Николаевского Перервинского монастыря, в записках о сохранена драгоценностей своей обители в 1812 году, говорит: «Пожив в Ярославле с неделю, отправились мы со всем обозом в Вологду, куда приехали 3-го или 4-го октября... В Вологде все вещи с обозов были в выгоревшей церкви Прилуцкого монастыря, к надлежащая стража. Скоро услышали мы об освобождении Москвы, и, пробыв в Вологде до 12 декабря, по получении от своего начальства позволения, начали возвращаться в Москву... Преосвященный делали всем нам всякое возможное пособие». – Павел, игумен Угрешского монастыря, оставил на простенке одного окна в Введенских кельях следующий прощальный привет Спасоприлуцкой обители: |
Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Показать только действующие В 1681-1683 годах на месте разобранного Введенского собора был возведен новый, с приделом святых князей Федора, Давида и Константина. В 1690-1691 храм расписала артель, в составе которой трудились ярославские и костромские мастера Дмитрий Семенов, Василий Иосифов, Федор Федоров, Михаил Андроников, Иоанн Дмитриев, Иоанн Андрианов, Стефан Андрианов, Иоанн Сергеев, Иаков Васильев, Тихон Прохоров, Никифор Дмитриев, Карп Георгиев, Федор Лазарев, Дмитрий Иоаннов, Петр Аверкиев, Леонтий Федоров, Василий Федоров, Симеон Сергеев, Федор Анисимов, Игнатий Григорьев, Сергей Дмитриев, Алексей Петров, Сергей Доментианов, Кондрат Иванов, Иоанн Иларионов, Михаил Евдокимов. Росписи осуществлялись на средства окольничего Василия Федоровича Жирово-Засекина, потомка святого князя Федора. В 1839-1840 годах интерьер Введенского собора был значительно обновлен: сооружен новый пятиярусный иконостас, поправлено стенное письмо «с возможным соблюдением рисунка каждого клейма». Эти и другие работы были выполнены во время управления Толгским монастырем преосвященного Авраама (Шумилина), бывшего архиепископа Ярославского, им за 1837-1844 годы «во всем монастыре не оставлено без внимания ни одного здания, ни одной вещи, нуждавшихся в какой-либо ремонтировке или поправке». В 1628 году царь Михаил Федорович пожертвовал 100 рублей на «каменное колокольное строение», но деньги эти были использованы на литье колокола. Надпись на нем гласила: «Вылит Пресвятой Богородицы Толгского монастыря казенными деньгами при державе Государя царя и Великого князя Михаила Федоровича, при игумене Серапионе с братиею, а в нем весу 100 пудов, а цена 500 рублев, лета 7140 В 1678 году колокол разбился и был перелит в Голландии с повторением прежней надписи и добавлением новой на латыни:»Евергард Сплинтер слил меня в Кнелизе». В 1677 году набор колоколов Толгского монастыря пополнился новым благовестником, отлитым «по обещанию окольничего князя Никиты Яковлевича Львова на его деньги; дано на него тысячу рублев при игумене Гордиане, а весу всем колоколе 200 пудов. Лил сей колокол мастер Федор Моторин [отец Ивана Моторина, отлившего знаменитый царь-колокол]». Сооружение колокольни завершилось к 1685 году, четвертый ярус был надстроен в 1825 году. |
справ. Курск, 2004. А. В. Урядова, игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Иконография Евгений (Казанцев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Литография К. Эргота. 50-е - нач. 60-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) Евгений (Казанцев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Литография К. Эргота. 50-е - нач. 60-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) Е. включает неск. поясных живописных портретов и эстампов. Наиболее ранний известный портрет на холсте (ЦАК МДА) представляет Е. вполоборота вправо, в рясе и клобуке, с панагией, орденами св. Александра Невского, св. Владимира 2-й степени, св. Анны 2-й степени, 2 орденскими звездами и крестом в память войны 1812 г. Несмотря на сравнительно молодой облик архипастыря, с русыми вьющимися волосами и небольшой бородой, портрет был написан после 1835 г., когда Е. был удостоен ордена св. Александра Невского, возможно скопирован с раннего оригинала и дополнен новой наградой. Судя по надписи на обороте («Ebrehiй Казанцевъ Apxienuckonъ Pязahckiй и Зapaйckiй»), произведение создано до 1837 г., когда архиерей был переведен на Ярославскую кафедру. Черты лица, рисунок наград сближают этот портрет с провинциальным по исполнению изображением неизвестного Ярославского архиепископа сер.- 2-й пол. XIX в. (РГИАХМЗ) в архиерейской мантии и черном клобуке с крестом (Е. получил крест на клобук в 1849), с благословляющей десницей и высоким жезлом с сулоком в левой руке, а также с портретом сер. XIX в. (ЯИАМЗ). В пожилом возрасте, с худощавым лицом и седой бородой, с теми же наградами, панагией и наперсным крестом Е. изображен на живописном портрете сер. XIX в., переданном в 1884 г. архиеп. Ярославским Ионафаном (Рудневым) в Ростовский музей церковных древностей (в наст. время в ГМЗРК). Иерарх в бело-голубом богослужебном облачении - саккосе, омофоре и митре, в правой руке жезл с бантом и сулоком, левая покоится на страницах книги с текстом: «Светильник ногама моима закон Тво[й] и Свет стезям моим» (Пс 118. 105). По иконографии образ повторяет портрет архиеп. Авраама (Шумилина) 1840 г. работы худож. Н. Д. Мыльникова, происходящий из Ярославского архиерейского дома (ЯХМ). В кон. XIX в. портрет Е., написанный маслом, находился в актовом зале Ярославской ДС, его изображения хранились во мн. семьях духовенства. |
56–62. Вышеприведённое письмо Евгения Казанцева биограф его разыскал у родственников архиепископа Авраама Шумилина). – Итак, вот какие эпизоды иногда бывают в истории души человеческой!.. Вот какими крепкими узами связываются души живущих с душами умерших!.. Да, да! Эти узы несомненно есть... Но вот что в данном случае замечательно. Прошло довольно лет. Архиепископ Евгений был уже на рязанской кафедре – и в 1832 г. ему поручено было от Св. Синода отправиться в Воронеж – для предварительного освидетельствования мощей Святителя Митрофанова – пред их всенародным раскрытием – и для обследования чудес... Что же? Он весьма критически и недоверчиво относился к рассказам о тех якобы видениях, которые были от святителя Митрофана местному тогдашнему Воронежскому Архиерею Антонию Смирницкому ни другим лицам, и, по собственному его призванию, много уронил себе в глазах многих сил делом... По видимому, – сам имевший такие яркие и действенные видения во сне – в бытность во Пскове, – Евгений должен был, более доверчиво относиться к видениям других лиц, касающихся загробного мира... Так-то забываются прежние уроки жизни!.. Но – вообще: трудно бывает оценить и измерить глубины духа человеческого... Скрыты и непонятны бывают иногда его побуждения н намерения... Никто же весть яже в человеце, точию духе человека, живущий в нем... 96 Разумеются списки Высочайшего рескрипта м. Евгению за поднесенную им книгу «Описание плана новооткрытой в Киеве первобытной Десятинной церкви». Преосв. Григорий Постников , епископ ревельский, ректор С.-Петерб. д. Академии – в письме к преосв. Филарету Московскому – от 30 авг. 1825 г.– вот что писал по этому поводу: «Вот и новость: Киевский (т. е. м. Евгений) получил милостивый рескрипт за описание новооткрытой им церкви. |
Примечание. В рассказе о женитьбе Исаака (24) не просто изображается быт еврейских патриархов, а подчеркнуто твердое намерение Авраама не вступать в родство с хананеями. Это намерение превратилось позднее в строгий запрет, который был продиктован угрозой нравственного и религиозного разложения, идущей от ханаанского язычества. Образ Исаака в Бытии менее рельефен, чем образы Авраама и Иакова. Только подтверждается, что благословение Авраамово почиет и на Исааке (26,2–5), и рассказывается о случае с Исааком, который во всем аналогичен подобному эпизоду в истории Авраама (26,6-33; ср. 20). В обоих сказаниях допущен анахронизм: юго-запад Ханаана назван землей филистимской, хотя филистимляне появились там на несколько веков позже. Авраам не случайно назван «другом Божиим» (Иак 2,23). Его вера проникнута и духом безоговорочного доверия к Создателю, и чувством таинственной близости к Нему. Господь приходит в шатер Авраама, чтобы разделить с ним трапезу. Эта когда патриарх догадывается, что его посетил небесный становится образом жертвы . Ведь жертва в древности понималась как священный пир, на котором присутствует Сам Бог. Трапеза — знак единения людей, трапеза-жертва — знак их соединения с Богом. Рублевская Троица, навеянная сказанием Бытия, символизирует предмирную Евхаристию, и, в отличие от других икон Троичного Богоявления, на ней уже нет фигуры Авраама. Свидетелем и участником трапезы духовно становится как бы сам человек, молящийся перед иконой. Вопросы для повторения чем заключено значение Авраама как «отца верующих»? произошло переселение Авраама из Месопотамии? было первое слово Божие к Аврааму? четыре основных темы, звучащие в рассказе о призвании Авраама. именовался Бог Авраама? чем заключалась вера Авраама? чем заключалось данное ему обетование? был ознаменован Завет с Авраамом? характеризуется личность Авраама в Библии? чем заключались испытания Авраама? основные пункты странствия Авраама. |
Щеголев 14 , «Господь боле против прежнего, так сказать, приблизился к человечеству, приблизив к себе Авраама, или снисходя к нему до положения союзника по обоюдному завету и клятве»... «Призвание Авраама есть призвание этого мужа веры, как родоначальника всех способных подражать вере его, к такому завету, по которому под непосредственным и чрезвычайным водительством Самого Бога, в семени Авраамовом воспитывались люди особой веры и святости и приготовлялись специально к тому, чтобы послужить тайне воплощения Сына Божия, через которую имели благословиться все племена земные». Высокое значение Авраама в истории домостроительства спасения показывает, сколь разрушительные цели преследует отрицательная критика, отвергая историческое сушествование Авраама, или безусловную достоверность повествованя о нем на страницах книги Бытия. Ставя себе задачу, при изложении исторического очерка жизни патриарха Авраама, показать несостоятельность нападок отрицательной критики на Авраама, мы, естественно, должны раздвоить эту задачу, соответственно двоякому характеру нападений критики. Первую половину нашей задачи будет составлять показание неосновательности утверждения, что Авраам личность легендарная, а не историческая; во второй половине изложение истории Авраама по сказанию книги Бытия будет сопровождаться разбором тех возражений, которые делаются критикой против этого сказания, со стороны его изложения и соответствия исторической правде. Для отрицания существования Авраама, как действительной исторической личности, главным основанием у отрицательной критики является отсутствие внебиблейских свидетельств об Аврааме, современных или ближайших к той эпохе, когда он жил; а также и отсутствие точных хронологических данных для определения этой эпохи, которая поэтому отодвигается в отдаленнейшие доисторические времена. |
Сам Авраам, по словам Апостола, верою поселившийся в земле обетования, ждал «основания имущего города: ему же художник и содетель Бог» ( ). Как носитель истинной религии, хранитель мессианских чаяний, благ духовных, патриарх пламенно желал пришествия спасительного семени жены, истинного упокоения своих потомков в царстве Мессии ( ). Но сам Авраам не дождался наступления этого царства, он радовался, только издалека созерцая его ( ). Таким образом, в духовно-таинственном смысле обетование предсказывало основание Церкви Христовой, членами которой имели сделаться верующие – истинные чада Авраама по духу. Далее в 12 главе описывается наступление голода в земле обетованной и путешествие Авраама в Египет, опасность для патриарха из-за Сары, которой прельстился фараон, а также вразумление последнего Богом и благополучное оставление Авраамом Египта. 16. Разлучение Авраама с Лотом. Третье явление Бога патриарху (Быт. 13) После возвращения из Египта Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом около Вефиля (2–4 стихи). Между пастухами Авраама и Лота возникли распри из-за пастбищ для скота (5–7 стихи). Авраам предложил Лоту отделиться от него (8–9 стихи). Затем Лот поселился около Иордана, близ городов Содома и Гоморры (10–13 стихи). Бог в третий раз явился Аврааму и изрек ему обетования не только о наследовании земли его потомством, но и многочисленности последнего «яко песок земной» (16 стих). В ближайшем значении обетование это указывало на происхождение от Авраама израильтян, измаильтян, мадианитян и других народов. Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апостол Павел ( ; ср. ), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным семенем Авраама и наследниками обетований, данных патриарху. |
Прилагая вышесказанное к истории патриарха Авраама, как она изложена в книге Бытия, мы должны сказать, что благодаря вавилоно-ассирийским раскопкам и открытиям, 14-я глава книги Бытия в истории Авраама получает огромное значение. В этой главе содержится древнейшее указание, благодаря которому история Авраама, как частного человека, приходит в соприкосновение с общей исторей царей и царств современной ему эпохи. Но пока об упоминаемых в этой главе царях, сделавших поход на Ханаан, не находилось подтверждения во внебиблейских исторических источниках, значение 14-й главы было невелико и ее сообщение об этих царях признавалось отрицательной критикой прямо фантастическим. Однако, исторические сведения, сообщаемые клинообразными письменными памятниками, совпадают с данными 14-й главы книги Бытия. В новейшее время открытая при вавилоно-ассирийских и египетских раскопках литература клинообразных письмен, через сопоставление сообщаемых, ею сведений с данными 14-й главы книги Бытия, дает нам возможность со значительной точностью определить эпоху жизни патриарха Авраама, а равно и исторические переживания его родины, так или иначе отражавшиеся на жизни и деяниях самого Авраама. Клинописная литература ясно нам показывает, что эпоха жизни Авраама совсем не относится к временам доисторическим; что, напротив, от этой эпохи сохранилось немало письменных памятников, на основании которых можно утверждать, что мы отделены от времени жизни Авраама не более, как сорока столетиями, а Моисей от Авраама периодом всего лишь около пяти веков; таким образом, последний, при существовании уже задолго до него письменности, при свежести устных преданий, имел полную возможность записать подлинную историю Авраама, а не вымышленную; а это имеет силу даже и в том случае, если оставить в стороне вопрос о богодуховенности писателя и смотреть на Моисея, как на обыкновенного историка. Сопоставление данных, сообщаемых клинописной литературой, с повествованием 14-й главы книги Бытия обнаруживает ценность этого повествования, как вполне исторического сообщения. 14 глава кн. Бытия, перенося нас, благодаря клинописной литературе в современную Аврааму вне-библейскую историческую обстановку, находит в этой литературе и важнейшее небиблейское свидетельство в пользу действительности исторического существования Авраама и его соприкосновения с другими действительными историческими личностями, внебиблейскими-месопотамскими царями. |
Наш библейско-исторический очерк о патриархе Аврааме естественным образом распадается на два отдела. В первый отдел войдет привлечение к библейской истории о патриархе внебиблейских данных из области ориентологии; во втором отделе, после изложения вообще взгляда священных ветхозаветных и новозаветных книг на личность Авраама, будет изложена сама история Авраама по книге Бытия с апологетическими комментариями. В первом отделе намечаются следующие более частные задачи. Во-первых, показать, что библейское сообщение 14 главы книги Бытия о походе месопотамских царей имеет для себя подтверждение во вне-библейских письменных свидетельствах, благодаря которым, вместе с исторической ценностью упомянутой главы, выясняются подробности современной Аврааму эпохи и проливается яркий свет на вопросы хронологического и географического характера. Во-вторых, показать, что в мифологических рассказах древних народов и, что особенно важно, в современных Аврааму и существовавших на его родине легендарных сказаниях, герои изображаются совсем не такими чертами, какими изображается Авраам в книге Бытия. Эти внебиблейские данные приводят к заключению, что патриарх Авраам не вымышленная, а действительная историческая личность. Переходом ко второму отделу будет служить глава, где будет показано, что так именно, как на действительную историческую личность, смотрит на Авраама весь Ветхий и Новый Завет , – все священные книги, где только упоминается имя Авраама; все пророки и апостолы – богодухновенные писатели этих книг. Руководимые в своих воззрениях на Авраама просвещением от Духа Святого ( ), богодухновенные писатели в то же время вполне доверяли и бытописателю Моисею, который, и с человеческой даже точки зрения, имел возможность изложить историю жизни Авраама совершенно согласно с действительностью. Второй отдел нашего труда – изложение истории Авраама, соответственно книге Бытия, вследствие своей обширности, естественно, должен занять собой несколько глав; тем более, что в продолжительной жизни Авраама достаточно отдельных периодов и выдающихся событий, благодаря чему получается полное удобство в делении его истории на главы. |
Ввиду отсутствия на русском языке специального очерка жизни праотца Авраама в апологетическом освещении, нам кажется, что наш труд будет некоторым противодействием тем «историям еврейского народа», и тому подобным сочинениям, в которых личность Авраама или лишается приписываемых ей Библией высоких нравственных качеств, или же совершенно присуждается на небытие в строго историческом смысле 13 . Не говоря уже о том, что все нападки отрицательной критики, направленные против личности Авраама, подрывают авторитет книги Бытия, как богодухновенной книги, и, следовательно, должны быть опровергаемы самым решительным образом; сама личность Авраама, его действительное историческое существование, правдивость изображеня его истории в книге Бытия должны быть защищаемы с особой энергией, ввиду чрезвычайной и исключительной важности положения, занимаемого Авраамом и в истории богоизбранного израильского народа, и в истории богооткровенной религии, и в деле домостроительства нашего спасения. Авраам, с его верой в истинного Бога, стяжавшей ему наименование «отца верующих» ( ), с полученными им божественными обетованиями о Мессии, есть начало того промыслительного о спасении рода человеческого пути, на другом конце которого стоит «Сын Авраамов» – Господь Иисус Христос . Апостол Павел писал кориифянам: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( ). Высказываемая апостолом мысль в приложении к Аврааму может быть перефразирована таким образом: «если Авраама в действительности не было, то все ветхозаветное учение тщетно, тщетна и вера в грядущего Мессию». Лишь в лице Авраама Бог вступает в особый союз с человеком, избирает особый народ, которому предстоит быть средой, где будет жить и совершит свое великое дело Божественный Искупитель; лишь Авраам первый получает определенное обетование, что Спаситель мира, который принесет благословение всем племенам земным, произойдет именно из его потомства ( ) «В лице Авраама», говорить проф. |
|