001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
(несторианская и халдейская) традиция отличалась меньшей полемичностью и аскетической направленностью. Отмечается даже негативное отношение в восточносир. среде к подвигу столпничества, важному для западносир. монашества ( Fiey. 2004. P. 7-8). Тем не менее несторианами было написано немало житий подвижников и основателей мон-рей: Авраама Кашкарского , Авраама Натфарского , Раббан Хормизда и др. Житийные повествования включались в сборники, подобные «Книге начальников» Фомы Маргского и «Книге целомудрия» Ишоднаха , еп. Басрского (оба IX в.). Бытование в богослужебной традиции агиографических текстов определялось включением их в различные минологические и др. сборники. Из западносирийских следует назвать яковитский Синаксарь, текст которого в версии патриарха Михаила Сирийца находится в рукописях 12/17 и 12/18 сиро-яковитского Патриархата в Дамаске. Языковые и жанровые особенности сир. Ж. л. мало исследованы. Ее язык развивался под влиянием переводов с греческого и не представлял собой ничего выдающегося в филологическом плане. Сир. агиография, даже в наивысших своих проявлениях, таких как «Жития восточных святых» Иоанна Эфесского, не достигла высот стиля Кирилла Скифопольского или Леонтия Неапольского. Отчасти причиной этого была относительная бедность сир. языка в сравнении с греческим. Ж. л. сирийцев осталась по большей части монашеским чтением, не став популярной в широких кругах, как в визант., эфиоп. или копт. мире. Случаи возникновения т. н. агиографических романов (таких как Житие Андрея Юродивого) в сир. среде редки, к их числу можно отнести «Роман о Юлиане» и Сказание о «человеке Божием», к-рое впосл. было заимствовано греками и превращено в Житие прп. Алексия, человека Божия. Научное исследование сир. Ж. л. было начато C. Э. Ассемани , опубликовавшим в 1748 г. в Риме сборник сир.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Примечание. В рассказе о женитьбе Исаака (24) не просто изображается быт еврейских патриархов, а подчеркнуто твердое намерение Авраама не вступать в родство с хананеями. Это намерение превратилось позднее в строгий запрет, который был продиктован угрозой нравственного и религиозного разложения, идущей от ханаанского язычества. Образ Исаака в Бытии менее рельефен, чем образы Авраама и Иакова. Только подтверждается, что благословение Авраамово почиет и на Исааке (26,2–5), и рассказывается о случае с Исааком, который во всем аналогичен подобному эпизоду в истории Авраама (26,6-33; ср. 20). В обоих сказаниях допущен анахронизм: юго-запад Ханаана назван землей филистимской, хотя филистимляне появились там на несколько веков позже. Авраам не случайно назван «другом Божиим» (Иак 2,23). Его вера проникнута и духом безоговорочного доверия к Создателю, и чувством таинственной близости к Нему. Господь приходит в шатер Авраама, чтобы разделить с ним трапезу. Эта когда патриарх догадывается, что его посетил небесный становится образом жертвы . Ведь жертва в древности понималась как священный пир, на котором присутствует Сам Бог. Трапеза — знак единения людей, трапеза-жертва — знак их соединения с Богом. Рублевская Троица, навеянная сказанием Бытия, символизирует предмирную Евхаристию, и, в отличие от других икон Троичного Богоявления, на ней уже нет фигуры Авраама. Свидетелем и участником трапезы духовно становится как бы сам человек, молящийся перед иконой. Вопросы для повторения чем заключено значение Авраама как «отца верующих»? произошло переселение Авраама из Месопотамии? было первое слово Божие к Аврааму? четыре основных темы, звучащие в рассказе о призвании Авраама. именовался Бог Авраама? чем заключалась вера Авраама? чем заключалось данное ему обетование? был ознаменован Завет с Авраамом? характеризуется личность Авраама в Библии? чем заключались испытания Авраама? основные пункты странствия Авраама.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67514

Щеголев 14 , «Господь боле против прежнего, так сказать, приблизился к человечеству, приблизив к себе Авраама, или снисходя к нему до положения союзника по обоюдному завету и клятве»... «Призвание Авраама есть призвание этого мужа веры, как родоначальника всех способных подражать вере его, к такому завету, по которому под непосредственным и чрезвычайным водительством Самого Бога, в семени Авраамовом воспитывались люди особой веры и святости и приготовлялись специально к тому, чтобы послужить тайне воплощения Сына Божия, через которую имели благословиться все племена земные». Высокое значение Авраама в истории домостроительства спасения показывает, сколь разрушительные цели преследует отрицательная критика, отвергая историческое сушествование Авраама, или безусловную достоверность повествованя о нем на страницах книги Бытия. Ставя себе задачу, при изложении исторического очерка жизни патриарха Авраама, показать несостоятельность нападок отрицательной критики на Авраама, мы, естественно, должны раздвоить эту задачу, соответственно двоякому характеру нападений критики. Первую половину нашей задачи будет составлять показание неосновательности утверждения, что Авраам личность легендарная, а не историческая; во второй половине изложение истории Авраама по сказанию книги Бытия будет сопровождаться разбором тех возражений, которые делаются критикой против этого сказания, со стороны его изложения и соответствия исторической правде. Для отрицания существования Авраама, как действительной исторической личности, главным основанием у отрицательной критики является отсутствие внебиблейских свидетельств об Аврааме, современных или ближайших к той эпохе, когда он жил; а также и отсутствие точных хронологических данных для определения этой эпохи, которая поэтому отодвигается в отдаленнейшие доисторические времена.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-patri...

Сам Авраам, по словам Апостола, верою поселившийся в земле обетования, ждал «основания имущего города: ему же художник и содетель Бог» ( ). Как носитель истинной религии, хранитель мессианских чаяний, благ духовных, патриарх пламенно желал пришествия спасительного семени жены, истинного упокоения своих потомков в царстве Мессии ( ). Но сам Авраам не дождался наступления этого царства, он радовался, только издалека созерцая его ( ). Таким образом, в духовно-таинственном смысле обетование предсказывало основание Церкви Христовой, членами которой имели сделаться верующие – истинные чада Авраама по духу. Далее в 12 главе описывается наступление голода в земле обетованной и путешествие Авраама в Египет, опасность для патриарха из-за Сары, которой прельстился фараон, а также вразумление последнего Богом и благополучное оставление Авраамом Египта. 16. Разлучение Авраама с Лотом. Третье явление Бога патриарху (Быт. 13) После возвращения из Египта Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом около Вефиля (2–4 стихи). Между пастухами Авраама и Лота возникли распри из-за пастбищ для скота (5–7 стихи). Авраам предложил Лоту отделиться от него (8–9 стихи). Затем Лот поселился около Иордана, близ городов Содома и Гоморры (10–13 стихи). Бог в третий раз явился Аврааму и изрек ему обетования не только о наследовании земли его потомством, но и многочисленности последнего «яко песок земной» (16 стих). В ближайшем значении обетование это указывало на происхождение от Авраама израильтян, измаильтян, мадианитян и других народов. Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апостол Павел ( ; ср. ), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным семенем Авраама и наследниками обетований, данных патриарху.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashhennoe-pis...

Прилагая вышесказанное к истории патриарха Авраама, как она изложена в книге Бытия, мы должны сказать, что благодаря вавилоно-ассирийским раскопкам и открытиям, 14-я глава книги Бытия в истории Авраама получает огромное значение. В этой главе содержится древнейшее указание, благодаря которому история Авраама, как частного человека, приходит в соприкосновение с общей исторей царей и царств современной ему эпохи. Но пока об упоминаемых в этой главе царях, сделавших поход на Ханаан, не находилось подтверждения во внебиблейских исторических источниках, значение 14-й главы было невелико и ее сообщение об этих царях признавалось отрицательной критикой прямо фантастическим. Однако, исторические сведения, сообщаемые клинообразными письменными памятниками, совпадают с данными 14-й главы книги Бытия. В новейшее время открытая при вавилоно-ассирийских и египетских раскопках литература клинообразных письмен, через сопоставление сообщаемых, ею сведений с данными 14-й главы книги Бытия, дает нам возможность со значительной точностью определить эпоху жизни патриарха Авраама, а равно и исторические переживания его родины, так или иначе отражавшиеся на жизни и деяниях самого Авраама. Клинописная литература ясно нам показывает, что эпоха жизни Авраама совсем не относится к временам доисторическим; что, напротив, от этой эпохи сохранилось немало письменных памятников, на основании которых можно утверждать, что мы отделены от времени жизни Авраама не более, как сорока столетиями, а Моисей от Авраама периодом всего лишь около пяти веков; таким образом, последний, при существовании уже задолго до него письменности, при свежести устных преданий, имел полную возможность записать подлинную историю Авраама, а не вымышленную; а это имеет силу даже и в том случае, если оставить в стороне вопрос о богодуховенности писателя и смотреть на Моисея, как на обыкновенного историка. Сопоставление данных, сообщаемых клинописной литературой, с повествованием 14-й главы книги Бытия обнаруживает ценность этого повествования, как вполне исторического сообщения. 14 глава кн. Бытия, перенося нас, благодаря клинописной литературе в современную Аврааму вне-библейскую историческую обстановку, находит в этой литературе и важнейшее небиблейское свидетельство в пользу действительности исторического существования Авраама и его соприкосновения с другими действительными историческими личностями, внебиблейскими-месопотамскими царями.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-patri...

Наш библейско-исторический очерк о патриархе Аврааме естественным образом распадается на два отдела. В первый отдел войдет привлечение к библейской истории о патриархе внебиблейских данных из области ориентологии; во втором отделе, после изложения вообще взгляда священных ветхозаветных и новозаветных книг на личность Авраама, будет изложена сама история Авраама по книге Бытия с апологетическими комментариями. В первом отделе намечаются следующие более частные задачи. Во-первых, показать, что библейское сообщение 14 главы книги Бытия о походе месопотамских царей имеет для себя подтверждение во вне-библейских письменных свидетельствах, благодаря которым, вместе с исторической ценностью упомянутой главы, выясняются подробности современной Аврааму эпохи и проливается яркий свет на вопросы хронологического и географического характера. Во-вторых, показать, что в мифологических рассказах древних народов и, что особенно важно, в современных Аврааму и существовавших на его родине легендарных сказаниях, герои изображаются совсем не такими чертами, какими изображается Авраам в книге Бытия. Эти внебиблейские данные приводят к заключению, что патриарх Авраам не вымышленная, а действительная историческая личность. Переходом ко второму отделу будет служить глава, где будет показано, что так именно, как на действительную историческую личность, смотрит на Авраама весь Ветхий и Новый Завет , – все священные книги, где только упоминается имя Авраама; все пророки и апостолы – богодухновенные писатели этих книг. Руководимые в своих воззрениях на Авраама просвещением от Духа Святого ( ), богодухновенные писатели в то же время вполне доверяли и бытописателю Моисею, который, и с человеческой даже точки зрения, имел возможность изложить историю жизни Авраама совершенно согласно с действительностью. Второй отдел нашего труда – изложение истории Авраама, соответственно книге Бытия, вследствие своей обширности, естественно, должен занять собой несколько глав; тем более, что в продолжительной жизни Авраама достаточно отдельных периодов и выдающихся событий, благодаря чему получается полное удобство в делении его истории на главы.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-patri...

Ввиду отсутствия на русском языке специального очерка жизни праотца Авраама в апологетическом освещении, нам кажется, что наш труд будет некоторым противодействием тем «историям еврейского народа», и тому подобным сочинениям, в которых личность Авраама или лишается приписываемых ей Библией высоких нравственных качеств, или же совершенно присуждается на небытие в строго историческом смысле 13 . Не говоря уже о том, что все нападки отрицательной критики, направленные против личности Авраама, подрывают авторитет книги Бытия, как богодухновенной книги, и, следовательно, должны быть опровергаемы самым решительным образом; сама личность Авраама, его действительное историческое существование, правдивость изображеня его истории в книге Бытия должны быть защищаемы с особой энергией, ввиду чрезвычайной и исключительной важности положения, занимаемого Авраамом и в истории богоизбранного израильского народа, и в истории богооткровенной религии, и в деле домостроительства нашего спасения. Авраам, с его верой в истинного Бога, стяжавшей ему наименование «отца верующих» ( ), с полученными им божественными обетованиями о Мессии, есть начало того промыслительного о спасении рода человеческого пути, на другом конце которого стоит «Сын Авраамов» – Господь Иисус Христос . Апостол Павел писал кориифянам: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( ). Высказываемая апостолом мысль в приложении к Аврааму может быть перефразирована таким образом: «если Авраама в действительности не было, то все ветхозаветное учение тщетно, тщетна и вера в грядущего Мессию». Лишь в лице Авраама Бог вступает в особый союз с человеком, избирает особый народ, которому предстоит быть средой, где будет жить и совершит свое великое дело Божественный Искупитель; лишь Авраам первый получает определенное обетование, что Спаситель мира, который принесет благословение всем племенам земным, произойдет именно из его потомства ( ) «В лице Авраама», говорить проф.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-patri...

иерей Вячеслав Зыков Библейский патриарх Авраам Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим.» ( , ) «Неоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.» ( ) Введение В трех величайших религиях – иудейской, христианской и магометанской (располагаем их хронологически), – последователи которых составляют около половины населения всего мира, свято чтится имя библейского патриарха Авраама 1 . Иудеи чтут Авраама, как великого родоначальника их народа; считая его своим «отцом», они считают себя на этом основании непременными членами царства Мессии ( ), пришествия Которого и по сие время чают. Христиане в лице патриарха Авраама чтут праотца по плоти Господа Иисуса Христа (Мтф. 1), великого учителя вреы и покорности воле Божий, удостоившегося высоких наименований – «отца верующих» ( ) и «друга Божия» ( ). Наконец, священная книга магометан – Коран, изобилующая великими восхвалениями Авраама, связывает с именем последнего происхождение магометанства через Измаила, который по Корану и есть сын обетования. Несмотря на почитание патриарха Авраама многими миллионами людей и в продолжение целых тысячелетий, на западе против личности Авраама давно уже ведется дружный поход представителей, так называемой, отрицательной критики. Более скромные из критиков, допуская историческое существование Авраама, как известной личности, подвергают самому строгому разбору историю его жизни, как она изложена в книге Бытия, указывая на каждом шагу противоречия, вымыслы, преувеличения и проч. Другие критики, более решительные, просто отвергают существование Авраама, как исторической личности, считая его за очеловеченное древнее божество, или низводя его в разряд мифических национальных героев, олицетворяющих собой идеалы народного самосознания, видя в его истории олицетвореиие целой эпохи исторической жизни народа и т. д.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-patri...

Только что сказанным намечается ход предпринимаемого нами исторического очерка жизни патриарха Авраама. Прилагая к нашему труду эпитет «исторический», мы тем самым показываем, что исследование об Аврааме будет касаться только исторической стороны его жизни. Другая сторона жизни и личности Авраама – богословско-догматическая, – касающаяся коренного воззрения на отношение Бога к человеку и выдвигающая вопрос о возможности и характере Богоявлений и откровений, бывших Аврааму и передаваемых в книге Бытия, нами по существу не затрагивается. Вопрос этот вполне может быть предметом особого отдельного исследования; в нашем же очерке «историческом» указанные Богоявления и откровения могут быть рассматриваемы, как известного рода исторические факты, так или иначе отражавшиеся на психологических переживаниях Авраама, его жизни и деяниях. При изложении исторического очерка жизни Авраама, имеет важное значение то, что сам Авраам верил в те божественные откровения и воздействия, о которых повествуется в книге Бытия. Верил именно, как в исходящие от истинного Бога, и, сообразно с ними, направлял свою деятельность; для Авраама Богоявления и откровения были историческими фактами. Поэтому мы, ставя себе задачей именно «исторический» обзор жизни Авраама, имеем достаточное основание не входить в рассмотрение вопроса о возможности вообще, в том или ином виде, божественных откровений и воздействий на человека. Авраам, как историческая личность, может интересовать даже человека равнодушного к вопросам религиозной веры. Указывать такому человеку на возможность бывших Аврааму богоявлений значило бы сходить с исторической почвы и вступать в напрасное пустословие ( ). Тогда как показание исторической достоверности библейского повествования об Аврааме может располагать и маловерующего к признанию и божественных откровений. Исторический очерк жизни Авраама будет служить показанием, что божественные откровения, о которых повествует Библия, даются на фоне действительной истории, достоверность которой не могут опровергнуть все усилия отрицательной критики.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-patri...

По апокрифу, после изречения благословения на Авраама 6 , Бог повелевает ему принести в жертву «оуницю тризу (трехлетнюю), козу тризу, и овен триз, и горлицу и голубь» 7 . Но прежде требует 40-дневного поста: «оухрани ми ся от всякого брашна исходящего от огня и от пития виньнаго и от помазанья масльна дниим. ти тогда возложиши ми требу. юже ти заповедах на месте еже ти покажю на горе высоце. и ту покажю ти векы глаголом моим. сздания и оутвержения створения и поновения» 8 . Пост этот, вовсе не упоминаемый в библии, должно почитать совершенно естественным распространением библейского изложения, представлявшимся необходимым для очищения Авраама и приготовления его к восхищению на небо. Страх напал на Авраама после обращения к нему Бога: «и бых яко камык и надохниц на земли». Ангел Иоиль является для ободрения Авраама, рассказывает ему о своем значении на небе, говорит, что он послан зажечь дом отца его и благословить его. Введение Иоиля, не упоминаемого в настоящем случае в библии, объясняется с одной стороны необходимостью утешения и ободрения Авраама, а с другой – необходимостью участия сверхъестественной силы для предстоящего восхищения на небо. Изображение ангела напоминает апокалипсические изображения того же рода. Сорок дней и сорок ночей ведет ангел Авраама до места жертвоприношения: «и хлеба не ях, ни воды не пих, зане брашно мое бяше и питие мое зрети на ангела», говорит Авраам. Это и был пост, предшествовавший жертвоприношению. Когда они пришли на гору Хорив и когда явились жертвенные животные, Иоиль дает след. наставления Аврааму: «все се исколи и протеши. собрави полома в прем. др. сп. (со)бравы полтема а птицю не протесаи.

https://azbyka.ru/otechnik/6/obozrenie-vethozavetn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010