001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЭБТЭРА предыдущая статья Т. 16 , С. 528 опубликовано: 19 ноября 2012г. ДЭБТЭРА [эфиоп. одно из основных значений в геэзе - скиния], в Эфиопской Церкви особая категория мирян, получивших духовное образование и выступающих во время богослужений в роли певчих и танцоров. Происхождение Д. остается неясным, однако нет сомнений в том, что они уже существовали при эфиоп. династии Соломонидов , т. е. после 1270 г. В этимологии термина, к-рую обычно возводят к древнегреч. ([снятая и выделанная] кожа, шкура; кожаный шатер или навес), можно видеть параллель с ветхозаветными левитами, служившими при скинии . Попытки отечественных и зарубежных исследователей отнести Д. к духовенству несостоятельны, поскольку над ними не совершается таинство хиротонии , более того, не существует никакой церемонии приема в Д. или исключения из их числа. Традиционно Д. называют тех, кто не приняли сана, но окончили высшую церковную школу, причем речь может идти о любой из 3 ее ступеней: Зема бет ( - дом музыки), где изучают гимны и песнопения на весь год, литургику, Часослов, а также искусство хорового пения; Кэне бет ( - дом поэзии), где знакомятся с духовными стихами на языке геэз и учатся их составлять, и Мэцхаф бет ( - дом Писания), где готовят комментаторов ВЗ, НЗ и святоотеческих писаний, знатоков в области канонического права и календарных вычислений. Д. подвизаются при церквах, поют и исполняют священные танцы внутри церковной ограды и при крестных ходах; хотя сами они не могут совершать литургию, их участие в богослужении считается обязательным.

http://pravenc.ru/text/180802.html

39 книг современного Ветхого Завета согласно свидетельствам раннего еврейского предания изначально делились на 24. Талмуд и раввинистическая литература указывают, что существовало пять книг Закона, восемь книг Пророков и одиннадцать книг Писаний. Современная Еврейская Библия сохраняет это трёхчастное строение. Помимо принятого в иудейской традиции деления книг, совершались попытки разделить их на 22 – Руфь объединялась с Судьями, а Плач Иеремии – с Иеремией. Такое соединение соответствует количеству букв еврейского алфавита. Тора Невиим Кетувим ранние пророки – невим ришоним Берешит (В начале) Иисус Навин Йегошуа Псалтырь Тегилим Шмот (Имена) Шотфим Притчи Мишлей Вайикра (И призвал) 1 Царств Шмуэль Алеф (1 Самуила) Бемидба (В пустыне) 2 Царств Шмуэль Бет (2 Самуила) Песнь Песней Шир гаширим Второ- законие Дварим (Слова) 3 Царств Мелахим Алеф (1 Царей) 4 Царств Мелахим Бет (2 Царей) Плач Иеремии Эйха (Как) Поздние пророки – Невиим ахароним Большие пророки Иссаия Иешайягу Екклезиаст Кохелет Иеремия Ирмиягу Есфирь Иезекииль Йехезкель Даниил Даниэль Малые пророки Неемия Нехемья 1 Паралипо- менон Диврей гаямим Алеф (1 Хроник) Овадья 2 Паралипо- менон Диврей гямим Бет (1 Хроник) Аввакум Хавакук Софония Цфания Захария Зехарья Малахия Разделение книг с Септуагинте и Вульгате Разделение книг в Септуагинте и Вульгате зависит от их содержания – книги делятся на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Кроме того, и Вульгата, и Септуагинта содержат неканонические книги. Они также расположены в зависимости от содержания. Какое расположение книг перешло в церковно-славянскую и русскую Библию . 3аконоположительные книги – Genesis – Бытие – Exodus – Исход – Leviticuc – Левит – Numeri – Числа – Deuteronomimum – Второзаконие Исторические – Iosue – Иисус Навин – Iudicum – Судьи – Ruth – Руфь – I Samuelis (1 Самуила) – 1 Царств – II Samuelis (2 Самуила) – 2 Царств

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobykin/vvedeni...

Примечание. В рассказе о женитьбе Исаака (24) не просто изображается быт еврейских патриархов, а подчеркнуто твердое намерение Авраама не вступать в родство с хананеями. Это намерение превратилось позднее в строгий запрет, который был продиктован угрозой нравственного и религиозного разложения, идущей от ханаанского язычества. Образ Исаака в Бытии менее рельефен, чем образы Авраама и Иакова. Только подтверждается, что благословение Авраамово почиет и на Исааке (26,2–5), и рассказывается о случае с Исааком, который во всем аналогичен подобному эпизоду в истории Авраама (26,6-33; ср. 20). В обоих сказаниях допущен анахронизм: юго-запад Ханаана назван землей филистимской, хотя филистимляне появились там на несколько веков позже. Авраам не случайно назван «другом Божиим» (Иак 2,23). Его вера проникнута и духом безоговорочного доверия к Создателю, и чувством таинственной близости к Нему. Господь приходит в шатер Авраама, чтобы разделить с ним трапезу. Эта когда патриарх догадывается, что его посетил небесный становится образом жертвы . Ведь жертва в древности понималась как священный пир, на котором присутствует Сам Бог. Трапеза — знак единения людей, трапеза-жертва — знак их соединения с Богом. Рублевская Троица, навеянная сказанием Бытия, символизирует предмирную Евхаристию, и, в отличие от других икон Троичного Богоявления, на ней уже нет фигуры Авраама. Свидетелем и участником трапезы духовно становится как бы сам человек, молящийся перед иконой. Вопросы для повторения чем заключено значение Авраама как «отца верующих»? произошло переселение Авраама из Месопотамии? было первое слово Божие к Аврааму? четыре основных темы, звучащие в рассказе о призвании Авраама. именовался Бог Авраама? чем заключалась вера Авраама? чем заключалось данное ему обетование? был ознаменован Завет с Авраамом? характеризуется личность Авраама в Библии? чем заключались испытания Авраама? основные пункты странствия Авраама.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67514

Щеголев 14 , «Господь боле против прежнего, так сказать, приблизился к человечеству, приблизив к себе Авраама, или снисходя к нему до положения союзника по обоюдному завету и клятве»... «Призвание Авраама есть призвание этого мужа веры, как родоначальника всех способных подражать вере его, к такому завету, по которому под непосредственным и чрезвычайным водительством Самого Бога, в семени Авраамовом воспитывались люди особой веры и святости и приготовлялись специально к тому, чтобы послужить тайне воплощения Сына Божия, через которую имели благословиться все племена земные». Высокое значение Авраама в истории домостроительства спасения показывает, сколь разрушительные цели преследует отрицательная критика, отвергая историческое сушествование Авраама, или безусловную достоверность повествованя о нем на страницах книги Бытия. Ставя себе задачу, при изложении исторического очерка жизни патриарха Авраама, показать несостоятельность нападок отрицательной критики на Авраама, мы, естественно, должны раздвоить эту задачу, соответственно двоякому характеру нападений критики. Первую половину нашей задачи будет составлять показание неосновательности утверждения, что Авраам личность легендарная, а не историческая; во второй половине изложение истории Авраама по сказанию книги Бытия будет сопровождаться разбором тех возражений, которые делаются критикой против этого сказания, со стороны его изложения и соответствия исторической правде. Для отрицания существования Авраама, как действительной исторической личности, главным основанием у отрицательной критики является отсутствие внебиблейских свидетельств об Аврааме, современных или ближайших к той эпохе, когда он жил; а также и отсутствие точных хронологических данных для определения этой эпохи, которая поэтому отодвигается в отдаленнейшие доисторические времена.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-patri...

Даже по своему наружному виду, по блеску, которым сияло всё Его тело, Сидевший на престоле отличался от человека: И видех яко видение илектра, яко видение огня внутрь его окрест, от видения чресл и выше, и от видения чресл даже до долу видех видение огня (ст. 27). Описывая тело Сидевшего на престоле, пророк говорит сначала о верхней его части, начиная от чресл, а потом и о нижней. Первая была подобна илектру (в русской библии: «пылающий металл»). Пророк издали видел нечто подобное илектру среди огня в великом облаке (ст. 5); теперь ясно, что именно видел тогда пророк, хотя и в неопределённых очертаниях: уже издали сияла подобная илектру верхняя часть тела Сидевшего на престоле. Вокруг (окрест) подобного илектру тела Сидевшего было видение огня внутри престола (внутрь его); огонь образовывал круг, обнимавший собою Сидевшего на престоле. Нижняя же часть тела Его имела вид огня: огонь служил как бы одеждою для Сидевшего на престоле, от чресл даже до долу. Подобным же образом пророк Иезекииль описывает тело Сидевшего на престоле и в 8-ой главе, ст. 2: И видех, и се подобие мужа, от чресл Его даже до низу огнь, от чресл же Его вверх Его якоже видение зари, и яко взор илектра; илектр, состоявши, как сказано, из смеси золота и серебра, притом раскалённый, уподобляется здесь заре. В приведённом месте из 8-ой главы вовсе не содержится слов: яко видение огня внутрь его окрест; эти слова представляют много трудностей для объяснения. Еврейское выражение, которому они соответствуют, буквально значит: «как вид огня дом для него бет-ляг) вокруг». Все древние переводы слово бет «дом» принимают в смысле нарея «внутри» и переводить: внутри его вокруг. Но, во-первых, в смысла наречия «внутри» употребляются в библии только сложные слова: слово же бет в таком значении нигде не употребляется.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozhdestvensk...

Ыйсанын суу менен басышы 16 Кеч киргенде, Ыйсанын шакирттери барып, 17 бир кайыкка ар жагындагы Капарноомго бет алышты. кирип калса да, Ыйса аларга али келе элек болчу. 18 Ошондо катуу шамал болуп, толкуй баштады. 19 Алар беш-алты чакырымдай кийин, суу менен кайыкка басып келе жаткан Ыйсаны коркуп кетишти. 20 Ыйса аларга: — Коркпогула, бул Мен элемин! — деди. 21 Шакирттери Ыйсаны тосуп алмакчы болушту. Ошол замат кайык алар бет алган жээкке жетип калды. Ыйса — чыныгы тартуулай турган «нан» 22 Кийинки чыгыш жагында калган эл Ыйсанын шакирттери жалгыз кайыктан башка эч бир кайыктын болбогонун эстешти да, Ыйсанын алар менен бирге кайыкка шакирттери гана кеткенин билишти. 23 Эгебиз Ыйса Кудайга келтирип сыйынгандан кийин, эл нан жеп тойгон кечээги жерге дагы башка кайыктар Тиберия шаары жактан келип жатты. 24 Ыйса менен шакирттеринин бул жерде жок экенин билген эл жанагы кайыктарга Ыйсаны издеп, Капарноомго 25 Алар Ыйсаны аркы жээгинен табышканда: — Устат, бул жерге качан — деп сурашты. 26 Ыйса: — Силерге бир чындыкты айтып коёюн: жышаан эмес, нан жеп тоюп гана Мени издеп 27 тамак эмес, бере турган тамак аракеттенгиле! Аны силерге Адам Уулу гана бере алат, анткени Кудай Ата муну ошого дайындаган, — деди. 28 Ошондо алар Ыйсадан: — Кудайдын каалоосун аткаруу эмне кылышыбыз керек? — деп сурашты. 29 Ал: — Анын жибергенине ишенгиле, Кудайдын каалоосу — ошол, — деди. 30 — Сен кандай жышаан — деп сурады эл Андан. — Биз анан сага ишенели. Кандай иш 31 «Аларга жей турган нанды берди» деп Ыйык Жазууда жазылгандай, ата-бабаларыбыз манна жешкен. 32 Ыйса аларга: — Силерге бир чындыкты айтып коёюн: нан берген Муса эмес, чыныгы нан берип жаткан Менин Атам. 33 Себеби адамзатка — Кудайдын наны, — деди.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523730

Наиболее крупные ветхозаветные апокрифы – это книга Еноха и книга Юбилеев. Первая из этих книг является эсхатологическим рассказом о том, что открылось Еноху на небесах, когда «Бог взял его» ( Быт.5:24 ). Во второй приводятся рассуждение о предопределённости всего сущего, изложенное в виде диалога между ангелом и Моисеем на горе Синай. Так же очень известны «Заветы двенадцати патриархов» – предсмертные наставления, которые даёт своим детям каждый из сыновей Иакова. Во фрагменте 2:6–5:3 рассказывается о том, как Левий взошёл сквозь небеса к престолу Божьему и узнал тайны, которые он должен был объявить людям. Во время небесного путешествия Левин ангел отвечал на его вопросы об увиденном на небе. Разделение книг в каноне. Разделение книг в Еврейской Библии. 39 книг современного Ветхого Завета согласно свидетельствам раннего еврейского предания изначально делились на 24. Талмуд и раввинистическая литература указывают, что существовало пять книг Закона, восемь книг Пророков и одиннадцать книг Писаний. Современная Еврейская Библия сохраняет это трёхчастное строение. Помимо принятого в иудейской традиции деления книг, совершались попытки разделить их на 22 – Руфь объединялась с Судьями, а Плач Иеремии – с Иеремией. Такое соединение соответствует количеству букв еврейского алфавита. [тора] [невиим] [кетувим] Берешит (В начале) Бытие Шмот (Имена) Исход Ва-йикра (И призвал) Левит Бе-мидбар (В пустыне) Числа Дварим (Слова) Второзаконие Ранние пророки Йехошуа Иисус Навин Шофтим Судей Шмуэль Алеф (1 Самуил) 1 Царств Шмуэль Бет (2 Самуила) 2 Царств Мелахим Алеф (1 Царей) 3 Царств Мелахим Бет (2 Царей) 4 Царств Поздние пророки Большие пророки Йешайяху Исаия Ирмиягу Иеремия Йехезкель Иезекииль Малые пророки Хошеа Осия Йоэль Иоиль Амос Амос Овадья Авдий Йона Иона Миха Михей Нахум Наум Хавакук Аввакум Цфания Софония Хагай Аггей Зехарья Захария Малахия

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobykin/vvedeni...

29 Пабыл: — Азбы, айтор бир убакта сиз гана эмес, мени угуп тургандардын баары, мына бул кишенимден башка, дал мендей болушун Кудайдан тилейм. 30 Пабыл ушундай дегенде, падыша Агрипа ордунан турду. Аны менен бирге губернатор Фест, падышанын карындашы Бернике жана залда отургандардын баары жапырт ордуларынан турушту. 31 Залдан чыгып баратканда, бири бирине: — Бул кишинин кескидей же камагыдай айыбы жок экен, — дешти. 32 Агрипа Фестке: — Эгер падышанын талап кылбаганда, бошотуп жиберсе болор эле, — деди. 27 Пабылдын Римге сапар тартышы 1 Биздин Италияга кетерибиз аныкталган алар Пабыл менен дагы камактагы бир нече адамды «Император кошууну» деп аталган аскер башысы болгон Жулий деген кишинин колуна тапшырышты. 2 Биз Адрамит шаарынан чыгып, Асия аймактарын бойлоп турган кеме менен Тесалоникадан келген македониялык Аристарх да биз менен кошо чыкты. 3 Эртеси Сидон шаарына келдик. Жулий Пабылга ырайым кылып, ага достору менен жолугуп, муктаж болгон нерселерин камдап алууга уруксат берди. 4 Ал жактан чыкканда, ачык бет шамал сокконунан улам, Кипр аралын пааналап отурдук. 5 Анан Киликия менен Памфилия аймактарын жандап Лукия аймагындагы Мира шаарына келдик. 6 башы ал жерден Италияга кете турган александриялык кемени таап, бизди ошого салды. 7 Бир нече бою зор кыйынчылыктар менен отуруп, акыры Книт деген шаарга жакындадык. Бирок кургакка жеткенге бет соккон шамал бербегендиктен, багытыбызды Крит аралынын далдаасынан Салмона тумшугун айланып 8 Жээкти бойлоп Ласая шаарына жакын жайгашкан «Жакшы порт» аттуу жерге зорго жеттик. 9 Биз ал жерде убакыт туруп калгандыктан, андан ары кеме менен коркунучтуу боло баштады. Анткени Орозо деген майрам да кеткен убак болчу. Ошондуктан Пабыл кемедегилерге: 10 — Туугандар, менимче мындан ары жолго чыгуу кеме менен гана эмес, да кооптуу, — деп эскертти.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523730

Сам Авраам, по словам Апостола, верою поселившийся в земле обетования, ждал «основания имущего города: ему же художник и содетель Бог» ( ). Как носитель истинной религии, хранитель мессианских чаяний, благ духовных, патриарх пламенно желал пришествия спасительного семени жены, истинного упокоения своих потомков в царстве Мессии ( ). Но сам Авраам не дождался наступления этого царства, он радовался, только издалека созерцая его ( ). Таким образом, в духовно-таинственном смысле обетование предсказывало основание Церкви Христовой, членами которой имели сделаться верующие – истинные чада Авраама по духу. Далее в 12 главе описывается наступление голода в земле обетованной и путешествие Авраама в Египет, опасность для патриарха из-за Сары, которой прельстился фараон, а также вразумление последнего Богом и благополучное оставление Авраамом Египта. 16. Разлучение Авраама с Лотом. Третье явление Бога патриарху (Быт. 13) После возвращения из Египта Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом около Вефиля (2–4 стихи). Между пастухами Авраама и Лота возникли распри из-за пастбищ для скота (5–7 стихи). Авраам предложил Лоту отделиться от него (8–9 стихи). Затем Лот поселился около Иордана, близ городов Содома и Гоморры (10–13 стихи). Бог в третий раз явился Аврааму и изрек ему обетования не только о наследовании земли его потомством, но и многочисленности последнего «яко песок земной» (16 стих). В ближайшем значении обетование это указывало на происхождение от Авраама израильтян, измаильтян, мадианитян и других народов. Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апостол Павел ( ; ср. ), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным семенем Авраама и наследниками обетований, данных патриарху.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashhennoe-pis...

Прилагая вышесказанное к истории патриарха Авраама, как она изложена в книге Бытия, мы должны сказать, что благодаря вавилоно-ассирийским раскопкам и открытиям, 14-я глава книги Бытия в истории Авраама получает огромное значение. В этой главе содержится древнейшее указание, благодаря которому история Авраама, как частного человека, приходит в соприкосновение с общей исторей царей и царств современной ему эпохи. Но пока об упоминаемых в этой главе царях, сделавших поход на Ханаан, не находилось подтверждения во внебиблейских исторических источниках, значение 14-й главы было невелико и ее сообщение об этих царях признавалось отрицательной критикой прямо фантастическим. Однако, исторические сведения, сообщаемые клинообразными письменными памятниками, совпадают с данными 14-й главы книги Бытия. В новейшее время открытая при вавилоно-ассирийских и египетских раскопках литература клинообразных письмен, через сопоставление сообщаемых, ею сведений с данными 14-й главы книги Бытия, дает нам возможность со значительной точностью определить эпоху жизни патриарха Авраама, а равно и исторические переживания его родины, так или иначе отражавшиеся на жизни и деяниях самого Авраама. Клинописная литература ясно нам показывает, что эпоха жизни Авраама совсем не относится к временам доисторическим; что, напротив, от этой эпохи сохранилось немало письменных памятников, на основании которых можно утверждать, что мы отделены от времени жизни Авраама не более, как сорока столетиями, а Моисей от Авраама периодом всего лишь около пяти веков; таким образом, последний, при существовании уже задолго до него письменности, при свежести устных преданий, имел полную возможность записать подлинную историю Авраама, а не вымышленную; а это имеет силу даже и в том случае, если оставить в стороне вопрос о богодуховенности писателя и смотреть на Моисея, как на обыкновенного историка. Сопоставление данных, сообщаемых клинописной литературой, с повествованием 14-й главы книги Бытия обнаруживает ценность этого повествования, как вполне исторического сообщения. 14 глава кн. Бытия, перенося нас, благодаря клинописной литературе в современную Аврааму вне-библейскую историческую обстановку, находит в этой литературе и важнейшее небиблейское свидетельство в пользу действительности исторического существования Авраама и его соприкосновения с другими действительными историческими личностями, внебиблейскими-месопотамскими царями.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-patri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010