АВКСИЛИЙ АНТИОХИЙСКИЙ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСИЛИЙ АНТИОХИЙСКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 1 , С. 148 опубликовано: 24 декабря 2007г. АВКСИЛИЙ АНТИОХИЙСКИЙ (пам. греч. 27 нояб.) - см. Василий, А. и Сатурнин . Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Святые Греческих Православных Церквей Авксилий Атиохийский, мученик (пам. греч. 27 нояб.) - см. Василий, Авксилий и Сатурнин См.также: ААРОН мч. Иерусалимский (пам. греч. 21 окт.) - см. Иерусалимские мученики, 60 АВВАКУМ ( 1628), нмч. Солунский (пам. греч. 6 авг.) АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.) АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Список статей по запросу «Антиохийской» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Антиохийской» найдены статьи: АБДАЛЛАХ ИБН АЛЬ-ФАДЛ АНТИОХИЙСКИЙ православный арабский церковный деятель, одна из ключевых фигур в истории арабо-христианской литературы АВКСИЛИЙ АНТИОХИЙСКИЙ мч. (пам. греч. 27 нояб.) - см. Василий, Авксилий и Сатурнин АНТИОХИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 23 марта, 23 мая) АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (Антиохийский Патриархат) АНТИОХИЙСКАЯ ЧАША литургичесий сосуд, найденный в 1910 г. в Антиохии АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА - см. Богословские школы древней Церкви АНТИОХИЙСКАЯ ЭРА - см. Летосчисление АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ (III-VI вв.) АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) (обряд), древнее богослужение Антиох. Правосл. Церкви АНТИОХИЙСКОЕ КНЯЖЕСТВО гос-во крестоносцев на Ближ. Востоке (1098-1268 гг.), осн. участ. 1-го крестового похода Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Епископ Авксилий отлучил от Церкви некоего Классициана со всем его домом. Отлученный обратился к Блаженному Августину , и письмо его вызвало в Августине «целую бурю чувств и мыслей». Какими разумными доказательствами, ссылками на какие места Писания объяснит Авксилий свой поступок? отвечает ли сын за грех отца, жена за грех мужа, слуга за грех хозяина? если Господь открыл Авксилию, что он должен был поступить именно так, как он поступил, то пусть Авксилий просветит и его, Августина: «Я, старик, готов учиться у юноши; епископ в течение долгих лет, я готов принять поучения от того, кто еще и года не пробыл на епископской кафедре... не думай, что раз мы епископы, то мы не можем быть несправедливы». Авксилий, видимо, не послушался, и Августин собирался поставить вопрос об этом деле на Поместном Соборе, а если потребуется, то довести его и до сведения папы (250– 251). Интересные сведения о частной жизни Блаженного Августина сообщает Поссидий (гл. 22). Одежду он носил не роскошную, но и не бедную: «шел средним путем»; за столом он и его клирики едят овощи, но хворым и гостям подают мясо; посуда деревянная и глиняная, но ложки у всех серебряные. Вино пьют все: на юге это не излишество, но обязательная приправа к трапезе. Запрещено злословить; обедающих оповещает об этом написанное на стене двустишие: Жизнь чужую угодно тебе чернить и позорить – Прочь уйди от стола: ты недостоин его. В 429 г. вандалы переправились в Африку: Гонорат, епископ Тиавы, спрашивает Блаженного Августина , не лучше ли священнослужителям бежать и не быть свидетелями тех страшных сцен, которые, конечно, следует ожидать. Блаженный Августин ответил, что во время опасности, грозящей всем, пастырь не имеет права оставлять свое стадо: «Как бы мало народу ни оставалось, наше служение ему так необходимо, что нельзя его оставлять» (письмо 228). Он не оставил свою паству и умер 76 лет (в 430 г.) в Гиппоне, осажденной вандалами. В последней молитве своей он просил пощадить город, а если это неугодно Богу, то даровать людям мужество и силу это бедствие перенести. Рукописи |
ИГНАТИЙ III АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Игнатий III Атыйя (+ кон. 1633 - нач. 1634 ), патриарх Антиохийский (со 2 мая 1619). Происходил из Кафр-Бухума (Сирия). В 1590-х годах был секретарем (катибом) ливанского эмира Фахр ад-Дина II Маана. Несомненно по протекции этого влиятельного регионального лидера османской Сирии Игнатий был возведен в митрополиты Тира (ныне Сур) и Сидона (ныне Сайда) патриархом Иоакимом VI ибн Зияде (1593-1604). После изгнания христианами Дамаска патриарха Афанасия II Даббаса (ок. 1618) знатные представители дамасской общины обратились к Игнатию с предложением занять патриарший престол. В сопровождении Дамаска Игнатий отправился в Константинополь и был возведен на Антиохийскую кафедру Константинопольским патриархом Тимофеем II в воскресенье после Недели о самаряныне 1619 года. Обращаясь к Константинопольскому патриарху, дамасские христиане старались подчеркнуть легитимность поставления Игнатия III после свержения прежнего патриарха. Однако триполийская православная община поддержала изгнанного Афанасия, а после его смерти в начале Великого поста 1619 года возвела на патриарший престол брата Афанасия, Кирилла IV . Хиротония была организована при административной поддержке эмира Юсуфа Сайфа, правителя Сев. Ливана, и прошла в тот же день, что и интронизация Игнатия III. Антиохийский Патриархат раскололся: епархии Триполийского пашалыка (Триполи, Аккар, Мармарита, Хама, Хомс), управлявшегося кланом Сайфа, приняли сторону Кирилла; Дамаск и епископы из владений Фахр ад-Дина (Тир, Сидон, Бейрут) ориентировались на Игнатия. Противостояние христианских региональных элит совпало с борьбой феодальных кланов Маанов и Сайфа. Приблизительно в начале 1620 удалось получить султанский фирман о низложении Игнатия III и ссылке его на Кипр . Однако христиане Дамаска с большим трудом смогли привлечь на свою сторону местные власти, и указ был проигнорирован, а Кирилл не был допущен в Дамаск. |
Да наказали с ним словом патриархи Цареградский и Антиохийский: что приказывал им государь, чтоб патриарха учинить на и они, Цареградский и Антиохийский патриархи, соборовав, послали по Иерусалимскаго и по Александрийскаго патриархов, и велели им быть в Царьград, и о том деле соборовать хотят, что государь приказывал, и с собора хотят послать (в А. Б.) патриарха Иерусалимскаго и с ним о том наказав, как соборовать и учинить патриарха». К этому времени А. Я. Щелкалов был уже не опасен Борису Годунову, одержавшему решительную победу в борьбе за власть. Осенью были сведены со своих престолов митрополит Дионисий и епископ Варлаам; их сторонники среди духовенства также не избежали опалы. Московским митрополитом стал Иона, которого вскоре (в последних числах года) сменил близкий к Годунову Иов. Опалы на бояр начались с Ф. В. Шереметева, владения которого были конфискованы. Не случайно приехавшего в Москву Иоакима поместили в бывшем доме Шереметева, определенно показывая, чьей козырной картой был Антиохийский патриарх! Один за другим были обвинены и сосланы Шуйские. Годунов не спешил с окончательным расчетом, но, казалось, помнил предсказание казненного им купца. 16 ноября Иван Петрович Шуйский был в ссылке задушен дымом; в был убит боярин и воевода Андрей Иванович Шуйский. За Шуйскими последовало множество их сторонников: бояр, окольничих и думных дворян, а также детей боярских (младший дворянский чин) и купцов. Борис Годунов действовал решительно и безжалостно. По обвинению «в неправдах многих перед государем» подозрительных правителю «царских дворян, и служилых людей, и приказных, и гостей, и воинских людей… разослаша в Поморские городы, и в Сибирь, и на Волгу, и на Терек, и в Пермь Великую, в темницы и в пустые места». |
Та периодизация Антиохийской школы, которой в целом придерживаемся и мы, принадлежит ее наиболее основательному исследователю X. Кину 49 : Подготовительный период: от св. Феофила Антиохийского до муч. Лукиана Антиохийского. Первый период: от муч. Лукиана Антиохийского до Диодора Тарсского. Второй период: от Диодора Тарсского до Нестория. Третий период: от Нестория до перемещения ш колы из Антиохии в Эдессу. Как видно, недостатком этой периодизации является смешение ортодоксальных и гетеродоксальных движений в Антиохийской школе. С одной стороны, это можно обосновать тем, что на разных этапах они действительно были связаны друг с другом по линии учитель – ученик; но с другой стороны, как мы увидим ниже, ортодоксальная традиция имела те особенности, которые отличают ее от гетеродоксальных течений во всем их многообразии. Она традиционно соотносила себя с «Ветхим» и «Новым» Римом, т. е. с учением Латинской и Греческой Церквей, тем самым остерегаясь от регионализма в догматике. Монофизиты и несториане, напротив, систематически противопоставляли себя «румийцам», т. е. римлянам и грекам. Историю Антиохийской школы как сложную и противоречивую картину можно представить в виде таблицы: Таблица 1 Время Ортодоксы Гетеродоксы I в. / 2 пол. II в. / 2 пол. III в. /1 пол. св. муч. Серапион Антиохийский Малхион Павел Самосатский III в. / 2 пол. св. муч. Лукиан Антиохийский, Дорофей Антиохийский IV в. / 1 пол. Евсевий Никомидийский Астерий Софист Евдоксий Евномий Евсевий Эмесский IV / 2 пол. Диодор Тарсский IV – V вв. Феодор Мопсуэстийский Несторий V в. /1 пол. Раббула Эдесский Ива Эдесский Севир Антиохийский Для периодизации Антиохийской школы имеет значение также политическая история Сирии. В этом регионе столкнулись интересы двух империй – Римской и Персидской. Обычно иранские монархи оказывали покровительство тем течениям христианства, которые в Византии оказывались раскольническими. Эта тенденция, естественно, совпадала с тем, что они по мере возможности способствовали усугублению этнических конфликтов на территории многонационального христианского государства. «С обострением борьбы с Ираном религиозные проблемы приобретали все более важное военно-политическое значение. Византия в своей борьбе все более энергично опиралась на христиан в Иране; последний, в свою очередь, также поддерживал оппозиционные религиозные группировки в Византии» 50 . |
Доказательства эти очень оригинальны. Паисий утверждает, например, что Никон имел замысел называться патриархом и папою, нарушая должное почтение к истинному папе и патриарху александрийскому, которому принадлежит это титло искони и поныне канонически (следуют доказательства из истории)!... Никон оскорбил иерусалимского патриарха, «назвав себя патриархом Нового Иерусалима, ибо он невежественно и бесстыдно назвал обитель свою новую Новым Иерусалимом, 32 забывая, что Софроний разделяет Иерусалим на древний – христоубийственный и новый – порождающий благочестие». Нужно было доказать, что Никон посягал и на права антиохийского патриарха: это было не так легко и Паисий выдумал что-то нескладное: «Никон хотел подчинить себе и антиохийский престол, стараясь обманчивою подписью и подложным сочинением быть третьепрестольным» (?). В другом месте, рассуждая о том, что московский патриарх не имеет права называть себя блаженнейшим, когда этого титла не имеет даже и патриарх антиохийский, Паисий, опять не совсем удачно (потому что Никон блаженнейшим никогда не писался), делает такие восклицания: «и так не позволено тебе, Никон, размножать твои титла! не величается же ими антиохийский, имеющий под собою 153 архиерейские престола и четырех католикосов»! Достойно замечания также, что Паисий старался представить Никона «нововводителем, поколебавшим устав и древнее церковное предание», тогда как Никон, по справедливому замечанию Епифания, «апостольских и отеческих преданий бе зело ревнитель». Это презрение Никона к священным преданиям Паисий указывает в том, что он заменил синие скрижали на мантии красными, ввел новые напевы, отменил некоторые церковные песни, внутри алтаря перед зеркалом расчесывал волосы и под. (Можно подумать, что это говорит невежественный русский раскольник, времен Никона, а не образованнейший и ученейший грек: так вражда к одному человеку невольно сближает людей, не имеющих между собою ничего общего, и которые оскорбились бы, если б им сказали, что они походят друг на друга!). |
После таких экспедиций, естественно, больше никаких восстаний против Рожера не было. Командует этим всем Георгий Антиохийский, вот этот замечательный, на самом деле гениальный православный флотоводец. Потом парадокс — Рожер начинает воевать с Византией, во главе его армии и флота — Георгий Антиохийский. Георгий берет Корфу, Керкиру — важнейшую твердыню в Ионическом архипелаге. Причем берет мирно, уговорил сдаться. Сказал, что им будет лучше жить под добрым королем Сицилии, меньше будут налоги платить, чем императору. И он их уговорил так, что византийский император не мог потом несколько лет отбить остров — население сопротивлялось. Сагитировал прямо как в советских фильмах. Дальше-хуже, потому что начались экспедиции вдоль, собственно, греческих провинций Византийской империи, то есть Пелопоннес, Коринфский перешеек, Аттика, Беотия. Георгий Антиохийский разорит Коринф, разорит Афины, разорит Фивы. Мощи святого Феодора вывез из Корфу. Велел просто грузить на корабли, разоряются церкви. Это все было с 1147 по 1148 год. Причем и Рожер, и Георгий подложили этим свинью всем: и Византии, и Второму крестовому походу, потому что у крестоносцев и Византии в этот момент очень натянутые отношения были, но все надеются, что будет мир. А это вне крестового похода, просто начали войну. Угоняли женщин, причем как? Центр шелкового производства, один из важнейших центров, была Беотия с городом Фивы. И там были ромейские и еврейские женские мастерские. Георгий провел сложнейшую операцию по тому, чтобы угнать женщин и забрать эти станки. Он эвакуировал фактически все это дело в Палермо. Не разорил, не перерезал, а перевез. Из этих вывезенных женщин в Палермо при дворце был основан Тирас. Тирас — это, с одной стороны шелковая мастерская, центр производства шелка при королевском дворе, драгоценных тканей. |
То патриархи совершенно неожиданно зададут Никону вопрос, в роде следующих: а зачем ты носишь черный клобук с херувимами? – или: а зачем ты надел на себя два креста? То встанет кто-нибудь из властей, или бояр, чтобы повторить, опять совершенно неожиданно, какую-нибудь старую улику против Никона; то все вместе закричат на него: как ты Бога не боишься! непристойные ты речи говоришь, – бесчестишь царя и святейших патриархов! Не удивительно, что и сам Никон не слишком заботился при этом о соблюдении приличий, не стеснялся в своих ответах даже патриархам. «Широк ты здесь», заметил он по одному случаю антиохийскому патриарху, – «как-то ты ответ дашь пред константинопольским патриархом!» В другой раз, когда патриархи спросили его: где жили антиохийский и александрийский патриархи в то время, как поставили Иова на патриаршество московское? – Никон ответил, что не помнит, – в то время не велик был. За подобные речи и патриархи платили ему суровыми словами. Антиохийский сказал один раз: «сам дьявол исповедует иногда истину, а Никон истины не исповедует». Обо всей этой беспорядочности происходившего на втором соборном заседании рассказ нашего историка сообщает достаточное понятие; 38 мы обратим внимание только на то, что происходило здесь особенно важного в отношении к делу Никона или, по крайней мере, такого, что должно бы иметь особенную важность. Всего важнее было на этот раз исследование об отречении Никона, происходившее и теперь в самом начале заседании. Паисий пишет даже, что к этому исследованию приступили с особенной торжественностью. Патриархи, один за другим, произнесли речи, в которых убеждали Никона говорить правду; антиохийский заключил свою речь следующими сильными словами: «И так, брат Никон, скажи ради самой правды – зачем ты отрекся от престола своего? – Ангели записывают твое признание и если солжешь, солжешь не человекам, а Духу истины, испытующему сердца». |
При вышеуказанных обстоятельствах Общество могло открыть до лишь 23 школы в Палестине. В отчете Общества за говорилось: Вот что сделали мы: мы бросились в воду, чтобы спасти брата, но нелегко это, когда и вода глубока, и утопающего отпихивает от берега стоящий подле вас . Ввиду этого и других побуждений Палестинское общество с решилось расширить круг своей деятельности, включив в нее Антиохийский патриархат или Сирию. Обстоятельства благоприятствовали указанному намерению. Патриарх Антиохийский Спиридон и многие митрополиты патриархата обратились к Палестинскому обществу с предложением принять на себя попечение о школах патриархата. Один из этих митрополитов, просивших Общество принять школы под свое покровительство, писал, что Палестинское общество, несомненно, устроилось по внушению Св. Духа. Предложение принято было с радостью. Приятно действовать в согласии и единодушно! Общество, распростирая свою деятельность на Антиохийский патриархат, знало, что оно в этом случае найдет себе поддержку, ободрение и сочувствие в высшем духовенстве, единоплеменном с народонаселением Сирии; оно понимало, что и население это отнесется к делу более сознательно и деятельно здесь, чем в Палестине, так как православные арабы Сирии развитее и не подавлены так материальной нуждой, как их собратья в соседнем патриархате. Вообще Общество надеялось и надеется, что успех его деятельности в Сирии отразится благотворно и на его деятельности в Палестине, потому что в политическом и этнографическом отношении Сирия первенствует перед Палестиной. Дело Палестинского общества в Антиохийском патриархате пошло очень успешно. Уже в из числа 13 епархий, входящих в состав этого патриархата, Общество имело свои учебные заведения в шести: Дамаской, Тиро–Сидонской, Селевкийской, Эмесской, Триполийской и Бейрутской. Правда, как и во всяком другом трудном предприятии, оно встретилось с некоторыми осложнениями. Например, ввиду более развитого населения требовались бы не одни первоначальные школы, а и средние, каких Общество открывать еще не может; но, несомненно, подобного рода осложнения не могут парализовать его деятельности. Насколько успешно идет развитие школьного дела в Антиохийском патриархате, видно из того, что к русских училищ здесь было уже 42. |
|