001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Каково бы ни было его происхождение, этот способ был известен в очень широких кругах монашества и истолковывался в полном соответствии с духовной традицией Востока; практически один Варлаам Калабрийский нападал на него; в этом Акиндин и более поздние противники учения св. Григория Паламы отреклись от Гора св. Авксентия . Наряду со и Афанасием, Палама упоминает много других имен современных ему монахов, принадлежащих к тому же направлению: Нила, родом из Италии, Селиота, Гавриила, Илию, Афанасия этих имен нам известны: это монахи горы святого Авксентия, находящейся на восточном берегу Босфора, недалеко от Лепентрин был одним из вождей партии Арсения в 1284 г. и в этом качестве принимал участие в совещаниях в Адрамиттионе, на которых Андроник II пытался восстановить мир в «Италийца» следует, вероятно, отождествить с одним из учителей Филадельфийского, о котором сообщает Никифор возможно, что это монах Нил, «прибывший из Сицилии», о котором рассказывает Пахимер, сообщая по его поводу ценные учил, что не следует давать милостыню тем, кто уже достаточно богат; Пахимер изображает это учение мерзостью, проповедуемой Нилом «на погибель Ромейской Империи» резкость Пахимера в осуждении вполне разумного учения объясняется контекстом: ученики Нила проникли в 1264 г. в окружение Иоанна Палеолога, который «любил монахов», и остановили его щедроты; несколькими строчками ниже Пахимер замечает, что «в области Меандра» «большие монастыри находились под покровительством места из Пахимера и другие сведения о Ниле, в частности, о его близости на горе св. Авксентия с Афанасием I, к которому Пахимер также питает немалое отвращение, заставляют нас предположить, что монах–италиец принадлежал к кругу монахов, которые в патриаршество святителя Афанасия проповедовали бедность монастырей

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=71266

Ему приходилось бороться и с Самарянами, выдававшими тогда какого-то Досифея за пророка, о котором говорил Моисей. Святитель собирал по этому делу собор. Святой Евлогий скончался в глубокой старости около 608 года 18 3 ]. Память 14 февраля Житие преподобного отца нашего Авксентия В царствование Феодосия 1 ] в Царьграде при дворе царском занимал важную должность один благочестивый муж, сын Адды персянина, по имени Авксентий. Он был всеми почитаем как вельможа, хорошо знающий Божественное Писание, а также и светские науки, и как человек, известный своими добрыми делами. Сей Авксентий был знаком с преподобным 2 ], который был потом икономом в великой Церкви, знал также и добродетельного монаха Иоанна, который жил при церкви святого Иоанна Предтечи в предместье Царьграда, которое известно было под именем «Евдома», вел дружеские сношение и с другими благочестивыми мужами. Желая подражать их житию, Авксентий оставил суету, славу и волнение сего мира, и стал воином небесного Царя Христа, приняв иноческое пострижение. Сначала он служил Господу в диаконском чине, потом в пресвитерском, и такую сподобился получить власть над бесами, что мог прогонять злых духов из людей, за что и прославляли его все в Царьграде. Но не славы человеческой искал святой Авксентий: она тяжела была ему; стремясь к безмолвному житию, он оставил многолюдный город, отправился в Вифинию и пришел на одну пустынную гору, называемую «Оксия», которая находилась в десяти стадиях от Халкидона. Понравилось ему то место; он взошел на холм и, воздев свои святыя руки, стал там прославлять Бога, говоря: «ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Пс.4:9). И вселился святой на той горе, которая потом по имени его была прозвана «Авксентиевой,» под каким названием упоминается гора сие в житии преподобного 3 ], пострадавшего от иконоборцев, который впоследствии жил на сей горе.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519726

Напрашивается предположение, что святитель Феолипт, вернувшись в Никею и некоторое время предаваясь здесь строгому подвижничеству, в какой-то момент поспешил на Афон для усовершенствования в духовной то есть в стяжании равноангельского жития, ибо Святая Гора тогда несомненно была наипервейшей академией духовной жизни и богомудрия. Духовная дщерь святителя – Ирина Хумнина-Палеологиня (в монашестве – Евлогия) 9 – весьма точно указывает, что он стал архиереем в 33 года, до этого 8 лет подвизаясь как монах 10 . И вероятным представляется также то, что дополнительным побуждением к его решению покинуть родные места служило желание избежать повторных искушений со стороны супруги, которая, как можно думать, осталась жить в Никее. Очень возможно, что до Афона Феолипт некоторое время подвизался на Горе святого Авксентия в Вифинии, где получил великую пользу от духовных собеседований с неким подвижником по имени Нил, которого Никифор Хумн (С. 217) называет и который, как предполагают, тождественен преподобному Нилу Италийцу 11 . Уже после пройденной на Горе святого Авксентия, Феолипт отправился на Афон. Весьма важным свидетельством в пользу его пребывания здесь является и повествование святителя Филофея Константинопольского, который, говоря о начале подвижнического пути святителя Григория Паламы , когда тот постигал начатки добродетелей (смиренномудрия, целомудрия и т. д.), замечает: научал, вместе с другими, Григория и тот подлинный светоч Филадельфийской церкви – Феолипт, который от того безмолвия и священного сожития Святой Горы перешел, или, точнее, взошел на святое предстоятельство церковное. Он был отцом из названных выше отцов, введшим Григория в таинство всего наипрекраснейшего; когда Григорий еще жил в мирской суете, он был наилучшим образом посвящен Феолиптом в священное трезвение и умную молитву, о навыке которой тот чудным образом поведал 12 . Согласно этому ценнейшему сообщению, не верить которому у нас нет никаких оснований, святитель Феолипт был возведен на Филадельфийскую кафедру тогда, когда он был хотя и молодым, но известным афонским подвижником.

https://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filadelfijskij/...

АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ) Авксентий Вифинский (ок. 420 - ок. 470 ), иеромонах , отшельник , гимнограф, преподобный . Память 14 февраля . Родился около 420 года в Сирии в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в Константинополь при императоре Феодосии II , служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Он был известен как добродетельный, ученый и мудрый человек, и имел дружбу со многими благочестивыми мужами своего времени. Около 442 г. ушел в один из вифинских монастырей, где принял монашество , был посвящен во диакона , а затем и во пресвитера . После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия , недалеко от Халкидона . Гора эта впоследствии названа была Авксентьевой. Место подвигов святого было обнаружено пастухами, искавшими заблудившихся овец. Молва о нем разнеслась, и к нему стали приходить люди за исцелением. Именем Божиим святой Авксентий исцелял множество больных и недужных. Согласно житию, в 451 году святой Авксентий был призван на IV Вселенский Собор в Халкидоне, где и прославился как обличитель Евтихиевой и Несториевой ересей, однако в актах Собора его имя отсутствует. По окончании Собора святой Авксентий снова вернулся в свою уединенную келлию на горе. С его именем связано возникновение женского монастыря Трихинареи от - власяница), ставшего предметом его особой заботы. Духовным взором он видел на большом расстоянии кончину святого Симеона Столпника (459). Скончался около 470 года, оставив после себя учеников и устроив многие монастыри в Вифинской области . На месте его подвигов был основан монастырь его имени, а сама Гора святого Авксентия стала один из крупных монашеских центров Вифинии . Мощи преподобного находились в Константинополе , о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. : «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан - пресвитер и казначей Великой церкви» и Антоний Новгородский , видевший мощи Авксентия в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» .

https://drevo-info.ru/articles/9148.html

Во всех своих сочинениях святой Григорий Палама и его единомышленники дают многочисленные ссылки на это святое событие и показывают, что Преображение Господне, как образец нашего личного обожения, – это праздник, прежде всего, монашества, празднество Святой Горы. Долгие годы святой Григорий жил у подножия Афона в Великой Лавре, в келье святого Саввы, находящейся высоко в горах. Поэтому для каждого современного святогорца Афон отождествляется с Фавором и со всякой где Господь открылся людям. Для них это и гора Сион, и гора Кармель, Елеонская гора и Голгофа. Кроме того, Афон подобен для них и другим где Господь поселился святыне (Пс. 150:1) сонме (Пс. 81:1). Это, в частности, гора Олимп в Вифинии, откуда вышли первые святогорцы, гора Латр, гора Ганос, гора святого Авксентия и другие славные монашеские центры Малой Азии, святые горы Греции. Кроме того, можно провести параллель и с горой Олимп – древним жилищем двенадцати богов. Афон сродни и святым скалам Метеоры, на самой высокой из которых находится монастырь Преображения, горам Пелопонесса, Македонии, Карпат, Сербии, Армении с ее великим Араратом, Кавказским горам и горам России, а также с маленькой святого Серафима в Саровском лесу, Монте Кассино святого Бенедикта, горой Меркурий – цитаделью византийских подвижников в Калаврии, а также со всеми другими святыми горами православного Запада. Таким образом, Афон отождествляется со всеми горами, подобными Фавору, для монахов всех времен, живущих здесь. Этой ночью в тесной часовне, где могут поместиться лишь несколько человек, в то время как остальные пытаются согреться у большого костра, горящего снаружи, голоса певчих превращаются в церковные трубы, провозглашающие миру весть о Вечном Свете. Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания скрыть способы оплаты Комментарии Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке Осталось символов: 700 Отправить Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

https://pravoslavie.ru/96303.html

Гора св. Авксентия . Наряду со святыми Феолиптом и Афанасием, св. Григорий Палама упоминает много других имен современных ему монахов, принадлежащих к тому же направлению: Нила, родом из Италии, Селиота, Гавриила, Илию, Афанасия Лепентрина. Большинство этих имен нам известны: это монахи горы святого Авксентия, находящейся на восточном берегу Босфора, недалеко от Халкидона. Афанасий Лепентрин был одним из вождей партии Арсения в 1284 г. и в этом качестве принимал участие в совещаниях в Адрамиттионе, на которых Андроник II пытался восстановить мир в Церкви. Нила «Италийца» следует, вероятно, отождествить с одним из учителей св. Феолипта Филадельфийского , о котором сообщает Никифор Хумн. Вполне возможно, что это монах Нил, «прибывший из Сицилии», о котором рассказывает Пахимер, сообщая по его поводу ценные подробности. Нил учил, что не следует давать милостыню тем, кто уже достаточно богат; Пахимер изображает это учение мерзостью, проповедуемой Нилом «на погибель Ромейской Империи» резкость Пахимера в осуждении вполне разумного учения объясняется контекстом: ученики Нила проникли в 1264 г. в окружение Иоанна Палеолога, который «любил монахов», и остановили его щедроты; несколькими строчками ниже Пахимер замечает, что «в области Меандра» «большие монастыри находились под покровительством деспота». Эти места из Пахимера и другие сведения о Ниле, в частности, о его близости на горе св. Авксентия с Афанасием I, к которому Пахимер также питает немалое отвращение, заставляют нас предположить, что монах-италиец принадлежал к кругу монахов, которые в патриаршество святителя Афанасия проповедовали бедность монастырей. Их сборным местом была гора св. Авксентия; там же начал свою монашескую жизнь первый духовный учитель, обретенный св. Григорием на Афоне, – Никодим, исихаст, принадлежавший к Ватопеду.

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/zhizn-i...

Список статей по запросу «Святым Святых» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Святым Святых» найдены статьи: АВИШСКИЙ ОРДЕН СВЯТОЙ МАРИИ духовно-рыцарский орден католической Церкви Португалии АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону АЛАДЖА, ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, МОНАСТЫРЬ расположен на северо-востоке Болгарии АЛБАНИЯ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ СОДРУЖЕСТВО православно-англикан. об-во, образованное в 1928 г. АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии) АПЕЗАНОН СВЯТОГО АНТОНИЯ АГИОФАРАНГИТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ посвященный прп. Антонию Великому (митрополия Гортины и Аркадии К-польского Патриархата, Крит) АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ КАНОНЫ - см. Каноны святых апостолов АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В АФИНАХ - см. Афины АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Святым Святых.html

Список статей по запросу «Гора» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Гора» найдены статьи: АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа БЛАЖЕНСТВ ГОРА место, где Спаситель произнес Нагорную проповедь «ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН [ДЕЛ] РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ» средневек. сочинение, повествующее об истоках христианства на Афоне и объясняющее, по какой причине это место именуется Св. Горой и «жребием» («уделом») Пресв. Богородицы ГОР в егип. мифологии одно из высших божеств ГОР Чарлз (1853 - 1932), еп. англикан. Церкви, богослов, один из лидеров 2-го поколения англо-католич. движения «ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ» один из иконографических типов Божией Матери ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока «ИГУМЕНИЯ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОНСКОЙ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чтимый образ, созданный в бывш. рус. келлии свт. Николая Чудотворца на Афоне «ИГУМЕНИЯ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОНСКОЙ», ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Уманской и Звенигородской епархии УПЦ, в с. Роги Маньковского р-на Черкасской обл. (Украина) МАСЛИЧНАЯ ГОРА Масличная гора - см. Елеонская гора Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Гора.html

Гора Святого Авксентия Преподобный Авксентий Вифинский Святая гора (ныне – Кайышдаг), испещренная скитами и монастырями, расположена близ Константинополя, в 12 километрах к юго-востоку от Халкидона. В древности она именовалась Скопа или Скопос. Византийское свое имя гора получила от сирийского святого V века – преподобного Авксентия Вифинского, который провел последние 20 лет своей жизни в пещере недалеко от вершины. В то время жаждущие пустынножительства христиане обоего пола притекали на гору, чтобы поселиться там под духовным водительством святого Авксентия. Около 460 года у подножия горы некоей Елевферой был построен Трихинарейский монастырь, где обосновалось около семидесяти инокинь. Он просуществовал до конца XII века. Ни одной мужской обители на этой горе, по-видимому, не было до VIII столетия, когда преподобный Стефан Новый создал монастырь, вмещавший около двадцати подвижников. Вскоре после основания этой обители ее строитель вместе с братией был изгнан оттуда иконоборцами, а сам монастырь был разрушен во время гонений, воздвигнутых на иконопочитателей императором Константином V. Источники XI–XIII веков сообщают о многочисленных монастырях на этом месте, в частности, упоминаются обители святого Стефана, святых Апостолов, Архангела Михаила и святой Пятерицы (то есть пяти мучеников армянских IV века: Евстратия, Авксентия и иже с ними). В последнем монастыре игуменом был знаменитый переводчик латинских текстов на греческий язык Максим Плануд. Однако этих сведений недостаточно, чтобы составить сколько-нибудь полное представление о монашеском поселении на горе Святого Авксентия в это время. Вполне возможно, что в разных источниках речь идет иногда об одной и той же обители, возрожденной в какой-то момент под другим именем (в силу того, что соборный храм получил иное посвящение). Так, монастырь Михаила Архангела был возобновлен императором Михаилом VIII, составившим устав, отличительной особенностью которого было ограничение численности монахов обители: она не должна была превышать 40 человек. Здесь некоторое время подвизался будущий патриарх Константинопольский Афанасий I.

http://pravoslavie.ru/123644.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ предыдущая статья Т. 1 , С. 145-146 опубликовано: 22 октября 2007г. Содержание АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из Минология XI в. (ГИМ) Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из Минология XI в. (ГИМ) [греч. (ок. 420, Сирия - ок. 470, Вифиния), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф. Род. в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в К-поль при имп. Феодосии II , служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Ок. 442 г. ушел в один из вифинских мон-рей, где принял постриг, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия. Согласно житию А., имп. Маркиан вызвал его на Халкид. Собор (451; см. Всел. Соборы ), где А. обличал приверженцев ересей несторианства и евтихианства , однако в актах Собора его имя отсутствует. А. был тесно связан с мон-рем Руфина во время своего второго пребывания в К-поле. Вновь покинув столицу, А. поселился в пещере Скопа в Вифинии. Впосл. на этом месте был основан мон-рь, освященный во имя А. (см. Авксентия святого гора ). Здесь А. стал аввой для Вифинии; он духовно провидел кончину прп. Симеона Столпника , вскоре после к-рой почил сам. Мощи А. находились в К-поле, о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. (Digb. lat. 112. Fol. 17-28v): «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан - пресвитер и казначей Великой церкви» (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. / Пер. Л. К. Масиеля-Санчеса // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. C. 436-464) и Антоний Новгородский , видевший мощи А. в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» (Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г. / Под ред. Х. М. Лопарева // ППС. 1899. Вып. 51. С. 1-39, 71-94).

http://pravenc.ru/text/62824.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010