Так голосят взрослые женщины в какие-то возвышенные, скорбные минуты своей жизни. Но чтобы девочка… Так в жизни маленькой Светланки появилась её первая иконка, которую она бережно сохранила до седых волос. Это потом, гораздо позже, поделившись своей тайной с бабушкой, она узнает, что изображён на ней не Бог, а святитель Николай, которого на Руси вот уже которое столетие называли просто Николой, всякий раз прибавляя к его святому имени слово чудотворец. А тогда для маленькой девочки это был Бог, у Которого она всякую свободную минуту просила излечения своей тяжко болящей матери, на что врачи, по-человечески жалея молодую, измождённую серьёзным заболеванием женщину, уже и не рассчитывали. О чём и уведомили её мужа. Девочка не знала тогда заученных слов молитв, им её, советскую школьницу, понятно, никто и не учил. Однако то, что всякий раз вырывалось из её сердца, и было самой что ни на есть горячей мольбой к Богу, с которой она взывала к этому красивому, доброму седому старику, с любовью нарисованному на круглой деревяшке, совсем ещё недавно служившей битой для игры в «классики». А только чудотворец – он и есть чудотворец. И казалось бы неизлечимо больная ещё вчера молодая женщина пусть неспешно, но уверенно пошла на выздоровление, оставив в радостном недоумении лечащих её врачей. Когда же минуло два месяца с того памятного дня, как Светланка мужественно рассталась с красивыми атласными бантами, припасёнными для праздника, он в их доме и случился. Мама выздоровела окончательно и её выписали из больницы. Эту удивительную историю мне довелось услышать от её героини в одном небольшом городке Югры Ханты-Мансийского автономного округа.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

Он сам мог рассказать священникам то, что видел, как простерлась рука Святого и коснулась языка его; когда же в ужасе поднял вопль, почувствовал, что разрешился язык его и уже ясно мог проговорить. Женщина, по имени Фотиния, приблизилась однажды с маловерием к раке святительской, думая сама в себе: если бы и этот был истинный чудотворец, то лежал бы так же в серебряной раке, как и чудотворец Петр; но как только произнесла она мысленно сей нечестивый укор, почувствовала жестокую боль в руке своей, которая внезапно отекла. Немедленно покаялась она в грехе своем и просила священников освятить воду и отслужить молебен у святых мощей, и как только окропили больную ее руку, совершенно прекратилась болезнь. И в другой раз, когда страдала она внутреннею болезнью, которая не позволяла ей даже возлечь на одр, опять исцелилась Фотиния молитвою и окроплением святою водой, при раке Святителя. Но и в наши дни совершилось чудное знамение от мощей Святителя Ионы, который ужаснул святотатных врагов, расхищавших святилище, во время нашествия на Москву Галлов и с ними двадесяти язык. Предание, еще весьма свежее, гласит, что страшное видение ужаснуло их у сей целебной раки и что чудотворец обретен был с поднятою, как бы грозящею рукою, а его богатая серебряная рака и при ней подсвечник остались неприкосновенными. Чудное по истине событие! Неужели в самом деле Французы не могли распознать металла раки, когда отдирали они и медные листы со стен собора и самый крест Ивана великого показался им золотым? Архиепископ Августин, несколько дней спустя после удаления неприятеля ночью, в сопровождении нескольких сановников, взошел в Успенский собор с робостью, опасаясь взрыва.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ист.: Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей // ПС. 1859. Ч. 2. С. 89-120; Старинный датский документ о разорении Печенгского мон-ря в 1589 г. // СбОРЯС. 1890. Т. 51. С. 5-6; Никодим (Кононов), архим. Прп. Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики: Ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 9, 14-15; Грамоты Кольского уезда // Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. С. 437-442; Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки // Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 241. Лит.: ЖСв. Кн. 1 доп. С. 537-538; Никодим (Кононов), архим. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 156-159; Голубинский. Канонизация святых. С. 352; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 559, 564; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский мон-рь, основанный прп. Трифоном. СПб., 1908. С. 24, 44; Митрофан (Баданин), иером. Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003. С. 141-143, 162, 224-243, 267, 288-289. Иером. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иоанн; 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/168364.html

35) Новодевичья монастыря село Кубенское 37 , а дано по душе князя Ивана Ивановича Кубенского; церковь Леонтей Чудотворец Ростовский, да придел Рожество Ивана Предтечи, да три Святителя. Да к тому же селу погост, а в нем церковь Архистратиг Михаил. 36) Григория Леонтьева сына Рукина, да Кирила Бухтеярова, да Кузьмы Малютина Рукина село Марьино, а в нем церковь Никола Чудотворец 38 . 37) Троицы Сергиева монастыря села Андреевского (что было Подклетное село) погост, а в погосте церковь Бориса и Глеба древяна клецки, а в ней образы и свечи и книги и все церковное строение приходских людей 39 . 38) Троицы же Сергиева монастыря вотчина, что пожаловал Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея Руссии Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Митрофана с братьею... а дал в 7094 (1586) году маия в 16 день, по отце своем Царе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии, а в иноцех Ионе, для вечного поминовения, из дворцовых сел в Звенигородском уезде село Кляпово на реке на Сетуне 40 , а в нем церковь Никола Чудотворец, а в церкви образы и книги и свечи и на колокольне колокола и все церковной строение мирское, того же села Кляпова. II. По писцовой книге 7132 (1624) и 7133 (1625) годов, письма и меры князя Ивана Леонтиевича Шаховского, да подъячего Ивана Волкова, и по книге Патриаршего Казенного приказа 1627 года. а) В городском стану: 1) За стольники, за Борисом, да за Глебом, да за Иваном Морозовыми, в поместья по Государеве грамоте 128 (1620) году село Иславское на реке на Москве 41 , а в нем церковь во имя Нерукотворенного образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клецки, да великого мученика Георгия; а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение помещиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По слову св. Григория Чудотворца 2 , они оказались, как птицы, пойманные в клетку, или как рыбы, попавшие в сеть, лишь только немного послушали Оригена , и в своей прощальной речи, сказанной при расставании с Оригеном после многолетнего пребывания при нем, Григорий Чудотворец объясняет тайну непобедимого влияния Оригена . Эта тайна разрешается необыкновенною силою и особенною приятою мягкостью его ума. «О предметах, подпадавших его слову, он рассуждал, говорит св. Григорий Чудотворец 3 , ни мало не показывая вида человека, который старается привести в замешательство или сконфузить своих противников. Его суждения были полны силы, но он представлял их с такою приятностью, что ему невозможно было противостоять и не покоряться. Его беседы воспламенили мое сердце и проникли его самою живою страстью столько же к учению, сколько и к учителю. Моя душа прилепилась к его душе, как душа Ионафана к душе Давида... В особенности (замечает Григорий) он был превосходен в разумении священных книг. Сам Дух Святой избрал его в достойные толкователи своих священных проречений. Никто, как бы ни был упорен, никто не противостоял ясности его доказательств. Благодаря искусству такого учителя, мы проникали в самые тайны этих божественных книг, и мы находили в них обильный источник самых удивительных познаний. В содружестве этого великого человека мы вкушали самые чистые, самые удивительные радости ...» Григорий Чудотворец подробно описывает в своей речи 4 тот курс учения, какой он вместе с другими выслушал у Оригена , – и мы видим ту широту наставлений, какие сообщил Ориген своим собеседникам-ученикам, и ту мудрую постепенность, с какою он как бы по ступенькам лестницы вел их от низшего к высшему, от внешних знаний к внутреннему святилищу истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири: (К 250-летию со дня кончины) // ЖМП. 1965. 6. С. 73-77; он же. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец // Там же. 1976. 5. С. 57-58; Гребенюк В. П. Панегирическая лит-ра петровского времени. М., 1979. С. 54-71; Серафим (Шлыков), иеродиак. Свт. Иоанн Тобольский и его богословское наследие: Канд. дис. Загорск, 1985. Ркп. [библиогр.]; Житие свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. Тобольск, 1995; Служба свт. Иоанну, митр. Сибирскому и всея Сибири чудотворцу / Сост.: архиеп. Варфоломей (Городцов) // Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневник, статьи, послания: К 40-летию со дня кончины. Новосиб., 1996. С. 159-175; Николаев С. И. Максимович Иоанн // Словарь рус. писателей XVIII в. Спб., 1999. Вып. 2. С. 266-267; Фомин С. В. Последний царский святой: Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, Сибирский чудотворец: Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. СПб., 2003; Денисов М., свящ. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец, и история его прославления // Сибирь православная. 2007. 1. С. 2-8; Журавльова С. С. Випробування Фортуни: Nocmami античних мoжhobлaдцib в Ioaha (Максимовича) // Akmyaльhi проблеми слов Miжbyз. зб. наук. ст. К.; Hiжuh, 2007. Вип. 12: Лihrbicmuka i лimepamypoзhabcmbo. С. 77-82; она же. Bipш Oлekciя, чoлobika Божого» Ioaha (Максимовича) // Волинь фiлoлoriчha. Луцьк, 2008. Вип. 6. Ч. 1. С. 374-384; она же. Феномен чуда у поетичному buмipi (за книгою «Алфавит собранный, римами сложенный…» свт. Ioaha (Максимовича)) // Akmyaльhi проблеми слов Miжbyз. зб. наук. ст. К., 2009. Вип. 20. С. 32-39; Шильникова Т. В. Идеализация Иоанна (Максимовича) в правосл.

http://pravenc.ru/text/468961.html

населения не покинула свои деревни. На протяжении неск. десятилетий они оказались в полной изоляции. Так, в 1975 г. на территории К. е. насчитывалось 7931 греков // 1986. 4. 325), в одном Ризокарпасо проживало 1966 чел. ( // 1990. 12. 92). В 1985 г. число греков в селах Карпасии сократилось до 720 чел., кроме того, 6 монахов проживали в монастыре ап. Андрея Первозванного и 4 монахини - в мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса. В наст. время осталось 590 чел., большинство из которых проживают в Ризокарпасо и Ялусе, а также по неск. человек в селениях Айос-Тирсос, Леонарисо и Айос-Андроникос. Решением Свящ. Синода Кипрской Православной Церкви (22 мая 2007) К. е. была первоначально восстановлена как хорепископия (с 2010 - епископия). Хиротонисанный 3 июня 2007 г. еп. Христофор - один из викариев архиепископа. Перед тур. оккупацией 1974 г. на территории К. е. действовало 48 приходов. В наст. время 5 храмов п-ова Карпасия имеют постоянную паству из числа греков, оставшихся на оккупированной территории в анклавах: церкви прп. Фотинии Карпасийской в с. Айос-Андроникос, свт. Фирса и Св. Троицы в Ялусе, свт. Синесия и Св. Троицы в Ризокарпасо. Для паломников открыт мон-рь ап. Андрея Первозванного, за которым в течение мн. лет присматривал свящ. Захария (Георгиу). В мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса (примерно в 5 км от Ялусы) проживает 1 монахиня. Местные святые Помимо упомянутых выше Карпасийских епископов Филона, Синесия и Фирса на п-ове Карпасия особо почитаются: прп. Авксентий Чудотворец (пам. 28 сент.), к-рый подвизался в кон. VII в. близ совр. с. Коми-Кебир; его современник прп. Созомен (пам. кипр. 20 нояб.), живший отшельником в окрестностях деревень Тавру, Галатия и Ливадия (ошибочно назван епископом Карпасийским в службе, составленной ему в 1733 мон.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Ф. 796. Оп. 130. Д. 1158. Л. 1-1 об.; Главная опись церк. и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой муж. общежит. пуст., составленная в 1854 г. // Там же. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2727. Л. 80, 109-109 об.; Портреты начальствующих и других лиц монашествующего духовенства. 1870-1905 гг. // Там же. Ф. 835. Оп. 4. Д. 59. Л. 6; Амвросий (Гренков), прп. Наставления и письма // РГБ ОР. Ф. 213. К. 50. Ед. хр. 1. Л. 16 об.; он же. Письма к Варваре и Серафиме, монахиням (Тимковским), 1862-1871 гг. // Там же. К. 54. Ед. хр. 5. Л. 112 об., 126-126 об. Лит.: Мельхиседек (Сокольников), архим. Кр. ист. описание Рыхловской пустыни. М., 1844. С. 41; Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархим. Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни / Собр.: игум. Иассон. М., 1887, 19062; Спасо-Илиодоровский скит Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. Од., 1899. С. 8-24, 29, 31, 34, 38; ЖПодв. Июнь. С. 369-410; Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на правосл. монашество. П., 19882. С. 279; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь. М., 1992. С. 36-42; он же. Глинский патерик. М., 1997. С. 322-360; он же. Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 20072. С. 250-278. Н. В. Маслов Рубрики: Ключевые слова: ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/389285.html

В 355 г. Серапион от лица египетских епископов отправился ходатайствовать за Афанасия перед Констанцием. Этим он навлек на себя гнев императора и был отправлен в ссылку. Вскоре Серапион получил возможность вернуться на свою кафедру. Год кончины Серапиона неизвестен: одни полагают, что до Селевкийского собора 359 г., другие относят к 366 г. Кроме перечисленных произведений известны составленные Серапионом «Монашеские правила». 326 Собор был созван в 356 г. в Битерре (совр. Безье). Единственное решение этого собора – ссылка Хилария. 328 Саллюстий был префектом у Юлиана (Theodorit., III, 11). Хотя события, описываемые Феодоритом, происходят в Антиохии, Саллюстий не был префектом Востока, т.к. им был Юлиан, дядя императора. По всей видимости, это Саллюций Секунд, который был префектом претория у Юлиана. 329 Авксентий был арианским епископом Медиолана с 355 г., когда он был назначен Констанцием вместо низложенного православного епископа Дионисия. В 369 г. в Риме состоялся собор по поводу деятельности Авксентия и омиев в Галлии. Собор низложил и отлучил Авксентия и его единомышленников. Однако сместить Авксения не удалось: пользуясь поддержкой императора Валентиниана I и части населения Медиолана Авксентий оставался на посту епископа вплоть до своей смерти в 374 г. 331 Тит (ум. в 372 г.), епископ города Бостры в Аравии, получил послание от императора Юлиана в 362 г. о том, что Юлиан возлагает на него ответственность за беспорядки, проводимые христианами. Тит отвечал, что христиане никогда не будут в них повинны, поскольку послушны пастырю. Тем не менее беспорядки имели место, и Тит был сослан. 333 Флавий Феодосий I Великий (347–395 гг.), родился в Северной Испании, сын полководца Валентиниана I, сам стал офицером.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексий митрополит, св. и всея России чудотворец Алексий митрополит, св. и всея России чудотворец . – Сын черниговского боярина Феодора Бяконта, родоначальника нескольких дворянских фамилии (Плещеевых и др.), поступившего на службу Москов. кн. Даниила Александр. – св. Алексий митр. родился в конце XIII в. (между 1293–1298 гг.), в Москве, в самый важный период ее начальной истории. При крещении ему было дано имя Симеона – Елевферия (по житию, составл. Питиримом – Симеон, по Пахомию – Елевферий); его восприемником при купели был сын Даниила Александровича, впоследствии велик. князь Моск. Иоанн Данил., прозванный Калитою. Скромным, сосредоточенным мальчиком рос будущий великий святитель, обнаруживая постоянную и решительную наклонность к духовной – монашеской жизни, «из млада Бога возлюбив», по словам его жития. Научился он грамоте и еще в юности своей «всем книгам извыче», т. е. обладал начитанностью в церковных и отеческих писаниях. Двадцати лет уходит он в монастырь – Московский Богоявленский, не задолго пред тем основанный – в 1304 г.; приемлет пострижение и при пострижении – имя Алексия, которое будто бы, по рассказам его житий, было ему предуказано еще задолго раньше в особом чудесном явлении. Проходя все степени монашеского послушания и подвижнической жизни, совместно с такими опытными и строгими подвижниками, как инок Геронтий – «монах нарочит и честен, и славен старец, духовным житием живый», а также игумен Стефан, брат преп. Сергия Радонеж. и его ученик, – св. Алексий продолжал усердно заниматься и книжным самообразованием – чтением священных и святоотеческих писаний. В то же время, нужно думать, он не прерывал общения и с высшим кругом Москвы, становившейся уже столицей государства и переживавшей самое бурное время: крестник князя и княжеский духовник (вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

   002    003    004    005    006    007    008   009     010    011    012