К числу угодников Божиих, подвизавшихся в некоторых других обителях наших, принадлежали: препод. Антоний Римлянин, Новгородский Чудотворец, чудесно прибывший в 1106 году из Италии в Великий Новгород, и здесь основавший знаменитый монастырь, в котором сам был первым Игуменом; препод. Никита Столпник, Чудотворец Переяславский, обращенный на путь добродетели словами пророка Исаии: тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших и проч. 335 ; преп. Варлаам, основатель и первый Игумен Хутыня монастыря, Новгородский Чудотворец; препод. Авраамий, первый Игумен и Архимандрит Смоленского Богородицкого монастыря, раздавший свое имение, оставшееся по смерти родителей, нищим и в иночестве посвящавший труды по преимуществу на проповедание в церкви Слова Божия, и препод. Киприан, строитель Архангельского монастыря, бывший сначала богатым земледельцем, но потом пожертвовавший на устроение обители все свое наследственное имение, села, деревни и земли, и сделавшийся первым ее начальником. Мы, однако ж, поименовали отнюдь не всех угодников Божиих, подвизавшихся в нашем отечестве до нашествия Татарского и со временем прославленных в Церкви: их было и даже известно гораздо более 336 . А сколько ж еще осталось неизвестных и неявленных для людей, но доведомых одному только Сердцеведцу, который, по премудрым целям своим, лишь некоторых из них сподобляет прославления здесь, до всеобщего прославления праведников в Его вечных обителях! По этому всяк может судить, каким обилием своей милости и благодати благословил Господь Церковь Русскую еще в первый период ее существования. 279 Здесь нельзя не припомнить одной древней легенды про сорок калик с каликою (так назывались у нас пилигримы богомольцы), странствовавших в Иерусалим еще во дни «красного солнышка», В. К. Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ПОЛТАВСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Святитель Афанасий (Волховский), Полтавский чудотворец. Прижизненный портрет Святитель Афанасий (Волховский), Полтавский чудотворец. Портрет из собрания Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Свт. Афанасий, Полтавский чудотворец. Икона Почитание В 1882 году будущий Полтавский владыка Иларион (Юшенов) , обозревая гробницу святителя Афанасия в Полтаве , обнаружил нетление его тела. Об этом было донесено в Святейший Синод , откуда последовало предписание вынести гроб из усыпальницы, а в склепе устроить церковь, где поставить мощи и там служить панихиды до времени официальной канонизации . Ввиду многих исцелений и чудес происходящих у святых мощей материалы к канонизации были подготовлены скоро. Имя святителя Афанасия было внесено в готовящийся к изданию Полтавский патерик . По слову одной книги того времени жизнь этого святителя разрешилась скорбями, вследствие перенесенных им людских напастей и клеветы человеческой, и, вероятно, поэтому он, будучи сам искушён клеветою, может и другим, сущим в скорбях от клеветы и напраслины, помогать данною ему от Бога благодатью . Торжества по случаю прославления планировалось совершить после Собора Русской Церкви 1917 года, однако этому помешал переворот и последовавшая гражданская война . Погребённые под полом Крестовоздвиженского собора Полтавского монастыря мощи были изъяты в 1923 году и переданы в краеведческий музей как экспонат музея атеизма. Во время немецкой оккупации святыня была возвращена монастырской общине и вновь погребена под полом Крестовоздвиженского собора. 28 мая 2010 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был причислен к лику местночтимых святых Полтавской епархии как святитель Афанасий, Полтавский чудотворец, с установлением памяти в день его блаженной кончины. 2 июня того же года были обретены его нетленные мощи, которые были положены в усыпальнице Крестовоздвиженского женского монастыря Полтавы . 5 января 2013 Синод Украинской Церкви также установил второй день его местной памяти, 27 сентября , в день прославления.

http://drevo-info.ru/articles/23114.html

Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири: (К 250-летию со дня кончины) // ЖМП. 1965. 6. С. 73-77; он же. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец // Там же. 1976. 5. С. 57-58; Гребенюк В. П. Панегирическая лит-ра петровского времени. М., 1979. С. 54-71; Серафим (Шлыков), иеродиак. Свт. Иоанн Тобольский и его богословское наследие: Канд. дис. Загорск, 1985. Ркп. [библиогр.]; Житие свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. Тобольск, 1995; Служба свт. Иоанну, митр. Сибирскому и всея Сибири чудотворцу / Сост.: архиеп. Варфоломей (Городцов) // Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневник, статьи, послания: К 40-летию со дня кончины. Новосиб., 1996. С. 159-175; Николаев С. И. Максимович Иоанн // Словарь рус. писателей XVIII в. Спб., 1999. Вып. 2. С. 266-267; Фомин С. В. Последний царский святой: Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, Сибирский чудотворец: Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. СПб., 2003; Денисов М., свящ. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец, и история его прославления // Сибирь православная. 2007. 1. С. 2-8; Журавльова С. С. Випробування Фортуни: Nocmami античних мoжhobлaдцib в Ioaha (Максимовича) // Akmyaльhi проблеми слов Miжbyз. зб. наук. ст. К.; Hiжuh, 2007. Вип. 12: Лihrbicmuka i лimepamypoзhabcmbo. С. 77-82; она же. Bipш Oлekciя, чoлobika Божого» Ioaha (Максимовича) // Волинь фiлoлoriчha. Луцьк, 2008. Вип. 6. Ч. 1. С. 374-384; она же. Феномен чуда у поетичному buмipi (за книгою «Алфавит собранный, римами сложенный…» свт. Ioaha (Максимовича)) // Akmyaльhi проблеми слов Miжbyз. зб. наук. ст. К., 2009. Вип. 20. С. 32-39; Шильникова Т. В. Идеализация Иоанна (Максимовича) в правосл.

http://pravenc.ru/text/468961.html

36. Св. апостол Павел – тёмное новгородское письмо, описанное Д.А.Ровинским (подлинная икона от Деисуса в рост находится в собрании автора) 37. Св. Николай Чудотворец (собрание автора). Жёлтое новгородское письмо, описанное Д.А.Ровинским Д.А. Ровинский совсем не знал таких икон, да и все равно пренебрёг бы ими, так как их смысл не в художественности, которую он всё-таки всего более искал в иконах, а в историческом значении. Теперь, когда иконы так называемых «высоких писем» поднялись в цене без всякой меры, всё более и более выступают на сцену иконы, которые по письму «просты», «писем монастырских», «самоучками писаны». Чтобы разобраться в малоизведанном материале в хронологическом отношении, мы должны прибегнуть к помощи палеографии. Правда, палеография надписей ещё мало разработана и способна на значительные ошибки, но всё-таки ее наблюдения должны явиться путеводной нитью. 38. Св. Николай Чудотворец жёлтого «новгородского» письма (собрание автора) 39 . Св. Николай Чудотворец, московского письма (собрание автора). См. особенности вохрения, широкие глазки, частые «сединки» и т.д. 40. Св. Прасковья, фрагмент старой школы (собрание автора) Надписи на свитках, на полях, отдельные буквы в именах святых, особые формы правописания, как например, «предтеца» или «агиосъ» с ером – всё даёт показания в ту или другую сторону. И вот в то время, как для икон темных вохрений чрезвычайно трудно получить палеографическое определение, относящее икону в глубь XV века, среди образов светлого вохрения такие данные не представляют редкости. Мало того, правда такие случаи весьма редки, случается, что под старыми тёмными письмами обнаруживается ещё более древнее письмо светлого вохрения. Тот тип письма, о котором я говорю, употреблялся в течение довольно долгого времени, в разных местностях и потому, конечно, отличается разнообразием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Он сам мог рассказать священникам то, что видел, как простерлась рука Святого и коснулась языка его; когда же в ужасе поднял вопль, почувствовал, что разрешился язык его и уже ясно мог проговорить. Женщина, по имени Фотиния, приблизилась однажды с маловерием к раке святительской, думая сама в себе: если бы и этот был истинный чудотворец, то лежал бы так же в серебряной раке, как и чудотворец Петр; но как только произнесла она мысленно сей нечестивый укор, почувствовала жестокую боль в руке своей, которая внезапно отекла. Немедленно покаялась она в грехе своем и просила священников освятить воду и отслужить молебен у святых мощей, и как только окропили больную ее руку, совершенно прекратилась болезнь. И в другой раз, когда страдала она внутреннею болезнью, которая не позволяла ей даже возлечь на одр, опять исцелилась Фотиния молитвою и окроплением святою водой, при раке Святителя. Но и в наши дни совершилось чудное знамение от мощей Святителя Ионы, который ужаснул святотатных врагов, расхищавших святилище, во время нашествия на Москву Галлов и с ними двадесяти язык. Предание, еще весьма свежее, гласит, что страшное видение ужаснуло их у сей целебной раки и что чудотворец обретен был с поднятою, как бы грозящею рукою, а его богатая серебряная рака и при ней подсвечник остались неприкосновенными. Чудное по истине событие! Неужели в самом деле Французы не могли распознать металла раки, когда отдирали они и медные листы со стен собора и самый крест Ивана великого показался им золотым? Архиепископ Августин, несколько дней спустя после удаления неприятеля ночью, в сопровождении нескольких сановников, взошел в Успенский собор с робостью, опасаясь взрыва.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ист.: Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей // ПС. 1859. Ч. 2. С. 89-120; Старинный датский документ о разорении Печенгского мон-ря в 1589 г. // СбОРЯС. 1890. Т. 51. С. 5-6; Никодим (Кононов), архим. Прп. Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики: Ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 9, 14-15; Грамоты Кольского уезда // Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. С. 437-442; Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки // Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 241. Лит.: ЖСв. Кн. 1 доп. С. 537-538; Никодим (Кононов), архим. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 156-159; Голубинский. Канонизация святых. С. 352; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 559, 564; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский мон-рь, основанный прп. Трифоном. СПб., 1908. С. 24, 44; Митрофан (Баданин), иером. Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003. С. 141-143, 162, 224-243, 267, 288-289. Иером. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иоанн; 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/168364.html

Погребен св. Кирилл в храме св. Климента в Риме. По распоряжению папы Адриана погребение совершено было весьма торжественно. Вскоре при гробе св. Кирилла начали совершаться чудеса. Храм, где погребли св. Кирилла, впоследствии был разрушен, его развалинами покрыт и гроб св. Кирилла. Но храм восстановляют в настоящее время, и наверное, скоро откроется и св. гроб. (В некоторых месяцесловах сей св. Кирилл называется Катанским, вместо славянским. См. месяцеслов св. Синода и Сергия). Преподобный Авксентий был сначала знаменитым вельможей греческого царя Феодосия Младшего и отличался честной и усердной службой. Блеск придворной жизни возбудил в нем отвращение от мирской славы и богатства, и он постригся в одном из монастырей столицы Константинополя. Но скоро удалился из шумной столицы в Вифинию, на гору Оксию и, живя затворником, удостоился дара чудотворения и прозорливости. Однажды пришли к нему два человека, православный и еретик. Первого он принял с любовью, с последним не стал и говорить. Еретик обиделся и начал порицать праведника, но был наказан жестокой болезнью. Когда же раскаялся и пришел к преподобному просить прощения, то был прощен и исцелен. Св. Авксентий узнал и сказал братии о смерти св. Симеона Столпника (память 1 сентября). Присутствовал на 4 Вселенском Соборе. Скончался в глубокой старости, около 470 года. Преподобный Исаакий, печерский затворник, был сначала богатым купцом торопецким. Сознав тщету мира, он раздал богатство свое бедным и поступил в Киево-Печерскую обитель к св. Антонию, где начал строго подвизаться: носил власяницу, в пищу употреблял просфору и воду, и то через день. То и другое подавали ему в маленькое оконце. Здесь св. Исаакий однажды подвергся искушению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

35) Новодевичья монастыря село Кубенское 37 , а дано по душе князя Ивана Ивановича Кубенского; церковь Леонтей Чудотворец Ростовский, да придел Рожество Ивана Предтечи, да три Святителя. Да к тому же селу погост, а в нем церковь Архистратиг Михаил. 36) Григория Леонтьева сына Рукина, да Кирила Бухтеярова, да Кузьмы Малютина Рукина село Марьино, а в нем церковь Никола Чудотворец 38 . 37) Троицы Сергиева монастыря села Андреевского (что было Подклетное село) погост, а в погосте церковь Бориса и Глеба древяна клецки, а в ней образы и свечи и книги и все церковное строение приходских людей 39 . 38) Троицы же Сергиева монастыря вотчина, что пожаловал Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея Руссии Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Митрофана с братьею... а дал в 7094 (1586) году маия в 16 день, по отце своем Царе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии, а в иноцех Ионе, для вечного поминовения, из дворцовых сел в Звенигородском уезде село Кляпово на реке на Сетуне 40 , а в нем церковь Никола Чудотворец, а в церкви образы и книги и свечи и на колокольне колокола и все церковной строение мирское, того же села Кляпова. II. По писцовой книге 7132 (1624) и 7133 (1625) годов, письма и меры князя Ивана Леонтиевича Шаховского, да подъячего Ивана Волкова, и по книге Патриаршего Казенного приказа 1627 года. а) В городском стану: 1) За стольники, за Борисом, да за Глебом, да за Иваном Морозовыми, в поместья по Государеве грамоте 128 (1620) году село Иславское на реке на Москве 41 , а в нем церковь во имя Нерукотворенного образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клецки, да великого мученика Георгия; а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение помещиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По слову св. Григория Чудотворца 2 , они оказались, как птицы, пойманные в клетку, или как рыбы, попавшие в сеть, лишь только немного послушали Оригена , и в своей прощальной речи, сказанной при расставании с Оригеном после многолетнего пребывания при нем, Григорий Чудотворец объясняет тайну непобедимого влияния Оригена . Эта тайна разрешается необыкновенною силою и особенною приятою мягкостью его ума. «О предметах, подпадавших его слову, он рассуждал, говорит св. Григорий Чудотворец 3 , ни мало не показывая вида человека, который старается привести в замешательство или сконфузить своих противников. Его суждения были полны силы, но он представлял их с такою приятностью, что ему невозможно было противостоять и не покоряться. Его беседы воспламенили мое сердце и проникли его самою живою страстью столько же к учению, сколько и к учителю. Моя душа прилепилась к его душе, как душа Ионафана к душе Давида... В особенности (замечает Григорий) он был превосходен в разумении священных книг. Сам Дух Святой избрал его в достойные толкователи своих священных проречений. Никто, как бы ни был упорен, никто не противостоял ясности его доказательств. Благодаря искусству такого учителя, мы проникали в самые тайны этих божественных книг, и мы находили в них обильный источник самых удивительных познаний. В содружестве этого великого человека мы вкушали самые чистые, самые удивительные радости ...» Григорий Чудотворец подробно описывает в своей речи 4 тот курс учения, какой он вместе с другими выслушал у Оригена , – и мы видим ту широту наставлений, какие сообщил Ориген своим собеседникам-ученикам, и ту мудрую постепенность, с какою он как бы по ступенькам лестницы вел их от низшего к высшему, от внешних знаний к внутреннему святилищу истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

населения не покинула свои деревни. На протяжении неск. десятилетий они оказались в полной изоляции. Так, в 1975 г. на территории К. е. насчитывалось 7931 греков // 1986. 4. 325), в одном Ризокарпасо проживало 1966 чел. ( // 1990. 12. 92). В 1985 г. число греков в селах Карпасии сократилось до 720 чел., кроме того, 6 монахов проживали в монастыре ап. Андрея Первозванного и 4 монахини - в мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса. В наст. время осталось 590 чел., большинство из которых проживают в Ризокарпасо и Ялусе, а также по неск. человек в селениях Айос-Тирсос, Леонарисо и Айос-Андроникос. Решением Свящ. Синода Кипрской Православной Церкви (22 мая 2007) К. е. была первоначально восстановлена как хорепископия (с 2010 - епископия). Хиротонисанный 3 июня 2007 г. еп. Христофор - один из викариев архиепископа. Перед тур. оккупацией 1974 г. на территории К. е. действовало 48 приходов. В наст. время 5 храмов п-ова Карпасия имеют постоянную паству из числа греков, оставшихся на оккупированной территории в анклавах: церкви прп. Фотинии Карпасийской в с. Айос-Андроникос, свт. Фирса и Св. Троицы в Ялусе, свт. Синесия и Св. Троицы в Ризокарпасо. Для паломников открыт мон-рь ап. Андрея Первозванного, за которым в течение мн. лет присматривал свящ. Захария (Георгиу). В мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса (примерно в 5 км от Ялусы) проживает 1 монахиня. Местные святые Помимо упомянутых выше Карпасийских епископов Филона, Синесия и Фирса на п-ове Карпасия особо почитаются: прп. Авксентий Чудотворец (пам. 28 сент.), к-рый подвизался в кон. VII в. близ совр. с. Коми-Кебир; его современник прп. Созомен (пам. кипр. 20 нояб.), живший отшельником в окрестностях деревень Тавру, Галатия и Ливадия (ошибочно назван епископом Карпасийским в службе, составленной ему в 1733 мон.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

   002    003    004    005    006    007   008     009    010    011    012