В окрестностях Никомидии скитался некто Авксентий, обманщик, выдававший себя за монаха и за пустынника и чудотворца. Его-то послал Кирилл в Константинополь и обманом стал там проповедовать, как вдохновенный Богом, перекрещивание всех, обращающихся в православие из какой бы то ни было ереси, возбуждал народ против патриарха Паисия, как латиномысленного и армянина по вере и одного только Кирилла провозглашал законным и истинным патриархом. Народ взволновался и бросился в патриархию, с бесчестием изгнал Паисия и возвел, с соизволения султана, Кирилла. После этого Авксентий и двое из его последователей повешены правительством, как возмутители общественного спокойствия, а Кирилл, едва успокоив гнев султана подарком в 250 тысяч пиастров, получил повеление, в силу которого заставил их принять новые постановления о перекрещивании. Но, как говорится, нет худа без добра, – и «этот патриарх Кирилл сделал дело достохвальное, приносящее большую честь и ему, и всему духовенству; именно, он учредил на Афоне, при общем содействии духовенства и мирян, патриаршескую греческую школу пригласив туда учителем философии ученого и благочестивого Евгения Булгариса, который содействовал возрождению наук в Греции своими переводами на греческий язык лучших по тогдашнему времени руководств к логике, метафизике, богословию и риторике. Сначала приснопамятный Евгений учил в Янине, а оттуда перешел в македонский город Козану и там, распространяя образование в народе, в то же время приготовлял для него и будущих наставников. Из Козаны он был приглашен на Афон, где нашел и сотрудника, наставника эллинской словесности, приснопамятного Неофита Грамматика, саном иеродиакона, родом из Пелопоннеза, знатока эллинской словесности и многоученого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

120 Разумеется кончина Императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Императора Александра I, сопровождавшей его в Таганрог. Императрица скончалась на обратном пути из Таганрога в Петербург, в г. Белёв, Тульской губ., 4 мая 1826 г. 121 Из Киева в Москву на коронацию Императора Николая I поехали, по распоряжению м. Евгения, в качестве представителей Киевского духовенства, наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Авксентий Галинский и кафедральный протоиерей Киево-Софийского собора Стефане Семяновский. 123 Это был Верховный уголовный суд над декабристами, в заседаниях которого принимал участие и м. Евгений – с другими членами Св. Синода. 125 Сначала идёт 6 писем из Москвы, куда м. Евгений прибыл на Коронацию Императора Николая I, а затем опять начинаются письма из С.-Петербурга и продолжаются до самого отъезда м. Евгения в Киев – в конце января 1827 г. 126 Т. е. поехавшие на Коронацию представители духовенства Киевской епархии – Наместник Лавры Архим. Авксентий и Киево-Софийский протоиерей Стефан Семяновский. 127 Местечко Белиловка,– в котором находился тогда мужеский Георгиевский Монастырь, настоятелем коего был игумен Никандр Сташевский, бывший также и экономом Киево-Софийского Митрополитанского дома, – принадлежал тогда Графу Герману Потоцкому. Но с 1831 г., за участие этого графа в Польском возстании, – Белиловское имение его отобрано в казну. 128 ) М. Евгений выполнил на деле свою теорию монашеского жития. Он был очень разсчетлив. Но на общее благо никогда не жалел жертвовать из своих средств. 130 После Коронации м. Евгений был пожалован Орденом Св. Апостола Андрея Первозванного, – и потому-то и поручил о. Серафиму выслать ему из ризницы Киево-Софийского Собора Андреевский Орденский крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Кратко рассмотрим биографию владыки Арсения и обозначим характеристику его личности. Митрополит Арсений, в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий, родился 22 января 1862 г. в селе Комарово Бессарабской губернии в семье сельского священника. Будущий архиерей получил образование в Кишинёвской духовной семинарии и Киевской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1885 г. После обучения он продолжал свои научные труды и в 1895 г. защитил магистерскую диссертацию по теме «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808–1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813–1821 гг.)». В 1904 г. будущий владыка защитил докторскую диссертацию на тему «Исследования и монография по истории Молдавской Церкви», за которую был удостоен степени доктора церковной истории и награждён Румынским королём медалью «Bene Merente» 1-й степени. Российская Академия Наук отметила автора работы большой Уваровской премией. С 1880 г. начинается его педагогическая деятельность в Единецком духовном училище. Церковное пение он начинает преподавать с 1885 г. в Кишинёвской духовной семинарии. 30 декабря 1895 г. Авксентий Георгиевич принял монашеский постриг. На следующий день того же года был рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1896 г. в иеромонаха. После этого он становится инспектором Новгородской духовной семинарии, а затем в сане архимандрита её ректором, одновременно являясь настоятелем монастыря святого Антония Римлянина в Новгороде, в котором заложил образцовые певческие традиции. 10 января1897 г. архимандрит Арсений становится инспектором Московской духовной академии и занимает должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории. 13 марта1898 г. он назначен ректором Московской духовной академии. Отец Арсений пользовался в академии большим авторитетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

АВКСЕНТИЙ I 374), еп. Медиоланский, предшественник свт. Амвросия на кафедре Медиолана (Милана), арианин 144-145 АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф 145-146 146-147 147-148 148-149 АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) 149-155 АВРААМ [Авраамий] между 344 и 352), еп. Арбельский [Арвильский], сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.) 156-157 АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. 157-158 158-159 АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) 159-160 160-161 161-163 163-165 165-166 166-167 167-168 АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки 168-169 169-170 170-171 АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор Китайского благовестника 171-172 172-173 АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) 173-175 АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/vol/i.html

6 . Преподобный Антоний Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895. 7 . Преподобный Александр и основанная им Ошевенская обитель. Петрозаводск, 1897. 8 . Преподобный Иов, Ущельский чудотворец и судьбы основанной им обители. СПб., 1900. 9 . Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. СПб., 1900. 10 Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании. Агиологические очерки. СПб., 1900. 11 Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX веков. СПб., 1900. 12 Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. 13 Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах С.-Петербургской епархии XIV-XVII веков. СПб., 1901. 14 Преподобный Трифон Печенгский чудотворец и его ученики. СПб., 1901. 15 Архангельский Патерик. СПб., 1901. 16 Преподобный Антоний Сийский чудотворец: исторические сведения о церковном его почитании. СПб., 1901. 17 Вологодские святые. Библиографические сведения о них. // Вологодские епархиальные ведомости. 1902. 12, 15, 17, 19. 18 Русские святые и подвижники, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии. // Ярославские епархиальные ведомости.1902. 32. 19 Указатель к циркулярам по Духовному Учебному ведомству. СПб., 1902. 20 К вопросу о канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. 21 Святые Новгородского края и вопрос о церковно-народном их почитании в современной исторической литературе // Новгородские епархиальные ведомости. 1903. 18, 19, 23; 1904. 1. 22 Преподобный Александр Свирский и его ученики – подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

К., 1907-1911. 3 т.; он же. Житие свт. Иоасафа, чудотворца Белгородского. СПб., 1910. Нови-Сад, 19292; он же. Чудеса свт. Иоасафа. Пг., 1916. СПб., 1998; он же. Восп. товарища обер-прокурора Свят. Синода. Мюнхен, 1923. СПб., 2007. Т. 1; Док-ты и дела, относящиеся к жизни и деятельности Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского и Обоянского: (1748-1754 г.): (Из архива Курской духовной консистории). Курск, 1910-1911. 2 вып.; Маляревский А. И., прот. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский и Обоянский. СПб., 1910; он же. Восп. о Белгородских торжествах // Странник. 1912. 7. С. 3-32; Жевахов В. Д. Молитва свт. Иоасафа Белгородского...: (Опыт крат. коммент.). К., 1912 (то же, загл. изм.: Свт. Иоасаф, Белгородский и всея России чудотворец (1705-1754): Его ежечасная молитва. К., 1915); Всероссийское братство свт. Иоасафа, белгородского чудотворца: Его задачи и цели. СПб., 1914; Никодим (Кононов), еп. Свт. и чудотворец Иоасаф, еп. Белоградский: (Его жизнь, прославление и чудеса). Курск, 1914; он же. Свт. и чудотворец Иоасаф, еп. Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых Правосл. Рус. Церкви. Х., 1916; Церковное прославление свт. и чудотворца Иоасафа, еп. Белоградского, по восп. очевидцев и современников. Белгород, 1916; Молчановский А. Св. Иоасаф, еп. Белгородский: (Из истории Рус. Церкви XVIII ст.) // ЖМП. 1945. 3. С. 42-50; Комаров Е. Второе обретение мощей свт. Иоасафа // Там же. 1991. 12. С. 52-57; Веселкина Т. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский // Там же. С. 62-66; Белгородский чудотворец: Житие, творения, чудеса и прославление свт. Иоасафа, еп. Белгородского / Сост.: А. Н. Стрижёв. М., 1997; Крупенков Н. Ф., Крупенков А. Н. Свт. Иоасаф Белгородский.

http://pravenc.ru/text/578038.html

По окончании своего образования, Амвросий выступил на поприще общественной деятельности в качестве адвоката. Благодаря своим связям и ораторским способностям, он весьма скоро выдвинулся из ряда других, так что преторианский префект Италии Проб сделал его одним из своих помощников, затем отрекомендовал его императору Валентиниану I-мy, а этот последний предоставил ему (374 г.) пост правителя Лигурии и Эмилии, дававший ему сан и знак проконсула. Замечательны, между прочим, слова Проба, – при отправлении Амвросия на должность в Милан, – которые были, так сказать, программой и характеристикой будущей деятельности Амвросия и, судя по последующему, как бы пророчеством. «иди и действуй, не как судия, а как епископ», – так напутствовал Проб нового проконсула. Свою новую должность Амвросий проходил в течение четырёх лет с честностью и достоинством. Между тем в 374 г. умер Авксентий, арианский, епископ Милана 12 . Авксентий был главным поборником арианства на западе. После его смерти ариане и православные делали всевозможные усилия, чтобы избрать ему преемника из своей именно среды. На обязанности Амвросия было присутствовать при этом избрании, с целью подавления возможных при этом смятений и водворения мира. Он поспешил в церковь . Здесь произошло то, чего никто не мог ожидать, а менее всего мог ожидать сам Амвросий. Когда он обратился к народу с разъяснением его обязанности поддерживать порядок, вдруг, по свидетельству его биографа, раздался голос ребёнка: «Амвросий епископ». Амвросий был весьма популярным правителем. Приверженцы обеих сторон знали, что в нём они будут иметь твёрдого, честного и способного иерарха. Его высокий сан, знатное происхождение и чистая жизнь приобрели ему всеобщее уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Sev. II, 45). Из Соборов, на которых так много действовал Иларий в интересах восстановления Православия в Галлии, Сульпиций Север сообщает некоторые подробности о Соборе Битеррийском, который происходил, вероятно, в 361 г., уже после смерти Констанция, и нанес решительный удар арианству в Галлии. На этом Соборе был осужден и низложен один из главных вождей ариан – митрополит Галлии, Арелатский епископ Сатурнин, по проискам которого Иларий был сослан во Фригию. Эта кара постигла его не только за ересь, но и за другие ужасные преступления, в которых он был уличен и в числе которых, вероятно, значился и ложный донос на Илария. Вместе с ним был низложен Потерий Петрокордский (a Petrocordiis). Столь же преступный и упорный, как Сатурнин, он не пожелал отречься от ариминской формулы. Прочие, отказавшиеся от нее, были приняты в общение. Собор нужно относить датою ко времени вступления на престол Юлиана, потому что при жизни Констанция Собор не мог бы удалить с кафедры Сатурнина, пользовавшегося могучей поддержкой императора (Sulp. Sev., ib.). Борьбу с арианством Иларий вел и за пределами Галлии. Миланскую кафедру занимал арианин Авксентий, уже отлученный в Галлии ка Парижском Соборе. Но, избегая слишком определенных выступлений, он пользовался расположением и поддержкой императора Валентиниана. Иларий решился разоблачить Авксентия в глазах императора и разъяснить ему, что Миланский епископ иначе верует, чем царь. Подвигнутый этим Валентиниан назначил публичное состязание между Иларием и Авксентием при участии двух императорских чиновников и 10 епископов, в числе которых находился и Евсевий Верчелльский. На диспуте Авксентий вынужден был исповедовать Христа истинным Богом, Единым по Божеству и субстанции с Богом Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Вассиан на это сказал: «я этого не говорил; он лжет на меня». «Ты, – продолжал митрополит, – живучи в Симонове, в разговоре с одним старцем, назвал Христа тварию, а когда тебе старец сказал: святые отцы на всех соборах Святым Духом писали, ты ответил: диавольским духом они писали, а не святым». «Никогда этого я не говорил – сказал Вассиан – покажи мне того старца, который на меня наговаривает». «Ты говорил со старцем Иосифова монастыря» – сказал Даниил. «У меня, – отвечал на это Вассиан, – не бывали в келье старцы Иосифова монастыря: я их к себе не пускаю; мне до них дела нет». Тут митрополит указал на одного старца, по имени Досифея. «Досифей старец великий, добрый; он у меня в келье бывал не раз», – сказал Вассиан. Этот «великий, добрый старец» явился обличителем Вассиана, показывал, будто Вассиан называл Христа тварию и говорил: святые отцы писали не Святым Духом, а диавольским. «Я ничего этого не говорил, – сказал Вассиан, – душа твоя пусть подымет (это). Бог меня с тобой рассудит». «Ты, Вассиан, – продолжал Даниил, – говорил про Макария Колязинского: что это за чудотворцы? Макар чудеса творит, а мужик был сельской!» «Я его знал, – сказал Вассиан, – простой был человек: а если он чудотворец, – пусть будет как вам любо. Чудотворец ли он или не чудотворец – не знаю». Митрополит объяснил бывшему боярину, что могут быть святые мужи и из рабов, из самаго низкого звания, что следует уважать не телесное благородие, а духовное. «Про то знает Бог да ты со своими, чудотворцами», – сказал Вассиан. Митрополит далее продолжал: «Все православные поклоняются гробу и честным мощам митрополита Ионы, а ты не поклоняешься ему и не почитаешь его». «Я не знаю, чудотворец ли Иона», – сказал Вассиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Однако арианский историк Авксентий Дуросторский говорит об изгнании Атанарихом христиан и еп. Вульфилы под 348 г. (PL. Suppl. 1. Col. 706). Также и свт. Кирилл Иерусалимский синхронизирует гонения на христиан в Персии (ок. 350) и в Готии (PG. 33. Col. 688). Вместе с тем Авксентий называет Атанариха не королем, а правителем и судьей. В Минологии имп. Василия II Унгерих тоже именуется архонтом, т. е. лишь одним из неск. гот. правителей. Авксентий Дуросторский, как и Филосторгий (Hist. eccl. 2. 5), сообщает, что из-за гонений Вульфила со своей паствой переселился к югу от Дуная, в пров. Н. Мёзия ( Iord. Get. 267). Эти факты дали основание зап. агиологам утверждать, что пресвитеры Вафусий, Верк и их паства были арианами (J. Zeiller, A. Moreschini). Высказывалось мнение, что принесение в Кизик мощей Г. м. произошло еще до окончательного переселения готов за Дунай (378), когда кафедру этого города оспаривали 2 арианина: омуисианин Елевсий и аномей Евномий ( Lambert. Col. 1327). Древнейшее упоминание Г. м. в календарях встречается не под 26 марта, а под 29 окт. в гот. календаре из Боббио (палимпсест VI в.). Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 619; PG. 117. Col. 367–368 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 559–560; ЖСв. Март. С. 500. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 86; Т. 3. С. 118–119; Delehaye H. Martyrs de de Gothie // AnBoll. 1912. Vol. P. 275–281; Zeiller J. Les origines dans les provinces danubiennes de romain. P., 1918; Moreschini A. Batusio e compagni, martiri // BiblSS. Vol. 2. Col. 975–976; Lambert A. Bathusius // DHGE. T. 6. Col. 1325–1327; Aubert R. Gaatha // Ibid. T. 19. Col. 499; Stiernon D. et L. Gotthia // Ibid. T. 21. Col. 878. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/394975.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010    011