Николай Чудотворец. Среди сохранившихся композиций в наосе имеются: «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Поклонение волхвов», «Уверение Фомы» - в сев. рукаве креста, «Сошествие во ад», «Рождество Богородицы» - в южном, «Успение Богородицы» - на зап. стене над входом. В больших нишах наоса напротив фигур святителей Григория Чудотворца и Григория Акрагантского изображены первосвященники Захария и Аарон. Впервые в визант. храмовой декорации значительное место отведено сценам из детства Богородицы. В юж. части нартекса сохранились «Благовестие Иоакиму и Анне», «Введение Богородицы во храм», «Благословение священником». В северной - часто изображаемые здесь сцены из Страстного цикла: «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Омовение ног» (именно в нартексе, согласно мн. монастырским уставам, настоятель омывал в Страстной четверг ноги монахам). В алтаре представлены образы святителей и диаконов. Среди изображенных святых - 5 Персидских мучеников (Акиндин, Пигасий, Авфоний, Елпидифор, Анемподист), 5 Севастийских мучеников (Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий, Орест), мученики Сергий и Вакх, Пров, Тарах и Андроник. Поклонение волхвов. Мозаика в сев. своде кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Поклонение волхвов. Мозаика в сев. своде кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Мозаики, созданные столичными мастерами, принадлежат к лучшим образцам классической традиции комниновского искусства. Эта традиция стала откликом на изменение художественных вкусов высших кругов визант. общества, начавшееся в 60-х гг. XI в. и связанное с ростом интереса к античному наследию, что проявилось, напр., в трудах Михаила Пселла (ок. 1018 - ок. 1096). Новое понимание образа как одухотворенной, классически прекрасной тварной материи проявляется уже в мозаиках ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (1065-1067) и с 70-80-х гг. XI в. начинает превалировать в искусстве К-поля (миниатюры Гомилий свт. |
Ист.: Старинный датский документ о разорении Печенгского мон-ря в 1589 г. // СбОРЯС. СПб., 1890. Т. 51. С. 5; Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей // ПС. 1859. Ч. 2. 5. С. 89-120; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 377, 458; Описание о российских святых. С. 309. Лит.: Никодим (Кононов), архим. Прп. Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики: Ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 9, 14-15; он же. Архангельский патерик. СПб., 1902. С. 157-159; Митрофан (Баданин), иером. Прп. Трифон Печенгский и обитель на Печенге. Мурманск, 2003. С. 218-220. Иером. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) ГУРИЙ прмч. Печенгский (пам. 9 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 28 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иоанн; 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) |
Ист.: Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей // ПС. 1859. Ч. 2. С. 89-120; Старинный датский документ о разорении Печенгского мон-ря в 1589 г. // СбОРЯС. 1890. Т. 51. С. 5-6; Никодим (Кононов), архим. Прп. Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики: Ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 9, 14-15; Грамоты Кольского уезда // Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. С. 437-442; Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки // Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 241. Лит.: ЖСв. Кн. 1 доп. С. 537-538; Никодим (Кононов), архим. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 156-159; Голубинский. Канонизация святых. С. 352; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 559, 564; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский мон-рь, основанный прп. Трифоном. СПб., 1908. С. 24, 44; Митрофан (Баданин), иером. Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003. С. 141-143, 162, 224-243, 267, 288-289. Иером. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иоанн; 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) |
Для паломников открыт мон-рь ап. Андрея Первозванного, за которым в течение мн. лет присматривал свящ. Захария (Георгиу). В мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса (примерно в 5 км от Ялусы) проживает 1 монахиня. Местные святые Помимо упомянутых выше Карпасийских епископов Филона, Синесия и Фирса на п-ове Карпасия особо почитаются: прп. Авксентий Чудотворец (пам. 28 сент.), к-рый подвизался в кон. VII в. близ совр. с. Коми-Кебир; его современник прп. Созомен (пам. кипр. 20 нояб.), живший отшельником в окрестностях деревень Тавру, Галатия и Ливадия (ошибочно назван епископом Карпасийским в службе, составленной ему в 1733 мон. Акакием); прп. Фотиния или Фоту ранее XV в.; пам. кипр. 2 авг.), которая в юном возрасте решила вести монашеский образ жизни и удалилась в пещеру близ совр. с. Айос-Андроникос; прп. Полихроний ранее XI в.; пам. кипр. 7 окт.), во имя к-рого построена церковь в с. Меланарга; прп. Соломония (пам. кипр. 1 авг.), чья могила находится в ц. прп. Соломонии в Кома-ту-Ялу; а также святые, к-рым не установлены дни празднования, но в их честь сооружены церкви - прп. Павла (сестра прп. Фотинии), прп. Сотира (мать прп. Полихрония), прп. Василики (Васила) и прп. Микаллос ( 1999. 130-132, 135-136, 140, 144-145; 2010). Епископы Карпасийские: свт. Филон (до 382 - не позднее 394), Феопроп (кон. IV - нач. V в.) (?), свт. Синесий, свт. Сосикрат, Олимпий (упом. в 431), Ермолай (упом. в 451) (?), свт. Фирс, Епифаний, Иоаким (упом. в 1260). Епископы Карпасийские и Фамагустские: Марин или Марк (упом. в 1295), Иларион до 1321), Лев (упом. в 1321), Михаил (упом. в 1340), Иоанн (упом. в 1369 или 1371), Макарий (упом. вскоре после 1406). Епископ Карпасийский: Христофор (с 2007 по наст. |
округ Никосия), Иосиф, Фелфас, Иоанн, Евфрасий и Евтихий (см. в ст. Евтихий , прп. (без дня памяти)), жившие в окрестностях совр. сел. Литродондас (совр. округ Никосия), св. Андроник и св. Фоту ( 1788. 352); в службе, напечатанной в Венеции в 1779 г.,- прп. Авксентий Чудотворец (пам. кипр. 28 сент.), прп. Кендей (пам. кипр. 6 окт.) и свт. Димитриан , еп. Хитрский (пам. кипр. 6 нояб.); в службе, изданной в 1924 г. в Ларнаке,- прп. Аввакум ( Desiderata Cypria: // 1924. 2. 51-52); в службе, опубликованной в 1936 г. в Ларнаке по рукописи из собрания Л. Х. Пиеридиса,- прп. Иона (пам. кипр. 11 окт.); в службе XVIII-XIX вв., вышедшей в свет в 1942 г. в Лимасоле,- мученики Ригин и Орест (пам. кипр. 20 авг.) и др. Местное предание относит к числу аламанов братьев Евтихия и Феодора , подвизавшихся близ совр. сел. Нису и в окрестностях Идалиона (ныне Дали), прп. Георгия Аламана и др. Совр. исследователи частично или полностью отрицают историчность 300 святых. К. П. Киррис отождествил большинство из них с известными святыми: напр., преподобных Кассиана, подвизавшегося близ с. Алектора (пам. кипр. 16 сент.), и Кассиана, жившего близ с. Авдиму (пам. кипр. 4 дек., 28(29) февр.),- с прп. Иоанном Кассианом Римлянином , мч. Константина Ормидийского - с друнгарием Константином Вавуциком из числа Аморийских мучеников , прп. Авксентия Чудотворца - с прп. Авксентием Вифинским . Синаксарные жития в составе служб, написанных в XVIII-XIX вв., нередко содержат сюжеты, заимствованные из житий визант. святых. Напр., одно из чудес прп. Ионы совпадает с описанным в 21-й гл. соч. «История боголюбцев» Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. rel. XXI 24 // PG. 82. Col. |
В дальнейшем активность властей по предотвращению паломничества к могиле М. снизилась, хотя до сер. 80-х гг. к могиле по-прежнему высылались наряды милиции и дружинники и проводились адм. аресты за «организацию религиозных церемоний». С кон. 80-х гг. XX в. почитание М. стало открытым. В 1991 г. был совершен чин освящения восстановленной часовни над его могилой. 23 нояб. 1997 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вятский и Слободской архиеп. Хрисанф (Чепиль ; впосл. митрополит) совершил чин прославления М. в лике местночтимых святых Вятской епархии. 21 авг. 2015 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Яранске были обретены мощи подвижника, которые после освидетельствования были перенесены в Троицкий храм города. Арх.: ГА Кировской обл. Ф. 628. Оп. 3. Д. 155, 2010; Ф. 237. Оп. 70. Д. 1899; Ф. 1100. Оп. 1. Д. 2, 6; Ф. Р-2169. Оп. 44. Д. 516; ГАСПИКО. Ф. Р-6799. Оп. 3. Д. Су-3930 и др. Лит.: Сухих А., прот. Яранский чудотворец // Вятский епарх. вестн. 1996. 7. С. 3-5; Ильинская А. Узкий путь иером. Матфея Яранского: Духовный очерк // Лит. учеба. 1998. Кн. 1. С. 182-224; Прп. Матфей, Яранский чудотворец: Житие. Акафист. Киров, 2003; Яранский чудотворец // Лампада. М., 2007. 10. С. 21-24; Прп. Матфей, Яранский чудотворец. Яранск, 2009; Ошаев В. П. История Яранского Анно-Пророчицкого монастыря. Яранск, 2015. Д. Н. Казаков Рубрики: Ключевые слова: ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) |
мон-рь УПЦ в Киеве (Украина) АВЕНТИН 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.) АВКСЕНТИЙ ЧУДОТВОРЕЦ прп. Кипрский (пам. кипр. 28 сент.) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАРФОЛОМЕЙ ап. от 12 (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов) КОРЕНТИН [Коурентин] (VI в.?), св. (пам. зап. 12 дек.), по преданию, 1-й еп. Кемпера (ныне еп-ство Кемпер и Леон, Бретань, Франция) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ЕВФИМИЙ ок. 1527?), прп., Архангелогородский МАКСИМИН 346/7), св. (пам. зап. 29 мая), еп. г. Треверы (ныне Трир, Германия) МОЩИ в совр. рус. языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания ИРИНЕЙ кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) ИСАИЯ после 1089), еп. Ростовский, свт. (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ 1229), мч. (пам. |
Изображения святых занимают 3 регистра по сторонам Спасо-Всеградского собора, представленного на иконе в связи с тем, что икона «Всемилостивый Спас (Обыденный)» была его главной святыней. Чудотворный образ является центральным изображением деисуса в верхнем регистре композиции. И. изображен в верхнем ряду справа группы предстоящих, в монашеском облачении, с непокрытой головой, длинными волосами, спускающимися на спину, левая рука в жесте моления, в правой - свернутый свиток. Ист.: ГАВО. Ф. 53. Оп. 2. Д. 213; Ф. 883. Кн. 44; ВГИАХМЗ. Ф. 3. 3; РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. 37. Лит.: Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 82; Перенесение мощей св. блгв. кн. Иоасафа Каменского из Вологодского Духова мон-ря в Спасо-Каменный, что на Кубенском озере мон-рь // Вологодские ЕВ. 1893. 1. С. 3-9; Савваитов П. И., Суворов Н. И., Суворов И. Н. Описание Вологодского Духова мон-ря. Вологда, 1912; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской, XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 270, 271; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотворного образа 3 июня 1503 г. М., 2004. Кат. 31, 37, 39, 41, 42. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых) |
А в соборе служат обедню поп соборной, а святому настоящему поют в той же теплой церкве... На братию утешение велие, квас ячной» (РНБ. СПбДА. А. II. Л. 45 об.- 46 об., 58). И. был канонизирован в Соборе Новгородских святых при возобновлении празднования Собору в 1981 г. (Собор известен с 1831; в Минее и в ПЦК И. назван Илией). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Сийских святых, установленный 15 июля 2008 г. по благословению Архангельского и Холмогорского еп. Тихона (Степанова) . Ист.: Никодим (Кононов), иером. О церк. почитании прп. Антония, Сийского чудотворца: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. Жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901; Пономарёв А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-рус. Пролог. Ч. 1: Сент.-дек. С. 65-67; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 241-340; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372, 457. Лит.: Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 110, 208; Кириллов А. В., прот. Прп. Антоний, Сийский чудотворец // Архангельские ЕВ. 1906. 23. Ч. неофиц. С. 743-762; Описание о российских святых. С. 156-157; Сийские святые и подвижники благочестия / Свято-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. [Архангельск], 2009. С. 13, 40-41, 46-48. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. |
Проучившись в ней четыре года, шестнадцатилетний Авксентий уехал в Одессу, где успешно сдал проверочный экзамен в университет. Но не получив родительского согласия на увольнение из семинарии, Авксентий, как послушный сын, возвратился в Кишинев и продолжил обучение в семинарии, которую в 1880 году закончил с отличием, первым по списку. В своем дневнике он писал: «...я не имел ничего определенного относительно своей дальнейшей судьбы. Между преобладающими мыслями была мысль об академии. Но моя нерешительность, советы родных, не желающих, чтобы я продолжал высшее образование, а желающих видеть меня в рясе, – все это способствовало тому, что я решил не ехать в академию, а остаться на год учителем или надзирателем при ближайшем Единецком училище» 14 . 1 сентября 1880 года Авксентий Стадницкий начал свою трудовую деятельность в качестве учителя географии, церковного пения и чистописания в Единецком духовном училище. В начале 1881 года в печати появились сообщения о возможной отмене циркуляра Министерства народного просвещения от 20 марта 1879 года о запрещении выпускникам средних духовно-учебных заведений поступать в университеты по своим аттестатам. Узнав из газетных сообщений о состоявшемся соглашении между обер-прокурором К.П. Победоносцевым и министром народного просвещения А.А. Сабуровым о допущении семинаристов в университеты на прежних основаниях, Авксентий Георгиевич начал активную подготовку к экзамену на аттестат зрелости, который необходимо было сдать в местной гимназии для поступления в университет. В своем дневнике он писал, что университет, «живущий общественной жизнью» и известный обществу, привлекал его больше, чем академия, «чуждая всяких веяний, живущая монастырской жизнью» и мало кому известная. |
|