Всевышний знает, что ты, из любви к Нему, будешь работать братии. Вспомни, что и Сам Христос сказал о Себе: «не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца» ( ). Но Авксентий ожесточился и, сколько ни убеждал его святый Евфимий, не хотел ему покориться. Тогда великий старец разгневался и сказал ему: «чадо! мы советуем тебе то, что послужило бы тебе же в пользу, а ты не слушаешься; душевно жалею о тебе, и хотел бы простить тебя, но Бог»... Вдруг Авксентий затрепетал, как беснующийся и повергся на землю. Предстоящие отцы ужаснулись и начали умолять Евфимия, чтобы он испросил ему от Бога прощение. Долго святой старец не соглашался на просьбы их, не по жесткости сердца, но чтобы показать им, как велик грех преслушания; наконец, как бы смягчившись, оградил его крестным значением и исцелил от болезни. Авксентий пал пред ним на колена. «Послушание есть великая добродетель, сказал ему преподобный Евфимий: послушание Бог требует паче, нежели жертвы; напротив того, преслушание есть источник смерти; се здрав был еси, к тому не согрешай, да ее случится с тобою что-либо горше». Тогда Авксентий начал уже сам умолять великого старца и братию, чтобы никому, кроме его, не поручали должности пастушеской. (Ч.-М. янв.). б) Примеры, показывающие, что бесподчинения своей воли воле духовного и наставника легко впасть в искушение от диавола. Сколько было разительнейших опытов, что подвизающийся, лишь только уклонялся от руководства старшего, тотчас падал в прелесть, быв опутываем сатаною, и погибал! I. Св. Иоанн Кассиан повествует об Ироне – старце, который 60 лет провел в посте, трудах, бдениях и молитве и всех удивил своею строгостию; но после, потому именно, что возмнил остаться с одним своим разумом и волею, принял сатану за ангела и по его наущению ночью бросился в пустой колодезь в надежде, что будеть взят на руках ангелами, и разбился так, что на третий день, по извлечении из колодезя, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если кто обидит вас, то вы берете оружие, Константин спросил у них: «Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, то кого можно назвать истинным исполнителем закона? Того ли, кто исполняет одну заповедь, или того, кто исполняет обе?» – «Конечно, тот лучше, – отвечали сарацины, – кто исполняет обе заповеди». Тогда святой Константин сказал им: «Христос Бог наш, повелев нам молиться за обидящих нас, сказал также, что большей любви не может показать в этой жизни тот, кто положит душу свою за друзей своих. Поэтому мы терпим обиды, причиняемые каждому из нас лично, но наших друзей и братьев, наше отечество – защищаем, полагая за него, по заповеди Спасителя, Грех непослушания Когда пустынная обитель преподобного Евфимия обратилась в многолюдную лавру эконом, закупив для монастыря домашних животных, просил одного из братий, по имени Авксентий, принять на себя должность пастуха, находя его более других способным к этому. Авксентий отказался. Пригласив двух пресвитеров, эконом вместе с ними упрашивал Авксентия принять предлагаемую ему должность, но он не послушался и их. Эконом рассказал о непослушании Авксентия преподобному Евфимию. Преподобный, призвав непослушного инока, в присутствии старцев сказал ему: «Послушай нас, чадо, прими предлагаемую тебе службу». Но он отвечал: «Не могу, честный отче, потому что при этой должности я не могу быть в безмолвии и богомыслии и, оставаясь долгое время вне монастыря, могу впасть в грехи». – «Мы будем за тебя молиться Богу, – сказал преподобный Евфимий, – чтобы Он сохранил тебя от всякого зла. Он знает, что ты из угождения Ему служишь рабам Его. Послушай Господа, Который говорит: «не приидох, да послужат Ми, но да послужу им». Но Авксентий остался непреклонным. Тогда преподобный сказал ему: «Чадо! Мы советуем тебе то, что послужило бы тебе на пользу; ты не слушаешься – так увидишь, какие последствия бывают от непослушания». Не успел еще преподобный выговорить это, как Авксентий упал на землю и затрясся. Предстоящие старцы, испугавшись, начали умолять преподобного Евфимия, чтобы он испросил ему прощение Преподобный поднял Авксентия и, оградив крестным знамением, исцелил его. Когда же Авксентий пришел в себя, то упал к ногам старца и просил прощения. Тогда преподобный сказал ему: «Послушания Бог требует больше, чем жертвы; ослушание же причиняет смерть». И потом, помолившись о нем, благословил его и сказал: се здрав еси, к тому не согрешай, да не горше ти что будет. Авксентий со всем усердием принялся за пастушескую работу на общую пользу. Мудрый совет

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

Передаем его в той простоте, в какой слышали из уст старца. В 20-х годах прошедшего столетия в Глинской пустыни был иеродиакон Авксентий, в миру Афиноген Андреев, уроженец города Мурома Владимирской губернии. До поступления в монастырь он проходил штатскую службу, имел чин губернского регистратора. Точных сведений о поступлении его в монастырь не имеется. Вероятно, он жил в Глинской пустыни до прибытия отца строителя игумена Филарета, прибывшего июня 6-го, а ноября 18-го по указу Святейшего Синода Афиноген Андреев был пострижен в монашество строителем Филаретом, назван в постриге Авксентием и того же года рукоположен во иеродиакона, проходил очередное служение. Иеродиакон Авксентий отличался прекрасными душевными качествами: простотою, боголюбием, смирением, кротостью, братолюбием и прочими. Но при всем этом он начал увлекаться спиртными напитками. Строитель Филарет, желая поставить монашество своего братства на высоту иноческой нравственности, видя проявление слабости в иеродиаконе Авксентии, возмущался праведным негодованием и не оставлял сего последнего без должного вразумления, но на него новые вразумления не производили желанного действия, почему строитель Филарет, не видя исправления, решился удалить иеродиакона Авксентия из своей обители. Получив паспорт, иеродиакон Авксентий направился на север, рассчитывая в каком-либо монастыре найти себе место. Довольное время ходил он, побывал во многих монастырях, а определиться нигде не пришлось. Он уже начал тяготиться своим положением: мысль безнадежия о приискании места начала приступать и втесняться в душу и мало-помалу овладела им совершенно. «Куда деваться?» – спрашивал он себя. А враг и тут со злым своим советом во уме нашептывает: чем шататься и бедствовать без места, ступай в приволжские места к раскольникам, как лицо священное будешь в почете, там таких ищут, а жизнь там будет безбедная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Преподобный, призвав непослушного инока, сказал ему: «Послушай нас, чадо, и прими возлагаемое на тебя послушание». Но он отвечал: «Не могу, честный отче, мне препятствуют исполнять это три причины: первая – это то, что я иноплеменник и не могу говорить на местном языке, вторая – страх греховного падения, третья – что, имея попечение о скоте, я уже не буду в состоянии сидеть в келье в безмолвии и Богомыслии». Великий Евфимий сказал ему: «Молим Бога, чтобы ты не получил никакого вреда от всего того, ибо Бог знает, что ради страха пред Ним ты служишь рабам Его. Послушай Господа, глаголющего: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и еще: не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». Но и после таких увещаний преподобного Авксентия он не послушался. Тогда преподобный сказал ему: «Мы, чадо, советуем тебе, что для тебя полезно, а ты не слушаешь; увидишь, какова награда за неповиновение». И тотчас Авксентий упал на землю в припадке беснования, трепеща и трясясь; присутствовавшие же отцы просили за него святого, и тот, едва умоленный, поднял его и, знаменовав знамением креста, исцелил. Пришедши в себя, Авксентий, припав к ногам святого, просил прощения. Святой сказал ему: «Послушание есть добродетель, ибо Бог послушание требует паче, нежели жертвы; преслушание же соделывает смерть». Потом, сотворив об Авксентии молитву, преподобный Евфимий благословил его и сказал: «Се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет». После этого Авксентий принял возложенное на него послушание и исполнял его с усердием. Примеры святого послушания «Великого рода и сана, исполненный всякой мудрости, святой Иоанн Дамаскин со всем усердием повинуется старцу простому, и своими чистыми руками очищает все нечистые места в монастыре» (ЧетьиМинеи, 4 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Третьяковской галерее проходит выставка«Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков» Выставка открыта до 18 сентября Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 18 сентября проходит выставка«Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков», посвященная богатой иконографии образов святителя Николая, известного в народе как Николай Угодник, в иконах XIII–XX веков. Жития Святого Николая Мирликийского, известного также как Святитель Николай Чудотворец, а в русской народной традиции почитаемого как Николай Угодник, повествуют о его успешной помощи бедным девушкам (дабы не вверглись они в разврат), жертвам кораблекрушений и политических репрессий. Воздействовал Николай и словом, и делом: убеждением, авторитетом, деньгами и чудесами. Недаром Михаил Кузмин, написавший зимой 1919–1920 годов в голодающем и замерзающем Петрограде поэму о Николае, начал со слов о «раздробленной доле» и ее последующем преодолении с помощью святого угодника. Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея В Третьяковской галерее обратились к богатейшему иконографическому наследию, посвященному Николаю, и сделали выставку живописных образов из собственного собрания, добавив несколько икон из частных коллекций и фондов. Экспозиция, хотя и невелика, отражает многоликость выдающегося христианского подвижника. Во-первых, святого Николая почитатели наградили множеством прозвищ, отраженных иконографией: Барийский, Зарайский, Мирликийский, Можайский, Мокрый, Отвратный, Чудотворец… Во-вторых, демонстрируются иконы, написанные в традиции различных школ древнерусского искусства: московской и новгородской, ростовской и нижегородской, киевской и рязанско-коломенской, мастеров Мстеры и Палеха.

http://sedmitza.ru/text/10161782.html

Преподобный, призвав Авксентия, сказал ему: . – Послушай нас, чадо, и прими возлагаемое на тебя послушание. Тот же отвечал: – Не могу, честный отче, – мне препятствуют исполнить это три причины: первая – это то, что я – иноплеменник и не могу говорить на местном языке; вторая – страх греховного падения; третья – что, имея попечение о скоте, я уже не буду в состоянии сидеть в келии в Богомыслии и безмолвствовать. Великий Евфимий сказал на это: – Молим Бога, чтобы ты не получил никакого вреда от всего того, ибо Бог знает, что ради страха пред Ним ты служишь рабам его. Послушай Господа, глаголющего: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» ( Мф.20:28 ) и еще: «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Иоан.6:30 ). Но и после таких увещаний преподобного Авксентий ожесточился и не послушался. Тогда преподобный, разгневавшись, сказал: – Мы, чадо, советуем тебе, что для тебя полезно, а ты не слушаешь; увидишь, какова награда за неповиновение. И тотчас Авксентий упал на землю в припадке беснования, трепеща и трясясь; присутствовавшие же отцы просили за него святого, и тот, едва умоленный, поднял его и, знаменовав знамением креста, исцелил. Пришедши в себя, Авксентий, припав к ногам святого, просил прощения. Святой сказал ему: – Послушание есть великая добродетель, ибо Бог послушания требует паче, нежели жертвы; преслушание же соделывает смерть. Потом, сотворив об Авксентии молитву, преподобный Евфимий благословил его и сказал: – «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Иоан.6:14 ). После этого Авксентий принял возложенное на него послушание и с усердием стал исполнять его. Два брата, Марон и Климатий, обременяясь суровою жизнью в лавре, сговорились ночью бежать и когда уже приготовились к тому, намерение их стало известным преподобному Евфимию: он узрел в видении дьявола, набрасывающего на них узду и влекущего в смертоносные сети. Тотчас же призвав их, преподобный обратился к ним с продолжительною беседою, поучая о терпении, убеждая и наставляя их оставить свое пагубное намерение. Говорил он о том, что должно тщательно блюсти себя: Адам, будучи в раю, преступил заповедь Божью; Иов же соблюл ее, сидя на гноище. К этому увещанию он прибавил и следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Евстратий сказал своему слуге, чтобы он тайно положил пояс в алтаре, а сам спрятался в церкви и смотрел, кто первый из пришедших возьмёт пояс: если возьмёт пресвитер Авксентий, пришедши на молитву, то слуга, ничего ему не говоря, должен воротиться домой; если же ранее захочет взять кто-нибудь другой, то слуга ни в каком случае не должен допускать этого и должен принести пояс назад. Послав слугу с таким приказанием, Евстратий решил в душе так: «Если пояс возьмет сам пресвитер, то это будет знаком того, что Сам Бог благоизволит, чтобы Евстратий предал себя на мучение за Христа; если же захотел бы взять кто-нибудь другой, то это будет означать, что ему не должно предавать себя на мучение, а следует тайно хранить святую веру». В непродолжительном времени слуга возвратился и поведал своему господину, что как только он положил пояс в алтаре, тотчас же пришел пресвитер Авксентий, как будто кто нарочно прислал его и, вошедши в алтарь, взял пояс. Услышав это, Евстратий был весьма обрадован; лицо его сияло радостью, чему весьма удивлялся один из его друзей, по имени Евгений. Вскоре после того блаженный Авксентий был схвачен вместе с другими, допрошен на суде, мучим и заключен в темницу, где и содержался в узах. Затем среди города на возвышении снова было устроено место для суда, и Лизий, надменно сев на судейском кресле, приказал привести узников на допрос. Святой Евстратий, пришедши в темницу, просил всех заключенных в узах за Христа помолиться о нем, ибо и сам он, по его словам, намеревался в тот же день разделить с ними их подвиг. Тогда все святые узники, преклонив колена, помолились о нем Богу. Когда они окончили молитву, воины, под предводительством Евстратия, повели их из темницы на суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Подать принадлежит кесарю, этого никто не отрицает, но Церковь принадлежит Богу, и не надо присуждать ее кесарю, ибо право кесаря не может распространяться на храм Божий. 36 . Никто не может отрицать, что я говорю с почтением к императору. Что более почтительно, чем называть императора сыном Церкви? Когда его так называют, имеют в виду не грех, а благодать. Император пребывает внутри Церкви, но не над Церковью ; благой император ищет помощи Церкви, не отвергает ее. Это мы говорим со смирением и утверждаем с постоянством. Но некие люди угрожают нам пожаром, мечом, изгнанием. Мы, рабы Христовы, научились не бояться, а тем, кто не боится, никакой страх не в тягость, ибо написано: Стрелами младенцев стали их удары ( ). 37 . Очевидно, что мы ответили на их вопросы. Теперь я задам им вопрос, который задал Спаситель: Крещение Иоанново с небес было или от человеков ( )? Не могли иудеи Ему ответить. Если иудеи не объяснили крещения Иоаннова, то неужели Авксентий отменил крещение Христово? Ибо это крещение не от людей, но с неба, его принес нам Ангел великого совета ( ), чтобы мы оправдались пред Богом. Так почему же Авксентий считает нужным заново крестить верный народ, уже крещенный во имя Троицы, когда апостол говорит: Один Господь, одна вера, одно крещение ( )? Почему Авксентий называет себя противником людей, а не Христа, хотя презирает волю Бога и осуждает крещение, которое Христос даровал нам во оставление наших грехов? 76 (Maur. 20). О передаче базилики (брат сестре) 360 1 . Поскольку почти во всех письмах ты с беспокойством спрашиваешь о церкви, узнай, как обстоят дела. На следующий день 361 , после того как я получил твое письмо, в котором ты писала, что тебя тревожат сновидения, на нас обрушилась волна треволнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В святцах упоминаются следующие русские и славянские святые: а) сентября 19 – новоявленный чудотворец князь Феодор Ярославский (101); б) сентября 20 – великий князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор (101 об.); в) сентября 25 – Сергий Радонежский (104); г) октября 19 – Иоанн Рыльский (117); д) октября 28 – Арсений архиепископ Сербский (122 об.); е) октября 29 – Авраамий архимандрит Богоявленский (123 об.); ж) ноября 6 – Варлаам Хутынский (127); з) ноября 11 – Максим юродивый Московский (130); и) ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский (145 об.); и) декабря 21 – Петр митрополит, новый чудотворец (159 об.); к) января 13 – Савва архиепископ Сербский (203); л) февраля 11 – Димитрий Прилуцкий (222 об.); м) февраля 12 – Алексий митрополит, новый чудотворец (223); н) февраля 13 – Симеон Сербский, новый мироточец (223 об.); о) февраля 14 – Кирилл философ, епискол «учитель словеном и болгаром, иже преложи русскую грамоту с греческыя, крести словены и болгары» (224); п) апреля 14 – новоявленные Литовские мученики – Антоний, Иоанн и Евстафий (254 об.); р) апреля 26 – Стефан Пермский (258 об.); с) мая 2 – Борис и Глеб (260), т) мая 3 – Феодосий Печерский (261), у) мая 7 – Антоний Печерский (262); ф) мая 14 – Исидор юродивый Ростовский (267); х) мая 15 – Исаия епископ Ростовский (267); ц) мая 20 – Алексий митрополит, новый чудотворец (269); ч) мая 23 – Леонтий епископ Ростовский и Никита столпник Переяславский (270), ш) мая 28 – Игнатий епископ Ростовский (271); щ) июня 1 – Дионисий Глушицкий (272); т)) июня 9 – Кирилл Белозерский (273), ы) июня 11 (?) – княгиня Ольга (274); ь) июля 15 – князь Владимир (284); е) июля 24 – Борис и Глеб (288); э) августа 24 – Петр митрополит, новый чудотворец (300 об.); ю) августа 30 – Александр Свирский (303)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаженный Максим, Московский чудотворец г., 11 (24) ноября), отличавшийся особым терпением. «Оттерпимся и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение,» – говорил святой. Укреплял он дух народный во времена татарского ига, засух, голода, моровой язвы… Преподобный Михаил Клопский, Новгородский чудотворец г., 11 (24 января), княжеского рода, провидевший будущее, обличавший недостатки и людей сильных… Блаженный Исидор твердислов, Ростовский чудотворец г., 14 (27) мая), славянин, бежавший из Пруссии от преследований, живший на топком месте среди города – «на месте сусе во граде, среди болотца некоего,» – отдыхавший на грудах сора и гноищах, горячо молившийся за обидчиков, совершавший при жизни чудеса, минута кончина коего ознаменовалась необыкновенным благоуханием, разлившимся по всему городу… Блаженный Лаврентий, Калужский чудотворец г., 10 (23) августа), из рода бояр Хитровых, чудесно помогавший удельному князю Симеону Иоанновичу… Святой блаженный Василий, Московский чудотворец г., 2 (15) августа), «нагоходец,» «постом и бдением и мразом и теплотою солнечною и слотою и дождевным облаком,» «выше естества нашего подвизался» (из тропаря и жития), дни проводивший среди нищих и убогих, ночью молившийся на папертях храмов, великий провидец, исцелитель пьяниц… Блаженный Николай Салос, юродивый Псковский 1576 г., 28 февраля (13 марта), спасший в 1570 году Псков от страшной расправы царя Грозного… Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский чудотворец г., 3 (16) сентября и 12 (25) ноября), отличавшийся особым смиренномудрием, терпением и непрестанной молитвой… Блаженный Иоанн, Московский чудотворец г., 3 (16) июля), друг преподобного Иринарха, предсказавший Смутное время, нашествие иноплеменных, называвшийся «Большой Колпак и Водоносец» по веригам, им носившимся, и трудам, на себя возглагаемым… Блаженные: Георгий Шенкурский (f 1462 г., 23 апреля (6 мая), Иоанн Устюжский 1494 г., 29 мая (11 июня), Иаков Боровицкий г., 23 октября (5 ноября), Киприан Суздальский 1622 г., 2 (15) октября), Максим г., 16 (29) января) и Андрей г. 10 (23) октября) Тотемские, прославившиеся чудесами, проистекшими от их мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010    011