Проучившись в ней четыре года, шестнадцатилетний Авксентий уехал в Одессу, где успешно сдал проверочный экзамен в университет. Но не получив родительского согласия на увольнение из семинарии, Авксентий, как послушный сын, возвратился в Кишинев и продолжил обучение в семинарии, которую в 1880 году закончил с отличием, первым по списку. В своем дневнике он писал: «...я не имел ничего определенного относительно своей дальнейшей судьбы. Между преобладающими мыслями была мысль об академии. Но моя нерешительность, советы родных, не желающих, чтобы я продолжал высшее образование, а желающих видеть меня в рясе, – все это способствовало тому, что я решил не ехать в академию, а остаться на год учителем или надзирателем при ближайшем Единецком училище» 14 . 1 сентября 1880 года Авксентий Стадницкий начал свою трудовую деятельность в качестве учителя географии, церковного пения и чистописания в Единецком духовном училище. В начале 1881 года в печати появились сообщения о возможной отмене циркуляра Министерства народного просвещения от 20 марта 1879 года о запрещении выпускникам средних духовно-учебных заведений поступать в университеты по своим аттестатам. Узнав из газетных сообщений о состоявшемся соглашении между обер-прокурором К.П. Победоносцевым и министром народного просвещения А.А. Сабуровым о допущении семинаристов в университеты на прежних основаниях, Авксентий Георгиевич начал активную подготовку к экзамену на аттестат зрелости, который необходимо было сдать в местной гимназии для поступления в университет. В своем дневнике он писал, что университет, «живущий общественной жизнью» и известный обществу, привлекал его больше, чем академия, «чуждая всяких веяний, живущая монастырской жизнью» и мало кому известная. |
Наконец, вспоминай о вечных муках и огне геенском , и ты, подобно преп. Мартиниану, победишь всякое искушение. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними. Святитель Тихон Задонский так говорит о благотворности памяти о вечных геенских мучениях: «Видишь человека огневицею или горячкой мучима, или вшедши в баню чувствуешь жар великий, или видишь пещь огнем раскаленную. От сего огня прийди умом до огня геенского, в котором некающиеся грешники без конца будут страдать. Сие рассуждение научает тебя покаянием и слезами умилостивить благость Божию, чтоб от той беды избавиться». III. Да послужат нам эти наставления богомудрых св. отцев руководством избегать соблазнов! (Прот. Г. Дьяченко). Четырнадцатый день Поучение 1-е. Преп. Авксентий (Должно удаляться от лжеучителей) ныне Св. Церковью Авксентий был сначала знаменитым вельможей греческого царя Феодосия Младшего и отличался честной и усердной службой. Блеск придворной жизни возбудил в нем отвращение от мирской славы и богатства, и он постригся в одном из монастырей столицы Константинополя. Но скоро удалился из шумной столицы в Вифинию, на гору Оксию, и, живя затворником, удостоился дара чудотворения и прозорливости. Однажды пришли к нему два человека, православный и еретик. Первого он принял с любовью, с последним не стал и говорить. Еретик обиделся и начал порицать праведника, но был наказан жестокой болезнью. Когда же раскаялся и пришел к преподобному просить прощения, то был прощен и исцелен. Св. Авксентий присутствовал на 4 вселенском соборе. Скончался в глубокой старости около 470 года. II. Св. Авксентий, память коего мы ныне празднуем, учит нас, братия, чуждаться еретиков и вообще лжеучителей, коих в наше время, к сожалению, немало. |
Поддерживаемый толпой, Авксентий не только не хотел слушать внушений и приказании патриарха и синода, но и всенародно осмеливался клеймить именем еретиков как самого патриарха, так и синод, объявляя их приверженцами папизма. В противность Паисию, Авксентий восхвалял прежнего патриарха Кирилла V, как человека истинно православного, потому, конечно, что Кирилл был склонен разделять воззрения этого крайнего и неразумного противника латинства. Патриарх и архиереи, чтобы прекратить соблазн и не раздувать вражды между греческими христианами, армянами и папистами, снова воспретили Авксентию продолжать его беззаконную проповедь. Но следствием этих новых прещений со стороны церковной власти против Авксентия было лишь то, что народ начал выражать свою ненависть по отношению к патриарху и архиереям. Противление партии Авксентия церковным властям принимало характер бунта. Поэтому в дело вмешалось само турецкое правительство, по всей вероятности вследствие настояний патриарха и синода. Это правительство распорядилось с виновником общественных беспорядков по-свойски. Оно понимало, что действовать против Авксентия прямо и открыто было небезопасно и потому пустилось на хитрость. Однажды ночью, был послан к Авксентию в Катирли один очень важный турецкий сановник, который должен был пригласить лжепроповедника в Константинополь будто бы для почетной аудиенции у великого визиря. Расчет удался. Честолюбие заговорило в Авксентии. Приверженцы его со своей стороны воодушевляли его принять приглашение визиря. Но лишь только Авксентий сел в лодку и удалился от берега, как, по заранее данному приказанию, смутотворец был задушен, а тело его ввержено в море (по другому известию, Авксентий и двое его главных приверженцев были повешены). На следующий день, прибыли в Константинополь приверженцы Авксентия, прошли прямо ко дворцу великого визиря; но не получили никаких известий о судьбе своего вождя. |
Форма, предложенная арианами, настолько искусно замаскировала ложь, что смута успела овладеть многими умами. Не прошло и 20 лет, как город Милан сделался ареною яростной борьбы между защитниками Никейской веры и арианами, которые, не решаясь на открытое опровержение, извращали ее коварными толкованиями. Споры происходили в присутствии императора Констанция, последнего из потомков Константина Великого . Некоторые честолюбивые епископы, испорченные нравами двора, убедили императора, что он всевластен, и что его авторитет простирается также и на решение основных вопросов вероучения. Констанций склонился к ереси, находя, по-видимому, что эта ложь может быть лучшей и более сильной союзницей его властолюбия. Епископ Миланский Дионисий за сопротивление этим притязаниям Констанция был сослан, и доживал свои дни в изгнании. Преемник его Авксентий, пришелец в этой провинции, не знавший даже местного языка, был скорее навязан Милану, чем избран. Он принадлежал к числу тех людей описываемого времени, вера которых была уже искажена. Авторитетом Авксентий не пользовался никаким. Одного его присутствия было достаточно, чтобы вызывать среди христиан разногласия. Религиозные распри, вероятно, обострились бы еще больше, если бы император Валентиниан совсем не запретил споров о вере. Он не любил препирательств вообще и богословских в особенности; по отношению к ним он всегда держался в стороне, несмотря на то, что был искренне предан христианству. Авксентий скончался в Милане через год после назначения туда Амвросия на государственную службу. Теперь религиозное и политическое брожение в Милане усилилось еще более. Из какой партии мог быть выбран преемник Авксентию? Право избрания принадлежало епископам всей области совместно с клиром города. |
По окончании Киевской академии в 1885 году, в звании кандидата богословия, Авксентий Стадницкий получил назначение на кафедру греческого языка в родную Кишиневскую семинарию, где также, с сентября 1886 года по октябрь 1892 года, преподавал церковное пение. Кроме того, в семинарии с 1886 года он являлся членом ревизионного комитета, а с 1890 года и членом педагогического правления. 18 сентября 1889 года Авксентий Георгиевич получил чин надворного советника со старшинством, а 7 июня 1891 года был награжден орденом св. Станислава 3-й степени за отлично-усердную службу. В феврале 1892 года он перешел на кафедру догматического богословия. Преподавание догматического богословия и соединенных с ним предметов послужило для молодого преподавателя вторым после путешествия на Афон серьезным шагом к принятию монашества. За безмездное преподавание гражданской истории с октября 1893 года по февраль 1894 года он получил архипастырскую признательность преосвященного Неофита, архиепископа Кишиневского и Хотинского. Особого внимания заслуживает деятельность А.Г. Стадниикого в «Кишиневских епархиальных ведомостях» (как сотрудника с 1885 года, а затем с 12 сентября 1887 года в качестве редактора), благодаря которой значительно повысилось качество издания «Ведомостей» и выросло число их читателей. Помимо трудов по изданию и редактированию «Ведомостей», он являлся на протяжении десяти лет автором большого количества публикуемых материалов: проповедей и речей, статей богословского и церковно-практического содержания, статей по церковному пению, по миссионерству, критико-библиографических заметок, очерков по гражданской и церковной истории Бессарабии и Румынии. Последней теме Авксентий Георгиевич уделял главное место в своих публикациях, желая приумножить в сердцах читателей любовь к родному краю. Для более глубокого знакомства с историей Бессарабии он дважды выезжал за границу – в 1888 голу в Австро-Венгрию и в 1890 году в Румынское королевство. Результатом этих поездок стали сочинения: «Положение православного духовенства в Румынии» (1889), «Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях» (1891) и др. Также Авксентий Георгиевич активно занимался миссионерской работой, участвовал во Всероссийских миссионерских съездах в Москве в 1887 и 1891 годах, а с 1892 года входил в Комитет по наблюдению за деятельностью миссионеров в Кишиневской епархии. |
а именно в следующем 1752 г., произошла смена на патриаршем престоле: вместо Кирилла патриархом сделался Паисий II. Он первым делом приказал Авксентию прекратить его проповедь о перекрещивании латинян и армян. (Говорим и армян, потому что и армянское крещение пророк из Катирли объявлял незаконным.) Но этот последний не захотел внимать голосу Константинопольского патриарха. Авксентия дважды призывали в синод и увещевали его в том же роде соборно, но он не думал оставлять своего заблуждения. Затем для увещания Авксентия в Катирли был послан один дидаскал, Критий, но возбужденная фанатической проповедью толпа едва не растерзала увещателя. Народное волнение все росло и росло. Авксентия собирались слушать не только простонародие, но и архонты, и архонтиссы, большая часть его слушателей становилась на его сторону и с тем вместе выражала явное недовольство патриархом Паисием и синодом. Поддерживаемый толпой, Авксентий не только не хотел слушать внушений и приказаний патриарха и синода, но всенародно осмеливался клеймить именем еретиков как самого патриарха, так и синод, и объявлял их приверженцами папизма. В противовес Паисию Авксентий восхвалял прежнего патриарха Кирилла V как человека истинно православного, конечно, потому, что Кирилл был склонен разделять воззрения этого крайнего и неразумного противника латинства. Патриарх и архиереи, чтобы прекратить соблазн и не раздувать вражды между греческими христианами, армянами и папистами, снова воспретили Авксентию продолжать его беззаконную проповедь. Но следствием этих новых прещений со стороны церковной власти против Авксентия было лишь то, что народ начал выражать свою ненависть по отношению к патриарху и архиереям. партии Авксентия церковным властям принимало характер бунта. |
Созомен представляет дело несколько еще иначе. Он отличает более раннее поселение, обращенных в христианство , Готов в Римских областях от позднейшего при Валенте; дает ясно знать, что Ульфила, еще при Констанции (337 – 361 г.), будучи в числе послов, отправленных к этому императору, перешел при этом случае на сторону арианства, т. е. на сторону той религиозной партии, к которой принадлежал сам Констанций. Из церковных историков древности один Филосторгий ни слова не говорит о ренегатстве Ульфилы; напротив, он восхваляет последнего за ревность, с какой он держался арианских убеждений. В виду этой разноголосицы греческих историков и имеет особенную важность новооткрытый документ. Он подтверждает то, что мы знаем, благодаря Филосторгию; и при этом исправляет и опровергает то, что утверждается греческими православными историками. Авксентий Доросторский свидетельствует о своем достопочитаемом учителе, что он никогда не переставал открыто и без всякого колебания возвещать, что есть один истинный Бог, «Отец нашего Господа Иисуса Христа», что он (Ульфила) в проповедях и сочинениях свидетельствовал о различии между Божеством Отца и Сына, именно, что как Отец есть Творец Творца, так и Сын Творец всех тварей. Авксентий даже приводит собственные слова Ульфилы из его «завещания», написанного для народа перед смертью. Здесь Ульфила, между прочим, говорит: Ego... semper sic credidi et in hac fide sola et vera testamentum facio ad Dominum meum. Таким образом, благодаря найденному документу, утверждается, как несомненный факт то, что Ульфила во всю свою жизнь держался одних и тех же убеждений и не был ренегатом. Необыкновенное уважение, которым пользовался Ульфила у Готов, замечательное влияние того же мужа на свой народ выразительно свидетельствуются всеми документами, какие только были известны до открытия Авксентиева повествования. |
Это был Селена, имевший отцом Гота, – матерью Фргигианку 160 . Селена помогал затем Улфиле и в переводе священных книг, а после его смерти сделался его преемником у Готов по сану епископа. Есть известие, что впоследствии учителю Скифов пособничество в проповедании оказывали лица из Империи, особо назначенные для того самим Валентом 161 . Как помощников, так вместе и продолжателей своего дела подготовлял епископ и из среды поколения молодого. К числу юношей, бывших его воспитанниками, принадлежал и тот Авксентий, которому мы обязаны сведениями об Улфиле. «Я, писал Авксентий, не в состоянии достойно восхвалить своего руководителя, но не смею и умалчивать: сколько я ему обязан, сколько он трудился для меня, взявши меня от родителей в свои ученики еще с поры моего детства. Он объяснил мне священное писание, озарил меня светом истины. Заботясь о моем теле и душе, он воспитал меня, как сына» 162 . Вайц полагает, что, подобным Авксентию, учеником Улфилы был и Феотим, впоследствии епископ г. Томи 163 . – Одушевленная проповедь из уст проповедника, которого Готы считали своим, который умел говорить с ними ясно и понятно, с такою любовию к ним и пламенным желанием их спасения, как наивысшего блага, неустанные труды и тяжкие лишения учителя, его величественный нравственный образ, все это действовало на сердца варваров с силою неотразимою. Доселе не принимавшие крещения, шли к таинству массами. Обращенные группировались около своего просветителя, как вокруг своего сосредоточия, – своего отца. Та безграничность в уважении и доверии Готов к Улфиле, о которой передают церковные историки, говоря о несколько более позднем времени, несомненно существовала в отношениях к нему, как пастырю, со стороны пасомых с самого же первого времени его усиленной деятельности. |
Число приверженцев Авксентиева учения росло со дня на день, но патриарх из осторожности не выражал ни сочувствия, ни несочувствия пророку, как называли Авксентия в народе. Пророком же Авксентий прослыл благодаря своему лукавству и хитрости. Он разузнавал от духовников о грехах тех или иных других из его духовных чад и при встрече с этими последними обличал их в содеянных ими грехах, тогда как они думали, что прегрешения их никому не известны, – и настойчиво внушал им на будущее время удерживаться от более тяжкого из их грехов, угрожая в противном случае вечным наказанием. Обличаемый в простоте души думал, что Авксентий провидит сокровенное. Таким-то образом создавалась у него слава пророка. Авксентия стали считать человеком святым, к нему отовсюду стекалось много мужчин и женщин, те и другие жадно слушали его слова, каялись в своих грехах, просили его возложить руки, искали его благословения и молитвы. Вскоре, именно в следующем 1752 году, произошла смена на патриаршем престоле: вместо Кирилла сделался патриархом Паисий II. Он первым делом приказал Авксентию прекратить его проповедь о перекрещивании латинян и армян; говорим: и армян, – потому что и крещение армянское пророк из Катирли объявлял незаконным. Но этот последний не хотел внимать голосу Константинопольского патриарха. Авксентия и раз и два призывали в синод и увещевали его в том же роде соборно, но он не думал оставлять своего заблуждения. Затем был прислан для увещания Авксентия в Катирли один дидаскал, по имени Критий, но возбужденная фанатическою проповедью толпа едва не растерзала увещателя. Народное волнение все росло и росло. Авксентия собирались слушать не только простонародье, но и архонты, и архонтисы, большая часть слушателей его становилась на его сторону и с тем вместе выражала явное недовольство патриархом Паисием и синодом. |
Подробнее других об этом говорит Созомен . Но не все было ясно в этих свидетельствах. Например, совершенно непонятно было, в каком смысле император Констанций, высоко уважавший Ульфилу, называл его, по свидетельству Филосторгия, «Моисеем своего времени». Это неясное свидетельство получило чрезвычайно яркий свет в документе, открытом в 1840 году. Авксентий рассказывает, что некий нечестивый «судия» Готский, воздвиг страшное гонение на христиан из Готов, которое, однако ж, вместо отпадения от Христа побудило исповедников еще крепче прилепиться к вере. Это страшное гонение имело следствием то, что Ульфила с великим народом исповедников покинул варварскую страну и перешел в пределы Римского царства, где с почестями был принят императором Констанцием. «И, как Бог через Моисея – пишет Авксентий – освободил свой народ от насилия Фараона и Египтян, помог народу перейти Чермное море и призвал на служение Себе; точно так же Бог и через этого мужа освободил исповедников своего Единородного Сына от руки варварской, помог перейти Дунай и определил им, по подобию святым (т. е. народа Божия) служить Ему на горах» (слич. ). Вообще, историческая наука одолжена новооткрытому источнику не только определенным и ясным пониманием главных событий в жизни Ульфилы, но и восполнением и исправлением доселе бывших у нас знаний о достопочтенном муже, его личности, его трудах и его вероисповедном положении. Следуя хронологическому порядку открытий, после Климентин и Авксентиева документа, мы должны обратиться к рассмотрению памятника, переносящего нас к началу 3 века. В Парижской библиотеке открыто сочинение: «Обличение всех ересей» (философумены), которое, несомненно, появилось в первой половине 3 века. История открытия этого памятника такова: знаменитый французский ученый и государственный человек Абель Франц Вильмен, занимая пост министра народного просвещения и исповеданий, поручил ученому Греку Миноидесу Мине (Mynas) взять на себя труд отыскания новых сокровищ Греческой литературы в Греции, именно, в монастырях Афонской горы. |
|