001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Проучившись в ней четыре года, шестнадцатилетний Авксентий уехал в Одессу, где успешно сдал проверочный экзамен в университет. Но не получив родительского согласия на увольнение из семинарии, Авксентий, как послушный сын, возвратился в Кишинев и продолжил обучение в семинарии, которую в 1880 году закончил с отличием, первым по списку. В своем дневнике он писал: «...я не имел ничего определенного относительно своей дальнейшей судьбы. Между преобладающими мыслями была мысль об академии. Но моя нерешительность, советы родных, не желающих, чтобы я продолжал высшее образование, а желающих видеть меня в рясе, – все это способствовало тому, что я решил не ехать в академию, а остаться на год учителем или надзирателем при ближайшем Единецком училище» 14 . 1 сентября 1880 года Авксентий Стадницкий начал свою трудовую деятельность в качестве учителя географии, церковного пения и чистописания в Единецком духовном училище. В начале 1881 года в печати появились сообщения о возможной отмене циркуляра Министерства народного просвещения от 20 марта 1879 года о запрещении выпускникам средних духовно-учебных заведений поступать в университеты по своим аттестатам. Узнав из газетных сообщений о состоявшемся соглашении между обер-прокурором К.П. Победоносцевым и министром народного просвещения А.А. Сабуровым о допущении семинаристов в университеты на прежних основаниях, Авксентий Георгиевич начал активную подготовку к экзамену на аттестат зрелости, который необходимо было сдать в местной гимназии для поступления в университет. В своем дневнике он писал, что университет, «живущий общественной жизнью» и известный обществу, привлекал его больше, чем академия, «чуждая всяких веяний, живущая монастырской жизнью» и мало кому известная.

https://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadnickij/dnev...

Наконец, вспоминай о вечных муках и огне геенском , и ты, подобно преп. Мартиниану, победишь всякое искушение. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними. Святитель Тихон Задонский так говорит о благотворности памяти о вечных геенских мучениях: «Видишь человека огневицею или горячкой мучима, или вшедши в баню чувствуешь жар великий, или видишь пещь огнем раскаленную. От сего огня прийди умом до огня геенского, в котором некающиеся грешники без конца будут страдать. Сие рассуждение научает тебя покаянием и слезами умилостивить благость Божию, чтоб от той беды избавиться». III. Да послужат нам эти наставления богомудрых св. отцев руководством избегать соблазнов! (Прот. Г. Дьяченко). Четырнадцатый день Поучение 1-е. Преп. Авксентий (Должно удаляться от лжеучителей) ныне Св. Церковью Авксентий был сначала знаменитым вельможей греческого царя Феодосия Младшего и отличался честной и усердной службой. Блеск придворной жизни возбудил в нем отвращение от мирской славы и богатства, и он постригся в одном из монастырей столицы Константинополя. Но скоро удалился из шумной столицы в Вифинию, на гору Оксию, и, живя затворником, удостоился дара чудотворения и прозорливости. Однажды пришли к нему два человека, православный и еретик. Первого он принял с любовью, с последним не стал и говорить. Еретик обиделся и начал порицать праведника, но был наказан жестокой болезнью. Когда же раскаялся и пришел к преподобному просить прощения, то был прощен и исцелен. Св. Авксентий присутствовал на 4 вселенском соборе. Скончался в глубокой старости около 470 года. II. Св. Авксентий, память коего мы ныне празднуем, учит нас, братия, чуждаться еретиков и вообще лжеучителей, коих в наше время, к сожалению, немало.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522213

Поддерживаемый толпой, Авксентий не только не хотел слушать внушений и приказании патриарха и синода, но и всенародно осмеливался клеймить именем еретиков как самого патриарха, так и синод, объявляя их приверженцами папизма. В противность Паисию, Авксентий восхвалял прежнего патриарха Кирилла V, как человека истинно православного, потому, конечно, что Кирилл был склонен разделять воззрения этого крайнего и неразумного противника латинства. Патриарх и архиереи, чтобы прекратить соблазн и не раздувать вражды между греческими христианами, армянами и папистами, снова воспретили Авксентию продолжать его беззаконную проповедь. Но следствием этих новых прещений со стороны церковной власти против Авксентия было лишь то, что народ начал выражать свою ненависть по отношению к патриарху и архиереям. Противление партии Авксентия церковным властям принимало характер бунта. Поэтому в дело вмешалось само турецкое правительство, по всей вероятности вследствие настояний патриарха и синода. Это правительство распорядилось с виновником общественных беспорядков по-свойски. Оно понимало, что действовать против Авксентия прямо и открыто было небезопасно и потому пустилось на хитрость. Однажды ночью, был послан к Авксентию в Катирли один очень важный турецкий сановник, который должен был пригласить лжепроповедника в Константинополь будто бы для почетной аудиенции у великого визиря. Расчет удался. Честолюбие заговорило в Авксентии. Приверженцы его со своей стороны воодушевляли его принять приглашение визиря. Но лишь только Авксентий сел в лодку и удалился от берега, как, по заранее данному приказанию, смутотворец был задушен, а тело его ввержено в море (по другому известию, Авксентий и двое его главных приверженцев были повешены). На следующий день, прибыли в Константинополь приверженцы Авксентия, прошли прямо ко дворцу великого визиря; но не получили никаких известий о судьбе своего вождя.

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogodin/o-chin...

Форма, предложенная арианами, настолько искусно замаскировала ложь, что смута успела овладеть многими умами. Не прошло и 20 лет, как город Милан сделался ареною яростной борьбы между защитниками Никейской веры и арианами, которые, не решаясь на открытое опровержение, извращали ее коварными толкованиями. Споры происходили в присутствии императора Констанция, последнего из потомков Константина Великого . Некоторые честолюбивые епископы, испорченные нравами двора, убедили императора, что он всевластен, и что его авторитет простирается также и на решение основных вопросов вероучения. Констанций склонился к ереси, находя, по-видимому, что эта ложь может быть лучшей и более сильной союзницей его властолюбия. Епископ Миланский Дионисий за сопротивление этим притязаниям Констанция был сослан, и доживал свои дни в изгнании. Преемник его Авксентий, пришелец в этой провинции, не знавший даже местного языка, был скорее навязан Милану, чем избран. Он принадлежал к числу тех людей описываемого времени, вера которых была уже искажена. Авторитетом Авксентий не пользовался никаким. Одного его присутствия было достаточно, чтобы вызывать среди христиан разногласия. Религиозные распри, вероятно, обострились бы еще больше, если бы император Валентиниан совсем не запретил споров о вере. Он не любил препирательств вообще и богословских в особенности; по отношению к ним он всегда держался в стороне, несмотря на то, что был искренне предан христианству. Авксентий скончался в Милане через год после назначения туда Амвросия на государственную службу. Теперь религиозное и политическое брожение в Милане усилилось еще более. Из какой партии мог быть выбран преемник Авксентию? Право избрания принадлежало епископам всей области совместно с клиром города.

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/z...

По окончании Киевской академии в 1885 году, в звании кандидата богословия, Авксентий Стадницкий получил назначение на кафедру греческого языка в родную Кишиневскую семинарию, где также, с сентября 1886 года по октябрь 1892 года, преподавал церковное пение. Кроме того, в семинарии с 1886 года он являлся членом ревизионного комитета, а с 1890 года и членом педагогического правления. 18 сентября 1889 года Авксентий Георгиевич получил чин надворного советника со старшинством, а 7 июня 1891 года был награжден орденом св. Станислава 3-й степени за отлично-усердную службу. В феврале 1892 года он перешел на кафедру догматического богословия. Преподавание догматического богословия и соединенных с ним предметов послужило для молодого преподавателя вторым после путешествия на Афон серьезным шагом к принятию монашества. За безмездное преподавание гражданской истории с октября 1893 года по февраль 1894 года он получил архипастырскую признательность преосвященного Неофита, архиепископа Кишиневского и Хотинского. Особого внимания заслуживает деятельность А.Г. Стадниикого в «Кишиневских епархиальных ведомостях» (как сотрудника с 1885 года, а затем с 12 сентября 1887 года в качестве редактора), благодаря которой значительно повысилось качество издания «Ведомостей» и выросло число их читателей. Помимо трудов по изданию и редактированию «Ведомостей», он являлся на протяжении десяти лет автором большого количества публикуемых материалов: проповедей и речей, статей богословского и церковно-практического содержания, статей по церковному пению, по миссионерству, критико-библиографических заметок, очерков по гражданской и церковной истории Бессарабии и Румынии. Последней теме Авксентий Георгиевич уделял главное место в своих публикациях, желая приумножить в сердцах читателей любовь к родному краю. Для более глубокого знакомства с историей Бессарабии он дважды выезжал за границу – в 1888 голу в Австро-Венгрию и в 1890 году в Румынское королевство. Результатом этих поездок стали сочинения: «Положение православного духовенства в Румынии» (1889), «Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях» (1891) и др. Также Авксентий Георгиевич активно занимался миссионерской работой, участвовал во Всероссийских миссионерских съездах в Москве в 1887 и 1891 годах, а с 1892 года входил в Комитет по наблюдению за деятельностью миссионеров в Кишиневской епархии.

https://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadnickij/dnev...

А нам нечего показывать. Мы считаем себя последними из людей… что уж там показывать. Нет, нам показывать нечего… Молимся как бы душу спасти. Если правильно поставить пропаганду в Америке, оттуда можно получить хорошие средства. Отшельник (тихо и От чего и избави нас, Господи. О судьбе России. Отшельник — …Потому и рухнула, что больно много греха накопила. Запад, не менее грешен, но не рухнул и не потерпел такого бедствия. Россия сама виновата, что не справилась. Значит, ей было так положено. Как же положено, за что же Бог сильнее покарал ее, чем другие страны. Отшельник (мягко и Потому что возлюбил больше. И больше послал несчастий. Чтобы дать нам скорее опомниться. И покаяться. Кого возлюблю, с того и взыщу, и тому особенный дам путь, ни на чей не похожий… Кажется, это была высшая точка разговора. Отшельник воодушевился, тихая горячность его стала как бы сверкающей, как бы электрические искры сыпались из него. Он быстро, почти нервно стал говорить, что хотя Россия многое пережила, перестрадала, многое из земных богатств разорено, но в общем от всего этого она выигрывает. Как выигрывает? Отшельник. — Другого богатства много за эта время дано. А мученики? Это не богатство? Убиенные, истерзанные? Митрополита Вениамина 38 ] И опять стал доказывать, что мученичество России — знак большой к ней милости, что раньше настоящего мученичества за веру у нас не было, если не считать единичных случаев, а теперь впервые дан крест исповедничества. Но на этой высоте беседа не удержалась. Молнии сдержанного раздражения, разочарования в человеке, которого по письмам он считал почти своим, выступали у отшельника все яснее. Доктор упрямо, грубовато продолжал свое. Отшельник, видимо, охлаждался и уходил. Так, вероятно, угасал и спор Толстого с надоедным посетителем. Когда доктор дошел до того, что надо техническими и химическими средствами уничтожать большевиков, отшельник вовсе замолк.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=73686

52. один брат, живший неподалеку от аввы Пимена, ушел в другую страну. Там встретился он с одним отшельником, которого очень любили, и многие приходили к нему. Брат рассказал ему об авве Услышав о добродетели его, отшельник пожелал его видеть. Через несколько времени по возвращении брата в Египет, и отшельник пошел из своей страны в Египет к этому самому брату, который был у ибо он сказал ему где Брат, увидев его, удивился, и очень Отшельник сказал ему: окажи любовь, проводи меня к авве Пимену. Брат, взяв его, пошел к старцу, и так говорил о нем: великий муж, он пользуется великой любовию и уважением в стране своей; я рассказал ему о тебе, и он пришел, желая видеть Тогда отшельник начал говорить от Писания о предметах духовных и Но авва Пимен отвратил от него лице свое, и не дал Тот, видя, что старец не говорит с ним, ушел от него с прискорбием, и говорит брату, который привел его: напрасно предпринимал я все это путешествие; шел я к старцу ради пользы, а он нехочет и говорить со Брат пошел к авве Пимену и говорит ему: авва, для тебя пришел этот великий муж, столь славный в стране почему ты не говорил с ним? Старец отвечает ему: он от вышних, и говорит о небесном; а я от нижних, и говорю о земном (Иоан. 8, 23; слич. 3, 31). Если бы он говорил со мною о душевных страстях, я стал бы отвечать ему; а если он говорит о духовном, то я сего не знаю. Вышедши от него, брат сказал отшельнику: старец не вдруг говорит от Писания; но если кто говорит с ним о душевных страстях, тому он Сокрушившись в себе, отшельник взошел к старцу, и говорит ему: что мне делать, авва? мною овладевают душевные Старец с радостию посмотрел на него, и сказал: теперь хорошо ты пришел; теперь отверзи уста и я исполню их Отшельник, получив великое назидание, говорил: подлинно, истинный путь! И возвратился в свою страну, благодаря Бога за то, что удостоил его видеть столь великого мужа.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=68615

Ибо жизнь, с своими прозаично-суровыми, иногда слишком суровыми требованиями, часто заставляет нас делать не то, что хочешь и должен, но то, чего совсем не должен и даже не хочешь... Есть аполог, идущий из глубокой древности, который, в некоторое извинение себе, я позволю здесь пересказать. Один отшельник увидал однажды в высоте маленькую птичку, над которою реял злой коршун, готовый ее растерзать. Отшельник стал просить коршуна не трогать птички, а взамен ее взять от его тела столько, сколько весит птичка. Коршун согласился войти в эту сделку. Спустились с высоты к ногам отшельника весы. На одну чашку весов села птичка, а на другую отшельник стал класть куски своего тела. Но, – о, ужас! Чашка с птичкою и не трогалась с места. И лишь когда он положил последний кусок, чашка с птичкою, наконец, поднялась... Смысл этой притчи понятен. Птичка, это – символ чистоты и невинности, добра и святости, красоты и внутреннего устроения, к которому все мы, по самой природе своей богоподобной души, невольно стремимся. Отшельник – каждый, кто относится к задачам жизни вдумчиво и сознательно, кто не хочет примириться с мыслью, что бы злые коршуны терзали невинность, воплощение добра и красоты. Коршун- это суровые условия и требования, среди которых протекает жизнь, лежащего во зле, мира и среди которых каждому из нас приходится проходить свой путь. Трудно, при таком условии, не бросать злому коршуну подачек – неизбежного выкупа за возможность служить добру и правде. И все мы время от времени их бросаем, иногда отторгая от себя лучшие части своего существа, иногда даже вступая с требованиями жизни в компромиссы и сделки... В этом суровом законе жизни есть для нас некоторое извинение.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vvedenskij/25-t...

а именно в следующем 1752 г., произошла смена на патриаршем престоле: вместо Кирилла патриархом сделался Паисий II. Он первым делом приказал Авксентию прекратить его проповедь о перекрещивании латинян и армян. (Говорим и армян, потому что и армянское крещение пророк из Катирли объявлял незаконным.) Но этот последний не захотел внимать голосу Константинопольского патриарха. Авксентия дважды призывали в синод и увещевали его в том же роде соборно, но он не думал оставлять своего заблуждения. Затем для увещания Авксентия в Катирли был послан один дидаскал, Критий, но возбужденная фанатической проповедью толпа едва не растерзала увещателя. Народное волнение все росло и росло. Авксентия собирались слушать не только простонародие, но и архонты, и архонтиссы, большая часть его слушателей становилась на его сторону и с тем вместе выражала явное недовольство патриархом Паисием и синодом. Поддерживаемый толпой, Авксентий не только не хотел слушать внушений и приказаний патриарха и синода, но всенародно осмеливался клеймить именем еретиков как самого патриарха, так и синод, и объявлял их приверженцами папизма. В противовес Паисию Авксентий восхвалял прежнего патриарха Кирилла V как человека истинно православного, конечно, потому, что Кирилл был склонен разделять воззрения этого крайнего и неразумного противника латинства. Патриарх и архиереи, чтобы прекратить соблазн и не раздувать вражды между греческими христианами, армянами и папистами, снова воспретили Авксентию продолжать его беззаконную проповедь. Но следствием этих новых прещений со стороны церковной власти против Авксентия было лишь то, что народ начал выражать свою ненависть по отношению к патриарху и архиереям. партии Авксентия церковным властям принимало характер бунта.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101602

Созомен представляет дело несколько еще иначе. Он отличает более раннее поселение, обращенных в христианство , Готов в Римских областях от позднейшего при Валенте; дает ясно знать, что Ульфила, еще при Констанции (337 – 361 г.), будучи в числе послов, отправленных к этому императору, перешел при этом случае на сторону арианства, т. е. на сторону той религиозной партии, к которой принадлежал сам Констанций. Из церковных историков древности один Филосторгий ни слова не говорит о ренегатстве Ульфилы; напротив, он восхваляет последнего за ревность, с какой он держался арианских убеждений. В виду этой разноголосицы греческих историков и имеет особенную важность новооткрытый документ. Он подтверждает то, что мы знаем, благодаря Филосторгию; и при этом исправляет и опровергает то, что утверждается греческими православными историками. Авксентий Доросторский свидетельствует о своем достопочитаемом учителе, что он никогда не переставал открыто и без всякого колебания возвещать, что есть один истинный Бог, «Отец нашего Господа Иисуса Христа», что он (Ульфила) в проповедях и сочинениях свидетельствовал о различии между Божеством Отца и Сына, именно, что как Отец есть Творец Творца, так и Сын Творец всех тварей. Авксентий даже приводит собственные слова Ульфилы из его «завещания», написанного для народа перед смертью. Здесь Ульфила, между прочим, говорит: Ego... semper sic credidi et in hac fide sola et vera testamentum facio ad Dominum meum. Таким образом, благодаря найденному документу, утверждается, как несомненный факт то, что Ульфила во всю свою жизнь держался одних и тех же убеждений и не был ренегатом. Необыкновенное уважение, которым пользовался Ульфила у Готов, замечательное влияние того же мужа на свой народ выразительно свидетельствуются всеми документами, какие только были известны до открытия Авксентиева повествования.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebedev/istorij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010