Проучившись в ней четыре года, шестнадцатилетний Авксентий уехал в Одессу, где успешно сдал проверочный экзамен в университет. Но не получив родительского согласия на увольнение из семинарии, Авксентий, как послушный сын, возвратился в Кишинев и продолжил обучение в семинарии, которую в 1880 году закончил с отличием, первым по списку. В своем дневнике он писал: «...я не имел ничего определенного относительно своей дальнейшей судьбы. Между преобладающими мыслями была мысль об академии. Но моя нерешительность, советы родных, не желающих, чтобы я продолжал высшее образование, а желающих видеть меня в рясе, – все это способствовало тому, что я решил не ехать в академию, а остаться на год учителем или надзирателем при ближайшем Единецком училище» 14 . 1 сентября 1880 года Авксентий Стадницкий начал свою трудовую деятельность в качестве учителя географии, церковного пения и чистописания в Единецком духовном училище. В начале 1881 года в печати появились сообщения о возможной отмене циркуляра Министерства народного просвещения от 20 марта 1879 года о запрещении выпускникам средних духовно-учебных заведений поступать в университеты по своим аттестатам. Узнав из газетных сообщений о состоявшемся соглашении между обер-прокурором К.П. Победоносцевым и министром народного просвещения А.А. Сабуровым о допущении семинаристов в университеты на прежних основаниях, Авксентий Георгиевич начал активную подготовку к экзамену на аттестат зрелости, который необходимо было сдать в местной гимназии для поступления в университет. В своем дневнике он писал, что университет, «живущий общественной жизнью» и известный обществу, привлекал его больше, чем академия, «чуждая всяких веяний, живущая монастырской жизнью» и мало кому известная. |
Наконец, вспоминай о вечных муках и огне геенском , и ты, подобно преп. Мартиниану, победишь всякое искушение. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними. Святитель Тихон Задонский так говорит о благотворности памяти о вечных геенских мучениях: «Видишь человека огневицею или горячкой мучима, или вшедши в баню чувствуешь жар великий, или видишь пещь огнем раскаленную. От сего огня прийди умом до огня геенского, в котором некающиеся грешники без конца будут страдать. Сие рассуждение научает тебя покаянием и слезами умилостивить благость Божию, чтоб от той беды избавиться». III. Да послужат нам эти наставления богомудрых св. отцев руководством избегать соблазнов! (Прот. Г. Дьяченко). Четырнадцатый день Поучение 1-е. Преп. Авксентий (Должно удаляться от лжеучителей) ныне Св. Церковью Авксентий был сначала знаменитым вельможей греческого царя Феодосия Младшего и отличался честной и усердной службой. Блеск придворной жизни возбудил в нем отвращение от мирской славы и богатства, и он постригся в одном из монастырей столицы Константинополя. Но скоро удалился из шумной столицы в Вифинию, на гору Оксию, и, живя затворником, удостоился дара чудотворения и прозорливости. Однажды пришли к нему два человека, православный и еретик. Первого он принял с любовью, с последним не стал и говорить. Еретик обиделся и начал порицать праведника, но был наказан жестокой болезнью. Когда же раскаялся и пришел к преподобному просить прощения, то был прощен и исцелен. Св. Авксентий присутствовал на 4 вселенском соборе. Скончался в глубокой старости около 470 года. II. Св. Авксентий, память коего мы ныне празднуем, учит нас, братия, чуждаться еретиков и вообще лжеучителей, коих в наше время, к сожалению, немало. |
Поддерживаемый толпой, Авксентий не только не хотел слушать внушений и приказании патриарха и синода, но и всенародно осмеливался клеймить именем еретиков как самого патриарха, так и синод, объявляя их приверженцами папизма. В противность Паисию, Авксентий восхвалял прежнего патриарха Кирилла V, как человека истинно православного, потому, конечно, что Кирилл был склонен разделять воззрения этого крайнего и неразумного противника латинства. Патриарх и архиереи, чтобы прекратить соблазн и не раздувать вражды между греческими христианами, армянами и папистами, снова воспретили Авксентию продолжать его беззаконную проповедь. Но следствием этих новых прещений со стороны церковной власти против Авксентия было лишь то, что народ начал выражать свою ненависть по отношению к патриарху и архиереям. Противление партии Авксентия церковным властям принимало характер бунта. Поэтому в дело вмешалось само турецкое правительство, по всей вероятности вследствие настояний патриарха и синода. Это правительство распорядилось с виновником общественных беспорядков по-свойски. Оно понимало, что действовать против Авксентия прямо и открыто было небезопасно и потому пустилось на хитрость. Однажды ночью, был послан к Авксентию в Катирли один очень важный турецкий сановник, который должен был пригласить лжепроповедника в Константинополь будто бы для почетной аудиенции у великого визиря. Расчет удался. Честолюбие заговорило в Авксентии. Приверженцы его со своей стороны воодушевляли его принять приглашение визиря. Но лишь только Авксентий сел в лодку и удалился от берега, как, по заранее данному приказанию, смутотворец был задушен, а тело его ввержено в море (по другому известию, Авксентий и двое его главных приверженцев были повешены). На следующий день, прибыли в Константинополь приверженцы Авксентия, прошли прямо ко дворцу великого визиря; но не получили никаких известий о судьбе своего вождя. |
– Пойте Богу нашему, – восхвалите Его в песне новой, – ибо возвеличились дела Его. – Пойте Богу нашему, – восхвалите Его в песне новой, . – ибо возвеличился Бог наш. Эта традиция весьма важна для понимания происхождения монашества и его судеб, в том числе его преемства от ветхозаветной и новозаветной пророческой традиции, а также как изначального служения добровольной бедности. Восхваление бедности имело особое социальное значение в ранневизантийском обществе, характеризовавшемся резкими контрастами между кичливо выставляемым богатством и вопиющей нищетой : славословие бедняков для Бога оказывается не менее драгоценным, чем ангельская хвала. В конечном счете подобная максима работала на снятие социальной напряженности и установление определенного общественного согласия. Для понимания догматической борьбы в V веке на уровне простых верующих не менее важен 4-й тропарь. Известно, что святой Авксентий был сторонником Халкидонского собора. Тем важнее, что в этом тропаре присутствует так называемая «ассиметричная христология»: пострадал и воскрес именно Господь сил, а не «храм божества», или безгрешный человек. Если в христологическом томосе папы Льва Римского говорится: «Слово действует то, что свойственно Слову, и плоть выполняет то, что свойственно плоти, одно из них блистает чудесами, другое подвергается уничижению» , то святой Авксентий Вифинский следует христологии святителя Кирилла, ярче всего выражаемой максимой «Бог пострадал во плоти», и закладывает основы «неохалкидонизма» , то есть учения о двух природах во Христе и едином субъекте, которому усвояются свойства обеих природ, в том числе и страдания человечества. Достаточно важно, что это тонкое и глубокое богословие святой Авксентий выражает простыми и ясными словами и понятиями, укорененными в раннехристианском богословии , доступными любому слушателю – от сенатора до простолюдина. |
Форма, предложенная арианами, настолько искусно замаскировала ложь, что смута успела овладеть многими умами. Не прошло и 20 лет, как город Милан сделался ареною яростной борьбы между защитниками Никейской веры и арианами, которые, не решаясь на открытое опровержение, извращали ее коварными толкованиями. Споры происходили в присутствии императора Констанция, последнего из потомков Константина Великого . Некоторые честолюбивые епископы, испорченные нравами двора, убедили императора, что он всевластен, и что его авторитет простирается также и на решение основных вопросов вероучения. Констанций склонился к ереси, находя, по-видимому, что эта ложь может быть лучшей и более сильной союзницей его властолюбия. Епископ Миланский Дионисий за сопротивление этим притязаниям Констанция был сослан, и доживал свои дни в изгнании. Преемник его Авксентий, пришелец в этой провинции, не знавший даже местного языка, был скорее навязан Милану, чем избран. Он принадлежал к числу тех людей описываемого времени, вера которых была уже искажена. Авторитетом Авксентий не пользовался никаким. Одного его присутствия было достаточно, чтобы вызывать среди христиан разногласия. Религиозные распри, вероятно, обострились бы еще больше, если бы император Валентиниан совсем не запретил споров о вере. Он не любил препирательств вообще и богословских в особенности; по отношению к ним он всегда держался в стороне, несмотря на то, что был искренне предан христианству. Авксентий скончался в Милане через год после назначения туда Амвросия на государственную службу. Теперь религиозное и политическое брожение в Милане усилилось еще более. Из какой партии мог быть выбран преемник Авксентию? Право избрания принадлежало епископам всей области совместно с клиром города. |
По окончании Киевской академии в 1885 году, в звании кандидата богословия, Авксентий Стадницкий получил назначение на кафедру греческого языка в родную Кишиневскую семинарию, где также, с сентября 1886 года по октябрь 1892 года, преподавал церковное пение. Кроме того, в семинарии с 1886 года он являлся членом ревизионного комитета, а с 1890 года и членом педагогического правления. 18 сентября 1889 года Авксентий Георгиевич получил чин надворного советника со старшинством, а 7 июня 1891 года был награжден орденом св. Станислава 3-й степени за отлично-усердную службу. В феврале 1892 года он перешел на кафедру догматического богословия. Преподавание догматического богословия и соединенных с ним предметов послужило для молодого преподавателя вторым после путешествия на Афон серьезным шагом к принятию монашества. За безмездное преподавание гражданской истории с октября 1893 года по февраль 1894 года он получил архипастырскую признательность преосвященного Неофита, архиепископа Кишиневского и Хотинского. Особого внимания заслуживает деятельность А.Г. Стадниикого в «Кишиневских епархиальных ведомостях» (как сотрудника с 1885 года, а затем с 12 сентября 1887 года в качестве редактора), благодаря которой значительно повысилось качество издания «Ведомостей» и выросло число их читателей. Помимо трудов по изданию и редактированию «Ведомостей», он являлся на протяжении десяти лет автором большого количества публикуемых материалов: проповедей и речей, статей богословского и церковно-практического содержания, статей по церковному пению, по миссионерству, критико-библиографических заметок, очерков по гражданской и церковной истории Бессарабии и Румынии. Последней теме Авксентий Георгиевич уделял главное место в своих публикациях, желая приумножить в сердцах читателей любовь к родному краю. Для более глубокого знакомства с историей Бессарабии он дважды выезжал за границу – в 1888 голу в Австро-Венгрию и в 1890 году в Румынское королевство. Результатом этих поездок стали сочинения: «Положение православного духовенства в Румынии» (1889), «Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях» (1891) и др. Также Авксентий Георгиевич активно занимался миссионерской работой, участвовал во Всероссийских миссионерских съездах в Москве в 1887 и 1891 годах, а с 1892 года входил в Комитет по наблюдению за деятельностью миссионеров в Кишиневской епархии. |
Vita 54. Migne s. 1. 13, 746 с.). Такая толерантность Констанция к некоторым никейцам едва ли объясняется тем, что он чувствовал по отношению к ним какую-то почтительную боязнь (Ehrfurcht), как думает Reinkens (ор. cit. 208 s.): она скорее вытекала из политических рассчетов Констанция, который, задавшись униональными целями, не хотел резкими репрессиями возбуждать против себя общественное негодование, а предпочитал «преследовать без огласки, убивать без меча». 143 Sulp. Sev. 2, 45. 20, 155 с.: verum, ubi permensus est orbem pene terrarum malo perfidiae infectum, dubius animi et magna curarunt mole aestuans, cum, plerisque videretur non ineundam cum his communionem qui ariminensem synodum recepissent; optimum factu arbitratus revocare cunctos ad emendationem et poenitentiam, frequentibus intra Gallias conciliis, atque omnibus fere episcopis de errore profitentibus, apud Ariminum gesta condemnat, et in statum pristinum ecclesiarum fident reformat. Заглавие книги таково: contra arianos vel Auxentium Mediolanensem liber unus. X, 609–618 cc.). Об ее принадлежности Иларию свидетельствует Иероним (De vir. illust. 100 c.) По своей форме это произведение Илария представляет послание, адресованное fratribus, fide paterna manentibus et arianam haeresim detestantibus. Обстоятельства своей борьбы с Авксентием Иларий описывает так. Император Валентиниан, подвигнутый (permotus) убеждениями Илария, что Авксентий, пользующийся благосклонностью императора, aliter credere, quam rex ipse, приказал устроить диспут Илария с Авксентием в присутствии двух императорских чиновников и 10 епископов (7 n). На этом диспуте, в котором кроме Илария принял участие и другой видный на западе борец за православие – Евсевий Верчелльский, Авксентий был вынужден исповедывать Christum Deum verum et unius cum Deo Patre divinitatis et substantiae (ib.) Но когда Иларий потребовал, чтобы Авксентий письменно изложил эту веру, последний по вопросу о божестве Сына ограничился двусмысленной формулой: Christum natum ex Patre Deum verum filium ex vero Deo Patre (14 n), предоставляя догадкам читателей, исповедует ли он Христа Deum verum, или только filium rerum. |
Иеродиакон Авксентий, не рассуждая о трудности возлагаемого, готов был на все, принялся ревностно за возлагаемые на него труды: навоз чистил, дрова рубил, волов гонял, исполнял обязанность кучера и прочее. В таких трудах он был всегда кроток, смирен, молчалив и обращался со всеми любезно, как бы с веселою улыбкою. Эконом, человек сурового характера, из военных стариков, не любил церемониться со своими подчиненными, почему и иеродиакону Авксентию не было ослабы. Но сей терпеливец, укрепляемый Божественною благодатью, решился безропотно переносить все до положения жизни. В таких покаянных трудах провел он шесть месяцев, изнуряясь тяжкими трудами и лишением покоя, подвергаясь переменам погоды наравне с чернорабочими; это по непривычке к такой обстановке жизни, как видно, повлияло на его здоровье: он начал болеть. Нужно было ехать монастырскому духовнику в город Путивль по монастырской надобности. Эконом, делая распоряжение о приготовлении лошадей для духовника, назначил иеродиакона Авксентия кучером. Сей последний, исполняя приказание эконома, готовился в путь, для чего подмазывал тарантас. В это время духовник, придя уведомиться, готовы ли лошади, увидел иеродиакона Авксентия, который хлопотал около экипажа, и спросил его: «Для кого готовят?» – «Для вас, святой отче», – сказал Авксентий. «А кучер кто со мною?» – «Я, святой отче», – повторил Авксентий с доброю улыбкою. Духовник, смотря на него, покачал головою. Изнуренный и болезненный вид Авксентия, видимо, произвел на него удручающее впечатление. Повернувшись, он пошел прямо к настоятелю и начал упрекать сего последнего, говоря: «Пойди посмотри на того страдальца (Авксентия), доколе ты будешь с ним обращаться немилосердно? Побойся Бога! Он едва на ногах держится и, будучи священнослужитель, назначается мне кучером» и прочее тому подобное 243 . Настоятель, извиняясь тем, что не знал о болезни иеродиакона Авксентия, просил у духовника прощения и сейчас же назначил ему келлию и освободил от всех послушаний и возложенной епитимии. |
Судья сказал святому: - Авксентий! Избавь нас от труда, а себя от мучений, скажи: не оставил ли ты свое тщетное и пагубное для тебя неповиновение и не возвратился ли к нашим милостивым богам? - Выслушай немного, Лизий, - отвечал святой Авксентий: клянусь тою Истиною, Которая выше всего и всё провидит, что мой ум неизменно будет знать Единого Бога и только Ему я буду поклоняться, хотя бы ты нанёс мне безчисленные раны и обрёк меня на мучения, большие прежних. Хотя бы ты и умертвил меня посредством меча или огня, но ни в каком случае не будешь в силах изменить мои мысли. Итак лучше делай, что хотел . Тогда мучитель изрёк следующий смертный приговор: - Авксентий, который, после многих мучений, до сих пор остается при своем безумстве, пусть лишен будет жизни чрез заслуженную им казнь посредством усечения мечем. Исполнение сего приговора должно быть совершено в глухом лесу, чтобы его презренное тело не могло быть погребено подобающим образом. А тот, который дерзнул недавно присоединиться к узникам, пусть будет выведен сюда на средину, сейчас же получит почесть, которой он добивается. Пока воины освобождали Мардария от верёвок, он говорил святому Евстратию: - Господин мой Кирисик! Умоляю тебя, молись за меня Богу и научи меня, что мне отвечать губителю, чтобы как-нибудь не обольстил сей жестокий мучитель меня, простого и некнижного человека. Святой Евстратий сказал ему: - Повторяй, брат мой Мардарий, неизменно только одно: я -христианин , я - раб Христов , и больше ничего не отвечай, чтобы он ни стал тебе говорить, или с тобою делать. Когда воины привели Мардария пред Лизия, они сказали: - Вот - узник, взятый недавно. Лизий сказал: - Пусть он назовет нам свое имя, отечество, занятие, место жительства и скажет, какой он веры? - Я - христианин, - отвечал Мардарий, и на все вопросы истязателей о его имени и отечестве, продолжал восклицать : - Я - христианин! Я - раб Христов. Более оть него не могли ничего добиться. Лизий, видя его непоколебимость, приказал провертеть ему ноги жедезными кольями и, продев верёвки, повесить его вниз головою, потом колоть и опалять всё его тело раскаленными железными гвоздями. Долго висел и был мучим Мардарий и, наконец, воскликнул: |
Каждому необходимо быт довольным своею участью; недовольным своею земною судьбой Мефодий указывает на высшую цель существования человека, на невозможность совершенного равенства и необходимость разнообразия для совершенства. 4) Большой диалог «О воскресении», первоначально, вероятно, озаглавленный на Греческом языке сохранился только в отрывках у Епифания (Haer. 64:12–62) и полностью в трех книгах в Славянском переводе, при чем Вторая и Третья книги заметно сокращены – впрочем, есть основания предполагать, что Мефодий не довел этого сочинения до конца по предположенному плану (см. у Мефодия, Decibis, 1:1). Содержанием произведения служит воспроизведение разговора о Воскресении, который вели Еввул, Мемиан и Авксентий с врачом Аглаофоном и Проклом из Милета, в Патарах, в доме Феофила, который избран ими судьей. Аглаофон и Прокл, примыкая к Оригену , отрицали материальное тождество воскресшего тела с прежним телом и защищали взгляд на тело, как темницу и место очищения душ, впавших в грех еще прежде своего явления на Землю. Еввул, Мемиан и Авксентий выступили защитниками Церковного учения. Так как их противники развивали взгляд Оригена , то сочинение приняло характер специальной полемики против Александрийского учителя, из произведения которого («О Воскресении») сохранены здесь большие отрывки. Имея в виду характер аргументации у Оригена , Мефодий приводит логические и естественнонаучные доказательства. Человек – существо духовно-телесное и таким образом создан изначала руками Самого Творца; поэтому тело – не причина греха и не наказание за него, но как собственное Божие творение предназначено для бессмертия. Смерть, разделение души и тела есть только следствие греха, и тело сделалось смертным для того, чтобы грех, который в нем преимущественно обитает и который во время земной жизни проявляется и в лучшем христианине, смертью был совершенно изглажен. |
|