округ Никосия), Иосиф, Фелфас, Иоанн, Евфрасий и Евтихий (см. в ст. Евтихий , прп. (без дня памяти)), жившие в окрестностях совр. сел. Литродондас (совр. округ Никосия), св. Андроник и св. Фоту ( 1788. 352); в службе, напечатанной в Венеции в 1779 г.,- прп. Авксентий Чудотворец (пам. кипр. 28 сент.), прп. Кендей (пам. кипр. 6 окт.) и свт. Димитриан , еп. Хитрский (пам. кипр. 6 нояб.); в службе, изданной в 1924 г. в Ларнаке,- прп. Аввакум ( Desiderata Cypria: // 1924. 2. 51-52); в службе, опубликованной в 1936 г. в Ларнаке по рукописи из собрания Л. Х. Пиеридиса,- прп. Иона (пам. кипр. 11 окт.); в службе XVIII-XIX вв., вышедшей в свет в 1942 г. в Лимасоле,- мученики Ригин и Орест (пам. кипр. 20 авг.) и др. Местное предание относит к числу аламанов братьев Евтихия и Феодора , подвизавшихся близ совр. сел. Нису и в окрестностях Идалиона (ныне Дали), прп. Георгия Аламана и др. Совр. исследователи частично или полностью отрицают историчность 300 святых. К. П. Киррис отождествил большинство из них с известными святыми: напр., преподобных Кассиана, подвизавшегося близ с. Алектора (пам. кипр. 16 сент.), и Кассиана, жившего близ с. Авдиму (пам. кипр. 4 дек., 28(29) февр.),- с прп. Иоанном Кассианом Римлянином , мч. Константина Ормидийского - с друнгарием Константином Вавуциком из числа Аморийских мучеников , прп. Авксентия Чудотворца - с прп. Авксентием Вифинским . Синаксарные жития в составе служб, написанных в XVIII-XIX вв., нередко содержат сюжеты, заимствованные из житий визант. святых. Напр., одно из чудес прп. Ионы совпадает с описанным в 21-й гл. соч. «История боголюбцев» Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. rel. XXI 24 // PG. 82. Col. |
Глава 8. Анталия: Город царей и мучеников Пергамский царь Аттал II Филадельф (220–138 до Р.Х.), талантливый государственный деятель и выдающийся полководец, наследовал престол своего брата Эвмена II в весьма преклонном возрасте – в 61 год. До своего восшествия на престол он подвизался на многих поприщах – в 192 году был послом в Риме, два года спустя отстоял Пергам от войск сирийского царя Антиоха под предводительством его сына Селевка и отличился в битве при Магнесии. Еще через год он вместе с союзными войсками римлянина Гнея Манлия разбивает войско варваров-галатов. Война с сирийцами заканчивается в 188 году Апамейским миром, по которому Пергамское царство получило малоазийскую область Памфилию от сирийского царя Антиоха III Великого, уступившего удачливому противнику весь флот и всех боевых слонов. В 186 году разражается война с вифинским царем Прусием I, а в 181-м – с понтийским царем Фарнаком I. Также Аттал участвует в Третьей Македонской войне на стороне римлян и вновь отличается в битве при Сикурии и Македонском походе Красса. В 167 году он вновь «правит посольскую должность» в Риме. Став царем, Аттал II в 159–158 годах отправился в Памфилию в поход, дабы закрепить эти земли за собой и обезопасить от врагов важные водные маршруты, для чего устроить там морскую базу. Так был основан город, который пергамский царь с присущей ему «скромностью» наименовал в свою честь – Атталией (Анталией). Об этом городе, оставшемся на скрижалях и гражданской, и церковной истории, и пойдет речь. Об Аттале же еще можно сказать, что после Памфилийского похода он в 156–154 годах успешно воевал с напавшими на него соседями-вифинцами под предводительством Прусия II, хотя римляне, «друзья» пергамского царя, показали себя не с лучшей стороны, заняв выжидательную позицию в этом конфликте; только помощь союзников с Понта и из Каппадокии решила дело в пользу Аттала. |
Очевидно, что в источниках, коими пользовались сами, определенных указаний на этот счет эти историки не находили. Когда, изгнанный гонением, Улфила из Готии пришел на жительство в Империю, с того именно времени, в ее пределах ересь и начинает достигать апогея своей силы. Доселе стесняемый своими отношениями к православному брату, правителю запада Констансу, Констанций в покровительстве излюбленного им учения до некоторой меры еще сдерживался 264 . Но после того, как Констанс погиб в борьбе с Магненцием и Констанций, поразив, как этого, так устранив и другого еще бунтовщика Ветраниона 265 , сделался обладателем римского государства во всем его объеме, – никаких препятствий распоряжаться в делах веры и церкви, сообразно с своими убеждениями и симпатиями, он более не видел. Арианство, распространившееся всюду, во Фракии, понимаемой в обширном смысле, т. е. со включением сюда Мизии, где жил Улфила, господствовало в особенности 266 . Здесь неустанно агитировали в его пользу такие ярые его представители, как епископы Урзакий и Валент и Сабин 267 . Здесь же ощутительнее, чем в других областях, чувствовалось влияние еще более сильных противников православия, каковы были предстоятели Константинопольской кафедры Македоний, Евдоксий, державший при себе и своего друга, главу секты аномеев, Евномия 268 , и при Валенте Демофил. Близкие и долговременные сношения с этими и подобными личностями, участие в их собраниях и совещаниях, весьма ясно удостоверенное Авксентием 269 , и вообще жизнь, если так можно выразиться, в арианской атмосфере, не могла для Улфилы иметь другого следствия, как то, что в ранее принятом исповедании он утвердился и укрепился еще более. |
Деятельность за Истром миссионеров из Империи должна была принять уже значение второстепенное с того времени, как на служение Тервингами выступил муж, возросший между ними самими. Имя сего мужа неразрывно с именем Готов, рассматриваемых почти и вообще, как их просветителя по преимуществу. Его заслуги по отношению к готскому народу можно было бы сопоставить с заслугами для Славян свв. Кирилла и Мефодия, если бы в глазах историка православного их величие сильно не умалялось тою хотя и не вполне вольною виною совершителя, вследствие которой названный народ был вовлечен в ересь арианства. А арианство Готов было причиною того же заблуждения многих из других Германцев. – Приступаем к речи о епископе Улфиле. Повествование об Улфиле, как учителе Тервингов, трудившемся для их просвещения непосредственно, их попечителе и духовном руководителе даже и в обстоятельствах жизненных, не может быть отделено, как от изложения всего, что за его время у того племени относилось к христианству, так отчасти и от событий гражданского, политического свойства. Важность предмета обязывает при его обследовании к полноте, какая только для нас возможна. Что – собственно до Улфилы, сведения о нем прежде всего почерпаем из произведений Филосторгия, Сократа, Созомена , бл. Феодорита, неизвестного составителя актов о страданиях готского мученика Никиты, а также, хотя и реже, из сочинений некоторых писателей западных. Сведения, заимствованные отсюда, часто очень кратки, нередко сбивчивы, а иногда и недостоверны. В значительной мере они могут быть восполнены и исправлены сообщениями об Улфиле, какие находятся в известии или письме о нем, составленном его учеником и почитателем Авксентием, епископом Доростольским. |
Урсакий, Валент и Герминий, как западные епископы, вслед за тем отправились с «датированной верой» на западный собор в Аримине. Там уже в мае собралось около 400 епископов. Ариан было около 80–ти. Когда была предложена новая формула, православное большинство немедленно отвергло ее и высказалось за Никейскую веру. Урсакий, Валент и Герминий с Гаием из Паннокеи и Авксентием Миланским были отлучены от церковного общения. 20 июля арианская ересь анафематствована и отправлены к императору 10 послов с соборным постановлением и просьбой позволить собравшимся возвратиться на свои кафедры. Ариане также послали к Константию 10 своих представителей. Константий приказал послам ожидать в Адрианополе его возвращения из похода на персов; ариминские отцы также должны были оставаться в Аримине. Между тем депутаты их приглашены были из Адрианополя в местечко Нику во Фракию, и здесь Урсакию и Валенту удалось убедить их подписать (10 октября) «датированную веру», в которой были произведены некоторые изменения, главным образом в форме выражения. Но в этой «Никской вере» уже не было прибавки и к запрещению употреблять слово присоединено замечание: «Не должно также говорить и о единой ипостаси в приложении к Лицу Отца и Сына и Св. Духа» В конце формулы говорится: «Все же ереси, осужденные уже прежде или вновь возникшие и несогласные с изложенным в этом писании, да будут анафема» (Theod. ?. II, 21). Валент после этого отправился с послами в Аримин, и там большинство епископов, давно умолявших императора отпустить их с собора, присоединились к ним. Ввиду упорства некоторых (около 20–ти епископов, в числе их Фебадий), префект Тавр, наблюдавший за ходом дела в Аримине, согласно инструкции императора, держал, однако, епископов еще до декабря. |
Купить книгу в интернет-магазине 1 Например, точно известно, что тропарь пророчества, употребляемый на 6-м часе в Великий Понедельник, был составлен прп. Авксентием, подвижником V в. с. 78]. 2 Далее мы перечислим только те произведения этих и других церковных гимнографов, которые включены в современную Триодь; те же песнопения, которые в итоге не вошли в печатную Триодь (а таковых было немало, например, прп. Иосиф Песнописец составил вместе с нынешними первыми трипеснцами еще и акростихованные трипеснцы для всех седмичных дней Четыредесятницы), мы указывать не будем. 3 Вероятность того, что первые трипеснцы сырной седмицы принадлежат прп. Иосифу, весьма высока, хотя доля сомнения все равно остается, т.к. в двух древнейших Триодях этих трипеснцев нет, а в некоторых других они даются без указания имени автора. Впрочем, И.А. Карабинов , оценивая этот факт, высказывает предположение, что данные трипеснцы могли быть составлены прп. Иосифом в другое время, нежели каноны для Четыредесятницы, потому они и не попали во все рукописи с. 154] . 4 Т.к. многие песнописцы составляли свои каноны для одних и тех же дней Постной Триоди, то в итоге службы данного периода получили избыточное количество песнопений одного вида (например, каждый день Страстной седмицы имел несколько канонов разных авторов, в похожей ситуации находились службы Недель сыропустной и Крестопоклонной). Вследствие этого редакторам Триоди приходилось останавливать свой выбор на одном из канонов, тогда как другие или опускались, или были переносимы на другие службы настоящего дня (так, для утрени дней Страстной седмицы выбор был сделан в пользу трипеснцев св. Космы, тогда как трипеснцы прп. Андрея Критского с утрени вынесены на повечерие). В редких случаях, если на седмице совершается несколько служб с общим богословским содержанием, «избыточные» каноны перенесены на другие дни (канон Кресту, составленный прп. Иосифом для Недели Крестопоклонной, в наше время поется в пятницу 4-й седмицы, когда также совершается служба Кресту). |
Третьим видным миссионером из числа соловчан был соборный старец Геннадий, в миру Качалов, из старой новгородской дворянской семьи. Геннадий был вызван в Москву во время соборов 1666—1667 Бежав из Москвы, Геннадий до 1683 года жил в своей пустыне на реке Тихвинке, где и был пойман и послан в Там он долго не задерживался и, ускользнув из рук приставов двора св. Софии, снова пошел в Поморье, неся о старой К началу 90-х годов этот редкий среди старообрядческих вождей дворянин-монах был уже на Выге, где и окончил свою Где-то вблизи Онежского озера жил еще один из немногих уцелевших соловецких старцев, Иосиф Сухий; дальше на восток, в селе Терехове, миссионерствовал какой-то Яков Иванов, который сжегся зимой 1676—1677 года немалыми людьми, с женами и детьми, и с пасынками и с соседи, в хоромах На Рогоозере, на маленьком островке между Пудожским и Водлозерским погостами, устроил свою пустыньку чернец Тимофей, который состоял в переписке с Аввакумом, а в 1693 году вместе с Иосифом Сухим, Емельяном Ивановым, Семеном Журавлицким и дьячком Василием прославился своим походом на Пудожский В конце 1670-х и начале 1680-х годов он проживал вместе со старцами Авксентием, Савватием и Ефимием, и за проповедь самосжигания Аввакум называл эту четверку колесницей огненного Вокруг них около Онеги озера, в Шунте, в Толвии, в Повенце сей в Выговской и Водлозерской гнездились другие многочисленные скиты и починки скрывавшихся от властей старообрядцев, среди которых следует еще раз отметить переходившего с места на место мафусаила старообрядчества того времени старца Корнилия. Старообрядческий историк начала XVIII века Иван Филиппов еще упоминает жившего у Повенца инока Германа, Емельяна Иванова у Столпозера, еще одного инока Епифания у Тихвина, инока Антония, строителя мостов и плотин у Олонца и ревностного миссионера Илариона Почти в каждой волости и в каждом погосте Поморья дело старой веры было в надежных руках ревностных и беззаветно преданных ей старцев и бельцов. |
Усиленная деятельность Улфилы в проповедовании арианства у Готов после их переселения в Империю при Феодосии Вел. Результат проповеди. Неудача Готского учителя в его ходатайстве за арианство пред Феодосием. – Смерть Улфилы и его предсмертное завещание Готам Переходим к другому вопросу: в каком виде Улфила усвоил арианство, а следовательно и проповедовал это учение Готам, когда его убеждения окончательно сложились и окрепли? В решении этого вопроса мы встречаем уже менее затруднений, чем в предыдущем случае. Ответ на него находим в не раз упомянутом прежде изложении догматических мнений Улфилы, сделанном его учеником Авксентием, и в приведенном у Авксентия же собственном исповедании веры скифского учителя, какое оставил он своим последователям в качестве предсмертного завещания. К сожалению, завещание слишком кратко. Значение его здесь ограничивается почти лишь тем одним, что оно не только не противоречит, а напротив подтверждает данные, почерпаемые из более подробного и обстоятельного источника первого, и, по настоящему вопросу, таким образом, источника главного. – Мы передадим содержание последнего, придерживаясь его текста возможно ближе и точнее. Строго сообразуясь с учением самого Господа, наш наставник, пишет Авксентий, «неустанно», открыто и ясно проповедывал, что един только есть истинный Бог – Бог Отец. Он нерожден, без начала и конца, – вечен, высший виновник всего сущего и все превосходит по красоте и благости, – безграничен, необъятен, невидим, неизмерим, непостижим, непричастен никакой телесности и с нею сложности, нетленен, неизменяем, неразделяем и нерассекаем. Он существует отдельно и неприступно и не только не имеет над Собою никакой власти и господства, но, не нуждаясь ни в каком совершенстве, Сам в несравненной степени (incomparaviliter) всех больший и всех лучший 271 . Сей Бог – Бог Нерожденный, не переставая быть единым (qui cum esset solus) «не для разделения или уменьшения Своего божества, а для обнаружения своей благости, по Своему всемогущему изволению бесстрастный бесстрастно, нетленный нетленно, неизменяемый неизменно, сотворил и родил, произвел и установил (creavit et genuit. |
Даже одно воспоминание о батюшке Авеле способно возбудить душу к ревности по Бозе, преодолеть неправильное чувство внутреннего упадка, который, случается, подстерегает человека. Память о нем, о любви, которая от него исходила в дивной простоте небесной, помогает. Его душа дышала небесным воздухом, была им наполнена. Рядом с ним было легко и просто, и в то же время чувствовалось, какого масштаба этот человек. При всей его простоте, всегда имелось понимание, какой рядом молитвенник. У меня всегда было чувство благоговения перед ним. Конечно, для меня это большая потеря. Очень будет батюшки не хватать. Но мы с детьми благодарим Господа за встречу и дружбу с ним и будем надеяться на встречу в вечном будущем. Также использованы фотографии из архивов автора и духовных чад отца Авеля скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 16 мая 2019, 21:55 Больше года прошло с кончины нашего духовника. Не хватает его! Но чаще вспоминаются его советы, его беседы. Большое желание рассказать о его чудесной и удивительной помощи нам, нашим детям и внукам. Ирина Леонтьева 13 марта 2019, 23:44 Слава Богу за все! Вечная память отцу Авелю! Ирина Леонтьева 13 марта 2019, 23:42 Благодарю за знакомство с подвижником . Может быть и видела на выставке. Вечная память отцу Авелю. А у меня как раз операция 17 марта онкологическая. Буду поминать отца Авеля. Может он и он меня укрепит. Очень люблю любвеобильных пастырей,которые имеют люьрвь к Богу и ближним . Александр Алексеевич 29 мая 2018, 23:16 Вот истинный Духовник! Со святыми упокой Господи, отца Авеля и Помилуй нас. Татьяна 27 мая 2018, 16:54 Спасибо за статью! За знакомство с таким замечательным подвижником! Очень вдохнавляет, слава Богу за всё. Наталья 26 мая 2018, 15:56 Мария, огромное спасибо за статью! Прочитала, как будто с самим отцом Авксентием поговорила! Ирина 26 мая 2018, 10:20 Спасибо огромное за статью! Она вытаскивает из расслабленности и малодушия. Даже просто прочесть о батюшке уже целебно. тамара 26 мая 2018, 00:54 Батюшка,моли Бога о нас грешных,ты уже будешь в селениях праведных...Царствие Небесное тебе,отец Авель.Невозможно было без слёз читать этот такой светлый и добрый,чуткий рассказ. |
Эта купольная базилика была на 10 лет старше Юстиниановой Св. Софии и сравнима с ней по размерам и роскоши убранства. Храм был идентифицирован благодаря посвятительной надписи, составленной в честь представительницы имп. дома Аникии Юлианы и сохраненной в Палатинской антологии . Следов более древнего храма на этом месте не сохранилось, но надгробия III в. показывают, что до основания К. здесь было загородное кладбище. План здания почти квадратный (сторона ок. 52 м, не считая нартекса и апсиды), 3 нефа разделены стенами до 8 м в ширину, на к-рых стояли колонны. На всю высоту (5 м) сохранились кладки субструкций под платформу, на к-рую посетители храма поднимались по ступеням огромной лестницы. Стены в технике opus mixtum (сочетание камня и кирпича), кирпичи со штампами (круг, крест и др.), нек-рые с датой. Материал для отделки был собран со всего мира. Колонны инкрустированы перламутром, стеклом (желто-розовым, бледно-зеленым, оливково-голубым), аметистом, кусками светлого мрамора и порфира; полы мостили светлым проконнесским, желтым тунисским, бело-кремовым фригийским и зеленым фессалийским или вифинским мрамором. Использовали также сорта красного мрамора из Египта, пурпурного с серым из Карии, черного с белыми прожилками из региона Пиренеев. Своды были украшены мозаикой из смальты, в т. ч. золотой. Богатая резьба в очень высоком рельефе производилась на месте в К. (иногда уже в кладке, так что углы остались незавершенными). Она крайне разнообразна и свободна; ее элементы (виноградные листья, павлины) часто полностью оторваны от фона и напоминают круглую скульптуру. Было проанализировано до 10 тыс. резных элементов, восстановлена структура декора. По периметру, вдоль аркатуры, обегая ниши, арки и угловые блоки, шла посвятительная надпись; ее венчали виноградные лозы с чудесными листьями (часть нависает над строкой, а часть утоплена, что создает пространственный эффект). |
|