ИАКОВА АПОСТОЛА ОРДЕН расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВА АПОСТОЛА ОРДЕН предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 20 , С. 558 опубликовано: 1 апреля 2014г. ИАКОВА АПОСТОЛА ОРДЕН - см. Сантьяго , духовно-рыцарский орден. Рубрики: Римско-католическая Церковь Римско-католическая Церковь. Монашество (Институты посвященной жизни) Ключевые слова: Духовно-рыцарские ордена Римско-католической Церкви Иакова апостола орден - см. Сантьяго, духовно-рыцарский орден См.также: АВИШСКИЙ ОРДЕН СВЯТОЙ МАРИИ духовно-рыцарский орден католической Церкви Португалии АЛЬКАНТАРА испанский духовно-рыцарский орден, предполож-но основан в 1156 КАЛАТРАВА духовно-рыцарский орден в Испании; основан во 2-й пол. XII в. МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН духовно-рыцарский орден Римско-католической Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Список статей по запросу «Марией» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Марией» найдены статьи: АВИШСКИЙ ОРДЕН СВЯТОЙ МАРИИ духовно-рыцарский орден католической Церкви Португалии АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛЬФОНСО МАРИЯ ДЕ ЛИГУОРИ (1696-1787), итал. свящ., теолог, св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.) БЕЛГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МАРФЫ И МАРИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Белгородской и Старооскольской епархии ВАЛЕРИЯ, КИРИАКИЯ, МАРИЯ мученицы (пам. 7 июня, пам. греч. 6 июня) ВИКТОРИН МАРИЙ (между 281 и 291 - между 382 и 386), богослов, философ и ритор ВИЛЬНЮССКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Виленской и Литовской епархии ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада ДЕВА МАРИЯ см. Богородица ДОМНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖОН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Список статей по запросу «Святым Святых» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Святым Святых» найдены статьи: АВИШСКИЙ ОРДЕН СВЯТОЙ МАРИИ духовно-рыцарский орден католической Церкви Португалии АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону АЛАДЖА, ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, МОНАСТЫРЬ расположен на северо-востоке Болгарии АЛБАНИЯ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ СОДРУЖЕСТВО православно-англикан. об-во, образованное в 1928 г. АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии) АПЕЗАНОН СВЯТОГО АНТОНИЯ АГИОФАРАНГИТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ посвященный прп. Антонию Великому (митрополия Гортины и Аркадии К-польского Патриархата, Крит) АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ КАНОНЫ - см. Каноны святых апостолов АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В АФИНАХ - см. Афины АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
[португ. Ordem militar de Bento d Aviz], духовно-рыцарский орден католич. Церкви Португалии. Точно сказать о времени и обстоятельствах возникновения ордена нельзя. По одной версии, орден был образован в 1147 г. знатными коимбрскими рыцарями для защиты крепости Эвора от набегов мавров и первоначально был назван Новым воинством (Nueva Milicia). Согласно др. гипотезе, орден был создан в 1148 г. с целью защиты той же крепости Эвора франц. крестоносцами - участниками 2-го крестового похода (1147-1149). Точно известно, что в 1162 г. собрание знатных рыцарей приняло Устав ордена, в основу к-рого был положен Устав цистерцианцев . В 1166 г. за помощь в борьбе с маврами кор. Афонсу I (1162-1196) даровал ордену крепость Авиш в пров. Алентежу, ордену вменялась в обязанность ее охрана (отсюда новое название). В 1204 г., при Иннокентии III , состоялось офиц. утверждение ордена. В нач. XIII в. происходит сближение А. о. и испан. духовно-рыцарского ордена Калатрава . В 1213 г. магистр Калатравы Р. Гарсия даровал рыцарям А. о. большую часть владений своего ордена в Португалии. Грамота, сопровождавшая это дарение, провозглашала переход А. о. в подчинение испан. рыцарскому ордену. Данное соглашение было расторгнуто в 1385 г., после битвы при Алжубарроте, в к-рой португ. рыцари А. о. и рыцари испан. духовно-рыцарских орденов сражались как противники. В ср. века А. о., самый крупный португ. рыцарский орден, играл важную роль как в борьбе с мусульм. гос-вами Пиренейского п-ова, так и во внутриполитической жизни Португальского королевства. 21-й магистр ордена в 1383 г. был провозглашен королем Португалии под именем Жоана I и положил начало Авишской династии, правившей в стране более века. Внутреннее устройство ордена в общих чертах совпадало с организацией др. духовно-рыцарских орденов. Помимо рыцарей, чьей основной обязанностью являлась военная служба, в орден входили конгрегации клириков. Во главе ордена стоял магистр, избиравшийся на Главных капитулах ордена, традиционно собиравшихся в Авише и Эворе. С окончанием Реконкисты на португ. землях в XIV в. А. о. начал приходить в упадок, постепенно теряя свое былое политическое и военное могущество. В 1551 г. по решению папы Юлия III он был подчинен португ. короне. Существовал также в Бразилии, упразднен в кон. XIX в. |
Орден святой Екатерины Орден святой Екатерины За любовь и Отечество Орден святой Екатерины Петр I учредил в память о злополучном прусском походе, который чуть не стоил ему армии и жизни. Летом 1711 года на реке Прут малочисленная армия, которую возглавил сам император, попала в окружение турок. Новые атаки янычар, отчаянность, с которой османы совершали вылазки, а также потеря позиций, грозила русской армии неминуемой гибелью. Переговоры и подкуп турецкого визиря – решение, которое принял военный совет. Из казны взяли 150 тысяч рублей. А Екатерина Скавронская, которая как верная жена сопровождала императора даже на поле брани, говорят, отдала в пользу «подарка» паше все свои драгоценности. Исход переговоров, почетное перемирие, которое заключил вице-канцлер Шафиров, как и ожидалось, спасло армию и императора. 24 ноября по старому стилю 1714 года, в день памяти святой Екатерины, Петр I вручил своей супруге орден, учрежденный им в честь ее покровительницы, великомученицы Екатерины. Орден Освобождения по сути был персональной благодарностью супруге. Он предназначался только и исключительно Екатерине Скавронской. Но очень скоро Орден святой Екатерины стал в России не только высшей наградой для женщин, но своего рода символом принадлежности к клубу избранных лиц. За время своего двухсотлетнего существования орден был выдан 734 раза. Орден святой Екатерины имел две степени и жаловался особам императорского дома, а так же представительницам высшей знати. Орден высшей степени, или большого креста, носили на белой ленте с золотой каймой через плечо. К нему прилагалась восьмиконечная звезда. Она была усыпана множеством бриллиантов и крепилась на платье слева. Кавалерственный орден, или орден меньшего креста, носили на белом банте с вышитым серебром девизом «За любовь и отечество». |
Когда Восток был христианами потерян, рыцарствующим орденам пришлось приспособляться к новым условиям. Борьба с неверными должна была отойти на второй план, вновь уступая место задачам каритативным, даже у госпиталитов, забывших орден-армию ради ордена-государства. И только окраинные ордена, испанские Алькантара и Калатрава, и особенно тевтонский, с 1237 года включивший в себя и ливонских рыцарей (меченосцев), более сохранили свой первоначальный характер. Тевтонский орден (орден госпиталитов Святой Марии) возник позже иоаннитов и тамплиеров и организовался под их несомненным влиянием (1189 г.), хотя и отличался своим национальным и более демократическим составом. В 1198 году он прочно осёл в Германии. Цистерцианский монах, безуспешно распространявший христианство среди пруссов, и герцог Мазовии Конрад пригласили тевтонов к себе на помощь, и с 1230–1260 годов последние подчинили Пруссию, христианизуя и германизуя её. Что же касается орденов, осевших в центре культурных стран, их положение было очень далеко от прежнего. Вновь выдвинувшаяся каритативная цель часто прикрывала собою финансовые операции и, во всяком случае, легко совмещалась с быстрым ростом богатств ордена и далекою от его идеалов жизнью. Это особенно ярко выразилось в истории ордена тамплиеров, превратившегося в могущественнейшую финансовую силу эпохи, в неумолимого кредитора государей. Рыцари оставили Восток, изменив христианскому делу и предавшись денежным операциям. Обеты бедности и целомудрия сделались пустыми формулами, не прикрывавшими морального упадка ордена. В Германии «дома храмовников» сделались синонимами домов разврата; английские юноши боялись поцелуя храмовника; французские поговорки говорили: «пить, как храмовник», «гордость храмовника». Храмовники обмирщились, но орден неповинен в возведенных на него усердными инквизиторами обвинениях в чудовищных ересях. |
В русской армии и на флоте во времена Российской империи очень высоко ценился орден Святой Анны IV степени. Эту степень ввел в 1815 году император Александр I, а неофициально орден получил название «Аннинского оружия», получать которое имели право только офицеры – за личные боевые подвиги. Знак ордена Святой Анны IV степени был круглым, а красный эмалевый крест располагался на золотом поле и был окружен красным ободком; над крестом изображалась золотая корона. Знак этот был небольшого размера (около 2,5 сантиметра в диаметре), так как он прикреплялся к эфесу шпаги, сабли или кортика. Для более явного отличия «Аннинского оружия» от обычного (кроме знака ордена, находившегося на шпажной чашке) на эфесе стали делать надпись «За храбрость». Это был самый массовый боевой офицерский орден, его не полагалось снимать даже при награждении орденами Святой Анны более высоких степеней. С 1855 года к знакам ордена Святой Анны, как и к другим орденам, стали присоединять два скрещенных меча; а к оружию, на котором находился орден Святой Анны IV степени, полагался темляк из орденской ленты с серебряными кистями. Во время Русско-японской войны Аннинским оружием был награжден военный инженер Д.М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск Красной армии. В годы Великой Отечественной войны он попал в немецкий плен, где проявил несгибаемую стойкость, личное мужество, верность и преданность Родине. Нацисты на морозе обливали его холодной водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу. От других российских орденов орден Святой Анны отличался еще и тем, что имел свой знак отличия, который получали только солдаты и унтер-офицеры. Знак отличия был учрежден в 1796 году, а уже через год его причислили к классу ордена Святой Анны. С 1807 года Аннинские знаки отличия стали давать солдатам, унтер-офицерам и матросам за беспорочную 20-летнюю службу. Знак отличия представлял собой круглую серебряную с позолотой медаль на ушке. По окружности медали шло залитое эмалью красное кольцо. В середине лицевой стороны медали, на золотом поле, располагался красный крест с расширяющимися концами, а над крестом – золотая корона, заходящая на ушко и на красную кайму. На обратной стороне располагалось такое же красное кольцо с выгравированным на нем номером. Награжденный знаком отличия ордена Святой Анны получал прибавку к жалованью и освобождался от телесных наказаний. |
Орден ионийский, в существе, представляет собою только развитие ордена дорийского, вызванное естественною потребностью создать формы более легкие и живые, чем важные и строгие формы дорийские. Он занимает средину между орденом дорийским и коринфским, в котором легкость, красота и грациозность достигли высшего развития. Орден этот встречается в Греции довольно часто. Средняя высота колонны его равняется семнадцати модулюсам. Капитель её имеет по сторонам два завитка, которые и отличают наглядно этот орден от прочих. Орден коринфский является в Греции уже во времена позднейшие, после Перикла, и встречается очень редко. В нем видят упадок греческого вкуса, отразившийся в изысканности украшений, которым отличается этот орден. Вполне принялась эта архитектурная форма в Риме, где и нужно искать её лучших образцов. Колонна коринфская имеет в высоту около двадцати модулюсов. Капитель её представляет вид опрокинутого колокола, обвитого двумя или тремя рядами аканфовых и масличных листьев. Украшения этой колонны распространявшиеся и на её базис, с течением времен делались все более и более роскошными; вверх этой роскоши находят в монументах Бальбека и Пальмиры. Ордена применялись ко всякого рода монументам, но не безразлично. Там, где нужно было выразить силу, придать монументу особенное величие и важность, употребляется орден дорийский. Преимущественно храмы этого ордена строились божествам войны и героизма. Орден ионийский встречается первоначально между надгробными памятниками, потом – между храмами Минервы, Дианы, Бахуса. Орден коринфский употреблялся для храмов Венеры, Хлоры, Прозерпины, и проч. Местность для храмов избиралась соответственно их назначению. Храм Марса, например, ставился у ворот города, Меркурия – на форуме, Юпитера и богов хранителей – на местах возвышенных, Геркулеса – подле гимназии, Цереры – в полях. |
В день своей коронации в апреле 1797 года Павел I обнародовал «Установление о Российских орденах», по которому орден Святой Анны был причислен к орденам Российской империи. Он разделялся на три степени и давался как за военные, так и за гражданские заслуги. Орденом Святой Анны I и II степеней награждались вельможи и высшие чиновники. В 1816 году знаки ордена Святой Анны I степени (крест, звезду и ленту) получил Н.М. Карамзин за свое сочинение «Записки о древней и новой России». III степень ордена была чисто боевым знаком отличия: ею жаловали отличившихся офицеров – от прапорщика до капитана включительно. В 1828 году, в самый разгар Русско-турецкой войны, орден Святой Анны III степени дополнили бантом из орденской ленты – «за подвиги военные по примеру того, как установлено подобное отличие по ордену Святого Владимира IV степени». Эту степень ордена с бантом мог получить поручик (на гражданской службе – коллежский секретарь), а II степень («Анну на шею») – тот, кто в «Табели о рангах» числился не ниже VIII класса. После 1829 года орденами Святой Анны с алмазами стали награждаться только иностранные подданные, а для возвышения достоинства русской награды над знаками ордена I и II степеней укреплялась императорская корона. Правда, в 1874 году корона была отменена. Знак ордена Святой Анны I степени носился у бедра на красной ленте с желтой каймой, которая надевалась через левое плечо. В середине шитой или кованой серебряной звезды имелся красный крест с золотыми промежутками, вокруг которого располагался девиз ордена. В отличие от других российских орденов звезду ордена Святой Анны носили не на левой, а на правой стороне груди. На оружие знак ордена Святой Анны III степени изготовлялся, как и другие русские ордена, из золота. Но в годы Отечественной войны 1812 года число награжденных было столь велико, что в целях экономии знаки ордена этой степени стали изготовлять из недрагоценного металла. Награжденный получал лишь знак ордена и прикреплял его к уже имеющемуся у него холодному оружию. |
Светские: Награды Республики Беларусь 1995 г. — медаль Франциска Скорины, «за многолетнюю плодотворную деятельность по возрождению, сохранению, развитию духовного и культурного наследия белорусского народа»; 1995 г. — грамота Верховного Совета Белоруссии, «за плодотворную государственную и общественную деятельность по возрождению, сохранению и развитию духовного и культурного наследия»; 1998 г. — орден Отечества III ст., «за большой личный вклад в духовное возрождение белорусского народа»; 2000 г. — почетная грамота Совета Министров Беларуси, «за большие заслуги по укреплению дружбы между народами, в честь празднования 2000-летия христианства и в связи с 65-летием со дня рождения». 2003 г. — орден Франциска Скорины, «за большой вклад в духовное возрождение, укрепление дружбы между народами» (в связи с 25-летием архипастырского служения на Белой Руси); 2005 г. — орден Дружбы народов, «за большой вклад в укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога»; 2006 г. — Герой Беларуси, «за многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога»; 2008 г. — орден Почета; Награды РСФСР и Российской Федерации 1988 г. — почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР, «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси»; 2003 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» IV ст., «за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление дружбы и сотрудничества между народами»; 2013 г. — орден Александра Невского; Награды СССР 1971 г. — почетная грамота Советского комитета защиты мира; 1981 г. — почетная медаль Советского фонда мира, «за заслуги перед движением сторонников и борцов за мир, за большой личный вклад в дело укрепления мира между народами»; 1982 г. — почетный знак Советского фонда мира; 1985 г. — почетная медаль Советского комитета защиты мира «Борцу за мир»; 1985 г. — почетная грамота Белорусского отделения Советского фонда мира; 1985 г. — орден Дружбы народов; |
|