001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Во времена борьбы с еретиками происходит серьезное событие, которое повлекло существенные изменения ситуации. XIV век – время формирования и создания централизованных государств. Если раньше короли находились в духовно-политической зависимости от главы Ватикана, то теперь, когда формировались национальные государства, король пытался освободиться от папской зависимости. Первым такую независимость от папского престола продемонстрировал король Франции Филипп IV Красивый (1285–1314), который уничтожил во Франции орден тамплиеров. При Ватикане и при королях существовал постоянно действующий корпус юристов, который был чрезвычайно влиятелен. Один из юристов короля Филиппа, Ногарэ, в ходе конфликта между Филиппом и папой Бонифацием VIII нанес пощечину главе римско-католической церкви. Бонифаций VIII не перенес позора и вскоре скончался. После этого Филипп IV, чей авторитет в Европе стремительно возрастал, переносит резиденцию пап из Рима во Францию, в г. Авиньон . Так начинается 70-летнее «авиньонское пленение пап» (1309–1378). После переноса папской резиденции в Авиньон Филипп тут же назначает папу французского происхождения – Климента V. В этот период папы немало способствуют укреплению королевской власти и созданию единого централизованного государства во Франции. В XIV в. резиденция пап была вновь перенесена в Рим, «авиньонское пленение» закончилось, начался 40-летний церковный раскол, получивший название «Великой схизмы». В конце XIV в. на папский престол имелось сразу три претендента, т.е. реально было три папы. К этому времени папство было вынуждено отказаться от своих теократических притязаний. Такая смена теолого-догматического, политического, дипломатического курса папства была связана, конечно, с формированием централизованных национальных государств Европы.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

Список статей по запросу «Папство» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Папство» найдены статьи: АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП распространенное название периода в истории папства (1309 - 1377) ГАЛЛИКАНИЗМ совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII-XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Папство.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXV — Магазин p уб. p уб. p уб. Том XXXV 35-й том «Православной Энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву «К» по таким направлениям, как богословие, церковная история, патрология, история философии, археология, страноведение и т.д. Новый том содержит большое число статей посвящённых крупным церковным и политическим деятелям. Наибольший объём нового тома занимает блок статей, посвящённых носителям имени Климент. Среди них следует особо выделить статью, посвящённую священномученику Клименту, епископу Римскому, одному из мужей апостольских. Помимо биографических данных, в данной публикации рассматриваются вопросы, касающиеся его литературного творчества, истории почитания св. Климента в Западной и Восточной Церквях, в частности на Руси, гимнографии и иконографии. Также обращаем внимание читателей на объёмную статью «Климент Александрийский», в которой представлены биографические данные, анализ литературных трудов и богословских взглядов этого знаменитого христианского учителя и основателя т.н. Александрийской богословской школы. Помимо этого в томе представлен блок статей, посвящённых многочисленным Римским Папам, носившим имея Климент. В частности стоит выделить такую статью, как Климент V, с которым связаны такие известные широкой публике исторические вопросы, как Авиньонское пленение Пап и судебный процесс над рыцарями-тамплиерами. Том также содержит статью, посвящённую Папе Клименту VII. Время его понтификата пришлось на период т.н. Итальянских войн, одним из самых известных событий которых было разграбление Рима войсками императора Карла V весной 1527 г. При этом Папе продолжал разрастаться процесс реформации в германских землях. Также возникает конфликт с английским королём Генрихом VIII, который впоследствии привёл к отпадению Церкви Англии от Рима. При Клименте VIII также началось усиление экспансии Османской империи вглубь Европы.

http://pravenc.ru/shop/1817559/

На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу. Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале 1303г., соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа (даже есть предание, что один из членов семьи Колонна оскорбил папу действием, первым ворвавшись к нему). Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября 1303 г. Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище). После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап. Глава 7. Папство в XIV - XV веках. Эпоха великих соборов Авиньонское пленение пап В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап (до 1377 года). В этот период римские папы находились в полном подчинении у французского короля (и Климент V - ставленник Филиппа IV Красивого). Климент V полностью оправдал от всех обвинений Филиппа IV и канонизировал папу Целестина (простого монаха), предшественника Бонифация VIII. Филипп IV требовал осуждения Бонифация VIII, но Климент V на это не пошел. При Клименте V состоялся единственный в XIV в. католический Вселенский собор в г. Вьенн в 1311 г. На этом соборе получил свое завершение процесс против военно-монашеского ордена Тамплиеров (храмовщиков).

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=83624

Бенедикт XVI посетил гробницу Целестина V в Сульмоне и возложил на нее свой епископский паллиум (аналог омофора в византийской традиции). Жест Бенедикта остался незамеченным тогда, но в наши дни со всей очевидностью раскрылся в своем значении (ср. http://www.bogoslov.ru/text/3151791.html). Бонифаций VIII (Бенедетто Каетани) (1235—1303) (римский епископ с 24.12.1294 по 11.10.1303) – папа римский, значение деятельности которого для жизни Церкви Средневековья и последующих времен трудно переоценить. Реформатор, канонист и автор Буллы Unam Sanctam (18.11.1302) – одного из выдающихся памятников христианской теократической мысли. Гробница Бонифация находится в Соборе Святого Петра в Риме. Авиньонское пленение – период, в который семь канонически признанных Римской Церковью пап имели своей резиденцией не Рим, а Авиньон. Это длилось с 1309 по 1377 год. Dominus Jesus (рус.: «Господь Иисус») саморепродукции – экклезиологический Документ Римской Католической Церкви, опубликованный 6 августа 2000 года. Название восходит к тексту Послания к Римлянам (Рим. 10, 9). Одним из наиболее богословски релевантных высказываний Документа является утверждение о «воипостазировании» Единой Истинной Церкви Иисуса Христа в Католической Церкви (в 17 параграфе Документа: Es gibt also eine einzige Kirche Christi, die in der katholischen Kirche subsistiert und vom Nachfolger Petri und von den in Gemeinschaft mit ihm geleitet wird). Учение о воипостазировании, сформулированное и примененное в данном случае, по аналогии с классической христологической терминологией, в экклезиологической перспективе помогает избежать т.н. «эксклюзивизма», когда той или иной Церкви или традиции приписывается единственность и исключительность в посредничестве спасения во Христе Иисусе, с неизбежным отождествлением данной исторической Церкви с Единой Истинной Церковью Иисуса Текст: . Братство Пия X (Fraternitas Sacerdotalis Sancti Pii X (FSSPX) – братство священнослужителей, основанное в 1970 году епископом Марселем Лефевром (Marcel Lefebvre) для сохранения в Церкви традиций и практик, якобы или на деле отмененных Вторым Ватиканским Собором (1962-1965).

http://bogoslov.ru/article/3168987

Ордена францисканцев и доминиканцев, заявившие о себе как о силе, способной обновить монашескую жизнь, активно проповедовать, препятствовать распространению ислама и бороться с ересями, при поддержке римских пап начали распространение своего влияния на христианский Восток под предлогом объединения с Римом «отделившихся христиан», обряды которых отличались от латинского. Особое внимание уделялось Киликии – единственному нелатинскому христианскому государству на Ближнем Востоке. Примерно с 1244 г. доминиканцы и францисканцы оказывали давление на Армянскую церковь , убеждая ее принять Filioque и привести свои литургические традиции и практику в соответствие с латинскими. Эти вопросы были предметом дискуссии на двух соборах Армянской церкви, состоявшихся в Сисе, но ни первый, ни второй не приняли соответствующих решений. В конце XIII в. при папе Николае IV, первом в истории папе-францисканце, начался новый этап проникновения этих орденов на Восток. Сознавая, что армянские правители Киликии, страдавшие от частых набегов мамелюков, стремились заручиться поддержкой папского престола и Запада, Николай IV стал подталкивать Армянскую церковь к сближению с Римской. Тогдашний правитель Киликии Хетум II, будучи латинофилом, вступил в орден францисканцев и сместил католикоса Константина II (1286–1289), осуждавшего царя-латинофила, с молчаливого согласия которого францисканцы заполонили Киликию. 3. Взаимоотношения с папством в XIV веке и деятельность ордена братьев-объединителей (fratres unitores) Начало нового столетия для папского престола было омрачено одновременно кризисом папства, ознаменованным Авиньонским пленением, и непомерным разрастанием папских амбиций, нашедшим выражение в знаменитой булле Unam Sanctam, в которой папа Бонифаций VIII, подробно изложив идею верховенства папы над светской властью, узаконил теорию «двух мечей». Авиньонское пленение стало для папства временем тотальной зависимости от французских королей, а папская курия, сосредоточенная только на внутрицерковной жизни, превратилась в сложную и отлаженную бюрократическую машину. Одно осталось неизменным – экспансионизм курии, направленный на христианский Восток.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/obshha...

Более того, он считал, что в интересах Церкви можно сместить папу или прелата, который утверждается избранием кардиналов. Авиньонское пленение пап и скандальные разоблачения времен папского раскола столь серьезно подорвали авторитет Римского престола, что необходимость внутренних изменений стала совершенно неизбежной. В июле 13 кардиналов провозгласили, что они отвергают соперничающих претендентов на папский престол и намерены добиваться единения расколотой между двумя папскими дворами Латинской Церкви. Фактически, впервые в истории Западной Церкви власть оказалась в руках одних кардиналов, без папы. Было принято решение о созыве в Пизанского собора. Решение о созыве собора было принято не папой или императором, а коллегией кардиналов. Властью собора оба соперника — Бенедикт VII и Григорий XII — были низложены, их постановления были отменены, и Римский престол объявлен вакантным. Укрепление соборной власти продолжилось на Констанцском соборе, созванном в На нем было принято решение, что папы, как и остальное духовные лица, подчиняются ему во всем, даже в вопросах веры. Постановление гласит: Хотя папа и обладает наибольшими правами в вопросах, касающихся веры, и декреты его касаются всех Церквей …, его суждение не является окончательным и подлежит одобрению Церкви. Соборное начало церковной жизни еще более усилилось положением о том, что соборы должны созываться регулярно, не реже чем через десять лет. Власть собора начала действовать, избранный им папа Мартин V признал все постановления и принес присягу в своем подчинении соборной власти. Решения Констанцского собора получили дальнейшее развитие на Базельском соборе Папе было запрещено прекращать работу собора, изменять место его проведения, гуситам было разрешено причащение под двумя видами. Папа Евгений IV, воспротивившийся этим решениям, был низложен, в своем письме богословы Парижского университета убеждали отцов собора противодействовать папе как некогда Павел противодействовал Петру. Хотя к середине XV столетия папам удалось вновь подчинить Западную Церковь своей власти сознание необходимости внутреннего обновления оставалось, и в этой связи следует упомянуть V Латеранский собор, проходивший с 1512 по На нем вопрос реформирования Римо-Католической Церкви был выдвинут в качестве первоочередной задачи, но использовать эту последнюю возможность не удалось.

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2272

Во Франции отметили 700-летие «Авиньонского пленения» римских пап 10 марта 2009 г. 15:05 Торжества, посвященные 700-летней годовщине начала пребывания римских пап в Авиньоне, прошли 7-8 марта в этом городе под председательством специального легата (представителя) понтифика кардинала Поля Пупара, сообщило радио Ватикана. В 1309 году Папа Климент V перенес папский престол в Авиньон, чтобы гарантировать независимость Церкви в исторический период, в который автономия римских епископов была подвержена опасности. Папский престол оставался в Авиньоне до 1377 года, когда Папа Григорий XI вернулся в Рим. «С исторической точки зрения пребывание в Авиньоне представляет собой необходимость, чтобы гарантировать свободное совершение Петрова служения», — подчеркнул кардинал Поль Пупар. По его мнению, употребляемый некоторыми историками термин «Авиньонское пленение» является некорректным. «Речь идет не о пленении, потому что папы переехали туда свободно», — отметил французский кардинал, напомнив, что город Авиньон был расположен в папских владениях близ Франции, но не во Франции. Католический иерарх добавил, что твердую политическую независимость Папскому престолу обеспечили Латеранские соглашения, 80-летие подписания которых отмечалось в феврале. Кардинал Пупар, француз по происхождению, в течение многих лет до выхода на покой возглавлял Папский совет по культуре. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь Сщмч. Петра Беляева пресвитера (1918). мощей Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского (1999). 16 июня 2022 г. 24 апреля 2022 г.

http://www.patriarchia.ru/db/text/578374.html

Поиск по ключевым словам расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поиск по ключевым словам Найдено по ключевому слову: «Авиньонское пленение пап, распространенное название периода в истории папства (1309 - 1377)» КЛИМЕНТ VII (1342-1394, до избрания папой - Роберт Женевский), антипапа авиньонской линии (с сент. 1378) КЛИМЕНТ V (ок. 1250 - 1314), папа Римский (с июня 1305), канонист АВИНЬОН город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса ВЬЕННСКИЙ СОБОР (16 окт. 1311 - 6 мая 1312), XV вселенский Собор католич. Церкви ИОАНН XXII (1244/45 - 1334; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» КЛИМЕНТ VI (1290 или 1291 - 1352, до избрания папой - Пьер Роже), папа Римский эпохи «Авиньонского пленения пап» (с мая 1342) АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП распространенное название периода в истории папства (1309 - 1377) ИННОКЕНТИЙ VI (1282 или 1295 - 1362), папа Римский (с 18 дек. 1352) эпохи «Авиньонского пленения пап» АЛЬБОРНОС Эгидий (1302-1367), кардинал и гос. деятель периода Авиньонского пленения пап Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/search/keywords.html?kw=613636

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП распространенное название периода в истории папства (1309 - 1377) БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов ВОЛЬТЕР (1694 - 1778), писатель, публицист, философ и историк, идеолог франц. Просвещения ГЕНРИХ IV (1553 - 1610), кор. Наварры с 1562 г., кор. Франции с 1589 г., из династии Бурбонов ГОЛЛЬ Шарль де (1890 - 1970), гос. деятель Франции, президент Пятой республики (1959-1969) ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ДЮПЛЕССИ-МОРНЕ Филипп (1549 -1623), франц. протестант. богослов, публицист, политический деятель ЖАННА Д АЛЬБРЕ (1528 - 1572), кальвинистка, королева Наварры, мать франц. кор. Генриха IV ЖАННА Д АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) КАРЛ IX (1550-1574), кор. Франции с 1560 г. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА политическое объединение франц. католиков эпохи религиозных войн во Франции во 2-й пол. XVI в. КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КОЛИНЬИ Гаспар II де (16.02.1519 - 24.08.1572), герцог, сеньор де Шатийон, франц. гос. деятель, адмирал Франции, один из предводителей гугенотов ЛЮДОВИК IX СВЯТОЙ (1214-1270), король Франции (с 1226), св. Римско-католической Церкви (пам. 25 авг.) ЛЮДОВИК XIII [Людовик Справедливый] (1601-1643), кор. Франции и Наварры (с 1610) ЛЮДОВИК XIV БАВАРСКИЙ Людовик XIV Баварский (1638-1715), король Франции и Наварры МАЗАРИНИ [правильнее Маццарини или Маццарино] Джулио Раймондо (1602-1661), кард. (с 1641), главный министр франц. кор. Людовика XIV НАНТСКИЙ ЭДИКТ эдикт умиротворения, подписанный 13 апр. 1598 г. франц. кор. Генрихом IV Бурбоном в г. Нанте

http://m.pravenc.ru/rubrics/398612.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010