Антипапа Климент VII (слева в нижнем ряду) среди пап периода Авиньонского пленения . 1870 г. Худож. Ш. Гарнье (собор Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне) Антипапа Климент VII (слева в нижнем ряду) среди пап периода Авиньонского пленения . 1870 г. Худож. Ш. Гарнье (собор Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне) Роберт Женевский участвовал в нескольких дипломатических миссиях, гл. обр. в Италии. Еще при Урбане V делались попытки вернуть Папский престол из Авиньона в Рим; мн. известные люди прилагали усилия к тому, чтобы убедить понтификов сделать это, в т. ч. католич. святые Биргитта Шведская и Екатерина Сиенская . Однако за время «Авиньонского пленения пап» влияние папы в Италии существенно ослабло, часть земель Папского гос-ва вышла из-под контроля курии. Папе было необходимо восстановить былое влияние на Апеннинском п-ове; этому противились итал. города во главе с Флоренцией и Миланом, которые не желали лишиться свобод и привилегий, приобретенных во время отсутствия пап в Италии. Кроме того, в итал. гос-вах было велико недовольство политикой папских легатов, назначаемых гл. обр. из числа французов. После того как Роберт Женевский успешно выполнил неск. дипломатических поручений в Сев. Италии (1374), Григорий XI назначил его легатом в Романье и Анконской марке (27 мая 1376). В это время конфликт Папской курии с коммунами перешел в вооруженную борьбу, «войну 8 святых» (1375-1378). Роберт Женевский собрал войско из бретонских наемников, которые принимали участие в сражениях Столетней войны (1337-1453), но в связи с кратковременным затишьем пребывали в бездействии. Во главе армии он выступил из Прованса, перешел через Альпы, добился от Милана разрешения на беспрепятственный проход через Ломбардию и прибыл в Эмилию. Целью был захват Болоньи, где 20 марта 1376 г. началось восстание против папы Римского. Болонья присоединилась к возглавляемой Флоренцией антипапской коалиции. На помощь Роберту Женевскому должно было прийти находившееся к тому моменту в Италии папское войско под командованием английского наемника Дж. Хоквуда. Войска окружили Болонью и начали грабить городские окрестности (4 июня 1376). Положение города осложнялось тем, что во время начала осады в нем оказался Роберто да Камерино, главнокомандующий армией антипапской коалиции. Роберт Женевский попытался спровоцировать в Болонье переворот, в результате к-рого к власти должны были прийти пропапские силы, но когда заговор был раскрыт, осаду ужесточили. |
Статья Публикация кратко обрисовывает проблематику книги «Четвертая промышленная революция» К. Шваба. Автор в статье подчеркивает, что вызовы, которые ставит перед человечеством это новое экономическое явление, перекликаются с вопросами, над которыми размышляли философы и писатели в прошлом столетии. События 4 июня 2018 В книге исследуется влияние культуры на экономическое развитие. Изложение строится на основе введенного автором понятия «культурного капитала» и предложенной им и его коллегами типологии культур, позволяющей на основе 25 факторов определить, насколько высок уровень культурного капитала в той или иной культуре. Наличие или отсутствие культурного капитала определяет, создает та или иная культура благоприятные условия для экономического развития и социального прогресса или, наоборот, препятствует им. События 22 мая 2018 Он призывает сделать глобальную финансовую систему более справедливой События 16 мая 2018 Казанский кооперативный институт с 2018 года впервые начнет обучать студентов исламской экономике в рамках подписанного соглашения с Ассоциацией предпринимателей-мусульман России, ТАСС . Об этом сообщила в пятницу журналистам ректор института Алсу Набиева. Предлагаемая вниманию читателей книга И.П. Потехиной представляет собой первый в отечественной медиевистической литературе обзор истории папской административно-финансовой системы, сложившейся в VI-XIV столетиях. Опираясь на широкий круг источников и многообразные достижения мировой историографии, автор рассматривает процесс становления и трансформации основных административных структур, отвечавших за финансовое обеспечение папства эпохи Средневековья, а также исследует приоритетные статьи папского дохода, актуальные для разных этапов истории средневековой католической церкви. Особое место в монографии уделено периоду Авиньонского пленения пап (1309-1378), ставшему, по мнению большинства современных исследователей, временем наивысшего финансового могущества св. Престола и максимального усиления его главного фискального ведомства - Апостолической камеры (Camera Apostolica). В отсутствие соответствующей русской историографической традиции автор вводит специальную терминологию для обозначения как отдельных финансовых чиновников папского двора, так основных поборов, взимавшихся в пользу папы. Книга также снабжена рядом ценных приложений. |
Говорю спорных — для того времени, ибо ныне они признаны бесспорно подложными. Впрочем, еще в XVI веке даже такие ученые и добросовестные богословы, к,;к известный противник Лютера Иоанн Экк. логли быть убеждены в подлинности Исидоровых декреталий. В. С. Соловьев он должен был обратиться к вооруженной силе. Здесь его ждало после краткой победы окончательное поражение. Апостолу Петру было обещано, что врата адовы не одолеют Церкви, вверенной его особому попечению; но обещания военных успехов для его Церкви он не получил. Сказанное же в саду Гефсиманском: «вложи меч свой в ножны, ибо все поднявшие меч мечом и погибнут» — явно исполнилось над светской властью папства. За свое минутное торжество в сокрушении последних Гогенштауфенов политика вооруженного папизма получает страшное, позорное и долговременное возмездие. Рим одержал решительную победу над величайшим противником своих притязаний — императорским домом Гогенштауфенов — единственно лишь благодаря временному союзу с королевским домом Франции. Таким образом, за поражение Германской империи папство поплатилось зависимостью от французских королей. Не прошло и четверти века после кровавой гибели Манфреда и Конрадина, как уже папство получает от служителей французского короля внушительные напоминания, что мирская политика не знает бескорыстных услуг и что всякий полагающийся на внешнюю силу становится ее жертвой. Именно тот папа (Бонифаций VIII), который с особенным увлечением провозгласил себя обладателем не только духовного, но и вещественного меча,— именно он, разбитый и полоненный войсками прежнего папского союзника, французского короля, получил ту знаменитую пощечину, которая оказалась предвестием Авиньонского пленения пап. «Государи государей» стали послушными орудиями одного из своих мнимых вассалов. Это пленение и вызванный им раскол, или двоепапство, должны были показать Риму, куда может привести церковную власть мирская политика. Папы воюющие хотели основать свою власть на покорении государства, и вот они пленники государства; папы-законники хотели основать свою власть на внешнем законе, и вот они попадают в такое положение, при котором всякие права бесполезны, ибо неизвестно — какой из двух пап есть законный. |
Так же и я на тую Святую Лестницу взойти сподобился. А кто так на тую лестницу взойти не похочет или за немощью не может того учинить, тот может идти другими лестницами, которые сделаны, две лестницы, по обе стороны той Святой Лестницы». Это было в августе 1698 года. Надо сказать, что с тех времен Scala Santa практически не изменилась… Порфирий Успенский, как он рассказывает об этом в «Книге бытия моего», тоже поднимался в середине XIX века, то есть через полтораста лет после Толстого, по Святой Лестнице. «По 28–ми ступеням этой лестницы я взошёл наверх и там в капелле Святая Святых видел старинный мозаичный образ Спасителя»… Порфирий Успенский имеет в виду, скорее всего, так называемый Ахеропитон, или Нерукотворенную икону – образ, который, по–видимому, представляет собою раннюю находится в капелле, которая называется Sancta Sanctorum, то есть Святая Святых. Она всегда заперта, и поэтому заглянуть туда можно только через стекло. Как выглядел Иисус? – спрашивает Шатобриан в своих заметках о Риме. «Древнее изображение Иисуса Христа, воспроизведенное затем художниками, – замечает он по поводу какой-то из хранящихся в Ватикане древних икон, может быть плата Вероники, – восходит не более чем к VII веку. Иисус Христос, был ли он «красен добротою паче сынов человеческих», или же он был неказист? Греческие и Латинские Отцы расходятся во мнениях: je tiens pour la beautu, то есть «я за Его красоту» – заканчивает Шатобриан. Отчасти Шатобриан ошибается. Если Ахеропитон и другие древние изображения Иисуса действительно восходят к копиям с Туринской Плащаницы, а похоже, что это так, то это уже не VII век. Разумеется, слова из 44–го псалма «красен добротою паче сынов человеческих», или forma prae filiis hominum, говорят не о физической, но о какой-то другой красоте… Какой он был, Иисус? Наверное, все-таки эта тайна открывается каждому не из рассматривания древних икон, но из чтения ЕгоЕвангелия… А на другой стороне площади находятся базилика Сан Джованни ин Латерано и Латеранский дворец – резиденция Римских Пап до Авиньонского пленения, то есть до 1304 года. |
Напрасно папы посылали туда отлучения и интердикты, – на них никто не обращал внимания. В 1338 г. германский император Людовик Баварский, герцоги и курфюрсты решились даже торжественным актом засвидетельствовать независимость светской власти от духовной. Заявив, что папские притязания на распоряжение императорской короной незаконны, они решили в будущем при избрании императора обходиться без папского утверждения. То же самое было проведено в «золотой булле» (1356 г). императора Карла IV. Англия, находившаяся со времен Иоанна Безземельного (Lackland) в полном порабощении пап, во время авиньонского пленения пап, также освободилась от их влияния. При Эдуарде III (1327–77) была прекращена ленная подать папам и отменена апелляция в Рим. Даже в Италии власть пап значительно упала. Только в церковной области папу признавали повелителем формально, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папства опасались за полное уничтожение папской власти в Италии, если папы будут оставаться в Авиньоне, и потому приглашали их возвратиться в Рим. Это понимали и сами папы. Григорий XI (1370–78), запасшийся наемными войсками для своего водворения в церковной области, перенес, наконец, свою резиденцию в Рим (1377 г). Здесь он и умер (1378 г.). Со смертью Григория XI в Римской церкви начался так называемый великий раскол . В папской курии большинство кардиналов составляли французы, приехавшие из Авиньона. Они настаивали на избрании папой француза, но римский народ требовал, чтобы папой был римлянин. Выбран был, наконец, итальянец Урбан VI(1379–89), человек крутого и даже жестокого нрава. Новый папа начал свое правление исправлением нравов клира; коснулся и кардиналов. |
На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу. Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале 1303г., соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа (даже есть предание, что один из членов семьи Колонна оскорбил папу действием, первым ворвавшись к нему). Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября 1303 г. Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище). После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап. Глава 7. Папство в XIV - XV веках. Эпоха великих соборов Авиньонское пленение пап В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап (до 1377 года). В этот период римские папы находились в полном подчинении у французского короля (и Климент V - ставленник Филиппа IV Красивого). Климент V полностью оправдал от всех обвинений Филиппа IV и канонизировал папу Целестина (простого монаха), предшественника Бонифация VIII. Филипп IV требовал осуждения Бонифация VIII, но Климент V на это не пошел. При Клименте V состоялся единственный в XIV в. католический Вселенский собор в г. Вьенн в 1311 г. На этом соборе получил свое завершение процесс против военно-монашеского ордена Тамплиеров (храмовщиков). |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папа Римский передал Латеранский дворец под музей Многие века он был папской резиденцией на юго-востоке Рима РИМ. Папа Франциск распорядился о передаче Латеранского дворца, многовековой папской резиденции на юго-востоке Рима, под музей, catholicnewsagency . В письме к кардиналу Анджело де Донатису ( Angelo De Donatis) , викарию Рима, папа указывает, что «стремление продвигать и защищать красоту и культурное наследие Церкви» вдохновило его на мысль о передаче Латеранского дворце под «музейную и культурную деятельность». В качестве наместника Римской епархии, Де Донатис должен теперь организовать процесс передачи дворца вместе с ответственными службами города-государства Ватикан. Нынешний Латеранский дворец был построен во времена Римской империи как Domus Laterani – дом семьи Плаути Латерани. Император Константин передал этот дом во владение епископу Римскому в 4 веке, и с тех пор он служил папской резиденцией – вплоть до Авиньонского пленения пап и последующего их переезда в Ватикан в 14 веке. Многие века дом был известен под названием Латеранского Патриархата. Он находится рядом с Архибазиликой Святого Иоанна Латеранского, кафедральным собором Рима и резиденцией папы как епископа Римского. С подписанием Латеранского договора в 1929 году, дворец и базилика стали экстерриториальной собственностью Святого Престола. В Латеранском дворце когда-то уже находился музей, основанный папами. Шедевры искусства, хранимые в Латеранском музее, были переданы музеям Ватикана после его закрытия в 1970-х годах. Сегодня во дворце все еще находится немалая часть исторических ценностей, принадлежащих Историческим музеям Ватикана, в том числе портреты пап, памятные предметы папской гвардии и предметы домашнего обихода пап. В здании дворца также располагаются некоторые административные службы викариата Римского и апартаменты викария Римской епархии. |
Главный вопрос в системе аргументации кардинала Бурке – это вопрос о том, кто должен решать, что папа впал в заблуждение. Вокруг этого вопроса уже многие века ведутся дебаты церковных теологов и иерархов, которые нередко доходят до непримиримых и яростных стычек. Можно напомнить, что в истории папства был нелегкий период «Авиньонского пленения» пап ( 1309-1378 гг.), когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне, где папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где бушевали конфликты между аристократическими родами. Уже через год после окончания «Авиньонского пленения» начался «Великий западный раскол», когда в Авиньоне и Риме находились конкурирующие папы, разделившие между собой весь католический мир. В целях преодоления раскола, долгое время церковь признавала верховенство собора иерархов, а затем Первый Ватиканский собор (1869-70) принял, после ожесточенных прений по догмату о папской непогрешимости (Infallibilitas) соответствующее определение – ограничив эту непогрешимость вопросами вероучения и морали . Второй Ватиканский собор (1962-65) постарался уравновесить папскую власть за счет коллегиальной системы – и именно такую модель власти стремится поддерживать папа Франциск. «Крайние толкования верховенства и непогрешимости папы были отвергнуты Первым собором, а впоследствии и церковной традицией, – утверждает профессор Фалиоли. – Это вполне здравое явление, что католики ищут и усматривают пределы папской власти». На сегодняшний день ясно, что критика папы Франциска только нарастает. 21 апреля начинается конференция в США (Филадельфия) с участием кардинала Бурка, на которой он выступил с речью «Матримониальные отношения: восстановление истины». Решение о принятии кардинала весьма символично, поскольку Чарльз Чапут (Charles Chaput), архиепископ Филадельфийский, возглавляет комитет епископов США по вопросам «мирской службы, брака, семейной жизни и молодежи», и этот комитет фактически отказывается исполнять папское поучение «Amoris Laetitia» в отношении причастия. Так, архиепископ Чапут издал директиву в связи с «Amoris Laetitia», поясняя, что католики, женатые вторым браком, могут допускаться к причастию лишь при условии, что живут в целомудрии «как братья и сестры». |
На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу. Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа. Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище). После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап. Учение о верховной власти римского епископа в Церкви (папский примат) обоснование идеи папского примата в католицизме Предпосылки римско-католического учения о власти пап и их разбор Римско-католическое учение о власти папы основано на двух предпосылках. папы являются преемниками апостола Петра. которой обладают римские папы, апостол Петр получил от Христа. A. В каком смысле римские папы могут считаться и считаются у римо-католиков преемниками апостола Петра? Все епископы являются преемниками апостолов. Это преемство осуществляется через цепь рукоположений, начатую святыми апостолами. Ставить вопрос о том, преемником какого именно апостола являются тот или иной епископ, не имеет смысла уже по одному тому, что епископские рукоположения совершаются соборно, несколькими епископами. Да этому вопросу и не должно придавать какого-либо особого значения. Апостол давно осудил тех, кто говорил: «я — Павлов», «я — Аполлосов», «я — Кифин». Апостол Петр поставлял епископов в разных городах, в частности, в Антиохии и в Риме. |
Более слабые короли, нуждавшиеся в помощи и защите пап, делали незначительные уступки; но были и такие, особенно во время так называемого «авиньонского» пленения пап, как Сигизмунд и Матфей Корвин, которые своим «placem» пользовались неограниченно в отношении ко всяким требованиям и распоряжением пап, и, несмотря на это, борьба, за инвеституру резких форм не достигала. Вообще отношения пап к светским и духовным властям в В., в период времени до реформации, когда католическая религия и церковь считались единственно законными и пользовались полной свободой, были благожелательны и миролюбивы. Папы не только авторитетом своей духовной власти, но и материальными средствами спешили на помощь апостольским королям, особенно в периоды их тяжких испытаний; усмиряли возникавшие междуусобия (король Бела IV и его сын), ограничивали властные претензии магнатства (Гонорий снабжали их войском и деньгами для борьбы с татарскими набегами и турецкими полчищами. Папа Урбан VIII ежемесячно посылал по 23 тысячи червонцев, а Александр VII пожертвовал 3 миллиона; но и помощь пап не спасла В. от гибели: после поражения при Могаче в 1526 году, она на 160 лет сделалась турецкой провинцией. В начале XIII века обращены в христианство куманы, остатки древних гуннов, постоянно тревожившие Венгрию своими хищническими набегами. При короле Беле IV они, теснимые татарами, переселились из Трансильвании в В. и осели на берегах реки Тиссы, ставши христианами. За такие подвиги веры и благочестия 13 членов арпадской династии и многие исповедники и мученики причислены папами к лику святых и блаженных: (св. Стефан, его сын Эмерлих, еп. Геллерт и другие), в числе коих были и лица женского пола, – жены и дочери королей. |
|