001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
В поисках новых выходов к морю экспансия Набатейского царства при Арете (Харите) III (87-62 гг. до Р. Х.) достигла Хаурана и Дамаска. Город Бостра в Хауране (на юге совр. Сирии) стал 2-й столицей набатеев. Набатеи восприняли арамейскую письменность и греч. культуру, памятниками которой остаются храмы и погребальные сооружения, вырубленные в скалах Петры. Авила. Гробница рим. времени Авила. Гробница рим. времени В 63 г. до Р. Х. армия Помпея уничтожила гос-во Селевкидов и Рим установил новый политический порядок на Ближ. Востоке. Сирия стала рим. провинцией, на остальных территориях сохранялись вассальные царства, в т. ч. Идумея, Набатея и города Декаполиса, располагавшиеся на границе евр. гос-ва, рим. Сирии и владений набатеев. Первоначально Рим придерживался стратегии мягкой гегемонии над малыми царствами. Набатеи выступали как союзники римлян в ряде военных кампаний, в т. ч. в Иудейской войне, завершившейся взятием Иерусалима в 70 г. по Р. Х. С этого времени империя переходит к поглощению буферных территорий и их прямому управлению. В 106 г. по Р. Х. имп. Траян окончательно ликвидировал гос-во набатеев, территория к-рого была преобразована в пров. Аравия с центром в последней набатейской столице Бостре. Земли в долине Иордана относились к пров. Палестина Вторая. В отличие от совр. ситуации, когда р. Иордан является линией разграничения между гос-вами, в древности река объединяла оба берега долины в единое природно-экономическое и политико-адм. пространство. Вост. граница этого региона проходила по водоразделу на гребнях Заиорданского плато. Главным торговым узлом Заиорданья стала Новая Траянова дорога (Via Nova Traiana), построенная в 111-114 гг. от Бостры до Айланы (Айлы, совр.

http://pravenc.ru/text/578380.html

– подземный), полные человеческих останков. Например, в знаменитом гипогее Халь Сафлиени (Hal Saflieni), близ деревни Тарксиен, в подземных залах, приделах и в естественных пещерах, в которые незаметно переходит рукотворное святилище, обнаружены кремированные останки приблизительно семи тысяч человек и множество черепков от преднамеренно разбитой во время исполнения заупокойных ритуалов посуды. «То, что храм был устроен под землей, дает основания предположению, что здесь совершались культы хтонических (от греч. – земной) сил» – отмечает Марингер . Мы знаем, что многие ныне возвышающиеся над землей мегалитические сооружения, например дольмены, первоначально были скрыты под насыпными курганами. Есть гипотеза, впрочем достаточно неправдоподобная, что даже такие грандиозные кромлехи, как Стоунхендж, являлись когда-то подземными святилищами, скрывавшимися под искусственными холмами. Но даже без этого крайнего предположения безусловно ясно, что Стоунхендж и подобные ему памятники были связаны с культом мертвых. Они всегда расположены среди древних кладбищ, их окружают курганы родовых склепов. Кроме того, на урнах, использовавшихся для хранения кремированных останков, извлеченных из курганов II тысячелетия до Р. Х. в Ландиссильё (Пембрукшир, Уэльс) и Кулхилл (Ирландия) имеются изображения кромлехов, похожих на Стоунхендж. Типы мегалитических гробниц: а) воспроизводящие в плане кость «длинные курганы» Оркнейских островов (Саус Ярроу, конец IV тыс. до Р. Х.); б) вырубленная в скале гробница (о. Мальорка); в) частично вырубленная в скале, частично достроенная из каменных глыб гробница (о. Менорка); г) многокамерная пирамидальная гробница (Северная Ирландия); д) «Гробница гигантов» (о. Сардиния); е) вырубленная в скало гробница (Кастелуччо); ж) ложносводчатая гробница (Лос Милларес) Но, с другой стороны, даже типичные курганы, «дома мертвых», как именуют их нынешние обитатели Англии и Ютландии, имели в прошлом обширные надземные сооружения.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=73503

Иосиф Флавий (I в.) повествует об «обитателях Десяти Городов» , которые обратились к Веспасиану с жалобами на нападение еврейских повстанцев. Перечисляя города, фактически расположенные в Десятиградии и во время I Иудейской войны и подвергшиеся атакам повстанческих отрядов, Флавий называет Филадельфию, Себонитис (Хесбон), Герасу, Пеллу, Скифополь, Гадару, Гиппос, Гавлан , причем Скифополь он считает «крупнейшим городом Десятиградия» . Клавдий Птолемей (II в.) приводит список городов, несколько отличающийся от того, что приводит Плиний, – в нем отсутствует Рафана (хотя Эмиль Шюрер (1844-1910) приводит мнение , что она тождественна Капитолиаде). Кроме того, он приводит дополнительный перечень, включающий города Гелиополь, Авила, Саана, Ина, Авила Лисаниева, Капитолиада, Эдрей, Гадора и Самулис. В более позднюю эпоху Евсевий Кесарийский (IV в.) писал, что Десятиградие расположено «у Переи окрест Иппоса, Пеллы и Гадары» . Таким образом, в состав Декаполиса входило от 10 до 19 городов. Но насколько корректно говорить о составе? В прошлом был распространен взгляд на Десятиградие как на объединение, конфедерацию или союз городов. Одним из основателей такого подхода был известный шотландский библеист Дж. Смит (1856-1942), который полагал, что Декаполис был союзом эллинистических городов, направленным на противостояние семитскому (еврейскому, арабскому и набатейскому) окружению . В конце XIX и на протяжении ХХ века такой позиции придерживались французский археолог и библеист Фелис-Мари Абель (1878-1953) , американский историк и археолог Карл Крелинг (1897-1966) , выдающийся английский историк античности Арнольд Джонс (1904-1970) , израильский археолог Михаэль Ави-Йона (1904-1974) . Однако уже в этот период традиционное представление не могло удовлетворить ученых. Так, Крелинг, хотя и называл Десятиградие конфедерацией, признавал, что «существо и цели этой конфедерации остаются неясными, равно как и время ее создания» . Подобным образом Ави-Йона, называя Декаполис союзом, отмечал, что «нам практически ничего неизвестно о его устройстве и том, чем было членство в нем»

http://bogoslov.ru/article/6165730

Тем не менее его смерть спровоцировала еще один виток политической борьбы между партиями республиканцев и цезареанцев, уже сознательно стремившихся к восстановлению режима единоличной власти. Гражданская война и 2-й триумвират (44-30 гг. до Р. Х.) Убив Цезаря, заговорщики растерялись, поскольку не имели плана дальнейших действий. Между тем уже 16 марта Антоний и Лепид с войсками заняли форум; в Риме начали собиаться ветераны и колонисты Цезаря. 17 марта по предложению Цицерона сенат принял компромиссное решение, согласно которому Цезарь считался «умершим», его убийцы получали амнистию, все назначения и указания покойного диктатора сохраняли законную силу, а он был удостоен почетного погребения. Гробница Еврисака, Рим. 2-я пол. I в. до Р. Х. Гробница Еврисака, Рим. 2-я пол. I в. до Р. Х. Первоначально как естественный преемник Цезаря и вождь цезареанцев всеми воспринимался Антоний. В доме Цезаря он овладел его архивом, финансами семьи, что позволило ему, ссылаясь на волю покойного, раздавать своим сторонникам должности и деньги. Вскоре он спровоцировал взрыв народного негодования против убийц Цезаря, к-рым пришлось бежать из Рима. В завещании Цезарь назначил своим наследником усыновленного им внучатого племянника Гая Октавия Фурина, к-рый принял имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. Болезненный с виду Октавиан оказался сильной и целеустремленной личностью: расчетливый и осторожный, предусмотрительный и гибкий, он вскоре продемонстрировал незаурядные качества тонкого и дальновидного политика и дипломата. Октавиан спешно прибыл в Рим из Аполлонии (Эпир), где проходил обучение. В мае 44 г. произошел открытый разрыв Октавиана с Антонием. Осенью 44 г. Цицерон заключил соглашение с Октавианом и начал выступления в сенате против Антония (произнес 14 филиппик).

http://pravenc.ru/text/180425.html

Открытие гробницы в своё время отметили, но при этом её никак не охраняли. С момента открытия до конца XIX века, даже после того как Рим стал столицей объединённой Италии в 1870 году, фрески снимали и продавали по частям всем желающим, включая Британский музей. В итоге почти вся мозаика сорвана со стен. К концу века даже фасад был разрушен. Оставшиеся фрески были повреждены и выцвели до такой степени, что стали почти неузнаваемыми. Их практически невозможно было сопоставить с подробными рисунками Бартоли. Информационные панели в гробнице Назониев рассказывают печальную историю памятника. Они снабжены рисунками Бартоли, чтобы дать посетителям представление о том, как выглядела гробница, когда была обнаружена. Вторая гробница в гораздо лучшем состоянии. Её открыли в 1923 году. У двери нашли прекрасно сохранившуюся мраморную плиту с посвящением женщине по имени Фадилла от её любящего Это небольшое помещение, но роскошно украшенное: чёрно-белый мозаичный пол с птицами, меандрами и другими формами в чередующихся восьмиугольниках и квадратах; стены и потолки полностью оштукатурены и украшены фресками с изображением крылатых амуров, урн, животных (павлинов, антилоп), обведённых цветной краской для создания изогнутых и многоугольных секций. Могила Фадиллы осталась нетронутой, пережив период фашизма, Вторую мировую войну и пренебрежение со стороны муниципалитета, что, к счастью, в данном случае оказалось только к лучшему. Контраст между состоянием гробницам очень заметен. Источник: Sedmitza.ru Другие публикации на портале: 2007-2022 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6172609

В этой связи профессору принадлежит оригинальная гипотеза о поэтапном формировании еврейской архитектуры. Так, прилагая собственноручно выработанные критерии датировки еврейских памятников к монументальным сооружениям древнего Иерусалима, ученый приходит к заключению, что в массах иерусалимских развалин первому (до-пленному) периоду истории принадлежат наиболее крупные камни, с более грубой отделкой поля, без цемента, с наиболее отчетливыми следами действия времени. Камни этого типа расположены в самых нижних рядах древних стен. Остатки стен, относящиеся ко второму (после-пленному) периоду представляют хаотичное нагромождение, что объясняется поспешностью строительных работ. Камни же иродианского времени представляют художественно отделанное целое. В качестве наглядной иллюстрации Олесницкий указывает на гробницы-монолиты кедронского некрополя Иерусалима. Исследуя их, ученый обращает внимание на наличие в этих памятниках конструктивных элементов, характерных для некоторых сооружений Египта и Ассирии. Проведя сопоставление, ученый заключает, что три самых известных кедронских монолита: силоамский, гробница Захарии и мавзолей Авессалома, – представляют три отдельные фазы в сооружении иерусалимских монументальных памятников. Наиболее древнюю – египетскую – являет силоамский монолит, который может быть отнесен ко времени Соломона. Среднюю – египетско-ассирийскую – гробница Захарии, принадлежащая среднему времени в истории царей. И, наконец, последнюю – ассирийско-египетскую – мавзолей Авессалома, относящийся в его нынешнем виде к последнему до-пленному периоду иудейской истории. Нельзя не отметить одну немаловажную особенность исследований профессора Олесницкого. Археология как таковая не являлась для ученого самоцелью, но служила, прежде всего, инструментом в изучении Священного Писания . Не случайно поэтому все работы профессора насыщены экзегетическими рассуждениями. Несмотря на спорность некоторых его гипотез, они, тем не менее, заслуживают внимания. Для примера приведем весьма оригинальное, с нашей точки зрения, заключение ученого, проливающее новый свет на всемирно значимое событие Рождества Христова.

https://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnickij/vklad-p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Древние гробницы у подножия Масличной горы в Иерусалиме серьезно пострадали от поджогов Сильнее всего пострадала гробница Авессалома ИЕРУСАЛИМ. Две древние гробницы у подножия Масличной горы в Иерусалиме серьезно пострадали от огня, причем сильнее всего пострадала гробница Авессалома, и уже есть основания подозревать намеренные поджоги, сообщает сайт Christiantoday. Следователи в Израиле пока не нашли виновных в поджоге гробницы Авессалома, которая высится в восточной части долины Кедрон рядом с другими монументальными гробницами, такими как гробница Бней Хейзир и гробница Захарии у Масличной горы. Эта местность является огромным кладбищем со многими тысячами могил, из которых овеянная легендами гробница библейского Авессалома (« Яд Авшалом») – самая большая и известная. По преданию, это сооружение ассоциируется со столпом, воздвигнутым Авессаломом, сыном Давида, однако по археологическим и строительным особенностям ее относят к 1 веку до н.э, что на сотни лет позже смерти библейского Авессалома. Серьезно пострадала также ближайшая к ней гробница Иосафата, царя иудейского, царствовавшего в середине 9 века до н.э. По сообщению газеты Times of Israel, огонь охватил гробницы пятницу и нанес обширный ущерб сооружениям, простоявшим примерно 2000 лет. Ассам Аврахам, администратор Службы парков Израиля, заведующий зоной национального парка, окружающего стены Старого города, указал в своем официальном заявлении, что огонь «нанес ущерб великим ценностям, входящим в наше историческое наследие – признанным и бесценным археологическим шедеврам». Он добавил, что его служба «собирается объединить усилия в рамках своих возможностей с правоохранительными органами и полицией, чтобы найти тех, кто содеял это преступление – они должны понести справедливое наказание». Представители следствия в полиции отказались от комментариев по этому делу. Журналистам удалось только узнать, что вечером той же пятницы были попытки поджогов грузовиков муниципальной канализационной службы в восточном Иерусалиме, но пока нет улик, позволяющих провести связь между этим преступлением и актом вандализма в отношении древних гробниц. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Православная Энциклопедия, 2001–2022. Все права защищены Сделано в Stack Group , 2008–2022

http://sedmitza.ru/text/6752656.html

Израиль предпринял ряд шагов в попытке успокоить ситуацию, в том числе выдал разрешения тысячам палестинцев из сектора Газа на работу в Израиле. В то же время он усиливает меры безопасности на случай дальнейших насилий. В частности, служба безопасности Израиля выделила более 110 миллионов долларов на возведение дополнительного 40-километрового ограждения на Западном берегу. Гробница Иосифа – одна из многих святынь в горячих точках конфликта. Армия сопровождает иудейских паломников, посещающих гробницу несколько раз в год по согласованию с палестинскими силами безопасности. На протяжении многих веков гробница Иосифа почиталась всеми религиозными общинами – евреями, самаритянами, христианами и мусульманами. Наиболее ранние упоминания гробницы Иосифа в Шхеме относятся к 5 веку нашей эры. В средние века она прославилась и стала объектом паломничества. Ныне она представляет собой небольшое прямоугольное помещение с кенотафом, возведенное в 1868 году – это новое сооружение без признаков древних строительных материалов. Наука пока не установила связь существующего кенотафа с древним библейским погребением. Ни еврейские, ни христианские источники до 4 века не упоминают гробницу. Первое сооружение здесь возвели самаритяне, однако согласно нынешней самаритянской традиции, гробница Иосифа находится в другом месте – близ горы Гризим. За свою долгую историю, гробница Иосифа часто была свидетельницей жестоких религиозных столкновений. Еще в византийское время Самаритяне и христиане спорили о праве доступа и собственности на нее. После того как в 1967 году Израиль захватил Западный берег Иордана, он запретил к ней доступ мусульманам, однако запрет лишь подогрел трения и конфликты иудеев и мусульман. После подписания соглашений в Осло, гробница в 2000 году перешла под юрисдикцию Палестинской национальной администрации (ПНА), однако осталась под охраной армии Израиля, и при этом запрет на доступ к ней мусульман остался в силе. Тогда же она была захвачена, разграблена и разрушена палестинской толпой. После повторной оккупации Наблуса в 2002 году, к гробнице потек ручеек еврейских паломников. В 2009-2010 годах сооружение было отремонтировано и установлен новый купол. В 2015 году, при очередной вспышке насилия, толпы палестинцев забросали гробницу зажигательными бомбами, однако тогда огонь был оперативно потушен силами ПНА до подхода израильской армии и не причинил ей особого вреда.

http://sedmitza.ru/text/10111714.html

Из книги Roma Sotterranea Норткоута и Браунлоу. Город Рим Рим был для Римской империи тем же, чем Париж для Франции или Лондон для Великобритании: правящей главой и бьющимся сердцем. Своим космополитизмом он даже превосходил эти современные города. Это был весь мир в миниатюре, orbis in urbe. Рим покорил почти все народы тогдашнего цивилизованного мира и пополнял ряды своих жителей за счет людей с востока и запада, с севера и юга. В нем нашли пристанище все языки, верования и традиции покоренных провинций. Половина жителей говорила по–гречески, и уроженцы города жаловались на засилье этого иностранного языка, который после завоеваний Александра Македонского стал языком Востока и всего цивилизованного мира. Императорский дворец был средоточием жизни Востока и Греции. Многие иностранцы были вольноотпущенниками и, как правило, носили фамилии своих хозяев. Многие из них очень разбогатели, даже стали миллионерами. Типичный богатый вольноотпущенник того времени был вульгарным, нахальным, хвастливым выскочкой. По словам Тацита, со всех концов империи в Рим, словно в общую сточную канаву, неудержимо стекалось «все отвратительное и постыдное». Но то же самое можно сказать и обо всем лучшем: в Рим стекались изобильнейшие дары природы и редчайшие произведения искусства; предприимчивая и честолюбивая молодежь, гениальные, образованные люди, владеющие всевозможными ремеслами, находили в Риме обширное поле для приложения своих способностей и получали за свой труд достойное вознаграждение. При Августе в Риме начался период интенсивного строительства. За долгое время мирного и благополучного правления этого императора город из кирпича превратился в город из мрамора. Рим протянул свои узкие кривые улочки вдоль обоих берегов Тибра, захватил ныне разоренную и беспокойную Кампанью до самого подножия гор и дотянулся через море и сушу до самых краев земли.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=68371

Ермонт по-египетски назывался южным Оном и даже просто Оном, носил то же имя, что и священнейший город Илиополь. Уже это указывает на его древнее религиозное значение, для нас не столь очевидное потому, что последующее возвышение Фив оставило его в тени. Во всяком случае, достойно внимания, что как на севере, так и на юге около столицы имеется по священному городу с одинаковым именем. Некрополь у Негада и его главное гробница царя Египта Ахи или, может быть, местного князя, его современника, как полагает Масперо, являются богатыми сокровищницами египетской культуры эпохи так наз. хальколита, когда ещё господствует камень, но уже появляются и металлы. Самая гробница представляет замечательное сооружение, напоминающее крепость или дворец, с несколько наклонными стенами, разделёнными нишами и выдающимися частями; внутри центральное помещение для погребения царя, и более двадцати меньших помещений для приношений и даров всякого рода, превращавших гробницу в богатый магазин всего необходимого для загробного существования. Здесь и сосуды из глины, алебастра, меди, камня, изящных форм, и кремневые орудия всякого вида, и изящные безделушки из слоновой кости и золота, указывающие на развитой вкус и совершенство техники, и части мебели, и интересные фигурки животных, и характерные фигурки людей, между прочим, с обозначением татуировки. Есть архаические памятники письма; сцена сопровождается и фонетической подписью. Есть ряд цилиндров с именем царя Ахи и его жены Нейт-Хотеп и другими текстами, есть ряд пластинок с цифрами. Всё это приводит нас уже в тот Египет, который мы знаем по его классическим памятникам. Самая гробница представляет царскую «мастабу», которая, по исследованию Борхарта и Дерпфельда, является зерном, из которого развились великие пирамиды фараонов Древнего царства.

https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/drevnij-eg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010