Русский перевод пересмотренного и исправленного издания Библейского словаря, составленного Эриком Нюстремом в 1868 г. А Аароновы потомки Аваддон Авана и Фарфар (Парпар) Аварим Авва Аввакум Аввеи Аввим Август Августово рассмотрение Авдемелех Авденаго Авдий Авдон Аве-Ситтим Аведдар Авель-Беф-Маах Авель-Керамим Авель-Мехола Авелмехола Авель-Мицраим Авель или Хавель Авен Авен-Езер Авенир Авесса Авессалом Ави Авиам Авиафар или Эвиафар Авив Авигея Авизер 1 или Иезер Авилинея Авимелех Авинадав Авиноам Авирон Ависага Авитала Авихаиль Авишуй Авиуд Авия Авнан Аврам, Авраам Ав Авран Агав Агава Агаг Агарь Агаряне Аггей Аггифа Агнец Аголиав Агур Ад Ада Адам Адама Адар Адда Аддий Адер Адифаим Адма Адолламская пещера Адони-Везек Адонирам Адониседек Адония Адораим Адраазар Адрамелех Адрамит Адриа Адриэл Адуммим Азаил Азария Азека Беф-Азмавеф Азор Азот Аиалон Аин Аир Аист Акелдама Акила Акка Аккад Акравим Алебастр Александр Александрийцы Александрия Аллилуйя Алмодад Алмон, Аллемеф Алой Алтарь Алфей Альфа и омега Амадаф Амалик Амаликитяне Амаликова гора Аман Амана Амария Амаса Амасай Амасия Амвон Амврий Амелсар Амессай Амий Аминадав Аминь Амми Аммонитяне Амнон Амон Аморреяне Амос Амплий Амрам Амрафел Амфиполь Ана Анав или Анаф Анамеил Анамелех Анамим Ананий Анания Анания, Мисаил и Азария Анафема Анафоф Ангел Ангел Господень Андрей Андроник и Ония Анна Аннон Антипа Антипатрида Антиохия Антихрист Анхус Аод Апокрифический Аполлония Аполлос Апостол Аппиева площадь Апфика Ар и Ар-Моав Ара Аравия, Аравитяне Арад Арам Аран Арарат Арба Арвад Арвадены Аргов Ареопаг Арета Аримафея Ариох Аристарх Аристовул Ариэл Аркей Армагеддон Армения Арнон Ароэр Ароир Арпад Арса Артаксеркс Артем Арум Арфаксад Архангел Архелай Архи Архипп Архитянин Арюбов Ас, Аш. Аса Асаил Асаия Асардан Асасель Асаф Асенефа Асийские начальники Асинкрит Асир Асирово колено Асироф Асия Аскалон Аскеназ Аснафар Асор Асарские царства Ассуир Ассупим Асс Ассур Астароф Астарта Астинь Атах Атароф Атталия Афарим Афарсафхеи, Афарсахеи Афек Афин Афины Афни Ахав Ахаз Ахаик, Фортунат и Стефан Ахаия Ахан Ахзив Ахиил Ахикам Ахим Ахимаас Ахимаац Ахимелех Ахинадав Ахиноама Ахиноамь Ахио Ахисар Ахитофел Ахитув Ахия Ахор Ахса Ахсаф Ашан Ашбея Ашима Ашна Аштерофа Ашур |
Итак, из псалмов иные вовсе не надписаны; другие имеют у нас в надписании имя Пророка, но не имеют у Евреев; у иных надписанием служит просто имя Давида; а у других вместе с сим именем надписывается нечто и другое, или «хвала» (90) и (144), или «песнь» (75), или «псалом» (3), или «разума» (31), или «молитва» (16), или «исхода скинии» (28), или «обновления» (29), или «изступления» (30), или «в воспоминание» (69), или «во исповедание» (99), или «отроку Господню» (35), или «Идифуму» (38), или «Емаву Израелитянину» (87). В других псалмах делается надписание из некоторого сочетания сих имен или речений, одно к другому приписанных: так надписание делается из сочетания поставленных при имени Давида речений: «песнь псалма» (65), или «псалом песни» (67), или «песнь», или «псалом», или «в песнех псалом» (66), или «в песнех разума» (53), или «молитва Давиду (85), или «молитва нищаго» (101), или «хвала песни» (92) и других тому подобных речений. Опять и с сим вместе в других псалмах надписывается нечто иное. Всего чаще пишется: «в конец»; но с сим речением надписываются вместе и другие различные по виду и смыслу: так, например, пишется: или «о имущих изменитися» (68), или «о тайных» (45), или «о наследствующем» (5), или «о осмей» (11), или «о точилех» (8), или о «заступлении утреннем» (21), или о «Маелефе» (52), или «о людех, от святых удаленных» (55), или «да не растлиши» (74), или «в столпописание» (59), или то и другое вместе (56 и 58), или «о Соломоне» (71), или «песнь о возлюбленнем» (44), или «о тайных сына» (9), или «во исповедание» (99); или какое–нибудь историческое обстоятельство, например: когда «был в вертепе» (141), или «внегда посла Саул, еже умертвити его» (58), или «внегда быша в пустыни» (62), или «о словесех Хусиевых» (7), или «внегда измени лице свое пред Авимелехом» (33), или «внегда приити Зифеем» (53), или «внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу» (51), или во дни, когда «избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули» (17), или «внегда возвратися Иоав, и порази дебрь солей, дванадесять тысящь» (59), или «внегда внити к нему Нафану Пророку, егда вниде к Вирсавии» (50). |
Не называл ли еси християнина еретиком, или язычником, или раскольником? 3 дни, 90 поклонов на день. Не называл ли еси или не предал ли християнина бесу словом или дияволом кого не называл ли еси, или скверным, или проклятым и отлученым? Называющий человека дияволом безчестит самого Создателя Владыку. Не хулил ли словом твари Божия, дождя, или снегу, или прочия воздушныя твари? 3 недели по 90 поклонов на день, или 15 дней (Л. 27 об.) по 100 поклонов на день. Сквернословием матерным или иным каким студными и богопротивными словами не бранился ли? Не давал 74 ли в рости денег, или жыта какого, или иного чего в лихву? Духовным 5 лет по 100 поклонов, а собранное раздать, общежительным 1 лето, поклонов 50, а прочим от Божия церкви отриновени и с ним в доме их не ясти. Не порадовался ли братскому падению? 2 лета. Не сложил ли какой лжы на брата своего или клеветы, и тем не привел ли еси в каковое безчестие или во оскуду? 2 лета по 18 поклонов. Не посмеялся ли еси слепу, или глуху, или нему, или хрому, или больну? 2 лета по 100 поклонов на день. Не сожегл ли еси по злобе чьего дому, и гумна, и стогу со пшеницею или сена, или лесу или не вытравил ли в полях чего и лугов сенных? 10 лет и по 200 поклонов на день. В пожарах не грабил (Л. 28) ли какого имения или не ограбил ли кого на пути? Вчетверо отдай. Не обманул ли еси кого в чем и не обмерял ли, или не обвесил ли, или подменил, или не похвалил ли что худое вместо добраго, или не взял ли излишне и весьма дорого? 4 лета сухоясти с поклоны. |
заключением в тюрьме. Если сие оскорбление или насилие над личностью учинено во время совершения священнослужителем службы Божьей или духовной требы, то виновный наказывается: За заключением в исправительном доме на срок не свыше трёх лет; за заключением в исправительном доме. Богохуление. кощунство, бесчинство. Ст. 73. Виновный в возложении хулы на славимого в единосущной Троице Бога, на Пречистую Владычицу нашу Богородицу к Приснодеву Марию, на Бесплотные Силы Небесные или на Святых Угодников Божиих; в поругании действием или в поношении Святых Таинств, Святого Креста, Святых мощей, Святых икон или других предметов, почитаемых православною или иною христианскою церковью священными (прил. II); в поношении Священного Писания или Церкви Православной и её догматов, или вообще веры христианской, за сие богохуление или оскорбление святыни наказывается, если оно учинено: отправлении общественного богослужения или в церкви: срочною каторгою или ссылкой на поселение; 2) часовне или христианском молитвенном доме, или публично, или в распространённых или публично выставленных произведении печати, письме или изображении: ссылкой на поселение: целью произвести соблазн между присутствовавшими: заключением в исправительном доме на срок не свыше трёх лет, или заключением в крепости на срок не свыше трёх лет. Если же богохуление или оскорбление святыни учинено хотя и при условиях, сею статьёй указанных, но по неразумию, невежеству или в состоянии опьянения, то виновный наказывается: арестом. Ст. 74. Виновный: поношении установлений или обрядов Церкви Православной или вообще христианства; поругании действием или в поношением предметов, употреблением при православном или ином христианском богослужении о священных (прил. III): непристойной насмешке над священными предметами, или предметами верований, в статье 73 поименованными. За сие кощунство наказывается: если оно учинено: отправлении общественного богослужения или в церкви: |
невнесении по небрежности в таковые книгу или запись надлежащих сведений; внесении по небрежности в таковые книгу или запись неверных сведений; неисполнении установленных законом или обязательным постановлением правил о порядке ведения или хранения таковых книг или записей, а равно о представлении оных своевременно в подлежащие места, наказываются: денежною пению не свыше трёхсот рублей. в убийстве: лица христианского вероисповедания, состоящего в сане священнослужителя или в звании настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, при совершении им службы Божьей или духовной требы; наказывается: каторгою без срока или на срок не ниже десяти лет. в причинении телесного повреждения: лицу христианского вероисповедания, состоящему в сане священнослужителя или в звании настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, при совершении им службы Божией или духовной требы; наказывается: каторгою на срок не свыше десяти лет, если повреждение весьма тяжкое; заключением в исправительном доме на срок не ниже трёх лет, если повреждение тяжкое; заключением в исправительном доме, если повреждение лёгкое. в умышленной угрозе лишить жизни или свободы угрожаемое лицо или члена его семьи, или учинить насильственное на их личность посягательство, или произвести поджог, взрыв или потопление их имущества, если такая угроза могла вызвать у угрожаемого опасения её осуществимости, наказывается: арестом на срок не свыше трёх месяцев или денежною пению не свыше трёхсот рублей. Если означенная угроза была выражена на письме или направлена против: лица христианского вероисповедания, состоящего в сане священнослужителя или в звании настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, при совершении им службы Божией или духовной требы; то виновный наказывается: арестом. 532. Виновный в оскорблении: лица христианского вероисповедания, состоящего в сане священнослужителя или в звании настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, при совершении им службы Божией или духовной требы; наказывается: |
Все богословие Лебединского расположено в шестидесяти осьми главах. Предмет богословия Лебединский определяет точно так же, как и Прокопович: «Богословие есть наука о сознании и почитании Бога, сообщенное словом Божиим для его славы и нашего спасения». Богословие Лебединский разделяет на два разряда: на истинное и ложное. Истинное богословие делится на первообразное или оригинальное, которое есть познание, какое Бог имеет в себе самом и о себе самом и на богословие начертательное которое есть познание о Боге, сообщенное Им существам разумным. Богословие начертательное есть случайное (accidentalis) в противоположность богословию первообразному, которое есть существенное (essenmialis).Haчepmameльhoe богословие разделяется еще на богословие или viatorum и богословие patriae или comprehensorum. Первое есть богословие людей, странствующих в этом мире и несовершенно познающих Бога. Второе есть богословие блаженных, познающих непосредственно и совершенно Бога. Первое определение богословия пути (viae) объясняется словами апостола Павла ( 2Кор.5:6–7 ); второе определение богословия отечества (patriae) объясняется словами того же апостола ( 1Кор.13:12 ). Богословие viatorum в состоянии после падения бывает или естественное, или сверхъестественное и откровенное. Богословие откровенное, по способу изложения, бывает или экзегетическим или позитивным, или дидактическим и систематическим, или моральным, или полемическим, или историческим. К богословию экзегетическому Лебединский относит и богословие гомилетическое, к богословию дидактическому – катихизическое, к богословию моральному – казуальное. Ложное богословие, которое Лебединский называет иначе мифологиею, бывает или Ethnica или Turcica или Iudaica, или Samaritana, или Haeretica, или Schismatica, или Syncretistica; о каждой из них автор говорит кратко. |
Не заставлял ли каких баб шептать, или цыганок шепты деяти, или водою наговорною вспрыскивать человека или животину (Л. 25 об.) какую, или иному кому на то совету не дал ли? 3 лета по 100 поклонов на день. Не веруеши ли в чехание, или в стречю, или в полаз, или переходу? 15 дней по 100 поклонов на день. Не веровал ли еси во птичей грай и всякаго животна рыканию? Не расказываеши ли сновидения и не толкуеши ли их своих или чюжых? 15 дней по 100 поклонов на день. Не ходил ли еси к волхвом и к себе и ко иному кому в дом не приводил ли еси или не ел ли еси с ним из единаго сосуда? 5 лет или 3 лета по 100 поклонов на день. Не плакался ли кто на тя за каковую обиду? Не умерл ли каковый человек из сродников, знаемых тебе, некрещен или без покаяния твоим небрежением и нерадением? 40 дней. Не обидел ли и не оскорбил ли еси в чем сироты, или вдовицы, или иного кого? 13 дней. Не удержал ли еси надолзе наемничи мзды, или не уял ли что от дого (Л. 26) ворнаго числа, или не платил ли вместо денег чем другим, ему не угодным, или не отсылал ли взять з должника своего, а он его изнурял и отдачею замедлял? Не томил ли еси раба или рабыни гладом и наготою или иною коею нуждою? И аще християне, давал ли им время на исправление правила и округи? Не посылал ли их в воскресныя дни и в праздники на работу, или сам не работал ли еси, или не торговал ли, или животину не отдавал ли в праздники кому на работу? Отлучают. |
(Анкир., 1) идоложертвовавшим, но потом возобновившим подвиг веры присвоенную им честь иметь, но престать им от всякого священного служения, от возношения Хлеба и провозглашения молений. Если же которые из епископов усмотрят в таких некий труд или смирение нечто более дать или отъять: да будет это в их власти. (Анкир., 2) Убийство: Если кто из клира в сваре кого ударением убиет, да будет извержен за продерзость свою. Если же мирянин это сотворит, да будет отлучен. (Апост., 66) В том числе совершённое в состоянии самозащиты: Разбойников взаимно поражающие, если не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Таин, если же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: Все, взявшие меч, мечом погибнут ( ). (Васил., 55) 35 Блуд, прелюбодеяние, воровство, преступление клятвы: Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмстиши дважды за едино (см.: ). Так же и прочие причетники. (Апост., 25) Пресвитер, если оженится, да извержен будет от своего чина. Если же блуд или прелюбодейство сотворит, да будет совсем изгнан от общения в разряд кающихся. (Неокес., 1) Лихоимство: Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен. (Апост., 44) Епископ, или пресвитер, или диакон, взимающий лихвы, или так именуемые сотые, или да престанет, или да будет извержен. (Трулл., 10) 2 жизни духовных лиц должно быть также устранено все, что может послужить соблазном для мирян. Так, каноны запрещают им пьянство и азартные игры: Епископ, или пресвитер, или диакон, преданный, или да престанет, или да будет извержен. (Апост., 42) Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так |
1) Отца с снохою его (женою сына), или зятя с тещею (1 степень); 2) отчима с падчерицею или мачехи с пасынком (1 степень); 3) отца с тещею сына, или со свекровью дочери (во 2-й степени); отчима с дочерью пасынка или падчерицы (2 степень); 5) отца с падчерицею сына или дочери (2 степени); 6) деда с женою внука (2 степени); 7) сводным братьям с такими же сестрами (2 степени); 8) зятя с свояченицею (2 степени), или деверя с невесткою (2 степени); 9) отца и сына с двумя девами – сестрами (3 степени) и, наоборот, матери и дочери с двумя братьями (3 степени); 10) тестя с сестрою зятя, или тещи с братом зятя, или брата данного лица с свекровью сестры его (3 степени); 11) отчима со внукою пасынка или падчерицы (3 степени) и, наоборот – внука с мачехою деда или бабки (3 степени); 12) отца с дочерью падчерицы или пасынка его сына (3 степени) и наоборот – внука с тещею деда или с свекровью бабки (2 степени); 13) деда с падчерицею внука или наоборот – внука с падчерицею деда (3 степени); 14) деда с тещею внука, или свекровью внука (3 степени); 15) тестя с бабкою зятя, или свекра с бабкою снохи его (3 степени); 16) пасынка с сестрою отчима или мачехи (3 степени); 17) брата с падчерицею брата или сестры (3 степени); 18) племянника с женою дяди, или дяди с племянницею жены, или данного лица с теткою жены или с женою племянника (3 степени). В четвертой степени нельзя вступить в брак: 1) Данному лицу с дочерью падчерицы внука; 2) с бабкою мачехи матери его; 3) с падчерицею прадеда или прабабки; 4) с дочерью падчерицы или пасынка деда; 5) с тещею правнука или с свекровью правнука; 6) с бабкою жены внука; 7) с теткою отчима или мачехи; 8) с сестрою мачехи или отчима отца; 9) с женою двоюроднаго деда или двоюродною бабкою жены; 10) с двоюродною сестрою жены; 11) с племянницею мачехи или отчима; 12) с сестрою жены внука; 13) с теткою невестки (снохи), или тестю с теткою зятя и с племянницею его; наконец, 14) двум братьям с двумя сестрами, или данному лицу с сестрою невестки (жены брата), или с сестрою зятя (мужа сестры) и т.д. |
(Карф., 21) Духовным лицам правила запрещают поручительствовать за перед судом или перед третьим лицом в делах мирских – Кто из клира даст себя порукой за да будет извержен. (Апост., 20) В обязанности клириков входит подчиняться свое служение, руководствуясь церковными канонами, указаниями традицией Православной Церкви: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина. (Апост., 7) Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет, да будет (Апост., 11) Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как служителям Церкви, да будет извержен. (Апост., 45) Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие между Или какое соучастие верного с неверным? ( ). (Апост., 46) Епископ или пресвитер, если по истине имеющего крещение вновь окрестит или если от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, как насмехающийся над смертью Господней и не различающий священников от лжесвященников. (Апост., 47) Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, в дни праздников не вкушает гнушаясь, а не ради подвига воздержания, да будет извержен, как сожженный в собственной виной соблазна многим. (Апост., 53) Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме единой только (Великой субботы), да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен. (Апост., 64) Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться, да чина священного от общения церковного. (Апост., 65) Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. |
|