001    002    003    004    005    006    007    008    009   010  
70-х гг. IV в. персид. Сасаниды подчинили себе всю Вост. Грузию, посадив в Тбилиси своего военачальника, а в Мцхете - «епископа огнепоклонников». Жрецы служили огню в Мцхете и Тбилиси. Последователями маздеизма стали как представители знати, так и «мелкого люда», среди священнослужителей тоже оказывались «жрецы безверные и возмутители нравов» ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 142; Он же. То же. 2008. С. 76). От персов в К. пострадали первые мученики ГПЦ: мч. Ражден 457), царица вмц. Шушаник 475), царь Вахтанг Горгасали 502), сщмч. Авив , еп. Некресский (60-е гг. VI в.), мч. Евстафий Мцхетский 589). Центрами паломничества в К. в раннее средневековье являлись мцхетский Джвари , Манглиси, где хранились подножные доски Креста Христова, и Цуртави, в к-ром были упокоены мощи царицы вмц. Шушаник; в XII в., после перенесения мощей вмц. Шушаник в Тбилиси, Цуртави утратил значение церковно-политического центра Квемо-Картли. Джвари считался символом государственности Грузии, здесь располагалась усыпальница Картлийских эрисмтаваров и находившихся с ними в родстве Багратиони, выдвинувшихся на политическое поприще Грузии уже в VI в. (З. Алексидзе). Также в этот период в К. были сооружены такие памятники грузинской церковной архитектуры, как Цроми (626-634/5), Самцевриси (30-е гг. VII в.), Атени Сиони (1-я пол. VII в.) и др. На стенах соборов Болнисский Сион, Джвари и Цроми эпиграфически зафиксированы древнейшие образцы груз. письменности, выполненные асомтаврули . В период владычества арабов в Грузии (в 30-х гг. VIII в. был образован Тбилисский эмират Арабского халифата) мученическую смерть в К. приняли св. царь Арчил I ок. 744), мч. Або Тбилисский 757/8), вмч.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Вип. 16. С. 37-41; она же. Художники В. Чekpurih i К. Редько: Життя та mbopчicmь buxobahцib школи поч. ХХ ст. // Там же. 2012. Вип. 26. С. 143-155; Ошуркевич Л. О., Cлinчehko Н. I., Cьoмoчkih I . В. Kohцenцiя biдmbopehhя cmihonucy Успенського собору лаври // Bichuk ihcmumymy Ykpзaxiдnpoekmpecmabpaцiя. Льbib, 2000. 11. С. 101-144; О. В. До проблеми пейзажу школи: надбрамна церква) // Лаврський альманах. 2001. Вип. 5. С. 99-104; Кондратюк А. Ю. Монументальний живопис церкви лаври: Семантика, cmuлicmuka // Там же. 2004. Вип. 13. Спецвип. 5. С. 5-159; она же. Монументальний живопис церкви лаври: Кат. / НКПИКЗ. К., 2005; Шиденко В. А. Живописная школа Киево-Печерской лавры // Он же. Buбpahi npaцi з лаври. К., 2008. С. 5-138. Рубрики: Ключевые слова: КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ диоцез на укр. и в отдельные периоды белорус. землях под непосредственным управлением Киевского митрополита АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ИГУМЕН между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поиск по ключевым словам Найдено по ключевому слову: «Мощи, в современном руссском языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания» ДАВИД СОЛУНСКИЙ (448/50-538/40), прп. (пам. 26 июня) ИАКОВ ПЕРСЯНИН (20-е гг. V в.), вмч. Персидский (пам. 27 нояб.) ЗАДОНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Липецкой епархии), находится в центре г. Задонска Липецкой обл. ВЕЛИКАЯ ЛАВРА муж. общежительный, древнейший из существующих мон-рей на горе Афон ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) КОРНЕЛИЙ [Корнилий] 253), св. (пам. зап. 14 (16) сент.), еп. (папа) Римский (с 251) ЕПИКТЕТ И АСТИОН преподобномученики Алмирисские (пам. 7 июля, пам. зап. 8 июля) ВАРНАВА ок. 57), ап. от 70 ( пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов) АВИТ (сер. V в. – 530), аббат Миси, прп. (пам. зап. 17 июня) ВАТОПЕД во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь на Афоне АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии) ИСАИЯ ветхозаветный пророк (пам. 9 мая) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) КУТЛУМУШ монастырь, занимающий 6-е место в иерархии афонских обителей ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ГЕОРГИЕВИЧ (1212 - 1238), кн. мч. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч.

https://www.pravenc.ru/search/keywords.html?kw=528...

С. 153-154). Он отправился в Гори, затем вместе с Аббасом I поехал в Тбилиси, откуда шах, объявив о многодневной охоте, перевез Л. в Карабах ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 395). В Гиляне Аббас I потребовал от Л. принять ислам и получил категорический отказ. После вторичного отказа Л. был заключен в крепости Гулаб-Кале. В июне 1622 г. он был задушен, его тело было погребено на территории крепости. За несколько недель до кончины Л. встречался с сопровождавшими его людьми, в т. ч. с епископом и со священниками, и принял причастие (Там же. С. 398). Ист.: Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), католикос-патриарх. Подвиги святого и блаженного страстотерпца Луарсаба, что был замучен безбожным царем Персии Шахабазом // Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 2. С. 407-415; То же // ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 136-201; То же / Пер. на рус. яз., предисл., коммент.: Г. В. Цулая // Цулая Г. В. Святые и мученики в истории Грузии. М., 2006. С. 137-164; Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба // КЦ. 1959. Т. 2. С. 384-399; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // Там же. 1973. Т. 4. С. 426; Аракел Даврижеци. Книга историй / Пер. с древнеарм., предисл., коммент.: Л. Ханларян. М., 1978. С. 121. Лит.: Коридзе Т. Луарсаб II // Цари Грузии. Тб., 2000. С. 186-188 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2110749.html

Athens, 2004; Этингоф О. Е. Визант. иконы VI - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005; Комашко Н. И. О худож. связях Киева и Синайского мон-ря в XVII-XIX вв. // Ист. традиции рус.-сир. культурных и духовных связей: 4-е чт. памяти проф. Н. Ф. Каптерева: Мат-лы. М., 2006. С. 81-87; Комашко Н. И., Саенкова Е. М. О некоторых новооткрытых рус. иконах XVI - нач. XVIII в. в мон-ре св. Екатерины на Синае // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: 5-я Междунар. конф.: Тез. докл. Серг. П., 2006. С. 25-28; Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai: [Cat.] / Ed. R. S. Nelson, K. M. Collins. Los Ang., 2007. Н. И. Комашко, Е. М. Саенкова Рубрики: Ключевые слова: АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во

http://pravenc.ru/text/189637.html

Михаила, спутник И. происходил из с. Тайонек (недалеко от Анкориджа). В композиции убиения на заднем плане видна т. н. гора IV («IV mountain»), недалеко от которой предположительно пострадали святые. Тип изображения индейца-атабаска впервые создан иконописцами, образ И. воспроизводит сложившуюся иконографию. Аналогичная икона была выполнена теми же мастерами для семьи Витко в 2010 г. Др. образ мученической смерти И. и его помощника (2010, иконописец Гарретт), написанный по материалам прот. Михаила, был заказан его помощницей Катериной Витко. Основное отличие от нижней сцены на иконе Гомартели состоит в изображении спутника-индейца, к-рый ныряет в воду (по народному преданию, сопровождавший И. индеец-атабаск удивил эскимосов умением нырять и плавать). И. стоит в лодке с посохом в руке, благословляя убивающих его и проповедуя им слово Божие. Детали одежд, оружия и каяков также с точностью воссозданы автором. Ж. Г. Белик Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников (1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); он же. Письмо Илии Чавчавадзе Василию Карбелашвили: «Вестник сирых» и Филимон Карбелашвили // Квакутхеди (Краеугольный камень). Тбилиси, 2007. 8. С. 19-20 (на груз. яз.); Шилакадзе М. Из архива Василия Карбелашвили // Духовная музыка. Тбилиси, 2007. С. 77-80, 120 (на груз. яз., резюме на англ. яз.); Свящ. Полиевкт Карбелашвили, 1855-1936: Фотолетопись / Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили // Сапатриарко уцкебани (Ведомости Патриархии). Тбилиси, 2008. 22. С. 17-18 (на груз. яз.); Свящ. Филимон Карбелашвили, 1879-1930: Фотолетопись / Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили // Там же. 42. С. 18-20 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Груз. архиереи (XX-XXI вв.). Тбилиси, 2009 (на груз. яз.); Садзаглишвили Н. Из истории деятельности свящ. Василия Карбелашвили // Тр. 1-й науч. конф. гуманитарного фак-та Груз. ун-та (26-27 нояб. 2010 г.). Тбилиси, 2011. С. 96-112 (на груз. яз.); Заслуги семьи Карбелашвили перед народом и Церковью: Фотолетопись / Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили // Сапатриарко уцкебани (Ведомости Патриархии). Тбилиси, 2012. 1. С. 16-20 (на груз. яз.). Е. Ониани, М. Сухиашвили Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИОАНН (Саакадзе Иосиф Георгиевич) (1660/66 - 1751), еп. Манглисский Восточногрузинского Католикосата, свт. (пам. груз. 28 марта) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/1681013.html

Январь 8 Аввакум Аввакум, пророк, из 12 малых пророков Декабрь 2 Аввакум Персиянин, Римский, мч. Июль 6 Августин Августин (Беляев), сщмч., архиепископ, Калужский Январь 26 (Новомуч.) Ноябрь 10 Августин Блаженный, епископ, Иппонийский Июнь 15 Авда Авда, мч. Июль 8 Авда, мч. Май 16 Авда Персидский, сщмч., епископ Март 31 Авделай Авделай Селевкийский, пресвитер Апрель 17 Авдиес Авдиес Персидский, мч. Апрель 9 Авдиисус Авдиисус, мч. Май 16 Авдий Авдий, пророк, из 12 малых пророков Ноябрь 19 Авдий Персидский, мч. Сентябрь 5 Авдикий Авдикий Персидский, сщмч., диакон Апрель 10 Авдифакс Авдифакс Персиянин, Римский, мч. Июль 6 Авдон Авдон Персидский, Римский, мч., князь Июль 30 Авель Авель сын Адама Авенир Авенир (Синицын), прмч., инок Январь 26 (Новомуч.) Ноябрь 22 Авенир Индийский, царь Ноябрь 19 Аверкий Аверкий, мч. Декабрь 5 Аверкий, мч. Аверкий, мч. Май 26 (сын апостола Алфея) Аверкий (Северовостоков), сщмч., иерей Январь 26 (Новомуч.) Июнь 17 Аверкий Иерапольский, равноапостольный, епископ Октябрь 22 Авиафар Авиафар Октябрь 1 Авив Авив Александрийский, сщмч., диакон Сентябрь 6 Авив Готфский, мч. Март 26 Авив Едесский, сщмч., диакон Ноябрь 15 Авив Иерусалимский Август 2 (обретение мощей) (сын законоучителя Гамалиила) Авив Некресский (Кахетинский), сщмч., епископ Май 7 Ноябрь 29 (один из основателей грузинского монашества.) Авив Персидский, мч. Март 28 Авив Самосатский, мч. Январь 29 Авид Авид см.: Персидский, мч. Сентябрь 5 Авим Авим Маккавей, мч. Август 1 Авксентий Авксентий, прп. Апрель 28 Авксентий, мч. Апрель 10 Авксентий, мч. Январь 25 Авксентий (Калашников), мч. Январь 26 (Новомуч.) Апрель 27 Авксентий Вифинский, отшельник, пресвитер Февраль 14 Авксентий Перцовский, Вологодский, исповедник Июнь 12 Авксентий Севастийский, Аравийский, сщмч., пресвитер Декабрь 13 Авксентий Халкидский, исповедник Апрель 18 Авксивий Авксивий, епископ, Солона Кипрского Февраль 17 Авкт Авкт Амфипольский (Македонский), мч. Ноябрь 7 Авраам Авраам Октябрь 9 (сын Фарры, ветхозаветный патриарх, праотец еврейского народа) Авраам Латрийский Март 26 Авраамий Авраамий Арвильский, сщмч., епископ Февраль 4 Авраамий Болгарский, Владимирский, мч. Апрель 27 (Перенесение мощей) Апрель 1 Авраамий Каррийский, епископ Февраль 14 Авраамий Мирожский, прп.

http://days.pravoslavie.ru/ABC/ma.htm

Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 200; Он же. 2008. С. 101). Для упрочения положения христианства, а также для распространения политического и культурного влияния в горных районах Кавказа центральная власть Вост. Грузии способствовала выдвижению адм. и религ. центров, расположенных у подножия Кавказа, вдоль дорог, связывавших горные области с Алазанской долиной. Эти обстоятельства благоприятствовали превращению г. Некреси в епархиальный центр Гагмамхари. Точное время основания Н. е. неизвестно. Мнение груз. историка П. И. Иоселиани о том, что епископскую кафедру основал сщмч. Авив Некресский ок. 30-60-х гг. VI в., не подтверждается источниками: согласно Житию преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского, сщмч. Авив и свт. Иессей Цилканский заняли кафедры усопших епископов Некреси и Цилкани ( Абуладзе. 1955. С. 87-88). Н. е. и некресели не упоминаются ни в числе епархий, основанных царем Картли св. Вахтангом Горгасали в 70-80-х гг. V в., ни в «Книге посланий» среди участников Двинского Собора (505/6). Однако, по справедливому замечанию Д. Мусхелишвили, кафедра должна была существовать в кон. V - нач. VI в.; ее основание хорошо вписывается в общую политику св. Вахтанга Горгасали, направленную на консолидацию горных и низинных областей Грузии ( Мусхелишвили. 1977. С. 223). Кафедральный собор Некреси первоначально, видимо, существовал на территории древнего городища. Н. е. стала одним из мощных центров, способствовавших христианизации Грузии. В V-VII вв. на территории епархии велось значительное храмоздательство: к этому времени относятся церкви вмч. Георгия и Пресв. Богородицы в Тела (муниципалитет Лагодехи), тетраконх во имя Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази (ныне Ахалсопели, муниципалитет Кварели), ц. во имя св. первомч.

http://pravenc.ru/text/Некреси.html

Стефана в Греми, храм Квирацховели в Шакриани и т. д. С VI в. в Н. е. получил распространение характерный для груз. церковной архитектуры тип - трехцерковная базилика; ранние примеры выявлены в Ареши, Сабуе (ц. во имя прп. Шио Мгвимского), Ведзис-хеви, окрестностях Кварели (храмы во имя Дубской Богородицы и Вазовани), Шилда (ц. во имя Пресв. Богородицы), на некресском городище и в мон-ре Некреси. В пределах Н. е. проповедовали сирийские отцы прп. Антоний Марткопский и сщмч. Авив Некресский. Согласно сведениям «Гуджара Марткопского монастыря Гмртаеба», прп. Антоний Марткопский подвизался в Лопотском ущелье «в необитаемой местности и нек-рое время проживал в уединении». Когда вокруг него начала собираться многочисленная братия, прп. Антоний перешел в Ахмету (ПГП. 1965. Т. 2. С. 367-368). Сщмч. Авив, еп. Некресский, в источниках именуется «епископом города», «епископом Некреси-города»; в этой титулатуре подчеркивался как статус Некреси, так и местоположение архиерейской кафедры. Благодаря усилиям сщмч. Авива горцы Кахети (туши) и Дагестана (дидойцы) были обращены в христианство. Сщмч. Авив активно противостоял религиозно-культурному влиянию персов, к-рые в ту пору господствовали в Вост. Грузии, и принял мученическую смерть (Мученичество Авива Некресского // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 240-247). В VIII-IX вв., во время политической раздробленности Грузии, территория Н. е. оказалась разделенной между царствами Кахети и Эрети. Этот период был ознаменован новым подъемом церковного строительства. В эпиграфических памятниках встречаются имена нек-рых мастеров и строителей. Так, на фасадной стене ц. во имя прп. Шио Мгвимского в Сабуе сохранилась декоративная арка, украшенная крестом и надписью, выполненной асомтаврули : «Христос, Стефана помилуй» ( Чубинашвили.

http://pravenc.ru/text/Некреси.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010