Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ [Исе Цилкнели; груз. ], свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов - основателей монашества в Грузии, прибывших из Сирии в Вост. Грузию вместе с прп. Иоанном Зедазнийским (Зедазнели). Сведения об И. Ц. сохранились в Житии сир. отцов преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (кименная редакция, X в.; метафрастическая редакция, XII в.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 221-224; 1971. Т. 3. С. 149-152). В 1-й пол. XVIII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) на основе кименной редакции создал метафрастическое Житие И. Ц. (НЦРГ. А 170, 1713 г.- ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 79-95). Первоначально сир. отцы поселились в древней столице Грузии Мцхете, затем на горе Зеда-Задени (В. Задени), где прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени . Святые много проповедовали и исцеляли. Католикос Картли Евлавий (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)) предложил Собору груз. архиереев избрать на пустующие кафедры Цилканской и Некресской епархий епископов из числа учеников прп. Иоанна. Поскольку все сир. отцы были равны в благочестии, католикос и архиереи решили взойти на гору и избрать тех, кто в это время совершали литургию. Служащими были иером. Авив (сщмч. Авив Некресский ) и иеродиак. Иессей (И. Ц.), которые соответственно были назначены на Некресскую и на Цилканскую кафедры. Когда И. Ц. прибыл к месту служения, он увидел, насколько сильно среди его паствы укоренились языческие обряды и верования. И. Ц. стал ревностно проповедовать и совершать богослужения даже в наиболее удаленных и труднодоступных селениях. По словам агиографа, спустя нек-рое время в епархии не осталось ни одного человека, к-рый не был бы знаком с основами христ. вероучения. Прп. Иоанну во сне предстали Пресв. Богородица и просветительница Грузии св. Нина и велели ему разослать учеников в разные регионы Вост. Грузии, чтобы каждый основал по мон-рю. С именем И. Ц. связывают основание мон-ря Цилкани : здесь находилась кафедральная цилканская ц. во имя Пресв. Богородицы, построенная сыном св. царя Мириана Бакаром I (50-60-е гг. IV в.).

http://pravenc.ru/text/293806.html

[груз. ] (приблизительно 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преподобных сир. отцов (пам. 7 мая), основателей груз. монашества, прибывших в Грузию вместе со своим наставником св. Иоанном Зедазнийским с целью распространения и укрепления христианства. А. служил диаконом в основанном учителем Зедазенском монастыре . По просьбе Католикоса Евлале рукоположен во епископа на Некресскую кафедру. А. занимался миссионерской деятельностью среди горцев, проживавших в Арагвийском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Вост. Грузии. Недалеко от Некресской ц. А. потушил водой священный огонь, к-рому поклонялись зороастрийцы. Персид. марзпан (наместник), чья резиденция находилась в мест. Рехи (близ г. Гори), встревоженный успешной проповедью святителя и его решительными действиями, приказал доставить проповедника к нему. Предвидя свою кончину, А. простился со своими сподвижниками - преподобными Зеноном Икалтойским и Шио Мгвимским . В Рехи А. был посажен в тюрьму по обвинению в том, что, погасив огонь, он «убил бога». В полемике с марзпаном А. изобличал несостоятельность зороастризма, приводя в качестве доказательства пример бессилия огня перед др. стихиями природы. После тщетных попыток сломить А. марзпан приказал его казнить. А. подвергся бичеванию и пыткам, после чего мученически скончался, забитый камнями, и тело его было оставлено на съедение диким животным. Ночью братия обители Самтависи тайно погребла тело мученика в своем храме. Мощи святого, прославленные исцелениями, при правителе Картли Степанозе (639-663) по желанию Католикоса Фавора были перенесены в мцхетский Самтаврский храм (см. Мцхета ) и положены под престолом, где и почивают под спудом. Католикос Арсен Сапарский (IX в.), используя древнюю версию «Мученичества Авива», написанную в VI-VII вв., создал новую редакцию, к-рая в XI в. подверглась переработке Католикосом Мцхетским Арсеном II, но сохранила древние пласты текста.

http://pravenc.ru/text/62750.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Епископ Грузинской Православной Церкви скончался от последствий коронавируса 24.01.2022 15:24 Версия для печати Фomo: www.facebook.com Тбилиси, 24 января. Правящий архиерей епархии Хорнабуджи и Эрети на востоке Грузии епископ Димитрий (в миру Рамаз Капанадзе) скончался от последствий коронавируса, сообщает " Спутник-Грузия " со ссылкой на Службу по связям с общественностью Грузинской патриархии в Facebook. " Здоровье владыки Димитрия ухудшилось из-за коронавируса. Последние несколько дней он находился на лечении в больнице. Выражаем глубокую душевную боль и скорбь по поводу кончины епископа Димитрия. Мы вознесем молитвы о его бессмертной душе, чтобы Господь упокоил его в селениях праведников " , — говорится в заявлении . Епископу было 46 лет. Димитрий был хиротонисан во епископа в 2013 году и направлен в Маргветскую и Убисскую епархию, где служил до 2015 года. Затем он был переведен в епархию Хорнабуджи и Эрети. После того, как из-за последствий коронавируса 19 сентября прошлого года скончался митрополит Некресский Сергий (Чекуришвили), епископ Димитрий был также назначен временно управляющим Некресской епархией.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Скончался епископ Хорнабуджский Димитрий (Капанадзе) 24.01.2022 Правящий архиерей епархии Хорнабуджи и Эрети на востоке Грузии епископ Димитрий (Капанадзе) скончался от последствий коронавируса, сообщает " Спутник-Грузия " со ссылкой на Службу по связям с общественностью Грузинской Патриархии в Facebook. " Здоровье владыки Димитрия ухудшилось из-за коронавируса. Последние несколько дней он находился на лечении в больнице. Выражаем глубокую душевную боль и скорбь по поводу кончины епископа Димитрия. Мы вознесем молитвы о его бессмертной душе, чтобы Господь упокоил его в селениях праведников " , — говорится в заявлении. Епископу было 46 лет. Димитрий был хиротонисан во епископа в 2013 году и направлен в Маргветскую и Убисскую епархию, где служил до 2015 года. Затем он был переведен в епархию Хорнабуджи и Эрети. После того, как из-за последствий коронавируса 19 сентября прошлого года скончался митрополит Некресский Сергий (Чекуришвили), епископ Димитрий был также назначен временно управляющим Некресской епархией. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 24.01.2022 21:11:50 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/27706.html

Свято-Успенский мужской монастырь в Шилде (Некреси) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырский комплекс Некреси — уникальное место сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно отсюда начало свое распространение по всей Грузии христианство. Во-вторых, в Некреси расположена старейшая церковь страны. И в-третьих, с вершины горы, на которой стоит монастырь, открывается потрясающий вид на Алазанскую долину. Содержание История [ править править код ] Изначально на этом месте находился древний город Некреси. В VI веке около города появился монастырь, который основал один из ассирийских отцов, Або Некресский (Он же Авив или Абибос). Поскольку весь регион находился тогда под персидской оккупацией, то монастырское движение испытывало определенные трудности. Трения с зороастрийцами привели к тому, что персы увезли Або Некресского в Мцхету и там казнили. По этой причине тело основателя монастыря похоронено не в Некреси, а в храме Самтавро в Мцхете. Позже монастырь многократно страдал от нашествий разного рода. Говорят, что во время одного такого нашествия монахи поместили в монастырь стадо свиней (или обложили монастырь тушками), и мусульмане постеснялись туда заходить. Поэтому в монастыре существует традиция на праздники делать шашлыки только из свинины. Современное состояние [ править править код ] Церковь Иоанна Крестителя IV века Самая старая постройка монастыря — церковь Иоанна Крестителя , датированная 4 веком (о чем сообщает соответствующая табличка). Внутри этого крохотного храма, как и в большинстве подобных сооружений Грузии, довольно аскетичная обстановка: никаких росписей, только грубый неотесанный камень, несколько висящих на стене икон и скромный подсвечник. По соседству расположена церковь Пресвятой Девы Марии 8 века, построенная в форме базилики. Ее стены как раз-таки росписью украшены. Внутри размещены стасидии — особые деревянные кресла, которые сегодня можно встретить лишь в православных храмах Греции, Кипра и Болгарии. Также заслуживают внимания так называемая «Квадратная церковь» 9 столетия, башня 16 века и дворец епископа — своеобразный выставочный зал с множеством картин на библейскую тему и иконами.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

29-е † Память о преподобном Нектарие Печерском Преподобный старец Нектарий, отличавшийся послушанием», так показывается нетленный Нектарий у Кальнофойского. – По этому описанию, преимущественною добродетелию преп. Нектария было беспрекословное послушание, и им-то достиг он блаженства. Мощи его открыто почивают в Антониевой пещере 454 . Люди мира не хотят слышать о послушании: им дорога свобода безграничная. Как, казалось бы, не видеть необходимости послушания? В природе каждое звено ее сцеплено с другим и все держится повиновением низшего высшему. – Владыка миров правит миром человеческим при посредстве мира ангельского, а мир вещественный отдан в распоряжение человека. Возможен ли порядок в семье, в общине, в городе, в государстве, если не будет послушания? Свобода , говорят – неприкосновенная святыня! Но какая свобода? Истинная свобода состоит в повиновении святой воле Божией; другая же свобода – унижение человеку, бессмыслие и нечестие. «Послушание лучше жертвы. Непокорным быть то же, что творить грех волхвования, и непослушным быть то же, что совершать нечестие идолопоклонства» ( 2Цар.15:22, 23 ). Таково учение откровения Божия! «Нектарий послушливый и единонравный ему Сергий! как преклонившие душу свою под иго послушания Христова, молитвою вашею преклоните непокорство наше под ярмо послушания Иисусова, дабы усердно исполняли мы повеления Христовы» 455 . Св. священномуч. Авива, епископа Некресского в Кахетии Авив, один из 13-ти отцов Сирских (воспоминаемых 7-го мая), живший в УИ стол., во время епископства своего в г. Некреси, ревностно противодействовал покорившим Кахетию Персам, которые преследовали христианскую веру, отвращали христиан от поклонения Истинному Богу и распространяли везде свои капища. Святитель же неустрашимо, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии, истреблял суеверие, тушил алтари, возжженные огнепоклонниками, и проповедию и чудесами отвлекал народ от огнеслужения и возвращал отпавших снова в недра Церкви Христовой. За это был схвачен по распоряжению знатных Персов, предан бичеванию и пыткам, заключен в темницу и оттуда представлен сатрапу Персидскому в город Рехи, который, выслушав твердое исповедание им Бога Христа, снова предал Авива истязаниям и осудил его на побиение камнями. Так и принял радостно мученическую кончину верный Богу святитель. Хотя останки его и были выброшены мучителями за город на съедение зверям, но ни птицы, ни звери не коснулись их, и после нескольких дней иноки Самтаврийского монастыря тайно унесли их и с честию похоронили у себя. Отсюда, при правителе Стефане (639–663), были перенесены мощи св. Авива в Мцхетский Самтаврский собор и положены под святым престолом, где покоятся под спудом и в настоящее время.  Св. мученика Парамона и других с ним

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Грузии лица, занимающиеся реставрацией исторических памятников, будут освобождены от НДС 31 марта 2007 г. 10:13 По инициативе министерства культуры, охраны памятников и спорта Грузии подготовлены изменения в Налоговый кодекс Грузии, в результате которых все физические и юридические лица, занимающиеся реставрацией исторических и культурных памятников, будут освобождены от уплаты НДС. Об этом агентству «Новости-Грузия» сообщили в министерстве культуры Грузии 30 марта. Согласно новым правилам, от уплаты НДС освобождаются все физические и юридические лица, осуществляющие по договоренности с министерством реставрационные и консервационные, а также исследовательско-проектные работы на исторических и культурных памятниках. «Президент уже подписал изменения, и с 6 апреля они войдут в силу», — заявил журналистам министр культуры Грузии Георгий Габашвили. В министерстве отметили, что изменения в Налоговый кодекс будут содействовать привлечению дополнительных и новых инвестиций. В 2007 году при финансировании министерства культуры возрастет число запланированных проектов по реабилитации памятников истории и культуры. Суммы, которые будут сохранены министерством в результате освобождения от налогов, будут использованы на реабилитацию более 20 памятников искусства, добавили в министерстве. На реабилитацию исторических памятников в 2007 году из государственного бюджета Грузии выделено 686 тысяч лари (около 392 тысяч долларов). Как ранее сообщил «Новости-Грузия» глава управления мониторинга культурного наследия министерства культуры, охраны памятников и спорта Грузии Ника Антидзе, эти работы проводятся в рамках государственного проекта по реабилитации исторических памятников. По информации Антидзе, в 2007 году реабилитационные работы будут проведены в монастырских комплексах Хциши, Цугругашени, Дзвели Шуамта, на колокольне Ахали Шуамта, в главном храме Самцвериси, в Некресском замке и в Атенском Сиони. Что касается археологических раскопок, они начнутся в монастырских комплексах Баграти, Самтависи, Алаверди, где также будет проведена консервация бани, а также в Ванском районе (Западная Грузия), и в Клдисубнисской церкви святого Георгия.

http://patriarchia.ru/db/text/222419.htm...

Преосвященный Александр епископ Гурийский, с целью содействия умственному и нравственному развитию грузинского народа, в отчетном году напечатал на свой счет следующие книги на грузинском языке: а) Слова и поучения Амвросия епископа Некресского, жившего в конце прошлого и в начале настоящего века; б) Грузинский лексикон, изданный Саввой Орбелиани, жившим в конце XVII столетия; в) Ботанический словарь на грузинском, русском и латинском языках составленный князем Рафаилом Эристовым; г) Глас грешника ко Господу: сочинение это было напечатано в Москве в начале текущего столетия. Сверх сего преосвященный Александр, с моего разрешения, приступил к печатанию, доселе остающегося в рукописи, сочинения на грузинском языке католикоса Антония первого «Готовый ответ» (Мза Метквелеби). Сочинение это заключает в себе опровержение заблуждений латинской и армянской церквей и лютеранского общества. Книга эта, как редкий памятник духовно-просветительной деятельности пастырей грузинской церкви, получивших образование в греческих школах, сохранилось, как теперь оказывается, едва ли не в двух только или трех экземплярах в религиозных княжеских семействах. За отсутствием во времена католикоса Антония 1-го печатного искусства в Грузии, упомянутая книга написана под шрифт грузинской печати довольно отчетливо и аккуратно. Цель напечатания этой книги и распространения ее среди духовенства Экзархата та же самая, какую имел в свое время автор – католикос. Как вся Грузия, так и церковь ее окружены разнообразными народами, напитанными духом, противным учению православной церкви. Поэтому книга «Готовый ответ» будет полезна как для пастырей церкви, так и для всех вообще чад грузинской церкви, особенно в настоящее время, для ограждения их от увлечения разнообразными заблуждениями, содержимыми врагами православия. Частнейшая же цель, которую преследует преосвященный Александр при издании и печатании вышеозначенных книг, заключается в том, чтобы на вырученные от продажи книг деньги, за уплатой издержек на отпечатание их, возобновить Шиогвимскую пустынь – это достопамятное убежище святых отшельников, пострадавших от нашествия варваров в первые времена христианские.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

— Друг нашего сына хочет прийти и поговорить с тобой. — Хорошо, — ответил отец. — Он священник. — Хорошо. — Надень крестик, вдруг он спросит, есть ли на тебе крест. И, к нашему огромному удивлению, отец согласился. Он исповедался и причастился так, словно всю жизнь был верующим человеком. Вскоре после этого папа отошел ко Господу. После благословения Святейшего я неделю жил как в раю Какие у нас в монастыре трудности? Для меня самое трудное — когда говоришь людям, паломникам, о спасении, а они не слушают или не верят — не хотят спасаться. И тогда я молюсь, чтобы Господь открыл их душу. Мне, как игумену, трудно: я сам молодой ещё, 1979 года рождения, а нужно и самому спасаться, и братии помогать спастись. Я принял монашеский постриг в 2004 году, через полтора года был рукоположен в иеродиакона, ещё через полтора — в иеромонаха. Потом стал настоятелем монастыря, а спустя восемь лет — его игуменом. Перед монашеским постригом меня привели к Святейшему — у нас такое правило: при постриге ведут на благословение к Святейшему. После его благословения я неделю жил как в раю — такую ощущал благодать. О нашем монастыре и его святом покровителе Авив Некреский. На иконах он распознается по епископской митре и кресту, который символизирует мученичество. Наш монастырь — старинный. Он был основан святым мучеником Авивом, одним из двенадцати си­рий­ских (каппадокийских) монахов, которые пришли в Иверию в VI в вместе со своим учителем Иоанном и поселились на горе Зедазени. Эти отцы основали 13 монастырей — они до сих пор являются оплотом Грузинской Православной Церкви. Патриарх Иверии хиротонисал Авива во епископа Некресского и отправил в большой в те времена город Некреси, у подножия горы. Святитель Авив поднялся на эту гору и так восхитился открывшимся видом на Алазанскую долину, что решил основать здесь монастырь. Пер­сы, за­хва­тив­шие в это вре­мя Ка­хе­тию (Во­сточ­ную Гру­зию), по­все­мест­но на­саж­да­ли огне­по­клон­ство. Епи­скоп Авив с апостольской ревностью боролся с идо­ло­по­клон­ством и тушил ог­ни в ка­пи­щах. Многие жители Ка­хе­тии по его молитвам от­рек­лись от огнепоклонства и во­шли через по­ка­я­ние в ло­но Церк­ви Хри­сто­вой. Свя­ти­тель Авив об­ра­тил в хри­сти­ан­ство также мно­гих пер­сов. Недалеко от Некреси епископ затушил «священный» костер огнепоклонников на капище, и персидский марзпан (наместник), обес­по­ко­ен­ный успеш­ной про­по­ве­дью свя­ти­те­ля, обвинил его в том, что он «убил бога».

http://pravoslavie.ru/103615.html

Демографические и политические изменения повлекли перемены в церковной географии: Гишская (Курмухская) кафедра была упразднена во 2-й пол. XVI в., паства вошла в юрисдикцию «митрополита Кахети», т. е. Алавердского архиерея (Мат-лы по истории груз.-рус. взаимоотношений. 1937. С. 414). После присоединения Вост. Грузии к Российской империи (1801) началось покорение Джаро-Белокан и Элису (до 1830). В 1850 г. к наместнику на Кавказе кн. М. С. Воронцову из Саингило (Закатальского окр.) прибыла делегация ингилойцев с просьбой окрестить их; наместник стал крестным отцом первых ингилойцев-христиан. Начался активный процесс обращения местного груз. населения в христианство. Значительные христ. общины были в Кахи, Корагани, Алибегло, Котуклу, Мешабаши ( Джанашвили. 1913. С. 66-67). В церковном отношении регион Саингило вошел в юрисдикцию Алавердского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. территория К. е. была включена в состав Бодбийской епархии ГПЦ ( Бубулашвили. 2009. С. 270-287), в 1995 г.- Некресской. В 2009 г. эти районы были переданы в прямое подчинение Католикосу-Патриарху всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в составе Дедоплисцкаройской (Хорнабуджской) епархии ГПЦ. 3 июня 2014 г. груз. приходы исторической пров. Эрети были выделены в самостоятельную Эретскую (Кахско-Курмухскую) епархию ГПЦ. Святыни В церкви в Загеми находился митрополичий крест, в к-ром хранилась частица Ризы Господней. По сообщению источников, святыня считалась чудотворной: «...хто немощенъ к той Срачице коснетца с верою, и тово Бог милует, от той Срачицы исцелеет; а кто к той Срачице коснетца без веры, и у тово тотчас очи выпадут» ( Белокуров. 1891. С. 21, 45-46). После нашествия на Вост. Грузию иран. шаха Аббаса I в нач. XVII в. Риза была вывезена в Иран и в 1625 г. подарена шахом российскому государю Михаилу Феодоровичу ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 449). Отчеты российских послов в Кахети сохранили сведения о Нерукотворном образе Спасителя из церкви Загеми: «...стоит... в монастыре у Спаса в церкви под царскими дверми, заделан был цкою золотою... И... преж того которые цари и святители хотели того образа смотрить и его открыти, и они за дерзновенье ослепли да и померли вскоре...» (Мат-лы по истории груз.-рус. взаимоотношений. 1937. С. 97). По сведениям М. Г. Джанашвили, особенно почиталось Четвероевангелие, напечатанное в типографии царя Вахтанга VI в Тбилиси в 1709 г., которое хранилось в доме семьи Хуцишвили в сел. Кахи ( Джанашвили. 1913. С. 72). Архиереи

http://pravenc.ru/text/2462303.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010