001     002    003    004    005    006    007    008
Сатрап разгневался, когда блаженный Авив так посрамил его, и немедленно велел подвергнуть святого бичеванию и страшным пыткам. После этого мучитель приказал побить блаженного камнями. Это было немедленно исполнено, и святитель принял мученическую кончину подобно святому архидиакону Стефану . Убив святого Авива, слуги веревками потащили его тело за город и бросили на растерзание зверям и хищным птицам. Злочестивые боялись, что христиане тайно унесут святые мощи блаженного и предадут погребению с честью, и потому издали наблюдали за ним. Тело блаженного долго лежало за городом. Ни звери, ни птицы, ни тление не вредили ему. Тогда мучители решились оставить наблюдение за телом святого. Братия Самтавийской обители тайно унесли честные мощи страстотерпца и с честью похоронили их в своем храме. Иверская Церковь вскоре причислила мученика к лику святых и установила воспоминание его мученичества 29 ноября. Мощи святого Авива при правителе Стефане (Степанозе. 639-663гг.) по желанию Католикоса Фавора с честью перенесены были из Самтавийской обители во Мцхетский Самтаврский собор и положены под святым престолом, где они доселе почивают под спудом, во утверждение Церкви и отечества, во славу и честь Пресвятой Троицы, Ейже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь. СВЯТОМУ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ АВИВУ, ЕПИСКОПУ НЕКРЕССКОМУ К тебе, архиерею и ангеле Церкве Иверския, из глубины души моея взываю: покрый мя светлым омофором молитв твоих, погаси пламень страстей моих, приведи мя, святителю, яко заблудшую овцу, к Первосвященнику Великому, соделай мя, о священномучениче, ходатайством твоим жителем Горняго Иерусалима, да и аз сподоблюся зрети Неприступный Свет, Емуже предстоиши; утверди и вразуми мя, о достославне Авиве, красото и похваление иерархов и украшение Иверское. Страдание святого мученика Гоброна-Михаила и ста тридцати трех воинов его Память их 17 ноября Эмир Адрибежанский Абул-Касим, сын эмира Абу-Саджима, по повелению властелина всего Востока и Персии Моктафи послан был с несколькими тысячами воинов против Буги, одного из самых кровожадных начальников турецкого корпуса. Сперва Абул-Касим напал на Восточную Армению и разорил славную некогда столипу Армении Двини, находившуюся в центре страны, и затем предал всю страну страшному опустошению.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111480

АМВРОСИЙ Том II , С. 144 опубликовано: 8 августа 2008г. АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий, прибл. 1728 - ок. 1812, Тифлис), еп. Некресский, груз. церковный деятель, проповедник и поэт. Сведения о жизни и творчестве А. чрезвычайно скудны и содержатся в рукописях XVIII-XIX вв. (A 983; A 1631; S 177; H 40; H 367; H 2134. Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе) и документах того времени. Известно, что отец А. был старшим протоиереем Тбилисского Сиони в 1718-1746 гг. По сведениям М. Джанашвили , учителями А. были известные архиереи и писатели, Католикосы-Патриархи Вост. Грузии Виссарион (Бараташвили-Орбелишвили) и Николай X (Херхеулидзе) . В 1777 г. А., будучи уже в сане иерея, принял постриг. 9 апр. 1778 г. был рукоположен во епископа Цилканского. В течение 14 лет в тяжелейших условиях (частые нашествия лезгин, наличие сильной языческой традиции и т. д.) А. вел проповедь христианства среди местного населения в горной части Вост. Грузии Мтиулети. В 1792 г. по просьбе А. его перевели на Манглисскую кафедру, со 2 дек. 1794 г. и до упразднения епархии в 1812 г. А. занимал Некресскую кафедру в сане митрополита. Погребен в Тбилисском Сиони. А. известен как искусный проповедник. Литературно обрабатывая свои проповеди, он рассылал их священникам, служащим в труднодоступных районах горной Грузии, где были сильны пережитки язычества. Проповеди, посвященные толкованию догматов правосл. Церкви, он выстраивал в стиле схоластической риторики школы Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) , чьим приверженцем он был. В проповедях общественно-публицистического характера А. говорил о последствиях тяжелого политического состояния страны, раздорах феодальной знати, нищете народа, агрессии мусульм. мира, боролся с суевериями, нравственными изъянами об-ва. Избавление от этих недугов, по утверждению А., возможно только при соблюдении высоконравственных устоев христ. морали. Уцелевшая часть проповедей А. впервые была издана в 1881 г. М. Джанашвили. А. писал оды Католикосу-Патриарху Антонию II, царевичам Левану и Вахтангу, св. мч. Авиву Некресскому . Из др. произведений А. известны также 2 песнопения («О Христе», «О смерти»), короткие ямбические добавления к проповедям («О пророке Илии», «О воздвижении Св. Креста»), неск. стихов делового и автобиографического содержания, адресованных груз. царю Ираклию II и Католикосу-Патриарху Антонию II. Соч.: Речи и поучения, произнесенные Амвросием Некресели / Предисл. М. Джанашвили. Тифлис, 1881. Ист.: S-177. Ин-т рукописей АН Грузии им. Кекелидзе; 1840. С. 46-47; 1891; Хаханов А. Грузинские дворянские акты и родословные росписи. Тифлис, 1893. Т. 1. С. 8, 9, 531; Т. 2. С. 324, 507. Лит.: // // Литературные памятники. 1947. Т. 3. С. 225-253; Кекелидзе. Др.-груз. лит., 1980. С. 390-391. Э . Габидзашвили

http://m.pravenc.ru/text/114390.html

Труды Кассии во славу мучеников Далее мы можем выявить в произведениях блаженной Кассии то, что наряду с основным направлением своего воспеванием Богочеловеческого подвига она была из тех людей, которых в песнях церковных именуют мучениколюбцами. Действительно, несмотря на то, что сохранилось относительно малое число стихир инокини Кассии, восхваляющих подвиг мучеников Христовых, эти стихиры необычайно как по их внутреннему содержанию, так и по внешней выражением глубокой любви, удивлением и преклонением блаженной пес–нописицы перед подвигами страдальцев Христовых. В стихире святым мученикам Гурию, Самону и Авиву (15 ноября), которая приписывается творчеству блаженной Кассии, мы можем услышать призыв ее как мучениколюбицы к празднованию их памяти. Приидите, взывает просветитеся в памяти светлей; приидите убо, празднолюбцы, возвеселитеся, приидите и видите светила небесная, на земли жительствовавшия. Но и всех этих определений недостает блаженной Кассии, чтобы воспеть подвиг мучеников. Она продолжает дальше: Приидите и услышите, какову смерть горькую доблии адаманти подъяша, безконечныя ради жизни . Так образно и сильно воспевает подвиг мученический инокиня Кассия, так не устает изливаться ее славословие этого дивного подвига. Все силы наших чувств призываются, чтобы восславить святых мучеников: Приидите, просветитеся… возвеселитеся… видите, услышите. А сами Христовы страдальцы именуются добрыми адамантами. В других стихирах святым мученикам блаженная Кассия также оказывается непревзойденной в воспевании каждого из страдальцев Христовых по глубине той любви, которую она изливает при этом прославлении и исповедании их подвига, по тонкости и тщательности того живописания, которым она отмечает отдельно каждого из исповедников Христовых. Душа человеческая в творениях Кассии Приведенный нами анализ ирмосов и стихир блаженной инокини Кассии отчасти отвечает и на другой о вкладе Кассии в песнотворческое достояние Церкви.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=82398

Так что 14 Авива древнееврейского календаря, не соответствуя всегда одному и тому же неподвижному числу какого-либо нашего месяца, указывает лишь на то, что день Ветхозаветной Пасхи должно было праздновать не ранее и не позднее исполнения полнолуния, или с 14 на 15 число 1-го лунного месяца. Под названием месяца Авива и Нисана у древних евреев считался период 1-го в году обращения луны. Креме того, месяц Авив не есть величина определенная и имеющая свое неподвижное протяжение в году, как например, наш март. «Месяц Авив между всеми лунными месяцами года, по указанию Библии, есть месяц колосьев» ( ), и что на Пасху каждый еврей обязан был принести Господу «первый сноп от своей жатвы» (Левит, 23,11), т.е. месяцу Авиву должно было принадлежать то течение луны, в которое приходилось в Палестине созревание самого раннего хлеба, что по наблюдениям приходится приблизительно на время около весеннего равноденствия. Это обстоятельство и дало основание утверждать, будто древнейшие иудеи и позднейшие ученые раввины (Аристоквул из числа 50, Филон, Музий и др.) учили, что «Жертву прехождения (Пасху) все должны совершать после весеннего равноденствия в половине первого месяца», однако это утверждение не имеет твердых оснований, так как слов «равноденствие» и «весна» в Ветхом Завете нет. Палестина географически расположена в полосе, где год имеет только два времени: лето и зиму, и потому в древнееврейском языке нет слов для выражения нашего понятия «весна», но время празднования Пасхи Библия неизменно определяет словами: «в месяце Авиве». Из сказанного следует, что во-первых, Ветхозаветная Пасха до равноденствия не празднуется, ибо в Палестине новый ячмень не созревает до равноденствия, поэтому Пасха может совершаться только после равноденствия, однако нет данных для утверждения, что Пасха должна справляться непременно сряду за равноденствием, что во-вторых, весеннее равноденствие, следовательно, берется для Пасхалии, как термин – граница для определения месяца Авива (Нисана), как величина произвольная, второстепенная.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgievskij/o-...

Встретившая нас в аэропорту экскурсовод Элла сообщила программу предстоящего приземлились в аэропорту имени Бен-Гуриона между Иерусалимом и Тель-Авивом, ближе к Тель-Авиву. Четыре дня нам предстоит прожить в отеле Тель-Авива на берегу Средиземного моря, а три — в Иерусалиме. Вначале, прежде посещения святынь, нас познакомят с самой Святой Землей. И вот мы едем в заповедник Библейской природы в Израиле — «Неот Кедумим». Это территория в 300 гектаров, являвшая еще несколько десятилетий тому ландшафты. Теперь это огромный воссозданными библейскими пейзажами Святой восстанавливают библейский Израиль. Собравшись после девятнадцати веков рассеяния, они, как при Вавилонском столпотворении, не понимали друг друга, ибо каждый говорил на языке народа, он жил. Они превратились в язычников! И тогда евреи принимают решение: восстановить даже не арамейское наречие, на котором они говорили перед рассеянием, а тот изначальный язык, тот единый язык что был до Вавилонского столпотворения. Бог вложил в уста Авраама, Моисея и происходит невероятное: язык библейской становится в Израиле живым разговорным языком. Израиль ждет мессию. Во всем мире евреи в основном заняты в сфере торговли и обслуживания, науки и правления. В Израиле же они пашут, сеют, трудятся, воюют. Сейчас это религиозно-идеологическое государство. Народ собран национальной идеей Израиля. Это организует его и нравственно поддерживает. Нет нашей распущенности и семьи здесь крепкие, ведь законны только в синагоге. У правоверных много и у неверующих по трое. Вместе с языком и традициями восстанавливается и библейская природа страны. В «Неот Кедумим» мы увидим Пруд финиковых пальм. Укроемся от солнца в тени Виноградника Виноградник был у Друга моего на плодородном (Ис. 5: 1). Здесь есть и Пруд Царя Соломона, и растений, и Долина Песни Песней. С раскрываются в этой долине алые лютики— на земле... (Песн. 2: 12). Мы увидим с шишками больше наших, кедровых, и узнаем, и есть певг (одно из древ трехсоставного Древа И увидим ливанские кедры, ширину большую, чем их высота. Мы кисти малого кустарного растения в ветхозаветные времена в Окропиши мя иссопом, и очищуся... (Пс. 50: 8-9), царь Давид и вместе с ним все кающиеся.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521901

повторил за ним, соглашаясь, отец Бенефактов. огрызной болезни — великомученику вычитывал Ахилла, заломив тем же способом второй палец. повторил Бенефактов. разрешении неплодства — Роману Чудотворцу; сели возненавидит муж жену свою — мученикам Гурию, Самону и Авиву; об отогнании бесов — преподобному Нифонту; об избавлении от блудныя страсти — преподобной Фомаиде… преподобному Моисею тихо подставил до сих пор только в такт покачивавший своею головкой Бенефактов. Дьякон, уже загнувший все пять пальцев левой руки, секунду подумал, глядя в глаза отцу Захарии, и затем, разжав левую руку, с тем чтобы загибать ею правую, произнес: тоже можно и Моисею Угрину. теперь продолжай. винного запойства — мученику Вонифатию… Моисею Мурину. и Моисею повторил отец Захария. повторил дьякон. сохранении от злого очарования — священномученику Киприяну… святой Устинии. позвольте же, наконец, отец Захария, с этими подсказами! нечего позволять! Русским словом ясно напечатано: и святой Устинии. хорошо! ну, и святой Устинии, а об обретении украденных вещей и бежавших рабов (дьякон начал с этого места подчеркивать свои Феодору Тирону, его же память празднуем семнадцатого февраля. Но только что Ахилла протрубил свое последнее слово, как Захария тою же тихою и бесстрастною речью продолжал чтение таблички словами: Иоанну Воинственннку, его же память празднуем десятого июля. Ахилла похлопал глазами и проговорил: теперь вспомнил, есть и Иоанну Воинственнику. о чем же это вы, сударь отец дьякон, изволили целый час спросил, протягивая на прощанье свою ручку Ахилле, Николай Афанасьевич. вот поди же ты со мною! Дубликаты позабыл; вот из-за чего и отвечал дьякон. сударь, называется: шапка на голове, а я шапку ищу. Мое глубочайшее почтение, отец дьякон.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69193

А рядом стояли мы. И каждый по-своему переживал свою встречу со Святой Землей. Кто-то молитвенно вбирал в себя ее благодать. Кто-то впервые видел то, во что всегда верил. Кто-то вновь приветствовал ее, повторно совершая паломничество. Но единого хоровода, единого ликования у нас не было... Единого действия не было. И невольно подумалось: «Рассеянные иудеи собираются. А единое христианство , единая Русь распадаются?» Но, несмотря ни на что, было неописуемо хорошо от того, что наконец-то мы здесь – на Земле Обетованной, на Земле Иисуса! Встретившая нас в аэропорту экскурсовод Элла сообщила программу предстоящего паломничества. Мы приземлились в аэропорту имени Бен-Гуриона между Иерусалимом и Тель-Авивом, ближе к Тель-Авиву. Четыре дня нам предстоит прожить в отеле Тель-Авива на берегу Средиземного моря, а три – в Иерусалиме. Вначале, прежде посещения святынь, нас познакомят с самой Святой Землей. И вот мы едем в заповедник Библейской природы в Израиле – «Неот Кедумим». Это территория в 300 гектаров, являвшая еще несколько десятилетий тому назад пустынные ландшафты. Теперь это огромный заповедник с воссозданными библейскими пейзажами Святой Земли. Евреи восстанавливают библейский Израиль. Собравшись после девятнадцати веков рассеяния, они, как при Вавилонском столпотворении, не понимали друг друга, ибо каждый говорил на языке народа, среди которого он жил. Они превратились в язычников! И тогда евреи принимают решение: восстановить даже не арамейское наречие, на котором они говорили перед рассеянием, а тот изначальный язык, тот единый язык единого народа, что был до Вавилонского столпотворения. Язык, который Бог вложил в уста Авраама, Моисея и пророков... И происходит невероятное: язык библейской археологии иврит становится в Израиле живым разговорным языком.

https://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/s-bibliej...

А с кем бороться сектантам, если враг их не борет и не нападает совсем, считая своим достоянием, и только убаюкивает довольством и мнимой хорошестью? Семейная жизнь. Часть 1 Дорогая о Господе М.! А ведь за семью-то надо побороться, это не просто ваши с супругом отношения. Это разбитая с ранней молодости жизнь ваших детей. Первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении се мьи. Второе, и не менее важное, заглянуть в свое сердце, повнимательнее присмотреться к себе — нет ли своей вины в том, что муж отбивается от дома. А моя молитва только в помощь Вашей. Дети-то повторяют ошибки своих родителей! Дорогой о Господе А.! Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей. Вот и решайте свои жизненно важные для Вас проблемы с этой позиции. Вы человек семейный, и брак Ваш благословлен, а значит наиважнейшее для Вас — спасение всей семьи, жизнь в Боге всей семьи. В этот же данный Вами Богу обет входит и материальное обеспечение семьи. Вот и думайте, и молитесь, как это осуществить наилучшим образом. А для этого, уж простите, даны нам Господом голова и ум свой. Духовник лишь немного корректирует Ваши выношенные лично решения или планы. Умудри Вас Бог! Дорогие А. и Е.! Вы оба только, только ощутили, что есть в мире действительные ценности, но оба вы к ним еще не прикоснулись, а только любуетесь и мните, что уже обладаете этими сокровищами. Нет, дорогие мои, впереди вам обоим предстоят такие тяжкие труды, что только время покажет, выдержите ли вы их и станете ли действительными обладателями сокровищ.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=73649

Однако на периферии римской и византийской цивилизаций этот дохристианский обряд не только не подвергался гонениям, но напротив, даже укоренялся вплоть до полной легитимации через придание ему христианской окраски. Последнее подразумевало не только удаление всех упоминаний о языческих божествах, но и замену заговорного хлеба просфорой, то есть евхаристическим хлебом, если не самой Евхаристией, и включение в состав гадания текстов Священного Писания и выглядевших вполне каноничными молитв. При этом в пространном чине из АтнепМПТ136 противоречие между потребностью использовать подчёркнуто сакральный хлеб и запретом брать для этого литургисованную просфору устраняется тем, что используется отдельная от служебных просфора, но при этом над ней совершается определённая церемония в контексте то есть именно тогда, когда вынимаются просфоры к самой литургии. На периферии византийского на формуляры изобличения вора при помощи ячменного хлеба, птицы и также были известны 45 . Более того, сохранилось яркое свидетельство о попытке возвести обычай установления истины при помощи особо приготовленной просфоры на уровень церковно-правовой нормы, что можно сопоставить с английским прецедентом. Речь идёт о двух «Благословении» и изданных архиепископом Великого Новгорода и Пскова Иоанном III после В обоих говорится о том, что священник должен отслужить литургию, приготовив на ней или «проскуру /«просфуру», с «именемъ Божиимъ»; неповинные смогут её съесть, а нет, что автоматически докажет их вину «безъ Бoжia суда и безъ мipьckaro». Сама процедура приписывается святым Гурию, Самону и Авиву; во втором из указанных документов приводится и молитва к ним, а также стих 46 и указания о порядке изъятия частиц из приготовляемой просфоры 47 . И хотя в последующей традиции Русской Церкви нет примеров официального использования подобной процедуры, очевиден контраст между ярко негативным отношением к ней в центре византийского мира и позитивным вплоть до попыток полной на его периферии 48 . Очевидно, факт нахождения нашей просфорной печати с Мангупа в базилике также следует интерпретировать в смысле совершения обряда на изобличение вора лицами в священном аналогично чину из АтнепМПТ136 и формуляру равно как и свидетельствам из английских, германских, древнерусских источников.

https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov/apokrifi...

56–62) – о казнях египетских: здесь в общих довольно фразах говорится о необычайной верности изображения в гл. VII-XI Исх. местного колорита Египта, о тесной связи египетских князей с местными явлениями египетской природы и наконец – о постепенности и характере самих казней; при этом с некоторою положительностию высказывается мысль о том, что египетские казни продолжались около года, начиная с июня, когда «в начале поднятия вод Нила произошло превращение воды Нила в жидкость, подобную крови» (стр. 58), и окончания апрелем, соответствующим Авиву, в половине которого совершилась последняя казнь. Автор не указывает оснований для этого предположения, хотя и говорит об этом, ссылаясь на Кука, с некоторою уверенностью, основывая на этой «постепенности казней, продолжавшихся год», мысль о том, что в течение этого времени можно было «приготовить организацию шестисот-тысячного народа», как-то: «заготовить списки семейств, подчинить известные части народа старшинам или выборным, организовать войска из взрослых мужей» (стр. 58). Подобные замечания автора и делаемое им вместе распределение казней по временам года (вторая казнь – в сентябре, стр. 59, 7-я с марта, стр. 60) могут привести читателя к мысли о том, что это есть нечто общепринятое в науке – за самыми ничтожными исключениями – или доказанное. А между тем мысль о годовой продолжительности египетских казней не более как догадка, имеющая слабые основания, а потому маловероятная. Она основывается главным образом на отождествлении воды, превращенной в кровь, с мутновато-красноватою водою при обыкновенном разливе Нила. Но сам же автор рассматриваемого комментария опровергает подобное отождествление, пятью аргументами доказывая чудесность первой казни (стр. 67, при.

https://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonskij/izdanie...

  001     002    003    004    005    006    007    008