Память Святого Священномученика Сильвана Память 15 Октября Житие Преподобного Отца Нашего Евфимия Нового Житие И Страдание Преподобномученика Лукиана, Пресвитера Антиохийского Память Святых Мучеников Сарвила И Вевеи Память Святого Савина Епископа Катанского Житие Святого Иоанна, Епископа Суздальского Память 16 Октября Житие И Страдание Святого Мученика Лонгина Сотника Память 17 Октября Страдание Святого Преподобномученика Андрея Критского Память Святого Пророка Осии Страдание Святых Бессребреников Космы И Дамиана Память Святого Праведного Лазаря Четверодневного Память 18 Октября Житие Святого Апостола И Евангелиста Луки Житие Преподобного Иулиана Память 19 Октября Память Святого Пророка Иоиля Страдание Святого Мученика Уара И С Ним Семи Учителей Христианских И Память Блаженной Клеопатры И Сына Ее Иоанна Память Преподобного Отца Нашего Иоанна Рыльского Память 20 Октября Святого Мученика Артемия Память Праведного Артемия, Веркольского Чудотворца Память 21 Октября Житие Преподобного Отца Нашего Илариона Великого Память Святого Илариона Меглинского Память Святых Мучеников Дасия, Гаия И Зотика Память 22 Октября Память Святого Равноапостольного Аверкия, Епископа Иерапольского Память Святых Мучеников Александра Епископа, Ираклия Воина И Четырех Жен: Анны, Елисаветы, Феодотии И Гликерии Память Преподобных Феодора И Павла Ростовских, Основателей Борисоглебского Монастыря Память 23 Октября Житие И Страдание Святого Апостола Иакова, Брата Господня По Плоти Память Святого Иакова Боровицкого Память Святого Игнатия, Патриарха Константинопольского Память 24 Октября Страдание Святого Мученика Арефы Житие Преподобного Арефы Печерского Память 25 Октября Страдание Святых Мучеников Маркиана И Мартирия Память Святого Мученика Анастасия Память 26 Октября Страдание И Чудеса Святого Славного Великомученика Димитрия Память 27 Октября Страдание Святого Мученика Нестора Житие Преподобного Нестора Летописца Память Святых Мучениц Капетолины И Еротииды Память 28 Октября Страдание Святой Великомученицы Параскевы |
Память 15 Октября Житие Преподобного Отца Нашего Евфимия Нового Житие И Страдание Преподобномученика Лукиана, Пресвитера Антиохийского Память Святых Мучеников Сарвила И Вевеи Память Святого Савина Епископа Катанского Житие Святого Иоанна, Епископа Суздальского Память 16 Октября Житие И Страдание Святого Мученика Лонгина Сотника Память 17 Октября Страдание Святого Преподобномученика Андрея Критского Память Святого Пророка Осии Страдание Святых Бессребреников Космы И Дамиана Память Святого Праведного Лазаря Четверодневного Память 18 Октября Житие Святого Апостола И Евангелиста Луки Житие Преподобного Иулиана Память 19 Октября Память Святого Пророка Иоиля Страдание Святого Мученика Уара И С Ним Семи Учителей Христианских И Память Блаженной Клеопатры И Сына Ее Иоанна Память Преподобного Отца Нашего Иоанна Рыльского Память 20 Октября Святого Мученика Артемия Память Праведного Артемия, Веркольского Чудотворца Память 21 Октября Житие Преподобного Отца Нашего Илариона Великого Память Святого Илариона Меглинского Память Святых Мучеников Дасия, Гаия И Зотика Память 22 Октября Память Святого Равноапостольного Аверкия, Епископа Иерапольского Память Святых Мучеников Александра Епископа, Ираклия Воина И Четырех Жен: Анны, Елисаветы, Феодотии И Гликерии Память Преподобных Феодора И Павла Ростовских, Основателей Борисоглебского Монастыря Память 23 Октября Житие И Страдание Святого Апостола Иакова, Брата Господня По Плоти Память Святого Иакова Боровицкого Память Святого Игнатия, Патриарха Константинопольского Память 24 Октября Страдание Святого Мученика Арефы Житие Преподобного Арефы Печерского Память 25 Октября Страдание Святых Мучеников Маркиана И Мартирия Память Святого Мученика Анастасия Память 26 Октября Страдание И Чудеса Святого Славного Великомученика Димитрия Память 27 Октября Страдание Святого Мученика Нестора Житие Преподобного Нестора Летописца Память Святых Мучениц Капетолины И Еротииды Память 28 Октября Страдание Святой Великомученицы Параскевы Память Святого Священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского |
13. Мч. Карпа, Папилы, Агафодора, Флорентия, Вениамина, мц. Агафоники; прп. Никиты испов.; ик. Б. М. Иверской и Седмиезсрской. 14. Мч.: Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Сильвана; прп. Параскевы; Николы Святоши, кн. черниговского. Св. м. Назарий был сын еврея и христианки Перпетуи и получил св. крещение от ап. Петра. 15. Мч. Сарвила; прпмч. Лукиана; мц. Вивеи; прп. Еофимия и Савина; св. Иоанна суздальского. Св. пр.-муч. Лукиан 304 г.) после жестоких мучений был закован в цепи и заключен в темницу, где морили его голодом. От изнеможения он не мог двинуться, однако, желая сподобиться приобщения тела и крови Христовых, лежа спиною на острых камнях темницы, совершил бескровную жертву в праздник Богоявления на своей груди, для приготовления себя и других узников-христиан к смерти, после чего и скончался. Вот как истинные христиане относились к таинству св. причащения, а наши безпоповцы всячески стараются доказать, что причащение не нужно, что без него можно обойтись или заменить добрыми делами и т. п. 16. Мч. Лонгина сотника, иже при кресте Господни. 17. Прр. Осии; прмуч. Андрея; мч. бессребреников Космы и Дамиана, Леонтия, Анфима, Евтропия; прав. Лазаря четверодневного; перен, мощ. благ. кн. Гавриила (Всеволода) псковского; прп. Антония леохн. 18. Ап. и ев. Луки; мч. Марина; прп. Иулиана; прп. Иосифа волоколамского; Давида серпуховского. Св. ап. и св. Лука был первый иконописец и по преданию написал иконы Божией Матери Владимирскую, Смоленскую и Иерусалимскую. 19. Прор. Иоиля, муч. Уара и с ним седьми учителей христианских; блаж. Клеопатры и сына ее Иоанна; пр. Иоанна рыльского; соящ.-мч. Садока, еп. персидск., и с ним 128 мучч. 20. Влм. Артемия; прав. Артемия веркольского. Мч. Дасия, Гаия, Зотика; прп. Илариона вел. и Илариона меглинск.; прп. Иакова и Феофила омучских; прп. Илариона псково-озерского. Восшествие на престол Его Императорского Величества Государя Императора Николая II-ro. 22. Иконы Б. М. Казанская. Св. равноап. Аверкия, еп. иерусалимского; свв. седьми отроков, иже во Ефесте: Максимилиана, Мамелиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна; мучч.: Александра еп., Праклия воина и 4 жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии. |
традиции (включая и славяноязычное творчество Иоасафа Рильского), к-рый завершился с реформой к-польских «учителей» Хрисанфа из Мадита, Хурмузия Гиамалиса и Григория , протопсалта и лампадария (1818), утвердил единую по жанровой системе и стилистике певч. традицию и реформированную невменную нотацию (хрисанфо-хурмузиеву; см. ст. Новый метод ), сохранившиеся в балканских правосл. Церквах до наст. времени. Процесс усвоения хрисанфо-хурмузиевой нотации и музыки происходил в певч. школе эпохи болг. возрождения в Рильском мон-ре, где, начиная с архим. Неофита , в 1-й пол. XIX в. был создан полный годовой репертуар песнопений на церковнослав. языке; в него вошли как муз. «переводы» (на мелодии самых известных греч. мелургов), так и творения ряда рильских муз. деятелей: Афанасия, Исаии, Аверкия Рыльского , Акакия, Иосифа и др. С сер. XIX в. появляются и болг. печатные певч. книги (Николы Триандафилова , Ангела Хаджи Иванова Севлиевца, Тодора Икономова и др.). В кон. XIX в., особенно после восстановления болг. государственности в 1878 г., в Б. стали известны рус. правосл. многоголосные хоровые сочинения (от Д. С. Бортнянского и прот. П. Турчанинова до П. И. Чайковского , П. Г. Чеснокова и А. А. Архангельского ), к-рые утвердились в певч. практике болг. храмов наряду с образцами одноголосной певч. традиции эпохи болг. возрождения, издававшимися Манасием Поптодоровым, Петром Диневым . Хоровой церковнопевч. репертуар был создан первым поколением болг. композиторов кон. XIX-1-й трети XX в. (А. Бадевым , Э. Маноловым, А. Крастевым, А. Николовым , П. Пипковым, И. Кюлевым, Х. Маноловым и др.). Центральное место среди них занимает творчество Добри Христова , он создал многоголосные композиции (2 «Литургии», «Всенощное бдение» и др.) гл. обр. |
18. Св. ап. и ев. Луки (Вас.). Св. Марина старца. 19. Св. прор. Иоиля (Вас.). Св. муч. Садофа и иже с ним (Вас.). Св. Амфилохия. еп. иконийского (Вас. кроме начала; ныне не во всех, а в некоторых перенесен на 23 нояб.). Св. священномуч. Мнасона, еп. кипрского, и Модеста, еп. иерус. Св. муч. Уара. В 319 пр. Иоанна рыльского. Во 2 ред. муч. Уара (с особым сказ. В Вас. и 1 ред. он 25 окт.). Св. Клеопатры и сына ее Иоанна (также особ. сказание и то и другое в печ. слав. прологе). 20. Св. муч. Артемия (Вас.). Св. Корнилия сотника (Вас.). Пр. Андроника от критского острова, пострадавшего за иконы. Свв. апп. Терентия, еп. иконийского, Марка, еп. апполониадского, Иисуса глаголемого Иуста, еп. Елевферополя, и Артемия в Листре. Во 2 ред. сказание об муч. Артемие Василиево много дополнено известием о перенесении им мощей апостолов в Царьград. 21. Пр. о. н. Илариона Великого (Вас.). Свв. мучч. Дасия, Гаия и Зотика (Вас.). 22. Св. равноап. Аверкия (Вас.). Св. муч. Александра и с ним Ираклия, Анны. Феодоты и Гликерии (Вас.). 23. Св. священномуч. Иакова брата Господня (Вас.). Свв. Феодоты и Сократа (Вас.). Св. Игнатия патриарха Царяграда (Вас.). Свв. 7 отроков в Ефесе (Вас., сии не во всех, но в Соф. и 319). 24. Св. муч. Арефы и дружины его (Вас.). Св. отца нашего Прокла, архиеп. Константина града (Вас.). Свв. мучч. Марка, Сотериха и Валентины (сн. 27). Пр. матере нашей Тавифы, иже наречена бысть Серна. Блаженного Елезвоя царя ефиопского (сказ. Оно же в печ. Вас. нет). Во 2 ред. св. муч. Синклитивии и двух дщерей ее (особое сказ. Вас. нет. Оба в слав. печат. прологе). 25. Свв. мучч. нотарей Маркиана и Мартирия (Вас. — ). Св. муч. Уара и иже с ним (Вас.). Во 2 ред. Уара нет ныне, а 19 с особ. сказ. 26. Св. муч. Димитрия (Вас.). Память труса (Вас.). 27. Св. муч. Нестора (Вас. 26). Свв. мучч. Марка, Сотериха и Валентины (Вас. 26). Св. муч. Капетолины (Вас.). Св. Февронии, дщери царя Ираклия. Пр. Стефана Савваита. Во 2 ред. в 1142 муч. Антониллы. |
Аверкий жил во второй половине и получил сан епископа в правление Марка Аврелия Впоследствии он был канонизирован. «Житие» Аверкия было составлено много лет спустя после его смерти, в V или До нас дошло не менее 50 списков этого сочинения (все они – на греческом). Оно изобилует фантастическими деталями и, вероятно, содержит не так уж много достоверных сведений о его жизни. В нем говорится, что Аверкий, подражая апостолу Павлу, много путешествовал, проповедовал, совершал чудеса. В некоторых списках он именуется «равноапостольным». «Житие» содержит и текст стихотворной эпитафии Аверкия, которую епископ еще при жизни велел вырезать на каменном алтаре, впоследствии служившем ему надгробием. Эпитафия содержит 22 строки и начинается словами: «Как гражданин прославленного града Сей памятник велел воздвигнуть я при жизни, Чтобы здесь покой достойный обрело мое тело. Имя мое Аверкий, ученик святого пастыря». Дальнейший текст эпитафии довольно труден для понимания. Он изобилует малопонятными нам аллегориями и метафорами, но при этом содержит набор бесспорно христианских символов – пастырь, рыба, дева, в нем упоминается и Павел, «спутник» (в аллегорическом смысле) Аверкия в его странствиях – он посещает Рим, Сирию, Месопотамию. Включенная в «Житие» версия, очевидно, подвергалась искажениям при переписке. Ученые сомневались в достоверности «Жития Аверкия» и в историчности самого епископа, и оснований для таких сомнений было достаточно: – «Житие» составлено в относительно позднее время и изобилует фантастическими деталями; – географический фон этого сочинения не соответствует реальному Гиерополису в западной Фригии (совр. Памуккале); – Евсевий упоминает, что епископом Гиераполиса в указанное время был некий Клавдий Аполлинарий, а не Аверкий (при том, что у Евсевия же упоминается некий Авиркий Маркелл, тоже служивший во Фригии, – возможно, тот самый Аверкий). |
Никита, Пафлагонийский 131 , живший в 870 году, упоминает о некоем язычнике Ире, который укрыл некогда от убийц в своем доме в Иераполе св. Апостола Филиппа и, приняв от него святое крещение, был им посвящен в епископы. Вторым епископом Иераполя был знаменитый Папий, о котором мы уже упомянули. В царствование Марка Аврелия Антонина мы видим на епископском престоле Иераполя св. Аверкия, названного равноапостольным по великим подвигам, предпринятым им для распространения слова Божия от Палестины до Рима. Чудеса, которыми ознаменовано его житие, обратили на него внимание языческого мира. Когда он разрушил в Иераполе идолов, озлобленный народ устремился, чтоб его растерзать, но, услышав его глаголы, пробыл, внимая его учению, от утра до вечера; он даровал зрение слепой, исцелил беснующихся и наконец, по призыву Марка Аврелия, исцелил его дочь Лукиллу, жену Лукия Вара, бывшего тогда на войне против парфян. Не приняв богатых даров от Императора, он испросил у него ежегодной раздачи христианам Иераполя трех тысяч мер пшеницы. Тогда большая часть жителей Иераполя веровали уже во Христа. Сверх того святой муж испросил построение бань при целебных теплых водах, которые он несколько времени тому назад источил из земли своею молитвою. Путешествие св. Аверкия довольно подробно описано в его жизни, при чем поименованы многие исторические лица. У известного кардинала Барония была в руках весьма древняя рукопись послания св. Аверкия к Марку Аврелию, дышащего Апостольскою простотою и которое ученый кардинал готовился издать, но к несчастью это сокровище было 132 . Этому святителю приписывают также книгу под заглавием: «Правила для Пресвитеров и Диаконов», не дошедшую до нас. В некоторых рукописях уцелела, только не совсем полная и несвязная, надгробная греческая надпись, начертанная на могильном камне св. Аверкия, кончившего жизнь в Иераполе на 72 году. |
Все они, как и сам Софроний, находились до некоторой степени над влиянием сербского просвещения. До открытия болгарской типографии в Солуни болгарские книги печатались вне пределов болгарской территории: в Валахии (Бухарест), в Венгрии (Будапешт, Брашов) и в Сербии. Это объяснялось тем, что там жило много болгарски торговцев и эмигрантов, содействовавших просвещению своего народа 21 . Между тем, в особенности со времени Адрианопольского мира (1829 г.), в Болгарию все более и более начинает проникать русское влияние. Болгарские купцы, жившие в России (в Одессе) – Априлов и Палаузов из Габрова, возбужденные к патротической деятельности преимущественно чрез чтение сочинений историка Венелина, открывают в разных местах Болгарии болгарские школы, которые потом начинаютъ все более и более умножатся. В связи с этой школьной и просветительной деятельностью стоят имена двух замечательных болгарских деятелей, двух Неофитов: иеромонаха Рыльского (род. в 1793 г.: 1881 г.), учителя Габровской школы, игумена Рыльского, переводчика Евангелия на болг. языке, автора болгарского лексикона и других трудов, преимущественно в области педагогики 22 и архимандрита Неофита Петрова Хилендарского (Бозвели) 1843 г.), автора школьной энциклопедии для учащихся («Славено болгарское детоводство за малки те деца») и других сочинений, а также одного из самых энергичных поборников болгарской церковной независимости 23 . Так постепенно подготовлялось и развивалось болгарское национальное возрождение, приведшее сначала к поднятию болгарского церковного вопроса, а потом и к политическому освобождению Болгарии. Как видите, на челе всего этого движения стояло болгарское духовенство. Я не буду здесь говорить о постепенном развитии болгарского церковного вопроса, приведшего к учреждению независимой болгарской экзархии (на основании султанского фирмана 1870 г.) и к провозглашению со стороны греческой церкви т. н. болгарской схизмы (1872 г.). |
В шотландский ученый-классик Уильям Рамси, путешествуя по Малой Азии, установил, что во Фригии в древности было два города, носивших название Гиерополис. Один из них – современный Памуккале, а второй находился дальше к северо-востоку, около современного селения Кочхисар (этот район в древности носил название Пентаполис – «пять городов», одним из которых был Гиерополис). Недалеко от этого второго Гиерополиса Рамси обнаружил мраморную колонну с греческой надписью, эпитафией Александра, сына Антонина, христианина, жившего в Гиерополисе и заказавшего этот надгробный памятник в Первые строки эпитафии полностью совпадают со строками эпитафии Аверкия в его жизнеописании: «Как гражданин прославленного града Сей памятник велел воздвигнуть я при жизни…» Рамси был филологом-классиком, а не византинистом, и не был знаком с «Житием Аверкия», что помешало ему немедленно установить связь между находкой и эпитафией, приведенной в «Житии». Но он сделал это по возвращении в Шотландию и убедился в том, что эпитафия Аверкия – подлинный текст, а не сочинение какого-то византийского автора. Чтобы подтвердить свою точку зрения, Рамси решил попытаться найти оригинал эпитафии – само надгробие. В он вновь посетил Малую Азию в сопровождении эпиграфиста Дж. Р. Стеррета. Текст «Жития» содержал указания на район поисков – гробница епископа должна была находиться за пределами города, около горячих ключей. Рядом с этими ключами, недалеко от общественной бани, ученые обнаружили два фрагмента мраморной стелы с греческой надписью. Судя по сохранившемуся на них орнаменту (перевязанный лентой лавровый венок), они являлись обломками надгробного памятника. На них частично сохранились средние девять строк эпитафии, совпадающие с приведенным в «Житии» текстом (они содержат такие ключевые слова, как Павел, Рим, царица, народ, печать, Сирия, Евфрат, вера, рыба). Аверкию было, как следует из текста, 72 года, когда он заказал это надгробие. Эпитафия была написана до до надписи Александра, который ее цитирует, вероятно, между 190 и Таким образом, это один из самых ранних сохранившихся христианских памятников, наряду с надписями римских катакомб и ранними фрагментами евангельских текстов 92 . Первые Церкви в Европе |
Филарет защищал Аверкия пред Феофаном письмом от 17 июня 1631 г. Но сам же потом вместе с Собором судил и осудил Аверкия по какому-то духовному делу, и сослал его на заточение в Кострому, откуда он освобожден только в 1636 г. по ходатайству Цареградского патриарха и отпущен в Грецию . . С воцарением Алексея Михайловича злоупотребления греков, приходивших к нам, еще увеличились. В 1645 г. сам Цареградский патриарх Парфений писал (от 15 декабря) нашему государю, что некоторые чернецы и торговые люди приезжают к его царскому величеству с ложными грамотами и давал совет верить только тем, которые будут представлять грамоты за патриаршими печатями. В следующем году Алексей Михайлович предписал (19 ноября) путивльским воеводам не верить и тем пришельцам, которые будут представлять грамоты и за печатями патриархов или других духовных властей, но за печатями открытыми, а не за глухими; самих пришельцев, если заявят, что грамоты их только о милостыне, удерживать в Путивле, а грамоты их присылать в Москву, откуда и будут приходить приказы, кому и сколько пожаловать милостыни; если же скажут, что грамоты о государевых делах, т. е. с разными известиями к государю от греческих церковных властей, то допрашивать, о чем именно, и затем пропускать пришельцев в Москву, объявив им, что в случае обмана с их стороны им не будет в Москве за ту ложь ни жалованья, ни корму, ни милостыни. Такие же наказы воеводам — путивльскому, брянскому, севскому и рыльскому — повторялись в 1648 и 1649 гг. Несмотря на все это, обманы не прекращались: некоторые смело объявляли в Путивле, что едут в Москву с грамотами о тайных государевых делах, рассчитывая, что в Москве получат и помилование за обман и больше милостыни, чем в Путивле, и пропускались в Москву. |
|