Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Видение Евлогия, фрагмент росписи правого придела Феодора Студита церкви Феодора Студита (Смоленской по главному престолу) у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Труды прп. Феодора Студита, фрагмент росписи свода трапезной правого придела Феодора Студита церкви Феодора Студита (Смоленской по главному престолу) у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Затворение прп. Феодора Студита, фрагмент росписи свода трапезной правого придела Феодора Студита церкви Феодора Студита (Смоленской по главному престолу) у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Прп. Феодор Студит в образе борца с иконоборчеством, роспись арки правого придела Феодора Студита церкви Феодора Студита (Смоленской по главному престолу) у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Прп. Феодор Студит перед императором-иконоборцем, роспись арки правого придела Феодора Студита церкви Феодора Студита (Смоленской по главному престолу) у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Во гробе плотски, во аде с душею, в раю же с разбойником, роспись трапезной левого придела Аверкия Иерапольского церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Чудо о трех естествах, роспись арки левого придела Аверкия Иерапольского церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Повеление Господне св. Аверкию, фрагмент росписи левого придела Аверкия Иерапольского церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: |
Детали интерьера Описание: Максим Исповедник, роспись трапезной левого придела Аверкия Иерапольского церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Блж. Максим Московский, роспись трапезной левого придела Аверкия Иерапольского церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Притчи Соломоновы, фрагмент росписи притвора церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Милостыня и истина сохранение царю, Притчи Соломоновы 20. 28, фрагмент росписи притвора церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Ангел трубящий, фрагмент росписи на потолке притвора церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Ангел трубящий, фрагмент росписи на потолке притвора церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Яко елень уязвленъ стрелою, Притчи Соломоновы 7. 23, фрагмент росписи притвора церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: (Пребываетъ съ праведными веселие,) ynobahie же нечестивыхъ погибаетъ, Притчи Соломоновы 10. 28, фрагмент росписи притвора церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Мною цари царствуют, Притчи Соломоновы 8. 15, фрагмент росписи притвора церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. Период: 20 декабря 2016 года Автор снимка: Категория: Детали интерьера Описание: Изрываяяй яму искреннему, Притчи Соломоновы 26. 27, фрагмент росписи притвора церкви Феодора Студита у Никитских ворот в Москве. |
О том, как выглядел первоначально верх главы собора (его купол) сегодня можно только строить предположения. На схематических рисунках храма XVII в. и некоторых более поздних изображениях - плане с гербами городов и на рисунке и гравюре Девельи он имеет везде луковичную форму. Не исключено, что это самый ранний вариант главы, т. к. он отвечает архитектуре храма Василия Блаженного, также обильно украшенного кокошниками. Барановский в 1920 гг. устроил над зданием шлемовидное покрытие. При этом он мог руководствоваться не собственной типологией храма, а своими предпочтениями или оперативной ситуацией - шлемовидная глава получалась простым удалением деталей барочной архитектуры (фонарик, люнеты) Собора. С восточной стороны к Собору примыкал объем алтаря, не затронутого реставрацией 1920 гг., но отвечающего, по-видимому, первоначальному образу. Алтарь основного четверика представляет собой одну, почти по всю ширину четверика апсиду, стена которой делилась лопатками на 6 прясел и имела 4 оконных проема (3 из них находились со стороны Никольской ул. До реконструкции второй половины XVIII в. окна, конечно, были небольшими); полусферическая кровля достигала уровня окон 2-го яруса четверика. С северной стороны Собора располагался придел Св. Равноапостольного Аверкия Иерапольского. Он представлял собой небольшой, квадратный в плане бесстолпный одноглавый объем, убранный кокошниками. Главка имела несколько более вытянутые пропорции и вдвое меньшее число щелевидных окон; декор барабана и покрытие, конечно, отвечали Соборным. Придел Св. Аверкия был сдвинут к востоку настолько, что его апсида составляла с главным алтарем общую линию фасада, образовавшую, таким образом, два полукружья. Размеры стороны четверика придела были вдвое меньше стороны четверика основного Собора. |
зла творишь ты мне, Аверкий, и не даешь мне здесь мирно жить; постараюсь отомстить тебе и заставлю тебя под старость идти в Рим. Возвратившись в дом свой, святой семь дней не вкушал пищи и пития, но пребывал в посте и всенощных молитвах. Аверкий молил Бога, чтобы Он не попустил врагу заставить его идти, куда только захочет бес. В седьмую ночь Господь явился святому в видении и сказал: промышлением, Аверкий, ты будешь в Риме, чтобы и там познали имя Мое. Итак, не бойся, ибо благодать Моя с тобою будет. Это видение укрепило Аверкия, и он рассказал братии, что слышал от явившегося ему Господа. Вскоре после сего бес, который хвалился заставить Аверкия придти в Рим, начал хитро приводить в исполнение свое намерение. В то время властитель Римский Марк Аврелий сделал своим соправителем Луция Вера и обручил с ним дочь свою Лукиллу. Но еще не успело состояться брачное торжество, как бес вошел в девицу и стал ее мучить. Опечаленные болезнью девицы, отец ее и жених собрали со всей своей земли опытных врачей, волхвов и жрецов, всячески стараясь излечить Лукиллу. Старания их не только не увенчались успехом, но девице с каждым днем становилось все хуже и хуже. А бес начал кричать в ней: не может изгнать меня отсюда, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Лишь только услыхал об этом отец девицы, император Марк Аврелий тотчас послал в Евксениану Поплиону, восточному своему 5 ], послание следующего содержания: владычеству стало известно, что в подвластной тебе области находится некто Аверкий, епископ Иерапольский; муж столь сильный в христианской вере, что может и бесов изгонять и исцелять разные болезни. Так как он нужен нам, то мы посылаем двух сановников наших, Валерия и Вассиана, чтобы они с подобающей честью привели его к нам; тебе же мы повелеваем склонить его придти к нам, за что немалая награда будет тебе от нас. Получив такое послание от царя, проконсул отправился к Аверкию и стал уговаривать его идти в Рим с царскими посланниками. Аверкий, вспомнив, что бес хвалился заставить его предпринять на старости трудное путешествие в Рим, подумал про себя: |
Опять символы евхаристии. Отмечу, наконец, и еще одну любопытную композицию того же евхаристического содержания, где рыба фигурирует в связи с историей умножения хлебов и превращения воды в вино на браке в Кане Галилейской. Имеем в виду очень интересную картину, открытую в катакомбах близ Александрии, теперь, к сожалению, обрушившихся. Она была помещена в алтаре над престолом и имела следующий вид: в середине картины стоит Христос, а по сторонам его, апостолы Петр и Андрей, из которых последний подносит Христу на блюде две рыбы. У ног Христа несколько коробов, наполненных хлебами. На левом поле картины изображен брак в Кане с гостями, сидящими подле стола, между которыми видное место занимает фигура с надписью: На правом поле представлено несколько человек, сидящих также за столом, с надписью над головами: употребляющие в пищу благословенные хлебы Христа. Под термином означавшим в позднейшее время антидор, благословенные хлебы вообще, на древнецерковном языке разумелась евхаристия. Итак, в этой фреске, под оболочкой библейских сцен, имевших евхаристическое значение, центральным пунктом служит изображение рыбы. Как понятна была тогда эта символика рыбы, и какое широкое толкование допускала она, доказательством могут служить две древнехристианских эпитафии: одна над гробом Аверкия, епископа Иерапольского, который еще при жизни велел сделать ее на своей гробнице, а другая — на могильной плите некоего христианина Асхандия. Рассказав о своих путешествиях по городам Сирии и своей бытности в Риме, куда он отправлялся поклониться останкам апостолов и мучеников, Аверкий говорит, что во время этих странствований «вера предносила и предлагала ему в пищу рыбу из источника жизни, великую непорочную рыбу, которую приняла пречистая Дева передала ее в пищу друзьям своим (по вере) и она же дала им доброе смешение из вина и хлеба». |
Августовской иконы Божией Матери Храмы в Каталоге написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под Августово, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Августы Храмы в Каталоге Мученица Августа (Василисса) Римская, императрица. Приняла христианское учение от Екатерины Александрийской Авентина Бигоррского Храмы в Каталоге Аверкия Иерапольского Храмы в Каталоге Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Авраамия Болгарского Храмы в Каталоге Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец Авраамия Галичского Храмы в Каталоге Авраамий Галичский (также Галицкий, Чухломский, Городецкий) Авраамия Затворника Храмы в Каталоге Авраамий Затворник, инок Киево-Печерского монастыря, пресвитер. Почитается в лике преподобных Авраамия Смоленского Храмы в Каталоге Преподобный Авраамий Смоленский Авраамия, архимандрита Ростовского Храмы в Каталоге Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий Автонома Храмы в Каталоге Священномученик Автоном, епископ Италийский Агапита Маркушевского Храмы в Каталоге Преподобномученик Агапит Маркушевский, основатель Маркушевского Николаевского монастыря, был сподвижником преподобного Лонгина Коряжемского. |
После переноса Даров с Жертвенника на Престол, вообще говоря, непозволительно подкладывать частицы на дискос). 2–й Псалом 145, «Блаженны» (Нагорная Мф. 5). Нас волнует прежде всего такой вопрос: когда поются изобразительные антифоны? Во все воскресные дни, во все субботние дни (последнее несколько спорно, но я придерживаюсь этого мнения; чуть ниже объясню, почему), во все краснозначные дни (славословие, полиелей, бдение), во все пред- и попразднства, а также в те дни, когда устав указывает песнь на «Блаженны». Объясню это на примере. Вот я наугад открываю Месяцеслов Типикона и смотрю: 19 Иоиля и Уара. Здесь указано: «По 6 песни и все. Никаких указаний больше нет. Значит, этот день не попадает ни под одну категорию из тех, что перечислены. 20 Артемия. На литургии: «Блаженны» Октоиха на 4 и мученика песнь 3 на 4. Хотя этот день и не имеет красного знака, указано: «Блаженны» Октоиха такие-то и «Блаженны» Минеи такие-то. Это как раз тот случай, который я обозначил как имеющий песнь на «Блаженных». Посмотрим следующий 21 октября: Великого. Тоже без красного знака, шестеричный без славословия. На литургии: «Блаженны» Октоиха на 4 и святаго песнь 3 на 4. Значит, какой бы день ни попал, поем изобразительный антифон. 22 Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца, и свв. Семи отроков, еже во Ефесе. На литургии: «Блаженны» Октоиха на 4 и Аверкия песнь 3 на 4. Вообще два малых святых, никакого знака нет, а тем не менее есть «Блаженны». Поем изобразительные антифоны. 23 с красным знаком, все ясно: «Блаженны» и изобразительные антифоны. 24 октября: мч. Арефы и иже с ним На литургии: прокимен, глас 4, такой-то Апостол, аллилуиа, Евангелие, причастен. |
Чтобы не быть голословным, приведу несколько подтверждений. О крещении младенцев: «От крещения и благодати Бога... никого не должно нам устранять. Это надо соблюдать по отношению ко всем, и особенно к новорожденным младенцам, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие» (святой Киприан Карфагенский. Письмо к Фиду, середина III века). О почитании святых мощей и дней памяти святых: в середине II века христиане города Смирна в своем послании о мученичестве их епископа Поликарпа писали: «сотник... положил тело (Поликарпа) в огонь... и сжег. А мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с весельем и радостью, и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения» (Евсевий, Церковная история, IV.15). О молитвах святым: папирус из библиотеки Дж. Рейланда содержит молитву, которая до сих пор употребляется за православным богослужением: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная». Папирус датируется 250 годом. О молитвах за умерших: на надгробной плите святого Аверкия, епископа Иерапольского, написано: «Пусть помолится об Аверкии всякий единомышленный». Надпись датируется второй половиной II века. Что же касается икон , то иконографические изображения найдены в самой ранней христианской церкви в древнем сирийском городе Дура-Европос. В частности, изображения Христа, апостола Петра, Адама и Евы, ряда сцен из Ветхого и Нового Завета. Эти росписи датируются 232 годом по Р.Х. Иконы (религиозные изображения) имелись и у римских христиан — в катакомбах Рима обнаружены изображения Христа, а также ветхозаветных и новозаветных святых, созданные в III веке; тем же веком датируется и изображение Богородицы с Младенцем в сцене «поклонение волхвов», сохраненной на одном из христианских саркофагов. То есть, все это было в Церкви задолго до эпохи Константина Великого, и уж точно это было к концу IV века, когда епископы этой же Церкви утверждали канон Библии. |
Впоследствии архиепископ Аверкий рассказывал, как в деревнях на Прикарпатской Руси справляли Пасху бывшие униаты, с какой жадностью они переходили в Православие, как переживали они предпасхальную скорбь и как торжественно и энергично выражали пасхальную безпредельную радость. Воспоминание этой радости вызвало в нем слезы умиления. Вначале православных приходов было восемь, впоследствии численность возросла до двадцати четырех. 30/17 мая 1931 г. епископом Битольским Иосифом (Цвиовичем) Александр был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре (наместником тогда был архимандрит Матфей (Вакаров)) при селе («деревне святых») Иза Хустского округа с наречением имени Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, а на следующее утро – рукоположен во иеродиаконы. В 1932 г. в праздник Благовещения в Девичьем монастыре на Домбоках близ с. Черленева, Мукачевского округа, епископ Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданички) совершил его рукоположение во иеромонахи. В июне того же года отец Аверкий был переведен в Николаевский монастырь в качестве помощника о. архимандрита Матфея и для окормления приходов Нанкова и Боронявы, а в сентябре – определен помощником настоятеля прихода в Ужгороде, а вскоре стал исполнять и обязанности настоятеля. К середине 1920-х годов в Ужгороде уже существовала община беженцев, насчитывающая более 150 русских. В 1931 г. к Рождеству был построен и храм-памятник русским воинам, павшим в Карпатах в Великую войну. Отец Аверкий не только любил свою паству, но и не забывал о тех, кто остался на Родине. В дни, когда в СССР отмечали очередную годовщину Октябрьской революции, он при полном храме служил заупокойную литургию и панихиду по убиенным, замученным и безвременно сошедшим в могилу русским людям. А в селе Ладомирове архимандрит Виталий (Максименко) полностью восстановил к 1933 году и официально зарегистрировал преподобного Иова Почаевского типографию и иноческую обитель, где бывал и отец Аверкий. Здесь все возрастало печатание периодических изданий, календарей, богослужебных книг, которые расходились по всему русскому Зарубежью. В 1934 году, после своей архиерейской хиротонии, епископ Виталий (Максименко) приезжал к иеромонаху Аверкию в Ужгород, где было польское консульство. Отец Аверкий был очень рад оказать ему содействие в получении польской визы для поездки в Почаевскую лавру, так как у него были хорошие отношения с польским консулом, прекрасно говорившим по-русски. |
Мощи святого были внесены и положены в богохранимом городе Тернове 21 октября. Когда воцарился Иоанн далеко расширивший пределы своего царства, была выстроена, по царскому желанию, в Тернове, церковь во имя 40 мучеников, в которой и положены были мощи св. Илариона. Тропарь, глас 3: Чудо явився извещения, / делы возсиял еси добродетелей Божиих, / монашествующих лики упасл еси, / архиерейская седалища изчистил еси, / еретическаго же нападания не усумневся, / церкви Христовы воздвигл еси, / преподобие Иларионе, / умер, яко спя, / тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть, / и подает цельбы болящим от различных недуг, / и демоны прогоняет, / сего ради молим тя: / моли спастися душам нашим. Кондак, глас 3: Яко светоносная явися, архиерее, память твоя, тьму разруши уныния, и свет облиста даров небесных, вся созывающи ина радость: от Бога бо Иларионе, благодать обрел еси, и монахом был еси степень. Память святых мучеников Дасия, Гаия и Зотика Святые Дасий, Гаий и Зотик, находясь в Никомидии, вошли однажды в идольское капище и разрушили жертвенники. За то они были подвержены всевозможным истязаниям и мучениям. Они были подвешены на дереве, при чем их строгали конскою скребницею и терли тела их волосяными полотнищами. Видя, что они презирают всякие муки и при этом обличают суетность идолов и громогласно проповедуют Христа Бога, единосущного со Отцом и Святым Духом, мучители повесили им на шею камни и бросили в море, где святые и нашли свое 1 ]. Память 22 октября Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского В царствование Марка 1 ], сына Антонина, в городе 2 ], населенном по преимуществу язычниками, был епископом святой Аверкий. Однажды там справлялся торжественный праздник в честь идолов, и все неверующие, собравшись в свой храм, ликовали и покланялись своим бездушным идолам, принося им жертвы. Святой Аверкий, при виде такого зрелища, прослезился, скорбя о том, что люди, ослепленные безумием, оставив Бога, покланяются бесам, и, забыв Создателя, чтут творение рук человеческих. Затворившись у себя дома, епископ молился, говоря: |
|