001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Список статей по запросу «игум» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «игум» найдены статьи: АВЕРКИЙ РЫЛЬСКИЙ (Попстоянов; 1802-1881), игум., болгарский писатель, автор церковных песнопений АВКСЕНТИЙ 1857), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пустыни АВРААМИЙ игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса, прп. АВРААМИЙ КОРЯЖЕМСКИЙ прп. - см. Авраамий, прп., игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса АВРААМИЙ УГЛИЧСКИЙ 1611 ?) игум. Угличского Богоявленского муж. мон-ря в нач. XVII в. АГАПИТ (Скворцов Александр; 50-е гг. XVIII в. – 1811), игум., проповедник АГАПИТ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (в схиме Феодосий, в миру Милованов Тимофей Павлович) 1887), игум. АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АГНИЯ (Толстая Анна Андреевна; 1793-1860), игум. Знаменского Вознесенского мон-ря в Осташкове АГНИЯ (Ушакова Ирина Дмитриевна; 1777–1860), игум. псковского Старого Вознесенского мон-ря Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/игум .html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕРКИЙ РЫЛЬСКИЙ предыдущая статья Т. 1 , С. 131 опубликовано: 22 октября 2007г. АВЕРКИЙ РЫЛЬСКИЙ [болг. Аверки Рилски] (Попстоянов; 1802, Дупница (совр. Станке-Димитров) - 2.11.1881, Жабленский мон-рь), игум., болг. писатель, автор церковных песнопений. Род. в семье священника. Учился в Дупнице, в Рыльском мон-ре (где принял монашество), Сяре (см. Серры ), Мельник, Карловцах (Австрия), Бухаресте. Преподавал в Видине (1835-1836), Казанлыке (1836-1838), Кюстендиле (1851-1858), применяя на практике метод взаимоучительного обучения. Участвовал в движении за освобождение Болгарии от тур. владычества. По неподтвержденным данным, являлся председателем 2-го македон. революционного комитета в Осоговском мон-ре и был знаком с вождем народного повстанческого движения Василом Левским (Диаконом) . Долгое время являлся таксидиотом в Хасково, в 1858-1878 гг. игумен Осоговского мон-ря, в 1879-1881 гг. игумен Жабленского мон-ря . Автор неск. книг и переводов с греч. языка (басни Эзопа, произведения Плутарха, проповеди и поучения, оставшиеся неопубликованными). А. Р.- один из самых известных представителей Рыльской церковной певческой школы 1-й пол. XIX в.; его произведения, записанные с помощью Хрисанфовой невменной нотации (см. Хрисанф из Мадита ), известны в большом числе списков и хранятся в б-ке Рыльского мон-ря: «Свете тихий» на 2-й глас (Рк 5/65, 5/49, 5/84, 5/99); великое славословие , глас 7-й (Рк 5/49); херувимские песни различных стилей, среди к-рых циклы на 8 гласов «умеренно пространные» и «пространные»; «Достойно есть» на 3-й и 8-й гласы (Рк 5/49, 5/63, 5/74, 5/77, 5/92); краткая версия воскресного причастна «Хвалите Господа» (цикл на 8 гласов, Рк 5/63). А. Р. также создал «славяно-болгарскую» версию великого славословия греч. мелурга 2-й пол. XVIII в. доместика Даниила (7-й глас. Рк 5/50, 5/84). Арх.: Български Историчски Архив. НБКМ. Ф. 148 (Аверки Рилски). Соч.: Жития св. Григория архиепископа Омиритского и прения с некоего евреина, именуемаго Ервана, собрано и составлено на словенобългарский язык от Аверкиа П. С. монаха Рилскаго. Београд, 1852; Оглашение кратко за българските деца. Београд, 1852.

http://pravenc.ru/text/62722.html

Пастырское служение отца Аверкия включало окормление местных приходов и помощь настоятелю Свято-Николаевской обители, располагавшейся недалеко от села Изы. Кроме того, он принял на себя обязанности по редактированию местного епархиального издания и должность преподавателя Православного катехизиса в ряде средних образовательных школ. После того, как в 1940 году территория Карпатской Руси подверглась оккупации со стороны венгерских войск, отец Аверкий переселился в Белград. Митрополит Анастасий (Грибановский) благословил его на служение в Свято-Троицкий Белградский храм. Вместе с тем отец Аверкий преподавал на Миссионерско-пастырских курсах Гомилетику и Пастырское Богословие, а также вел курс для мирян по тематике, касавшейся вопросов духовной жизни. В 1944 году церковное руководство, в знак признательности его заслуг перед Богом и в видах пользы для верующих, определило возвести его в звание архимандрита. В период с 1944 по 1951 год архимандрит Аверкий участвовал в деятельности по окормлению русских приходов, располагавшихся на территории Австрии и Германии. В 1951 году перебрался в Соединенные Штаты Америки. Вскоре он получил приглашение на преподавательскую работу в Свято-Троицкую семинарию. Отец Аверкий принял приглашение с радостью. Здесь он читал курсы лекций по таким дисциплинам как Новый Завет , Гомилетика и Литургика. Хорошее знание преподаваемых дисциплин и умение грамотно изложить учебный материал способствовали росту уважения, проявляемого к нему и со стороны учащихся, и со стороны администрации. В 1952 году архимандрит Аверкий удостоился назначения на должность ректора семинарии. На этом посту он проявил себя как талантливый, инициативный организатор, обязательный и ответственный руководитель. Стараниями отца Аверкия к сотрудничеству с семинарией были привлечены такие известные специалисты как архимандрит Константин (Зайцев), протопресвитер Михаил Помазанский , Н.Тальберг. Епископская деятельность В 1953 году отец Аверкий был рукоположен во епископа Сиракузского и Троицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/

Аверкий жил во второй половине и получил сан епископа в правление Марка Аврелия Впоследствии он был канонизирован. «Житие» Аверкия было составлено много лет спустя после его смерти, в V или До нас дошло не менее 50 списков этого сочинения (все они – на греческом). Оно изобилует фантастическими деталями и, вероятно, содержит не так уж много достоверных сведений о его жизни. В нем говорится, что Аверкий, подражая апостолу Павлу, много путешествовал, проповедовал, совершал чудеса. В некоторых списках он именуется «равноапостольным». «Житие» содержит и текст стихотворной эпитафии Аверкия, которую епископ еще при жизни велел вырезать на каменном алтаре, впоследствии служившем ему надгробием. Эпитафия содержит 22 строки и начинается словами: «Как гражданин прославленного града Сей памятник велел воздвигнуть я при жизни, Чтобы здесь покой достойный обрело мое тело. Имя мое Аверкий, ученик святого пастыря». Дальнейший текст эпитафии довольно труден для понимания. Он изобилует малопонятными нам аллегориями и метафорами, но при этом содержит набор бесспорно христианских символов – пастырь, рыба, дева, в нем упоминается и Павел, «спутник» (в аллегорическом смысле) Аверкия в его странствиях – он посещает Рим, Сирию, Месопотамию. Включенная в «Житие» версия, очевидно, подвергалась искажениям при переписке. Ученые сомневались в достоверности «Жития Аверкия» и в историчности самого епископа, и оснований для таких сомнений было достаточно: – «Житие» составлено в относительно позднее время и изобилует фантастическими деталями; – географический фон этого сочинения не соответствует реальному Гиерополису в западной Фригии (совр. Памуккале); – Евсевий упоминает, что епископом Гиераполиса в указанное время был некий Клавдий Аполлинарий, а не Аверкий (при том, что у Евсевия же упоминается некий Авиркий Маркелл, тоже служивший во Фригии, – возможно, тот самый Аверкий).

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblej...

Ведь иначе меня предадут на мучения». Отец Аверкий многих учил и спасал. Среди этого множества верных был и юноша из Смирны. Он узнал о добродетели старца от его дяди, соревнователя в добродетели, владыки Василия Смирнского. Этот юноша был очень слаб здоровьем. Когда отец Аверкий его увидел, то сказал: «Добрый друг, у тебя так мало сил, тебе не выдержать жизни в скиту». Но юноша ответил: «Я исполняю послушание перед владыкой Василием, хотя у меня и плохо с легкими». Через несколько лет оказалось, что юноша из Смирны болен туберкулезом. Отец Аверкий не мог распорядиться об особом для него режиме: это было бы нарушением скитского устава. Поэтому юноша попросил благословения на уход в мир. Отец Аверкий сказал: «Никак не могу на это благословить». Юноша спросил: «Мне уже нужно думать о душе?» «Да, уже пора». Настал час разлучения души с телом. Всеблагой Бог, ради научения живущих отцов и их преемников, попустил, чтобы душа проходила мытарства суда еще будучи в теле. Душа, отвечая на вопросы незримых истязателей, всегда говорила «нет». Только единожды лицо юноши перекосилось и он сказал «да». Как только отец Аверкий услышал это, он спросил своего умирающего послушника: «Что это с тобой, чадо мое?» – «Послушай, старче мой. Я был помощником казначея церкви Святой Фотинии в Смирне и однажды, когда мне не хватало на жизнь, присвоил три гроша с дискоса. Поэтому теперь не может моя душа выйти из тела». Тогда старец молвил: «А если я верну эти три гроша, твоя душа освободится?» – «Да», – с уверенностью ответил юноша. Когда скитские отцы об этом узнали, то внесли деньги, на которые покупали себе еду, потому что у юноши не осталось ни гроша. Отец Аверкий отнес деньги в кружку монастырского собора и только вернулся в каливу, как юноша, завидев его, закричал с сильной радостью и ликованием: «Благодарю тебя, мой старец, благодарю тебя, святой из Смирны, за то, что я послушался тебя и пришел в это святое место, в котором освятилось столько мужей! Вот, они ждут, чтобы сопроводить мою душу».

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/syny-s...

После этого св. Аверкию пришлось быть в Риме. Император Марк Аврелий выдавал свою дочь замуж, но незадолго до свадьбы она опасно заболела, и никакие средства врачей не могли помочь ей. Тогда император обратился с просьбой к правителю восточных областей, прося его прислать в Рим епископа иерапольского, о котором и в Риме знали, что он исцеляет всякие болезни. Аверкий не замедлил отправиться в Рим и был принят императором с большими почестями. Надежды его оправдались, и по молитве святителя больная выздоровела. В благодарность за исцеление император предлагал Аверкию большие богатства, но Аверкий, как истинный пастырь, воспользовался расположением императора не для себя, а для общей пользы. Во-первых, он пожелал, чтобы всем нищим города Иераполя отпускалось ежегодно от правительства 3000 мер пшеницы. Эта выдача продолжалась до царствования Юлиана отступника, который вскоре после вступления на престол прекратил ее. Во-вторых, он просил императора построить при новоявившемся источнике бани, чтобы больные тем удобнее могли пользоваться целебной водой. То и другое желание святителя были исполнены. Возвратившись в Иераполь, Аверкий остальное время своей жизни провел в этом городе, наставляя и утверждая свою паству в вере и благочестии. Он скончался в 167 году, 72 лет от роду. За свои великие заслуги в распространении христианства он получил наименование равноапостольного. II. Возлюбленные братия! Св. Аверкий своей жизнью и делами научает нас той истине, что мы должны и себя самих, и что имеем у себя, и что зависит от нас, посвящать на служение ближним. Общее благо и созидание ближних – вот единственная цель, к которой мы обязаны, по мере сил своих, стремиться неуклонно, и при содействии Божией благодати не изнемогать в этом стремлении, но, сколько угодно будет Господу, простираться далее и далее, восходя от меры в меру.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522234

Затем следует переход от повествовательной части Аверкиевой надписи к части догматической. говорит далее предносила и предлагала мне в пищу рыбу жизни, подавая пищу и питие» (указание на то, что Аверкий, как во время своих путешествий, так и в прочее время своей жизни, принимал таинство евхаристии, постоянно и глубоко веровал в силу этого таинства) . Замечательные строки Аверкиевой надписи возводят нас к древнеримским юридическим воззрениям на неприкосновенность могил и указывают на господство этих воззрений и в мире христианском. «Слова эти я, Аверкий, велел начертать на могильном камне, имея от роду семьдесят два года. Пусть помолится каждый, кто пройдет мимо него, но никто да не дерзает наложить другого холма на тот, который заключает мои кости. А кто поступит таким образом, тот римской казне заплатит две тясячи золотых штрафу и тысячу золотых Иераполю, моему любезнейшему отечеству». Последние слова надписи дают наглядное подтверждение той мысли, что не только языческие, но и христианские могилы стояли под охраной римского законодательства. Христианин Аверкий сооружает могильный памятник и угрожает тем, кто осмелился бы посягнуть на него, определенным штрафом в пользу римского правительства и своего родного города. Итак, символ рыбы имеет значение для характеристики древнехристианского эпиграфического стиля и составляет надежный критерий христианского происхождения известной надписи. Но то, что мы заметили относительно этого символа, не может распространяться на множество других символов древнехристианского искусства, частью по их близкому отношению к тем же сюжетам искусства древнеримского, частью, по их сравнительной редкости и малоупотребительности, если взять в расчет значительную массу христианских эпитафий и надписей, начиная с катакомб до памятников позднейшего церковного искусства.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=90064

Молчала солдатская толпа, ни гугу. Жди-пожди, явятся… Озлобление к офицерам, что хотят вогнать в дисциплину назад. расстрелом, да судов полевых не стало. за офицерами надо поглядывать. Не многие-то на нашей стороне. у него шуба тёплая. Отдай ему свою шинель, бери его шубу. Вот уже и кавалеристы, спешенные в окопы, на митинге: несогласные так нас использовать. Али уж тогда назначайте эскадроны по Даже в Преображенском полку в апреле солдаты отказываются идти рубить лес для поправки окопов, размытых наводнением. Еле убедил их поручик Дистерло. Два батальона 611 полка, которым назначили идти на позицию, построились в полном снаряжении. Отслужил поп молебен, после того солдаты открыли стрельбу вверх: не хотим идти! (А кто – и по офицерам, над головами.) А то – целые патронные ящики бросают в реку: всё равно не будем воевать. Александру Львовну Толстую проводили из санитарного отряда с честью. А вдогонку решение комитета: В 14 стрелковом полку в Буковине для устройства наступательного плацдарма были назначены четыре роты. Узнав, какую работу они будут вести, стрелки отказались: наступать не будут, только обороняться. От наступления большие потери; и вообще – наступать в Румынии не согласны, а только в России. 126 Рыльскому и 127 Путивльскому пехотным полкам было приказано выступить по параллельным дорогам на смену частей 12 дивизии. Рыльский полк, сделав дневной переход, следующую ночь митинговал и высылал депутатов выяснить: почему никакой полк их 32 дивизии не идёт с ними по одной дороге, почему Путивльский пошёл иначе? И почему их послали на два дня раньше, чем предполагалось? И почему офицеры едут верхом? и верно ли, что командир полка уехал в тыл? Убедись, что он здесь, – стали у него выяснять, правда ли, что Рыльский полк идёт усмирять 12 дивизию – а та уже заложила под мосты мины. Следующее утро и полдня командир полка увещал рыльцев идти – но они выразили недоверие и ему, и ротному и полковому комитетам, и постановили: командировать выборных ото всех рот прямо в штаб корпуса: справедливо ли и правильно ли ими распоряжаются. А пока – стоять на месте и так отпраздновать праздник свободы.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69273

Но милосердия Бог требует и от нас, поэтому пятая заповедь гласит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( ). Искренние дела милосердия очищают человеческое сердце от греховной нечистоты, а чистые сердцем блаженны: они, по слову владыки Аверкия, «своим сердцем, как духовным оком, узрят Бога». Именно это и обещает ученикам Христовым шестая заповедь: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( ). Тот, кто видит Бога, стремится уподобиться Ему, а значит, становится подобным Сыну Божию, Богочеловеку Иисусу Христу, примирившему человека с Богом, продолжает архиепископ Аверкий. Такие люди «ненавидят вражду и поэтому становятся миротворцами, стремясь всюду водворять мир». Отсюда седьмая заповедь: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими ( ). Достигшие духовной высоты должны быть готовы к тому, что «мир сей», который во зле лежит ( ), возненавидит их за ту правду Божию, которую они являют ему, предупреждает владыка Аверкий. Поэтому восьмая заповедь Спасителя такова: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное ( ). Её продолжает и развивает, как бы венчая собой всё сказанное, последняя, девятая заповедь, обещающая великую награду на Небесах тем, кто претерпит злословие и гонения за преданность Христу: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( ). Но вернёмся к заповеди Блаженны нищие духом ( , ). Она имеет особенное значение, ведь именно она «запускает механизм» перерождения человека и является первой ступенькой в его восхождении к Богу. Эта заповедь побуждает нас ограничить свою волю, подчинив её воле Божией (смириться перед Богом), и испытать глубокую потребность в милости Божией.

https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/joga-pra...

В Ветхом Завете «говорится преимущественно о внешних поступках человека и налагаются строгие запрещения в категорической форме», объясняет архиепископ Аверкий (Таушев) ; в Новом Завете говорится «преимущественно о внутренней настроенности человеческой души, и излагаются не требования… а лишь условия, при соблюдении которых достижимо для человека вечное блаженство». На первое место оба евангелиста, записавшие Нагорную проповедь , – и Матфей, и Лука – помещают слова: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное ( , ср.: ). Эта заповедь призывает к смирению и оказывается едва ли не важнейшей во всём евангельском учении. Таков первый шаг на пути к блаженству в вечной жизни – осознать свою испорченность, склонность ко греху, а значит – духовную нищету, неспособность совершить что-либо доброе без Бога. Осознав грехи, препятствующие его входу в Царство Небесное, человек начинает оплакивать их, омывает душу слезами и получает возможность примириться со своей совестью и с Богом. Поэтому вторая заповедь блаженства звучит так: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( , ср.: ). Далее Господь говорит: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( ). «Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что уже становятся неспособными на кого-либо гневаться, делаются кроткими, – раскрывает логику последовательности заповедей архиепископ Аверкий (Таушев) . – Кроткие христиане действительно унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они наследуют землю и в будущей жизни, новую землю, которая откроется по разрушении этого тленного мира», землю живых ( ; ). Четвёртая заповедь блаженства: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( ) – обещает всякому, кто искренне стремится следовать воле Божией, что Господь сподобит его праведности и оправдает.

https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/joga-pra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010