001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. И пошел весь народ в Галгал, и поставили там Саула царем пред Господом в Галгале, и принесли там мирные жертвы пред Господом. И весьма веселились там Саул и все Израильтяне. Благ и благодетелен Ты, ; научи меня уставам Твоим. Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности. Brightman, LEW, pp. 17, 41, 47-48. Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим. Целование мира Диакон, не сходя со своего места на солее, возглашает: Возлюбим друт друга, да единомыслием исповемы , — на что хор отвечает: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную . Священник в это время поклоняется три раза перед святой трапезой, произнося себя трижды слова (Пс. 17:2-3 [ 1 ]): Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь Утверждение мое и Прибежище мое . При этом он прикладывается к покровенным сосудам над дискосом и над Чашей и к краю святой трапезы перед собой. Тут он ничего не произносит, хотя кое-где практика узаконила слова: Святый Боже, Святый Крепкий...

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2413

Колокольня возведена в 1831–1840 годах на месте трех последовательно сменявших друг друга построек предыдущего времени. Проект колокольни разработал в 1831 году архитектор Е. Малютин. Мастерски вписанная в ансамбль монастыря и в окружающий ландшафт колокольня придала живописность всей городской панораме, развернутой вдоль долины реки Нары. Среди жилых и хозяйственных построек монастыря выделяются палаты настоятеля, относящиеся к середине XVIII века. Во второй половине XVII века монастырь был обнесен каменной крепостной стеной с башнями по углам, сложенными частью из белого камня, частью из кирпича. В 1930-е годы значительная часть стен была разобраны, из пяти башен сохранилась только одна. В середине XVIII столетия монастырь был крупным вотчинником. Он владел 3000 душами крестьян, селами, деревнями, мельницей на реке Наре, двумя часовнями, деревянным подворьем в Москве. К этому времени к Высоцкой обители был приписан женский Серпуховской Владычный монастырь. Все это грандиозное хозяйство рухнуло в одночасье, когда императрица Екатерина II провела свою знаменитую секуляризацию. В 1764 году обитель была отнесена к третьему классу (ниже по своему статусу были только так называемые заштатные монастыри). Правда, к середине XIX столетия ее положение заметно улучшилось. Братия не бедствовала, возводились новые постройки. В 1823–1826 годах в монастыре подвизался знаменитый Авель Прорицатель, именно здесь предрекший скорую кончину императора Александра I, восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1925 года, восшествие на престол Николая II. В 1896 году в монастыре была построена Всехсвятская церковь -усыпальница. Ее возводил московский архитектор Р.И. Клейн на средства серпуховского промышленника Н.Н. Коншина. Церковь стала усыпальницей рода Коншиных, старинных серпуховских купцов и промышленников. Накануне XX века здешние бумаготкацкие фабрики Коншина и Рябовского мануфактурного товарищества были крупнейшими в России. Только Товарищество мануфактур Н.Н. Коншина производило продукции на 11 миллионов рублей при семи тысячах рабочих. Коншины состояли в родстве с купцами-меценатами Третьяковыми, которые тоже имели свое дело в Серпухове. После революции братья Коншины остались в России, уехав в подмосковное Алабино, куда до них в 1930 году дотянулась рука НКВД. Высокий, устремленный вверх коншинский храм увенчан массивным каменным крестом. В традициях древней византийской архитектуры церковь сложена из кирпича и облицована светлым песчаником, что придает фасадам церкви характерную «византийскую» двухцветность.

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/svjata...

Святительский путь он начал епископом Подольским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Затем были Иркутская и Читинская, Владимирская и Суздальская, Кишеневская и Молдавская епархии. И вот, умудренным святителем приходит он на Тульскую кафедру в час, когда двери открываются и невозможное становится возможным . Господь знает, когда и кого поставить на нужное место. В Тульской земле всегда был силен дух молитвы и исповедничества. Даже святые ее избирали самый великий и тяжкий подвиг – юродство Христа ради. На этой земле родился знаменитый Авель-прорицатель, просидевший большую часть жизни за стенами каземата. Будучи пророком от Господа, он предсказал день и образ кончины многих Русских Государей – от Екатерины Великой до царя-мученика Николая. На этой озаренной светом духовности земле захлебывались вражеские нашествия – здесь решалась судьба России в Куликовской битве, и в последней войне враг был остановлен под Тулой. И потому так важно было, кто возглавит духовное возрождение этой земли. С приходом Владыки Серапиона она получила как бы новое духовное рождение. Из руин вставала цветущая земля. В Туле было всего 4 храма – теперь их 18. В епархии было 18 храмов – теперь их больше сотни. Произошло не только обновление духовной жизни, но и обретение новых святынь. Именно при Владыке по Помыслу Божию совершилась канонизация двух святых – блаженной Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского. Владыка благословлял многие духовные начинания – одной из его забот было восстановление монашеской жизни в епархии. Сегодня 5 обителей украшают Тульскую землю. Владыка являл собой образ истинного слуги Господня. Все, кто служил с ним, видели и понимали, что служба – главнейшая часть его жизни.

http://www.pravoslavie.ru/news/11882.htm

В мемуарах М. В. Толстого — обедом у костромского губернатора Лумпа Авель предсказал время и подробности кончины императора Павла. Заключённый в Шлиссельбургскую крепость прорицатель был скоро выпущен с прежними 43 . Как выяснилось выше из документов, Авель был при Павле I посажен в Петропавловскую крепость и оттуда отправился не на свободу с прежними правами, а в заключение в Соловецкий монастырь, где пребывал ещё какое-то время, возможно — около полугода в заключении. Прямые свидетельства очевидцев о предсказаниях Авеля в материалах воспоминаний об обстоятельствах второго ареста отсутствуют. Противоречия содержания воспоминаний друг с другом и с документальными фактами очевидны. 3) Предсказание о войне с Наполеоном. Третий арест несколько лет Авель снова высказал пророчество о вступлении наполеоновских полчищ в Россию и о сожжении Москвы. За это предсказание он был заточён в Соловецкий монастырь, но оттуда ему удалось выйти на свободу, пользуясь покровительством князя А. Н. Голицына, постоянного покровителя квакеров, иллюминатов, масонов и других мистических — писал М. В. Толстой 44 . Л. Н. Энгельгардт: год до нападения французов Авель предстал пред императором и предсказал, что французы вступят в Россию, возьмут Москву и сожгут. Государь опять приказал посадить его в крепость. По изгнании неприятелей он был 45 . Как следует из документов, Авель был выпущен в 1812 году не из крепости, а из Соловецкого монастыря. Авель, предсказавший взятие Москвы французами, говорил, что наступит время, когда монахов сгонят в несколько монастырей, а прочие монастыри — писал святитель Игнатий (Брянчанинов) 46 . Наконец, ещё раз повторим, что, согласно анонимному автору статьи 47 , Авель предсказывал взятие Москвы французами задолго до нашествия, за что был отправлен в Соловки на многолетнюю отсидку (см.

https://www.pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-istorich...

выше). Снова в воспоминаниях современников не находим ни одного прямого свидетельства о предсказании и обнаруживаем противоречия в приводимых сведениях и несоответствие фактам приводимых сведений. 4) Предсказание о кончине Александра I, восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и воцарении Николая I (Авель) подал прошение о принятии его в Серпуховской Высотский монастырь, куда и поступил 24 октября 1823 года. Вскоре разгласилось по Москве новое предсказание Авеля — о скорой кончине Александра I, о восшествии на престол Николая Павловича и о бунте 14 декабря. На этот раз прорицатель остался без преследования. Последнее его пророчество сбылось, как и — писал М. В. Толстой 48 . По словам Энгельгардта, 1820 года уже более никто не видал его (Авеля), и неизвестно, куда он 49 . Упоминания об этом предсказании в воспоминаниях Давыдова и Ермолова отсутствуют. Снова видим противоречия в сведениях и отсутствие прямых свидетельств. 5) Предсказание о годах царствования Николая I «Авель находился в Москве во время восшествия на престол Николая; он тогда возвестил о нём: проживёт тридцать 50 , — писал Д. Давыдов 51 . У прочих писателей мемуаров этот факт не упоминается. 6) Предсказание об одном обстоятельстве коронации Николая I «Весною 1826 года он (Авель) был в Москве. Готовилась уже коронация Николая I. Графиня А. П. Каменская спрашивала его; будет ли коронация и скоро ли Авель отвечал ей: придётся вам радоваться Эти слова разнеслись по Москве, и многие объясняли их в том смысле, что коронации вовсе не будет. Но значение их было совсем иное: графиня Каменская подверглась гневу Государя за то, что в одном её имении крестьяне вышли из повиновения, возмущённые жестокостию управителя, и графине воспрещён был приезд на коронацию», — писал М. В. Толстой 52 . Наконец в И. П. Сахарова указывается лишь на то, что Авель записывал свои на маленьких тетрадках, которых очень много по свету 53 . Таким образом, среди воспоминаний современников мы не находим ни одного прямого свидетельства о предсказаниях Авеля. Противоречивость сведений, приводимых современниками Авеля, и напротив — повторение ими друг друга слово в слово и несоответствие сведений реальным фактам свидетельствуют о низком уровне достоверности этих источников.

https://www.pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-istorich...

Приводим также неблагосклонный отзыв об Авеле и его предсказаниях, который был сделан святителем Филаретом Московским, приводимый М. В. Толстым: «Митрополит Филарет по поводу последнего предсказания Авеля писал от 25 апреля 1829 года своему викарию Иннокентию из Петербурга между прочим следующее: о предсказателе в серпуховском монастыре, без сомнения, относится к известному Авелю, который там был, но который в 1826 году за то, что, как говорили, предсказывает, заключён в Спасо-Евфимиев монастырь, где и доныне остаётся. Жаль, что вы сего не знали и не сказали, кому (Прибавления к Творениям святых Отцов. 1872. Ч. 25. С. 441). Затем уже от 2 мая того же года Филарет писал: Вашему Преосвященству переписку о предсказательной молве. Благодарю, что вы хорошо развязали сей узел. Одно не худо бы прибавить, что Авель уже сидит под (Там же. С. 448)» 88 . Заметим также, что, согласно опубликованным документам, ряд лиц, носивших архиерейский сан, упомянутых в них, лично знавших Авеля и знакомых с его творениями, высказывался о нём в отрицательном смысле. Сохранились и детские воспоминания того же М. В. Толстого о монахе Авеле, и это — единственное личное свидетельство о нём со стороны очевидца, среди всего ряда писателей мемуаров об Авеле. я играл очень весело в большой зале дома бабушки (мне было тогда восемь лет от роду), как графиня Каменская привезла с собою Авеля: я увидел монаха с густыми всклокоченными седыми волосами и густою бородою, большими блестящими чёрными глазами, со смуглым суровым лицом и громким грубым голосом. Прорицатель внушил мне такой ужас, что я немедленно бежал и спрятался в отдалённой комнате. Это чувство страха оставалось во мне несколько 89 . Вышеизложенные факты говорят о том, что жизнь Василия Васильева (монаха Авеля) вряд ли может быть оценена как жизнь подвижника благочестия. Перед нами почти неоспоримые свидетельства о лжепророке, пребывавшем в демонической прелести, вера которого характеризовалась грубыми искажениями догматического характера.

https://www.pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-istorich...

И сказал ему прозорливец вся от начала веков до конца . Авеля ведено было выпустить, снабдить его паспортом, деньгами и одеждой. Отец же Авель, видя у себя пашпорт и свободу во все края и области, и потече из Петербурга к югу и к востоку, и в прочия страны и области. И обшед многая и множество. Был в Цареграде и во Иерусалиме, и в Афонских горах; оттуда же паки возвратился в Российскую землю . Он поселился в Троице-Сергиевой Лавре, жил тихо, разговаривать не любил. К нему стали было ездить московские барыни с вопросами о дочерях да женихах, но инок отвечал, что он не провидец. Однако писать Авель не бросил. В письме к графине Прасковье Потемкиной он говорит, что сочинил для нее несколько книг, которые вскоре вышлет. Однако это уже не были книги пророчеств, поскольку в другом письме Авель сетует: «Я от вас получил недавно два письма, и пишете вы в них: сказать вам пророчество то и то. Знаете ли, что я вам скажу: мне запрещено пророчествовать именным указом. Так сказано, ежели монах Авель станет пророчествовать вслух людям или кому писать в хартиях, то брать тех людей под секрет и самого монаха Авеля и держать их в тюрьме или в острогах под крепкими стражами. Видите, Прасковья Андреевна, каково наше пророчество или прозорливство, - в тюрьмах ли лучше быть или на воле, размысли убо. Я согласился ныне лучше ничего не знать да быть на воле, нежели знать да быть в тюрьмах и под неволею. Писано есть: будьте мудры яко змии и чисты яко голуби , то есть буди мудр, да больше молчи. Есть еще писано: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну и прочая такова; вот до чего дошли с своею премудростию и с своим разумом. Итак, я ныне положился лучше ничего не знать, а если знать, то молчать » ...Авель переходит из монастыря в монастырь и скитается по разным местам России, но чаще проживает в Москве и в Московской губернии. Здесь он подал прошение о принятии его в Серпуховский Высоцкий монастырь, куда и поступил 24 октября 1823-го года. Вскоре разгласилось по Москве новое предсказание Авеля - о скорой кончине Александра Первого, о восшествии на престол Николая Павловича и о бунте 14 декабря. На этот раз прорицатель остался без преследования.

http://sedmitza.ru/text/395715.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕЛЬ ПРОРИЦАТЕЛЬ предыдущая статья Т. 1 , С. 125-126 опубликовано: 24 декабря 2007г. АВЕЛЬ ПРОРИЦАТЕЛЬ (Васильев Василий; до 7.03.1757, с. Акулово Алексинского у. Тульской губ.- 29.11.1831, г. Суздаль Владимирской губ.), мон., автор рукописных книг. Как рассказывается в его автобиографии («Житие и страдания отца и монаха Авеля»), А. П. был сыном крепостного крестьянина, в 1774 г. женился «против воли», в 1776 г. начал странствовать, через 9 лет поселился в Валаамском мон-ре под началом игум. Назария (Кондратьева) , где обрел дар предвидения, затем перешел в Бабаевский Николаевский мон-рь Костромской епархии. В 1796 г. предсказал кончину императрицы Екатерины II и был заключен в каземат Петропавловской крепости, после беседы с имп. Павлом I был освобожден и возвратился в мон-рь. Вскоре предрек время и подробности кончины имп. Павла, был посажен в Шлиссельбургскую крепость, но, поскольку предсказание снова сбылось, выпущен на свободу имп. Александром I . Спустя неск. лет предсказал Отечественную войну 1812 г. и сожжение Москвы, снова попал в заключение, на этот раз в Соловецкий мон-рь , вскоре был освобожден благодаря покровительству кн. А. Н. Голицына . Скитался по мон-рям, 23 окт. 1823 г. поступил в Высоцкий Серпуховской мон-рь , где предрек скорую кончину имп. Александра I, восстание 14 дек. 1825 г., восшествие на престол имп. Николая I и то, что он «проживет тридцать лет» (Давыдов. С. 482). Опасаясь преследования, в июне 1826 г. покинул Высоцкий мон-рь, был задержан в Тульской губ. и заключен в Евфимиев суздальский мон-рь , где и скончался; погребен за алтарем ц. свт. Николая. Свои видения и мысли, а также своеобразные переложения библейских сказаний, сопровождаемые собственными толкованиями, А. П. записывал в маленьких тетрадках, к-рых, по словам И. П. Сахарова, «очень много по свету гуляет». Интерес к личности А. П. в годы, когда он жил на свободе, проявляли многие представители рус. интеллигенции (М. Я. Мудров, П. И. Страхов) и знати (в т. ч. гр. П. А. Потёмкин, кн. А. Н. Голицын), покровительством к-рых пользовался этот «простонародный мистик». Соч.: Житие и страдания отца и монаха Авеля (отрывки) / Публ. М. И. Семевского // РС. 1875. 2; Книга Бытия (отрывки) // Там же. Лит.: Ильин-Томич А. А. Васильев В. // Русские писатели, 1800-1917. Т. 1. С. 394; ЖПодв. Ноябрь. С. 738-740; Давыдов Д. Соч. М., 1962; Записки И. П. Сахарова // РА. 1873. Кн. 1. Стб. 959; Розанов Н. П. Предсказатель монах Авель в 1812-1826 гг. // РС. 1875. 4; Прорицатель Авель // РА. 1878. 7; Житие преподобного Авеля прорицателя. Коломна, 1995; Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995. С. 225-228. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/82442.html

Бабаевский во имя свт. Николая мон-рь. Литография 1-я четв. XIX в. (ГИМ) Бабаевский во имя свт. Николая мон-рь. Литография 1-я четв. XIX в. (ГИМ) К нач. XVIII в. мон-рь пришел в упадок, в нем жили 4 монаха. В 1709 г. он был приписан к переславль-залесскому «на болоте» во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю . В 1724 г. житель посада Б. Соли В. Исаков принес в дар обители написанную в Н. Новгороде в 1719 г. по его заказу Иверскую икону Божией Матери, вскоре прославившуюся мн. чудотворениями. В нач. 50-х гг. XVIII в. установился обычай ежегодного празднования Иверской иконы Божией Матери во вторник Светлой седмицы. В нач. 1728 г., когда в Б. м. жили 26 насельников, строитель Филарет обратился в Святейший Синод с ходатайством о восстановлении самостоятельного статуса обители. Ходатайство было удовлетворено, соответствующий указ был издан Синодом 5 авг. 1728 г. К 1764 г. мон-рь владел 6 дес. пашенной земли, к-рую обрабатывала братия, крестьян у мон-ря не было. Во время монастырской реформы 1764 г. Б. м. «по уважению» к находящейся в нем чудотворной иконе свт. Николая не был закрыт, его отнесли к сверхштатным обителям. В 1790 г. игум. Филагрий ввел в мон-ре общежительный устав. В 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. в обители жил мон. Авель Прорицатель . В 1791-1797 гг. в Никольском храме мон-ря были устроены новые приделы и переосвящен главный престол верхнего храма. К нач. XIX в. на 1-м этаже Никольского храма существовали престолы: центральный - во имя свт. Николая, правый - во имя свт. Иоанна Златоуста, левый - во имя прп. Сергия Радонежского; на 2-м этаже: центральный - в честь Иверской иконы Божией Матери, правый - во имя Св. Троицы, левый - во имя свт.

http://pravenc.ru/text/77282.html

тульского Предтеченского мон-ря Дионисий, в окт. 1823 г. мон. Авель Прорицатель . В нач. XX в. в В. м. проживали архимандрит, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 3 монаха и 12 послушников. В В. м. существовала б-ка, ризница, в к-рой хранились 2 ризы, по преданию принадлежавшие прп. Сергию, покровцы и пелена XVII в., более 20 напрестольных серебряных и кипарисовых крестов, церковная утварь, митры. В мон-ре имелась школа для мальчиков, при Покровской ц.- больница. Интерьер ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Интерьер ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Постройки В. м. К нач. ХХ в. в мон-ре было 7 каменных храмов. Зачатиевский собор XIV в. пострадал при нашествии Девлет-Гирея и, как подтвердили раскопки 1974, 1976-1978 гг., был разобран. К сер. XVI в. на его месте возвели кирпичный собор. 2-светный четверик 5-главого крестово-купольного 4-столпного храма поставлен на высокий подклет, в кладку к-рого вошло основание прежнего храма. С 3 сторон собор окружен крытой 2-ярусной обходной галереей, на к-рую первоначально вели 3 лестницы. Разновеликие арки галереи опираются на квадратные столбы, украшенные филенками. Уникальной особенностью является 3-частная граненая апсида с узкими щелевидными окнами. Фасады расчленены лопатками на 3 прясла и завершены рядом закомар, отрезанных карнизом от поля стены. В кон. XVII - нач. XVIII в. на средства Нарышкиных была перестроена верхняя часть собора: переложены своды и барабаны с главами, позакомарное покрытие заменено 4-скатной кровлей, переделаны окна. В откосе окна центральной апсиды сохранились фрагменты росписи 1-й пол. XVIII в. В 1880 г. собор вновь был расписан, в 1899 г. росписи были поновлены.

http://pravenc.ru/text/161091.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010