Андрей 15 февраля 2015, 22:25 Сейчас можно снимать фильмы, где зло торжествует, добро не побеждает А разве где то сказано, что добро победит в вещном мире? Царствие Божие наступит после конца времен. Разве не так? У нас действительно практически не возможно найти правды и справедливости.... общество в принципе не справедливо, поэтому христиане ждут ее на суде Божьем в вечно жизни. иеромонах Авель 15 февраля 2015, 20:51 (окончание.) Мелькали в интернете высказывания, что это фильм-притча о современном Иове... То же удивляет: св.праотец Иов, будучи искушаем диаволом, но при этом всецело стремясь к Богу, к Истине, к Высшей Правде, хотя и допускал ропот, сомнеиния, свойственные нашей ограниченной природе, но в итоге его верность и искреннось сделала его боговидцем и, я бы сказал даже несколько евангелистом. Его жертвенное искание правды, и привлекло Бога стать Лицом к лицу с Иовом, возвысить Иова от исполнителя закона [совести], приносящего жерты, до присного Богу (в смысле, что только близкие общаются лицом к лицу), и стать одним из ветхозаветных благовестников Всеобщего Воскресения. Где этот поиск у героя фильма, где это возвышение к Высшей Правде, чрез сокрушение и познание греховности падшего естества?... Я так понял, что его нет... Герой фильма (скорее -- персонаж переднего плана, героев что-то там не видать) не обрёл ничего из этого... В чём тогда декларировавшаяся сногсшибательность фильма, если (кроме клеветы на Церковь) всё остальное мы и так прожевали в 90-е?.. Просто старая жвачка?.. иеромонах Авель 15 февраля 2015, 20:47 Спаси Бог, о.Андрей! С праздником! ----------- Попытался посмотреть фильм (несмотря на все отрицательные комменарии), дошёл до эпизода, где епископ искажает слова Св.Писания всякая власть от Бога до несуществующего в Церкви понимания ты -- у власти, ты -- и прав , и выключил... Смотреть фильм , в которм просто или нетрезвая, или намеренно клеветническая деталь создаёт фон для оценки всего содержания (делает подложку, задаёт проблематику), не стоит... Если для критического разбора -- может и стоит, а если чему-то научиться , то -- нет... |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Abeль праотец, прав. Описания иконы Авель праотец, прав. - житие Праотец Авель - день памяти 28.12 н.ст. (15.12 ст.ст.) «Кто говорит: люблю а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит». Св.апостол Иоанн Богослов. Праотец Авель - второй сын Адама и Евы. В Библии сказано, что старший брат его Каин занимался земледелием, а младший брат Авель пас овец. Причиной конфликта между Каином и Авелем стала зависть. Когда пришло время, каждый из них принёс в дар Богу результаты своих трудов: Каин — часть урожая, а Авель — лучших овец из своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошёл. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его (Быт. 4:2—8). За это Каин был проклят, заклеймён и обречён на скитания. В христианской традиции Авель поним[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. |
Э. Н. П. Иконография Каин убивает Авеля. Мозаика кафедрального собора в г. Монреале. 1180-1190 гг. Каин убивает Авеля. Мозаика кафедрального собора в г. Монреале. 1180-1190 гг. Авель. Фреска ц. Спаса на Ильине в Новгороде. 1378 г. В миниатюрах рукописей, подробно иллюстрирующих историю Адама и Евы, кроме названных сюжетов изображается младенец А. на руках Евы и А., пасущий свои стада (Пятикнижие Ашбурнхама. VII в. Paris. nouv. acq. lat. 2334. P. 6). В росписях Санта-Мария Антиква в Риме, IX в., представлено погребение А. В XVI-XVII вв. эти сюжеты получают широкое распространение в рус. искусстве: в миниатюрах рукописей (Лицевой летописный свод, 60-70-е гг. XVI в.; Хронограф, кон. XVI в.; лицевые Библии XVII в.); в иконах ( «Четырехчастная» из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в.; «Сотворение мира», 1630 г. (ГИМ); дверь в жертвенник, XVII в. (ГИМ)); в монументальной живописи (Успенский собор Свияжского мон-ря , 2-я пол. XVI в.; ц. свт. Николая (Николы Надеина), 1640 г., и ц. свт. Николая (Николы Мокрого), 1673 г., в Ярославле; ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме, 1652 г.; ц. Воскресения в Ростовском Кремле, ок. 1675 г.). С XIV в. изображение А. встречается в монументальных росписях среди ветхозаветных праведников, праотцов и пророков: мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине , 1378 г., и ц. Успения на Волотовом поле , 80-е гг. XIV в., в Новгороде. Иконогр.: Henderson G. // LCI. Bd. 1. Sp. 5-10; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII - начало XV в. М., 1976. С. 181-184; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. 29, 116. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) |
IV. Каин и Авель. Наиболее ярким прообразом Церкви в святоотеческой лит-ре является прав. Авель. Свт. Амвросий Медиоланский аллегорически интерпретирует образы Каина и Авеля, сопоставляя первого с иудеями, второго с христ. народом из язычников, в принесенном Авелем в жертву ягненке видит прообраз таинства Евхаристии (De Cain et Abel I 2, 3). Блж. Августин считает Авеля образом «Града Божия» - странствующей Церкви, гонимой миром, т. е. Каином (De civ. Dei. 15. 1, 18; 18. 51). Для свт. Киприана Карфагенского он является прототипом первого мученика (Ep. 56; Exhort. mart. 5). Согласно истолкованию Павлина Милостивого, еп. Ноланского, это образ страждущего праведника - Христа (Ep. 38. 3). Свт. Иоанн Златоуст (In Gen. 19. 6) и блж. Феодорит Кирский (Quaest. in Gen. 45) рассматривали его как совершенный образ христианина, который засвидетельствовал истину своей кровью. В творениях мн. св. отцов прав. Авель предстает прообразом страждущего Христа ( Ambros. De incarn. Dom. 1. 4; Aug. Con. Faust. 12. 9-10; Greg. Nazianz. Or. 25. 16; Ioan. Chryst. Adv. Iud. 8. 8), у свт. Кирилла Александрийского наиболее ярко показано, что убийство невинного праведника содержит в себе прообраз жертвы Христа, превосходящей собой все ветхозаветные жертвоприношения (Glaph. in Pent. 1. 1). Праотец Ной. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1374 г. Мастер Феофан Грек Праотец Ной. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1374 г. Мастер Феофан Грек V. Ной и потоп. Типология этих образов широко разрабатывалась в святоотеческих творениях. Так, свт. Амвросий Медиоланский сопоставляет акт Крещения с потопом, в к-ром так же уничтожаются грехи, как в водах потопа Господь уничтожил развращенное грешное человечество (De myster. |
Изгнанники из рая вернулись из Эдема к месту своему, к земле, от которой и взяты были. Сыновья Адама Каин и Авель решили принести Ягве Богу в жертву дары свои. Каинова жертва не была принята Господом, а на Авелеву жертву с благоволением призрел Господь. Святая Земля передает в сказаниях своих, что это было именно этой скале под сверкающим в глазах наших куполом стоял жертвенник Авеля. Здесь была принесена приятная Авеля. Отсюда удалился Авель на поле и был по зависти умерщвлен братской рукой. Авель означает «пар», «суета». Как пар, развеялась едва начавшаяся жизнь. С тех сама жизнь человеческая превратилась в «пар», в скоротечную суету, в суету сует, как об этом сказал мудрый Екклезиаст. К этой скале, сокрытой ныне под сияющим золотым куполом, после трехдневного пути пришел праотец Авраам, родоначальник веры во единого Бога на земле. Он пришел сюда с сыном своим Исааком, чтобы по слову Единого и принести его в жертву. Здесь Авраам устроил жертвенник, здесь разложил дрова, здесь лег на них связанный Исаак, и сверкнул в солнечных лучах нож праотца. Здесь Малеах Ягве — Ангел Господень — остановил его. Не Исаак в жертву, но за него и за всех нас, Он Сам, Слово Превечного Отца, воплотившись, будет вознесен на древо и принесен в жертву. Только случится это уже не на сей скале, а на той, другой, на Голгофе, месте. Там, где вкусивший грех Адам вкусил и Случится это, чтобы смертию смерть попрать. На этой скале в пещере (не в той ли, где обитал Адам?) было гумно Орны Иевусеянина. Царь Давид, еще не боем взявший сей город у иевусеев, согрешил, повелев исчислить народ Израильский. Тем самым он упование свое возложил не на Господа, а на свои воинства. Ангел Господень поразил тогда от Дана до Вирсавии семьдесят тысяч человек и дошел до гумна Орны говорит, что когда нога Ангела коснулась вершины скалы, то та навеки почернела и оплавилась. Господь о наведенном бедствии, а царь Давид покаялся в грехе своем на месте сем. И купил Давид у его и поставил на том месте жертвенник. |
Праша не хотела ей отвечать на это. б я сама умела писать, я бы ей написала, что уже как мне теперь сорок лет, то мне в это время все источники жизни должны затвориться. Соседние сироты-дети и чухны Прашу скоро узнали и полюбили, и она их тоже. XXI Из чухон у Праши даже завелся один приятель; это был беднейший старик Авель. Они жил как гном, в какой-то земляной норе, и Праша его спервоначалу даже немножко пугалась. Низенький, кривоногий и косматый и притом очень старый, но черноволосый без седины; одет всегда в овечьей куртке черною шерстью вверх, а штаны из кожи. Днем он сидел над своею ямкой и плел кошели, а сам пел. Все что-то пел, а ночью опять выползал и долго-долго бродил между большими каменьями, а потом взлезал на камень и дремал. Праша скоро узнала, что старый Авель человек не страшный, и перестала его бояться. А потом спросила его: что он поет? Он отвечал: зачем сидишь наруже ночью? же ты слушаешь? усами услыхать нельзя. «Должно быть, он подумала Праша, а выходить из избушки и сидеть наруже и ей Сидишь в тишине и до того утихнешь, что вдруг что-то слышишь: точно как будто Апрель Иванович Пеленака читает». говорит я у вас научилась сидеть на дворе ночью. сити! для чего вы, Авель, вокруг камня ходите? Авель не понял и замотал головою. чего вы на другую сторону всё смотрите? Авель понял, как хотел, и отвечал: ты смотри на другую сторону! И Праше понравилось, что Авель говорит о небесном: как смотреть «на другую сторону жизни». Ей стало приятно смотреть, как чухонский лохматый Авель старается услыхать слухом неслышное и заглянуть на сторону невидимую, и она стала выходить ночью и подолгу сидеть с Авелем здесь между камнями. Сурово, строго и свежо как в воздухе, так и на душе. И капитанская труба с судна нет-нет да и раздастся, раз от разу зычнее. Наконец была даже Праше наивысшая радость: от нее совсем отступил бледнолицый страх смерти. Но жизнь иногда еще трогала. XXII |
Можно сказать, это были те привилегии, которые позднее закрепил Моисеев закон. В любом случае, у Каина, безусловно, был образ мыслей и психология «первого». И наверное, до этого трагического для семьи Адама мгновения никто не подвергал сомнению это его первенство. С позиций такого первенства Каин и смотрел на Авеля. И еще, скорее всего, он никак не мог поверить, что кто-то когда-нибудь дерзнет усомниться в этом его первенстве или это первенство задеть. Но как внезапно все случилось! Происходит то, чего Каин никогда не мог себе представить: брат вдруг делается выше, чем он, и посягает на его первенство. Жертва Авеля оказалась благоугодной Богу, поскольку он принес ее с благоговением и согласно с правилами богопочитания своего времени. Каин же, напротив, пренебрег этими правилами и должными священнодействиями. Следовательно, Бог не был пристрастен. Он просто показал Каину, что тот должен был совершить все так, как это делал Авель. Но Каин разгневался, разозлился! В душе он почувствовал себя глубоко униженным. Ему было стыдно. Авель – лучше, чем он?! Как он будет выглядеть теперь в обществе? Как он сможет теперь жить, пока жив его брат? Ведь Авель отныне всегда будет живым напоминанием и доказательством того, что Бог отверг Каина. Каин, обуреваемый помыслами о своей социальной неполноценности, решил: Авель должен умереть, чтобы исчез с лица земли живой свидетель унижения достоинства Каина. Бесовская болезнь «и будете как боги» не признает какого быто ни было почитания семейных уз. Следовательно, именно разросшийся фантастический образ первенства вооружил против брата руку Каина статус первого ребенка в семье поддерживал в Каине сознание его превосходства над братом Авелем. |
3:11) Бог и не умолчал, и не обличил его прямо: не умолчал, чтобы вызвать его к признанию в грехе; не обличил прямо, чтобы не все было делом Божьим и человек не лишился прощения, которое даруется нам за раскаяние. Потому Бог и не высказал прямо причины, от которой произошло познание (греха), но начинает речь в виде вопроса, оставляя человеку возможность дойти до признания. То же самое можно видеть опять на Каине и Авеле. Они первые принесли Богу начатки трудов своих. Мы хотим доказать примером не только зла, но и добра, что человек (по природе) знает то и другое. Человек знает, что грех есть это показал Адам; а что он знает также, что добродетель есть добро, это опять показал Авель. Он принес свою жертву не по чьему–либо наставлению, и не по внушению закона, который говорил бы тогда о начатках, но наученный сам собой и совестью. Не свожу речи далее, но занимаюсь первыми людьми, когда еще не было ни письмен, ни закона, ни пророков, ни судей, но один Адам с для того, чтобы ты узнал, что познание добра и зла первоначально вложено в природу человека. Откуда бы иначе узнал Авель, что доброе приносить жертву, доброе почитать Бога и благодарить за все? Что же, скажешь, Каин разве не принес жертвы? Принес и он: но не так (как Авель). И отсюда опять открывается познание, внушаемое совестью: Каин, когда по зависти вознамерился убить почтенного (Богом) брата, скрывает это коварное намерение, и что говорит? « Пойдем на поле » (Быт. 4:8). С виду личина дружелюбия; а в мысли намерение братоубийства. Если бы Каин не знал, что это злое: для чего бы стал скрывать его? И по совершении убийства, когда Бог спрашивал его: « где Авель, брат твой? он опять говорит: « не знаю; разве я сторож брату моему? » (Быт. |
При изгнании из рая люди были научены Самим Богом приносить жертвы. На это указывает замечание Библии , что Бог сделал Адаму и Еве кожаные одежды. Жертва ветхозаветная прообразовала (предъизображала) Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира. 4. Каин и Авель. Смешение племен После изгнания из рая у Адама и Евы родились два сына: Каин и Авель. Когда они выросли, Каин начал заниматься земледелием, а Авель пас стада. Однажды они принесли жертвы: Каин – плоды земные, а Авель – лучшего животного из своего стада. Бог принял жертву Авеля, потому что он приносил ее с усердной молитвой и верой в обещанного Спасителя, а жертву Каина отверг. Каин сильно огорчился этим и стал завидовать своему брату. Бог предостерегал Каина: «почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? грех влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Каин, однако, не внял вразумлению Божию; побуждаемый завистью, он вызвал Авеля в поле и там убил его. Бог спросил Каина: «где брат твой Авель?» Каин грубо ответил: «не знаю; разве я сторож брату моему?» Тогда Господь сказал ему: «что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». Братоубийца Каин не возвращался более к родителям; он поселился вдали от них и основал первый город на земле. Потомки Каина научились ковать медь и железо, изобрели гусли и свирель. Но они были люди нечестивые и потому называются в Священном Писании сынами человеческими. Вместо Авеля, Бог дал Адаму третьего сына– Сифа. Потомки Сифа были благочестивы и названы в Библии сынами Божиими. Они управлялись старшими в род – патриархами, из которых были особенно замечательны: Мафусаил, живший 969 лет, Енох, за святость жизни взятый живым на небо, и Ной. Потомки Каина и Сифа сначала жили отдельно. Но потом сыны Божии стали родниться с сынами человеческими и стали жить также нечестиво. Угодным Богу оставался только Ной, благочестивый потомок Сифа. 5. Всемирный потоп (2262 г. от сотв. мира, 3247 до Рожд. Хр.) |
Таким образом, круг «специальностей» допотопного человечества следует считать весьма обширным. Но это был круг «мирских» занятий по созданию и обеспечению условий земного существования человека, удовлетворения плотских потребностей. Безусловно, эти «специальности» высоко ценились в этом и заключается смысл их перечисления в Библии. Однако всего этого было недостаточно, ибо земное существование человека нуждалось не только в материальном обеспечении, но в осмыслении и оправдании. Как можно предположить, в первом же поколении Адама было предусмотрено, чтобы его сыновья усердствовали как для своего земного жизнеобеспечения, так и для неотрывного пребывания в духовной жизни. Убиенный брат Каина, Авель, видимо, и был предназначен для подобной деятельности. Уже в этом поколении мы видим первое разделение труда, но смысл этого разделения не столько в том, что один из братьев занимался земледелием, другой скотоводством, сколько в совершенно ином и более основополагающем. В Книге Бытия проступает духовное предназначение Авеля. Оно проглядывается хотя бы в том, что, в отличие от дара Каина, не принятого Богом, дар Авеля был принят, факт, послуживший поводом для братоубийства. В чем же была причина подобного различия в отношении Бога к дару одного и другого из братьев? О даре Каина сказано просто: «Каин принес от плодов земли дар Господу» ( Быт.4.3 ). О даре Авеля читаем: «И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» ( ). В этих формулировках просматривается, что действия Каина формальны, они совершены по долгу, а действия Авеля продиктованы сердцем, совершены по вере. Таким образом, смысл первого в истории человечества убийства чрезвычайно глубок. Господь не принял дар от Каина, но принял от Авеля потому, что Авель и был духовной ветвью человечества, и зависть была лишь поводом для убийства, а глубинным его смыслом было убиение духовного начала. Первый же человек, рожденный от человека, совершил то же самое, что сделали его отдаленные потомки, казнившие Христа, ибо сказано: «Был Авель пастырь овец » ( ). |
|