Русский перевод пересмотренного и исправленного издания Библейского словаря, составленного Эриком Нюстремом в 1868 г. А Аароновы потомки Аваддон Авана и Фарфар (Парпар) Аварим Авва Аввакум Аввеи Аввим Август Августово рассмотрение Авдемелех Авденаго Авдий Авдон Аве-Ситтим Аведдар Авель-Беф-Маах Авель-Керамим Авель-Мехола Авелмехола Авель-Мицраим Авель или Хавель Авен Авен-Езер Авенир Авесса Авессалом Ави Авиам Авиафар или Эвиафар Авив Авигея Авизер 1 или Иезер Авилинея Авимелех Авинадав Авиноам Авирон Ависага Авитала Авихаиль Авишуй Авиуд Авия Авнан Аврам, Авраам Ав Авран Агав Агава Агаг Агарь Агаряне Аггей Аггифа Агнец Аголиав Агур Ад Ада Адам Адама Адар Адда Аддий Адер Адифаим Адма Адолламская пещера Адони-Везек Адонирам Адониседек Адония Адораим Адраазар Адрамелех Адрамит Адриа Адриэл Адуммим Азаил Азария Азека Беф-Азмавеф Азор Азот Аиалон Аин Аир Аист Акелдама Акила Акка Аккад Акравим Алебастр Александр Александрийцы Александрия Аллилуйя Алмодад Алмон, Аллемеф Алой Алтарь Алфей Альфа и омега Амадаф Амалик Амаликитяне Амаликова гора Аман Амана Амария Амаса Амасай Амасия Амвон Амврий Амелсар Амессай Амий Аминадав Аминь Амми Аммонитяне Амнон Амон Аморреяне Амос Амплий Амрам Амрафел Амфиполь Ана Анав или Анаф Анамеил Анамелех Анамим Ананий Анания Анания, Мисаил и Азария Анафема Анафоф Ангел Ангел Господень Андрей Андроник и Ония Анна Аннон Антипа Антипатрида Антиохия Антихрист Анхус Аод Апокрифический Аполлония Аполлос Апостол Аппиева площадь Апфика Ар и Ар-Моав Ара Аравия, Аравитяне Арад Арам Аран Арарат Арба Арвад Арвадены Аргов Ареопаг Арета Аримафея Ариох Аристарх Аристовул Ариэл Аркей Армагеддон Армения Арнон Ароэр Ароир Арпад Арса Артаксеркс Артем Арум Арфаксад Архангел Архелай Архи Архипп Архитянин Арюбов Ас, Аш. Аса Асаил Асаия Асардан Асасель Асаф Асенефа Асийские начальники Асинкрит Асир Асирово колено Асироф Асия Аскалон Аскеназ Аснафар Асор Асарские царства Ассуир Ассупим Асс Ассур Астароф Астарта Астинь Атах Атароф Атталия Афарим Афарсафхеи, Афарсахеи Афек Афин Афины Афни Ахав Ахаз Ахаик, Фортунат и Стефан Ахаия Ахан Ахзив Ахиил Ахикам Ахим Ахимаас Ахимаац Ахимелех Ахинадав Ахиноама Ахиноамь Ахио Ахисар Ахитофел Ахитув Ахия Ахор Ахса Ахсаф Ашан Ашбея Ашима Ашна Аштерофа Ашур |
Праша не хотела ей отвечать на это. б я сама умела писать, я бы ей написала, что уже как мне теперь сорок лет, то мне в это время все источники жизни должны затвориться. Соседние сироты-дети и чухны Прашу скоро узнали и полюбили, и она их тоже. XXI Из чухон у Праши даже завелся один приятель; это был беднейший старик Авель. Они жил как гном, в какой-то земляной норе, и Праша его спервоначалу даже немножко пугалась. Низенький, кривоногий и косматый и притом очень старый, но черноволосый без седины; одет всегда в овечьей куртке черною шерстью вверх, а штаны из кожи. Днем он сидел над своею ямкой и плел кошели, а сам пел. Все что-то пел, а ночью опять выползал и долго-долго бродил между большими каменьями, а потом взлезал на камень и дремал. Праша скоро узнала, что старый Авель человек не страшный, и перестала его бояться. А потом спросила его: что он поет? Он отвечал: зачем сидишь наруже ночью? же ты слушаешь? усами услыхать нельзя. «Должно быть, он подумала Праша, а выходить из избушки и сидеть наруже и ей Сидишь в тишине и до того утихнешь, что вдруг что-то слышишь: точно как будто Апрель Иванович Пеленака читает». говорит я у вас научилась сидеть на дворе ночью. сити! для чего вы, Авель, вокруг камня ходите? Авель не понял и замотал головою. чего вы на другую сторону всё смотрите? Авель понял, как хотел, и отвечал: ты смотри на другую сторону! И Праше понравилось, что Авель говорит о небесном: как смотреть «на другую сторону жизни». Ей стало приятно смотреть, как чухонский лохматый Авель старается услыхать слухом неслышное и заглянуть на сторону невидимую, и она стала выходить ночью и подолгу сидеть с Авелем здесь между камнями. Сурово, строго и свежо как в воздухе, так и на душе. И капитанская труба с судна нет-нет да и раздастся, раз от разу зычнее. Наконец была даже Праше наивысшая радость: от нее совсем отступил бледнолицый страх смерти. Но жизнь иногда еще трогала. XXII |
Можно сказать, это были те привилегии, которые позднее закрепил Моисеев закон. В любом случае, у Каина, безусловно, был образ мыслей и психология «первого». И наверное, до этого трагического для семьи Адама мгновения никто не подвергал сомнению это его первенство. С позиций такого первенства Каин и смотрел на Авеля. И еще, скорее всего, он никак не мог поверить, что кто-то когда-нибудь дерзнет усомниться в этом его первенстве или это первенство задеть. Но как внезапно все случилось! Происходит то, чего Каин никогда не мог себе представить: брат вдруг делается выше, чем он, и посягает на его первенство. Жертва Авеля оказалась благоугодной Богу, поскольку он принес ее с благоговением и согласно с правилами богопочитания своего времени. Каин же, напротив, пренебрег этими правилами и должными священнодействиями. Следовательно, Бог не был пристрастен. Он просто показал Каину, что тот должен был совершить все так, как это делал Авель. Но Каин разгневался, разозлился! В душе он почувствовал себя глубоко униженным. Ему было стыдно. Авель – лучше, чем он?! Как он будет выглядеть теперь в обществе? Как он сможет теперь жить, пока жив его брат? Ведь Авель отныне всегда будет живым напоминанием и доказательством того, что Бог отверг Каина. Каин, обуреваемый помыслами о своей социальной неполноценности, решил: Авель должен умереть, чтобы исчез с лица земли живой свидетель унижения достоинства Каина. Бесовская болезнь «и будете как боги» не признает какого быто ни было почитания семейных уз. Следовательно, именно разросшийся фантастический образ первенства вооружил против брата руку Каина статус первого ребенка в семье поддерживал в Каине сознание его превосходства над братом Авелем. |
3:11) Бог и не умолчал, и не обличил его прямо: не умолчал, чтобы вызвать его к признанию в грехе; не обличил прямо, чтобы не все было делом Божьим и человек не лишился прощения, которое даруется нам за раскаяние. Потому Бог и не высказал прямо причины, от которой произошло познание (греха), но начинает речь в виде вопроса, оставляя человеку возможность дойти до признания. То же самое можно видеть опять на Каине и Авеле. Они первые принесли Богу начатки трудов своих. Мы хотим доказать примером не только зла, но и добра, что человек (по природе) знает то и другое. Человек знает, что грех есть это показал Адам; а что он знает также, что добродетель есть добро, это опять показал Авель. Он принес свою жертву не по чьему–либо наставлению, и не по внушению закона, который говорил бы тогда о начатках, но наученный сам собой и совестью. Не свожу речи далее, но занимаюсь первыми людьми, когда еще не было ни письмен, ни закона, ни пророков, ни судей, но один Адам с для того, чтобы ты узнал, что познание добра и зла первоначально вложено в природу человека. Откуда бы иначе узнал Авель, что доброе приносить жертву, доброе почитать Бога и благодарить за все? Что же, скажешь, Каин разве не принес жертвы? Принес и он: но не так (как Авель). И отсюда опять открывается познание, внушаемое совестью: Каин, когда по зависти вознамерился убить почтенного (Богом) брата, скрывает это коварное намерение, и что говорит? « Пойдем на поле » (Быт. 4:8). С виду личина дружелюбия; а в мысли намерение братоубийства. Если бы Каин не знал, что это злое: для чего бы стал скрывать его? И по совершении убийства, когда Бог спрашивал его: « где Авель, брат твой? он опять говорит: « не знаю; разве я сторож брату моему? » (Быт. |
При изгнании из рая люди были научены Самим Богом приносить жертвы. На это указывает замечание Библии , что Бог сделал Адаму и Еве кожаные одежды. Жертва ветхозаветная прообразовала (предъизображала) Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира. 4. Каин и Авель. Смешение племен После изгнания из рая у Адама и Евы родились два сына: Каин и Авель. Когда они выросли, Каин начал заниматься земледелием, а Авель пас стада. Однажды они принесли жертвы: Каин – плоды земные, а Авель – лучшего животного из своего стада. Бог принял жертву Авеля, потому что он приносил ее с усердной молитвой и верой в обещанного Спасителя, а жертву Каина отверг. Каин сильно огорчился этим и стал завидовать своему брату. Бог предостерегал Каина: «почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? грех влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Каин, однако, не внял вразумлению Божию; побуждаемый завистью, он вызвал Авеля в поле и там убил его. Бог спросил Каина: «где брат твой Авель?» Каин грубо ответил: «не знаю; разве я сторож брату моему?» Тогда Господь сказал ему: «что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». Братоубийца Каин не возвращался более к родителям; он поселился вдали от них и основал первый город на земле. Потомки Каина научились ковать медь и железо, изобрели гусли и свирель. Но они были люди нечестивые и потому называются в Священном Писании сынами человеческими. Вместо Авеля, Бог дал Адаму третьего сына– Сифа. Потомки Сифа были благочестивы и названы в Библии сынами Божиими. Они управлялись старшими в род – патриархами, из которых были особенно замечательны: Мафусаил, живший 969 лет, Енох, за святость жизни взятый живым на небо, и Ной. Потомки Каина и Сифа сначала жили отдельно. Но потом сыны Божии стали родниться с сынами человеческими и стали жить также нечестиво. Угодным Богу оставался только Ной, благочестивый потомок Сифа. 5. Всемирный потоп (2262 г. от сотв. мира, 3247 до Рожд. Хр.) |
Таким образом, круг «специальностей» допотопного человечества следует считать весьма обширным. Но это был круг «мирских» занятий по созданию и обеспечению условий земного существования человека, удовлетворения плотских потребностей. Безусловно, эти «специальности» высоко ценились в этом и заключается смысл их перечисления в Библии. Однако всего этого было недостаточно, ибо земное существование человека нуждалось не только в материальном обеспечении, но в осмыслении и оправдании. Как можно предположить, в первом же поколении Адама было предусмотрено, чтобы его сыновья усердствовали как для своего земного жизнеобеспечения, так и для неотрывного пребывания в духовной жизни. Убиенный брат Каина, Авель, видимо, и был предназначен для подобной деятельности. Уже в этом поколении мы видим первое разделение труда, но смысл этого разделения не столько в том, что один из братьев занимался земледелием, другой скотоводством, сколько в совершенно ином и более основополагающем. В Книге Бытия проступает духовное предназначение Авеля. Оно проглядывается хотя бы в том, что, в отличие от дара Каина, не принятого Богом, дар Авеля был принят, факт, послуживший поводом для братоубийства. В чем же была причина подобного различия в отношении Бога к дару одного и другого из братьев? О даре Каина сказано просто: «Каин принес от плодов земли дар Господу» ( Быт.4.3 ). О даре Авеля читаем: «И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» ( ). В этих формулировках просматривается, что действия Каина формальны, они совершены по долгу, а действия Авеля продиктованы сердцем, совершены по вере. Таким образом, смысл первого в истории человечества убийства чрезвычайно глубок. Господь не принял дар от Каина, но принял от Авеля потому, что Авель и был духовной ветвью человечества, и зависть была лишь поводом для убийства, а глубинным его смыслом было убиение духовного начала. Первый же человек, рожденный от человека, совершил то же самое, что сделали его отдаленные потомки, казнившие Христа, ибо сказано: «Был Авель пастырь овец » ( ). |
О своем свидании с ним, бывшем 9-го ноября, на другой же день владыка писал о.наместнику: Вчера вечером, когда, утомленный в продолжение дня, я пресек занятие делами с викарием, не окончив, мне сказали, что иеромонах Авель хочет прийти ко мне взять благословение в путь. Я не вспомнил, что он едет вдаль, и отвечал, что если не рано поедет, может прийти завтра, а если рано, призываю ему благословение заочно. Но когда мне сказали, что он опечалился сим ответом, я позвал его, и вспомнив, что он едет в Саров, и видя его смущение и слезы, спросил его, какие помыслы его затрудняют. Помалу, сквозь зубы 4 высказал он, что благодарен лавре, но тяготится многолюдством и помышляет остаться в Сарове. Я говорил ему, что многолюдство лавры богомольное; что оно бывает и в Сарове; что, по желанию уединения, можно иногда гостить в ските; что, оставаясь в лавре, где утвердился, он не подвергнется ни в каком случае пред своею совестью упреку, а перешед произвольно в Саров, если встретить нежелаемое, может подвергнуться упреку пред самим собою; что знакомый игумен 5 не вечен; что в лавре есть с кем быть в мирном и назидательном сношении. Наконец, Авель не сказал ни да ни нет, и мы с ним простились. Только потому, что он просил у меня книги с надписью, можно заключать, что он прощался со мной окончательно. На сие я отвечал, что не имею такого обычая, и что значит моя подпись? Дал же я ему четки» 6 . Письмо это, святительствующее об истинно-отеческом отношении митрополита Филарета ко всем вообще подчиненным ему, далее рядовым инокам, показывает вместе, что о. Авель пользовался и его и отца наместника особым вниманием. |
Она отвела потоп и исцелила бесплодие. Она 123 сокрушила полки и раскрыла тайны 124 . Она разделила море и рассекла Иордан. Она удержала солнце и остановила луну. Она уничтожила скверну и низвела огнь. Она заключила небо и подняла из ямы. Она спасла от огня и вызволила из моря. Сила [молитвы], подобно как и сила чистого поста, весьма И как о посте, разъясняя, я поведал тебе в предыдущем (140) так же и о молитве не затруднит меня рассказать и тебе. 2 . Первой благодаря чистоте сердца была принята перед Богом жертва Авеля, тогда как [жертва] Каина была отвергнута 125 . Но из чего нам известно, что жертва Авеля была принята, а [жертва] Каина отвергнута? И каким образом Авель узнал, что его принята, а Каин – что его отвергнута? Это я, как могу, тебе. Ведь ты знаешь, возлюбленный мой, что жертвоприношение, принимаемое Богом, отличалось тем, что огонь сходил с небес и поедал это жертвоприношение. Действительно, когда Авель и Каин вместе приносили свои жертвы, то спустился живой огонь, который служил перед Богом 126 , и он пожрал чистую жертву а [жертву] Каина, которая не была чиста, он не принес И поэтому Авель понял, что его жертва принята, а Каин понял, что его – отвергнута. Плоды сердца Каина показали, о нем, что он исполнен коварства, ибо он убил брата своего. И то, что зачал он в уме, породили руки его. А сердца Авеля была его молитвой. 3 . Итак, я покажу тебе, возлюбленный мой, что огонь пожирал все принятые жертвоприношения. (141) Ибо когда Маной, отец Самсона, принес жертву, то живой огонь и пожрал ее. И в пламени поднялся к небу говоривший ему 127 . И так же [было] с Авраамом. |
105 Этим он показал, что он всецело привязан к земле, ищет только земных благ, выше той и последних не простираются его интересы. 106 Таково и потомство его. Авель города не строил: он – странник и пришлец на земле; город святых – Град Божий, на небе. Они, святые, хотя и рождаются на земле, но имеют здесь временное пребывание, хотя и пользуются благами земли, но не привязываются к ним сердцем; их отечество и единственно желанное благо там, где они воцарятся со своим Господом и Царем его и будут царствовать без конца. 107 Сообщается еще о Каине, что он убил брата своего Авеля. Он сделал это потому, что привязан был к благам земли, одержим страстью к господству, гордостью и завистью. В жертве Господу он отдал давно принадлежащее Ему, а себя оставил себе самому. Таково и потомство его. Напротив, Авель, как гражданин Небесного Царства, и все члены последнего всё направляют к Богу, и самыми благами земными они пользуются так, чтобы через них наслаждаться Богом. 108 Сыном Каина, а стало быть и новым гражданином земного Царства, был Енох. А так как первый представитель Царства Божия Авель был убит, то Господь дал Адаму вместо Авеля другого сына, Сифа, и последнему – сына Еноса. На этих потомках первых представителей градов яснее стали сказываться отличительные качества последних. Но так как общий характер настроенности, жизни и деятельности членов обоих градов остается все тот же, а его общий характер мы, думаем, достаточно обрисовали, то в этом месте мы опускаем характеристику потомков: новых-то черт не прибавляется, а только яснее раскрываются прежние, уже указанные, и поэтому дальше будем излагать историю Царства Божия только для показания ее самой и членов Царства Божия, по-прежнему в связи с царством земным. |
В этот момент человек как бы спиной поворачивается к Богу ради того, чтобы лицом обернуться к окружающему миру. Как сказал один протестантский пастор во Франции еще до войны, у человека, который отвернулся от Бога и стоит к Нему спиной, Бога нет, а единственный источник жизни – Бог, такому человеку остается только умереть. Вот в этом и грех , и последствие греха, – не как наказание, а как неизбежное последствие: нельзя оторваться от Жизни и остаться живым. По библейскому рассказу, Каин – первый сын Адама и Евы, Авель – его брат. Рассказ о них как будто очень простой, а вместе с тем в значительной мере непонятный. Говорится нам о том, что Каин был земледельцем, Авель – пастухом. Авель принес Богу жертву, которую Бог принял, Каин принес жертву, которая была отвергнута Богом. И разгневавшись, охваченный завистью, Каин убил своего брата ( ). Казалось бы, совершенно непонятный рассказ. Почему земледельчество Богу не угодно было, почему пастушество было Богу более по нраву? Если задуматься, то, наверное, можно найти ответ, который для всех нас в той или другой мере пригоден. В чем заключалось пастушество, занятие Авеля? В том, что он был свободен от привязанности. Он не был прикован к земле, он был странником – в хорошем смысле этого слова, то есть он не прирос к земле. Он не был бродягой, потому что у него была настоящая забота о семье, о скоте, привязанность к родителям, привязанность к брату, но он был свободен. Если думать о Каине, то можно себе представить: земля была его уделом, он за нее держался, но и она его держала. Все его заботы, его труд над землей, его семейные отношения его приковывали, он был пленником, и когда он обратился к Богу, то он обратился как пленник земли, а вовсе не как свободный сын, сотворенный Богом для связи с Ним, для дружбы, для любви. |
|