И Ева в порыве, описав руками полукруг, крепко прижала их к своей груди. При этом она как бы захватила ими все вокруг себя. — А Отец - вот так... И Ева медленно развела свои руки, будто одаривая ими окружающий мир. — Кто же этот Кто-то? — спросил Авель. — Я не знаю... Авель заснул. Он рос совсем не таким, как Каин. Самое странное и почему-то обидное для Евы было то, что Авель и родился с этим отличием. Это было внесено в его душу не Евой и не Адамом. Какое-то особое знание было дано этому беспокойному и вовсе не благообразному младенцу. Авель был жалостливее Каина, проще, совестливее. И еще – он был совершенно бесхитростным. — Каин, кого ты больше любишь — маму или папу? Маленький Каин опускал глаза и, помолчав, тихо отвечал: — Обоих. — А ты, Авель? И малыш, глядя отцу в глаза, тут же выпаливал: — Маму. Конечно же, и Каин, как все на свете маленькие дети, любил мать больше отца... Однако он, будучи совсем крошкой, умел это скрыть, просчитав возможные последствия своей искренности (неогорчить бы папу). У Авеля так не получалось никогда, да он и усилий к этому не прикладывал. Каин был необыкновенно умен, причем ум его проснулся до странности рано. Адам, впервые увидевший лицо своего новорожденного сына, был поражен именно его разумным взглядом. Впоследствии ум и возможности дитяти вступили в нем в какое-то противоборство. Сильный ум маленького Каина был вынужден сосредоточиться на крошечной пяди семейных взаимоотношений и заботы о пропитании. Он изощрялся и оттачивался в этом тесном земном мирке, постепенно преобразуясь в хитрость. Применения для всей мощи умственных возможностей Каина не находилось — что ж, он научился искать для себя выгоду во всем. Потом к этому добавилась и зависть. Человек, не умеющий поступать попросту, а иногда и по вдохновению, не может не ценить своих умственных усилий. Каин ставил их очень высоко. Ева потом говорила: — Каин стал себялюбцем, потому что ему некуда было девать свой ум. А ум съел душу Каина… Вечно рассеянный, забывчивый, нескладный Авель не обладал столь сильным, как у Каина, умом. Да и в доме проку от него было гораздо меньше. Авель был большим мечтателем. Где бродили его мысли, в каких таких звездных далях? |
Но бескровные жертвы не так прямо указывали на крестную жертву, как жертвы кровавые. Принося в жертву Богу начатки плодов земных, человек выражал пред Богом свою зависимость от Него, свою благодарность Ему за Его дары и просил себе благословение Господне и на будущее время, на все продолжение своей земной жизни. А Бог с своей стороны привязывал к этим жертвам свои обетования и благословения, во-первых, на временную жизнь человека, что Он благословит и хлеб наш насущный, и вино, и воду, и отвратит от нас болезни, и соделает на земле число дней наших полным. Короче сказать, некровавые жертвы имели преимущественное отношение к временной жизни, а кровавые к загробной вечной жизни ветхозаветного человека. Кровавые жертвы ближе и прямее указывали на всемирную крестную жертву, чем бескровные. Теперь смотрите, Авель приносит кровавую жертву, а Каин бескровную. В Бытописании сказано: был Авель пастырь овец (занимался скотоводством), а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес дар Господу от плодов земли. И Авель также принес свой дар Господу от первородных стада своего и от тука их. Внешнею причиною принесения разных жертв могла быть просто разность занятий. Каин приносит жертву от плодов земли потому, что был земледелец; а Авель приносит жертву от скотов своих потому, что занимался скотоводством. Но могла быть, и без сомнения – была, и внутренняя причина разнородности жертвоприношений. Этою внутренней причиной могло быть то, что помыслы Каина обращены были больше к земле, чем к небу, и молитва его была о земном. А душа Авеля, предчувствуя свою печальную земную судьбу, стремилась к небу и молила Бога Отца о милосердии к нему самому и родителям, и брату, и всему роду их в небе и вечности. |
Бог сотворил людей по Своему образу и подобию, и первой мыслью их было возблагодарить Его за все, что они имели. Бог взирает благосклонно на жертву Авеля, а не на жертву Каина? Избирает ли Он фаворитов? Даже из текста, который здесь есть, мы видим, что Авель отдал лучшее, что имел, «от первородных овец своих и от туков их»; но Каин только «от плодов», не задумываясь о том, чтобы отдать лучшее, что имел. Мысль о жертве у него была, но он подумал: «Отдам что-нибудь из того, что имею». Он не подумал о важности того, что совершает, а Авель хотел дать лучшее, что имел, как и поступил. Жертвоприношение у Каина было в его, но он не приложил к своей жертве желания от сердца; как сделал это Авель. Поэтому призрел Бог на дар Авеля, а не Каина. Преп. Ефрем пишет: принес жертву по выбору, а Каин без выбора. Авель избрал и принес первородных и туки, Каин же принес или классы, или вместе с классами и плоды, в то время. Хотя жертва его была скуднее жертвы брата его, но если бы он принес не с пренебрежением, то и его жертва была бы угодна, как жертва брата его... Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о классах добрых, или о плодах лучших. В душе жертву не было любви к Приемлющему приношения. И поелику с небрежением принес он жертву; то Бог ее». огорчился не просто потому, что его жертва была но также потому, что глубокая страсть обнажается здесь впервые в человеческой истории: страсть зависти. Свят. Иоанн Златоуст говорит об этом: печаль происходила от двух причин: не только от того, что сам он был отвергнут, но и от того, что принят был дар брата его». |
3:11) Бог и не умолчал, и не обличил его прямо: не умолчал, чтобы вызвать его к признанию в грехе; не обличил прямо, чтобы не все было делом Божьим и человек не лишился прощения, которое даруется нам за раскаяние. Потому Бог и не высказал прямо причины, от которой произошло познание (греха), но начинает речь в виде вопроса, оставляя человеку возможность дойти до признания. То же самое можно видеть опять на Каине и Авеле. Они первые принесли Богу начатки трудов своих. Мы хотим доказать примером не только зла, но и добра, что человек (по природе) знает то и другое. Человек знает, что грех есть это показал Адам; а что он знает также, что добродетель есть добро, это опять показал Авель. Он принес свою жертву не по чьему–либо наставлению, и не по внушению закона, который говорил бы тогда о начатках, но наученный сам собой и совестью. Не свожу речи далее, но занимаюсь первыми людьми, когда еще не было ни письмен, ни закона, ни пророков, ни судей, но один Адам с для того, чтобы ты узнал, что познание добра и зла первоначально вложено в природу человека. Откуда бы иначе узнал Авель, что доброе приносить жертву, доброе почитать Бога и благодарить за все? Что же, скажешь, Каин разве не принес жертвы? Принес и он: но не так (как Авель). И отсюда опять открывается познание, внушаемое совестью: Каин, когда по зависти вознамерился убить почтенного (Богом) брата, скрывает это коварное намерение, и что говорит? « Пойдем на поле » (Быт. 4:8). С виду личина дружелюбия; а в мысли намерение братоубийства. Если бы Каин не знал, что это злое: для чего бы стал скрывать его? И по совершении убийства, когда Бог спрашивал его: « где Авель, брат твой? он опять говорит: « не знаю; разве я сторож брату моему? » (Быт. |
Сын Божий, Христос, с Небес сшел, чтобы воплотиться от Духа Святого и Марии Девы, вочеловечиться нас ради человек и нашего ради спасения. Антихрист отколе приидет, чтобы воплотиться и вочеловечиться для окончательной брани с Богочеловеком Христом и для последних усилий – погубить человеческий род? Отколе? С какой страны? С Запада или с Юга, с Севера или с Востока? Из какой преисподней явится этот дух злобы? Не ведомо сие; ибо не сказано, равно как не сказано и то, откуда пришел в рай искуситель? где его жилище? где его зверское логовище? где стан исконного губителя, татя, разбойника? Против Антихриста какое первое и самое надежное оружие? Крепкая вера во Христа и крепкая верность истине ( 2Сол.2:10–11 ). За что столь неприязнен и враждебен Антихрист ко Христу? Не знаем, если не по безрассудной зависти к Пребожественному, Превышнему Его достоинству, и не за то еще, что Сын Божий возводит бренное человечество на место отпавших духов. А может быть, подобно мятежникам людям, выдумал, пошел и опубликовал какие-нибудь резоны и предлоги бесстыдные. Старые и новые мятежи возникали не просто, но под предлогом освобождения, правды, блага общего, и проч. Не то же ли основание и подпорку своему мятежному знамени думает иметь и Сатана? Антихрист между сподвижниками своими будет иметь и наших ( 1Иоан.2:19 ) это у него то же, что ренегаты воюющие со стороны Турок против Христиан Черногорских и Австрийских, и со стороны Черкесов Кавказских против России Православной. Вероломные изменники и отступники! Каин, Иуда Искариотский! У! лютейшие! Авель Авель, по порядку рождения, был третий или второй в мире человек; по судьбе своей, первый мертвец в мире, вторая жертва злобы, первою жертвою злобы дьявольской были Адам и Ева . Он – второй прообраз Иисуса Христа, первым Адам почитается. Авель, яко незлобивый агнец ведеся на заклание: и Христос. Авель смерть принял от руки брата, и Христос от рода и братий своих по плоти – Иудеев. Авель благоприятную Богу принес жертву, Христос без сравнения наиприятнейшую. Авель тою, т.е. жертвою своею умерый, еще глаголет (о чем?) Евр.11 . Христос Своею кровью вниде единою во Святая, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о приходящих чрез Него к Богу ( Евр.7:8 .) Авеля праведного кровь за что приидет на Иудеев, по слову Христа? |
Сортировать по Исключить новости Опубликовано в альманахе и 54, 2009 В православных изданиях XIX–XXI веков можно встретить жизнеописания монаха Авеля (в миру крестьянина Василия Васильева), жившего в конце XVIII — начале XIX века. Во многих из них монах Авель предстаёт перед нами как истинный христианин-подвижник, обладавший даром пророчества и страдавший от властей за свои предсказания. Ряд источников относит его к подвижникам благочестия 1 и даже к преподобным отцам 2 . Некоторые авторы считают, что его предсказания имели и продолжают иметь важное значение для исторических судеб России 3 . Что же достоверно известно нам об этом человеке? Прежде чем пытаться отвечать на этот вопрос, не рассматривая сочинений тех авторов, которые писали об Авеле, опираясь на разного рода сведения о нём, рассмотрим опубликованные первичные источники информации о жизни монаха Авеля. Монах Авель 1. Опубликованные первичные источники сведений 1) Воспоминания современников Авеля Это краткие воспоминания А. П. Ермолова, записанные с его слов неким его родственником 4 , известного поэта и героя войны 1812 года Д. Давыдова 5 , воспоминания известного историка М. В. Толстого 6 , И. П. Сахарова 7 , а также воспоминания Л. Н. Энгельгардта 8 . Отдельно нужно указать на краткое упоминание о предсказаниях Авеля святителя Игнатия 9 . 2) Документы и их фрагменты В ряде статей, опубликованных в исторических журналах в XIX веке, анализируются и цитируются документы, относящиеся к жизни монаха Авеля. К ним относятся следующие: А) Статья под названием Авель. Новые подлинные сведения о его опубликованная в журнале в 1878 г. 10 , представляет, по словам анонимного автора, архивного о крестьянине Василии Васильеве, находящемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, и потом названном Авелем, и о сочиненной им книге. |
Таким образом, круг «специальностей» допотопного человечества следует считать весьма обширным. Но это был круг «мирских» занятий по созданию и обеспечению условий земного существования человека, удовлетворения плотских потребностей. Безусловно, эти «специальности» высоко ценились в этом и заключается смысл их перечисления в Библии. Однако всего этого было недостаточно, ибо земное существование человека нуждалось не только в материальном обеспечении, но в осмыслении и оправдании. Как можно предположить, в первом же поколении Адама было предусмотрено, чтобы его сыновья усердствовали как для своего земного жизнеобеспечения, так и для неотрывного пребывания в духовной жизни. Убиенный брат Каина, Авель, видимо, и был предназначен для подобной деятельности. Уже в этом поколении мы видим первое разделение труда, но смысл этого разделения не столько в том, что один из братьев занимался земледелием, другой скотоводством, сколько в совершенно ином и более основополагающем. В Книге Бытия проступает духовное предназначение Авеля. Оно проглядывается хотя бы в том, что, в отличие от дара Каина, не принятого Богом, дар Авеля был принят, факт, послуживший поводом для братоубийства. В чем же была причина подобного различия в отношении Бога к дару одного и другого из братьев? О даре Каина сказано просто: «Каин принес от плодов земли дар Господу» ( Быт.4.3 ). О даре Авеля читаем: «И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» ( ). В этих формулировках просматривается, что действия Каина формальны, они совершены по долгу, а действия Авеля продиктованы сердцем, совершены по вере. Таким образом, смысл первого в истории человечества убийства чрезвычайно глубок. Господь не принял дар от Каина, но принял от Авеля потому, что Авель и был духовной ветвью человечества, и зависть была лишь поводом для убийства, а глубинным его смыслом было убиение духовного начала. Первый же человек, рожденный от человека, совершил то же самое, что сделали его отдаленные потомки, казнившие Христа, ибо сказано: «Был Авель пастырь овец » ( ). |
Один работал за плату, другой был изгоняем, а он сам страху и едва спасся; у него одно приобретено было другое погибло бы, если бы он не получил помощи от Бога. Потому (апостол) и говорит: сонаследниками того же обетования ; не он только один, говорит, но и наследники его. Далее прибавляет нечто такое, что яснее сказанного: Все сии умерли в вере, не получив обетований (Евр. 11:13). Здесь два вопроса: как, сказавши, что Енох переселен был так, что не видел смерти , - говорит теперь: Все сии умерли в вере … ? И еще: как, сказавши: не получив обетований , - говорит, что Ной получил в награду спасение своего Енох был переселён, Авель говорит еще , Авраам землю? Умерли в вере , - говорит, - не получив обетований . Что же означают слова его? Нужно решить сперва одно, а потом другое. Все сии , - говорит, - умерли в вере . Все сии , - говорит он здесь не, потому, чтобы они решительно все умерли, но потому что, за исключением Еноха, действительно умерли все, кого мы знаем умершими. А слова: не получив обетований - справедливы, так как обетование, данное Ною, не к тому относилось. 2. О каких же обетованиях он говорит? Исааку, и Иакову была обещана земля; а Ной, Авель и Енох какие получили обетования? Он говорит здесь или о последних троих, или вместе и о тех. То не было обетованием, что Авель сделался предметом удивления, Енох был переселён, Ной спасся от всё это даровано им за добродетель, и было некоторым предвкушением будущего. Бог, от начала зная, что человеческий род имеет нужду в великом снисхождении, дарует нам не только то, что в будущем, но и настоящее. |
По изгнании прародителей из рая Бог, как написано, на восточной стороне рая сладости пристави Херувима и острие меча обращаемаго, хранити путь древа жизни (Быт. 3:24). Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собой, чтобы охранять путь к древу жизни от того, кто мог пожелать его плода и дерзнул бы его сорвать. Но острие меча поразило бы того смертного, который пришел восхитить бессмертную жизнь. Глава 4 Сказав об изгнании Адама из Едемского сада, о Херувиме и об острие меча, ограждавшего рай, Моисей обращается к повествованию о рождении Каина и Авеля, о принесении ими жертв и говорит: Адам же позна Еву… и она роди Каина и рече: стяжах человека (Быт. 4:1), не Адаму, познавшему её, но Господу, образовавшему плод в утробе её. И приложи родити… Авеля. И бысть Авель пастырь овец: Каин же бе делаяй землю (Быт. то есть когда они пришли в возраст, то один стал пастырем (пастухом), а другой земледельцем. И бысть… принесе Каин от плодов земли жертву Богу, и Авель принесе… от первородных овец своих и от туков их (Быт. 4:3–4). Авель принес жертву по выбору, а без выбора. Авель избрал и принес первородных и туки, Каин же принес или класы (колосья), или вместе с класами и плоды, бывшие в то время. Хотя жертва его была скуднее жертвы брата, но если бы он принес не с небрежением, то и его жертва была бы угодна, как и жертва брата его. Но поскольку когда вместе принесли они в жертву: овец из стад своих, а плоды земные, то Каин уже в самом начале жертвоприношения показал свое небрежение, и Бог не восхотел приять от него жертвы, чтобы научить его, как должно приносить её. У Каина были волы и тельцы, не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. |
И как акта веры. Авель приносит не просто жертву, он приносит «от первородных стада своего и от тука их». Здесь и наполненность, и завершенность. Принеся в жертву из «от первородных» «от тука их», он засвидетельствовал всецелое упование на Творца. Другой важный аспект совершенного он пролил кровь. Жертва без пролития крови всегда приносилась за малозначительные проступки. Жертва с пролитием крови всегда приносилась как заместительная жертва за смертный грех. Сказано: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» ( Евр.9:22 ). Какой смертный грех совершил Авель, что он приносит такую важную жертву с соблюдением всех тонкостей ритуала? Ответ очевиден: в отличие от Каина, Авель осознает себя причастным к мутациям греха, к первородному греху своего отца и матери. В Книге Левит есть поразительный текст, где сказано: «священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист» ( Лев.13:10-13 ). Что могут означать эти таинственные слова? Если проказа то больной нечист, а если проказа покрыла все то он чист? Эти слова имеют глубокий аллегорический (иносказательный) смысл. символ подлинного покаяния! Если человек не признает себя всецело грешником и, несмотря на грехи, кичится своей праведностью, он нечист. |
|