ГОРМИЗД РИМСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гормизд (Ормизд) (лат. Hormisdas; + 523 ), папа Римский (c 514), святитель Память 16 августа (Итал. ) Происходил из г. Фрузинон (совр. Фрозиноне , обл. Лацио, Италия ), сын Юста. До принятия сана был женат, его сын впоследствии стал папой с именем Сильверий . При папе Симмахе служил диаконом , поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии . Являлся секретарем Собора , происходившего в римской базилике св. Петра (6 ноября 502 ), на котором рассматривались вопросы управления церковным имуществом. 20 июля 514 года был поставлен папой Римским . После избрания папой Гормизд стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Восточными Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 годы, относящихся к переписке между Гормиздом, императорами Восточной империи, Константинопольскими патриархами и другими сановниками . Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания IV Вселенского Собора и возвращения на Константинопольскую кафедру патриарха Македония II , в 514 году имп. Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на котором были бы разрешены споры между православной и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Гормизду об организации Собора датировано 12 января 515 года; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Западной Церкви последовало лишь после второго письма имп. Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (г. Ираклия Фракийская , июль 515 ). В августе 515 года Гормизд направил к императору посольство в составе епископов Эннодия и Фортуната, пресв. |
18 марта, за 12 дней до Пасхи (30 марта), Е. вернулся в Рим. Однако через 3 дня по распоряжению императора в Рим прибыл Ахиллей Сполетийский. Его приезд стал причиной новых беспорядков в городе. Вооруженные сторонники Е., недовольные появлением чужого епископа, собрались на форуме Веспасиана и отказались пускать епископа в Латеранскую базилику (Coll. Avel. N 29; Symmachus. Ep. X 79). 25 марта имп. Гонорий распорядился выдворить Е. из Рима и предоставить возможность Ахиллею совершить пасхальные торжества в городе (Coll. Avel. N 31; Symmachus. Ep. X 79). Е. отказался покинуть город. Симмаху пришлось применить силу, чтобы выдворить его и его сторонников из Латеранской базилики, к-рая была взята под охрану. Префект также арестовал нек-рых рим. клириков, наиболее ревностных сторонников Е. 3 апр. 419 г. имп. Гонорий признал законным Римским папой Бонифация I и предписал способствовать его возвращению в Рим (Coll. Avel. N 33; Symmachus. Ep. X 81). Согласно Liber Pontificalis, после кончины папы Бонифация I (422) среди рим. клира возник план возвращения Е. и возведения его в сан Римского епископа, однако тот отказался от предложения. Возможно, подобный план существовал и летом 420 г., когда Бонифаций тяжело заболел. В послании Бонифацию от 1 июля 420 г. имп. Гонорий сообщает, что он озабочен тем, как бы в случае кончины папы в Римской Церкви не возникла новая схизма (Coll. Avel. N 37; Bonifatius. Ep. 8). Согласно Liber Pontificalis, евлалианская схизма продолжалась 7,5 месяца. Однако корреспонденция, представленная в «Авеллановом собрании» и посвященная событиям в Риме, датируется не позднее сер. апр. 419 г., когда Бонифаций I, утвержденный императором в сане Римского епископа, вступил в город и официально занял кафедру. Каноническое положение изгнанного из Рима Е. оставалось неопределенным до сер. авг. 419 г. В Liber Pontificalis сообщается, что он получил епископскую кафедру в Кампании. В Каталоге Феликса IV уточняется, что Е. был назначен епископом г. Непет (ныне Непи, обл. Лацио). Скончался Е., как отмечено в Liber Pontificalis, через год после Бонифация, т. е. в 423 г. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРМИЗД предыдущая статья Т. 12 , С. 119-120 опубликовано: 13 мая 2011г. ГОРМИЗД [лат. Hormisdas] 6.08.523, Рим), св. (пам. зап. 6 авг.), папа Римский (c 20 июля 514). Происходил из г. Фрузинон (совр. Фрозиноне, обл. Лацио, Италия), сын Юста. До принятия сана был женат, его сын впосл. стал папой с именем Сильверий . При папе Симмахе служил диаконом, поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии . Являлся секретарем Собора, происходившего в рим. базилике св. Петра (6 нояб. 502), на к-ром рассматривались вопросы управления церковным имуществом. После избрания папой Г. стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Вост. Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 гг., относящихся к переписке между Г., императорами Восточной империи, К-польскими патриархами и др. сановниками (Collectio Avellana. 2. N 105-243). Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания Вселенского IV Собора и возвращения на К-польскую кафедру патриарха свт. Македония II , в 514 г. имп. Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на к-ром были бы разрешены споры между правосл. и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Г. об организации Собора датировано 12 янв. 515 г.; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Зап. Церкви последовало лишь после 2-го письма имп. Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (г. Ираклия Фракийская, июль 515 - Collectio Avellana. |
Так же как и предыдущий, этот трактат в греч. оригинале сохранился лишь частично; самый большой греч. фрагмент 1-й части см.: PG. 43. Col. 293-304, 371-372; Ruelle. 1898. P. 193-199 (рус. пер.: Творения... Ч. 6. С. 267-282). Кроме того, 2 сокращенных изложения гл. 1-12 сохранились в сочинении прп. Анастасия Синаита «Вопросоответы» ( Anast. Sin. Quaest. // PG. 89. Col. 588-589, 596-597). Полностью трактат дошел до наст. времени только в древнем груз. переводе ( Blake; De Vis. 1934. P. 1-96); значительные по объему фрагменты текста сохранились в арм. и копт. переводах (Ibid. P. 196-235, 236-335), незначительные - в эфиоп. и араб. переводах (упомянуты в: Graf. 1944. P. 356). Наконец в «Авеллановом собрании» (Coll. Avel.), представляющем собой собрание имп. постановлений и папских посланий, в качестве 244-го послания приводится полный текст послания Е. К. к еп. Диодору Тирскому (в 2 переводах, один из к-рых сделан Факундом , еп. Гермианским, др.- неизвестным автором) и более половины текста трактата «О двенадцати камнях» в лат. переводе V в. (см.: PG. 43. Col. 321-366; CSEL. 35/2. P. 743-773). 3. Др. толкования Е. К. на ВЗ и НЗ частично сохранились в виде схолий в катенах (CPG, N 3761). Существуют греч. схолии на Восьмикнижие ( Devreesse. 1959. P. 173-174), Псалмы, Притчи, Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, на кн. Деяния св. апостолов, на Послания ап. Павла (часть схолий представляет собой цитаты из сочинений Е. К. «Панарий» и «О мерах и весах»). Неск. схолий Е. К. на Евангелия от Матфея (Мф 2. 1; 12. 40; 25. 14; 26. 26), от Марка (Мк 14. 51-52, 56-65; 15. 1, 33-34) и от Луки (Лк 12. 22; 16. 1-13; 18. 9-14; 19. 11-28) сохранились в копт. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I ТАЛАЙЯ предыдущая статья Т. 23 , С. 496-499 опубликовано: 31 марта 2015г. Содержание ИОАНН I ТАЛАЙЯ (Тавеннисиот) 495 или 496, Нола, Италия), патриарх Александрийский (апр.- окт. 482). Был избран на престол правосл. партией Александрийской Церкви по смерти патриарха Тимофея III Салофакиола , но не был признан патриархом Акакием К-польским и предстоятелями др. вост. Церквей. Вскоре И. Т. был низложен по приказу визант. имп. Зинона , бежал в Рим, где при папском дворе в течение ряда лет безуспешно пытался отстаивать свое право на Александрийский Патриарший престол. Важнейший источник, повествующий об И. Т.,- переписка Римских пап Симплиция , Феликса III и Геласия I с визант. имп. двором и патриархом Акакием К-польским. И. Т. упоминается также в ряде документов папской канцелярии, сохранившихся в «Авеллановом собрании» папских посланий. Среди них важны «Обоснование об отлучении Акакия от апостольского престола» папы Геласия (Incipit rationis reddendae Acacium a Sede Apostolica conpetenter fuisse damnatum // CSEL. 35. Vol. 2. P. 774-790); приписываемое Геласию, но, возможно, принадлежащее Феликсу III соч. «Об узах отлучения» ( Gelasius I, papa. De anathematis vincolo // PL. 59. Col. 102-110); компилятивные «Деяния по делу Акакия», вероятно составленные по заказу Феликса III в 484/5 г. (Gesta de nomine Acacii // CSEL. 35. Vol. 1. P. 440-453; обзор христологических споров от ссылки Нестория в Египет в 433 до начала акакианской схизмы в 484). Известны 2-я редакция той же истории - «Донесение из деяний, согласно которым Акакий был признан еретиком и осужден папой Феликсом» (Ablatio ex gestis quibus Accacius Constantinopolitanus episcopus monstratur hereticus et a Papa Felice damnatus: Append. 2 // Ibid. 35. Vol. 2. P. 795-801), а также ее сокращенный вариант «Повествование о нечестии Диоскора» (Narrationis ordo de pravitate Dioscori Alexandrini: Append. 2 // Ibid. P. 791-795). |
Вост. монахи вручили свт. Агапиту, уже знавшему от свт. Ефрема , патриарха Антиохийского (526-545), о договоренностях, достигнутых между патриархом К-польским и севирианами, жалобу на Анфима, Севира, Петра , бывш. еп. Апамейского, и сир. мон. Зоору . Анфим, в частности, обвинялся в действиях, угодных монофизитам. Указывалось также на то, что его возведение на Патриарший престол сопровождалось серьезным каноническим нарушением - переходом с одной кафедры на другую (ранее Анфим был митрополитом Трапезунда (ныне Трабзон, Турция)); жалоба была вручена и имп. Юстиниану (см.: ACO. T. 3. P. 131-133). После низложения Анфима, к-рое было санционировано имп. Юстинианом, не желавшим вступать в конфликт с понтификом, свт. Агапит I возвел М. в сан патриарха, предварительно убедившись в его верности халкидонской христологии. «Исповедание веры» М. которое он подписал 3 марта 536 г., сохранилось в «Авеллановом собрании» (Libellus fidei; CPG, N 6923; изд.: Coll. Avel. Pt. 1. N 90. P. 340-342). Исповедание представляло собой формулу папы Римского св. Гормизда (514-523), т. е. содержало анафематствования Нестория ок. 451), Евтиха (после 454; см. Евтихий ), архиеп. Александрийского Диоскора 454), патриархов Александрийских Тимофея II Элура 477) и Петра III Монга 490), патриарха Антиохийского Петра Гнафевса 479) и патриарха К-польского Акакия 489); в тексте говорилось о необходимости пребывания в единстве с Апостольским престолом Рима, поскольку он без искажений содержит кафолическую веру. Имеется добавление к этому тексту, сделанное другой рукой, о признании М. постановлений первых четырех Вселенских Соборов и «Томоса» свт. Льва I Великого. М. также исповедует, что «Христос Бог наш неслитно и нераздельно (inconfuse indivise) познается в двух природах (in duabus naturis), то есть в Божестве и человечестве». |
Он предписал отлучать тех, кто в течении трех воскресных дней не приходит на . Мы уже знаем, что это явление не было новым. Новое заключалось в том, что число отсутствующих, невидимому, сильно увеличилось, причем увеличилось в то время, когда почти исчезли причины, которые вызывали отсутствие некоторых членов церкви в Евхаристическом собрании. В частности уже при Константине воскресный день был объявлен праздничным днем. Не имея никаких особых препятствий, верные добровольно отказываются от участия в Евхаристическом собрании. Самое большое новшество заключалось в самом факте постановления, которое совершенно было ненужным в период гонений. Оказалось необходимым напомнить некоторым членам Церкви о том, что составляет сущность церковной жизни. Церковной власти пришлось считаться с новыми фактами церковной жизни и сделать первую уступку. Она допустила возможность добровольного неучастия верных в Евхаристическом собрании, но ограничило его тремя воскресными днями. Само собою разумеется, что в этот промежуток времени включены были те Евхаристические собрания, которые происходили не в воскресные дни. Как раз число этих собраний начинает увеличиваться. И это увеличение числа Евхаристических собраний, к чему мы еще вернемся, впервые начинает менять основной принцип Евхаристии, как собрания всех на одно и тоже. Это было началом упадка Евхаристической жизни, который сравнительно скоро выразился и в другом факте. На Евхаристическом собрании оказываются не только участники, но и присутствующие. Вначале церковная власть решительно с этим новым явлением боролась и не желала идти ни на какие уступки. Кто желает быть только присутствующим на Евхаристическом собрании, тот сам себя отлучает от евхаристического общения, присутствующих не может быть на Евхаристическом собрании. |
Выполняя священство Церкви, на Евхаристическом собрании все сослужат своему предстоятелю, а предстоятель служит совместно со всеми от имени всех. Этот двойной аспект совершения Евхаристии не может быть разделен на отдельные его части: не может быть служения предстоятеля без сослужения всего народа и не может быть служения народа без сослужения его предстоятелю. Кто не сослужит на Евхаристическом собрании, тот не может на нем участвовать, без служения на нем невозможно вкушение трапезы Господней, а кто на нем участвует, тот обязательно сослужит его предстоятелю. Предстоятель не может предстоятельствовать на Евхаристическом собрании без сослужения его участников, он служит от их имени. Все служат совместно со всеми, а потому в момент совершения Евхаристии все ее участники, как это было и на иудейских трапезах, не отличаются друг от друга: среди служащего Богу народа выделяется только его предстоятель. Это не означает, что вообще не было различия между членами Евхаристического собрания. Это различие выражалось не в степени участия на Евхаристическом собрании, а в месте занимаемом членами собрания при совершении Евхаристии. На первых Евхаристических собраниях Иерусалимской церкви в момент совершения Евхаристии под предстоятельством Петра не было различия между апостолами и остальными верными в степени участия в ее совершении. Различие между апостолами и верными заключалось в их месте, которое они занимали. Оно было после центрального места наиболее почетное. Место, занимаемое тем или иным членом на Евхаристическом собрании, не было только выражением чисто человеческих различий «по чести» среди его членов. Место обозначало служение, а служение проистекало из воли Божьей. |
В следующем 1803 г. покойный Геттингенский Профессор А. Л. фон Шлецер в «Ученых Геттингенских Ведомостях» (12 Марта, отд. 42, статья 4) поместил обстоятельное критическое рассмотрение сей книги с похвалою и обещал еще подробнее рассмотреть оную в «Новом Ганноверском Магазине», а Доктор Философии Фридрих Шмидт того же, 1803 г., перевел ее на Немецкий язык и напечатал в Риге и Лейпциге 1804 г., в 8 долю листа; 8) Церковный календарь, или полный месяцеслов, с означением всего, что в какие дни в Православной Церкви совершается, с присовокуплением разных статей, до Российской Иерархии касающихся, и Исторического Словаря Российских Государей, Императоров, Императриц, Царей, Цариц, Великих Князей, Княгинь и Княжен, в память коих уставлены в церкви Соборные панихиды, и с месяцесловом сих панихид, напечатано в Москве 1803 г. в 12 долю листа. А новое, полнейшее издание – в Киеве 1832 г., в 8 долю листа, под названием Киевский месяцеслов; 9) Историческое исследование о Соборах Российской Церкви, читанное Кандидатом Богословия Михаилом Сухоновым в собрании Александро-Невской Академии, напечатано в С.-Петербурге 1803 г. в 4 долю листа; 10) Рассуждение о Соборном деянии, бывшем в Киеве 1157 г. на еретика Мартина, читанное в собрании Александро-Невской Академии Кандидатом Богословия Иваном Лавровым, напечатано в С.-Петербурге 1804 г. в 4 долю листа; 11) Рассуждение о начале, важности и знаменовании церковных облачений, читанное в собрании Александро-Невской Академии Кандидатом Богословия Константином Китовичем, напечатано в С.-Петербурге 1804 г. в 4 долю листа; 12) Рассуждение о книге, именуемой Православное исповедание веры Соборной и Апостольской Церкви Восточные, сочиненной Киевским Митрополитом Петром Могилою , читанное в собрании Александро-Невской Академии Кандидатом Богословия Алексеем Болховским, напечатано в С.-Петербурге 1804 г. в 4 долю листа; 13) Историческое рассуждение о чинах Греко-российской Церкви, читанное в собрании Александро-Невской Академии Кандидатом Богословия Димитрием Малиновским, напечатано в С.-Петербурге 1805 г. в 4 долю листа. |
В 1874 г., по решению Генеральной Конференции адвентистов 7-го дня, в Швейцарию был послан из Америки проповедник Эндрьюс (I. N. Andrews, 1883 г. в Базеле), который поселился в Невшателе. Уже 1 ноября 1874 г. в Невшателе состоялось первое собрание европейских адвентистов 7-го дня. В 1875 г. из Америки прибыл в Европу другой проповедник Бурдо (Bourdeau) для «работы» во Франции. В декабре 1875 г. в Швейцарии состоялось новое собрание европейских адвентистов 7-го дня, на котором присутствовало до 75 «братьев». На этом собрании было основано первое «иностранное трактатное общество» адвентистов 7-го дня, – а затем в Базеле была устроена типография адвентистов. С этого времени дело адвентистской миссии в Европе было поставлено на твердую почву. С 1876 г. Эндрьюс начал издавать в Базеле адвентистский журнал на французском языке («Les Signes des Temps», «Знамения времени»). Кроме того, он составлял и распространял трактаты на немецком, французском и итальянском языках. В 1884 г. в Базеле начали выходить журнал Herold der Wahrheit и два другие журнала – на итальянском и румынском языках. До октября 1884 г. все эти журналы разошлись в количестве 146000 отдельных номеров. На всеобщем собрании европейских адвентистов 7-го дня в Базеле (в 1883 г.) присутствовали «братья» из Швейцарии, Германии, Румынии и Италии. На следующем собрании в Биле (Biel) в мае 1884 г. была организована «Швейцарская конференция адвентистов 7-го дня». На собрании присутствовало 125 «братьев». По постановлению этого собрания в Базеле были устроены в 1884 г. «издательский дом» европейских адвентистов и типография для печатания книг, трактатов и журналов на разных европейских языках. В 1885 г. Елена Уайт совершила инспекционную поездку по Европе. |
|