И. С. Ассемани приписывает Диодору сочинение «De incarnatione Verbi» (О воплощении Слова), с которым были знакомы Иоанн, еп. Дарский, и Авдишо бар Бриха (Эбед Иешу), митр. Нисибинский . По свидетельству историка Бар-Хадбшаббы Арбайя и анонимного автора «Несторианской истории», Диодор написал три книги против разных приверженцев Ария . Митр. Авдишо бар Бриха упоминает четыре книги против Евномия, а также сообщает, что 60 книг Диодора было сожжено арианами . Согласно Гераклиану, еп. Халкидонскому, которого цитирует свт. Фотий, Диодор написал 25 книг «Против манихеев »: в первых 7 книгах он пытается опровергнуть учение манихеев о «живом евангелии», ибо опровергает евангелие, написанное Аддой и называемое а в последних разбирает аскетическое учение манихеев на основании Свящ. Писания. По свидетельству Бар-Хадбшаббы Арбайя, против манихеев Диодор написал только три книги, а кроме них еще несколько книг против халдеев и самого Манеса, впрочем, как указывает свящ. Н. Фетисов, здесь возможно смешение имен: в III в. против халдеев и Манеса боролся др. Диодор - пресвитер, живший в Персии. Блж. Феодорит упоминает трактаты Диодора против Фотина, Малхиона, Савеллия и Маркелла Анкирского . В «Лексиконе Суды» перечисляются следующие названия сочинений Диодора: (О том, что один Бог в Троице); (Против мелхиседекиан); (Против иудеев) (Авдишо бар Бриха указывает, что Диодор составил против иудеев 2 книги); (О воскресении мертвых); (О душе, против различных еретических мнений о ней); (К Грациану, главы); (О промысле); (Против Платона, о Боге и богах); (О природе и материи, в каковом сочинении трактуется о том, что справедливо); (О Боге и выдуманной материи греков); (О том, что невидимые природы созданы не из элементов, но из ничего вместе с элементами); (К Евфронию философу, в вопросах и ответах); (О том, каким образом Создатель пребывает всегда, но созданное не всегда); (Каким образом в вечном Боге существуют желание и нежелание); » (Против Порфирия, о животных и жертвах). |
сирийцев-несториан чаще других упоминаются два лица, наиболее заявившие себя литературно на поприще церковно-историческом произведениями монографического характера: Эбед-Йешу [Авдишо по несторианскому произношениюбар-Бриха, митрополит собский (насивинский), t 1318 г., и Фома (Таума), епископ маргский (около Мосуля) в начале IX века. Эбед-Йешу, Иероним сирийской церковной литературы, составил стихотворный каталог, в который вошли 197 писателей, и, в заключение 198), как и у Иеронима, сам автор, исчисливший свои сочинения. [Каталог был издаваем в Риме Авраамом эккельским (Ecchellensis) в 1653 и Ассеманием в 1-ой половине III тома Bibliotheca orientalis в 1725; переведен на английский язык Бэджером, Badger, The Nestorians and their Rituals. II. London 1852]. Фома маргский, живший в начале IX в., написал «ktaba d-ri-sane» — «Книгу начальников», или «Книгу глав» в 6 отделах, где он представил историю несторианского монастыря «Бет-Аве». Это сочинение содержит ценные сведения по истории монашества. [Издано Беджем с английским переводом: The Book of Go-verners. The Historia Monastica of Thomas Bishop of Ed. by E. W. Budge. I-II. London 1893]. начале XII в. (ок. 1135 г.) несторианин Мари-ибн-Сулей-ман [Марэ бар Шлемоноставил потомству очерк церковно-исторических событий на арабском языке, в сочинении под названием «Мадждал» («Башня»). Около 1340 года другой несторианин, по имени Амру-бну-Матта, написал церковно-исторический труд под тем же названием. [В настоящее время эти труды имеются в издании Джисмонди, который перевел их на латинский язык. Maris Amri et Slibae de patriarchis Nestorianorum commentaria. Ed. etlatine reddidit H. Gismondi. Romae 1890—1899]. Эти произведения доставили Ассеманию (в Bibliotheca Orientalis t. III) возможность познакомить нас с историей нестори-анства. |
Но вполне возможно, что именно этот пункт на самом деле был первым. Система Феодора Мопсуэстийского может рассматриваться во всей своей холодной стройности как со стороны его герменевтики, так и со стороны аскетики. Одним из любимых вопросов этого богослова был вопрос о свободе воли, обдумывание которого привело его к написанию трактата «Против защитников первородного греха». Феодор утверждал, что человек не наследует вины своих предков и человечество в целом не наследует вины Адама за преслушание воли Божией; у него оставался один выход, позволявший объяснить феномен общей греховности рода человеческого, – назвать причиной греха страх смерти. Взяв эту мысль у апостола Павла 128 , антиохийский богослов положил ее в основу своей антропологии. Но чтобы не допустить реванша манихейства, видевшего в смертной плоти произведение злого начала, Феодор ввел еще одно рискованное предположение: добро и зло были созданы Богом для испытания воли человека (Толкование на Евангелие от Иоанна, предисловие). Антропология Мопсуэстийца была причиной того, что на Западе несторианство считали вариантом пелагианства 129 , хотя сам он и осудил Пелагия. В действительности, образ человека, созданный этим богословом, – человека, побеждающего грех в решительной схватке со страстью, – нуждался для своего обоснования именно в таком образе Христа, который и был выработан в лаборатории антиохийской мысли V в. по Р. Х. – Христа, борющегося со своей человеческой природой, для того чтобы сделать ее «одним поклоняемым лицом» с Божественной. По-видимому, во многих сирийских монастырях, особенно на Востоке, в Иране и Месопотамии, где сильны были традиции дохристианского арамеоязычного аскетизма, это учение преобладало. Вероятно, поэтому Мар-Авдишо бар Бриха, Низибисский митрополит XIII в., говорил: «Не мы пошли за Несторием, но Несторий – за нами» 130 . Примечательно также, что в числе таинств Ассирийской Церкви Востока отсутствует исповедь. Ассирийский аскет лишь себе отдает отчет в своих грехах против Божественного Закона, испрашивая совета у старцев относительно тех вопросов, в которых ему не хватает опыта. В этом плане несторианская сакраментология разительно отличается от православной традиции покаяния и исповеди, включающей откровение помыслов и непримиримую борьбу со страстными поползновениями душ и посредством их постоянного разоблачения. Столь далеко разошлись между собой в V в. по Р. Х. представители не так давно оформившегося монашеского движения на Востоке. |
Эта тема также затрагивается в докладах о. Габриэля (Бунге) и о. Дионисия (Шлёнова). Данный раздел настоящего сборника завершается докладом Патрика Хагмана, профессора Университета «Академия Або» (Финляндия). Ученый демонстрирует существенное отличие в понимании целей и задач аскетизма у св. Исаака от их понимания в современном «политическом богословии», представителем которого автор считает американского православного богослова Аристотеля Папаниколау. Хагман показывает, что аскетизм у св. Исаака направлен не на изменение мира, а на то, как нам отделиться от мира и искоренить его влияние на нас; поэтому если и можно говорить о «политическом богословии» св. Исаака, то только в смысле «политики дистанцирования» от мира. Четвертый, заключительный раздел сборника, в целом посвященный вопросам места наследия св. Исаака Сирина в христианской традиции на Востоке и на Западе, представлен большой группой докладов самой разнообразной тематики. Так, в докладе Натальи Геннадьевны Головниной, старшего преподавателя кафедры восточнохристианской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, творения св. Исаака Сирина рассматриваются в контексте жанровой системы христианской аскетической письменности и ее особенностей в сирийской литературе. Доклад Эмилиано Фьори, научного сотрудника Берлинского университета им. Гумбольдта, посвящен вопросу о степени влияния Дионисия Ареопагита на св. Исаака Сирина . Как показывает автор, наследие Дионисия не было известно св. Исааку напрямую, за исключением нескольких цитат, которые могли быть усвоены им из монашеских флорилегиев; он также доказывает, что концепция «неведения» у Исаака не связана с учением Дионисия об апофатическом восхождении. В докладе Юлии Фурман, аспирантки Российского государственного гуманитарного университета, проводится сравнительный анализ понятия «временного мира» (сирийск.) таких сирийских христианских авторов, как Иоханнан бар Пенкайе, Бавай Великий, Иоанн Дальятский, Авдишо бар Бриха и Исаак Сирин . В докладе Владимира Александровича Баранова, преподавателя Новосибирского государственного университета, делается попытка обосновать тезис, что представление о бездействии святых в богословии византийских иконоборцев обязано своим появлением влиянию сирийского учения о «сне души», которое разделял и св. Исаак Сирин . В докладе игумена Дионисия (Шлёнова), заведующего Отделением древнехристианской письменности и директора библиотеки Московской духовной академии, проводится детальное сопоставление учения о безмолвии у св. Исаака Сирина и прп. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИБН БАХЛУЛЬ предыдущая статья Т. 1 , С. 66 опубликовано: 22 октября 2007г. АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИБН БАХЛУЛЬ ибн [Хассан бар Бахлуль; араб. сир. сироязычный несторианский богослов и ученый 2-й пол. Х в. Род. в с. Авана, обл. Тирхан (совр. Ирак). О его жизни известно мало. Есть сведения, что он преподавал в школах Багдада и получил почетное прозвание «искусный книжник». Согласно «Церковной истории» Бар Эбрея, в 963 г. он принимал участие в выборах несторианского патриарха и высказался в пользу Авдишо I. Основной труд А. Б.- «Сирийский лексикон» - был составлен им в Багдаде и явился синтезом лексикографических изысканий его предшественников, сочинения к-рых не сохранились. В «Лексиконе» он дает толкования греч. слов и выражений, географических названий, философских, богословских и естественнонаучных понятий, основываясь на многочисленных трудах сир. авторов и сведениях, собранных сир. библейской экзегетикой. В числе источников «Лексикона» и авторов, на к-рых ссылается А. Б., можно назвать Авраама бар Дашандадада (VIII в.), «Лексикон» и «Хронографию» Хунайна ибн Исхака (IX в.), «Трактат о пунктуации» Ишо бар Нона (VIII в.), «Лексикон» Хенанишо бар Сарошвая (IX-X вв.). Достоинством «Лексикона» считается точное цитирование автором своих источников. Пояснения в словарных статьях даются на сир. и араб. языках. «Лексикон» был признан сирийцами всех толков - несторианами, яковитами и маронитами - и широко представлен в рукописной традиции. В рукописях он часто соединяется с др. известным словарем, автором к-рого был Ишо бар Али, и содержит множество интерполяций из сочинений более поздних авторов (напр., Бар Эбрея). Соч.: Duval R. Lexicon Syriacum auctore Hassano Bar Bahlule. P., 1888-1901. Vol. 1-3. Лит.: Duval R. La syriaque. P., 19073. P. 298-299; Baumstark. Geschichte. S. 241-242. E. H. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВДИШО БАР БАХРИЗ предыдущая статья Т. 1 , С. 121 опубликовано: 22 октября 2007г. АВДИШО БАР БАХРИЗ Бар [сир. араб. митр. Мосульский (XI в.), несторианский сироязычный писатель и церковный деятель. До избрания на кафедру Мосула (Сев. Ирак) был настоятелем мон-ря св. Илии в этом городе. В 1028 г. выдвигался одним из кандидатов на выборах несторианского патриарха-католикоса, когда был избран Илия I . Известен гл. обр. как канонист, собиратель и систематизатор церковных правил и постановлений Соборов. Ему приписывают также юридический трактат о порядке наследования и литургические комментарии. Его упоминает в своем «Каталоге» Авдишо бар Бриха . Соч.: Bar Bahriz. Ordnung der Ehe und der Erbschaften sowie Entscheidung von / Hrsg., komm. W. Selb. W.; Graz, 1970. Лит.: Parisot J. de Mossul // DTC. T. 1. Col. 27; K bert R. bar Bahriz Einleitung zu einem Traktat Ehe und Erbrecht // OCP. 1971. T. 37. S. 437-440; Garon R. A new Nestorian source // Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 1972. T. 40. S. 263-276; HChr. P., 1993. T. 4. P. 450. Свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД предыдущая статья Т. 1 , С. 158-159 опубликовано: 2 октября 2007г. АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД [сир. сир. несторианский богослов VIII в. Род. в сел. Бет-Саяде. Будучи от рождения калекой (отсюда прозвание - букв. «хромой»), был принесен своей матерью к Бабаю Младшему Нисибинскому в Кефар-Уззел, где тот основал школу церковного пения. Согласно «Истории монахов» Фомы Маргского , Бабай предсказал отроку великое будущее: «Это будет отец отцов и глава учителей; имя и учительство его будут славны на всем Востоке». А. Д. преподавал экзегетику в Башушской школе в Сафсафе. В числе его учеников были буд. несторианские католикосы Тимофей I и Ишо бар Нон , а также Абу Нух аль-Анбари, секретарь мусульм. правителя Мосула Абу Мусы ибн Мусабы. В «Каталоге» Авдишо бар Брихи А. Д. назван автором «Книги увещания», слов о покаянии (вариант прочтения названия: о желании, об алчности), ряда писем, «Книги о царском пути», прений с иудеями, «Толкований на слова монаха Марка». В рукописях дошли отрывки из «Толкований» (Brit. Mus. Add. 17 270) и «Трактат об отшельничестве» (издан). Соч.: Treatise on Eremitism // Mingana A. Woodbrooke Studies. Camb., 1934. Vol. 7: Early Christian Mystics. P. 185-197, 248-255. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 214; Ortiz de Urbina. PS. P. 142. Е. H. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММАР АЛЬ-БАСРИ предыдущая статья Т. 2 , С. 170-171 опубликовано: 18 августа 2008г. АММАР АЛЬ-БАСРИ [араб. видный несторианский богослов 1-й пол. XI в., получивший известность прежде всего как полемист с исламом. Полемике с мусульм. богословами- мутазилитами А. посвятил «Книгу доказательства» (Китаб аль-бурхан) и «Книгу вопросов и ответов» (Китаб аль-масаил ва-ль-аджвиба), написанные в форме опровержений. В своих произведениях он затрагивает практически все основные вопросы христианско-мусульм. полемики: учение о Св. Троице и Боговоплощении, жизнь буд. века, достоверность Евангелий, опровержение богодухновенности Корана и пророческого достоинства Мухаммада и др. Несмотря на свой апологетический характер, произведения А. представляют собой одну из первых попыток построения целостной системы христ. богословия на араб. языке. Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 106-107, 210-211, 410; Hayek M. al-Basri, la somme de en langue arabe, ou deux apologies du christianisme // Islamochristiana. 1976. T. 2. Р. 69-133. Свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХУДЭММЕХ предыдущая статья Т. 4 , С. 220 опубликовано: 13 марта 2009г. АХУДЭММЕХ [Сир. еп. Тагритский (VI в.). Род. в Баладе (обл. Бет-Арбайя). Первоначально был клириком несторианской Церкви Востока , но после встречи с Иаковом Барадеем (Бурдеаной) сделался приверженцем монофизитства, был рукоположен во епископа г. Тагрит и стал главой монофизитов на территории сасанидского Ирана («мафрианом Востока»). За миссионерскую деятельность среди арабов Месопотамии А. именуют «апостолом арабов». Бар Эбрей сообщает, что А. получил иерейское рукоположение от самого Бурдеаны, в 559 г. Крстапор (Христофор) Армянин совершил его архиерейскую хиротонию в Бет-Арбайе, где А. просветил арабов; по сообщению Михаила Сирийца , А. построил близ Тагрита 2 мон-ря, Айнкена и Гатана, а также монофизитский храм св. Сергия близ Балада. Благодаря его проповеди в христианство обратились ряд магов и даже сын Хосрова I Ануширвана, к-рого А. крестил с именем Геворгис (Георгий); это вызвало гнев шаханшаха, велевшего отрубить А. голову (согласно др. версии, приведенной в житии, А. скончался от голода и болезней в темнице). Мощи его, по сообщению того же Михаила, были положены в церкви Махозе (букв.- по-сирийски - название столицы Сасанидов Селевкии-Ктесифона ). Авдишо бар Бриха упоминает сочинения А. против философов, магов, «различные определения», труды по риторике, о смысле богословского термина «Лицо» (букв.- о составе Лица), о свободе выбора, о человеке как микрокосме и др. Из них сохранились лишь 2 небольших сочинения: «О душе и единстве души и тела» и неопубл. философский трактат (Cod. Brit. Mus. Add. 14 658). Ист.: Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d Antioche / J. Chabot. P., 1899-1924. T. 2. P. 313; 20; Assemani. BO. T. 3/1. P. 192; Histoire d Ahoudemmeh et de Marouta / F. Nau. P., 1905. (PO; 3/1). Лит.: Labourt J. Le Christianisme dans l empire Perse sous la dynastie Sassanide (224-632). P., 1904. P. 198 sq. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБАЙ НИСИБИНСКИЙ предыдущая статья Т. 4 , С. 240 опубликовано: 28 марта 2009г. БАБАЙ НИСИБИНСКИЙ [Бабай Малый; сир. 630), сир. христ. монах и писатель кон. VI - 1-й трети VII в. Происходил из г. Нисибина. В юности предавался праздности. После того как Б. Н. однажды во сне явился подвижник мар Авраам и предсказал ему, что он «станет отцом» для мн. людей и целиком посвятит себя Богу, юноша ушел из отчего дома в обитель мар Авраама на горе Изла (см. Авраам Кашкарский ), к-рый и дал ему имя Бабай. По смерти мар Авраама в 588 г. Б. Н. оставил обитель и удалился в горную пещеру в обл. Адиабена вместе с анахоретом Ишозха и буд. несторианским католикосом Савришо. Б. Н. проводил все время в посте и молитве, исцелял больных и изгонял бесов. Впосл. он основал свой мон-рь на горе Изла и учредил в нем устав мар Авраама. Настоятелем мон-ря Б. Н. пробыл в течение 31 года до своей смерти, там же он и был похоронен. «Хроника Сеерта» (не ранее IX в.) упоминает об ожесточенной полемике между Б. Н. и Бабаем Великим , но не раскрывает предмета их разногласий. Б. Н. считают автором ряда проповедей и гимнов (мадрашей и мимр), из к-рых почти ничего не опубликовано. Сохранилась согдийская версия одной из его рифмованных гомилий. Ист.: Histoire nestorienne: (Chronique de Seert). Part. 2 / Publ. et trad. par A. Scher // PO. T. 13/4. P., 1919. P. 454-456. Лит.: Sims-Williams N. Babay of Nisibis // EIran. Vol. 3. P. 309. А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БАР ЗОБИ (кон. XII - нач. XIII в.), иером. несторианского мон-ря Савришо в Бет-Кока (Адиабена), восточносир. грамматист и писатель АВДИШО БАР БРИХА 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока |
|