Во вторую группу входят пророки Софония (630-ый год), Наум (м.б. 613-ый год), Аввакум (около 600 г.) и Иеремия, призванный при царе Иосии (640–609) и ознаменовавший своею проповедью последние дни Иерусалима и Иудейского царства. Их время является эпохой грандиозных исторических перемен. В первой половине VII-oro века могущество Ассирии достигает зенита: ее войска доходят до Египта и в 663-м году берут и грабят Фивы, его столицу. Но скоро после этого начинается упадок ассирийской мощи, который объясняется династическими спорами и междоусобицами, а также движениями народов на Востоке. Этим пользуется иудейский царь Иосия, который начинает дело религиозного возрождения и государственного укрепления своей страны. Но его реформаторская деятельность долго продолжаться не смогла. В 612-ом году ассирийская столица Ниневия была взята под ударами Мидян, соединившихся с Вавилонянами и другими народами. Фараон Нехао (609–595), основатель 26-ой египетской династии, отправился на помощь гибнущей ассирийской империи. Царь Иосия сделал попытку остановить его в Ездрелонской долине и был побежден и убит при Мегиддо (609). Это было началом конца южного, Иудейского царства. На Востоке с Набупалассаром и с его сыном Навуходоноссором, возрождается Вавилонская империя. После победы Навуходоноссора над Нехао, одержанной при Кархемише на Евфрате в 605-ом году, Вавилон становится гегемоном Востока. Иудейские цари, преемники Иосии, попадают в орбиту его владычества. Царство переживает быстрый упадок, а потом агонию, которая завершается взятием Иерусалима Навуходоноссором в 586-ом году и уведением в Вавилонский плен значительной части жителей уничтоженного царства. Третью группу составляют выступившие после 586-ого года или проповедовавшие среди пленных Авдий (?), Иезекииль и тоже анонимный пророк, продолжатель проповеди пророка Исаии, автор основного ядра пророчеств, вошедших во вторую часть книги, надписанной именем великого иерусалимского пророка VIII-oro века ( Ис.40–66 ). О каких бы то внешних событиях истории Израиля в пленный период говорить не приходится: избранный народ не только утратил политическую независимость, но и всякие следы государственности. |
Пророки и в самом деле создавали поразительные изображения, и, чем больше я в них вглядывался, тем больше они мне нравились. Горожанин Исайя бродил три года почти обнаженный, босиком, прежде чем сделать политическое заявление (интересно, как бы наши журналисты восприняли подобную форму гражданского протеста?); Иеремия согнулся под бременем ярма, чтобы заставить всех прислушаться к его роковой вести; Иезекииль месяцами лежал на боку, связанный по рукам и ногам, не отводя взгляда от глиняной модели Иерусалима. Такими способами пророки пытались передать нечто настолько важное, что оно не умещалось в слова. Неистовые, говорите? Когда на ваш дом обрушится стихия, вы не будете подбирать вежливые слова, вы будете метаться взад и вперед и вопить, как безумец. И другая претензия — дескать, все они говорят одно и то же — оказалась несостоятельной. Возьмем три самые большие книги пророков — Исайи, Иеремии и Иезекииля. Я мог бы теперь по двум–трем строкам определить, кому из этих авторов принадлежит цитата. Исайя пишет красноречивой, возвышенной прозой; Иеремия заполняет страницу рыданиями и кровью; Иезекииль — уж этого необыкновенного человека ни с кем не перепутаешь. Ортодоксальные раввины до сих пор запрещают всем, кто не достиг тридцатилетнего возраста, раскрывать первые три главы книги Иезекииля. Жалобы на однообразие исходят от людей, на самом деле не читавших пророков или не вчитывавшихся в них. Да, пророки передают одну и ту же весть, но стиль их разительно несхож. Авдий вместил свою весть в одну страницу, а свиток Исайи, если его развернуть во всю длину, вытянется на восемь метров. Амос был крестьянином, Исайя служил при одном царе и был казнен другим, Даниил добивался высоких почестей при двух различных иноземных тиранах, Иона предпочел бы утонуть, чем пророчествовать, на фоне видений Захарии, а видения Иезекииля кажутся прямо–таки ручными. |
7.2. От Ахава до Ассирийского плена Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Правление Амврия, с политической точки зрения, было весьма успешным. Даже столетие спустя, при царях другой династии, в ассирийских документах Самария называется «домом Амврия». Для того, чтобы представить себе, каково было наследство, оставленное Амврием Ахаву, скажем, что во время знаменитой битвы при Каркаре, когда против Ассирийской армии выступила коалиция западных царств, одних только колесниц Ахав смог выставить две тысячи. Менее чем через 50 лет после этого, его внук Иорам имел в своем распоряжении всего десять колесниц на всю армию. То есть Ахав получил царство от своего отца в процветающем состоянии. Амврий, а затем его сын Ахав, были достаточно благосклонно расположены к окрестным народам и к их культуре. Это проявилось, в частности, в том, что в жены Ахаву Амврий взял Иезавель, дочь царя Сидонского, то есть благополучие царства строилось еще и на хороших отношениях с финикийцами. Иосиф Флавий говорит, что Ефваал, отец Иезавели, был прежде жрецом Астарты. И через Иезавель в Израиле начинается активное насаждение культа Ваала Мелькарта, финикийского, Сидонского божества. Одновременно с этим начинается борьба с почитателями Бога Израилева. Слуга Ахава Авдий спасает от истребления 100 пророков (3 Цар. 18:3), но многие погибают. Об этом свидетельствует пророк Илия. Об Ахаве Писание говорит так: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии – то есть свою столицу он сделал центром этого культа, – и сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» (3 Цар. |
Отсюда следует, что установление исторического, религиозного, культурного и политического контекста 1-й пол. I в. по Р. Х., как в Римской империи в целом, так и в Палестине в частности, является одним из важных аспектов в толковании Нового Завета. Описываемая эпоха – это эпоха эллинизма, начало отсчета которой обычно связывают с завоеваниями Александра Македонского на Ближнем Востоке в 334 году до Р. Х., хотя греческое влияние в Палестине начало сказываться намного раньше (например, уже в персидский период монеты греческой чеканки стали стандартом в Иудее). Эллинизм – это процесс синтеза греческой (эллинской) культуры с местными культурами Ближнего Востока, при котором греческая культура не поглощала, но преобразовывала их. Смешение различных местных и эллинистических элементов и определило ту культурную обстановку, которая существовала на Ближнем Востоке на протяжении долгого времени. 325 Главным средством эллинизации коренного населения Ближнего Востока стала организация восточных городов по образцу греческого полиса. Население прилегающих районов, устремлявшееся в города, получало экономические и правовые привилегии жителей полиса (освобождение от некоторых пошлин и ряда обязанностей, право участия в муниципальном управлении и др.), и как правило, стремилось практиковать греческий образ жизни и мыслей. Свидетельством эллинизации стало быстрое распространение греческого языка. 326 После смерти, в 323 г. до Р. Х., Александра Македонского его военачальники, известные как диадохи (т. е. преемники), не смогли сохранить единство империи, и обеспечили себе контроль только над ее определенными частями. В 323 г. Птолемей I Сотер установил контроль над Египтом, затем в 305 г. состоялась его коронация. |
Малахия говорил прежде всего об отношениях Бога со Своим народом, и начинает он с самого главного: люблю Господь а вы спрашиваете: чем любовь Разве Исав – Иакову не брат? Но вот что изрек Господь: Иакова Я возлюбил, а Исава отверг». Вся логика этих отношений основана на том, что Господь особым образом возлюбил израильский народ. Тот может задаться вопросом: в чем же это проявляется, чем доказывается? И Малахия вспоминает историю из книги Бытия, которая рассказывала о близнецах Иакове и Исаве. Господь действительно избрал Иакова, а значит, и его потомков, хотя был свободен в выборе. Очевидно, видя судьбу эдомитян (о которой пророчествовал и Авдий), израильтяне очень ясно должны были увидеть, в чем заключается разница между ними и потомками Исава. Один народ прошел через все испытания и сохранился, второй неуклонно двигался к своему концу. Сегодня нет человека, который не слышал бы про но кто помнит про Эдом? Однако отеческая любовь Бога – не только всевозможные блага, но и высокие требования. «Сын почитает отца, и раб – господина своего. Если Я Отец – то где же почет? Если ваш Господин – уважение где? Так говорит Господь Воинств вам, священникам, что презирают имя Мое. Скажете: презираем мы имя Приносите на жертвенник Мой пищу, что в жертву не годна… Приносите, что отняли у других, хромое или вот ваш дар. Приму ли благосклонно его от вас?» Помимо жертв, люди обязаны были приносить в Храм десятую часть своего урожая и доходов – эти средства шли на содержание Храма, на содержание священников и левитов, а также на помощь нуждающимся. И Малахия предельно строг и в этом: что положено отдать Богу, то уже не принадлежит человеку. «Может ли человек красть у Бога? А вы обкрадываете Меня! Спросите: мы Десятины и приношения! Проклятием прокляты вы, Меня обкрадываете вы – весь народ! Принесите все десятины в хранилище, чтобы в доме Моем была пища, и так испытайте говорит Господь Воинств. Разве не открою для вас окон небесных, не изолью благословение в избытке?» |
Туман двусмысленных и противоречивых положений аль-корана не совсем рассеялся и при свете мусульманской юридической науки. Главная и общая причина этого та, что в среде самих мусульман-суннитов (правоверных) нет полного согласия между учеными. Уже очень рано они разделились на четыре школы, которые все признаются за правоверные, но расходятся между собой в решении некоторых далеко не маловажных подробностей юридического положения христиан в мусульманском государстве. Эти суннитские школы – ханэфитов, Малика, Шафэи и ханбалитов. Основатель первой из них, (имам азэм) Номан бен-Сабит абу-Ханифэ (умерший в 767 г. по Р. Х.), был персидский купец и преподавал право многочисленным слушателям в Сирии. И по своей национальности и по месту своей деятельности чуждый родной почве ислама, оказался в известном смысле рационалистом: он дал довольно широкое место началам человеческого разума и создал самую толерантную и человечную правовую систему, какая только могла явиться на почве ислама. – В ином направлении учил младший современник абу-Ханифэ, Малик ибн-Анас (ум. 795 г. по P. X.). В истории ислама он известен тем, что собрал 1.700 достоверных мусульманских преданий. Преподавая право в самом центре мусульманской ортодоксии, – Медине, Малик остался верен суровой букве преданий. Его консервативная система представляла настолько заметную разность сравнительно с учением абу-Ханифэ, что ученик Малика, Мухаммед эш-Шафэи (ок. 819 г. по P. X.), счел нужным выступить в Багдаде с посредствующей системой, тесно примыкая, впрочем, к преданиям и мусульман 66 . А ученик Шафэи, Ахмед бен-Ханбаль (ок. 855 г. по P. X.), выглядит уже консервативнее и правовернее самого Малика, и ханбалиты представляют самую строгую и нетерпимую школу в мухаммеданском мире. |
101 Здесь разумеется, может быть, персидский серебряный сикль, который составлял лишь х/х иудейского. 105 О взыскании долгов в Вавилоне см. Kohler и Peiser, Aus d. Rechtsleben 2,69 здесь было необходимо посредство судьи. 108 И другие законодатели древности, как известно, пытались разными узаконениями ограничить скопление обширных владений в руках немногих. Так, Аристотель упоминает, что значение равенства владения было понятно многим древним законодателям, и что поэтому Соломон и другие издавали законы, запрещающие – по произволу, увеличивать свой удел (Politika 2,4.4). Эти законы состояли или в том, что вообще было запрещено приобретать землевладения более определенного максимума, или в запрещении покупать лежащие в пределах известного круга городские поля. О подобных законах у римлян см. Varro, de re rustica 1,2.9. 109 По позднейшему толкованию, и вор, проданный в рабство, по истечении 6 лет также получал свободу; он даже не мог быть продан чужестранцам, – постановление, отмененное Иродом Великим, Iosephus. Arch. 16,1–3. И постановление о юбилейном годе И. Флавий относит, Arch 3,282, как к должникам, так и к преступникам. 110 В духе Второзакония закон о рабах был осуществлен на время незадолго пред взятием Иерусалима, Иер. гл. 34. Ср. в Коране, Сур.24:33. 113 Даже в пессимистическом, понимании царской власти, которое лежит в основе басни Иофама, Суд.9:8 и д., выставляется на вид, наоборот, самопожертвование, которое требуется от царя; но так как лучшие не хотят этим путем жертвовать собой, то людям достается дурное и деспотическое правление. 114 Десятина, как форма подати царю, встречается и в других местах. Так, персидские цари, по Аристотелю (Оесопот.2:1–4), получали десятину от полевых плодов. |
Здесь открыты храмовая башня и интересный некрополь, равно как под соседним холмом Абу-Хатабом (др. Киссура). Отчеты помещаются в малодоступных «Mitteihmgen» Общества. В 1903–4 гг. американская экспедиция сделала интересные находки (между прочим, найдены древнейшие сумерийские статуи) под холмом Бисмайя (др. Адаб). Важными для разрешения проблем истории и этнографии древнейшего Сеннаара, оказались археологические исследования, произведенные Pumpelly по почину Carnegie Institution в Вашингтоне в 1903–4 гг. в Закаспийской области и близ Ашхабада, а также немецкой экспедицией Губерта Шмидтав Мерве. Найденные ими доисторические культуры обнаружили, повидимому, некоторые параллели к памятникам древности «к западу от Иранского плоскогорья» и дали повод к предположениям о выселении сумерийцев с востока. В 1894 г. персидский шах разрешил Франции производить раскопки во всей Персии, под условием уступки персидскому правительству половины найденного. В 1900 г. за французскими учеными была признана монополия археологических изысканий. Конечно, прежде всего было обращено внимание на область, граничившую с древней Вавилонией, имевшую с ней общую культуру и игравшую роль в ee истории – Элам, т. е. Сузиану. Результаты раскопок, предпринятых здесь де-Морганом, превзошли самые смелые ожидания. Были найдены памятники, всех эпох, начиная с доисторической (между прочим, архаическое письмо). Не говоря уже о древностях эламского царства, история которого теперь, в общем, может быть уже написана, начиная с доисторических времен, археолог нашел замечательные произведения вавилонского происхождения, доставленные в Элам в качестве военной добычи. Результаты экспедиции делаются доступными ученым в прекрасном многотомном издании «Delegation en Perse». Клинописный материал разрабатывает ассириолог иезуит Scheil. |
Но они возможны и у Даниила, употреблявшего термины более современные и понятные в конце его жизни, когда писалась его книга, в эпоху персидского господства. И нынешние историки часто принуждены бывают к подобной замене в повествованиях о древних временах, особенно в популярных трудах. С другой стороны, в той же главе есть названия чиновников («наместники» – ассир. клинообразн. письм. pihu; «областеначалъники» ассир. saknu – 2 ст.) и одежд («нижнее платье» – – употребляемое у вавилонян. Герод. I, 195 и др.), указывающие на ассиро-вавилонское управление и одежды. Стало быть доводы обоюдны и далеко не категоричны. Вероятно, подобная шаткость филологических доказательств позднейшего происхождения книги Даниила побудила позднейших критиков, Давидсона и Бермана, признать, что «характер языка Даниила не дает ясных выводов о времени ее происхождения», так как частности его и элементы: персидский, греческий, арамейский могут быть разно истолковываемы (Behrman. В. ss.). Этого признания с нас достаточно пока. Перейдем к другим доказательствам критиков. Так, критики ссылаются на то, что слово «халдеи» не могло иметь в эпоху вавилонскую нарицательного значения «мудрецы». Но употребление слова – халдеи, в значении «мудрецов» ( ), подтверждается и древними (Ктезия, Бероза) свидетельствами и последующими изысканиями в ассиро-вавилонских памятниках и их терминологии, а затем, как и в предыдущем возражении говорили, позднейшею записью этого события Даниилом по падении Вавилона, и наконец, согласно употреблению этого термина не только у позднейших писателей (Герод. I, 181, 183), но и у древних библейских, например у Исайи (халдеи мудрецы и гадатели Ис.47:10–14 ). Могли ли говорить вавилонские мудрецы «по-арамейски» ( Дан.2:4 ), палестинских сирийцев? Едва ли и это возражение серьезно. |
Пророки, начиная от Амоса и Иоиля в девятом столетии до P. Хр. 131 , обличали их, как злейших врагов богоправления. «Едом будет пустою степью, – восклицал Иоиль – за то, что они притесняли сынов иудиных и проливали невинную кровь на земле их» 132 . «Так говорит Господь – пророчествовал Амос, – за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувство родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора» 133 . Пророк Авдий, после разрушения Иерусалима Навуходоносором, едко изобличал едомитян за то, что они были среди врагов Израиля в тот день, когда чужеземцы расхищали страну, и за то, что они злорадствовали над иудеями в злополучный день их политической гибели 134 , Иеремия и Иезекииль также возвещали гнев Божий на них 135 . И в действительности, можно сказать, каждый из пророков объявлял их врагами Божьими, которых Израиль должен был впоследствии подвергнуть окончательному истреблению. Во время вавилонского плева, они завладели значительной частью иудейской земли и были изгнаны окончательно только Иоанном Гирканом 136 , который покорил их за 130 лет до P. X. и принудил подчиниться обрезанию. Такая кровавая история еще более усилила родовую вражду между ними. «Ты ненавидишь меня, – говорит Иаков Исаву в Книге Юбилеев, – ты возненавидел меня и моих сыновей навсегда, и в тебе не может быть братской любви ко мне. Слушай мое слово, которое я скажу тебе; когда я буду в состоянии переменить кожу и щетину свиньи на шерсть, и когда рога вырастут у нее на голове, подобно рогам овцы, тогда только я буду иметь братскую любовь к тебе; и когда волки примирятся с ягнятами, так что не будут пожирать или расхищать их, и когда они обратят свои сердца друг к другу, чтобы делать добро друг другу, тогда только я буду в мире с тобой в сердце моем; и когда лев сделается другом вола и пойдет с ним в ярме и плуге, тогда только я заключу мир с тобой; и когда ворон сделается белым, тогда только я узнаю, что люблю тебя и буду сохранять мир с тобой. |
|