При ней был возведен каменный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами — святителя Николая Чудотворца и преподобного Кирилла Белоезерского. Игумения снискала огромное уважение, многие обращались к ней за советом и покровительством. В 1613 году шведы разорили и сожгли Введенский монастырь дотла, уцелел лишь каменный собор. Игумения и насельницы были вынуждены некоторое время скрываться. После возвращения игумении в Тихвин началось активное восстановление обители. Благодаря доходам от владений, покровительству и поддержке царя Михаила Феодоровича монастырь уже через пять лет преобразился и стал выглядеть лучше, чем до нашествия шведов. Скончалась царица-инокиня 5 апреля 1626 года и была погребена на паперти Введенского собора с левой стороны. Впоследствии рядом с ней похоронены и её племянницы княжны Леонида и Александра Гагарины. Могилу игумении посещали как государи и великие князья из Дома Романовых, так и простые паломники. В советское время собора действовал спортивный клуб, часто кто-нибудь тихвинцев говорит: «Ой, здесь стояли брусья, висели кольца!» Вокруг Введенского собора располагался некрополь, там монастыря, жителей Тихвина. После кладбище было разорено, мрамор пошел химзавода. Сейчас кладбища расположен памятник всем Последняя перед закрытием обители игумения, Иоанникия (Кожевникова), причислена новомучеников Российских. её расстрела тихвинскими священниками, всегда проводится памятный Тихвинских новомучеников. Самое заметное здание надвратный Екатерины Августы колокольней. Ранее самое высокое здание Тихвина, годы здесь райкомовских машин, было устроено пожарное депо. Это был который отдали монастырю. сделан небольшой ремонт, только праздник. Храм открывают только для Планируются еженедельные службы. Одна изобразила стене храма значимых для истории монастыря женщин: здесь царица-мученица Августа, игумении Дария, — Небольшая игумения Таисия пока она — объясняет инокиня Василисса. — Процесс сбора канонизации идет, надеемся, что мы дождемся появления новой обитель. Может быть, тогда монастыря. картине прекрасно изображен он был когда-то: ограда целы. — хотели, чтобы книга ведь его история очень интересная. даром, который имеет время Книга тоже может привлечь внимание Конечно, чтобы восстановить исторические памятники, даже чтобы просто нужны огромные средства. Пожертвований прихожан недостаточно. документы, чтобы получить какую-то помощь Сначала реставрации, потом уже строительные материалы, специалисты-строители, рабочие. Думаю, найдутся те, кто нас поддержит, — уверена игумения Павла. Поделиться |
Два года назад в краеведческом музее нашей школы я увидел картину А.Д. Терентьева с изображением нашей церкви. Меня заинтересовало это, и я стал собирать сведения о ней у старожилов нашего села. Строительство ее начала некая вдова (фамилии ее не помнят, предположительно Лунина), которая вложила свои средства и обратилась к народу помочь в строительстве своим трудом и приношениями. Церковь носила имя Иоанна Предтечи, поэтому Иванов день – престольный праздник в Соломатах. Она была двухкупольная, основное здание и звонница. Звонница построена в шатровом стиле, украшена кокошником – древнерусским украшением. Отделана церковь была каменной резьбой, пилястрами. Своеобразным... > > Елисино, Елисинский женский монастырь. 2014-10-03 Памятный крест установлен на въезде в Елесино, так как то место, где находился храм и скит, находится на окраине деревни и превратилось в густые заросли. После установки креста участники проследовали на место, где до революции был один из главных источников духовной жизни Нижегородской епархии. На месте этих деревьев находились старообрядческий храм и скит. Баня на переднем плане - бывшая келия инокини Августы, дожившей до 102 лет. В 1856-58 годах в д.Елесино , во дворе крестьянина Лисина, был построен моленный дом. Он был построен из старого дерева, чтобы не привлекать внимания властей. В сан священника поставлен был крестьянин деревни Веригова, Захарий Степанов. В это же время здесь служил иерей Кирил, впоследствии епископ Нижегородский. Впоследствии на одном из огородов был построен достаточно крупный деревянный храм (паникадило, висевшее в нем, было крупнее, чем висящее сейчас в храме Н.Новгорода), была каменная звонница с несколькими колоколами. Построить храм... > > Курцево, Рождества Пресвятой Богородицы, церковь. |
Он попросил их, я протянула, он их с горячностью поцеловал и отдал душу ангелам» . Что в самом деле произошла на смертном одре Феофила, мы уже в точности узнать не в состоянии. Можно только предположить, что в предсмертном забытьи он мог прикоснуться устами к поднесенным иконам. В его сознательное раскаяние и перемену религиозных убеждений поверить трудно, тем более что этому, вероятно, все-таки мнимому или бессознательному покаянию предшествовало удовлетворение от лицезрения отрубленной головы возненавиденного им зятя Феофоба. В ответ на этот рассказ царственной вдовы клирики, с которыми она вела беседу, «чтя нрав августы (как никакая другая была она христолюбива), а также жаждая ввести поклонение святым иконам», сказали, сделав немаловажную оговорку («если все так и есть»), «что найдет он прощение у Бога, и дали в том письменное удостоверение госпоже» . Председательствовал на Соборе избранный на нем Патриархом Константинопольским святой Мефодий. Точная дата рождения святителя Мефодия, который сменил на патриаршем престоле иконоборца Иоанна Грпамматика, неизвестна, но она относится к концу VIII века. На свет он появился в Сиракузах на Сицилии, в состоятельной греческой семье. Из любви к Богу в ранней юности поступил в монастырь на одном из островов Архипелага – Хиосе, вложив в монастырскую казну средства на обновление его строений. Когда при Императоре Льве Армянине возобновились гонения на почитателей икон, Мефодий занимал должность апокрисиария при святом Патриархе Никифоре, который еще не был низложен по воле еретичествовавшего василевса. И святой Никифор направил его в Рим с посланием, в котором просил о поддержке в противостоянии ереси. Там он был рукоположен в диакона и затем в пресвитера. |
Прошла волна первых арестов оптинских насельников. 30 сентября 1919 года были арестованы и заключены в Козельскую тюрьму на один месяц епископ Михей (Алексеев), иеромонах Пантелеимон (Аржаных) и иеромонах Никон (Беляев). 14 марта 1920 года вновь был арестован и заключен в одиночную камеру Калужской тюрьмы иеромонах Пантелеимон. В этот же день были арестованы по обвинению в контрреволюции иеромонах Никон (Беляев) и с ним семь насельников, а также монахиня Августа (Защук). Кроме того, были арестованы десятки козельских граждан, и произведены грандиозные обыски в Оптиной и Шамордине. Сохранилось упоминание в дневнике Анны Соколовой-Исаковой об еще одном аресте в апреле 1923 года, когда нескольких человек из числа музейных работников и братии: настоятеля монастыря архимандрита Исаакия (Бобракова), старца Нектария, иеромонаха Никона (Беляева), Михаила Таубе, монахини Августы (Защук), Михаила Моисеева и епископа Михея (Алексеева). Анна Александровна (в тайном монашестве Анна) писала: «Постом на Страстной неделе по мартовской обледенелой дорожке уводили из скита отца Нектария. Он шел и падал. Монастырский хлебный корпус был превращен в тюрьму, куда привели едва держащегося от слабости старца. А когда ударили в монастыре к чтению 12-ти Евангелий, подъехали розвальни и увезли его в городскую тюрьму. Вот какова была в Оптине последняя Страстная седмица, как встречала Пасху Христову братия в последний раз в монастыре» В апреле 1923 года решением Коллегии Губисполкома была ликвидирована Оптинская сельхозартель, а в праздник Преображения Господня в шесть часов утра начальник козельской милиции с помощниками закрыли Казанский храм и опечатали здание колокольни. Братия в Оптиной была предупреждена об этом заранее и сразу после полуночи 6/19 августа была отслужена последняя Божественная литургия. К 1924 году монастырь фактически был уничтожен, а последние насельники стали переселяться в Козельск, но и тут их не оставляли в покое Их стали выселять и из города в уезды, но монахи не все подчинились этому приказу, некоторая часть монахов и послушников, около пятидесяти человек, остались в городе. Братия в священном сане служили в храмах города и ближайших окрестностях. Монахи и монахини из Шамордино и других обителей продолжали нести свое послушание: пели на клиросе, прислуживали в церквях. Многие, чтобы как-то существовать, подрабатывали различными ремеслами. Местные жители помогали монашествующим чем могли. Иеромонахи, служившие на приходах, оказывали помощь бедным собратьям, монахиням и даже нуждающимся местным жителям, отдавая половину своего дохода. |
Блаженная Сопатра подчинила себя св. Евстолии для обучения себя самоотречению. К ним присоединились весьма многие другие девы и проводили время в трудах и молитвах. Подвижница Евстолия, прожив многие годы в иночестве, мирно переселилась ко Господу. Сопатра управляла после нее общиной, строго следовала правилам духовной своей матери. Достигнув подвигами духовного совершенства, покойно скончалась ноября 9–го, около 610 года. Вспомнив судьбу других детей Маврикия, и мирские люди должны сознаться, что счастлива Сопатра, избравшая доброй волей жизнь иноческую. Кровожадный Фока, убив доброго императора Маврикия и трех сыновей его, жену и трех дочерей (Анастасию, Феоктисту и Клеопатру), запер в монастырь, где после трех лет предал смерти. Не лучше ли было по воле избрать тишину уединения, чем поневоле? Не лучше ли добровольно отказаться от незавидной суеты мирской, чем против воли заключену быть во гробе? И в миру можно делать много доброго! Да, можно коптить сердца и небо! Делают добро души смиренные, а не гордые и самонадеянные. Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Фил. 2, 12). Царство Небесное берется силой, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Св. Феврония–царевна Дочь имп. Ираклия, блаженная Феврония, с юных лет пожелала служить единому Господу. Две сестры ее, Августина и Мартина, украшались титлом Августы, а Феврония подвизалась в уединении, заботясь только о том, как бы не лишиться славы вечной, приготовленной для всех страданиями Сына Божия. Св. Апостол учит: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою телом и духом (1 Кор. 7, 34). Здесь две высокие мысли о деве: дева, посвящающая себя Богу, заботится о славе Божией, потом она же заботится об освящении души и тела. Кто так искренно и полно предан славе Господа, как та душа, которая не развлекается ничем земным? Замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор. 7, 34). Умное угождение мужу — дело должное; это не то, что служение страстям и грешной воле. Но земля и небо — не одно и то же. Услуживать мужу и услуживать Господу — вещи разные по предмету, по достоинству, последствиям. Прямое и полное служение Господу — занятие самое высокое и самое достойное желаний человеческих. |
В его переводят настоятелем Введенского Островского монастыря в Новоладожском уезде, а в настоятелем в заштатный Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь. Вероятно, во время настоятельского служения игумена Антония и происходит сближение его с Е. Шаховой, горячо поддерживаемое святителем Игнатием. В письме к игумену Антонию от 18 апреля он писал: «Сердечно радуюсь, что труженицы Августа и Елизавета нашли в Вас единомудренного, сочувствующего им сподвижника. Бог да благословит Ваш духовный союз во Святого Имени Своего и в пользу душ, жаждущих услышать слово Божие, и при руководстве Его спасти души свои от нравственной смерти, которая настигнет всех, лишенных истинной слова 178 ]. Через месяц Святитель вновь обращается к игумену с просьбой: «Не оставляйте Ладожских Стариц, находящих в любви Вашей отраду в сиротстве своем и отдающих Вам полную 179 ]. В это время между игуменом Антонием и Е. Шаховой завязывается переписка, односторонне сохранившаяся в архиве Е. 180 ]. Игумен Антоний принимал заинтересованное участие в устройстве дел монахини Августы и Елизаветы Шаховой, за что святитель Игнатий не раз благодарил его и передавал благодарности «стариц», как их иногда называли оба корреспондента в переписке. Скитания Е. Шаховой закончились в тверском Рождественском монастыре, где по ее словам, игумения Мария Игнатьева «совершенно успокоила у себя». Здесь в Елизавета Шахова приняла постриг в 181 ]. «Спаси Вас писал Святитель игумену Антонию 21 февраля за любовь и внимание, которое Вы оказываете монахине Марии Шаховой. И на ней можно видеть, как направление по учению святых Отцов в наше время нетерпимо. Не терпят его от того, что чужды ему, не знают его, не изучали его, нисколько не занялись им. Говорят, что ныне в книжных лавках обеих столиц вовсе прекратился расход на духовные книги или он так мал, что можно признать его прекратившимся. |
Девственный и чистый, он из смирения обвязывался как чресленником (Иеремии, Гл. 13) нашими грехами и многих извел из пропастей из глубины погибели… Преподобная Матерь Мария поклонитесь за меня неоднократно стопам почившего. Матери Марии предстояло пережить уход еще двух своих наставников и старших монахини Августы и игумена Антония. Предчувствуя приближение расставания с ними мать Мария писала в стихотворении «Семячко»: Увы мне, убогой Марии! Сама я трясусь, как былинка, Под бурей воздушной стихии! У каждого тычинка; А вы-то, мои две опоры, Раненько становитесь хворы, Расслаблены, больны и хилы! Страданье сковало вам силы, И дух от скорбей изнемогший, На нужды мои не внимает: Мой тоненький стебель, иссохший, Несносный червяк 193 ] С 1863 по монахиня Мария занималась педагогической деятельностью, о чем подробно пишет в «Автобиографии». В из-за ухудшившегося состояния здоровья она вынуждена уйти на покой. Духовная писательница возвращается в Старо-Ладожский Успенский монастырь и остается в нем до последних дней своей земной жизни. Здесь она, как напишет позже в «Автобиографии», «свободнее стала заниматься духовною литературой». В мать Мария издает поэму в драматической форме на библейский «Юдифь». Идея создания произведения в стиле плачей библейских пророков обсуждалась ею еще в переписке с игуменом Антонием. В 1877–1778 гг. в журнале «Вестник народной помощи» вновь появляются ее стихи и публицистические статьи. Особенно активно мать Мария участвует в журнальной жизни в 1880-е годы. Вплоть до ее публицистические статьи, беседы на духовные темы, жития святых, повести, стихи публикуют журналы «Мирской вестник», «Благовест», «Чтение для солдат», газеты «Варшавский дневник», «Новороссийский телеграф», а также издаются отдельными брошюрами. |
Я поняла это в смысле Промысла Божия, указывающего мне вступить в монастырь. Я решилась повиноваться Гласу Божию и поступила в Спасо-Бородинский монастырь к знакомой игумений именитой Марии 241 ], где и провела три года новоначалия, до посещения этой обители архимандритом Игнатием 242 ]. Он нашел меня в тяжком состоянии искушения унынием до отчаяния в Бытии Божии. Я воскресла духом от вдохновенной беседы этого великого аскета священноинока и была им принята под руководство. Это был глубокий аскет и вместе опытный наставник внутреннего делания. Он преподал мне келейное правило, предложил ознакомиться с учением древних святоотеческих творений и обещал доставлять мне книги по его выбору, необходимые для первоначального и последовательного чтения и условился о переписке с ним, вполне искренней и свободной. Наконец, по возвращении своем из уединения в одном из Поволжских монастырей снова на свою настоятельскую и благочинную деятельность в Сергиевой Пустыни, он вызвал меня из Спасо-Бородинского монастыря. Целый год, живя на монастырской даче вместе с моей матерью, приехавшей ко мне из Москвы, я занималась под его постоянным наблюдением изучением не только творений Святых Отцов, но Богословием. Затем я перевела с французского на русский язык «Деяния семи Вселенских соборов» из книги «История Христианства» аббата 243 ]. Этот перевод составил семь объемистых тетрадей. По прошествии года моего жительства при обители Преп. Сергия архимандрит Игнатий устроил меня с матерью моей в Староладожском 244 ] в келии другой своей ученицы, монахини Августы Козьминой, вместе с нею я занималась 14 лет чтением и списыванием с древних рукописей Св. Отцов по церковному и русско-печатному шрифту. По благословению нашего наставника старица служила сестрам опытным советом и утешением в их скорбях и искушениях. Общее уважение сестер и поместного общества возбудило зависть начальствующих лиц монастыря, заподозривших старицу, а впоследствии и меня, как учениц Благочинного, в намерении быть их заместительницами. |
На место Игуменьи Августы, по прошению сестёр, была вызвана из Севского Троицкого монастыря благочестивая монахиня Венедикта, проходившая в оном монастыре, в течение 20 лет, разные монастырские должности, посвящена в сан Игуменьи 1822 года, Октября 14 дня: это была старица добрых правил и духовной жизни, за что все её любили и почитали нелицемерно. Она управляла обителью только 9 лет, но и в этот небольшой срок сделала для неё много полезного. При ней достроена и отделана внутри, основанная при её предшественнице, каменная церковь во имя Тихвинския Божией Матери, и освящена в 1827 году, Сентября 4 дня, Преосвященным Владимиром, Епископом Курским и Белгородским. Она испросила у Графа Дмитрия Николаевича, по случаю увеличившейся на все ценности, прибавку денежного жалованья. Вследствие этой просьбы Граф назначил следующее содержание: Игуменьи 180 руб. ассигн., монахиням по 60 руб., а двум Священникам по 200 руб. ассигн. в год, содержание, которым они и теперь пользуются, а хлебное жалованье и дрова остались на прежнем положении. По её представлению, Граф не велел удерживать оклады на выбывающих монахинь, а предоставлять их в пользу монастыря для послушниц, приготовляющихся на их места. При Игуменье Венедикте монастырь так умножился постройками, что прежняя ограда стала невместительна, почему она и просила у Графа о распространении оной. Монастырь прибавлен почти вдвое, отнесением ограды на юг, по покатости горы, на которой до этого времени был плодовитый сад. По ходатайству Игуменьи, 29 Октября, 1827 года, предписано управляющему Борисовкой выстроить на счёт Графа гостинницу близ монастыря, против Святых Врат, для принятия богомольцев и странных, которые в большом количестве, по пути в Киев, заходят в сию обитель, а также исправить, по мере возможности, неудобную гористую дорогу, ведущую к монастырю. А в 1829 году велено отпускать на содержание заштатных монахинь, послушниц и гостинницы, деньгами по 150 рублей, муки ржаной 25 четвертей, круп 5 четвертей, ежегодно по третям. |
Она управляла обителью только 5 лет, оставив по себе самую благую память по своим редким душевным качествам и попечительности о благоустройстве и украшении обители. В начале 1851 года она оставила Настоятельскую должность по слабости здоровья, и обителью управляла Казначея монахиня Макария; через месяц после сего Игуменья Арсения скончалась о Господе мирною кончиною. На её место, 3-го Февраля, 1852 года, назначена Настоятельницею обители, с производством в сан Игуменьи, Казначея оного же монастыря, монахиня Макария, из Дворян по фамилии Новосильцевых. Она поступила в сей монастырь в 1828-м году, в монашество пострижена в 1836 году. В 1857 году, по представлению Преосвященного Илиодора, за ревностное прохождение своей должности, она награждена от Святейшего Синода золотым наперсным крестом. Скончалась о Господе в 1869-м году, Января 6-го дня на 64-м году от рождения. Игуменья Максимилла Шишкина, из Дворян г. Харькова, в монашество пострижена в сей же пустыни в 1859 году, Марта 29 дня, до определения Настоятельницею проходила пономарское послушание с 1859 по 1869 год. Определена Настоятельницею в Феврале 1869 года, а в 1 день Марта того же года возведена в сан Игуменьи. Достопамятные старицы и сёстры Борисовской пустыни Мы уже видели из исторического обозрения судеб обители, что из числа 12 Настоятельниц, управлявших ею до настоящего времени и уже окончивших своё земное поприще, доселе с особым чувством уважения и признательности произносятся и памятуются имена Игумений: Анфии, Августы, Венедикты, Анатолии, Арсении и Макарии, как таких Настоятельниц, которые к попечению о внутреннем и внешнем благоустройстве обители, присоединяли ещё и спасительную ревность о личном преуспеянии в иноческих добродетелях, являя собою поучительный пример для душ, вверенных их духовному окормлению. |
|