001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии АВВАКУМ (Старов Димитрий, Досифей в монашестве; 1877-1964), схиархим. АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ) АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский АВРААМИЙ (Чурилин Адриан Алексеевич; 1875-1938), еп. Пензенский и Саранский АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГГЕЕВ Константин Маркович (1896-1921), прот. АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АГНИЯ (Чижикова Александра Петровна; 1901-1984), схим.

http://m.pravenc.ru/rubrics/121814.html

Список статей по запросу «Августину» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Августину» найдены статьи: АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский АВГУСТИН 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН [Август], еп. Никомидийский, сщмч. (пам. зап. 7 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский АВГУСТИН (Маркевич Адам Иванович; род. в 1952), архиеп. Львовский и Галицкий АВГУСТИН (Никитин Дмитрий Евгеньевич; род. в 1946), архим., доц. СПбДА АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

https://www.pravenc.ru/text/Августину.html

АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ монофизитский коптский арабоязычный канонист, автор большого компендиума по церковному праву АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки АБУНА почтительное обращение к священнослужителю (не архиерею) у арабоязычных христиан, соответствующее рус. «отец, батюшка» АБХИДХАРМА философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы АВАН древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города) АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АВГУСТИН 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви 93-109 АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) 109-110 110-111 111-112 АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ) АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии 113-114 114-115 АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина

http://pravenc.ru/vol/i.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВГУСТИН предыдущая статья Т. 1 , С. 113 опубликовано: 22 октября 2007г. АВГУСТИН Августин (Петерсон), митр. Рижский Августин (Петерсон), митр. Рижский (Петерсон Августин Адамович; 17.02.1873, Литва - 4.10.1955, г. Гаутинг, близ Мюнхена, Германия), митр. Рижский и всея Латвии. Род. в латыш. правосл. крестьянской семье. По окончании в 1895 г. Рижской ДС служил псаломщиком в храмах и учителем в церковноприходских школах в местечках Сунтажи, Каплава и Либава (латыш. Лиепая) близ Риги. В 1904 г. рукоположен во диакона, затем - во священника, служил в храмах Рижской епархии. В годы первой мировой войны был полковым священником, с 1926 г.- гарнизонным священником в г. Даугавпилсе. С 1934 г. ректор Елгавской ДС. После кончины Рижского архиеп. Иоанна (Поммера) , главы автономной Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ), Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) возложил временное управление ЛПЦ на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) . Однако под давлением гос. власти съезд духовенства и мирян ЛПЦ 31 мая 1935 г. отклонил назначение митр. Елевферия и обратился к К-польскому Патриарху Фотию II с прошением о принятии ЛПЦ в юрисдикцию К-польского Патриархата, одновременно избрав А. кандидатом на кафедру Рижскую и всея Латвии. После принятия в июне 1935 г. ЛПЦ в юрисдикцию К-польского Патриархата на правах автономии в Рождественском кафедральном соборе Риги 29 марта 1936 г. состоялась хиротония А. во епископа Рижского и всей Латвии; в тот же день К-польским Патриархом Фотием II он был возведен в сан митрополита. 5 авг. 1940 г. Латвия вошла в состав СССР, зимой 1940/41 г. митр.

http://pravenc.ru/text/71137.html

В 1933 г. из-за денежной недостачи в церковной кассе З. был отстранен Рижским и Латвийским архиеп. сщмч. Иоанном (Поммером) от настоятельства в кафедральном соборе. Находился под уголовным следствием, был осужден «за бесхозяйственность» на 8 месяцев тюрьмы условно, но по апелляции оправдан. После неканоничного перехода Латвийской Православной Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата митр. Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) отстранил в 1936 г. З. от церковной службы как сторонника сохранения единства с Московским Патриархатом. З. проживал на хуторе Яунземе Рижского у., занимался сельским трудом. После присоединения Латвии к СССР и возвращения Латвийской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата в кон. 1940 г. экзархом Прибалтики Виленским и Литовским митр. Сергием (Воскресенским) З. вновь назначен настоятелем рижского кафедрального собора, восстановлен в должностях члена Синода Латвийской Православной Церкви и начальника Миссионерского стола при Синоде. После начала Великой Отечественной войны был привлечен митр. Сергием к деятельности созданной с санкции немецких оккупационных властей Православной миссии в «освобожденных» областях России (Псковская Православная миссия). В авг. 1941 г. назначен начальником управления т. н. Внутренней миссии, действовавшей на территории Латвии, в кон. нояб. того же года вступил в должность начальника управления Внешней миссии в Пскове. Принимал меры к восстановлению церковной жизни в оккупированных районах на северо-западе России. В окт. 1942 г. З. обратился к нем. администрации с предложением ряда мер по обеспечению «канонического порядка церковной жизни» в оккупированных районах, прежде всего по сохранению «канонической принадлежности православного населения и церковной организации этой территории к Русской Церкви». В нач. 1943 г. на окормляемой миссией территории насчитывалось уже более 200 храмов, действовали церковные школы. Миссия оказывала благотворительную помощь страдавшему от войны мирному населению и военнопленным. З. обратился к населению с воззванием помочь рус. солдатам, оказавшимся в плену, и объявил сбор теплых вещей для них. З. был прост и неприхотлив в жизни. Он объезжал наиболее отдаленные приходы, проводил богослужения, катехизаторские и миссионерские беседы. Выступал со статьями в ж. миссии «Православный христианин». По указанию З. в приходах был начат сбор материалов о гонениях на верующих при советской власти.

http://pravenc.ru/text/182489.html

По решению Синода ЛПЦ 16 июля 1938 г. вдовый прот. Адам Витолс был пострижен в рясофор с именем Александр. На следующий день состоялась его архиерейская хиротония, которую совершили Рижский митр. Августин (Петерсон), Таллинский митр. Александр (Паулус) , Карельский архиеп. Герман (Аав) и Елгавский еп. Иаков (Карп). В 1939 г. Синод ЛПЦ решил расширить границы Ерсикского вик-ства, включив в него видземские (Центр. Латвия) приходы, а также заменить титул епископа на «Мадонский», оставив его кафедру в Даугавпилсе. Если большинство латгальских приходов были русскими, то в Видземе преобладали латышские правосл. приходы (в 1939 в Видземе было 2 рус. прихода с 600 прихожанами и 49 латыш. приходов с 37 тыс. прихожан). 28 марта 1941 г. Мадонский еп. Александр в московском Богоявления соборе в Елохове принес покаяние и был принят в каноническое общение с Московской Патриархией. М. в. было включено в Экзархат Латвии и Эстонии, а еп. Александру были подчинены все латыш. правосл. приходы. Местом пребывания архиерея стала Рига, кафедрой - рижская Вознесенская латыш. ц. 28 февр. 1942 г. он был назначен временно управляющим Рижской епархией, 30 июля того же года скончался в Риге. После этого М. в. не замещалось. Арх.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2347, 2351; Ф. 7462. Оп. 1. Д. 20; Ф. 7469. Оп. 1. Д. 18. Лит.: Сахаров С. П. Православные церкви в Латгалии: Ист.-стат. описание. Рига, 1939; Cherney A., protopr. The Latvian Orthodox Church. Welshpool, 1985; Кулис А. К вопросу об автокефалии Латвийской Православной Церкви в 30-х гг. XX в. // Православие в Латвии: Ист. очерки: Сб. ст. / Ред.: А. В. Гаврилин. Рига, 1993. Вып. 1. С. 65-74. А. В. Гаврилин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561212.html

Повтори свои слова перед Спасовичем. Халдар: Господин судья, тот, кто эти слова записал, по всей видимости, принадлежит к низшей касте. Я уверен, что его ждет смерть на виселице. А за то, что он враг истины, он должен будет реинкарнировать еще тысячу раз в телах разных зверей, пока снова не превратится в человека, но опять из низшей касты. Это заявление вызвало усмешку у некоторых присутствующих. Многие искоса поглядывали на гестаповца и следователя. Первый судья: Значит, Халдар, ты не будешь свидетельствовать против Спасовича? Халдар: Если кто-нибудь решится сказать хоть одно злое слово об этом святом человеке, его душа никогда не вырвется на свободу из мирового круговорота. Мы в Индии поставили бы Спасовича в ряд великих Учителей Гуру. Первый судья: Халдар, сколько вас сейчас в бараке Халдар: Нас столько, сколько вы видите. С капитаном Спасовичем четверо. На прошлой неделе нас было 129. Первый судья: А где остальные? Халдар: Зачем вы смеетесь надо мной, господин судья? Одни с Христом, другие с Магометом, третьи с Брахмой, четвертые с Буддой. Первый судья: Достаточно, Халдар. Второй судья: А ты кто? Американец: Джон Петерсон, сержант–пехотинец. Второй судья: Ты заявил следователю, что в ту ночь Спасович приказал тебе петь американский гимн, а потом вместе с двумя товарищами пойти и убить полковника Адлера. Повтори свои показания перед Спасовичем. Петерсон: Никакой следователь меня ни о чем не спрашивал, и я не давал никаких показаний, а тем более таких. Это подлая ложь! Однако в этом нет ничего странного, ибо здесь весь воздух отравлен ложью, как и запахом человеческой крови. Гестаповец: Полегче, янки, ты не в Америке! Петерсон: Поистине, не в Америке, но в темнице, а лучше сказать, в аду. Второй судья: Значит, Петерсон, тебя никто не допрашивал о Спасовиче? Петерсон: Никто и никогда. Только по дороге в зал суда к нам троим подошел какой-то лощеный немецкий офицер и сказал, что нас расстреляют, если мы не признаем своими те слова, что нам будут прочитаны. Кто-то из зала: Неужели так и было?! Второй судья: А что ты думаешь о Спасовиче?

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=87827

Митр. Кирилл рассказал о реформировании ВСЦ, направленном на достижение равноправного участия Православных Церквей в деятельности Совета, а также о путях преодоления кризиса экуменического движения. В докладе митр. Кирилла были затронуты вопросы межрелигиозного сотрудничества, в рамках которого традиционные религии совместно стремятся к преодолению негативных социальных тенденций и борются за мир. Говоря о работе ОВЦС в сфере взаимоотношений Церкви с государством и обществом, митр. Кирилл перечислил проблемы формирующегося Российского законодательства, с которыми приходится сталкиваться РПЦ, рассказал о консультациях Церкви с президентом, правительством и парламентом по вопросам введения паспорта нового образца. В докладе митр. Кирилла также нашли отражение контакты РПЦ с зарубежными правительствами, международными светскими организациями. В межсоборный период ОВЦС в сотрудничестве с Союзом писателей России и другими общественными организациями организовал и провёл три Всемирных Русских Народных Собора. Митр. Кирилл, констатировав рост интереса светских средств массовой информации к РПЦ, доложил о работе ОВЦС, направленной на удовлетворение потребности светских журналистов в достоверной информации о Церкви. Касаясь деятельности антицерковных изданий, докладчик призвал учитывать при противодействии им опыт зарубежных церквей. Положительно оценив рост паломнического движения, митр. Кирилл выступил против монополии светских коммерческих структур в сфере организации паломнических поездок. В заключение своего доклада Собору митр. Кирилл рассказал о работе «круглого стола по религиозному образованию и диаконии» при ОВЦС, осуществляющего в сотрудничестве с зарубежными христианами и светскими кругами социальное служение и религиозное просвещение в РПЦ. Второй доклад митр. Кирилла был посвящён вопросам взаимоотношений РПЦ с РПЦЗ и старообрядчеством.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

Петра с патриархом в соседнем с больничной комнатой патриарха помещении находилось одно очень близкое к окружению лицо (кто именно это какой причине, я здесь не могу сообщить, т. к. это лицо, возможно, еще живо и находится в пределах досягаемости Советской власти). От него я непосредственно лично слышал приблизительно следующее: «Находясь в соседнем помещении, я слышал, как вошел в комнату патриарха митр. что-то обычным своим голосом или читал, или докладывал патриарху. О чем читал или докладывал митр. Петр, я не слыхал, старался вслушиваться, т. к. ничего необычного в этом визите митр. Петра к больному патриарху не представлялось для меня. Но только я слышал, как патриарх несколько в несколько раздраженном, повышенном тоне прерывал доклад митр. Петра замечанием – «я этого не могу» этого я заключил только, что то, что читал или докладывал митр. Петр патриарху, встречено было последним решительно неодобрительно. Когда митр. Петр вышел из комнаты патриарха, с патриархом вскоре сделалось дурно и началось предсмертное состояние». Это повествование очевидца, которого я хорошо безусловно доверяю, прежде всего снимает с митр. Петра всякую тень возводимого на него без всякого основания тяжелого обвинения, что он будто бы «в бурной предсмертной беседе с назойливостью вырвал у патриарха подпись под указанным документом». В зарубежной печати выдвигалось это сообщалось, что будто бы епископат знал об этой бурной предсмертной беседе митр. одобрил за его «назойливость». Спрашивается: если и допустить, что митр. Петр действительно вел эту «бурную, назойливую беседу», «вырывая» у патриарха подпись, то можно ли допустить, что сам митр. Петр стал бы рассказывать архиереям или кому-либо об этом крайне предосудительном характере своего последнего объяснения с патриархом?! Конечно, нет.

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogradov/o-ne...

Анастасия архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму о необходимости дополнительного приглашения в Германию Записка о планах митр. Анастасия обсудить с РКМ возможность открытия пастырских курсов Из «Проекта организации высшей церковной власти Православной Церкви в России» митр. Серафима (Лукьянова) Письмо архиеп. Серафима (Ляде) митрополиту Анастасию с просьбой выслать его мнение о восстановлении церковной жизни в России Ответное письмо митр. Анастасия Владыке Серафиму Проект восстановления канонической церковной власти в России, предложенный германским ведомствам Архиерейским Синодом РПЦЗ В. Помощь Зарубежной Русской Церкви религиозному возрождению на территории СССР 11 ноября 1941 – 18 ноября 1942 г. Обращение митр. Анастасия к начальнику штаба командующего германскими войсками в Сербии штатсрату Турнеру о разрешении сбора одежды для жителей России Письмо митр. Анастасия архиеп. Серафиму (Ляде) о посылке церковной утвари и книг в Россию Ответное послание митр. Серафима Сообщение митр. Анастасия архиеп. Серафиму об отправке новой партии священных предметов Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ Г. Деятельность РПЦЗ на Балканах в 1942–1943 гг. 16 июня 1942 – 24 октября 1943 г. Телеграмма представителя Германского МИД в Сербии своему начальству о непризнании митр. Анастасием Хорватской Православной Церкви . Сообщение Германского посольства в Хорватии в свой МИД о переговорах с главой Хорватской Православной Церкви митр. Гермогеном 83. Рапорт командира I бригады начальнику охранной группы о необходимости прекращения в войсках молений о Сербском королевском доме и Патриархе Гаврииле Письмо архиеп. Анастасия начальнику Русской охранной группы Б. А, Штейфоиу о необходимости поминовения короля и Патриарха Резолюция Архиерейского совещания РПЦЗ 21–26 октября 1943 г. о необходимых мерах для борьбы с безбожием Д. Германская церковная политика на Балканах в конце Второй мировой войны.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/politi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010